Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА'

ПОВЫШЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ПРИБЫЛЬ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроздов Петр Алексеевич

В статье рассмотрен вопрос повышения капитализации отечественных предприятий реального сектора экономики. Не случайно выбран данный объект исследования, так как значение роли капитализации в повышении эффективности производства бесспорно. Предприятие, переходящее на новое производство, капитализируется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE CAPITALIZATION OF DOMESTIC ENTERPRISES IN THE REAL SECTOR

The article considers the issue of increasing the capitalization of domestic enterprises in the real sector of the economy. It is not by chance that this object of study was chosen, since the importance of the role of capitalization in increasing production efficiency is indisputable. An enterprise moving to a new production is capitalized.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА»

УДК 336

ПОВЫШЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА

Дроздов Петр Алексеевич

Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, Россия, г. Новосибирск

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос повышения капитализации отечественных предприятий реального сектора экономики. Не случайно выбран данный объект исследования, так как значение роли капитализации в повышении эффективности производства бесспорно. Предприятие, переходящее на новое производство, капитализируется.

Ключевые слова: предприятие; капитализация; прибыль; доходы; расходы.

UDC 336

INCREASING THE CAPITALIZATION OF DOMESTIC ENTERPRISES

IN THE REAL SECTOR

Drozdov Petr Alekseevich

Siberian Institute of Business and Information Technologies, Russia, Novosibirsk

Abstract. The article considers the issue of increasing the capitalization of domestic enterprises in the real sector of the economy. It is not by chance that this object of study was chosen, since the importance of the role of capitalization in increasing production efficiency is indisputable. An enterprise moving to a new production is capitalized.

Keywords: enterprise; capitalization; profit; income; expenses.

Направления капитализации предприятий сырьевой отрасли. Для многих видов продукции сырьевого сектора характерно нестабильное ценообразование, что проявляется в зависимости их цены от временного периода. При этом цена может колебаться в разы, а иногда и на порядок. В таких условиях происходит постоянное смещение центра прибыли. Так, в период высоких цен на ресурсы, деятельность переработчиков становится убыточной, в период низких цен - убыточна деятельность добывающих компаний [1].

Решением данной проблемы является интеграция в единую организационно-правовую компанию. Эта форма объединения позволяет стабильно развиваться и функционировать всем ее участникам.

Интеграция представляет собой вид прямых инвестиций компаний в капитал других предприятий, которые через правовые процедуры слияния или поглощения и экономико-управленческие рычаги будут включены в единое образование [2].

К преимуществам интеграции можно отне-

сти оптимизацию налогообложения. Так как интегрированные структуры представляют собой единое образование добывающих и перерабатывающих предприятий, величина прибыли сбалансируется, что обеспечит стабильность налогооблагаемой базы и предсказуемость налоговых выплат [3]. При этом решение об объединении необходимо принимать на основе оценки бизнеса с целью максимизации капитализации - результирующего показателя деятельности компании. Определяющим фактором принятия решения об интеграции является положительная разница между капитализацией компании после приобретения за вычетом расходов на приобретение и капитализации компании до приобретения.

Принцип целесообразности приобретения предприятия может быть представлен формулой:

К после > Кдо + З,

где К после - капитализация после интеграции; К до - капитализация до интеграции; З - затраты на приобретение и расходы по

включению актива в материнскую компанию [4].

Исследование интеграционных сделок позволяет сгруппировать их по следующим типам (рис. 1) [1].

Следует отметить, что российские нефтяные компании еще с начала своего становле -ния в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов использовали вертикальную интеграцию, объединяя добывающие под-

разделения и обрабатывающие. При этом данными организациями активно приобретались нефтеперерабатывающие заводы и открывались собственные заправочные станции [5]. Таким образом, нефтяные компании обезопасились от риска возможных колебаний рыночных цен, как для предприятий переработчиков, так и для добывающих подразделений.

Типы компании

Диверсифицированн ые

Вертикально-и нтегрирован ные

Гор изо шпал ьно-интегрироеанные

Смешанные

Отлич ит ел ьи ые особенности

Имеющие разносторонние бизнес - направления в различных отраслях

Основанные на продлении производственной цепочки

На одном уровне переработки, но на нескольких предприятиях

С элементами горизонтальной и вертикальной интеграции

Примеры

«Интеррос», «Объединенные м ашиностроител ь ные заводы»

Большинство российских нефтяных компании

Пивоваренные, табачные, пищевые, буровые компании

«Северсталь», «Баззл»

Рисунок 1. - Существующие типы интеграции компаний

В дальнейшем, примеру нефтяной отрасли последовали металлургические и минерально-химические компании, которые в целях интеграции включали в свою организационную структуру горно-обогатительные комбинаты, угледобывающие активы, а также предприятия - потребители металлов.

Особое место среди предприятий сырьевой отрасли страны принадлежит ОАО «Газпром», являющемуся глобальной вертикально-интегрированной энергетической компанией [6]. В 2007 г. уровень капитализации ОАО «Газпром» составил 245,9 млрд. долларов. При этом в 2007 г. общество занимало 6 место в рейтинге 500 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации, составленном Financial Times. Отметим, что

в 2006 г. в данном рейтинге «Газпром» занимал 10 место, в 2005г. - лишь 58.

Рост капитализации компании в основном связан с новыми приобретениями и обменом активами с зарубежными партнерами. По мнению аналитиков, рыночная стоимость «Газпрома» отчасти обусловлена действиями экономистов Morgan Stanley [7]. Инвестиционный банк решил увеличить долю газового концерна в своих индексах MSCI, которые служат ориентиром для ведущих инвесторов международного фондового рынка [2].

Вертикально-интегрированные российские компании топливно-энергетического комплекса (ТЭК) представляют собой исключительно выгодные объекты для инвестирования. Вместе с этим, для привлечения крупномасштабных капиталовложений не-

обходимо разработать методику повышения качества корпоративного управления.

Одним из важных элементов корпоративного управления является определение дивидендной политики. Данной проблеме посвящено множество исследований. Однако теоретические модели не дают однозначного ответа на вопрос об оптимальном уровне дивидендных выплат. На практике у ведущих компаний ТЭК Запада наблюдается стремление к некоторому постоянному значению уровня дивидендов на акцию, ввиду простоты и наглядности такой политики для инвестора.

В отечественных компаниях выплата дивидендов производится в основном по остаточному принципу. Это означает, что значительная часть прибыли, а иногда и весь ее объем, распределяется в течение финансового года, минуя миноритарных акционеров [8]. Следовательно, для повышения инвестиционной привлекательности следует принять меры в отношении качественного изменения дивидендной политики компаний.

У российских предприятий ТЭК не достаточно проработаны и другие важные направления управления акционерным капиталом. Например, нежелание производить дополнительные эмиссии акций для привлечения капитала, объясняемое высокой вероятностью появления у компании нежелательных акционеров, также свидетельствует о недостаточном использовании зарубежного опыта.

Важную роль в процессе ослабления возможных негативных последствий запланированного выпуска акций и повышения его эффективности, играет мониторинг состояния реестра акционеров. Прежде чем принимать решение об осуществлении дополнительной эмиссии акций, необходимо выяснить расстановку сил в составе владельцев акций [9]. Подобные меры должны проводиться регулярно, так как выявление признаков недружественной скупки является важным элементом обеспечения эффективного функционирования.

Таким образом, повышение капитализации и снижение ценовых рисков предприятий сырьевого комплекса целесообразно осуществлять через интеграцию в единую организационно-правовую структуру. Так, наибольших экономических достижений добились отечественные вертикально-инте-

грированные нефтегазовые компании. Акции эмитентов - предприятий ТЭК являются наиболее привлекательным сегментом российского фондового рынка. Тем не менее, для дальнейшего роста капитализации данным компаниям необходимо повышать качество корпоративного управления, а также совершенствовать дивидендную политику.

Направления повышения капитализации автомобилестроительных предприятий. В настоящее время уровень инвестиционной и рыночной стоимости российских автомобилестроительных предприятий требует выработки механизмов управления капитализацией (максимизацией рыночной стоимости компаний) с целью притока инвестиций в данный сектор экономики страны [10]. При этом переход к системе управления, ориентированного на стоимость и ее капитализацию, должен являться не разовым проектом, а долгосрочным непрерывным процессом.

Ведущими мировыми фирмами - автопроизводителями накоплен богатый опыт в области оптимизации процесса производства и сборки. Например, в 90-х гг. ХХ века в непосредственной близости от крупных заводов по выпуску легковых и грузовых автомобилей появились предприятия или парки поставщиков (supplier parks). Их продукция, в основном комплектующие, при необходимости оперативно доставляется на сборочные линии. Наличие таких парков обеспечивает существенную экономию для автомобилестроительных фирм на транспортных и складских расходах. При этом положительным моментом для фирм-продуцентов комплектующих является повышение серийности выпускаемой продукции.

Согласно оценке большинства экспертов, создание автоагрегатных заводов в непосредственной близости от автосборочных предприятий наиболее целесообразно для поставщиков крупногабаритных изделий, например сидений или крыш, часто изготовляемых по спецификациям заказчика. В то же время, для поставщиков более массовых изделий, в частности, стеклоочистителей или дисков сцепления, оптимальным вариантом является доставка своей продукции на автозаводы с существующих предприятий.

Одним из основных факторов успеха авто -мобильного бизнеса является своевременное обновление модельного ряда. Соответ-

ствие современным мировым тенденциям может быть обеспечено благодаря приобретению новых активов, лицензий и технологий за рубежом. Покупка лицензий, сборочного оборудования, а также целых предприятий, заключение партнерских соглашений с мировыми производителями автокомплектующих повышают технологический уровень производимой продукции. В то же время, апробированные зарубежные технологии позволяют экономить значительные средства на разработке собственных моделей [11].

Разумная стратегия развития бизнеса должна позволить производителю автомобилей полностью задействовать потенциал существующего ассортимента продукции. При этом в условиях усиливающейся конкурентной борьбы с транснациональными автомобильными компаниями, целесообразным является осуществление сборки автомобилей по зарубежным лицензиям и запуск современного производства узлов и комплектующих.

Отметим, что информация о планах организации, выпускающей автомобили, о сотрудничестве с иностранными автоконцернами позитивно сказывается на росте курса ее акций. Также положительно влияют на повышение стоимости акций автомобилестроительных компаний сведений об активизации их участия в сделках по слиянию и поглощению. В России традиционно высок уровень концентрации производства, который создает естественные предпосылки для кооперирования и интегрирования производителей. Целесообразность интеграции особенно остро проявляется в автомобилестроительной отрасли [12]. Для автомобилестроения характерно наличие значительного количества тесных кооперационных связей. К тому же, предприятия по производству автомобилей часто являются градообразующими, ядром промышленных центров или даже целых регионов. Как показывает практика развитых стран и отечественный опыт, одной из эффективных форм интеграции является формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) [13]. ФПГ существуют как объеди -нение основного и дочерних обществ в виде холдинга или по системе участия. В России наиболее распространена схема создания групп по системе участия (частичное объединение материальных и нематериальных

активов или - взаимное участие в уставных капиталах).

Формирование финансово-промышленных групп в автомобильной промышленности дает возможность:

• построения законченной технологической цепочки;

• экономии средств на торговых операциях;

• диверсификации производства;

• дотирования предприятий группы, ведущих разработку и освоение новой продукции, либо выходящих на новый рынок;

• укрепления конкурентных позиций, создания олигополии на рынке данного вида продукции и услуг;

• осуществления инвестиционных проектов по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции.

Кроме того, крупное объединение может позволить осуществлять вложения в НИ-ОКР, а также создание собственного инженерного центра для разработки собственных моделей, соответствующих современным требованиям потребителей. Широкая диверсификация бизнеса группы позволяет ей быть менее подверженной риску снижения консолидированных финансовых показателей из-за ухудшения положения в одном из сегментов. Следовательно, четко выработанная стратегия, присутствие во всех сегментах автомобильного рынка, покупка новых лицензий и технологий - вот главные факторы роста капитализации компании [14]. Основную проблему отечественной автомобильной промышленности в виде инертности, неспособности в короткие сроки предложить рынку современные модели автомобилей, неконкурентоспособности продукции можно решить, сотрудничая с иностранными производителями, накопившими богатый опыт в области автомобилестроения [15].

Список литературы:

1. Машкин Д.М. Механизм формирования управленческих решений при интеграционных сделках в сырьевом секторе экономики. Автореферат диссертации по спец. 08.00.05. - М., 2007.

2. Муравьев Д. Прогноз экспертов: Россия станет лидером Европы// Взгляд.- 2006.- 2 мая.

3. Соколов, А. П. Взаимодействие макро-и микроуровней при формировании экономической безопасности страны / А. П. Соколов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 6-9.

4. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 51-57.

5. Соколов, А. П. О некоторых проблемах правового обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса / А. П. Соколов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 2. - С. 51-57.

6. Соколов, А. П. Стратегия кадровой политики учреждения и направление его реализации в силовых структурах / А. П. Соколов, В. Н. Пожималин // Проблемы развития современного общества : Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции, Курск, 25 апреля 2015 года. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2015. - С. 99102.

7. Ельшин, В. А. Особенности систем стратегического управления развитием ОПК / В. А. Ельшин // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 20-25.

8. Таиров, С. О. Новые тенденции образования в условиях перехода к построению экономической формации нового поколения / С. О. Таиров // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 25-28.

9. Шибанова, А. А. Эффективность государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «электронный бюджет» в условиях сложной эпидемиологической обстановки в России / А. А. Шибанова // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. -С. 29-33.

10. Николаева, М. И. Особенности производства по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей / М. И. Николаева, В. В. Рябчиков, А. А. Ефремова // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 1. - С. 34-36.

11. Козин, М. Н. Общая характеристика, виды и особенности практического применения аутсорсинга / М. Н. Козин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2018. -№ 2(91). - С. 1048-1052.

12. Рыжов, И. В. Большие циклы конъюнктуры (Проблемы рос. экономики и обороны страны) : специальность 08.00.01 «Экономическая теория» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 1998. - 170 с.

13. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. -P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

14. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 189-197.

15. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

References

1. Mashkin D.M. Mexanizm formirovaniya upravlencheskix reshenij pri integracionny'x sdelkax v syYevom sektore e'konomiki. Avtoreferat dissertacii po specz. 08.00.05. M., 2007.

2. Murav'ev D. Prognoz e'kspertov: Rossiya stanet liderom EvropyV/ Vzglyad.- 2006.- 2 maya.

3. Sokolov, A. P. Vzaimodejstvie makro- i mikrourovnej pri formirovanii e'konomicheskoj bezopasnosti strany' / A. P. Sokolov // Industriarnaya e'konomika. 2020. № 1. S. 6-9.

4. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promy'shlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

5. Sokolov, A. P. O nekotory'x problemax pravovogo obespecheniya ustojchivogo razvitiya oboronno-promy'shlennogo kompleksa / A. P. Sokolov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 2. S. 51-57.

6. Sokolov, A. P. Strategiya kadrovoj politiki uchrezhdeniya i napravlenie ego realizacii v silovy'x strukturax / A. P. Sokolov, V. N. Pozhimalin // Problemy' razvitiya sovremennogo obshhestva

: Sbornik nauchny'x trudov 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 25 aprelya 2015 goda. Kursk: Zakry'toe akcionernoe obshhestvo «Universitetskaya kniga», 2015. S. 99-102.

7. El'shin, V. A. Osobennosti sistem strategicheskogo upravleniya razvitiem OPK / V. A. El'shin // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 20-25.

8. Tairov, S. O. Novy'e tendencii obrazovaniya v usloviyax perexoda k postroeniyu e'konomicheskoj formacii novogo pokoleniya / S. O. Tairov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 25-28.

9. Shibanova, A. A. E'ffektivnost' gosudarstvennoj integrirovannoj informacionnoj sistemy' upravleniya obshhestvenny'mi finansami «e'lektronny'j byudzhet» v usloviyax slozhnoj e'pidemiologicheskoj obstanovki v Rossii / A. A. Shibanova // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 29-33.

10. Nikolaeva, M. I. Osobennosti proizvodstva po ugolovny'm delam, rassmatrivaemy'm sudom s uchastiem prisyazhny'x zasedatelej / M. I. Nikolaeva, V. V. Ryabchikov, A. A. Efremova // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 1. S. 34-36.

11. Kozin, M. N. Obshhaya xarakteristika, vidy' i osobennosti prakticheskogo primeneniya

autsorsinga / M. N. Kozin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 2(91). S. 1048-1052.

12. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' kon''yunktury' (Problemy' ros. e'konomiki i oborony' strany') : special'nost' 08.00.01 «E'konomicheskaya teoriya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 1998. 170 s.

13. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi bol'shix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sel'skom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189197.

15. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.