Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Делягина Софья Марковна

В статье рассмотрены вопросы инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях. Показано, что инвестирование и привлечение инвестиций извне приведет к выведению экономики страны из кризисной ситуации. Статья будет интересна широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POLICY OF RUSSIA IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

The article deals with the issues of investment policy in the Russian Federation in the current economic conditions. It is shown that investing and attracting investments from outside will lead to the withdrawal of the country’s economy from a crisis situation. The article will be of interest to a wide range of readers

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

УДК 338.2

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Делягина Софья Марковна

Томский государственный университет, Россия, г. Томск

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы инвестиционной политики в Российской Федерации в современных экономических условиях. Показано, что инвестирование и привлечение инвестиций извне приведет к выведению экономики страны из кризисной ситуации. Статья будет интересна широкому кругу читателей.

Ключевые слова: политика; экономика; инвестиция; государство; анализ.

UDC 338.2

INVESTMENT POLICY OF RUSSIA IN MODERN ECONOMIC

CONDITIONS

Delyagina Sofia Markovna

Tomsk State University, Russia, Tomsk

Abstract. The article deals with the issues of investment policy in the Russian Federation in the current economic conditions. It is shown that investing and attracting investments from outside will lead to the withdrawal of the country's economy from a crisis situation. The article will be of interest to a wide range of readers

Keywords: politics; economy; investment; state; analysis.

Для обеспечения устойчивого роста отечественного хозяйства в долгосрочной перспективе, для улучшения его качественных параметров, необходимо осуществление новых подходов в государственной инвестиционной политике на всех уровнях. Анализ сложившейся ситуации в современной экономике России свидетельствует о том, что в условиях общего улучшения экономической ситуации в стране, необходимо выделить следующие приоритеты инвестиционной политики, которые, безусловно, будут способствовать прогрессивным структурным преобразованиям отечественного хозяйства, приданию российской экономике более выраженной инновационной составляющей:

Инвестиционная политика, ориентированная на инновации, должна занять центральное место в региональной политике на долгосрочную перспективу, чтобы обеспечить переход к устойчивому подъему экономики на новой основе, отвечающей требованиям постиндустриального общества [1].

Оживление экономики напрямую связано с необходимостью обновления основных фондов для производства конкурентоспособной продукции и удовлетворения растущего спроса на товары народного потребления и личные услуги, а затем на средства производства и услуги инфраструктуры. Для этого темпы роста инвестиций в фазе оживления должны существенно опережать темпы экономического роста и регионального дохода. Реализация такой политики возможна лишь при увеличении доли валового накопления основных фондов в структуре использования ВРП, не допуская, однако, сокращения доли фонда личного потребления. Государство, в лице Правительства РФ, должно создавать максимально благоприятные условия для инвестиционного бизнеса и непосредственно участвовать в поддержке базисных инноваций, развитии производственной инфраструктуры. Необходимо предложить экономическим субъектам различные схемы обновления и наращивания основных фондов, капитализации компаний [2].

Необходимо обеспечить последовательную социальную ориентацию инвестиционной политики. Только за счет крупных вложений в человеческий капитал, жилищное строительство, производство продовольствия, потребительских товаров, инфраструктуру можно решить задачи перспективной социальной политики, обеспечить повышение уровня и качества жизни, эффективности труда, насытить спрос на товары и услуги в основном за счет отечественного их производства.

Для этого необходимо увеличить долю инвестиций, направляемых на развитие легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и культуры, бытовых и коммунальных услуг. Вложения в потребительский сектор быстро окупаются, что позволяет ускорить расширенное воспроизводство инвестиционного комплекса. В структуре инвестиций потребуются существенные сдвиги в сторону объектов более дешевого индивидуального строительства жилья для средних слоев, производства продовольствия и сырья, развития пассажирского транспорта, здравоохранения, образования, культуры [3].

Инвестиционная политика должна приобрести четко выраженный инновационный характер, обеспечить ускоренное освоение и распространение базовых инноваций, составляющих ядро нового технологического уклада, определяющего конкурентоспособность продукции на современном этапе, а также подготовку к своевременному освоению перспективного, новейшего технологического уклада по тем направлениям, где имеется достаточный фундаментальный задел. Только на этой основе можно преодолеть тенденцию технологической деградации российской экономики, повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках. Инвестиции без инноваций опасны, поскольку обусловливают на перспективу падающую конкурентоспособность производимых товаров и услуг [4].

Как представляется, для обеспечения единства инвестиционной и инновационной политики потребуется произвести оценку технологического уровня существующих производств, ввести обязательную технологическую экспертизу инвестиционных проектов, оказывать государственную поддержку лишь

тем проектам, которые соответствуют современному и будущему технологическому уровню, на основе долгосрочного прогноза научно-технического развития целенаправленно содействовать освоению и распространению нового технологического уклада. На этой основе возрастет доля оборудования в технологической структуре капитальных вложений и доля инвестиционного машиностроения в отраслевой структуре капитальных вложений, в том числе за счет усиления бюджетной поддержки освоения и распространения принципиально новой техники.

4. Необходимо использовать разнообразные методы и инструменты для преобразования сбережений населения и частного отечественного капитала в инвестиционные ресурсы за счет создания благоприятных условий для инвестирования, придания позитивной динамики инвестиционным процессам. Такими инструментами могут стать: страхование и поддержка с помощью льготных инвестиционных кредитов высокоэффективных проектов, целевое использование амортизационных отчислений посредством ускоренной амортизации, освобождение от таможенных пошлин закупаемого за рубежом современного оборудования, выпуск разнообразных ценных бумаг целевого назначения и др. [5]

Так, особого внимания заслуживает поддержка малого и среднего инновационного бизнеса - основного канала формирования эффективного слоя собственников-предпринимателей, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, чутко реагирующих на изменения спроса и инновации и создающих новые рабочие места [6].

5. Важнейшие приоритеты государственной инвестиционной политики - ресурсосбережение и экология. Нынешний приоритет топливно-сырьевых отраслей бесперспективен, поскольку запасы лучших природных ресурсов ограничены, невозоб-новимы и быстро исчерпываются, что приводит к удорожанию минерального и лесного сырья, утяжелению структуры экономики, загрязнению окружающей среды. Если раньше обрабатывающая промышленность росла опережающими темпами, то за годы кризиса производство в обрабатывающей промышленности сокращалось быстрее, чем в добывающей промышленности, резко повысились

энергоемкость и материалоемкость производства [7].

Массовый переход к ресурсосберегающим технологиям позволит сократить темпы истощения природных ресурсов, уменьшить загрязнение окружающей среды, сохранить запас природных ресурсов для будущих поколений. Одновременно потребуется значительно увеличить инвестиции в экологические проекты. Источником их финансирования должны стать платежи предприятий за выбросы вредных веществ в окружающую среду и за сверхнормативные потери полезных ископаемых и лесных ресурсов при добыче и переработке, а также платежи за пользование природными ресурсами [8].

6. Необходима селективная инвестиционная политика, концентрация инвестиционных ресурсов на сравнительно небольшом числе объектов («точках роста»), отличающихся высокой окупаемостью или жизненно важных для обеспечения жизнедеятельности страны или региона.

Селективная инвестиционная политика, нацеленная на реализацию приоритетных программ и проектов, даст возможность ускорить оборот выделяемых на эти цели средств, увеличить поток поступающих на внутренний и внешний рынок товаров и услуг и на этой основе наращивать инвестиционно-инновационный потенциал [9].

7. Региональную инвестиционную политику необходимо ориентировать на сближение уровней экономического, социального и технологического развития, комплексное использование ресурсов, повышение самообеспеченности в сочетании с рациональным территориальным разделением труда и преодолением гипертрофированной урбанизации. Необходимы межрегиональные программы, содействующие интеграции региональных инвестиционных проектов для решения крупных проблем, представляющих общий интерес. Такими проектами могли бы стать: освоение Благодарнинского месторождения кварцевых песков, канал Черное море - Каспийское море, индустрия туризма и т.д. [10]

8. Открытость региональной экономики, ее включение в межрегиональное и мировое хозяйство должно сочетаться с ориентацией инвестиционной политики на эффективность внешних связей, защиту интересов нацио-

нальной экономики, с поддержкой экспортных и импортозамещающих высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств, восстановление интеграционных связей.

Инвестиционная политика должна ориентироваться на взаимовыгодные интеграционные связи с регионами РФ, со странами СНГ формирование межрегиональных и межгосударственных программ и проектов, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции. Инвестиционная политика в данном аспекте должна быть ориентирована на совместные выступления на рынках третьих стран, более полное удовлетворение потребностей в инвестиционном оборудовании, расширение эффективного инвестиционного сотрудничества со странами Восточной Европы, развитие взаимоотношений со странами Ближнего Востока, Индией и Китаем [11].

9. В рамках реализации инновационной политики необходимо эффективное государственное регулирование инновационно-инвестиционного процесса для достижения и превышения докризисного уровня развития инвестиционного комплекса и экономики в целом, что находит выражение:

в укреплении законодательной базы инвестиционной деятельности, прежде всего, на региональном уровне;

в формировании благоприятных условий функционирования фондового, инвестиционного и строительного рынков;

в государственной поддержке национальных и региональных инвестиционных приоритетов и инновационных программ;

в создании системы действенных инвестиционных институтов (инвестиционных банков, фондов, корпораций, страховых компаний, агентств по работе с инвестициями), способных обеспечить эффективное функционирование инвестиционного рынка;

в защите инвесторов, как в стране, так и за рубежом, формировании межрегиональных и межгосударственных инвестиционных программ и проектов;

в улучшении информационного и кадрового обеспечения инвестиционного процесса, развертывании системы подготовки и переподготовки специалистов в области инвестиционного и инновационного бизнеса, инвестиционного проектирования, управления реализацией проектов, создания баз данных

по инвестиционным проектам и программам, включенных в отечественные и мировые информационные сети [12].

10. Следует отметить еще одно немаловажное направление новой инвестиционной политики - необходимость учета ее диффе-ренцированности по фазам экономических циклов. Рыночная экономика подвержена цикличным колебаниям, включая периодические кризисы. С учетом мирового и отечественного опыта потребуется выработать типовые схемы дифференцированной инвестиционной политики в фазах кризиса, депрессии, оживления, подъема и стабильного развития экономики [13].

В фазе кризиса государство оказывает поддержку перспективным производствам и направляет инвестиции в развитие инфраструктуры и общественные работы. В фазе оживления определяющее значение приобретает поддержка базисных инноваций [14]. В фазах подъема и стабильного развития (зрелости) прямое вмешательство государства в инвестиционный процесс минимизируется, в то же время могут быть использованы меры для предотвращения инвестиционного перегрева экономики. Такой подход требует более высокого уровня прогнозно-аналитических работ в государственном управлении и качества инвестиционного менеджмента [15].

Вышеперечисленные направления совершенствования инвестиционной политики оправдают себя лишь в том случае, если инвестиции и инновации займут центральное место в перспективной экономической политике, позволяющей обеспечить устойчивый экономический рост.

Список литературы:

1. Соколов А.П. Сбалансированное управление социально-экономической системой региона. Сегодня и завтра Российской экономики. 2015. № 73-74. С. 29-32.

2. Соколов, А. П. Сбалансированное управление социально-экономической системой региона / А. П. Соколов // Сегодня и завтра Российской экономики. - 2015. - № 73-74. - С. 29-32.

3. Соколов А.П., Пономарева Е.В., Климюк Л.Я. Практическое применение эффективных инструментов в экономике АПК: бюджетная поддержка, индикативные планы, диверси-

фикация. Под общей редакцией И.С. Санду. Рязань, 2014.

4. Соколов, А. П. Принципы осуществления деятельности воинских дисциплинарных частей / А. П. Соколов, В. Н. Пожималин // Проблемы развития современного общества : Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции, Курск, 25 апреля 2015 года. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2015. - С. 93-94.

5. Николаева, М. И. Особенности производства по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей / М. И. Николаева, В. В. Рябчиков, А. А. Ефремова // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 34-36.

6. Рябчиков, В. В. Дознание в сокращенной форме / В. В. Рябчиков, И. И. Савельев, К. В. Решетняк // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 37-40.

7. Проблемы нормативно-правового регулирования применения информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан и пути их решения / Ж. А. Неъматов, Н. К. Зокирова, А. П Еникеева, С. О. Таиров // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 40-46.

8. Санташов, А. Л. Реализация уголовной ответственности несовершеннолетних: отечественный и зарубежный опыт / А. Л. Санташов, Л. А. Латышева, Е. А. Мухтарова // Журнал прикладных исследований. - 2020. -№ 1. - С. 47-52.

9. Рыжов, И. В. Некоторые аспекты проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. -№ 23(137). - С. 7-14.

10. Козин, М. Н. Общая характеристика, виды и особенности практического применения аутсорсинга / М. Н. Козин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2018. -№ 2(91). - С. 1048-1052.

11. Рыжов, И. В. Большие циклы конъюнктуры (Проблемы рос. экономики и обороны страны) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 1998. - 170 с.

12. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей)

: специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

13. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

14. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.

15. Рыжов, И. В. Анализ актуальных направлений привлечения инвестиций на отечественные предприятия / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. -№ 24(138). - С. 24-35.

References

1. Sokolov A.P. Sbalansirovannoe upravlenie social'no-e'konomicheskoj sistemoj regiona. Segodnya i zavtra Rossijskoj e'konomiki. 2015. № 73-74. S. 29-32.

2. Sokolov, A. P. Sbalansirovannoe upravlenie social'no-e'konomicheskoj sistemoj regiona / A. P. Sokolov // Segodnya i zavtra Rossijskoj e'konomiki. 2015. № 73-74. S. 29-32.

3. Sokolov A.P., Ponomareva E.V., Klimyuk L.Ya. Prakticheskoe primenenie e'ffektivny'x instrumentov v e'konomike APK: byudzhetnaya podderzhka, indikativny'e plany', diversifikaciya. Pod obshhej redakciej I.S. Sandu. Ryazan, 2014.

4. Sokolov, A. P. Principy' osushhestvleniya deyaternosti voinskix disciplinarny'x chastej / A. P. Sokolov, V. N. Pozhimalin // Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva : Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 25 aprelya 2015 goda. Kursk: Zakry'toe akcionernoe obshhestvo «Universitetskaya kniga», 2015. S. 93-94.

5. Nikolaeva, M. I. Osobennosti proizvodstva po ugolovny'm delam, rassmatrivaemy'm sudom s uchastiem prisyazhny'x zasedatelej / M. I. Nikolaeva, V. V. Ryabchikov, A. A. Efremova // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 34-36.

6. Ryabchikov, V. V. Doznanie v sokrashhennoj forme / V. V. Ryabchikov, I. I.

Savel'ev, K. V. Reshetnyak // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. № 1. S. 37-40.

7. Problemy' normativno-pravovogo regulirovaniya primeneniya informacionno-kommunikacionny'x texnologij v Respublike Uzbekistan i puti ix resheniya / Zh. A. Ne''matov, N. K. Zokirova, A. G. Enikeeva, S. O. Tairov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 40-46.

8. Santashov, A. L. Realizaciya ugolovnoj otvetstvennosti nesovershennoletnix: oteche-stvenny'j i zarubezhny'j opy't / A. L. Santashov, L. A. Laty'sheva, E. A. Muxtarova // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 47-52.

9. Ry'zhov, I. V. Nekotory'e aspekty' problemy' privlecheniya inostranny'x investicij v rossijskuyu e'konomiku / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 23(137). S. 7-14.

10. Kozin, M. N. Obshhaya xarakteristika, vidy' i osobennosti prakticheskogo primeneniya autsorsinga / M. N. Kozin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 2(91). S. 1048-1052.

11. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' kon''yunktury' (Problemy' ros. e'konomiki i oborony' strany') : special'nost' 08.00.01 «E'konomicheskaya teoriya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 1998. 170 s.

12. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 «E'konomicheskaya teoriya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

13. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumentarij formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.

14. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij oboronno-promy'shlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.

15. Ry'zhov, I. V. Analiz aktual'ny'x napravlenij privlecheniya investicij na otechestvenny'e predpriyatiya / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 24(138). S. 24-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.