СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
УДК 332.1
DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-253-258
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Андриченко
Оксана
Всеволодовна
аспирант кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54) E-mail: [email protected] магистрант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Старкова Юлия
Алексеевна
Аннотация
В статье рассматривается применение механизма государственно-частного партнерства с целью привлечения инвестиций в экономику страны, развития регионов, снижения нагрузки на бюджет при реализации инфраструктурных проектов, путем создания территорий опережающего социально-экономического развития. Именно создание и развитие инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития является основным моментом государственно-частного партнерства в рамках территорий опережающего социально-экономического развития.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, территория опережающего социально-экономического развития, моногород, инвестиции, специальный правовой режим, конкурентоспособность, развитие экономики, эффективная структура, экономическая политика.
Современный мир постоянно сталкивается с различными экономическими проблемами, и каждая страна пытается найти институциональные способы и экономические и правовые условия для повышения конкурентоспособности своей экономики. На данном этапе развития Российской Федерации государственно-честное партнерство (ГЧП) представляет перспективное направление развития партнёрских взаимоотношений государственной власти и частного бизнеса, которое реализуется посредством сочетания преимуществ механизма государственного и рыночного регулирования экономики. Сейчас государственно-частное партнерство является универсальным и эффективным механизмом. Его значение в России постоянно возрастает, создавая базис для развития экономики [1].
Анализ применения механизма ГЧП на федеральном и региональном уровнях говорит о том, что при эффективной структуре этого механизма и оптимальном выборе форм ГЧП, его использование выгодно для государства, для частного сектора и для населения.
Имеющиеся диспропорции в экономике не позволяют использовать рыночное саморегулирование отраслей экономики для увеличения инвестиционной привлекательности регионов России. С учетом ухудшения с 2014 года ситуации во внешних связях и кредитно-финансовой сфере становится актуальным развитие институтов взаимодействия бизнеса и власти, что является важным условием эффективной экономической политики, повышения инновационности экономики и развития инфраструктуры [2]. Взвешенное формирование и совершенствование механизмов ГЧП будут создавать необходимые условия для притока инвестиций в экономику страны, развития регионов, снижения нагрузки на бюджет при реализации инфраструктурных проектов.
Государство достигнет большего, предоставляя публичные и государственные услуги, используя имеющиеся ресурсы в инвестиционном механизме развития территории, за счет привлечения и использования частного капитала для решения государственных задач. При этом управление рисками проектов со стороны государства, гарантирует частному бизнесу снижение инвестиционных рисков. Последовательное воплощение государственными органами власти принципов ГЧП способствует созданию условий для привлечения частных инвесторов в регионы.
Таким образом, рост любой экономики невозможен без государственной поддержки инвестиционной деятельности, заключающейся в налоговых льготах, государственных гарантиях, создании инфраструктуры и т.д., поэтому во всех экономически развитых странах существуют территории со специальным режимом.
Так многие страны в целях уменьшения количества проблемных регионов, которые являются дотационными, отстающими в социально-экономическом развитии или находящимися на существенном расстоянии от административного центра, создают территории со специальным правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности, отличным от того правового режима, который применяется на остальной части страны.
Одним из наиболее распространенных в настоящее время видов территории со специальным режимом являются территории опережающего социально-экономического развития.
Под специальным режимом на территориях опережающего социально-экономического развития следует понимать совокупность правил, устанавливающих преференциальные условия осуществления предпринимательской деятельности, включающие в себя в обязательном порядке налоговые льготы, а также факультативно другие привилегии, выходящие за пределы общего правового режима осуществления предпринимательской деятельности с целью создания выгодных условий ведения бизнеса для предпринимателей, а также формирования благоприятного инвестиционного климата и ускорения социально-экономического развития соответствующей территории.
Содержанием специального режима являются права и обязанности резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, управляющих компаний и государственных и муниципальных органов.
Территории опережающего социально-экономического развития являются важным инструментом для развития регионов и страны в целом. Основной задачей создания ТОСЭР является диверсификация экономики этих территорий: привлечение инвесторов, создание новых рабочих мест.
Выгоды от ее создания имеют как резиденты, так и государство, так как ТОСЭР, как зона ускоренного экономического развития, создается для образования и развития территорий.
Создание и развитие инфраструктуры на ТОСЭР является основным моментом государственно-частного партнерства в рамках ТОСЭР, так как финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры такой территории осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.
В России по отношению к ТОСЭР наблюдается больше возможностей для применения инструментов государственно-частного партнёрства (ГЧП). Частный партнёр осуществляет инвестиции в ускоренное экономическое развитие региона, создает рабочие места, в свою очередь публичный партнер предоставляет ему льготный режим для осуществления предпринимательской деятельности на территории. Это говорит о том, что взаимодействие резидента ТОСЭР и государства осуществляется по модели государственно-частного партнёрства.
Именно по инициативе государства и создаются такие территории, которые способствуют повышению конкурентоспособности экономики на международном и межрегиональном уровнях, стимулированию развития регионов страны, приоритетных отраслей промышленности и сферы услуг, а также расширению экспорта.
Государственно-частное партнерство не только обеспечивает приток дополнительных средств в образование ТОСЭР, но и становится залогом его гибкости и адекватности требованиям инновационной экономики [3].
ТОСЭР являются частью территории субъекта Российской Федерации, в которую входит закрытое административно-территориальное образование и на которой введён особый правовой режим реализации предпринимательской и иной деятельности в целях создания
благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [4].
Правовой статус территорий опережающего социально-экономического развития, порядок их создания регламентируются Федеральным законом № 473 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 г.
Согласно представленному закону, создание ТОСЭР может осуществлятся на территории любого субъекта Российской Федерации. Однако, по предложению Минвостокразвития России, в первые три года (до 2018 г.) создание ТОСЭР возможно только в Дальневосточных регионах и моногородах, и лишь в случае успешного опыта внедрения и функционирования данного механизма, его распространение возможно, в последующем на всей территории страны. Поэтому дальневосточные регионы получили ряд конкурентных преимуществ для инвесторов.
Создание ТОСЭР происходит согласно решениям Правительства РФ, причём они не могут быть созданы на территории особой экономической зоны или зоны территориального развития. Резиденты ТОСЭР, которые желают пользоваться преференциями, должны будут пройти через заключение с органами власти специального соглашения, как, впрочем, и резиденты ОЭЗ и ЗТР.
Основные условия создания и прекращения существования ТОСЭР:
- Срок функционирования - 70 лет (может быть продлен по решению Правительства РФ)
- Необходимо наличие соответствующего решения Правительства РФ и последующего соглашения о создании ТОСЭР с необходимыми условиями
- ТОСЭР не может создаваться в границах ОЭЗ или зоны территориального развития
- На территории ТОСЭР могут создаваться объекты, образующие индустриальные парки
- ТОСЭР может прекратить существование, если по истечении 3 лет с даты принятия решения о создании ТОСЭР не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности или все ранее заключенные соглашения расторгнуты
Порядок управления ТОСЭР представлен на рисунке 1.
Рис. 1 Порядок управления ТОСЭР
Резидентами территории могут быть индивидуальные предприниматели, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме унитарных предприятий), заключившие соглашение об осуществлении деятельности на территории и включенные в реестр резидентов. При этом организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта, резидентами быть не могут. Резиденты не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории.
В целях осуществления функций по управлению ТОСЭР создается управляющая компания в форме акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежат РФ.
Проблемой создания ТОСЭР является распределение полномочий между органами государственной власти и Управляющей компанией, в частности в вопросах передачи в распоряжение земельных участков и объектов инфраструктуры, с учётом оценки конкуренции новых резидентов с существующими на данной территории субъектами хозяйствования.
Льготный режим проявляется в снижении налогов: нулевой налог на имущество и землю, уменьшение налогов на прибыль и страховых взносов (табл. 1). Важную роль играют и меры поддержки: ускоренная процедура возмещения НДС, упрощенные процедуры регистрации и подключения к инфраструктуре, возможность в ускоренном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал без учета квот и других ограничений, беспошлинный и безналоговый режим свободной таможенной зоны, льготное землепользование и др. Таким образом, за счет налоговых льгот привлекаются инвесторы и создаются новые рабочие места, а определенное время существования в рамках ТОСЭР позволяет бизнесу окрепнуть и встать на ноги.
Таблица 1
Сравнение ТОСЭР с общим режимом налогообложения
Налог ТОСЭР Общая система налогообложения
Налог на прибыль, в т.ч. 0-5 % 20 %
Федеральный бюджет 0 % 2 %
Региональный бюджет 5-10 % 13,5-18 %
Налог на имущество 0 % 2,2 %
Налог на землю 0 % В среднем 1,5 %
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (Российская федерация), в т.ч. 7,6 % 30 %
Пенсионный фонд 6 % 22 %
Фонд социального страхования 1,5 % 2,9 %
Фонд обязательного медицинского страхования 0,1 % 5,1 %
ТОСЭР могут быть созданы в России на 4 видах территорий:
1. На территории субъектов, входящих в состав ДФО.
2. На территории моногородов.
3. На территории закрытых административно-территориальных образований.
4. На территории остальных субъектов Российской Федерации.
Правительство России разработало правила, определяющие порядок создания ТОСЭР на территории моногородов, в соответствии с которыми ТОСЭР на территориях моногородов создаются на 10 лет, с возможностью пролонгации на 5 лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614 «Об особенности создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»).
Создание ТОСЭР на территории моногородов является мерой «государственной поддержки в целях содействия развитию моногородов, созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций, формированию условий для достижения моногородами стабильной социально-экономической ситуации».
В России существует 319 моногородов, из которых 100 моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, 148 с риском ухудшения социально-экономического положения, а 71 со стабильной социально-экономической ситуацией. На данный момент на территории любого моногорода может быть создана ТОСЭР, однако, пока ТОСЭР появились на территориях 58 моногородов, почти в каждом пятом моногороде России, в 18% всех моногородов [5].
Критерии отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категории моногородов в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 709.
Ростовская область - динамично развивающийся регион, имеющий довольно высокий потенциал инвестиционного роста. В течение последних трех лет в Ростовской области созданы три территории опережающего социально-экономического развития [2; 6].
В целях содействия развитию моногорода Гуково путем привлечения в моногород инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий ООО «Кингкоул «Юг», ЗАО «Гуковпогрузтранс» и ОАО «ЦОФ «Гуковская», было инициировано создание территории опережающего социально-экономического развития «Гуково». Соответствующая заявка была направлена в Минэкономразвития России 21 августа 2015 г.
28 января 2016 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации № 45 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Гуково». Для обеспечения деятельности ТОСЭР «Гуково» в течение 2016 года на областном и местном уровнях были приняты необходимые нормативные правовые акты. Для резидентов ТОСЭР предусмотрены налоговые льготы и преференции.
В рамках "Гуково" предварительно заявлено 22 инвестиционных проектов, реализация которых позволит к 2025 г. снизить зависимость города от градообразующих предприятий, повысить его инвестиционную привлекательность и создать до 5 тыс. постоянных рабочих мест. К концу 2018 на ТОСЭР «Гуково» зарегистрировано восемь резидентов. С начала осуществления их деятельности объем капитальных вложений составил порядка 400 миллионов рублей, создано 816 новых рабочих мест.
Правительством России 16 марта 2018 г. приняты постановления о создании территорий опережающего социально-экономического развития «Донецк» и «Зверево». В декабре 2018 г. на территории опережающего развития «Зверево» были зарегистрированы первые резиденты: ООО «Ростполипласт»; ООО «Логистический центр Зверево; ООО «Зверевский комбинат питания», а на территории опережающего развития «Донецк» был зарегистрирован первый резидент - ООО «Агрофирма Донецкая долина», планирующее реализовать проект «Питомник плодовых деревьев».
Основные перспективы формирования ТОСЭР в Гуково, Зверево и Донецке - это диверсифицированная экономика, создание новых производств и рабочих мест, создание окружающей социальной инфраструктуры и существенное повышение качества жизни жителей.
Таким образом, значение создания ТОСЭР заключается в стремлении сформировать в отдаленных локализациях страны мощные экономические центры. Именно на таких территориях подразумевается активный рост и развитие социально-экономической жизни посредством того, что частный партнер инвестирует в создание рабочих мест и ускоренное развитие территории, а государственный партнер предоставляет ему льготный режим осуществления предпринимательской деятельности на данной территории, в целом же более эффективно используются ресурсные возможности государства и бизнеса для ее развития. Но при этом, при создании ТОСЭР особое внимание нужно уделять рассмотрению проектов, оценивать все риски, экономическую и экологическую обоснованность проектов.
Литература
1. Игнатова Т.В., Марадудина В.Ф. Критерии и инструменты оценки общественной эффективности проектов государственно-частного партнерства // Известия высших учебных заведений. Социология, экономика, политика. 2016. № 4. С. 7-12.
2. Черкасова Т.П., Мишурина О.В. Кластеризация как инструмент реализации стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года (на примере Ростовской области) // Наука Красноярья. 2016. № 3-3 (26). С. 245-256.
3. Черкасова Т.П., Аксенов Е.А. Модели взаимодействия государства и бизнеса в системе публичного управления: мировой опыт // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 4 (71). С. 109-114.
4. Игнатова Т.В., Мартыненко Т.В. Управление муниципальной собственностью в аспекте теории конкурентоспособности территории // Гуманитарий Юга России. 2018. Том 7. № 2. С. 122-134.
5. Пономарева А.М., Игнатова Т.В. Разработка матрицы инновационно-креативного развития города на основе индексного метода // Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). 2018. Т. 9. № 3. С. 37-47
6. Игнатова Т.В., Грузинцева Н.А. Основные аспекты развития текстильной промышленности в регионах //Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 2016. № 6 (366). С. 285-287.
Andrichenko Oksana Vsevolodovna, aspirant of Department of the economic theory and entrepreneur-ship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Starkova Julia Alekseevna, Postgraduate, South-Russia Institute of Management- branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). Email: [email protected]
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR CREATING TERRITORIES OF FORCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT
Abstract
This article discusses the use of the mechanism of public-private partnership in order to attract investment in the country's economy, develop regions, reduce the burden on the budget when implementing infrastructure projects, by creating territories of advanced socio-economic development. It is the creation and development of infrastructure in the territory of advanced socio-economic development that is the main moment of public-private partnership within the framework of advanced socio-economic development territories. Keywords: public-private partnership, territory of forced socio-economic development, single-industry city, investments, special legal regime, competitiveness, development of economy, effective structure, economic policy.
References
1. Ignatova T.V., Gruzinceva N.A. Osnovnye aspekty razvitiya tekstil'noj promyshlennosti v regionah //Izvestiya vuzov. Tekhnologiya tekstil'noj promyshlennosti. 2016. № 6 (366). P. 285-287.
2. Ignatova T.V., Maradudina V.F. Kriterii i instrumenty ocenki obshchestvennoj ehffektivnosti proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologiya, ehkonomika, politika. 2016. № 4. P. 7-12.
3. Ignatova T.V., Martynenko T.V. Upravlenie municipal'noj sobstvennost'yu v aspekte teorii konkuren-tosposobnosti territorii // Gumanitarij YUga Rossii. 2018. Tom 7. № 2. P. 122-134.
4. Ponomareva A.M., Ignatova T.V. Razrabotka matricy innovacionno-kreativnogo razvitiya goroda na osnove indeksnogo metoda // Journal of economic regulation (Voprosy regulirovaniya ehkonomiki). 2018. T. 9. № 3. P. 37-47.
5. CHerkasova T.P., Aksenov E.A. Modeli vzaimodejstviya gosudarstva i biznesa v sisteme publichnogo upravleniya: mirovoj opyt // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ehkonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2016. № 4 (71). P. 109-114.
6. CHerkasova T.P., Mishurina O.V. Klasterizaciya kak instrument realizacii strategii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya na period do 2030 goda (na primere Rostovskoj oblasti) // Nauka Kras-noyar'ya. 2016. № 3-3 (26). P. 245-256.