УДК 332.142.2
Инвестиционная деятельность депрессивного региона: тенденции и проблемы осуществления на современном этапе
Невьянцева Л.С. [email protected] Д-р. экон. наук Власова Н.Ю. [email protected] Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург 620144, Россия, Екатеринбург, ул. ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
В статье рассматриваются особенности инвестиционной деятельности депрессивного региона на примере уральского региона - Курганской области. Описываются общие характерные черты социально-экономического развития территорий, имеющих депрессивный характер. Обозначены основные типы депрессивных регионов в условиях России, сложившихся исторически: старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие. Приведены примеры депрессивных субъектов современной России в границах федеральных округов. Исследованы основные особенности инвестиционной деятельности Курганской области: проанализирована динамика инвестиций в основной капитал с 2014 по 2019 гг., дана оценка источникам финансирования инвестиций, указаны самые финансируемые виды экономической деятельности области. Рассмотрено положение инвестиций в основной капитал в разрезе муниципальных образований области. Обозначены внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на региональный инвестиционный процесс, среди которых превалирующими являются: низкая обеспеченность бюджета области собственными доходами, затрудненный доступ к заемным финансовым ресурсам, неразвитость местного рынка капитала, низкий уровень развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства. Представлены меры региональной администрации по улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной активности области. Подробно освещено функционирование в регионе трёх территорий опережающего социально-экономического развития, сформированных для интенсификации инвестиций и диверсификации региональной экономики. Представлены некоторые положительные результаты инвестиционной деятельности Курганской области за 2019 год. Приводится национальный рейтинг инвестиционной привлекательности региона. Приведены некоторые пути стратегического инвестиционного развития Курганской области согласно действующей Стратегии социально-экономического развития региона. Содержательно описаны приоритетные для инвестирования отрасли экономики региона и указаны дальнейшие пути инвестиционного развития. В завершении отмечается, что активизация инвестиционной деятельности в депрессивном регионе должна занимать ключевое место не только в социально-экономической политике региона, но и на федеральном уровне.
Ключевые слова: инвестиции, депрессивный регион, инвестиционная деятельность, территории опережающего социально-экономического развития, инвестиционное развитие.
DOI: 10.17586/2310-1172-2020-13-2-35-45
Investment activity in a depressed region: trends and problems of implementation at the present stage
Nevyantseva L.S. [email protected] D.Sc. Vlasova N.Yu. [email protected] Ural state University of Economics, Yekaterinburg 620144, Russia, Yekaterinburg, ul. 8 March /Narodnaya Volya, 62/45
The article discusses the features of investment activity in a depressed region on the example of the Ural region-the Kurgan region. Describes the common characteristics of the socio-economic development of territories having a depressive character. The main types of depressive regions in Russia that have developed historically are identified: old-industrial, agricultural-industrial and extractive. Examples of depressive subjects of modern Russia within the borders of Federal districts are given. The main features of investment activity in the Kurgan region are studied: the dynamics of investment in fixed assets from 2014 to 2019 is analyzed, the structure of sources of investment financing is assessed, and the most funded types of economic activity in the region are indicated. The situation of investments in fixed capital in the context of municipalities of the region is considered. External and internal factors that negatively affect the regional investment process are identified, among which the prevailing ones are: low provision of the regional budget
35
with its own income, difficult access to borrowedfinancial resources, underdevelopment of the local capital market, low level of development of social infrastructure and engineering facilities. The measures of the regional administration to improve the investment climate and increase the investment activity of the region are presented. The article describes in detail the functioning of three territories of advanced socio-economic development in the region, formed to intensify investment and diversify the regional economy. Some positive results of investment activity of the Kurgan region for 2019 are presented. The national rating of investment attractiveness of the region is given. Some ways of strategic investment development of the Kurgan region according to the current strategy of socio-economic development of the region are given. The priority investment sectors of the region's economy are described in detail and further ways of investment development are indicated. In conclusion, it is noted that the activation of investment activities in the depressed region should occupy a key place not only in the socio-economic policy of the region, but also at the Federal level.
Keywords: investment, depressed region, investment activity, territories of advanced socio-economic development, investment development.
Введение. Депрессивные регионы в реалиях России
Итогом революционных экономических преобразований, обусловленных переходом от командно-административной экономической системы к рыночной, стала глубокая трансформация социально-экономического пространства России. Это привело к острым диспропорциям в региональном развитии и к появлению пространственной поляризации в экономике регионов нашей страны. Падение производственной и инвестиционной активности, рост безработицы, ухудшение уровня жизни населения спровоцировало развитие депрессивных территорий, некогда обладавших сильной экономико-промышленной составляющей. Непосредственно понятие депрессивных, кризисных территорий берёт начало со времён Великой депрессии 1929 г.
Появление депрессии в регионах было обусловлено не только переходом к рынку, но и сменой технологических укладов, провоцирующей экономическое развитие на одних территориях и рецессию в других. Вообще, «возникновение депрессивных регионов - это неизбежное следствие циклического характера экономико-технологического развития. Логично, что депрессивность связывают с теорией «длинных волн» Н. Д. Кондратьева, согласно которой в экономическом развитии региона можно выделить несколько закономерно сменяющих друг друга циклов, отражающих этапы роста, стагнации и депрессии. Депрессивность в экономическом поле зрения можно рассматривать как определённый этап эволюционного развития территории» [1].
Уже к началу XXI в. 2/3 субъектов Российской Федерации имели черты депрессивных. В условиях России исторически сложилось три основных типа депрессивных регионов: старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие [2,3]. Такая разбивка объясняется составом отраслей производства, кризис и провалы в которых выступили ключевым основанием «размножения» депрессивных процессов в региональных экономиках. Отметим, что депрессивными становились те регионы, которые располагались вблизи или на периферии индустриальных центров.
Таблица 1
Виды депрессивных регионов в РФ
Вид депрессивного региона Регионы
Старопромышленный Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский экономический район, Южный пояс Сибири, Дальний Восток
Аграрно-промышленный Курганская область, Воронежская область, республики Северного Кавказа и Южной Сибири, Центральночерноземный район
Добывающий Наибольшая часть Уральского, Сибирского, Восточносибирского, Дальневосточного и Центрального регионов
В современной России лидером по числу депрессивных регионов является Сибирский федеральный округ. Так, в границах данного округа наиболее депрессивными территориями считаются города Кемерово и Омск, отличающиеся плохой экологической ситуацией вследствие существенной концентрации заводов химической, машиностроительной и угольной направленностей. В эту же категорию попадает и город Норильск, для которого характерны чрезмерно холодный климат, отсутствие солнечного света в сочетании с неблагоприятной экологией и неясными экономическими перспективами.
В список наиболее депрессивных российских регионов также вошли города, расположенные в Южном федеральном округе. В первую очередь, это Шахты, Волгоград и Астрахань. Как и ряд других депрессивных территорий, данные региональные единицы находятся в крайне плохой экологической обстановке. Кроме того, в Волгограде отмечается отрицательный прирост населения, низкое качество дорожного хозяйства и сферы
образования. В Астрахани отмечается худшее качество обслуживания жилого фонда и большое количество ветхого и аварийного жилья. Помимо этого, здесь расположено множество промышленных предприятий, вследствие чего регион является сильно загазованным, а уровень безработицы выше, чем в целом по стране.
Присутствуют депрессивные территории и в Центральном федеральном округе. Наиболее негативные результаты имеет Кострома, где также отмечается низкое качество обслуживания жилого фонда и имеются проблемы с чистотой питьевой воды. В число самых депрессивных регионов РФ попал и Липецк ввиду низкого уровня образования, некачественных услуг в отраслях здравоохранения и обеспечения безопасности.
К настоящему моменту исследованию социально-экономического развития депрессивных регионов посвящены труды многих российских учёных. Например, Бабаев Б.Д. и Бабаев Д.Б. [4] рассматривают проблемы развития депрессивного старопромышленного региона, Исмагиловой Т.В. и Чинаевым Т.В. [5] исследуются вопросы активизации ресурсного потенциала депрессивных территорий, Исянбаевым М.Н. [6] освещаются общие механизмы управления социально-экономическим развитием депрессивной территории, исследование Лапина А.В. и Кутергиной Г.В. [7] посвящено математическому моделированию развития депрессивных регионов, а М.С. Оборин [8] анализирует влияние сельскохозяйственного сектора на развитие депрессивных территорий.
В продолжение научных трудов, касающихся вопросов общего социально-экономического развития депрессивных регионов, авторами будет рассмотрен инвестиционный аспект данного направления региональных исследований. Кризис, сложившийся в инвестиционной сфере депрессивных регионов в период структурных преобразований, до сих пор является главной проблемой в рамках социально-экономического развития депрессивных территорий в целом. Поскольку подавляющая часть отсталых субъектов СССР до начала социально-экономических реформ являлась реципиентом бюджетных инвестиционных и дотационных средств, то в связи с резким прекращением государственного финансирования их инвестиционные возможности существенно сократились. Это предопределило основную тематику настоящего исследования, поскольку на современном этапе задача интенсификации и улучшения инвестиционной деятельности стоит перед большинством региональных экономик РФ.
Географическое размещение инвестиционного капитала в современной России опирается на теорию иерархически организованной структуры поселений и на предпосылки равномерности расселения. В рамках первого сценария инвестиционный капитал необходимо направлять в «точки роста», которые сконцентрированы в крупнейших городах и месторождениях полезных ископаемых. Второй сценарий подразумевает направлять инвестиционный капитал в слаборазвитые субъекты, где действуют мягкие бюджетные ограничения в целях сокращения региональных диспропорций в социально-экономическом развитии. В настоящее время Россия следует по первому пути, вследствие чего регионы-лидеры продолжают наращивать потенциал для развития, повышая инвестиционную привлекательность, а регионы-аутсайдеры «проваливаются», усиливая региональное неравенство [9].
Как отмечает Г.Ф. Балакина, особую актуальность в экономической науке имеют вопросы, связанные с формированием и реализацией таких инвестиционных стратегий субъектов РФ, которые были бы способны решить проблемы экономического роста на уровне регионов. В части анализа развития депрессивных территорий научная значимость исследования региональных инвестиционных стратегий возрастает в силу ряда причин, а именно:
— ограниченной реализацией экономического потенциала депрессивных регионов, поскольку снижение инвестиций в производственный сектор привело к существенному износу (до 70%) основных средств;
— не соответствием задаче достижения динамичного роста ВРП текущего развития региональных рынков и характера конкуренции между субъектами;
— ограничением объёмов инвестиций региональных и муниципальных бюджетов действующими схемами финансирования инвестиционных проектов;
— торможением развития инвестиционных процессов в депрессивных регионах действующими положениями нормативно-правовой базы;
— отсутствием концептуальных подходов к разработке региональной инвестиционной политики и необходимостью уточнений методического обеспечения прогнозирования стратегических инвестиционных направлений в регионах [10].
Таким образом, в поле современного регионального развития актуализируются вопросы оценки и анализа инвестиционной деятельности депрессивных, слаборазвитых территорий в целях поиска адекватных управленческих подходов к реализации инвестиционной политики на мезоуровне.
Инвестиционная деятельность в Курганской области
Объектом данного исследования является регион Зауралья - Курганская область - в настоящее время депрессивный, ставший таковым после кризиса 1990-ых гг. Одна из причина депрессивного состояния, наряду с миграционным оттоком - это монопрофильность экономики, в которой ведущее место занимали предприятия АПК и машиностроения. Часть предприятий возникла на основе эвакуированных во время войны производств, другая -в послевоенный период. Индустриализация «сверху» привела к появлению крупных предприятий, но не гибких,
которые сильно зависели от государственных заказов и работали на естественные монополии и военно -промышленный комплекс.
В инвестиционной деятельности Курганской области после резкого спада инвестиций в экономику в 1990 -1995 гг. произошли значительные изменения вследствие шоковой терапии, сопровождаемой сокращением производственного цикла, ростом цен, инфляцией, подавляющей стимулы к накоплению капитала и повышающей стоимость внешних источников финансирования инвестиций. Это привело к «выведению» финансовых ресурсов из реального сектора экономики. Подрывали инвестиционное развитие Курганской области неразвитая рыночная инфраструктура, слабое информационное, кадровое и техническое обеспечение, экономико-политическая нестабильность, а также налоговый пресс, тормозящий развитие регионального предпринимательства и т.д. Диверсифицировался и состав капитальных вложений: теперь значительный удельный вес в источниках финансирования инвестиций приходился на частные инвестиции и инвестиции региональных бюджетов. Фактически произошел отказ со стороны государства от централизованного финансирования.
В настоящее время в экономику Курганской области привлекается всех меньше инвестиций в разрезе Уральского федерального округа (табл. 2). Область является потенциальной территорией-реципиентом на региональном уровне.
Таблица 2
Динамика инвестиций в основной капитал, млрд руб. [11]
Субъект 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Уральский федеральный округ 2 368,5 2 357,9 2 731,1 2 8 70,1 2 931,3 2 911, 0
Курганская область 32,8 27,8 28,6 22,4 27,1 28,6
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) -в процентах к предыдущему году 95,8 77,2 103,2 77,4 109,0 105,5
По данным Свердловскстата [11], на развитие экономики и социальной сферы Курганской области организациями всех форм собственности в 2019 году использовано 28 595,1 млн. руб. инвестиций в основной капитал (+5,5% к 2018 году). Более половины инвестиционных средств - 15 331,0 млн руб. - направлялось в сектор «Машины и оборудование», 12794,8 млн руб. - на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений и на улучшение земель. В разрезе видов экономической деятельности львиная доля инвестиционного капитала - 13159,2 млн руб. - направлена в сектор «Транспортировка и хранение», 3969,7 млн руб. - в обрабатывающие производства, 2189,6 млн руб - на обеспечение электрической энергией.
Важнейшим условием осуществления инвестиционной деятельности в регионе является поиск оптимальных путей и источников финансирования капитальных вложений. Анализ структуры финансового обеспечения инвестиций на уровне Курганской области свидетельствует о том, что в период с 2015 по 2018 гг. основная часть в общем объеме финансирования инвестиционных затрат принадлежала внутренним источникам, а именно - собственным ресурсам региональных предприятий (табл.3). В 2014 и 2019 годах доля самофинансирования составляла соответственно 44,7% и 43,7%, а привлеченного финансирования - 55,3% и 56,3%.
Таблица 3
Структура источников финансирования инвестиций Курганской области, % [11]
Источник финансирования 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Инвестиции в основной капитал - всего, в том числе: 100 100 100 100 100 100
собственные средства 44,7 50,1 55,4 61,9 55,8 43,7
привлеченные средства, в том числе: 55,3 49,9 44,6 38,1 44,2 56,3
кредиты банков 5,4 4,0 1,6 2,8 6,2 3,9
бюджетные средства, из них: 27,2 17,8 14,0 17,0 15,3 15,4
из федерального бюджета 18,6 12,4 8,6 7,3 8,5 10,8
из бюджетов субъектов РФ 7,6 4,7 4,2 7,3 5,4 3,9
Отметим, что структура финансового обеспечения инвестиций обычно меняется под влиянием текущей фазы делового цикла: в более благоприятные периоды, когда растёт инвестиционная активность, уровень самофинансирования снижается, а в период рецессии, когда сокращаются масштабы инвестирования и денежное
предложение, повышается стоимость кредитных ресурсов - напротив, растёт. Подобная ситуация характерна и для Курганской области. С 2014 года значительно сократилось финансирование из федерального и регионального бюджетов. В первом случае это связано с отсутствием качественных проектов с приоритетом на национальную направленность, низкой степенью вовлеченности регионов в формирование национальных целевых программ, во втором - с финансовой несостоятельностью регионального и местных бюджетов, что не позволяет оказывать эффективную поддержку для реализации инвестиционных проектов. Так, из совокупных доходов бюджета области половина - это налоговые поступления, из которых превалирует НДФЛ. Местные же предприятия пока не располагают ощутимой прибылью, что постепенно истощает их возможности накапливать внутренние резервы и осуществлять инвестиционную деятельность. Ресурсы кредитно-финансовых институтов и банков также очень слабо вовлечены в инвестиционный процесс региона, что связано с неразвитостью местного рынка капитала.
Центром притяжения и драйвером роста инвестиций в Курганской области выступает муниципальное образование г. Курган, где развит рынок сбыта и сконцентрированы трудовые ресурсы и технологии. По итогам 2018 года объем инвестиций в реальные активы в г. Курган составил 11 419, 2 млн руб. (65,9% от общеобластного значения). Вообще, инвестиции на территории области размещаются очень неравномерно. Помимо г. Кургана, в числе инвестиционных лидеров также можно отметить муниципальное образование г. Шадринск, Далматовский, Сафакулевский и Щучанский районы, на территорию которых пришлось 6,4%, 6,2%, 5,2% и 3,8% инвестиций в основной капитал за 2018 год. На оставшиеся 21 муниципальных образований Курганской области приходится всего 12,5% от общего объема инвестиций в реальные активы.
В табл. 4 представим статистику по инвестиционной деятельности области в разрезе муниципальных образований за 2017-2018 годы.
Таблица 4
Инвестиции в основной капитал Курганской области в разрезе муниципальных образований [11]
Всего, тыс. рублей, 2018 год Бюджетные средства, тыс. руб., 2018 год Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя, рублей
2017 год 2018 год Динамика, %
Всего по области 17335466 2646923 26,8 тыс. руб. 32,1 тыс. руб. 119,8
г. Курган 11416245 1375077 26157,1 29328,8 112,13
г. Шадринск 1109089 123017 15028,2 13154,6 87,53
Районы
Альменевский 47664 17537 1533 3082,5 201,08
Белозерский 19829 10542 1135,9 800,4 70,46
Варгашинский 107154 27632 7598 18 459 242,95
Далматовский 1066207 31155 34329,6 41046 119,56
Звериноголовский 23591 11634 965,7 1529,8 158,41
Каргапольский 87385 14547 15074 7605 50,45
Катайский 86322 18873 2777,3 3134 112,84
Кетовский 466207 167448 5452,6 5008 91,85
Куртамышский 261541 96379 4682 5643,1 120,53
Лебяжьевский 103806 15488 8735,73 10832,76 124,01
Макушинский 120195 95068 8395,4 4616,7 54,99
Мишкинский 132371 23126 3817,62 6943,8 181,89
Мокроусовский 20054 12726 422,9 500,5 118,35
Петуховский 57414 10551 1154,7 2736,2 236,96
Половинский 28568 10892 2654,0 1634,8 61,6
Притобольный 49009 13998 2142,9 2658,1 124,04
Сафакулевский 905824 124182 1561,1 76835,3 4921,87
Целинный 56466 12739 2283,5 3146,7 137,8
Частоозерский 10235 3713 18708 44532 238,04
Шадринский 230716 111212 16862,94 16895,97 100,2
Шатровский 100040 19025 2426,5 5214,7 214,91
Шумихински 84200 10869 4112 2906,1 70,67
Щучанский 655124 274115 14544,8 19018,6 130,76
Юргамышский 90210 15378 15319,19 8617,44 56,25
Таким образом, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя Курганской области по итогам 2018 года составил 32,1 тыс. руб. (+19,8% к 2017 г.). При этом отмечается рост данного показателя в большинстве муниципальных районов региона. Данные таблицы определяют, что максимальный рост инвестиций за 2018 год в расчете на душу населения зафиксирован в Сафакулевском районе. Также увеличение инвестиций на душу населения в два и более раза было обеспечено интенсификацией инвестиционных процессов в Варгашинском, Частоозерском, Петуховском, Шатровском и Альменевском районах. Преимущественно, увеличение инвестиций в основной капитал было обусловлено инвестированием частных финансовых средств в реализацию инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства, перерабатывающего производства, газификации и реконструкции инженерной инфраструктуры.
Вмесите с тем, существенное снижение объема инвестиций в основной капитал на душу населения произошло в Каргапольском, Макушинском, Юргамышском и Половинском районах. Для исправления сложившейся ситуации в инвестиционной сфере региональные власти рекомендовали органам местного самоуправления определить конкретные приоритетные инвестиционные проекты, выбрать «выгодные» площадки для их реализации, а также активизировать работу инвестиционных уполномоченных, курирующих инвестиционную деятельность на местном уровне.
Для диверсификации экономики региона, интенсификации инвестиций, снижения зависимости от основных градообразующих предприятий на территории Курганской области в моногородах Далматово, Варгаши и Катайске были сформированы территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР). Резиденты данных ТОСЭР получают максимум преференций: освобождение от уплаты налога на прибыль в федеральной части в течение 5-10 лет, снижение налога на прибыль в региональной части более чем в три раза (вместо налога в 20% резиденты будут платить 5% в течение пяти лет и 10% в последующие пять лет). Страховые отчисления во внебюджетные фонды составляют 7,6% вместо 30%, а ставка налога на имущество и землю обнулены.
Первой ТОСЭР в Курганской области стала ТОСЭР «Далматово», созданная в марте 2018 года. Первым инвестором уже в октябре 2018 года на данной площадке выступило ООО «Промыслы Далматовского монастыря». Предприятие специализируется на выпуске сливочного масла, творога, вареников и монастырских пельменей. Запущенный инвестиционный проект предусматривает формирование 10 рабочих мест и освоение около 5 млн рублей инвестиций. Вторым резидентом ТОСЭР «Далматово» (в августе 2019 года) явилось предприятие по производству минеральной воды - «Промышленно-технический центр — ДО». В конце октября 2019 года появился третий инвестор - ООО «Далматовское хлебоприемное предприятие», осуществляющее агротехнические услуги.
Одновременно с ТОСЭР «Далматово» была зарегистрирована ТОСЭР в Варгашах. Первым резидентом данной площадки в августе 2018 года стало ООО «Индустрия Про», планирующим запустить выпуск изделий из стеклопластика и древесно-полимерных композитов. Предполагается создать 10 рабочих мест и привлечь 25,8 млн руб. инвестиций. В октябре 2018 года зарегистрирован второй инвестор - ООО «Курганский завод металлоконструкций 45» - с инвестиционным проектом «Создание современного производства готовых металлоконструкций широкого ассортимента», включающего создание 10 рабочих мест и привлечение 5,75 млн рублей инвестиций. В июне 2019 года на ТОСЭР в Варгаши пришёл третий инвестор ООО «Завод ВСП», планирующий производить арматуру для добычи нефти, что позволит создать 34 рабочих места и выйти на серийное производство в 2020 году. В конце октября 2019 года в Варгаши пришел четвертый инвестор - ООО «Инженерно-конструкторский сервис», планирующий создание предприятия лазерной и термической обработкой материалов.
В результате создания ТОСЭР «Катайск» (февраль 2019 года) ожидается диверсифицировать экономику города к 2028 году. По предварительным соглашениям с резидентами в Катайске планируется привлечь более 594 млн руб. инвестиций, которые должны обеспечить рабочими местами более 800 человек. При этом определены 15 видов экономической деятельности, при которых на территории будет действовать особый правовой режим предпринимательской деятельности. Первым резидентом данной ТОСЭР выступило ООО «Катайский комбикормовый завод», планирующий выпуск продукции для отрасли животноводства.
В целях повышения инвестиционной привлекательности области и отдельных муниципальных образований, улучшения позиций национального рейтинга состояния инвестиционного климата региональные власти за прошедший год приняли ряд законодательных инициатив, среди которых особо важными являются:
— снижение тарифов на электроэнергию для инвесторов;
— введение льготных тарифов для водо- и газоснабжения;
— введение субсидии на оплату первоначального взноса на оборудование, приобретенного в лизинг;
— снятие ряда административных барьеров и упрощение конкурсных процедур для реализации инвестиционных проектов;
— применение пониженных ставок налога на прибыль, транспортного налога и налога на имущество организациями, осуществляющих инвестиции на территории Курганской области и т.д.
Результаты проделанной работы подтверждаются данными Росстата [12]. Как уже отмечалось, инвестиции за 2019 год выросли на 5,5% в сравнении с 2018 годом, а в сравнении с 2017 - на 27,8%. По отраслям экономической деятельности наблюдаются положительные изменения: за 2019 год существенно увеличились инвестиции, направленные на развитие следующих видов деятельности: «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» - в 5,4 раза, «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» - в 3,3 раза; «Деятельность по операциям с недвижимым имуществом» - в 3,1 раз; «Транспортировка и хранение» - в 2,9 раз; «Строительство» - в 2,4 раза.
Поскольку экономика Курганской области имеет сельскохозяйственную направленность, оценим более подробно инвестиционную ситуацию в данной отрасли. Так, за 2019 год объем инвестиций в сельское хозяйство в регионе вырос на 7% по сравнению с прошлым периодом. Всего в области готовится к реализации 20 серьезных инвестиционных проектов с общей стоимостью 24 млрд руб. В настоящее время началась работа завода по производству маслосемян, завершается возведение тепличного комбината. Также запущено строительство свиноводческого комплекса, модернизируется бройлерная птицефабрика, два молочных комбината, ведется строительство кондитерской фабрики и второй очереди завода по переработке мяса.
Тем не менее, отметим, что, несмотря на положительные тенденции в региональной экономике, на сегодняшний день Курганская область остро нуждается в инвестициях в различные сферы экономической деятельности. Так, региональный долг к концу 2019 года достиг почти 17 млрд рублей, что составляет примерно 90% от собственных доходов. Ситуация в экономике региона сложилась неблагополучная: по данным Свердловскстата [11], за 2019 год на отрицательный финансовый результат вышли 67 хозяйствующих субъектов Курганской области на общую сумму 1,1 млрд руб., а доля убыточных предприятий в целом составила 34,7%.
Одним из ключевых показателей экономического развития страны и её субъектов является отношение инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, отражающего долю расходов на строительство и технологическое обновление в реальном секторе экономики. Как показывает опыт развитых стран, интенсивный рост экономики начинается с достижения порога не менее чем в 25 -27% инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту. Данные табл. 5 свидетельствуют о критически низкой норме накопления инвестиций в валовом региональном продукте Курганской область. Видим, в последние годы данный показатель колеблется в интервале 11-13%, что существенно ниже нормы в сравнении с общероссийскими показателями.
Таблица 5
Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте [12]
2014 2015 2016 2017 2018
19,2% 15,5% 15,4% 11,6% 12,7%
Низкий уровень инвестиционной привлекательности Курганской области подтверждают и оценки национальных рейтинговых агентств (табл. 6). На современном этапе инвестиционная деятельность в регионе продолжает сопрягаться с высоким инвестиционным риском, а показатель инвестиционного потенциала ниже, чем у 71 российского региона.
Таблица 6
Курганская область в инвестиционных рейтингах [13]
Показатель Позиция области по итогам
2018 года 2019 года
Инвестиционный риск 71 71
Средневзвешенный индекс инвестиционного риска 0,360 0,355
Инвестиционный потенциал 72 72
Доля в общероссийском инвестиционном потенциале, % 0,388 0,400
Инвестиционный рейтинг Незначительный потенциал — высокий риск (3С2) Незначительный потенциал — высокий риск (3С2)
Причины такого положения дел кроются в ряде социально-экономических внешних и внутренних факторов, отрицательно влияющих на инвестиционную активность территории. К внутренним факторам можно отнести:
— ограниченность регионального рынка;
— низкую обеспеченность бюджета области собственными доходами;
— затрудненный доступ к заемным финансовым ресурсам;
— неразвитость местного рынка капитала;
— низкий уровень развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства;
— неразвитость малого и среднего бизнеса и т.д.
К внешним негативным факторам относятся, прежде всего:
— отсутствие стратегических транспортных путей сообщения;
— удаленность от рынков сбыта и связанные с ней высокие транспортные издержки потенциальных инвесторов;
— неблагоприятные геоклиматические условия;
— высокая энергозависимость региона с недостатком топливно-энергетической базой;
— незащищенность рынка от внешней экспансии продовольствия и потребительских товаров и т.д.
По мнению экспертов, на современном этапе Курганской области важно культивировать и грамотно позиционировать центры притока инвестиционного капитала. Учитывая то, что средств федерального бюджета на поддержку всех экономически слабых регионов не достаточно, а инвестиционные возможности местных органов власти сильно ограничены, основной акцент нужно делать на способностях местных предприятий совершенствоваться «изнутри», предлагая себя инвесторам. К настоящему моменту региональными властями разработан и утвержден регламент взаимодействия с потенциальными инвестиционными партнерами, а также активно проводится рекламная кампания на конгрессах и выставочных мероприятиях.
В рамках документа «Стратегия социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года» обозначен ряд путей стратегического инвестиционного развития Курганской области, среди которых:
— формирование инновационных центров и кластеров в части приоритетных секторов экономики Курганской области;
— развитие регионального производства в целях обеспечения продовольственной безопасности;
— включение малого бизнеса в производственно-технологические цепочки крупных компаний;
— привлечение федерального финансирования для поддержки приоритетных направлений экономики и создания инвестиционной инфраструктуры;
— рост инвестиционной привлекательности социальной составляющей посредством поощрения конкуренции, увеличения доли частного сектора в этой сфере и привлечение инвестиций для внедрения инноваций;
— расширение географии привлечения инвесторов;
— превращение области в межрегиональный распределительный транспортный центр;
— развитие в области эффективных механизмов профессиональной подготовки в соответствии с потребностями инвесторов1.
Согласно документу, к 2030 году инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения должны возрасти до 69,4 тысяч рублей, а число новых рабочих мест должно увеличиться более чем в три раза. Общий инвестиционный эффект, которого планируется достичь в течение реализации новой Стратегии развития, представлен в табл. 7.
Таблица 7
Инвестиционный эффект от реализации Стратегии социально-экономического развития
Курганской области на период до 2030 года1
Показатель 2020 год 2025 год 2030 год
Увеличение объема инвестиций в основной капитал 37,0 млрд руб. 43,0 млрд руб. 48,0 млрд руб.
Увеличение количества новых рабочих мест при реализации инвестиционных проектов, ед. 4500 12000 19500
Улучшение позиций области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата 62 место 42 место 22 место
Со стороны правительства Курганской области определены приоритетные направления в соответствии со Стратегией социально-экономического развития области, инвестирование в которые способно повлиять на экономический рост региона, а также способствовать «оздоровлению» других присутствующих в регионе хозяйственных секторов (табл. 8).
1 Концепция Стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года
42
Таблица 8
Приоритетные для инвестирования отрасли экономики в Курганской области [14]
Приоритетные отрасли инвестирования Характеристика
Промышленность В регионе успешно функционируют крупные машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия, предприятия по производству и распределению электрической энергии, газа и воды, предприятия фармацевтической, легкой и других видов промышленности
Сельское хозяйство Основная специализация агропромышленного комплекса Курганской области - это зерновое и мясомолочное производство. Не испытывая недостатка в земле, но работая в сложных климатических условиях, область стремится к высокотехнологичным сельскохозяйственным производствам
Строительная индустрия и жилищное строительство Имеющаяся в области богатая сырьевая база для развития строительного комплекса и лесные ресурсы позволяют открывать производства строительных материалов
Туризм В области активно развиваются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, экологический, охотничий и рыболовный, сельский виды туризма. 1/4 из расположенных в области озер имеют лечебные свойства
Природные ресурсы Инвестиционная привлекательность добычи и использования природных ресурсов области определяется не только наличием в недрах разведанных месторождений урана, бентонитовых глин, лечебных грязей и минеральных вод, но и развитым деревообрабатывающим производством, созданием охотхозяйственной, рыбохозяйственной и рекреационной инфраструктуры
Поскольку одним из главных путей стратегического развития Курганской области заявлено формирование инновационных центров и кластеров в части приоритетных секторов экономики, то перспективным с точки зрения преимуществ кластерного развития можно назвать формирование и функционирование на территории региона следующих кластеров:
— производство энергосберегающих технологий;
— строительство линий электропередач и трансформаторных подстанций;
— производство высокотехнологичного сельскохозяйственного сырья;
— производство традиционных и инновационных строительных материалов - железобетона, кирпича, керамики, сухих смесей, стекольного производства и т.д.
— строительство нового жилья, для чего необходимо как присутствие застройщиков, так и развитие собственной строительной индустрии;
— создание современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии;
— формирование устойчивого и эффективного использования природных ресурсов.
Резюмируя изложенное, подчеркнем, что для интенсификации инвестиционных процессов области необходимо активно привлекать иностранных инвесторов и налаживать взаимодействие с холдингами и финансово-промышленными группами из других регионов. Кроме того, для повышения уровня финансовой состоятельности и инвестиционных возможностей местных хозяйствующих субъектов и градообразующих предприятий важно разработать эффективные механизмы их поддержки. При этом реализация разработанной Стратегии социально-экономического развития Курганской области должна быть непосредственно сопряжена с прямой поддержкой приоритетных для инвестиционных вложений отраслей экономики, обеспечением социальной стабильности, а также с общими задачами по оптимизации регионального экономического роста.
Заключение
В завершение отметим, что задача активизации инвестиционной деятельности в депрессивном регионе должна занимать ключевое место не только в социально-экономической политике региона, но и на уровне федеральной политики. Для Курганской области благоприятно то, что сейчас может она позиционироваться как территория приоритетного развития со льготными режимами инновационно-инвестиционной деятельности. В ближайший период на ТОСЭР Курганской области планируется запустить около 30 новых инвестиционных проектов, а в Варгашах, Далматово и Катайске будут созданы индустриальные парки - специальные инвестиционные площадки с готовыми разводящими сетями и бесплатным подключением к электроэнергии, водо-и газоснабжению. Также планируется рост производства наукоемкой конкурентной продукции в сфере машиностроения.
Помимо ТОСЭР, на территории Курганской области для привлечения российских и внешних инвестиций планируется создать особую экономическую зону промышленно-производственного типа с различными налоговыми льготами и таможенными послаблениями для инвесторов. В текущем году планируется отправить заявку на открытие особой экономической зоны на базе «Курганмашзавода». Предполагается, что в результате этого будет создано более 2,5 тыс. рабочих мест. В долгосрочной перспективе ожидается рост объема инвестиций в основной капитал (без бюджетных инвестиций) на 14,8 млрд рублей, снижение уровня безработицы на 10,1%, увеличение реальной заработной платы работников на 26,5 % к 2024 году.
Очень важно, что в регионе развивается взаимодействие с иностранными инвесторами, и часть договоров уже заключена на Шадринском инвестиционном форуме (например, с Венгрией прорабатывается инвестиционный проект по организации сборки автобусов, а с Республикой Беларусь - производство охладителей молока и сельхозтехники).
Сейчас администрации депрессивного региона важно проводить работу по привлечению федеральной поддержки, с упором на финансирование АПК, а развитие депрессивной территорий за счет собственных ресурсов должно быть изначально ориентировано на мелкий и средний бизнес как быстроразвивающийся и более эффективный [15]. Для роста инвестиционного потенциала области следует продолжать применение льготного лизингового финансирования, поскольку основные фонды местных предприятий сильно изношены. Это положительно отразится на финансовом состоянии региональных предприятий за счет экономии денег, связанной с обновлением основных средств и оптимизацией налоговых отчислений. Также необходимо использовать туристическо-рекреационный потенциал Курганской области, привлекая инвестиции в данную сферу. Сейчас Курганская область хоть и находится в целом в депрессивном состоянии, но имеет некий промышленно -аграрный потенциал, реализовать который более всего возможно только через эффективно реализуемую инвестиционную политику.
Литература
1. Мансурова Г. И. Депрессивные регионы: основные понятия и причины перехода в депрессивное состояние // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2015. №1 (69). С. 65 -68.
2. Чернышев К.А. Типология депрессивных регионов в социально-экономических исследованиях // Регионология. 2015. №2 (91). С. 14-20.
3. Даурова А.М., Кривцова М.К. Специфика депрессивности регионов России // Вестник Академии. 2015. №1. С. 127-132.
4. Бабаев Б.Д., Бабаев Д.Б. Депрессивный старопромышленный регион: актуальные проблемы // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2018. №3 (55). С. 23 -39.
5. Исмагилова Т.В., Чинаев Т.В. Организационно-экономические аспекты активизации развития ресурсного потенциала депрессивных территорий. Дискуссия. 2014. №11 (52). С. 56-61.
6. Исянбаев М.Н. Депрессивные территории: механизмы управления социально-экономическим развитием // Вестник Евразийской науки. 2018. №6. [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/PDF/01ECVN618.pdf (дата обращения 31.01.2020).
7. Лапин А.В., Кутергина Г.В. Идентификация и моделирование развития депрессивных территорий: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2016. № 1 (28). С. 98-109.
8. Оборин М.С. Влияние сельскохозяйственных предприятий на социально-экономическое развитие депрессивных территорий // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 3. С. 114-122.
9. Мокина Л.С. Региональные тренды инвестиционной деятельности на посткризисном этапе развития российской экономики // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. №6 (73). С. 148-163.
10. Балакина Т.Ф. Исследование инвестиционных процессов депрессивного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №40 (175). С. 14-22.
11. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области [Электронный ресурс]. URL: https://sverdl.gks.ru/ (дата обращения 31.01.2020).
12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения 31.01.2020).
13. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России - 2019: результаты и основные выводы [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/ratings/regions/2019 (дата обращения 28.04.2020).
14. Официальный сайт Правительства Курганской области [Электронный ресурс]. URL: http://kurganobl.ru/investicii (дата обращения 31.01.2020).
15. Косова Е.Г., Элиханова З. В., ГаеваМ. А. Депрессивные регионы: проблемы их развития // Новые технологии. 2013. №1. С. 109-112.
Reference
1. Mansurova G. I. Depressivnyye regiony: osnovnyye ponyatiya i prichiny perekhoda v depressivnoye sostoyaniye // Vestnik Ulianovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2015. №1 (69). P. 65-68.
2. Chernyshev K.A. Tipologiya depressivnykh regionov v sotsialno-ekonomicheskikh issledovaniyakh // Regionologiya. 2015. №2 (91). P. 14-20.
3. Daurova A.M.. Krivtsova M.K. Spetsifika depressivnosti regionov Rossii // Vestnik Akademii. 2015. №1. P. 127-132.
4. Babayev B.D.. Babayev D.B. Depressivnyy staropromyshlennyy region: aktualnyye problemy // Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii. Regionalnoye prilozheniye. 2018. №3 (55). P. 23-39.
5. Ismagilova T.V.. Chinayev T.V. Organizatsionno-ekonomicheskiye aspekty aktivizatsii razvitiya resursnogo potentsiala depressivnykh territoriy. Diskussiya. 2014. №11 (52). P. 56-61.
6. Isyanbayev M.N. Depressivnyye territorii: mekhanizmy upravleniya sotsialno-ekonomicheskim razvitiyem // Vestnik Evraziyskoy nauki. 2018. №6. [Elektronnyy resurs]. URL: https://esj.today/PDF/01ECVN618.pdf (data obrashcheniya 31.01.2020).
7. Lapin A.V.. Kutergina G.V. Identifikatsiya i modelirovaniye razvitiya depressivnykh territoriy: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 2016. № 1 (28). P. 98-109.
8. Oborin M.S. Vliyaniye selskokhozyaystvennykh predpriyatiy na sotsialno-ekonomicheskoye razvitiye depressivnykh territoriy // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Selskokhozyaystvennyye nauki. Ekonomicheskiye nauki». 2018. T. 4. № 3. P. 114-122.
9. Mokina L.S. Regionalnyye trendy investitsionnoy deyatelnosti na postkrizisnom etape razvitiya rossiyskoy ekonomiki // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii. ekonomiki i prava. 2018. №6 (73). P. 148-163.
10. Balakina T.F. Issledovaniye investitsionnykh protsessov depressivnogo regiona // Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. 2010. №40 (175). P. 14-22.
11. Upravleniye Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Sverdlovskoy oblasti i Kurganskoy oblasti [Elektronnyy resurs]. URL: https://sverdl.gks.ru/ (data obrashcheniya 31.01.2020).
12. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.gks.ru/ (data obrashcheniya 31.01.2020).
13. Rejting investicionnoj privlekatel'nosti regionov Rossii - 2019: rezul'taty i osnovnye vyvody [Elektronnyy resurs]. URL: https://raex-a.ru/ratings/regions/2019 (data obrashcheniya 28.04.2020).
14. Ofitsialnyy sayt Pravitelstva Kurganskoy oblasti [Elektronnyy resurs]. URL: http://kurganobl.ru/investicii (data obrashcheniya 31.01.2020).
15. Kosova E.G.. Elikhanova Z. V.. Gayeva M. A. Depressivnyye regiony: problemy ikh razvitiya // Novyye tekhnologii. 2013. №1. P. 109-112.
Статья поступила в редакцию 09.04.2020 г