Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность региона'

Инвестиционная привлекательность региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1230
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / VOLOGDA OBLAST / MANAGEMENT / BUSINESS SUPPORT INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина София Леонидовна

Внимание к вопросу привлечения инвестиций в развитие территории, ее отраслей следует из естественной потребностинехватки собственных бюджетных средств на реализацию различных проектов, программ, которые напрямую ускоряют социально-экономическое развитие региона в целом. Неравномерность территориального развития регионов обуславливает вопрос о значимости инвестиционной привлекательности, так как вместе с капиталом происходит дополнительный приток на территорию технологий, управленческих ноу-хау, качественно изменяющих экономику и повышающих благосостояние населения территории-реципиента. В связи с этим цель исследования заключается в анализе инвестиционной привлекательности Вологодской области. Поставлены следующие задачи: 1) анализ отдельных показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность; 2) исследование поддержки инвестиционной привлекательности на территории области (нормативно-правовая база, инструменты и региональные институты поддержки);3) разработка рекомендаций по совершенствованию инструментов поддержки инвестиционной привлекательности. Оценивались интегральные показатели рейтинга: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, а также динамика инвестиций в основной капитал регионов Северо-Западного федерального округа. Раскрыто содержание управления инвестиционной привлекательностью на территории Вологодской области, важнейшими составляющими которого являются стратегическое целенаправленное управление и эффективная деятельность учреждений поддержки бизнеса. Проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционную деятельность в области, более подробно рассмотрена группа правовых факторов, включающая в себя различные инструменты. Выделены некоторые проблемы и разработаны рекомендации для совершенствования деятельности региональных учреждений и инструментов региональной поддержки инвестиционной привлекательности. Научная новизна исследования состоит в усовершенствовании существующих инструментов для повышения инвестиционной привлекательности региона. Практическая значимость работы заключается в возможности применить на практике разработанные меры по привлечению инвестиций на территорию региона (на примере Вологодской области). Также полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития теории и практики инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION

Attention to the issue of attracting investments to the development of the territory and its branches results from the basic need - lack of own budgetary funds for implementing different projects and programmes that directly accelerate the socio-economic development of the region as a whole. Unevenness of the territorial development of regions raises the issue concerning the importance of investment attractiveness, because on the territory, the additional inflow of technologies and managerial know-how, qualitatively changing the economy and improving well-being of the population of the receiving territory, is going on along with the capital. Consequently, the aim of the research is to analyze the investment attractiveness of the Vologda Oblast. In order to reach the goal, the following tasks are set: 1) analysis of particular indicators, characterizing investment attractiveness; 2) research of investment attractiveness support on the territory of the region (legal framework, instruments and regional support institutions);3) elaboration of recommendations on improving support instruments of investment attractiveness. In the course of the research the integral rating indicators have been estimated: investment potential and investment risk, as well as the dynamics of fixed capital expenditure of the Northwestern Federal District’s regions. The author defines the management of investment attractiveness on the territory of the Vologda Oblast, the main components of which are strategic targeted management and effective performance of business support institutions. The article contains the analysis of the legal framework, regulating the investment activity in the region, and the group of legal factors, including various instruments, in details. The researcher marks several problems and suggests recommendations for improving the activity of regional institutions and the instruments for regional support of investment attractiveness. The scientific novelty of the research is to improve the existing instruments for increasing the region’s investment attractiveness. The practical significance of the study resides in the possibility to apply the elaborated measures into practice for attracting investments to the region’s territory (case study of the Vologda Oblast). Besides, the findings can be used for further development of the theory and practice of investment attractiveness.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность региона»

ЭКОНОМИКА ТЕРРИТОРИИ

DOI: 10.15838/tdi.2020.2.52.3 УДК 33.332.146.2 | ББК 65.049(2)

© Калинина С.Л.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА1

СОФИЯ ЛЕОНИДОВНА КАЛИНИНА

Вологодский научный центр Российской академии наук Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: sonechka-kalinina1997@mail.ru ORCID: 0000-0002-5162-2876

Внимание к вопросу привлечения инвестиций в развитие территории, ее отраслей следует из естественной потребности - нехватки собственных бюджетных средств на реализацию различных проектов, программ, которые напрямую ускоряют социально-экономическое развитие региона в целом. Неравномерность территориального развития регионов обуславливает вопрос о значимости инвестиционной привлекательности, так как вместе с капиталом происходит дополнительный приток на территорию технологий, управленческих ноу-хау, качественно изменяющих экономику и повышающих благосостояние населения территории-реципиента. В связи с этим цель исследования заключается в анализе инвестиционной привлекательности Вологодской области. Поставлены следующие задачи: 1) анализ отдельных показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность; 2) исследование поддержки инвестиционной привлекательности на территории области (нормативно-правовая база, инструменты и региональные институты поддержки); 3) разработка рекомендаций по совершенствованию инструментов поддержки инвестиционной привлекательности. Оценивались интегральные показатели рейтинга: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, а также динамика инвестиций в основной капитал регионов Северо-Западного федерального округа. Раскрыто содержание управления инвестиционной привлекательностью на территории Вологодской области, важнейшими составляющими которого являются стратегическое целенаправленное управление и эффективная деятельность учреждений поддержки бизнеса. Проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционную деятельность в области, более подробно рассмотрена группа правовых факторов, включающая в себя различные инструменты. Выделены некоторые проблемы и разработаны рекомендации для совершенствования деятельности региональных учреждений и инструментов региональной поддержки инвестиционной привлекательности. Научная новизна исследования состоит в усовершен-

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства».

ствовании существующих инструментов для повышения инвестиционной привлекательности региона. Практическая значимость работы заключается в возможности применить на практике разработанные меры по привлечению инвестиций на территорию региона (на примере Вологодской области). Также полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития теории и практики инвестиционной привлекательности.

Инвестиционная привлекательность, Вологодская область, управление, институты поддержки бизнеса.

Социально-экономическое развитие региона зависит от многих факторов, в том числе и от объема инвестиций, направленных на развитие отраслей через реализацию различных проектов и программ. Лучший мировой опыт последних десятилетий наглядно демонстрирует, что качество социально-экономического развития территориальных систем всех уровней (стран, регионов, муниципалитетов) обеспечивается с помощью активного внедрения принципов стратегического планирования во все сферы государственного и муниципального управления. Это положение особенно справедливо в отношении привлечения инвестиций - ключевого источника экономического развития территории [1; 2].

Именно инвестиции являются одним из катализаторов социально-экономического развития территории, т. к. для внедрения современных технологий, развития малого и среднего предпринимательства, роста благосостояния населения (заработной платы) необходимы благоприятные условия - благоприятный инвестиционный климат. Решение вопроса о привлечении инвестиций в субъекты Российской Федерации требует от региональных органов власти и управления целенаправленных действий по повышению инвестиционной привлекательности территорий в рамках управления инвестиционной деятельностью в целом [3].

В качестве объекта исследования инвестиционной привлекательности выступает Вологодская область как регион с характерными для многих субъектов Российской Федерации (далее - РФ), не занимающих

лидирующие позиции в рейтингах субъектов РФ, чертами социально-экономического развития. Вологодская область - про-мышленно развитый регион. При этом на долю двух компаний (Череповецкий металлургический комбинат и АО «Апатит») приходится до 75% произведенной продукции, что свидетельствует о моноструктурности промышленного комплекса и наличии серьезной зависимости экономики региона, что повышает риски, связанные с экономической безопасностью территории. Такая ситуация не может не сказываться на инвестиционной привлекательности Вологодской области. В связи с этим со стороны органов власти и управления необходима реализация шагов по формированию грамотной системы управления инвестиционной деятельностью территории, в том числе через инструменты и методы бюджетного регулирования, целевые программы, совершенствование нормативно-правовой базы. Это в конечном итоге будет определять инвестиционную привлекательность региона в целом и решение его важных социально-экономических задач2 [4; 5]. В связи с этим целью статьи является анализ существующих инструментов управления инвестиционной привлекательностью в Вологодской области.

Для определения объекта исследования обратимся к значению термина «инвестиционная привлекательность» (далее - ИП). Под ним следует понимать совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на ин-

2 Алавердян В.В. Инвестиционный перелом, или об инвестиционной привлекательности российских предприятий // Инвестиционный консалтинг. URL: https://i-con.ru/publikaczii-2/drugie-publikaczii-i-intervyu/ investiczionnyj-perelom-ili-ob-inves (дата обращения 29.10.2019).

вестиции3 [6]. Ее содержание отражает социально-экономическую целесообразность инвестирования, основанную на согласовании интересов и возможностей инвестора и реципиента при приемлемом уровне доходности и риска инвестиций [7, с. 26].

Неравномерность территориального развития (существенное различие в технологическом, социальном, экономическом, экологическом плане той или иной территории) обуславливает вопрос значимости инвестиционной привлекательности на региональном уровне, так как происходит приток «не только капитала, но и технологий, управленческих ноу-хау, которые качественно изменяют экономику территории-реципиента» [8, с. 63; 9; 10].

Данный вопрос решается через региональную политику (ответственные органы за проведение политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций), научные исследования, деятельность региональных институтов развития. Совершенствование инвестиционной привлекательности напрямую влияет на развитие инвестиционной активности и в целом на интенсивность инвестиционной деятельности в стране, регионе, муниципалитете через увеличение объемов и темпов привлечения инвестиций.

Инвестиционная привлекательность региона во многом определяет скорость и эффективность его социально-экономического развития. Управление инвестиционной привлекательностью на региональном уровне носит комплексный характер: часть норм законодательства - предмет ведения Российской Федерации, другая часть -совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В свою очередь, субъекты Российской Федерации могут создать свои программы и проекты развития территории [11, с. 52; 12; 13].

Наиболее известным общепринятым индикатором, характеризующим инвестицион-

ную привлекательность территории, является индекс, рассчитываемый агентством «Эксперт РА». В его основе лежат два интегральных показателя (инвестиционный потенциал и инвестиционный риск). Для определения интегрального показателя «инвестиционный потенциал» его подразделяют на девять частных: трудовой, потребительский, финансовый, производственный, институциональный, инфраструктурный, природно-ресурсный, туристический и инновационный. В свою очередь, инвестиционный риск состоит из 6 частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального4 [14].

Стоит отметить, что оценка рисков осуществляется на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ. В соответствии с ранжированием регионов в прямоугольной системе координат выделены группы, имеющие парные характеристики: уровень потенциала и риска.

Данные рейтинга свидетельствуют, что положение Вологодской области в рейтинге инвестиционной привлекательности стабильно (на уровне 3В1: пониженный потенциал - умеренный риск) по сравнению с другими регионами (табл. 1). Например, Ленинградская и Мурманская области с 2010 по 2018 год смогли повысить свой рейтинг (3В1 - 2А и 3С1 - 3В1 соответственно). Позиция Вологодской области (3В1) объясняется низкими рангами по всем видам рисков, особенно экологического (65 ранг из 85), криминального (58 ранг), экономического (45 ранг) и управленческого (44 ранг) и низкими рангами инвестиционного потенциала: трудовой (54 ранг), инновационный (51 ранг), инфраструктурный (66 ранг).

Инвестиционная привлекательность во многом определяется динамикой инвестиционной деятельности, основным индикатором которой является объем инвестиций (табл. 2).

3 Валинурова Л.С., Казакова О.Б. Управление инвестиционной деятельностью: учебник для вузов. М.: Кнорус, 2005. 384 с.

4 Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России // Рейтинговое агентство «Эксперт». URL: http://raexpert.ru (дата обращения 18.12.2019).

Таблица 2. Динамика инвестиций в основной капитал регионов Северо-Западного федерального округа в сопоставимых ценах, млрд руб.

Таблица 1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Северо-Западного федерального округа

Регион 20102011 гг. 20122013 гг. 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Рейтинг, 2018/2010

г. Санкт-Петербург 1A 1A 1A 1A 1A 1A 1А неизменно

Ленинградская обл. 3B1 3A1 3A1 3A1 3A1 3A1 2А повышен

Вологодская обл. 3B1 3B1 3B1 3B1 3B1 3B1 3В1 неизменно

Архангельская обл. 3B1 3B1 3B1 3B1 3B1 3B1 3В1 неизменно

Калининградская обл. 3B1 3B1 3B1 3B1 3B1 3B1 3В1 неизменно

Республика Коми 3B1 3B1 3B1 3B1 3B1 3B1 3В1 неизменно

Мурманская обл. 3C1 3B1 3B1 3C1 3B1 3B1 3В1 повышен

Ненецкий авт. округ 3B2 3B2 3B2 3B2 3B2 3B2 3В2 неизменно

Новгородская обл. 3B2 3B2 3B2 3B2 3B2 3B2 3В2 неизменно

Псковская обл. 3B2 3B2 3B2 3B2 3B2 3B2 3В2 неизменно

Республика Карелия 3C1 3B1 3C1 3C1 3C1 3C1 3С1 понижен

Примечание: 1А - максимальный потенциал - минимальный риск; 2А - средний потенциал - минимальный риск; 3В1 - пониженный потенциал - умеренный риск; 3В2 - незначительный потенциал - умеренный риск; 3С1 - пониженный потенциал - высокий риск. Составлено по: Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. URL: https://raex-a.ru/project/regcongress/2017/ resume (дата обращения 10.02.2020).

Регион Год Темп роста 2018 к 2010, %

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

г. Санкт-Петербург 475,7 490,1 517,2 547,8 569,2 636,6 681,6 701,3 747,4 157

Ленинградская обл. 307,2 324,1 347,1 355,9 362 405,1 421,1 428,2 466,9 152

Архангельская обл. с Ненецким авт. окр. 114,6 127 138,6 148,7 154,9 173,6 184,5 184,5 191,3 167

Вологодская обл. 80,2 90 97,9 99,2 105,9 124,1 133,7 141,5 149,4 186

Мурманская обл. 88,7 92,8 99 104 104,5 120,1 132,6 134,2 144,6 163

Калининградская обл. 72,6 78,2 83,6 90 93,7 105,4 118,3 125,3 130,5 180

Республика Коми 78,5 84,4 92,3 98,8 102,4 116 121,3 124,1 126,6 161

Новгородская обл. 31,1 34,4 37,2 39,9 42,4 48,3 53,4 57,4 59,6 192

Республика Карелия 25 26 28 30,1 31,6 33,8 36,8 39,8 41,2 165

Псковская обл. 18 21,1 22,2 22,6 24,1 26,7 28,6 29,6 31,3 174

Рассчитано по: Регионы России. Инвестиции в основной капитал. 2019: стат. сб. / Росстат. М., 2019. С. 497.

За последние 9 лет изменение объемов инвестиций во всех регионах происходило неравномерно. Лидеры 2018 года в представленной группе - г. Санкт-Петербург и Ленинградская область. Рейтинг инвестиционной привлекательности у них также на порядок выше, чем в других субъектах. Архангельская область имеет большие объ-

емы инвестиций по сравнению с Вологодской областью, которая в 2018 году занимала 4 место среди регионов СЗФО. Рост инвестиций в Вологодской области происходил на протяжении всего периода, однако его темп невысок и, как следствие, недостаточен для реализации программ развития ввиду отсутствия конкурентоспособных предпри-

ятий и организаций для ликвидации моноструктурности экономики региона. Для выявления причин сложившейся ситуации и поиска возможных препятствий рассмотрим управление инвестиционной привлекательностью на территории Вологодской области.

В регионе принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность (табл. 3). Законы предоставляют субъектам инвестиционной деятельности формы государственной поддержки, в том числе налоговые льготы, государственные гарантии, залоговое обеспечение, инвестиционный налоговый кредит и др. Таким образом, в законодательной базе представлен значительный объем различных факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлека-

тельность, поэтому важна их дальнейшая систематизация.

Группа правовых факторов, включающая в себя различные инструменты: инвестиционная стратегия развития области, инвестиционная карта, государственная областная инвестиционная программа и др., является основополагающей (табл. 4).

Анализ интерактивной Инвестиционной карты (http://gis.gov35.ru/) показал, что в ней отсутствует оценка эффективности выкладываемых проектов и на данный момент инвестиционные проекты подкреплены лишь объемом необходимых инвестиций и размытыми ожидаемыми результатами.

Важную роль в государственном регулировании инвестиционной привлекательности играют инструменты фискальной

Таблица 3. Региональная правовая система поддержки инвестиционной деятельности в Вологодской области

Нормативно-правовой акт Содержание в части поддержки инвестиционной привлекательности

Закон Вологодской области «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 5 декабря 2008 года № 1916-ОЗ Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность

Закон Вологодской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области» от 8 мая 2013 года № 3046-ОЗ Определяет основы инвестиционной деятельности на территории области, устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности

Закон Вологодской области «О внесении изменений в отдельные законы области о налогах» от 26 октября 2018 года № 4422-ОЗ Увеличивает действие срока льготы для организаций, реализующих инвестиционные проекты, по которым осуществлена модернизация (реконструкция)

Закон Вологодской области «Об инвестиционном налоговом кредите» от 2 апреля 2013 года № 3023-ОЗ Устанавливает основания и условие предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество организаций и (или) транспортному налогу, и (или) налогу на прибыль организаций

Закон Вологодской области «О порядке предоставления государственных гарантий Вологодской области» от 10 июля 2013 года № 3122-ОЗ Устанавливает государственные гарантии для юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты на территории области

В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ, постановлением Правительства области «О разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития Вологодской области» от 28 декабря 2015 года № 1207, Постановлением Правительства области от 17 октября 2016 года № 920 утверждена Стратегия социально-экономического развития Вологодской области (до 2030 года) Содержит основные условия и анализ социально-экономического развития, а также SWOT-анализ

Составлено по: http://docs.cntd.ru/document/819076926 (дата обращения 05.11.2019); http://docs.cntd.ru/ document/460123428 (дата обращения 05.11.2019); http://docs.cntd.ru/document/550221352 (дата обращения 05.11.2019); http://docs.cntd.ru/document/453377479 (дата обращения 05.11.2019); https://vologda-oblast.ru/ dokumenty/zakony_i_postanovleniya/zakony_vologodskoy_oblasti/16649 (дата обращения 05.11.2019); http://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения 06.11.2019).

Таблица 4. Группа правовых факторов инвестиционной привлекательности

Инструмент Значение

Инвестиционная стратегия развития Вологодской области до 2020 года (в рамках Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года) Цель - увеличение темпов роста экономики области и диверсификация ее структуры (в частности через развитие приоритетных отраслей, создание института инвестиционного развития, увеличение объемов федерального финансирования)

Инвестиционная карта Вологодской области (разработана и введена в эксплуатацию в соответствии со Стандартом деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе Департаментом экономического развития области) Содержит информацию об инвестиционных площадках, имеющихся инвестиционных проектах и идеях в разрезе муниципальных образований с выводом подробной информации, а также план создания инвестиционных объектов и объектов необходимой транспортной, энергетической, социальной и другой инфраструктуры региона

Приоритетные инвестиционные проекты (перечень утвержден постановлением Правительства области от 16 декабря 2013 года № 1322 с последующими изменениями) В рамках диверсификации экономики региона: продолжение развития металлургической и химической отраслей в рамках повышения инвестиционной привлекательности территории

Составлено по: http://docs.cntd.ru/document/444743929 (дата обращения 11.11.2019); http://gis.gov35.ru (дата обращения 11.11.2019); Инвестиционные проекты // Официальный портал Правительства Вологодской области. URL: https://vologda-oblast.ru/oregione/ekonomika/investitsii/investitsionnye_proekty (дата обращения 29.02.2020).

политики, в частности налоги и льготы [15, с. 198; 16]. Согласно мировому опыту, налоговое регулирование является эффективным методом государственного управления, без него невозможно решать проблемы недостаточного объема инвестиций в экономику региона [17-20]. В Вологодской области данные инструменты также применяются и представлены следующим перечнем (за 2019 год):

- максимальный срок предоставления льгот увеличен до 8 лет;

- льготы по налогу на имущество распространены на филиалы (с 2018 года);

- введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль для новых предприятий (организаций-инвесторов);

- налоговыми льготами могут воспользоваться филиалы организаций, поставленные на учет в Вологодской области в течение трех последних лет;

- увеличен срок применения льготы с одновременным снижением порогового значения инвестиций для организаций с небольшим объемом вложений (с инвестициями от 50 до 500 млн руб.);

- до 1 января 2023 года установлена пониженная ставка налога на прибыль в размере 13,5% (для новых организаций при осуществлении инвестиций свыше

100 млн руб.). Срок льготы - от трех до пяти лет в зависимости от объема инвестиций;

- установлена новая налоговая льгота для организаций, занятых в традиционных отраслях экономики районов, при осуществлении ими инвестиций от 10 до 100 млн руб.;

- введен зональный подход при установлении сроков применения льгот (в зависимости от места реализации инвестиционного проекта), особенно для восточных районов области: срок льгот от 5 до 8 лет.

Помимо существующей нормативно-правовой базы в Вологодской области активно действуют региональные институты, деятельность которых во многом направлена на повышение инвестиционной привлекательности (табл. 5).

Созданная региональная система учреждений по развитию инвестиционной привлекательности работает в различных направлениях: финансирование, юридическое и бухгалтерское консультирование, формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства на территории региона. Таким образом, в Вологодской области сложилась разносторонняя система поддержки участников инвестиционной деятельности, что позволяет говорить о созданных предпосыл-

Таблица 5. Региональные учреждения поддержки бизнеса на территории Вологодской области

№ Название Содержание

1 ОАО «Корпорация развития Вологодской области» Основным функционалом Корпорации развития являются проектная деятельность, инвестиционный маркетинг и управление имуществом. В рамках проектной деятельности происходит создание уникальных производств, в том числе медицинской ваты и адсорбирующего наполнителя изо льна в Шексне

2 АНО «Мой бизнес» (включая региональный центр поддержки предпринимательства - РЦПП) Одно из направлений - реализация мер, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства. РЦПП создано в целях обеспечения максимальных условий для привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов

3 АУ ВО «Бизнес-инкубатор» Поддержка предпринимателей и малых предприятий, деятельность которых направлена на развитие новых конкурентоспособных товаров и услуг, инновационных технологий

4 Фонд развития промышленности Вологодской области Осуществляет выдачу займов субъектам малого и среднего предпринимательства под 5% годовых до 5 лет на модернизацию производства и реконструкцию предприятия, тем самым помогая предпринимателям создавать кредитную историю для повышения инвестиционной привлекательности

5 АНО «Центр гарантийного обеспечения малого и среднего предпринимательства» реализует государственную программу «Гарантийный Фонд» на территории Вологодской области. Учредители: Департамент экономического развития ВО и НП «Агентство городского развития». География работы Центра: все районы Вологодской области Субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются поручительства Центра для получения кредита, что позволяет им модернизировать производство, реализовывать проекты, провести реформирование (реструктуризацию)

6 Микрокредитная компания Вологодской области «Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства». Учредитель: Департамент экономического развития ВО Предоставление микрозаймов и иных займов субъектам малого и среднего предпринимательства

7 Центр трансфера и коммерциализации технологий ФГБУН ВолНЦ РАН Оказывает услуги по привлечению финансирования на реализацию проектов (гранты, субсидии, льготное кредитование)

Составлено по: http://www.invest35.ru (дата обращения 01.11.2019); https://mb35.ru (дата обращения 01.11.2019); https://smb35.ru (дата обращения 01.11.2019); https://frprf.ru/partnery/regiony/vo (дата обращения 01.11.2019); https://cgo35.ru (дата обращения 04.11.2019); http://www.frp35.ru (дата обращения 04.11.2019); http://ctt.vscc.ac.ru (дата обращения 29.01.2020).

ках для развития инвестиционной привлекательности, формирования благоприятных условий для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система всесторонней поддержки бизнеса на муниципальном уровне в Вологодской области представлена в виде консультационной, информационной, образовательной, финансовой и имущественной помощи5.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в регионе созданы определенные условия для работы с инвестором и поддержки бизнеса. Однако их необходимо регулярно совершенствовать в ответ на вызовы окружающей ситуации, поскольку любое изменение на федеральном уровне (% ставки) или в мире (сокращение производства экспортной продукции) повлечет

5 Меры поддержки инвестора Вологодской области // Мой бизнес. URL: https://smb35.ru/spravochnik-mer-podderzhki-predprinimatelej-sozdali-v-vologodskoj-oblasti 2019 (дата обращения 12.11.2019).

региональные меры. Органы власти и институты развития, совершенствуя инвестиционную привлекательность, создают благоприятный инвестиционный климат территории.

Несмотря на существующую в Вологодской области систему управления и развития инвестиционной привлекательности, в ходе исследования было установлено, что рейтинг инвестиционной привлекательности сохраняется на протяжении 9 лет в позиции «пониженный потенциал - умеренный риск», одновременно наблюдается рост инвестиций. Однако значений данного индикатора, как основного, недостаточно для привлечения инвесторов на территорию региона. В связи с этим были разработаны и обобщены рекомендации в виде инструментов для совершенствования деятельности региональных учреждений и региональной поддержки инвестиционной привлекательности.

1. Необходимо повысить качество интерактивной Инвестиционной карты области через разработку методики оценки и эффективности выкладываемых инвестиционных идей и проектов. Это позволит: во-первых, вести реестр приоритетных инвестиционных проектов области; во-вторых, отслеживать деятельность компании (через показатели, в том числе эффективности); в-третьих, данные мероприятия сделают инвестиционные идеи и проекты более привлекательными и реалистичными.

2. Создать стратегию инвестиционной привлекательности Вологодской области, которая должна включать прогноз развития инвестиционной деятельности; выработку

стратегии нейтрализации возможных рисков; определение тенденций развития биз-неса6.

3. Расширять международное сотрудничество: участие Вологодской области в зарубежных программах развития, в том числе в программах ТАС18 (ЕС) для стран Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии; содействие в развитии экономических и политических связей между Европейским союзом и странами-партнерами. В Ленинградской области существует положительный опыт участия в программах. Содействие включает рекомендации и консультации экспертов ЕС в различных областях, безвозмездное финансирование (на основе грантов) и передачу ноу-хау, исследования и образовательные программы для российских предпринимателей. В программе сотрудничества ЕС и России значительное внимание уделено поддержке реформ государственных институтов, правовой и административной сферы, помощи частному сектору в области экономического развития.

Предложенные рекомендации будут способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию инвестиционной привлекательности Вологодской области.

Вклад исследования в науку заключается в определении значимости инвестиционной привлекательности в развитии территории, а также в разработке мер по ее повышению в условиях ограниченности ресурсов. Материалы могут быть полезны научным сотрудникам, преподавателям и всем интересующимся проблемами повышения инвестиционной привлекательности регионов.

6 Официальный сайт онлайн-конференции «Как менеджеры ВЭД самостоятельно разрабатывают экспортные бизнес-планы и завоевывают зарубежные рынки» // МАРБ. URL: https://www.becoming-researcher.com/ webinars/how-to-elaborate-export-business-plan (дата обращения 04.11.2019).

ЛИТЕРАТУРА

1. Сорокина Н. Место управления инвестиционной деятельностью в системе регионального стратегического планирования // Федерализм. 2019. № 4. С. 22-40.

2. Uskova T.V. Reserves for Economic Growth: Regional Aspect. Sino-Russian Seminar on Regional Innovation System & Economic Growth, August, 2013. Nanchang, 2013. P. 76-87.

3. Социально-экономические проблемы локальных территорий / Т.В. Ускова [и др.]. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 196 с.

4. Гришина И. Инвестиционная привлекательность регионов России для частных инвесторов: новые результаты сравнительного анализа // Инвестиции в России. 2008. № 4. С. 3-13.

5. Wyrwa J. Foreign direct investments and poland 's economic development-current situation and development prospects. Acta Oeconomica Universitatis Selye, 2018, vol. 7, no. 2, pp. 188-200.

6. Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей // Инвестиции в России. 2001. № 4. С. 5-16.

7. Денчук А.В. Совершенствование методов комплексной оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия: автореф. Ярославль: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 2000. 199 с.

8. Печенкина А.В. Управление инвестиционной привлекательностью региона: субъектно-объектный аспект // Изв. Байкал. гос. ун-та. 2006. № 3 (48). С. 63-68.

9. Ambroziak A.A., Hartwell C.A. The impact of investments in special economic zones on regional development: the case of Poland. Regional studies, 2018, vol. 52, no. 10, pp. 1322-1331.

10. Strzelczyk W. Investment attractiveness measurement of the regions versus general location of the enterprises. Economic and Regional Studies, 2014, vol. 7, no. 13, pp. 5-25.

11. Гусейнова Д.А. Алгоритм управления инвестиционной привлекательностью агропромышленных предприятий // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 3. С. 44-54.

12. Crescenzi R., Iammarino S. Global investments and regional development trajectories: the missing links. Regional Studies, 2017, vol. 51, no. 1, pp. 97-115.

13. Ciobanu C.L. Regional Development Policy in International Context. HOLISTICA-Journal of Business and Public Administration, 2017, vol. 8, no. 1, pp. 87-96.

14. Подшиваленко Г.П. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 15. С. 7-10.

15. Ибрагимова Г.Р. Формирование инвестиционной привлекательности муниципального образования // Проблемы и перспективы экономики и управления: мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 197-199.

16. Костин И.В. Характеристика основных методов и механизмов бюджетного регулирования инвестиционной деятельности в регионах // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.С.497-501.

17. Van Parys S. The effectiveness of tax incentives in attracting investment: evidence from developing countries. Reflets et perspectives de la vie économique, 2012, vol. LI, iss. 3, pp. 129-141. DOI: https://doi. org/10.3917/rpve.513.0129

18. Abuselidze G. The influence of optimal tax burden on economic activity and production capacity. Intellectual Economics, 2012, vol. 6, iss. 4, pp. 493-503.

19. Вякина И.В. Налоговые инвестиционные стимулы: мировой опыт и российская практика // МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). 2018. Т. 9. № 4. С. 618-631.

20. Семенова Н.Н., Арапова О.А. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов в России: действующая практика и перспективы развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. № 5. С. 550-562. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29119662 (дата обращения 16.03.2020).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

София Леонидовна Калинина - инженер-исследователь, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: sonechka-kalinina1997@mail.ru

Kalinina S.L.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION

Attention to the issue of attracting investments to the development of the territory and its branches results from the basic need - lack of own budgetary funds for implementing different projects and programmes that directly accelerate the socio-economic development of the region as a whole. Unevenness of the territorial development of regions raises the issue concerning the importance of investment attractiveness, because on the territory, the additional inflow of technologies and managerial know-how, qualitatively changing the economy and improving well-being of the population of the receiving territory, is going on along with the capital. Consequently, the aim of the research is to analyze the investment attractiveness of the Vologda Oblast. In order to reach the goal, the following tasks are set: 1) analysis of particular indicators, characterizing investment attractiveness; 2) research of investment attractiveness support on the territory of the region (legal framework, instruments and regional support institutions); 3) elaboration of recommendations on improving support instruments of investment attractiveness. In the course of the research the integral rating indicators have been estimated: investment potential and investment risk, as well as the dynamics of fixed capital expenditure of the Northwestern Federal District's regions. The author defines the management of investment attractiveness on the territory of the Vologda Oblast, the main components of which are strategic targeted management and effective performance of business support institutions. The article contains the analysis of the legal framework, regulating the investment activity in the region, and the group of legal factors, including various instruments, in details. The researcher marks several problems and suggests recommendations for improving the activity of regional institutions and the instruments for regional support of investment attractiveness. The scientific novelty of the research is to improve the existing instruments for increasing the region's investment attractiveness. The practical significance of the study resides in the possibility to apply the elaborated measures into practice for attracting investments to the region's territory (case study of the Vologda Oblast). Besides, the findings can be used for further development of the theory and practice of investment attractiveness.

Investment attractiveness, the Vologda Oblast, management, business support institutions.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sofia L. Kalinina - Research Engineer, Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: sonechka-kalinina1997@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.