УДК 332.12
DOI 10.18413/2411 -3808-2019-46-4-609-620
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ
ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE THE MARKETING OF THE ADVANCED
DEVELOPMENT TERRITORIES
М.С. Старикова, И.Н. Пономарев, М.В. Дадалова, Т.Н. Пономарева M.S. Starikova, I.N. Ponomarev, M.V. Dadalova, T.N. Ponomareva
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46
Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, 46 Kostyukova St, Belgorod,
308012, Russia
E-mail: [email protected], [email protected], [email protected],
Аннотация
Рассматривается задача повышения эффективности маркетинга территорий опережающего развития. На основе обобщения теоретических положений о сущности, целях, преимуществах территорий опережающего развития сделан вывод о значимости маркетинга мест в реализации стратегических векторов преодоления экономической и технологической отсталости регионов и городов. Вместе с тем на базе оценки существующей практической ситуации определено, что территории опережающего социально-экономического развития не имеют ожидаемого наполнения резидентами. В результате проведенного выборочного исследования выявлены общие проблемы продвижения, индивидуальные недочеты в организации системы информационного обеспечения целевой аудитории, частота использования базовых факторов позиционирования территорий опережающего развития. Систематизированы лучшие практики применяемого маркетинга и предложены дополнительные пути повышения привлекательности территорий опережающего развития.
Abstract
The paper reveals the the problem of increasing the effectiveness of marketing of territories of priority development. It describes the theoretical provisions on the nature, goals, advantages of priority development territories and concluded the importance of marketing places in the implementation of strategic vectors for overcoming the economic and technological backwardness of regions and cities. At the same time, on the basis of an assessment of the existing practical situation, it was determined that the territories of advanced social and economic development do not have the expected population of residents (investors). As a result of a selective study, the general problems of promotion, individual flaws in the organization of the information support system for the target audience, the frequency of use of the basic factors for positioning territories of priority development were identified. The best practices of applied marketing are systematized and additional ways of increasing the attractiveness of territories for investors are proposed.
Ключевые слова: маркетинг территорий, территории опережающего развития, инвестиционная привлекательность мест, продвижение территорий.
Keywords: marketing of territories, territories of priority development, investment attractiveness of places, promotion of territories.
Введение
Российская Федерация ориентирована в настоящий момент на переход к инновационной, пространственно уравновешенной, социоориентированной экономике.
Складывающаяся тенденция обусловливает развитие новых форм государственной поддержки региональных экономических систем. Одной из таких форм является создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), концептуальные основы функционирования которых заложены в теории полюсов роста [Perroux F., 1971], в кластерном подходе М. Портера [Porter M., 1998] и др. Формирование ТОСЭР на территории РФ обусловлено стремлением к поляризации развития, что в соответствии с теорией циклического развития может послужить инструментом обеспечения роста в условиях стагнации. Перспективное развитие остальных территорий базируется на эффекте диффузии социально-экономического роста [Севек и др., 2016].
В ТОСЭР реализуется принцип государственного протекционизма, в соответствии с которым резидентам таких территорий предоставляются налоговые каникулы, льготные ставки страховых взносов, налогов на имущество и добычу полезных ископаемых, упрощенная процедура подключения к ресурсо-энергетическим сетям, частичное финансирование инфраструктуры и прочие привилегии. Обобщенно ключевые тезисы формирования ТОСЭР сводятся к минимальному налогообложению, безбарьерной среде, максимальному участию государства в создании инфраструктуры. На необходимость протекционистской промышленной политики в новых условиях указывают многие исследователи и, в частности, Т.В. Скрыль и В.С. Осипов [Скрыль, Осипов, 2016].
Особенность ТОСЭР по сравнению с особыми и свободными экономическими зонами состоит в том, что они позиционируются не только как площадки с налоговыми преференциями, а как концепция социально-экономического развития, поддержанная инфраструктурными проектами [Чимитова, Лихачева, 2016]. Причем законодательно подчеркивается государственное финансирование строительства и обслуживания будущей инфраструктуры, что, как правило, является одним из главных факторов, тормозящих укрепление позиций промышленности в региональных экономиках.
ТОСЭР можно считать институциональным полем, то есть такой институционализированной территориально-локализованной площадкой взаимодействия, в пределах которой согласованно выстраиваются модели поведения хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и к потребителям с целью достижения наибольшего экономического эффекта [Осипов, 2016]. По функциональному признаку ТОСЭР могут быть производственными, технико-внедренческими, портовыми, туристско-рекреационными, логистическими. По организационно-географической принадлежности в России на данный момент функционируют ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе (Минвостокразвития РФ), в моногородах (Минэкономразвития РФ), в ЗАТО (Госкорпорация «Росатом», Минобороны РФ), на старопромышленных территориях и в арктической зоне РФ [Мякишева, Пыткина, 2015].
Значимыми преимуществами результативного функционирования ТОСЭР являются инновационный рост в коммерциализированной форме [Щетинина, Овчарова, 2017], улучшение качества человеческого капитала [Кузнецова и др., 2017], развитие депрессивных и стратегически значимых территорий [Боголиб, 2016; Стецюк, 2018].
Несмотря на постулирование привлекательных для бизнеса возможностей и условий следует отметить, что привлечение инвестиций в ТОСЭР идет темпами, более низкими, чем ожидалось. Лишь в немногих субъектах РФ отмечается позитивное влияние функционирования ТОСЭР на региональную экономику. Одной из причин недостаточной эффективности ТОСЭР является неудовлетворительный маркетинг и продвижение мест. Хотя результаты маркетинговой деятельности часто выражены в неявной форме, они создают нематериальные активы региона, значимые для его позиционирования и для привлечения целевых аудиторий, включая инвесторов [Щетинина, Кондрашев, 2016]. Крайне важным и актуальным вопросом перспективной результативности ТОСЭР является обеспечение их маркетинговой поддержки. В контексте данной проблемы в данной статье поставлена цель анализа и выявления «узких мест» системы продвижения ТОСЭР.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования в работе стали тридцать территорий опережающего развития, созданные в 2016-2018 гг. и отобранные по принципам обеспечения географического разнообразия и наличия истории существования. Применялся кабинетный метод исследования: были изучены доступные в сети Интернет ресурсы, предоставляющие данные о ТОСЭР, а также научные работы [Столяров, 2012; Чайка, 2013; Голяшина, Калашникова, Чертыковцев, Лазарев, Федорова, 2015; Салтыков, Сипачева, Шарипов, Садков, 2016; Беликов, 2019] по проблемам привлечения инвесторов и трудовых ресурсов на территории опережающего развития. Аудит используемых инструментов маркетинга был направлен на выявление проблем общего порядка и специфических недостатков системы продвижения, а также определение степени представленности информации о ТОСЭР. Анализ практики привлечения инвесторов позволил обобщить лучшие практики. В результате теоретического и практического исследования проблемы определены основные направления совершенствования маркетинга ТОСЭР.
Результаты и их обсуждение
Исследование показало, что только 23 % ТОСЭР из выборки имеют собственные сайты, демонстрирующие специфику инвестирования и развития бизнеса в пределах данных мест (рис. 1).
Более 80 % ТОСЭР, в которых проведен аудит маркетинга, имеют до 15 резидентов (рис. 2).
■ Инвестиционный портал региона или муниципального образования
■ Сайт региональной или муниципальной администрации
■ Сайт ТОСЭР
Рис. 1. Источники информации о ТОСЭР, % от числа территорий выборки Fig. 1. Sources of information about territories of advanced social and economic development,
% of the number of sample territories
до 5
■ 6-15
■ 16-40
■ свыше 41
Рис. 2. Структура ТОСЭР по числу резидентов, % от числа территорий выборки Fig. 2. Structure of territories of advanced social and economic development by the number of residents, % of the number of sample territories
Обобщающая информация о степени наполнения сайтов ТОСЭР (и/или сайтов, содержащих информацию о ТОСЭР) информацией, необходимой целевой аудитории, приведена в таблице 1.
Таблица 1 Table 1
Оценка представленности информации о ТОСЭР в сети Интернет Assessment of the availability of information about territories of advanced social and economic
development in the Internet
№ ТОСЭР Наличие информации на странице ТОСЭР в Интернет
Требования к резиденту Налоговые преференции Порядок получения статуса резидента Инвестиционные площадки Действующие резиденты Социально-экономическая характеристика ТОСЭР Возможность подачи онлайн заявки Наличие видеоматериалов о ТОСЭР Концепция развития ТОСЭР
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Абаза (Хакасия) + + + - - - - - -
2 Анжеро-Судженск (Кемеровская обл.) + + + + + - + - +
3 Бакал (Челябинская область) - +/- +/- - - - + + -
4 Белебей (Башкирия) - + + - - - - - +
5 Варгаши (Курганская обл.) + + + + - - - + -
6 Верхний Уфалей (Челябинская обл.) +/- + - + + + + - -
7 Вятские Поляны (Кировская область) + + + + + + - - -
8 Гаврилов-Ям (Ярославская область) + + - - - - - - -
9 Галич (Костромская обл.) + + - + - - - - -
10 Губкин (Белгородская обл.) + + + + + + - + -
11 Гуково (Ростовская обл.) + + - - - - - + -
12 Краснотурьинск (Свердловская обл.) + + - + - - + - -
13 Надвоицы (Республика Карелия) + + - +/- - - - - -
14 Кумертау (Башкирия) + + - + - + - - -
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
15 Набережные Челны (Татарстан) + + + - + + + + -
16 Южная (Сахалинская область) - + +/- + + - + + +
17 Усолье-Сибирское (Иркутская обл.) + + + + - - - - -
18 Большой Камень (Приморский край) + + + + + - + + +
19 Белогорск (Амурская обл.) + + + + + + + + +
20 Чукотка (Чукотский АО) + + + + + - + + +
21 Саров (Нижегородская обл.) + + - + - - - - -
22 Железногорск (Красноярский край) + + + + - - - - -
23 Юрга (Кемеровская обл.) +/- + +/- + + - + - -
24 Южа (Ивановская область) + + + - + - - - -
25 Чусовой (Пермский край) + + + + + - + - -
26 Череповец (Вологодская обл.) + + - - - - + - -
27 Тутаев (Ярославская обл.) + + + + - - - - -
28 Тольятти (Самарская обл.) + + + + + - + - -
29 Сарапул (Республика Удмуртия) + + + +/- - - +/- - -
30 Рузаевка (Республика Мордовия) + + + + + + + + -
Примечание: «+» - полная информация, «-» - отсутствие информации, «+/-» - частичная или чрезмерно укрупненная информация.
Определено, что информация о налоговых преференциях и требованиях к резиденту отражена в большей части обследованных ТОСЭР (97 % и 83 % соответственно). Наиболее редкими факторами позиционирования, встречающимися в средствах продвижения ТОСЭР (рис. 3), являются концепция развития территории (только 20 % респондентов презентуют данный фактор), социально-экономическая характеристика ТОСЭР (23 % источников информации о ТОСЭР имеют такие данные) и видеоматериалы о ТОСЭР (имеются только 33 % территорий). Следует отметить, что упущенные многими ТОСЭР факторы
позиционирования одновременно являются достаточно значимыми при принятии инвестиционных решений.
Концепция развития ТОСЭР Наличие видеоматериалов о ТОСЭР Возможность подачи онлайн заявки Социально-экономическая .. Действующие резиденты Инвестиционные площадки Порядок получения статуса резидента Налоговые преференции Требования к резиденту
Основной
I Основной _
Основной
Основной
Основной
I Основной
Основной
Основной
Основной
ОсновнойОсновнойОсновнойОсновнойОсновнойОсновной
Рис. 3. Представленность ключевых факторов позиционирования ТОСЭР в средствах их продвижения, % от числа территорий выборки Fig. 3. Representation of key factors of territories of advanced social and economic development positioning in the means of their promotion, % of the number of sample territories
В процессе маркетингового аудита выявлены такие сложности общего порядка, возникающие при продвижении ТОСЭР, как:
1. Проблема неполного или некорректного позиционирования ТОСЭР как явления в СМИ. Пример: ТАСС в заголовке материала сообщает, что «в отличие от существующих ОЭЗ и зон территориального развития (ЗТР), ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов» (27.08.2015, https://tass.ru/info/2215388), хотя Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» определяет в качестве резидентов ТОСЭР индивидуальных предпринимателей или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо.
2. Неоднозначная информация на официальных сайтах, размещающих данные о ТОСЭР. Например, Корпорация развития республики Карелия (http://kr-rk.ru/ishchem-investora/territoriia-operezhaiushchego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-nadvoitsy-promyshlennyi-park-nadvoitsy) сообщает о пяти разрешенных на территории ТОСЭР Надвоицы видах экономической деятельности (что подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2016 г. № 940 создана территория опережающего социально-экономического развития «Надвоицы»). Однако на Инвестиционном портале республики Карелия (http://kareliainvest.ru/acts/ territoriya-operezhayushchego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-nadvoitsy/) сообщается о 19 установленных ОКВЭД для ТОСЭР Надвоицы.
3. Неполнота информации и множественность источников информации о ТОСЭР в Интернет. Например, информацию о ТОСЭР Южная (Сахалинская область) можно найти на сайтах Корпорации развития Дальнего Востока (https://erdc.ru/about-tor/#anchor_statistics), сайте «Индустриальные парки России» (https://russiaindustrialpark.ru/ toser-yuzhnaya), Инвестиционном портале Сахалинско области (http://investinsakhalin.ru/ru/ toser/yuzhnaya/), но в каждом из источников информация представлена частично, и даже в совокупности все источники не дают полных исходных данных для инвестора.
4. Проблема изначальной депрессивности ТОСЭР, а значит, отсутствия подходящей инфраструктуры и комфортных условий проживания населения. Некоторые
ТОСЭР созданы после банкротства градообразующих предприятий (например, ОАО «Уфалейникель») и не могут восполнить потерянный экономический потенциал на депрессивных территориях
5. Проблема информационного поиска. В поисковых системах Интернет информация о ТОСЭРах появляется лишь при указании в названии территории термина «ТОСЭР». При указании только названия города информация о ТОСЭР отсутствует в первых строках поиска.
6. Инфраструктурные проблемы: низкое качество дорог, недостаточная мощность ресурсопоставляющих станций (газ, электричество, вода и пр.). В частности, такие проблемы отмечаются в г. Чапаевск (Самарская область).
В процессе аудита выявлены специфические инструменты продвижения, используемые в некоторых ТОСЭР, и являющиеся «лучшими практиками» (табл. 2).
Таблица 2 Table 2
Инструменты продвижения в относительно успешных ТОСЭР РФ Promotion tools in relatively successful Russian territories of advanced social and economic __development__
Инструмент продвижения Суть инструмента Место проведения (ТОСЭР)
1 2 3
Прямые инструменты (ориентированные на прямое привлечение инвесторов)
Событийные
Форум «Мой Бизнес» (с хэдлайнером Тиной Канделаки) Ежегодный. Место проведения: Ростов-на-Дону. Задачи: информирование бизнес общественности о мерах господдержки и возможностях по созданию и развитию своего дела, формирование института наставничества и помощь начинающим предпринимателям в открытии собственного бизнеса. Гуково (Ростовская обл.)
Всероссийский форум «Моногорода. Бизнес-Успех». Ключевые направления события: проекты улучшения бизнес-климата на местах, бесплатные очные и дистанционные образовательные программы для малого бизнеса, общественная приёмная по проблемам предпринимателей, дискуссионные сессии по приоритетным направлениям малого бизнеса. Включает специальный этап Национальной премии «Бизнес-Успех» для представителей моногородов Новокузнецк (Кемеровская обл.)
Инвестиционные пикники Ежегодные. Переговоры и отдых (шашлык, музыкальные площадки, концертные номера, флешмобы). Участники: федеральные чиновники, крупные бизнесмены, потенциальные инвесторы. Кумертау (Башкирия)
Инфраструктурн ые
Аккредитованные площадки с подведенной инженерной инфраструктурой, сервисами, земельными участками и/или помещениями в аренду или собственность Промышленная площадка «База оборудования», Промышленная площадка «ЭкоТехноПарк», Создаваемая (проектируемая) промышленная площадка «Профтермо», Создаваемый (проектируемый) промышленный парк «Развитие», Бизнес-инкубатор «Центр бизнес инкубирования», Индустриальный парк «Челны», Камский индустриальный парк «Мастер», Промышленная площадка «Экофуд» Набережные Челны (Татарстан)
Окончание табл. 2
1 2 3
Постоянно функционирующие институты поддержки предпринимательства МАУ «Агентство по развитию территории», Союз предпринимателей города, Опорный центр по развитию молодежного предпринимательства. Функции: консультационная, поддерживающая, сопровождающая, обучающая, обеспечивающая взаимодействие Кумертау (Башкирия)
Дополнительные льготы / преференции Режим свободной таможенной зоны, снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых Чукотка (Чукотский АО)
Сокращенные сроки проведения проверок, льготные ставки аренды, режим свободной таможенной зоны, который предполагает беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение и потребление иностранных товаров. Саров (Нижегородская обл.)
Информационные
Дополнительные краткие информационные материалы для потенциальных инвесторов на сайтах ТОСЭР Чек-лист, презентация-памятка, в которой представлен пример монетизации выгод резидентов Варгаши (Курганская обл.)
Перевод информации о ТОСЭР на английский язык Размещенный на сайте ТОСЭР буклет на английском (помимо русского) языке (http://online.pubhtml5.com/gsie/mlhy/#p=10) Белогорск (Амурская обл.)
Дополнительная информация о возможностях дополнительной региональной и федеральной поддержки Фонд микрофинансирования Курганской области, Гарантийный фонд малого предпринимательство Курганской области, Корпорация МСП, Фонд развития моногородов Варгаши (Курганская обл.)
Фонд развития промышленности (ФРП) Челябинской области, Фонд развития моногородов, Финансовые меры поддержки инвестиционных проектов, Реестр мер поддержки Верхний Уфалей (Челябинская обл.)
Использование социальных сетей для продвижения ТОСЭР Создание и систематическое наполнение страницы в социальных сетях (facebook.com>chustoser) Чусовой (Пермский край)
Косвенные инструменты (ориентированные на создание благоприятной атмосферы места)
Создание парков Создание парка «Взлетный» с иллюзией нахождения в аэропорту на взлетной полосе с высаженными яблонями (более 300 деревьев) Кумертау (Башкирия)
Создание ландшафтного парка Белебей (Башкирия)
Чистые игры Командные соревнования по сбору и сортировке мусора, которые проводятся на загрязненных территориях. Участники в задорной игровой форме получают опыт сортировки отходов. За одну игру 100-200 человек собирают тонны мусора, из которых половина уходит в переработку. Черемхово (Иркутская обл.)
Брендирование территорий Разработка слогана и логотипа территории. Примеры: «Бизнес в Губкине. Легко», «Челны. Инвестируй. Работай. Живи», «Кумертау -город комфортных инвестиций» Губкин (Белгородская область), Челны (Татарстан), Кумертау (Башкирия)
Заключение
В результате проведенного аудита можно сделать вывод о недостаточности применяемых мер продвижения ТОСЭР. Дополнительные приемы продвижения ТОСЭР должны быть ориентированы не только на ключевую аудиторию инвесторов, но и на других значимых потребителей мест (местных жителей, туристов, действующий на территории бизнес). Рекомендовано использовать такие дополнительные факторы маркетинговой привлекательности ТОСЭР, как:
1. Связанные с информационным насыщением сайтов ТОСЭР: демонстрация грамотного планирования территориального развития; демонстрация перспектив межрегиональных связей, межрегиональных проектов; размещение инвестиционных предложений на сайте ТОСЭР; изготовление качественного презентационного материала и ТОСЭР, его индустриальных парках, инвестиционных площадках, создание и постоянная актуализация инвестиционного паспорта ТОСЭР, его подача на сайте в формате инфографики.
2. Связанные с процедурой оформления статуса резидента ТОСЭР:
уменьшение сроков экспертизы инвестиционных проектов; сопровождение инвестиционных проектов: от идеи до работающего объекта в рамках услуги инвестиционного агентства (г. Череповец, Вологодская обл., http://ia-cher.ru/agency/ service/).
3. Связанные с развитием взаимодействий внутри сети ТОСЭР и вне ее:
формирование общегосударственной сети инновационно-инвестиционных региональных структур с соответствующей системой кооперационных связей между ними; налаживание взаимодействия с академическими бизнес-инкубаторами, вузами, научно-исследовательскими институтами, фабриками мыслей; внедрение практики проведения проектных сессий с главами муниципальных образований по выработке и корректировке плана и обмену лучшими практиками по привлечению инвесторов.
4. Связанные с маркетингом ТОСЭР: проведение маркетинговых исследований восприятия территорий с последующей реализацией комплекса мер по их репозиционированию; разработка стратегии развития туристических услуг в регионе и его муниципальных образованиях на проектных сессиях; разработка бренд-бука и фирменного стиля ТОСЭР и приведение внешних коммуникаций в соответствие с ними (пример: г. Сарапул, Удмуртская Республика); наличие доступного канала оперативной связи с главой ТОСЭР в твиттере, через личный мобильный номер и т. п.; размещение предложений первых лиц территории по инвестиционным площадкам в социальных сетях; популяризация ТОСЭР: СМИ (реклама, журналы), форумы выставки, организация специальных мероприятий; проведение форума (с участием руководителей региона) об инвестиционной привлекательности территории с презентацией опыта первых инвесторов и лучших практик; усиление централизованного PR.
5. Связанные с федеральным, региональным, муниципальным управлением в отношении ТОСЭР: расстановка приоритетов в секторах экономики по привлечению инвестиций; определение точек роста экономики; организация кластера, присутствие которого повышает инвестиционную привлекательность территории; подготовка и использование шаблонов для создания порталов ТОСЭР; повышение доступности квалифицированных кадров, обеспечение условий для трудовой миграции; развитие инфраструктуры за пределами ТОСЭР.
Список литературы
1. Беликов С.Ю. 2019. Модель привлечения инвестиций в моногород. Московский экономический журнал. № 8. С. 218-226.
2. Боголиб Т.М. 2016. Финансовое обеспечение развития депрессивных территорий. Вестник Томского государственного университета. Экономика. № 3 (35). С. 173-184.
3. Голяшина Е.А., Чайка А.А. 2013. Особенности развития особых экономических зон в России (на примере зоны промышленно-производственного типа «Алабуга»). Science Time. № 1. С.101-106.
4. Калашникова Е.Б., Чертыковцев Д.В. 2015. Территория опережающего социально-экономического развития. Теория и практика. Апробация. № 4 (31). С. 142-143.
5. Кузнецова И.А., Божков Ю.Н., Дранников С.А. 2017. Специфика принципов управления человеческим капиталом в инновационной экономике. Белгородский экономический вестник. № 1 (85). С. 8-13.
6. Лазарев В.А. 2015. Ключевые аспекты свободного порта: азиатский опыт. Фундаментальные исследования. № 10. С. 185-188.
7. Мякишева Е.А., Пыткина С.А. 2015. Особенности организации и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на современном этапе. Научное обозрение. № 22. С. 374-378.
8. Осипов В.С. 2016. Территории опережающего развития - новый вектор институциональных условий развития российской промышленности. Экономика и предпринимательство. № 9 (74). С. 852-857.
9. Салтыков М.А., Сипачёва В.Ю. 2016. Дальневосточные промышленные территории с особым правовым режимом: проблемы привлечения инвестиций. Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. № 2 (78). С. 25-36.
10. Севек В.К., Бадарчы Х.Б., Манчык-Сат Ч.С., Чульдум А.Э. 2016. Инновационный сценарий развития республики Тыва в системе территорий опережающего развития. Экономическое возрождение России. № 3 (49). С. 82-90.
11. Скрыль Т.В., Осипов В.С. 2016. Устойчивое экономическое развитие: аспекты промышленной политики. Экономика и предпринимательство. № 1-2 (66). С. 719-726.
12. Стецюк В.В. 2018. Экономический анализ влияния реализации проектов "территории опережающего развития и свободный порт Владивосток" на социально-экономическое развитие субъектов дальнего востока России. Вестник Томского государственного университета. Экономика. № 44. С. 104-124.
13. Столяров О.И. 2012. Эффективные подходы к созданию особых зон развития. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. № 2. С. 78-84.
14. Федорова С.В. 2015. Модель управления энергоэффективностью моногорода. Промышленная энергетика. № 7. С. 62-66.
15. Чимитова С.Ж., Лихачева В.В. 2016. Проблемы и перспективы развития территорий опережающего развития. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. № 391. С. 62-67.
16. Шарипов Ф.Ф., Садков А.В. 2016. Создание территорий опережающего социально-экономического развития как инструмент привлечения инвестиций в производственную инфраструктуру регионов Российской Федерации. Вестник университета. № 4. С. 107-112.
17. Щетинина Е.Д., Кондрашов И.Б. 2016. Нематериальные активы региона как основа его стратегического и конкурентного позиционирования. Белгородский экономический вестник. № 3 (83). С. 32-37.
18. Щетинина Е.Д., Овчарова Н.В. 2017. Инструментарий коммерциализации инноваций в системе региональной экономики. Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. № 4. С. 193-198.
19. Perroux F. 1971. Note on the Concept of Growth Poles. In: Economic Policy for Development: Selected Reading. Paris, Harmondsworth, Penguin.
20. Porter M. 1998. Clusters and the new economics of competition. Harvard Business Review, no. 76(6), pp. 77-90.
References
1. Belikov S.Yu. 2019. Model' privlecheniya investitsiy v monogorod. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal [Model for attracting investment in a single-industry town]. № 8. S. 218-226.
2. Bogolib T.M. 2016. Finansovoe obespechenie razvitiya depressivnykh territoriy [Financial support for the development of depressed territories]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. № 3 (35). S. 173-184.
3. Golyashina E.A., Chayka A.A. 2013. Osobennosti razvitiya osobykh ekonomicheskikh zon v Rossii (na primere zony promyshlenno-proizvodstvennogo tipa «Alabuga») [Features of the development of special economic zones in Russia (for example, the zone of industrial-production type 'Alabuga')]. Science Time. № 1. S. 101-106.
4. Kalashnikova E.B., Chertykovtsev D.V. 2015. Territoriya operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [The territory of advanced social and economic development]. Teoriya i praktika. Aprobatsiya. № 4 (31). S. 142-143.
5. Kuznetsova I.A., Bozhkov Yu.N., Drannikov S.A. 2017. Spetsifika printsipov upravleniya chelovecheskim kapitalom v innovatsionnoy ekonomike [Specific character of principles of management of the human capital in innovative economy]. Belgorodskiy ekonomicheskiy vestnik. № 1 (85). S. 8-13.
6. Lazarev V.A. 2015. Klyuchevye aspekty svobodnogo porta: aziatskiy opyt [Key aspects of free port: the Asian experience]. Fundamental'nye issledovaniya. № 10. S. 185-188.
7. Myakisheva E.A., Pytkina S.A. 2015. Osobennosti organizatsii i funktsionirovaniya territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya na sovremennom etape [Features of the organization and functioning of territories of advanced social and economic development at the present stage]. Nauchnoe obozrenie. № 22. S. 374-378.
8. Osipov V.S. 2016. Territorii operezhayushchego razvitiya - novyy vektor institutsional'nykh usloviy razvitiya rossiyskoy promyshlennosti [Advanced development territories - a new vector of institutional conditions for the development of Russian industry]. Ekonomika i predprinimatel'stvo. № 9 (74). S. 852-857.
9. Saltykov M.A., Sipacheva V.Yu. 2016. Dal'nevostochnye promyshlennye territorii s osobym pravovym rezhimom: problemy privlecheniya investitsiy [Far Eastern industrial territories with special legal regime: problems of attracting investment]. Izvestiya Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. № 2 (78). S. 25-36.
10. Sevek V.K., Badarchy Kh.B., Manchyk-Sat Ch.S., Chul'dum A.E. 2016. Innovatsionnyy stsenariy razvitiya respubliki tyva v sisteme territoriy operezhayushchego razvitiya [An innovative scenario for the development of the Republic of Tuva in the system of territories of priority development]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. № 3 (49). S. 82-90.
11. Skryl' T.V., Osipov V.S. 2016. Ustoychivoe ekonomicheskoe razvitie: aspekty promyshlennoy politiki [Stable economic progress: aspects of industrial policy]. Ekonomika i predprinimatel'stvo. № 1-2 (66). S. 719-726.
12. Stetsyuk V.V. Ekonomicheskiy analiz vliyaniya realizatsii proektov "territorii operezhayushchego razvitiya i svobodnyy port vladivostok" na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie sub"ektov dal'nego vostoka Rossii [The economic analysis of influence of realization of projects "territories of advancing progress and free port Vladivostok" on social and economic progress of subjects of the Far East Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 2018. № 44. S. 104-124.
13. Stolyarov O.I. 2012. Effektivnye podkhody k sozdaniyu osobykh zon razvitiya [Effective approaches to creation of special zones of progress]. Aziatsko-Tikhookeanskiy region: ekonomika, politika, pravo. № 2. S. 78-84.
14. Fedorova S.V. 2015. Model' upravleniya energoeffektivnost'yu monogoroda [Monocity energy efficiency management model]. Promyshlennaya energetika. № 7. S. 62-66.
15. Chimitova S.Zh., Likhacheva V.V. 2016. Problemy i perspektivy razvitiya territoriy operezhayushchego razvitiya [Problems and prospects for the development of territories ahead of development]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyy vzglyad. № 39-1. S. 62-67.
16. Sharipov F.F., Sadkov A.V. 2016. Sozdanie territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya kak instrument privlecheniya investitsiy v proizvodstvennuyu infrastrukturu regionov Rossiyskoy Federatsii [Creation of territories ahead of socio-economic development as a tool to attract investment in the production infrastructure of the regions of the Russian Federation]. Vestnik universiteta. № 4. S. 107-112.
17. Shchetinina E.D., Kondrashov I.B. 2016. Nematerial'nye aktivy regiona kak osnova ego strategicheskogo i konkurentnogo pozitsionirovaniya [Intangible assets of the region as the basis of its strategic and competitive positioning]. Belgorodskiy ekonomicheskiy vestnik. № 3 (83). S. 32-37.
18. Shchetinina E.D., Ovcharova N.V. 2017. Instrumentariy kommertsializatsii innovatsiy v sisteme regional'noy ekonomiki [Instrumentation of commercialization of innovations in the system of regional economy]. Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V.G. Shukhova. № 4. S. 193-198.
19. Perroux F. 1971. Note on the Concept of Growth Poles. In: Economic Policy for Development: Selected Reading. Paris, Harmondsworth, Penguin.
20. Porter M. 1998. Clusters and the new economics of competition. Harvard Business Review, no. 76(6), pp. 77-90.
Ссылка для цитирования статьи For citation
Старикова М.С., Пономарев И.Н., Дадалова М.В., Пономарева Т.Н. 2019. Проблемы и пути совершенствования маркетинга территорий опережающего развития. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 46 (4): 609-620. DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-4-609-620
Starikova M.S., Ponomarev I.N., Dadalova M.V., Ponomareva T.N. 2019. Problems and ways to improve the marketing of the advanced development territories. Belgorod State University Scientific Bulletin. Economics. Information technologies. 46 (4): 609-620 (in Russian). DOI 10.18413/2411-38082019-46-4-609-620