Научная статья на тему 'Инвестиционный механизм в условиях регионализации экономики аграрного сектора'

Инвестиционный механизм в условиях регионализации экономики аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карибджанян Галина Самвеловна

Рассмотрена сущность инвестиционного механизма аграрного сектора региона, определены факторы, влияющие на его формирование. Предложены мероприятия, направленные на оптимизацию функционирования инвестиционного механизма в агропромышленном комплексе на примере Ставропольского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный механизм в условиях регионализации экономики аграрного сектора»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дроздова И.В., Малафеев О.А., Дроздов Г.Д

Проблемы реконструкции жилищно-коммунального хозяйства мегаполиса. СПб.: СПбГУСЭ. 2007. 230 с.

2. Свистунов Н.И. Концессии как инструмент активизации международных инвестиционных проектов в России // Экономика строительства. 2004. № 5. С. 77-86.

3. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. М.: Изд-во Экономика, 2004. 605 с.

4. Суворова А.П. Корпоративное управление развитием строительного комплекса региона. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. 278 с.

Карибджанян Г.С.

инвестиционный механизм в условиях регионализации экономики аграрного сектора

Проблема инвестиций в экономической науке неисчерпаема вследствие вечного стремления к саморазвитию, как к необходимому условию предпринимательства в любой сфере. Между тем, макроэкономика, как известно, опирается на экономику отдельных регионов. Для Российской экономической системы характерна особая региональная причинность, обусловленная историческими особенностями развития ее субъектов. В связи с вышеназванными обстоятельствами, региональный инвестиционный механизм представляет собой интересный объект для исследования, т. к. поиск дополнительных методов и приемов инвестирования на уровне субъектов РФ является непременным условием существования бизнеса любой отрасли экономики. Что касается аграрной сферы, то проблема привлечения инвестиций в эту отрасль давно не сходит с уст деятелей науки, бизнесменов и политиков. Государство, начиная с 2005 года, активизировало меры по стабилизации аграрного сектора экономики путем внедрения приоритетного национального проекта "Развитие АПК".

Практика реализации нацпроекта в агропромышленном комплексе доказала его эффективность, однако имеющиеся в отрасли проблемы не решены окончательно. Необходимо повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции, обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, занятость сельского населения, повышение уровня его жизни, а также воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов. Для стабилизации российского АПК важным моментом является формирование эффективно функционирующего рынка сельско-

хозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего повышению объема инвестиций в сфере сельского хозяйства. Особого наблюдения требует соотношение индекса цен на сельскохозяйственную продукцию и индекса цен на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен.

Для обеспечения устойчивого развития аграрного сектора необходимо разобраться в понятийном аппарате инвестиционной деятельности на уровне региональной экономики. В экономической литературе достаточно много учебных пособий, посвященных проблеме инвестиций, определяющих их виды, способы формирования, методы оценки результативности инвестиционных проектов и их финансирования. Однако недостаточно изучено понятие "региональный инвестиционный механизм", требующее уточнения категории "инвестиции" на мезо уровне. В связи с этим необходимо сначала определить взгляды отечественных экономистов на инвестиционную деятельность регионов РФ, далее конкретизировать механизм их привлечения и использования непосредственно в Ставропольском крае.

В самом общем виде уровень инвестиций, направленных на увеличение основного капитала зависит от структуры совокупного спроса. Это определяется самим механизмом рыночного хозяйства. Спрос является общественным ориентиром для товаропроизводителей и инвесторов (делать или не делать инвестиции). Далее на инвестиции

влияет норма процента, которая указывает на степень доступности заемных средств для товаропроизводителей. Низкий уровень реального процента способствует росту инвестиций, в то же время он сдерживает сам процесс накопления денежных средств финансовыми посредниками. Однако, по Кейнсу, при высоком уровне процента приобретает большую силу другая зависимость. Она состоит в том, что высокий уровень процента сокращает объемы инвестиций, а это создает тенденцию к снижению общей величины занятости, дохода, и, следовательно, потенциального накопления [6]. Среди совокупности факторов, определяющих инвестиционный климат в России, Я.С. Мелкумов выделяет следующие: экономические, финансовые, социально-политические и правовые [5]. Экономические и финансовые факторы включают в себя наличие налогового пресса, отсутствие надежности банковской системы, дефицит региональных и местных бюджетов, высокие цены на энергетические ресурсы, инфляцию и общий спад производства. Негативно на инвестиционные процессы влияет, по мнению автора, социально-политическая нестабильность, низкие темпы проведения экономических реформ. В результате наблюдается резкое расслоение населения по

доходам, коррупция и высокий уровень криминализации. К правовым факторам относится частая сменяемость отдельных законодательных актов и низкий уровень их исполнения.

В связи с данными негативными явлениями можно выделить специфические риски инвестиционной деятельности в России, к которым относятся, прежде всего, риск неплатежеспособности (применительно к партнерам по бизнесу, а также связанный со снижением уровня ликвидности оборотных средств) [4]. Ковалев В.В. выделяет риск финансовой неустойчивости предприятия, т. к. значительная часть российских предприятий имеет неудовлетворительную структуру баланса, а также инфляционный, маркетинговый и криминогенный риск. Инфляционный риск связан с возможностью обесценения ожидаемых доходов от инвестиционного проекта, маркетинговый представляет собой риск недополучения дохода в связи с изменением объема реализации и эксплуатационных издержек. И, наконец, криминогенный риск, характерный для российских условий, обусловлен процессами "передела" собственности, которые сопровождаются силовыми захватами предприятий, несоблюдением прав частных инвесторов.

Рис. 1. Факторы, влияющие на инвестиции

Совокупность важнейших факторов, воздействующих на инвестиционный процесс, можно изобразить в виде схемы (рис. 1).

В результате изучения проблемы инвестиций на мезо уровне можно определить содержание регионального инвестиционного механизма, который на наш взгляд, представляет собой совокупность способов и приемов инвестирования, включающую в себя сложную систему взаимодействия субъектов и объектов инвестиционной деятельности, инвестиционных ресурсов, социально-политических и правовых факторов, определяющих инвестиционный климат региона.

Такая система нуждается в четкой координации со стороны федерального центра, целью которой должно стать формирование единого инвестиционного пространства России, укрепление ее позиций как надежного партнера. Необходимо устранить жесткую борьбу регионов за инвестора, обеспечить совместные усилия центральных и региональных органов власти для обобщения опыта, полученного на местах и разработки системы льгот и гарантий инвесторам.

Инвестиционная политика Ставропольского края направлена на оптимизацию условий деятельности отечественного и иностранного бизнеса. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в форме законодательного и программно-целевого регулирования, поддержки и контроля. Оно включает: предоставление налоговых льгот, бюджетных кредитов, выделение субсидий, установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края; предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налога, размещение бюджетных инвестиций; предоставление инвестиционных налоговых кредитов. На конкурсной основе субъекты инвестиционной деятельности могут использовать государственные гарантии Ставропольского края. При этом государственная поддержка не может быть оказана предприятиям, находящимся в стадии реорганизации или ликвидации, а также имеющим задолженность по уплате налогов и сборов.

Правительство Ставропольского края в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития ежегодно разрабатывает перечень приоритетных инвестиционных проектов, который утверждается Государственной Думой [2]. Подразумевается, что субъекты инвестиционной деятельности могут заключать инвестиционные соглашения с Правительством, в которых определяется перечень обязательных

к достижению показателей, характеризующих получение экономического и иного полезного для Ставропольского края эффекта от реализации приоритетных инвестиционных проектов. В случае снижения уровня бюджетной эффективности по сравнению с уровнем, предусмотренным инвестиционным соглашением, финансовые средства, выделенные из бюджета Ставропольского края, подлежат возврату в пропорции, равной соотношению фактической и проектной бюджетной эффективности в объеме полученных средств с учетом индекса-дефлятора.

Бюджетные кредиты на Ставрополье субъектам инвестиционной деятельности выдаются на условиях возмездности и возвратности при условии вложения ими в реализацию инвестиционного проекта не менее 30 процентов собственных финансовых средств. Налоговые льготы предоставляются при исчислении налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Ставропольского края в зависимости от удельного веса выручки, полученной от реализации приоритетного инвестиционного проекта. При доле выручке свыше 71 % ставка налога на прибыль, уплачиваемого в региональный бюджет определена в размере 13,5 %. Эта льгота действует только с января 2008 года в течение срока окупаемости проекта, хотя необходимость ее внедрения возникла гораздо раньше.

Инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Ставропольского края с привлечением банковских кредитов, на конкурсной основе могут быть предоставлены государственные гарантии за счет средств бюджета для обеспечения их обязательств перед финансово-кредитными учреждениями. Перечень и объем предоставляемых государственных гарантий устанавливаются законом о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год.

Правительство Ставропольского края вправе заключать государственные контракты на оказание услуг для государственных нужд по организации инвестиционного процесса и привлечению инвестиций на территорию региона. По результатам проведения открытого конкурса организации-победителю присваивается статус агентства инвестиций и развития Ставропольского края, которое формирует базу инвестиционных и инновационных предложений, разрабатывает меры, способствующие стабилизации социально-экономического развития проблемных территорий, подготавливает аналитические материалы об инвестиционном потенциале, инвестиционном климате в Ставропольском крае и т. п.

ю

I

ГО

О

55372

41560,6

31706,1 |

24681,4

60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

2004 2005 2006 2007 Годы

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал Ставропольского края

I Объем инвестиций, млн. руб.

Результатом проведения разумной инвестиционной политики на территории Ставропольского края явилось увеличение объема инвестиций, привлеченных в основной капитал. На рис. 2 видно, что за период с 2004 г. по 2007 г. их размер возрос в 2,25 раза.

Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции в Ставропольском крае в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Координацию привлечения иностранных инвестиций в экономику региона осуществляет Правительство Ставропольского края. Государственная поддержка иностранных инвестиций реализуется путем предоставления средств бюджета, государственных гарантий, а также путем изменения срока уплаты налогов, сборов и иных платежей, поступающих в регио-

нальный бюджет. Что касается изменений налоговой нагрузки, то для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект на территории Ставропольского края, гарантируется стабильность в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования.

Объем иностранных инвестиций, по данным комитета государственной статистики Ставропольского края, привлеченных в экономику региона за 2005-2007 гг. возрос в 4,8 раза (с 61038,3 тыс. долларов до 295142,2 тыс. долларов).

В агропромышленной сфере динамика инвестиций подтверждает результативность региональной инвестиционной политики. Особенно сильно возросли иностранные инвестиции в пищевую промышленность (табл. 1).

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал по кодам экономической деятельности

Наименование показателя 2005 2006 2007 2007 к 2005 в %

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, млн. руб. 2068,0 3923,2 6818,3 в 3,3 раз

Производство пищевых продуктов, включая напитки и табака 856,9 931,3 1832,4 в 2,1 раз

Иностранные инвестиции в сельское хозяйство, тыс. долларов США 1742,9 0,0 3621,6 в 2,1 раз

Иностранные инвестиции в производство пищевых продуктов, тыс. долларов США 991,5 1626,8 19421,6 в 19,6 раз

Основой формирования инвестиционных ресурсов организаций агропромышленной сферы является капитал, предназначенный к реинвестированию. Формами такого капитала выступают:

- амортизационные отчисления по основным средствам и амортизируемым материальным активам;

- средства, полученные от реализации выбывающих капитальных активов;

- поступления от продажи отдельных финансовых инструментов инвестирования и другие.

Ныне более половины собственных средств предприятий в источниках инвестиций представлены амортизационными отчислениями, тем не менее, имеются существенные резервы увеличения последних и, соответственно, возможно дальнейшее их использование в качестве источников капиталовложений. К факторам, сдерживающим рост амортизационных отчислений, следует отнести:

- наличие большого количества физически изношенного оборудования, по которому суммы амортизационных отчислений минимальные либо отсутствуют (в случаях использования оборудования сверх установленного срока);

- ограниченное применение метода ускоренной амортизации активной части основных фондов;

- недостаток у предприятий финансовых средств на покупку высокотехнологичного оборудования, которое, как правило, является дорогостоящим.

Эффективное формирование инвестиционных ресурсов в разрезе отдельных их источников является важнейшим условием финансовой устойчивости организаций аграрного сектора. Рациональная структура источников формирования инвестиционных ресурсов позволяет снизить уровень инвестиционных рисков в предстоящей деятельности и предотвратить угрозу банкротства.

Собственных источников формирования инвестиционных ресурсов недостаточно для эффективного функционирования сельскохозяйственной организации. Это связано с тем, что большинство хозяйств низкорентабельны, либо убыточны. Поэтому инвестиционная деятельность в АПК должна осуществляться за счет привлеченных средств, среди которых существенную долю будут занимать долгосрочные кредиты и средства государственной поддержки, обеспечивающие конкурентоспособность внедрения высокоэффективных и коммуникативных технологий в отрасль.

Для стабилизации и создания условий для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства Государственной Думой Ставропольского края был принят закон "О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае" № 61-кз от 20.11.2007 г [3].

Этот нормативный акт предусматривает субсидирование за счет средств краевого бюджета расходов на реализацию программ по стабилизации сельхозпредприятий в размере 40 процентов. Программы должны разрабатываться сельхозпредприятиями самостоятельно и включать в себя системы финансово-экономических, организационных, технологических мероприятий, направленных на вывод из финансово-неустойчивого состояния.

В законе определены критерии финансовой неустойчивости сельскохозяйственных организаций Ставропольского края, которые включают в себя нормативы коэффициентов автономии, обеспеченности собственными оборотными средствами, текущей ликвидности. Методика расчета показателей прилагается к закону.

Средства государственной поддержки в рамках реализации программы должны быть направлены на возмещение части затрат на:

1) приобретение для проведения сезонных полевых сельскохозяйственных работ запасных частей, горюче-смазочных материалов, семян, минеральных удобрений и средств защиты растений;

2) компенсацию лизинговых платежей на приобретение сельскохозяйственной техники, племенных животных;

3) оплату услуг по энергоснабжению, водоснабжению, газоснабжению, водоотведению на объектах сельскохозяйственного назначения.

Необходимо отметить, что на федеральном уровне в этой области был принят закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" N° 83-ФЗ от 09.07.2002 года, который установил правовые основы реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В целях настоящего закона, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции за предшествующий год составила не менее 50 процентов [1].

Согласно краевому закону "О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае", господдержка будет оказана только сельхо-зорганизациям, доля выручки которых от реализации соответствующей продукции не менее чем 70 процентов, и состояние финансовых ресурсов которой не обеспечивают ее развитие на основе роста прибыли и капитала, сохранение ее платежеспособности и кредитоспособности.

В связи с этим возникает спорная ситуация, которая создает дифференцированный подход при оказании господдержки субъектов экономики аграрного сектора. Недовольство краевым законом № 61-кз высказал министр сельского хозяйства Ставропольского края В.В. Кулинцев: "...считаю, что принятие инициированного группой депутатов Государственной Думы Ставропольского края Закона "О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций", для реализации которого из краевого бюджета не предусмотрено выделения ни рубля дополнительных средств, не принесет никакой пользы. Реализация этого закона приведет к лишению юридической самостоятельности слабых сельхозорганизаций, а привлеченные инвесторы в первую очередь уничтожат животноводство".

Таким образом, для полноценного функционирования инвестиционного механизма в аграрном секторе необходимо в первую очередь обеспечить региональную правовую базу, способствующую реализации федеральных законов с учетом специфики субъекта РФ.

Улучшение инвестиционного климата АПК Ставропольского края должно стать одним из

приоритетных направлений работы министерства сельского хозяйства и министерства экономического развития и торговли. В 2008-2012 годах региональная аграрная политика должна исходить из необходимости:

- организации консультационной работы по использованию льготного режима налогообложения сельскохозяйственного производства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

- проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и совершенствования законодательной базы, касающейся финансового оздоровления;

- развития земельной ипотеки как важнейшего условия обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам.

Необходимо проведение агитационной работы, направленной на привлечение кредитных организаций для оформления крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам права на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, а также для формирования пакета документов, необходимых для предоставления указанным заемщикам субсидий. Органы государственной власти Ставропольского края должны способствовать возрастанию спроса на кредитные ресурсы для аграрного сектора, снижению ставок и росту объемов заимствований, т. е. обеспечить доступность использования внешних источников финансирования инвестиций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 09.07.2002 года № 83-ФЗ (ред. от 29.06.2004) "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". НПС "КонсультантПлюс".

2. Закон Ставропольского края от 01.10.2007 N° 55-кз (с изм. от 26.12.2007) "Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае". НПС "КонсультантПлюс".

3. Закон Ставропольского края от 20.11.2007 № 61-кз "О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в

Ставропольском крае". НПС "КонсультантПлюс".

4. Инвестиции: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. М.: ООО "ТК Велби", 2003. 440 с. С. 46.

5. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. 248 с. С. 7.

6. Чекмарев В.В., Гибало Н.П. Шершунов В.А.

Инвестиционный механизм в регионе: монография.-Кострома. КГУ 2000. 95 с. С. 18-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.