Научная статья на тему 'Территория опережающего социально-экономического развития как инструмент региональной инвестиционной политики'

Территория опережающего социально-экономического развития как инструмент региональной инвестиционной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
805
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТОСЭР) / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / TERRITORY OF ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT (TASED) / INVESTMENT POLICY / REGIONAL INVESTMENT POLICY / REGION / SVERDLOVSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гилева Ирина Сергеевна

Вопросы экономического развития субъектов РФ являются предметом научных и практических дискуссий. Для каждого субъекта РФ нужно уникальное сочетание инструментов инвестиционной политики, исходящих из уровня и особенностей развития региона. Поэтому в России сформировался широкий спектр финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также комплексных объектов инвестиционной инфраструктуры, применять которые органы власти могут в разнообразных вариациях по собственному усмотрению. Целью настоящей статьи является описание сущности, содержания и основных результатов функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в России на примере Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TERRITORY OF ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AS AN INSTRUMENT OF REGIONAL INVESTMENT POLICY

Issues of economic development of the subjects of the Russian Federation are an object of scientific and practical discussions. Each subject of the Russian Federation needs a unique combination of investment policy instruments based on the level and characteristics of the region’s development. Therefore, Russia has developed a wide range of financial and non-financial measures of state support for investment activities, as well as complex facilities of investment infrastructure, which can be applied by the authorities in various variations at their own discretion. The purpose of this paper is to describe the nature, content and main results of the functioning the territories of advanced social and economic development in Russia by the example of the Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Территория опережающего социально-экономического развития как инструмент региональной инвестиционной политики»

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 353

Гилева И.С.1

территория опережающего социально-экономического развития как инструмент региональной инвестиционной политики

Аннотация. Вопросы экономического развития субъектов РФ являются предметом научных и практических дискуссий. Для каждого субъекта РФ нужно уникальное сочетание инструментов инвестиционной политики, исходящих из уровня и особенностей развития региона. Поэтому в России сформировался широкий спектр финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также комплексных объектов инвестиционной инфраструктуры, применять которые органы власти могут в разнообразных вариациях по собственному усмотрению. Целью настоящей статьи является описание сущности, содержания и основных результатов функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в России на примере Свердловской области.

Ключевые слова: Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), инвестиционная политика, региональная инвестиционная политика, регион, Свердловская область.

Gileva I.

THE TERRITORY OF ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AS AN INSTRUMENT OF REGIONAL INVESTMENT POLICY

Abstract. Issues of economic development of the subjects of the Russian Federation are an object of scientific and practical discussions. Each subject of the Russian Federation needs a unique combination of investment policy instruments based on the level and characteristics of the region's development. Therefore, Russia has developed a wide range of financial and non-financial measures of state support for investment activities, as well as complex facilities of investment infrastructure, which can be applied by the authorities in various variations at their own discretion. The purpose of this paper is to describe the nature, content and main results of the functioning the territories of advanced social and economic development in Russia by the example of the Sverdlovsk region.

Keywords: territory of advanced social and economic development (TASED), investment policy, regional investment policy, region, Sverdlovsk region.

Региональная инвестиционная политика в таком государстве как Россия всегда являлась объектом пристального внимания исследователей и практиков государственного управления. Особенная система развития регионов в

России определяет необходимость разработки и реализации специфических инструментов по региональному развитию и инвестиционной политике, учитывающие множество факторов. Учитывая разнородность российских

1 Гилева Ирина Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и социологии управления, Уральский институт управлении - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Екатеринбург, Россия, e-mail: gill-irina66@yandex.ru, т. (343) 2517656 Irina Gileva, Ph.D. in Sociology, Associate Professor, Department of Theory and Sociology of Management, Ural Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ekaterinburg, e-mail: gill-irina66@yandex.ru, tel. (343) 2517656

регионов, их территориальное, климатическое, социально-экономическое, культурное разнообразие вопросы региональной политики всегда присутствовали на политической и управленческой повестке дня.

В первую очередь необходимо отметить, что в работах российских исследователей доминирует подход, в соответствии с которым инвестиционная политика является составной частью государственной экономической политики, включающей в себя комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования [1, с. 87].

Однако разнообразие российских регионов не позволяет сформулировать единые направления инвестиционной политики в стране. Важно учитывать и региональную специфику конкретных территорий.

Таким образом, важно определить сущность и содержание региональной инвестиционной политики. Согласно одному из мнений, она представляет собой «систему мер, осуществляемых региональными органами власти и управления по привлечению и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально ориентированного развития конкретного региона» [2, с. 67]. Если рассматривать региональную инвестиционную политику более широко, то она будет представлять «систему целевых ориентиров, институтов, механизмов и инструментов, устанавливающих направления инвестиционных потоков и принципы принятия инвестиционных решений, которые призваны обеспечить всеобъемлющее развитие регионов и их внутренних хозяйствующих субъектов» [3, с. 217].

Таким образом, региональную инвестиционную политику можно определить как важнейшую часть государственной экономической политики, основанную на «комплексе мер по стимулированию инвестиционной деятельности с целью обеспечения благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития региона» [4, с. 59], при этом учитывающую стратегические приоритеты развития конкретного региона, территории.

Цель региональной инвестиционной политики заключается в создании и обеспече-

нии условий для устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения путем формирования благоприятной инвестиционной среды и привлечения в регион отечественных и иностранных инвесторов.

Для достижения целей и задач региональной инвестиционной политики сформировано множество разнообразных инструментов, направленных на стимулирование деловой активности и привлечение в регионы новых инвесторов. Основными являются финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, к которым традиционно относятся меры налогового стимулирования, субсидии, займы, государственные гарантии, снижение тарифов на коммунальные услуги и аренду имущества, прямые бюджетные инвестиции в инвестиционные проекты, а также устранение административных барьеров, информационно-консультационная поддержка, создание инфраструктурных объектов, проведение имиджевой политики и продвижение региона в деловой среде и т.п.

Центральное место в системе инструментов региональной инвестиционной политики занимают территории опережающего социально-экономического развития (далее ТОСЭР). ТОСЭР создается по решению Правительства РФ на срок 70 лет, который может быть продлен, что выгодно отличает данный механизм от такого инструмента как особая экономическая зона [5].

В рамках ТОСЭР устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [6, с. 110]. Другими отличиями ТОСЭР от особых экономических зон является возможность вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары, а также ориентация на конкретных «якорных» инвесторов, с которыми заключены предварительные соглашения [7, с. 44]. Отмеченные черты расширяют круг допустимых сфер де-

ятельности резидентов и повышают вероятность успеха при создании инвестиционной инфраструктуры.

Инструмент ТОСЭР применяется для развития дальневосточных регионов, монопрофильных муниципальных образований (моногородов), закрытых административно-территориальных образований, так называемых старопромышленных районов и арктической зоны РФ [6, с. 111]. Необходимо отметить, что проект, касающийся моногородов, входит в число федеральных направлений стратегического развития в России.

Резиденты таких ТОСЭР получают значительное снижение налоговых ставок по ряду налогов (налог на прибыль и имущество организаций, земельный налог), сокращение взносов во внебюджетные фонды и иные виды государственной поддержки инвестиционной деятельности. Применение рассмотренного механизма способствует открытию новых производств, стабилизации рынка труда и увеличению доходов бюджетов всех уровней [8, с. 15].

Проблемы, которые обуславливают возможность и необходимость создания таких территорий, как правило, такие:

— экономические (общие проблемы связанные с высокой степенью монопрофиль-ности территорий, низкая степень диверсификации экономики, высокая зависимость занятости населения от эффективности функционирования градообразующего предприятия, высокая степень зависимости городского бюджета от налоговых поступлений от градообразующего предприятия и сокращение налоговой базы);

— социальные проблемы (относительно невысокие доходы населения, невысокое качество жизни в целом; сокращение численности населения, отток населения в близлежащие городские территории; возможные тенденции роста социальной напряженности);

— инфраструктурные проблемы (высокая степень износа инженерной и социальной инфраструктуры, гораздо более высокая экологическая нагрузка на территорию и т.п.).

Именно поэтому создание ТОСЭР в регионах может помочь не только обеспечить эф-

фективную реализацию инвестиционных проектов, привлечь дополнительные федеральные ресурсы, ресурсы отдельных инвесторов, но и решить комплексные социальные, экономические, инфраструктурные проблемы.

Создание ТОСЭР в городах и районах регионов позволит решить такие задачи как:

— увеличение количества и качества инвестиционных проектов, реализующихся на территориях муниципальных образования в регионе по существующим приоритетным сферам и направлениям:

— рост предпринимательской и инновационной активности на территории за счет прихода новых проектов, компетенций, специалистов и производств, а также развития инновационной инфраструктуры на территории региона;

— стимулирование занятости и увеличение количества рабочих мест, создаваемых как уже действующими предприятиями, так и новыми хозяйствующими субъектами.

В общем и целом реализация конкретных проектов ТОСЭР в муниципальных образованиях обеспечит:

— увеличение инвестиционной привлекательности территорий;

— создание новых производств, в том числе инновационных;

— создание новых высокопроизводительных рабочих мест;

— увеличение налоговых поступлений в бюджет в перспективе 5-10 лет;

— снижение зависимости бюджета и социальной ситуации в городе от градообразующих предприятий.

Как известно, в Свердловской области 17 моногородов и их экономика находится в очень высокой зависимости от градообразующих предприятий. Именно поэтому создание ТОСЭР является очень актуальным и жизненно необходимым для них.

Можно привести конкретные результаты функционирования ТОСЭР в Свердловской области. Опыт работы первой на Среднем Урале ТОСЭР - Краснотурьинска - показывает, что льготные условия, введенные и применяемые в этой территории действительно способны привлечь инвесторов. Территория

получила свой статус в 2016-м и в результате два раза и достигли 3,8 миллиардов рублей, на этого «открылось 3 новых предприятия, офор- 7% выросла средняя зарплата граждан» [9]. млено 5 заявок от потенциальных резидентов. Во-первых, отметим действующие налоИ уже за первый год инвестиции крупных говые льготы и преференции для резидентов и средних предприятий увеличились почти в ТОСЭР в г. Краснотурьинск [10].

Таблица 1. Налоговые льготы в ТОСЭР «Краснотурьинск»

Наименование налога / страховые взносы Обычные условия «Краснотурьинск»

Налог на прибыль организаций 20% 5%

Налог на имущество организаций 2,2% 0%

Земельный налог 1,5% 0%

Страховые взносы 30% 7,6%

По данным Таблицы 1 видно, что в ТОСЭР устанавливают более привлекательные и гибкие ставки по налогу на прибыль. По налогу на имущество резиденты ТОСЭР могут рассчитывать на снижение ставки до 0 % на определенный период. Стоит отметить, что льготы по налогу на имущество и налогу на землю для ТОСЭР устанавливаются постановлением правительства. Значительным налоговым преимуществом ТОСЭР являются существенные льготы по НДПИ и социальным взносам. Так, для резидентов ТОСЭР предусмотрена нулевая ставка по НДПИ в течение четырех лет, а также снижение выплат по социальным взносам до 7,6%

Во-вторых, отметим конкретные качественные и количественные результаты функционирования ТОСЭР. Центром предприниматель-

ской активности в Свердловской области стал индустриальный парк «Богословский». На территории опережающего социально-экономического развития создан индустриальный парк «Богословский», организованный на основе государственно-частного партнерства. Для резидентов парка предусмотрены готовая инженерная инфраструктура и бесплатное подключение к ней, производственные помещения, земельные участки для долгосрочной аренды либо покупки по сниженной стоимости, консалтинговые услуги в рамках сопровождения проектов и подбора оптимальных инструментов государственной поддержки, охрана объектов и налоговые льготы, присущие территории опережающего социально-экономического развития [11].

Таблица 2. Итоги функционирования ТОСЭР за 2018 год

Показатель ТОСЭР «Краснотурьинск» Инд. парк «Богословский»

Количество резидентов, единиц 2017 (факт) 4 9

2018(план) 6 10

2018 (факт) 5 11

Количество резидентов, запустивших производство, единиц 2017 (факт) 0 0

2018(план) 6 2

2018 (факт) 2 3

Объем инвестиций, млрд. рублей 2017 (факт) 0,4 1,0

2018(план) 1,3 1,5

2018 (факт) 0,9 1,6

По данным Таблицы 2 видны позитивные результаты функционирования ТОСЭР за 2017-2018 гг. По сравнению с 2017 годом отмечается общее увеличение основных показателей функционирования территории, однако запланированные показатели в 2018 г. не были достигнуты [12].

Этот факт, а также ряд других проблем, свойственных для реализации такого инструмента региональной инвестиционной политики как ТОСЭР, обуславливают необходимость формулировки ключевых проблем в этой сфере.

Одной из важнейших проблем является недостаточная активность Свердловской области в роли участника инвестиционных процессов, что проявляется в ограниченном «бюджете развития». Так, например, инвестиционные затраты бюджета Свердловской области по итогам 2018 года значительно ниже, чем в российских регионах, лидирующих по этому показателю. Особенно заметна разница с Республикой Татарстан, где доля инвестиционных расходов бюджета субъекта в общем объеме инвестиций в основной капитал оказывается в 1,5 раза больше, а в общем объеме расходной части регионального бюджета - в 2,5 раза больше (в Свердловской области 5,5%, в Татарстане 8,2%) [13].

Также можно отметить трудности, связанные с риском невозможности улучшения инвестиционной климата данных территорий, отсутствие единой информационной системы поддержки и информирования о всех вопросах, связанных с перспективами и особенностями создания ТОСЭР в отдельных районах, пробелы в законодательстве, допускающие возможность реализации самых разнообразных мошеннических схем, чрезмерная централизация власти в руках управляющих компаний таких объектов и прочее. По аналогии с результатами функционирования особых

экономических зон в Свердловской области (в частности, Титановой долины) существует опасность неоднозначно трактуемых результатов работы таких территорий в связи с тем, что до сих пор отсутствует единая методика оценки результатов деятельности как особых экономических зон, так и территорий опережающего развития в России, в то время как затраты бюджетов всех уровней на их создание достаточно велики.

Подводя итог, стоит отметить тенденцию обоснованности и высокой актуальности процесса дальнейшего создания ТОСЭР. Так, уже запущен процесс формирования данных объектов инвестиционной инфраструктуры в городах Лесной и Новоуральск, являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями. Подобные процедуры инициированы во многих других муниципалитетах Свердловской области, обладающих статусом монопрофильных муниципальных образований, включая Асбест, Качканар, Красноуральск, Нижний Тагил, Первоуральск и Серов.

Создание ТОСЭР необходимо и важно продолжать. В Свердловской области остается множество моногородов со сложным социально-экономическим положением (Волчанск, Североуральск, Карпинск), либо с серьезными рисками его ухудшения (Верхняя Тура, Каменск-Уральский). В целях выхода из кризисной ситуации и обеспечения устойчивого развития монопрофильных муниципальных образований важно способствовать активизации отдельных мер региональной инвестиционной политики, общему улучшению инвестиционного климата и привлечению новых инвесторов. Территории опережающего социально-экономического развития являются наиболее подходящим и доступным инструментом для достижения данной цели в сложившихся на современном этапе условиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1) Николаев М.А., Махотаева М.Ю., Наумова Е.Н. Методологические аспекты формирования

региональной инвестиционной политики // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2015. № 1. С. 86-94.

2) Герасенко В.П. Региональная инвестиционная политика // Экономический вестник универ-

ситета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2016. № 29/1. С. 66-72.

3) Воробьева Ж.Б. Инвестиционная политика в регионе и инструменты ее реализации // Извес-

тия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С. 217-225.

4) Арсаланов Ш.Д. Проблемы формирования и развития инвестиционной политики региона

на основе стратегии его социально-экономического развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 4. С. 59-67.

5) О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федера-

ции [электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 (в ред. от 27 декабря 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6) Шарипов Ф.Ф., Садков А.В. Создание ТОСЭР как инструмент привлечения инвестиций в производственную инфраструктуру регионов РФ // Вестник университета. 2016. № 4. С. 109-115.

7) Воронов Н.Д., Гилева И.С. Особые экономические зоны как механизм развития экономичес-

кого потенциала региона // Управление региональным развитием: проблемы, возможности, перспективы развития: сборник научных статей / отв. Ред. Е.И. Ильина. Чебоксары: Чувашский гос. пед. университет, 2018. 480 с.

8) Улицкая Н.Ю., Акимова М.С., Кокорева Т.П. Территория опережающего социально-эконо-

мического развития как фактор развития территории и привлекательности для резидента // Стратегии бизнеса. 2017. № 10. С. 15.

9) Миляева Е. Сменят профиль [Электронный ресурс] // Российская газета. 201. № 66 (7232).

URL: https://rg.ru/2017/03/29/reg-urfo/piat-gorodov-stali-pretendentami-na-status-tor.html (дата обращения: 01.06.2019 г.)

10) Корпорация развития Среднего Урала. Льготы и финансирование [Электронный ресурс]. URL: http://investural.com/we_doing/privileges_and_finance (дата обращения: 01.06.2019 г.)

11) Индустриальный парк «Богословский» [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslovsky. com/ (дата обращения: 25.05.2019 г.)

12) Публичная декларация целей и задач Министерства инвестиций и развития Свердловской области на 2019 год. [Электронный ресурс] URL: http://mir.midural.ru/sites/default/files/files/ publichnaya_deklaraciya_2018-2019_itog_dlya_sayta.pdf (дата обращения: 01.06.2019 г.)

13) Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования по субъектам Российской Федерации в январе-декабре 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/ business/invest/Inv-reg-str18.xls (дата обращения: 28.05.2019 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.