Батчаееа С.М.
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ политики В ФОРМИРОВАНИИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Анализируя понятие «инвестиции», мы сталкиваемся с тем, что инвестиция (немецкое слово туевИйоп от латинского туееИге — облачать) — это долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия.
Россия — страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Именно такая информация содержится в региональных рейтингах инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата).
Вопросы инвестиции в региональную экономику всегда стояли остро, сегодняшний день не является исключением. Во все времена от состояния средств труда организации и предприятий зависело благо со стояние народа, исключением не является и Ставропольский край.
Действующий закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» в Ставропольском крае утвержден 06.12.2002 г. №61кз и введен с 01.01.2003 г.
В Законе «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» на территории Ставропольского края в ст.4 определены основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края, к которым относятся:
• предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности;
• выделение субсидий за счет средств бюджета Ставропольского края организациям, реализующим инвестиционные проекты;
• предоставление бюджетных кредитов участникам инвестиционной деятельности;
• размещение бюджетных инвестиций;
• предоставление инвестиционных налоговых кредитов, субсидий инвестиционной деятельности;
• предоставление государственных гарантий участникам инвестиционной деятельности;
• установление льготных ставок арендных платежей за пользование имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края.
В Ставропольском крае поощряются инвестиционные вложения, если они создают производственные мощности и соответственно дополнительный оборот продукции, финансов, новые рабочие места, поступления налогов в краевой бюджет и предоставляют льготные гарантии инвесторам.
Структурные преобразования экономики выражаются в поддержке и развитии конкурентоспособных производств и предприятий, с одной стороны; и свертывании и ликвидности предприятий, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики, — с другой. Соотношение этих двух процессов должно обеспечить стабильность объема ВВП, а затем по мере наращивания объемов продукции тем-
пы ее роста должны существенно превысить размеры спада на устаревших мощностях, что обусловливает переход к устойчивому росту производства.
Рост капиталовложений в экономику региона возможен в случае соблюдения ряда условий:
• повышение жизненного уровня работающих и неработающих слоев населения;
• расширение совокупного спроса как основного стимула производителей в системе сложившихся экономических отношений;
• создание оптовых каналов распределения и перераспределения продукции промышленности, сельского хозяйства, услуг сферы здравоохранения;
• расширение источников инвестиций;
• создание условий для превращения накоплений предприятий и населения в прямые и портфельные инвестиции;
• расширение базы эффективного применения капиталовложений посредством поощрения эффективно работающих производств, реструктуризации и санации предприятий, увеличение роли собственников и ответственности менеджеров, отказ от финансирования бесхозяйственности и производств, не имеющих перспектив;
• усиление роли Правительства края в стимулировании инвестиций и создание каналов, связывающих финансовый рынок и производственную сферу;
• создание механизма, обеспечивающего гарантированный возврат вложенных средств;
• развитие рынка ценных бумаг как источников и каналов финансирования реального сектора экономики;
• увеличение объемов государственных инвестиций и повышение их роли в структурной политике Правительства края.
В настоящее время создаются надежные политические и макроэкономические условия для стимулирования инвестиций:
• в результате сокращения временно импортных поставок предприятия полу-
чили дополнительную возможность закрепиться на местных рынках;
• сокращается налоговое давление на производителей; уменьшаются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, отменяется взимание НДС по отгрузке продукции и полностью выводится из налогообложения реинвестируемая прибыль;
• отечественным предприятиям предоставляется рассрочка по уплате НДС и таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование;
• изменяется порядок начисления амортизации на основе фактический понесенных затрат с учетом инфляции;
• учет затрат, включаемых в себестоимость продукции, основан на фактических издержках;
• снимаются ограничение и запретное налогообложение по реализации на внутреннем рынке продукции ниже себестоимости и имущества, находящегося на балансе, ниже остаточной стоимости.
Все вышеперечисленные меры создают благоприятные экономические и финансовые условия для сокращения спада и развития производства.
При рассмотрении источников инвестиции Правительство края рассматривает потенциальные возможности региона. С помощью активных действий Правительства сокращается объем теневой экономики, в первую очередь запасы ликвидных товаров, реализация которых характеризуется высокой скоростью оборота.
Источники региональных инвестиционных ресурсов подразделяются на внутренние и внешние бюджеты. К внутренним источникам относят часть финансовых ресурсов краевого бюджета, собственных средств предприятий, организаций, внебюджетных фондов, кредитных ресурсов банков и других институционных инвесторов, расположенных на территории края, часть денежных доходов населения, используемых на накопления.
К внешним финансовым источникам относятся финансовые ресурсы за пределами территории края, имеющиеся в распоряжении отечественных и ино-
странных инвесторов, субъектов РФ, средств Федерального бюджета, гарантии Правительства.
Рассматривая внутренние источники инвестиций предприятий и организаций, нужно выделить собственные средства, направляемые на развитие преимущественно через капиталовложения.
Поскольку собственные средства являются одним из основных источников инвестирования, то на них и следует сделать определенный упор. Для организаций и предприятий основным источником инвестиций в первую очередь является амортизация и чистая прибыль организации.
Поэтому более глубоко необходимо исследовать роль амортизации на предприятиях, так как на сегодняшний день предприятия фактически начисленную сумму амортизации за отчетный период и накопительно с начала ввода в эксплуатацию объектов основных средств в отдельный фонд экономического развития не выделяют. Иными словами, руководители, главные бухгалтера, менеджеры зачастую не знают, в какой части имущества находится фактический начисленная сумма амортизации.
Поэтому предлагается фактически начисленную сумму амортизации по итогам года выделить из общей суммы прибыли, после налогообложения. Это означает, что необходимо к чистой прибыли прибавить фактически начисленную сумму амортизации, так как она ранее была отнесена на себестоимость продукции и тем самым уменьшена налогооблагаемая база по налогу на прибыль. Выделенную сумму амортизации при этом следует перечислить на специальный счет, условно назвав ее «Региональный инвестиционный фонд развития производства».
Выделенные амортизационные средства являются собственностью организации и поэтому могут быть использованы региональным инвестиционным фондом на развитие регионального производства, однако при необходимости региональный фонд обязан предоставлять беспроцентную сумму кредита на развитие предприятия.
Можно, например, предложить, чтобы в инвестиционную комиссию (или совет по экономическому развитию региона) предприятия и организации ежегодно в конце отчетного года представляли:
• справки о фактически начисленной сумме амортизации за год и накопительно с начало ввода в эксплуатацию оборудования;
• акт возрастного состава основных средств предприятия по активной и пассивной части;
• утвержденный график обновления оборудования.
В совет по экономическому развитию региона могут входить руководители предприятий и принимать управленческие решения по оперативному развитию региона, очередности обновления объектов основных средств, внедрению новых технологий и т.д.
Например, в Великобритании существовал Национальный Совет по экономическому развитию в периоды с 19611992 гг. Целью Совета являлось улучшение социально-экономических показателей страны. Совет был создан в качестве регулирующего органа экономического развития страны, координирующего и рассматривающего рациональность инвестиционных программ, долгосрочного плана развития экономики страны. Также в функции Совета входило управление программами коллективных инвестиций и средств пенсионных фондов.
Основная задача Совета состояла в разработке программ по повышению эффективности и международной конкурентоспособности страны и определении слабых мест, а также возможностей развития отдельных отраслей промышленности. Совет был упразднен в 1992 г.
Не использованные своевременно в виде инвестиций фактически начисленные суммы амортизации обесцениваются в течение определенного времени, отрицательно влияют на возможность обновления машин и оборудования, создание нового продукта, разработки и внедрение новых технологий, возможность продвижения товара на рынок, а также и на
социально-экономическое развитие региона.
Считаем, что в ближайшее время следует создать в Ставропольском крае механизм добровольной централизации амортизационных отчислении предприятий и организации всех форм собственности для решения межотраслевых и региональных проблем.
Денежные средства, направляемые населением на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, составляют непосредственные инвестиционные ресурсы. Не секрет, что значительная часть средств населения «перекачивается» банками из регионов в Москву. Проведение серьезной инвестиционной политики невозможно без привлечения средств населения к финансированию реального сектора экономики в форме акционерного капитала, облигационных и жилищных займов, эмитируемых конкретными предприятиями и Правительством страны под реализацию инвестиционных программ. Так как большая часть денежных ресурсов населения сконцентрирована в Сберегательном банке, необходимо разработать заинтересованными структурами совместную схему финансирования производственных мощностей на взаимовыгодных условиях.
Для привлечения средств населения в экономику края считаем целесообразным создать систему гарантий Правительства Ставропольского края; стимулировать динамичное развитие рынка ценных бумаг, прежде всего корпоративных акций и облигаций; повысить доверие населения к Правительству Ставропольского края и т.д.
В настоящее время развивается сеть банков в Ставропольском крае, что свидетельствует о большем доверии населения банковской системе, особенно Сберегательному банку.
Инвестиционная программа, разрабатываемая Правительством Ставропольского края, является многоотраслевой. Особым разделом является развитие курортного региона Кавказских Минеральных Вод. Города-курорты Ессентуки, Же-
лезноводск, Кисловодск, Пятигорск являются городами федерального значения. Поэтому необходимо более ответственно подходить к формированию региональных инвестиционных программ развития курортного региона с мировым именем Кавказские Минеральные Воды.
Пока регионы выдвигают с целью привлечения инвесторов набор инвестиционных проектов, степень их проработанности в соответствии с международными стандартами оставляет нередко желать лучшего. Опыт обоснованного составления региональных инвестиционных программ еще не велик. Важно, чтобы программы не превращались в декларации, а носили рабочий прагматический характер, реально учитывали как потребности регионов в инвестициях, так и возможности их удовлетворения собственными силами.
Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов.
Положительные результаты начала давать инвестиционная деятельность. Так, например, Ставропольский край является одним из четырех регионов России, выбранный Всемирным банком для реализации своих программ с прямым инвестированием, минуя гарантии Федерального правительства. Для повышения уровня проработанности программ важным является вовлечение в эту деятельность банков. Перспективным также является составление так называемого «инвестиционного паспорта региона», содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов, так как регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.
Необходимо рассмотреть и утвердить основные принципы и процедуры разработки региональной инвестиционной Программы. Эффективность регио-
нальной инвестиционной Программы Кавказских Минеральных Вод (КМВ) зависит от характеристик инвестиционных проектов, включаемых в нее. Соответственно повышение эффективности региональной инвестиционной программы (РИП) возможно за счет реформирования самой процедуры ее формирования, внедрения единой методики отбора инвестиционных проектов, интеграции в этот процесс следующих принципов:
• подчиненность РИП приоритетам социально-экономического развития региона;
• привлечение частных инвесторов и поддержка инвестиционной активности;
• привлечение заемных ресурсов для финансирования РИП;
• финансовая концентрация инвестиционных ресурсов региона;
• финансирование переходящих инвестиционных проектов;
• территориальная концентрация инвестиционных ресурсов региона;
• прозрачность и гласность процедуры отбора инвестиционных проектов;
• ориентация на кумулятивный эффект бюджетных инвестиций в экономике региона;
• совершенствование системы планирования и управления инвестиционной деятельностью;
• подчиненность РИП приоритетам социально-экономического развития региона.
Инициирование, разработка отдельных проектов, методика их отбора должны основываться, с нашей точки зрения, на официально сформулированных приоритетах социально-экономического развития региона, тогда РИП в целом будет сориентирована на их достижение.
Благодаря краевому закону «О привлечении иностранных инвестиций», в экономику Ставропольского края в 2006 г. привлечен 61 млн долл. США, что в 3,3 раза выше чем, в 2005 г. Прямые инвестиции в 2005 г. составили всего 18,4 млн долл. США. Реальные инвестиции — это важный фактор в процессе преобразова-
ния экономики. Инвестиции не только расширяют производственные возможности экономики по выпуску товаров и услуг и приводят к росту производительности ресурсов, но и вследствие эффекта мультипликатора увеличивают совокупный спрос и национальный доход. Увеличение национального дохода вызывает рост сбережений физических и юридических лиц, обеспечивая, таким образом, финансирование дальнейшего накопления капитала. В настоящее время в крае ведется работа по совершенствованию закона об инвестиционной и инновационной деятельности.
На региональном уровне правительству Ставропольского края необходимо особо выделять и поощрять развитие малого бизнеса, создание новых фирм, расширение уже существующих и образование новых отраслей, используя разного рода стимулы к инвестированию, это могут быть: инвестиционные субсидии и льготы, налоговые списания, освобождение предприятий от арендных и процентных платежей и т.д.
Например, в Великобритании фирмам, вкладывающим капиталы в районы развития, предлагается избирательная региональная поддержка с целью покрытия затрат на капитал и профессиональную подготовку тех проектов, которые отвечают определённым критериям в плане создания новых рабочих мест.
Помимо инвестиционной деятельности на Ставрополье развивается и инновационная деятельность. Закон «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае» способствует переходу нашей экономики на новый путь развития, внедрению новейших научных и технологических разработок, что, безусловно, приведет к созданию новых рабочих мест.
Библиографический список
1. Закон РФ № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности» от 19 июня 1995 г. с изменениями и дополнениями от 25 февраля 1999 г. // Российская газета №№ 41-42 от 04.03.1999 г.
2. Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» в Ставропольском крае. Утверждено 06.12.2002. № 61 КЗ
3. Акинин П.В., Гаевский В.В., Ря-занцев С.В. Экономика Ставропольского края: Учебное пособие. — Ставрополь, 2000.
4. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. — М.: Издательство РДЛ, 2004.
5. Гутман Г.В., Федин С.В., Мироедов А.А. Управление региональной экономикой. — М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Пиденко А.В. Инвестиционная привлекательность на предприятиях машиностроительного комплекса и стратегии ее повышения. Монография / Рост. гос. экон. университет. — Ростов н/Д, 2006.
7. Пиденко А.В. Региональный инвестиционный рынок сущность, критерий, оценки. - Ростов н/Д, 2005.
8. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиции. — М.: ДЕЛО, 2001.