механизм регулирования
процесса воспроизводства
материально-технических ресурсов
е. и. костюкоил,
кандидат экономических наук, доцент ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
Современные экономические условия, в которых функционирует аграрное производство, характеризуются отсутствием действенного экономического механизма регулирования воспроизводственных процессов, в том числе и воспроизводство материально-технических ресурсов, израсходованных на изготовление сельскохозяйственной продукции. Исходя из того, что всякое материальное производство начинается с инвестиций в основной и оборотный капитал, экономический механизм регулирования воспроизводства материально-технических ресурсов должен включать мероприятия, регулирующие процессы потребления ресурсов и инвестиций в их воспроизводство. Понятие «воспроизводство» — это не что иное, как накопление материальных ценностей и финансов.
Главная функция накопления — преумножать и обновлять средства производства, обеспечивая тем самым процесс воспроизводства материальных благ, за счет которых удовлетворяются потребности населения страны. Следовательно, процесс воспроизводства материально-технических ресурсов всецело направлен на обеспечение непрерывного процесса производства материальных благ, потребляемых обществом.
Перспективы преодоления последствий экономического спада в аграрной сфере на современном этапе развития во многом определяются сформи-рованностью и действительностью экономического механизма активизации воспроизводственного процесса на инновационно-инвестиционной основе. Именно такой экономический механизм является важнейшим элементом процесса модернизации, обеспечивающей обретение воспроизводственной структуры аграрного производства нового качества — коренного обновления технико-технологической базы как основы устойчивых темпов сельскохозяйственного производства. Однако в отечественной
экономической литературе недостаточно отражены технологические сдвиги в агропромышленном комплексе, предопределяемые именно воздействием инноваций, отсутствуют концепции, полно и корректно описывающие экономические механизмы, обеспечивающий ускоренный переход к принципиально новым технологиям при реализации крупных инвестиционных проектов, организационные подходы! к использованию современных маркетинговых стратегий, обеспечивающих продвижение произведенной в аграрной среде конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции потребителям на внешнем и внутреннем рынках, систему внешних условий, обеспечивающих воспроизводство инновационной инфраструктуры сельскохозяйственного производства. В этой связи задача выявления условий, возможностей и ограничений обеспечения инновационного характера инвестиционного процесса в условиях модернизации аграрной сферы региона, избранного в качестве объекта углубленного изучения проблемы воспроизводства материально-технических ресурсов, является весьма актуальной. Ее решение целесообразно начать с изучения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов аграрного производства в период реформирования экономики агропромышленного комплекса страны 1990 — 2006 гг.
С начала формирования рыночной экономики сельскохозяйственное производство регионов и страны в целом испытывает острейший недостаток инвестиционных ресурсов для воспроизводства материально-технических ресурсов, практически полностью отсутствуют внутренние источники накопления — амортизационные отчисления и прибыль. Учитывая то, что в начале реформ, особенно начиная с 1998 г., до 70 % сельскохозяйственных организаций по разным причинам превратились из рентабельных в убыточные, расходы на
производство существенно превышали доходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции. Таким образом, у них не стало ни прибыли, ни амортизационных отчислений — основных источников накопления капитала. Отсутствие инвестиционного денежного оборота, формирующего инвестиционный спрос и инвестиционное предложение, привело в целом к сокращению производства товарной продукции и разрушению производственного потенциала села.
В целях изучения данной проблемы нами проведен анализ финансовых результатов на основании показателей, содержащихся в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках» годового отчета. Полученные результаты свидетельствуют, что от реализации продукции, работ, услуг сельскохозяйственные организации лишь в последние годы имели прибыль. Поэтому выручка от реализации покрывала производственные затраты лишь в прибыльных хозяйствах. На формирование чистой прибыли (убытка) оказывают значительное влияние многие факторы. Так, прочие операционные расходы больше прочих операционных доходов. В то же время внереализационные расходы значительно меньше внереализационных доходов. Налог на прибыль и другие аналогичные платежи превышают суммарные субсидии, чрезвычайные расходы превышают чрезвычайные доходы. В итоге чистая прибыль в анализируемые годы составила незначительные суммы, соответственно рентабельность по балансовой прибыли оказалась низкой (табл. 1).
В 2000 г. из 27 835 сельскохозяйственных организаций было убыточных — 17 328 (62,3 %), в 2001 г. число их уменьшилось до 55,2 %, но в 2002 г. число убыточных опять увеличилось на 4 % и стало 16 441 хозяйство, но в 2005 г. произошло уменьшение их до 39, 7 % и стало 7 300 единиц, сумма убытка составила 22 млрд руб.
Финансовое состояние убыточных хозяйств подвержено значительным колебаниям из-за влияния на него множества факторов (диспаритета цен, налоговой нагрузки и др.). В результате значительная часть прибавочной стоимости (прибыли) изымается у сельского хозяйства в пользу других отраслей АПК и народного хозяйства страны. В этой связи преодоление экономического кризиса и создание объективных предпосылок для устойчивого подъема реального сектора экономики сельского хозяйства России невозможны без инвестирования собственных средств в обновление основного капитала, т. е. в воспроизводство материально-технических ресурсов аграрного производства.
Для того чтобы определить, как происходит этот процесс, мы проведем анализ состояния воспроизводства основных средств сельскохозяйственных организаций в целом по Российской Федерации, который свидетельствует, что они в стоимостном и материальном выражении начиная с 2000 по 2003 г. уменьшались более высокими темпами, чем пополнялись и обновлялись. За этот период в целом показатели прироста основные производственных средств сельскохозяйственного
Таблица 1
Динамика финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных организаций Российской Федерации в текущих ценах, млрд руб.
Показатель 1990 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Сельскохозяйственные организации, всего, 26 304 27 835 29 086 29 911 22 100 20 600 19 000
в том числе убыточные - 17 328 16 041 16 441 10 800 7 200 7 600
Себестоимость реализованной продукции 77,4 216,5 270,1 261,3 363,3 339,0 402,5
Выручка от реализации продукции 107,9 231,6 298,5 292,8 374,2 37,89 434,7
Прибыль (убыток) от реализации 30,5 13,4 26,2 28,9 10,9 39,9 32,2
Операционные доходы - 16,6 17,3 14,9 21,3 22,4 31,1
Операционные расходы - 16,6 21,5 17,8 25,7 27,7 35,1
Внереализационные расходы (убытки) 4,5 8,2 13,1 11,3 19,0 27,7 26,7
Внереализационные доходы (прибыли) 4,6 3,1 4,3 15,6 28,3 56,1 41,5
Дотации и компенсации - 8,9 12,1 14,0 16,8 20,4 25,5
Прибыль (убыток) до налогообложения 30,6 12,9 23,9 29,0 10,2 41,8 34,8
Налог на прибыль и другие налоговые платежи - 16,1 10,3 8,9 68,2 70,9 45,6
Прибыль (убыток) от основной деятельности - -2,2 13,7 20,0 16,7 35,3 37,3
Чрезвычайные доходы - 2,3 2,5 2,3 4,3 2,3 0,7
в том числе компенсация из бюджета - 2,3 2,4 2,2 4,0 2,1 0,2
Чрезвычайные расходы - 3,5 3,5 3,3 8,5 3,5 2,3
Читая прибыль (убыток) отчетного года 30,6 -3,4 12,7 19,1 11,7 29,1 37,3
Рентабельность по балансовой прибыли, % 39 -1,6 4,7 7,3 3,0 10,9 8,0
назначения оказались отрицательными (таб. 2). И только последние два года был незначительный прирост — 1,9 и 4.5 % соответственно.
По машинам, оборудованию, транспортным средствам ситуация складывается благоприятная. В течение всего анализируемого периода ввод новых материально-технических ресурсов в целом по МСХ РФ превышал их выбытие. Хотя в первые три года (2000 — 2002 гг.) превышение было незначительным, всего лишь от 0,2 до 5,2 %. Это значительно ниже норматива. Однако три последних года (2003 — 2005 гг.) ввод был значительным, превышающим выбытие более чем в 2 раза, а в 2005 г. почти в 3 раза.
Данные таблицы рассчитаны по сводным годовым отчетам сельскохозяйственных организаций МСХ РФ.
Однако следует отметить, что износ зданий и сооружений составляет 60 %, и основная часть машин и оборудования выработала свой нормативный амортизационный срок, а оставшаяся их часть изношена на 70 %. В настоящее время воспроизводство машинно-тракторного парка осуществляется в основном за счет амортизационных отчислений и лизинга, хотя средства лизингового фонда составляют лишь 11,9 % от общей суммы средств, т. е. основным источником преобразования новой техники остаются амортизационные отчисления и прибыль сельскохозяйственных организаций. Если учесть, что оплата лизинга технических ресурсов
осуществляется за счет амортизационных отчислений и прибыли, то оказывается, что источником воспроизводства материально-технических ресурсов являются только средства сельскохозяйственных организаций.
Важную роль в обеспечении устойчивого развития агропромышленного производства на инновационно-инвестиционной основе играет организационно-экономический механизм регулирования воспроизводства материально-технических ресурсов в рамках сельскохозяйственных организаций административного района, региона, округа и страны в целом.
Однако такой механизм до настоящего времени экономической наукой не предложен, что сдерживает воспроизводственный процесс материально-технических ресурсов в аграрной сфере АПК.
В последнее время в финансово-экономической лексике широко используется термин «механизм», который позаимствован из физико-технической терминологии. В общем виде под термином «механизм» понимается определенная совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющая заданную функцию. Под определением «механизм регулирования процессов воспроизводства материально-технических ресурсов в аграрном секторе АПК» следует понимать определенную совокупность экономических мер и мероприятий, проводимых органами государственной власти и управления различных уровней — страны, реги-
Таблица 2
Динамика воспроизводства основных производственных средств в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации в текущих ценах, млрд руб.
Показатель 1990 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
основные производственные средства, млрд руб.:
на начало года 186,3 849,9 831,1 775,9 835,9 766,4 729,7
на конец года 196,6 837,8 815,1 771,2 830,6 781,6 763,5
введено за год 24,0 48,3 65,1 81,1 89,5 100,6 118,0
выведено за год 13,7 60,4 81,1 85,8 94,8 85,5 84,1
Коэффициенты, % ввода 12,9 5,7 7,8 10,5 10,7 13,1 16,2
выбытия 7,4 7,1 9,8 10,1 11,4 10,9 11,0
обновления 12,2 5,8 8,0 10,5 10,8 12,9 15,5
прироста 5,5 -1,4 -1,9 -0,6 -0,7 1,9 4,5
в том числе машины, оборудование, транспортные средства:
на начало года 41,3 185,1 178,2 187,6 193,3 199,7 221,3
на конец года 44,0 185,4 190,1 197,2 208,5 227,6 259,2
введено за год 7,2 18,3 28,4 35,9 40,5 50,3 62,6
выведено за год 4,5 17,9 25,5 26,3 25,3 22,4 24,7
Коэффициенты, % ввода 17,4 9,9 15,2 19,2 21,5 25,2 28,3
выбытия 10,9 9,7 13,6 14,0 12,1 9,9 9,5
обновления 16,3 9,9 14,9 18,2 19,4 22,1 24,2
прироста 15,7 0,1 1,5 5,2 7,3 12,3 14,6
она, административного района, предприятий, организаций, посредством которой осуществляется прямое и косвенное воздействие государственных органов власти и хозяйствующих субъектов на воспроизводственные процессы в АПК, в том числе и материально-технических ресурсов. По мнению автора, данный механизм должен выполнять следующие регулирующие функции (см. рисунок):
1. Одним из важных элементов механизма воспроизводства материально-технических ресурсов является законодательное регулирование амортизационной политики. Необходимо законодательно установить целевое использование амортизационных отчислений. Так, принятое Правительством Российской Федерации постановление, разрешившее использовать амортизационные отчисления как обычные финансовые средства на осуществление различных текущих платежей по хозяйственной деятельности. Из-за чего приостановилось воспроизводство материально-технических ресурсов, обновление технического потенциала сельскохозяйственных организаций.
2. Регулирование доходности субъектов аграрного сектора АПК путем увеличения дотаций и компенсаций к ценам на материально-технические ресурсы промышленного происхождения, покупаемые сельскохозяйственными организациями,
позволит повысить их покупательную способность на рынке материально-технических ресурсов.
Обеспечение необходимого уровня доходности сельских производителей, который государство может организовать путем увеличения выделения финансовых средств на доведение уровня дотаций и компенсаций производственных затрат на производство сельскохозяйственной продукции с 5 — 6 % в 2005 — 2006 гг. до 40—45 %, как это делает правительство США и стран Европейского союза. Тогда все наши убыточные хозяйства станут прибыльными и рентабельными, привлекательными для различных инвесторов, или смогут осуществлять воспроизводство материально-технических ресурсов за счет собственных инвестиций, внутрихозяйственных финансовых источников.
3. Освобождение сельскохозяйственных организаций от уплаты части налогов имеет важнейшее значение в реализации процессов воспроизводства материально-технических ресурсов в аграрной сфере. Ибо суммы уплаты налогов с пенями и неустойками сельскохозяйственными организациями в 3-4 раза превышают государственные субсидии сельскому хозяйству страны, что усугубляет их финансовое состояние, лишает платежеспособности на рынке материально-технических ресурсов. Это мероприятие позволит уменьшить налоговое бремя
Блок-схема формирования механизма регулирования воспроизводства материальных ресурсов в сельском хозяйстве
сельских производителей, уменьшить изъятие финансовых средств из сельского хозяйства на 15 — 20 млрд руб. При этом в первую очередь необходимо освободить их от уплаты налога на добавленную стоимость, который в настоящее время изымается не с добавленной стоимости, а с суммы выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, т. е. с продаж. При такой системе налогообложения налог на добавленную стоимость платят даже убыточные сельскохозяйственные организации, которые не имеют добавленной стоимости. Освободив их от уплаты данного налога, многие из них превратятся из убыточных в прибыльные, рентабельные, смогут вкладывать средства в воспроизводство материально-технических ресурсов, вести расширенное сельскохозяйственное производство.
4. Снижение тарифов на ресурсы топливо-энергетических комплексов РАО «ЕЭС», Газпрома, Нефтекомплекса, а также транспорта и связи, в которых государство владеет частью собственности и может оказывать регулирующее влияние на уровень цен на энергоносители, транспортные услуги и связь, которые в настоящее время достигли неимоверного уровня и ежегодно выкачивают из сельского хозяйства по 40 — 50 млрд руб., лишая их возможности заниматься воспроизводством материально-технических ресурсов.
Ведь только от неоднократного повышения цен на ГСМ, электроэнергию, минеральные удобрения и запасные части для МТП сельскохозяйственных организаций в 2004 г. было изъято из бюджета сельского хозяйства 42 млрд руб., а в 2006 г. — более 50 млрд руб. Это более половины средств, выделяемых государством на финансовую поддержку сельского хозяйства страны. Возвращение сельскохозяйственным организациям только незаконно изъятых более 100 млрд руб. за последние 3-4 года превратит их из убыточных в рентабельные, платежеспособные и привлекательные для внешних инвесторов.
5. Очень важную роль в регулировании процесса воспроизводства материально-технических ресурсов играет реструктуризация просроченных платежей в госбюджет и внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) и Акционерный инвестиционный фонд (АИФ). Это направление является одним из важнейших в механизме регулирования процессов воспроизводства материально-технических ресурсов в аграрной сфере. Оно превращает сельскохозяйственные организации из должников в платежеспособных субъектов рынка технических средств. При этом
задолженность по платежам в государственной бюджет, во внебюджетные фонды, по расчетам с поставщиками за поставленные материальные ресурсы, пеням и неустойкам, начисленным процентам по кредитам на инвестиции в основной капитал аграрным производителям зачисляется в фонд их инвестиционной деятельности, что стимулируют инвесторов вкладывать средства в экономику сельского хозяйства. Это обусловлено тем, что в настоящее время задолженность только убыточных хозяйств по перечисленным видам кредитования во многих случаях превышает финансовую государственную поддержку всей агарной сферы АПК. Поэтому согласно правительственному положению, если накопленная задолженность сельскохозяйственной организации по краткосрочным и долгосрочным обязательствам, включая штрафы, пени и неустойки, а также начисленные проценты и основной долг, меньше величины инвестиций в воспроизводство основного капитала, то государство должно полностью списывать ее. Если больше, то остаток должен быть реструктурирован государством на срок не менее пяти лет.
Списание задолженности по обязательствам сельскохозяйственных организаций перед поставщиками, подрядчиками, банками и другими кредиторами государство должно полностью брать на себя, создавая для этой цели в регионах специальные компенсационные фонды [1, с. 144].
Но при этом задолженность перед персоналом (коллективом) сельскохозяйственных организаций остается в силе и подлежит ликвидации до полного погашения в обязательном порядке.
Следует отметить, что принятый в 2002 г. Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» не предусматривает реструктуризации долгов сельскохозяйственных организаций, в который вкладывался частный капитал, что существенно сужает круг участников программы финансового оздоровления аграрных товаропроизводителей, хотя в целом закон может освободить основную массу сельскохозяйственных организаций от истинных и виртуальных долгов, вывести их из системного кризисного состояния, сделать их привлекательными для внешних и внутренних инвесторов.
Мы считаем, что для уточнения данного закона, повышения его действительности необходимо дополнение его статей, обеспечивающее льготный режим реструктуризации долгов сельскохозяйственных организаций по использованным частным кредитам.
6. Важным в механизме регулирования воспроизводства материально-технических ресурсов в аграрном секторе АПК является страхование рисков от потери доходности и невозвратности инвестиционных ресурсов при неблагоприятных (кризисных) ситуациях в сельском хозяйстве. Страхование рисков от потери доходности от инвестиций в воспроизводство материально-технических ресурсов в АПК и их возвратности в полном размере с договорными процентами в отоваренные сроки должны осуществлять региональные страховые компании, а уплату страховки обязано взять на себя государство за счет стабилизационного фонда.
При страховании рисков следует учитывать все возможные варианты проявления взаимосвязи различных рисков, что позволит определить приоритетность страховых программ. Страхование в сельском хозяйстве направлено на уменьшение вероятности наступления рисков на всех этапах воспроизводственных процессов.
Страхование инвестиционных рисков при воспроизводстве материально-технических ресурсов для инвесторов проявляется в форме гарантии возврата вложенных средств и получения материальной выгоды от финансового предпринимательства. Использование страхования как метода снижения инвестиционных рисков позволит получить дополнительную систему финансовых гарантий, которая не только обеспечит возврат вложенных средств инвесторам, но и окажет благоприятное влияние на развитие сельского хозяйства в целом, активизирует инвестиционную деятельность сельскохозяйственных организаций, укрепит производственную и социальную инфраструктуры, экономический потенциал аграрного сектора АПК, обеспечит привлечение инвестиций в данную отрасль, активизирует производственно-хозяйственную деятельность сельских производителей [1, с. 146].
7. В механизме регулирования процессов воспроизводства материально-технических ресурсов важную функцию выполняет бюджетное субсидирование первоначального освоения новой техники и технологий сельскохозяйственными организациями. Источниками финансирования первоначального освоения нововведений должны быть:
• средства федерального, региональных и местных бюджетов, выделяемые целевым назначением на ускорение научно-технического процесса в агропромышленном комплексе Российской Федерации;
• собственные свободные деньги сельскохозяйственных организаций (с последующим
возвратом из государственного бюджета), направляемые на текущие расходы по освоению научно-технических достижений собственным производством;
• выручка и прибыль от реализации продукции производства, осваивающего нововведения, освобождение от налогов, в том числе и на добавленную стоимость;
• заемные средства (кредиты) агропромышленного банка Российской Федерации и субъектов (регионов), входящих в ее состав, используемые на приобретение материалов (ресурсов) для изготовления экспериментальной продукции производством, осваивающим новую технику и технологии;
• специальные фонды российского научно-технического общества (НТО) сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности, формируемые из средств заказчиков, кредитов, доходов от пропаганды и рекламы достижений науки и техники, продажи научных разработок [2, с. 40—41].
8. Следующий механизм регулирования процесса воспроизводства материально-технических ресурсов в аграрном секторе АПК, способствующий улучшению финансового состояния сельскохозяйственных организаций как основного фактора воспроизводственных процессов, является государственное регулирование интервенционных цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию.
Часто случается так, что сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают затруднения в реализации произведенной продукции, чем немедленно пользуются перекупщики и забирают ее по мизерным ценам, не покрывающим затрат на ее производство. Таким путем они делают производство сельскохозяйственной продукции убыточным, нерентабельным, лишают сельских товаропроизводителей возможности заниматься воспроизводством израсходованных материально-технических ресурсов и пополнением оборотных средств.
В целях предотвращения подобного явления государство должно совершенствовать свою интервенционную политику относительно сельских товаропроизводителей и в случае переполнения рынка сельскохозяйственной продукцией и снижения цены на нее государство обязано закупить ее у сельскохозяйственных организаций по ценам, обеспечивающим им средний уровень доходности, сложившийся на момент применения политики интервенции. Это существенно улучшит финансовое состояние низкорентабельных и убыточ-
ных хозяйств, укрепит их воспроизводственную деятельность.
9. Следует особо подчеркнуть значение в механизме регулирования воспроизводства материально-технических ресурсов в аграрном секторе АПК понижение уровня диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, покупаемые сельскохозяйственными организациями. Ибо непомерный рост диспаритета цен необоснованно изымает из бюджета сельского хозяйства десятки миллиардов рублей каждый год, лишая возможности сельскохозяйственные организации обновлять свою материально-техническую базу. Решение данной проблемы существенно улучшит финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысит их воспроизводственную способность.
10. Важным элементом в механизме регулирования процесса воспроизводства материально-технических ресурсов является установление льготного налогообложения субъектов аграрного сектора, получающих инвестиционные ресурсы и использующих их по назначению согласно инвестиционным программам и проектам, которое может быть осуществлено государством путем корректировки Налогового кодекса, введенного в действие в 2002 г., негативно сказалось на системе существующих ранее льгот, касающихся стимулирования субъектов, участвующих в инновационно-инвестиционных процессах. Например, сохраняется обязанность сельских товаропроизводителей по уплате НДС. К тому же не с добавленной стоимости, а с продаж, что в несколько раз увеличивает объем данного налога. Уплата акцизов, платы за загрязнение окружающей среды, налога на покупку иностранных денежных средств, государственных и таможенных пошлин, налога на имущество юридических лиц, лицензионных сборов даже при превышении 70 % выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общей выручке сельскохозяйственных организаций.
Особого внимания заслуживают сельхозпредприятия индустриального типа — животноводческие комплексы, птицефабрики и тепличные комбинаты, также сельхозорганизации, в которых не соблюдаются условия по доле сельхозпроизводс-тва — 70 % в общем объеме реализации произведенной продукции, работ и услуг. Ибо перевод этих субъектов на общую схему налогообложения лишает их возможности осуществлять необходимые воспроизводственному процессу инвестиции, превращая их в банкротов [1, с. 146]. Авторы правильно
считают, что в целях ликвидации сложившейся ситуации государству необходимо осуществить следующие регулирующие мероприятия:
— сохранить для указанных сельхозорганиза-ций льготы, установленные по единому социальному налогу, взносам в Пенсионный фонд, по налогу на прибыль в части производства, относящемуся к сельскохозяйственному, независимо от складывающейся структуры производства;
— установить льготы в виде освобождения от налогообложения части прибыли, направляемой на инвестирование воспроизводства основного капитала сельскохозяйственной организации. В этом отношении заслуживает внимания опыт отдельных регионов по разработке и реализации мероприятий по налоговому регулированию инвестиционной деятельности в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса, которая дает право законодательным органам регионов принимать положение по бюджетному стимулированию юридических лиц отраслей, участвующих в инвестиционной деятельности по обновлению и воспроизводству материально-технических ресурсов. Они могут устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов для своих предприятий, а также выделять средства из бюджетов регионов сельскохозяйственным организациям для инвестиционных целей, банкам и лизинговым компаниям регионов. Высвободившиеся суммы денежных средств в результате налогового реформирования направляют сельскохозяйственным организациям региона на пополнение оборотных средств, развитие материально-технической базы и совершенствование производственно-коммерческой деятельности.
Власти регионов своим банкам, холдингам и финансово-промышленным группам, осуществляющим финансирование инвестиционных проектов и региональных целевых программ, должны снижать арендную плату, отчисляемую в региональный бюджет, за помещения, находящиеся в региональной собственности, и плату за землю — в размере до 70 % от начисляемой суммы.
Сельскохозяйственным организациям и другим юридическим лицам, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений в воспроизводство собственных материально-технических ресурсов, региональные власти должны устанавливать дифференцированную льготную ставку по налогу на имущество в части, поступающей в региональный бюджет. Данная льгота должна устанавливаться путем уменьшения налогооблагаемой базы, а балансовая стоимость вновь созданных
или модернизированных основных средств в первые три года, с момента ввода их в эксплуатацию, налогом на имущество не должна облагаться.
Сельскохозяйственным организациям, осуществляющим капитальные вложения в воспроизводство основных средств, власти регионов должны предоставлять льготу по налогу на прибыль в части, поступающей в региональный бюджет в следующих размерах:
— при отношении балансовой стоимости вновь созданных или модернизированных основных средств к общей их стоимости сельскохозяйственной организации, равном 1,0, — налоговая льгота должна составлять 10 %; при отношении от 0,1 до 0,5 включительно — 12 %; при отношении от 0,5 до 0,25 включительно — 14 %; при отношении менее 0,25 — льгота должна составлять 16 %.
При истечении срока окупаемости инвестиций ставка налогов и платежей, зачисленных в региональный бюджет и территориальный дорожный фонд, должны понижаться на срок до трех лет для субъектов инвестиционной деятельности при инвестировании во вновь сформированные организации, у которых основные средства, созданные за счет инвестиций, составляют менее 50 % общего объема основных средств без учета реинвестирования прибыли, налоговые ставки должны понижаться в зависимости от качества вновь созданных рабочих мест или объема инвестиций в следующих размерах:
— при создании от 20 до 50 рабочих мест или осуществлении 2,5 — 25 млн руб. инвестиций в основной капитал — налоговая льгота должна составлять до 10 % от общей суммы начисленных налогов по общей деятельности;
— при создании 50 — 100 рабочих мест или вложениях в основной капитал 25 — 75 млн руб. — налоговая льгота должна составлять до 15 %;
При создании 100 и более рабочих мест или при освоении свыше 75 млн руб. инвестиций в основные средства налоговая льгота должна быть установлена — до 25 %.
Осуществление данных регулирующих мероприятий позволит существенно сократить уровень безработицы в сельской местности, повысить жизненный уровень многих жителей села.
Льготы по налоговым платежам сторонним инвесторам должны устанавливать региональные думы. Ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты, должны устанавливаться в следующих размерах:
— для инвесторов, направляющих средства в реализацию инвестиционных проектов и целевых региональных программ, льготная ставка должна
быть установлена в размере 10 % на срок реализации проекта, целевой инвестиционной программы на 5 лет со дня начала их финансирования;
— для лизингодателей льготная налоговая ставка на прибыль должна устанавливаться в размере 12 % на 3 года со дня начала финансирования инвестиционных проектов.
Ставка налога на прибыль, полученную от реализации инвестиционных проектов предприятиями и организациями всех форм собственности и хозяйствования, зачисляемого в региональный бюджет, должна быть установлена на первый и второй годы эксплуатации в размере 10 %, на третий, четвертый и пятый годы, соответственно, ставка должна быть установлена в размерах — 11, 12, 14 %.
Организациям, направляющим собственные финансовые средства на воспроизводство своей материально-технической базы, региональные органы власти должны предоставлять следующие налоговые льготы:
— организациям всех форм собственности и хозяйствования, создающим новые, проводящим реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение старых основных средств, должна быть установлена льготная налоговая ставка на прибыль в размере 10 % на период с момента начала и до окончания срока реализации инвестиционного проекта до 5 лет со дня начала финансирования его реализации;
— предприятия всех форм собственности, создающие новые основные средства или реконструирующие старые, должны освобождаться от уплаты налога на имущество в региональный бюджет до окончания срока реализации инвестиционных проектов, но не более 5 лет со дня начала их финансирования;
— предприятия всех форм собственности должны освобождаться от уплаты в региональный бюджет земельного налога (арендной платы) с участков, не переданных в доверительное управление, аренду или новое пользование третьим лицам и используемых на срок реализации инвестиционных проектов, но не более 5 лет со дня начала их финансирования.
Наряду с этим может применяться и другой вариант льготного налогообложения субъектов, участвующих в реализации инвестиционных проектов и региональных целевых инвестиционных программ, когда льготы по налогам предоставляются на срок окупаемости инвестиционных проектов, но не более чем на 5 лет:
— налогу на имущество, созданное или приобретенное в процессе реализации инвестиционного
проекта, ставка может быть установлена в размере 50 % налога, зачисляемого в региональный бюджет;
— по налогу на имущество организаций, производящих подакцизную продукцию и осуществляющих инвестиции в реконструкцию или пере-вооружених единого технологического процесса не менее чем на 300 млн руб. в год, ставка должна быть установлена в размере 50 % от налога, зачисляемого в региональный бюджет;
— по земельному налогу на участки, используемые под строительство, ставка должна быть установлена в размере 50 % от налога, зачисляемого в региональный бюджет. Данная льгота не распространяется на земельные участки, переданные в аренду, доверительное управление или иное пользование;
— по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции, произведенной мощностями, созданными в процессе реализации инвестиционных проектов, ставка может быть установлена в размере 4 % от налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет.
Осуществление на практике предлагаемых регулирующих мероприятий существенно укрепит финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, позволит им обновить материально-техническую базу, повысить инвестиционную привлекательность со стороны внутренних инвесторов.
11. Важным регулирующим мероприятием является предоставление инвестиционного кредита для воспроизводства материально-технических ресурсов в аграрном секторе АПК, которое позволит сельским организациям отсрочить уплату части налоговой задолженности по налогам, зачисляемым в региональный бюджет в период дефицита собственных финансовых ресурсов для уплаты налогов в установленные сроки, предотвратит начисление штрафов, пеней и неустоек за неуплату налогов в срок.
По региональным налогам инвестиционный кредит может предоставляться государством сельскохозяйственным организациям по основаниям для региональных налогов либо при наличии одной из следующих причин:
— осуществление сельскохозяйственной организацией в основной капитал (основные средства производства);
— разработка и реализация сельскохозяйственной организацией программы реформирования производства, включаемой в инвестиционную региональную программу на соответствующий год.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен сельскохозяйственной орга-
низации на срок от года до пяти лет. Процентная ставка за пользование кредитом устанавливается в зависимости от размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В общем понятии «инвестиционный налоговый кредит» представляет собой процесс превращения не уплаченного сельскохозяйственной организацией налога в государственный кредит для нее с уплатой в конце срока установленного процента за пользование данным кредитом. Это регулирующее мероприятие предотвращает превращение сельскохозяйственной организации в должника, укрепляет ее финансовое состояние.
12. Важным элементом в механизме регулирования процессов воспроизводства материально-технических ресурсов является субсидирование части банковского процента по коммерческим кредитам.
Субсидирование части банковского процента (стоимости) инвестируемого капитала позволит получателям кредитов сократить финансовые расходы на оплату за пользование заемными финансовыми средствами, что будет способствовать укреплению финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций, повышению их инвестиционной привлекательности.
13. Важную регулирующую роль выполняет пролонгация долгов сельскохозяйственной организации или капитализация их в производство с гарантией государственных органов по существу представляет то же, что предоставление налогового кредита. Поэтому нет необходимости раскрывать его экономическую сущность. Лишь напомним, что просроченные долги по различным кредитам пролонгируются как полученные кредиты на новый срок. Эта регулирующая процедура превращает сельскохозяйственную организацию из должника в обычного заемщика инвестиционных ресурсов, тем самым укрепляет ее финансово-экономическое состояние.
14. Очень важное значение в механизме регулирования процессов воспроизводства материально-технических ресурсов имеет снижение процента платы за пользование лизинговым имуществом. Лизинг выступает в основном как источник государственного кредитования воспроизводства материально-технической базы сельскохозяйственных организаций в условиях дефицита собственных инвестиционных ресурсов, когда хозяйства не в состоянии приобрести материально-технические ресурсы через рынок с полной оплатой сразу.
В целях укрепления материально-технической базы сельского хозяйства и развития лизинговых
операций в АПК с 1994 г. из средств федерального бюджета был сформирован лизинговый фонд, который был распределен между тремя коммерческими компаниями-операторами: ОАО «Росагроснаб», ОАО «Агроплемсоюз» и «Росплемобъединение», которые осуществляли лизинговые операции с сельхозтехникой, племенными животными и другим имуществом. Однако у них на первом плане были коммерческие интересы, они полученные лизинговые государственные средства «прокручивали» в торговой сети и заявленную технику поставляли в конце года, когда уже все полевые работы были закончены [1, с. 152].
Кроме того, цены на лизинговую технику, поставляемую сельскохозяйственным организациям, сильно завышались путем различных накруток, они стали превышать цены заводов-изготовителей в 1,5 и более раза. В целях устранения данного недостатка в системе лизинга в 2001 г. была создана лизинговая компания ОАО «Росагролизинг», которая управляет лизинговой системой. Теперь средства федерального бюджета направляются на увеличение ее уставного капитала, который на 99,9 % формируется за счет этих средств. При этом принят новый порядок установления торговой наценки, вознаграждения компании, сроков лизинговых договоров, отсрочки платежей. Но и сейчас выявляются недостатки в лизинговых операциях, такие как высокие цены и поставка техники, не указанной в заявке лизингополучателей. Поэтому приобретение техники по лизингу многим сельскохозяйственным организациям становится недоступным.
Чтобы сделать его доступным для низкорентабельных и убыточных сельскохозяйственных организаций, мы предлагаем первоначальный взнос уменьшить до 8—10 % от стоимости получаемого имущества, а сроки договоров по лизингу раздвинуть до 8—10 лет. Это уменьшит выплачиваемые годовые суммы по лизингу в 1,5—2 раза и сделает его доступным для всех желающих.
15. Важным элементом в механизме регулирования процессов воспроизводства материально-технических ресурсов является гарантия доходности вложений паевого (ПИФ) и акционерного (АИФ) инвестиционных фондов в сельском хозяйстве. С учетом действующего законодательства РФ, в том числе закона «Об инвестиционных фондах», который предусматривает развитие системы накопления коллективных инвестиционных ресурсов в виде паевых инвестиционных фондов и акционерных фондов, их активное участие в финансировании региональной программы развития
сельского хозяйства и инвестиционных программ имеет исключительно важное значение.
Однако этому препятствует постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг №31/ПС «Об утверждении положения о составе и структуре активов ПИФ и АИФ», в соответствии с которым жестко регламентированы состав и структура этих фондов. В этой связи мы предлагаем создавать их на кооперативной основе, тогда они смогут, минуя посредников (инвестиционные компании, взаимные фонды, паевые и инвестиционные трасты), проводить сделки напрямую с сельскохозяйственными организациями.
Применительно к аграрной сфере концепция создания и развития системы паевых инвестиционных кооперативов (ПИК) исходит из необходимости в короткие сроки осуществлять структурное преобразование инвестиционного рынка для обеспечения сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и хозяйствования инвестиционными ресурсами для обновления основных средств производства.
Паевой инвестиционный кооператив формирует свой уставный капитал путем размещения паев среди участников и учредителей соразмерно внесенным инвестиционным средствам. Количество предназначенных для распространения среди участников ПИК паев определяется решением общего собрания членов ПИК. Внесение в ПИК паев сторонними юридическими или физическими лицами означает вступление их в ПИК.
Создание условий для эффективного использования средств работников сельского хозяйства, аккумулированных в Пенсионном фонде (ПФ) Российской Федерации, и инвестирования их в экономику АПК, а не только в государственные ценные бумаги, имеет очень большое значение в механизме регулирования процессов воспроизводства материальных ресурсов. Учитывая то, что все хозяйствующие субъекты согласно действующему законодательству отчисляют значительные денежные средства в фонды пенсионного и страхового обеспечения населения региона — по старости, инвалидности, временной утрате трудоспособности и других случаях, в которых накоплены огромные суммы, большая часть которых находится в резерве и может быть использована для инвестиций в экономику сельского хозяйства. Дело в том, что эти средства хранятся в хранилищах и инвестируются в предпринимательскую деятельность различных коммерческих фирм, минуя экономику сельского хозяйства, которая больше всего нужда-
ется в инвестиционных ресурсах, но не является привлекательной для этих фондов.
Учитывая сложившуюся ситуацию в аграрной сфере, предполагается использовать финансовые ресурсы данных фондов в регионах для инвестирования их в экономику сельского хозяйства по двум вариантам:
— подключить негосударственные пенсионные фонды (НПФ), т. е. их накопительной части пенсионных средств работников сельского хозяйства—к приобретению паев инвестиционных кооперативов;
— направить эти средства на рынок государственных долговых обязательств, как и предписано пенсионным законодательством Российской Федерации.
В таком случае возврат части денежных средств сельского населения в систему паевых инвестиционных кооперативов возможен путем размещения государством соответствующих аграрных обязательств под гарантии Росагропромбанка. Предполагаемый порядок привлечения указанной части финансовых средств Пенсионного и Страхового фондов в экономику сельского хозяйства регионов позволит существенно улучшить финансовое положение сельскохозяйственных организаций и активизировать их воспроизводственную деятельность.
16. Важным элементом в механизме регулирования процесса воспроизводства материально-технических ресурсов в аграрной сфере является установление льготного налогообложения прибыли, инвестированной в воспроизводство основных средств сельских товаропроизводителей.
Согласно действующему налоговому законодательству полученная прибыль от хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций может быть использована только после уплаты налогов и других расчетов с госбюджетом. В таком
случае будет охвачена налогом и та часть прибыли хозяйств, которая направлена на воспроизводство основных производственных средств (технических ресурсов). Таким путем из сельского хозяйства страны ежегодно изымается сумма денежных средств, составляющая десятки миллиардов рублей, что существенно истощает бюджет сельских товаропроизводителей, сокращает их инвестиционно-воспроизводственную способность. В целях устранения этой тенденции предполагается часть прибыли, направленной в воспроизводство материально-технических ресурсов аграрной сферы, освобождать от налогообложения.
17. Важную роль в механизме регулирования процессов воспроизводства материально-технических ресурсов в сельском хозяйстве может выполнять субсидирование строительства объектов на инновационной основе, реконструкция и техническое перевооружение действующих производств. Это обусловливается тем, что такие строительство, реконструкция и перевооружение относятся к инновационному процессу, результат которого является нововведением в аграрное производство и попадает под законодательство о первоначальном освоении, финансируемое за счет государственного бюджета.
Раскрытие экономической сущности приведенных выше элементов механизма регулирования процесса воспроизводства материально-технических ресурсов в аграрной сфере позволило выявить направления воздействия каждого их них на воспроизводственную деятельность сельскохозяйственных организаций. Они в совокупности и взаимодополняемости составляют организационно-экономический механизм обновления и развития материально-технической базы сельского хозяйства регионов и страны в целом.
Литература
1. Регуш В. В., Маркова Г. В., Рогатин С. И.. Механизм регулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве: Монография / В. В. Регуш, Г. В. Маркова, С. И. Рогатин. — М.: ФГОУ Рос АКО АПК, 2007. — 278 с.
2. Регуш В. В. Механизм освоения инноваций в АПК / В. В. Регут, Г. В. Маркова, А. А. Гришин. — М.: ООО «НИПК Центр Восход — А», 2006. — 92 с.
3. Российская Федерация. Законы. О развитии сельского хозяйства: Утв. приказом РФ от 29.12.2006 №264-ФЗ. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007. — 20 с.
4. Регуш М. А. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций основными фондами как фактор развития аграрного производства: Дисс. канд. экон. наук. — М.: ВНИЭТУСХ, 2007. — 214 с.