Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ'

ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / INVESTMENTS / INVESTMENTS IN AGRICULTURE / DIGITAL AGRICULTURE / INVESTMENT RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпинев Юрий Сергеевич

Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики является в настоящее время актуальной задачей для любого государства. Одним из важнейших направлений экономики любого государства является сельское хозяйство. В настоящее время начинается процесс цифровизации сельского хозяйства, в результате которого существенно должна увеличится производительность отрасли. В статье рассматривается инвестиционные риски, присущие исключительно агропромышленному комплексу, к которым относятся как природные, так и экономические риски. Цель работы: выявить проблемы правового регулирования инвестиционных отношений в сельском хозяйстве в период его цифровизации. Для достижения поставленной цели анализируются научные подходы к вопросу цифровизации сельского хозяйства, рассматривается инвестиционная политика в сельское хозяйство развитых стран и сравнивается с состоянием отечественной инвестиционной политики в агропромышленный комплекс. Обращается внимание на недостатки правового регулирования инвестиционных отношений в сельское хозяйство в России. В заключении делается вывод, что до тех пор, пока основные пробелы в правовом регулировании не будут решены (прозрачность инвестиционного и стабильность налогового законодательства, реальные льготы и компенсации инвесторам и предприятиям, инвестирующим непосредственно в электронное сельское хозяйство, жесткое нормативное закрепление правил использования последних достижений науки и инновационных технологий в сельском хозяйстве и т.д.), привлечь частных инвесторов в эту отрасль экономики будет достаточно проблематично, а провести полную цифровизацию только за счет государственного инвестирования может помешать непростая экономическая ситуация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENTS IN AGRICULTURE AT DIGITALIZATION PERIOD: SITUATION ANALYSIS

Attracting investment in the real sector of the economy is currently an urgent task for any state. One of the most important areas of the economy of any state is agriculture. Currently, the process of of agriculture is beginning, as a result of which the productivity of the industry should significantly increase. The article deals with investment risks that are unique to the agro-industrial complex, which include both natural and economic risks. Objective: to identify the problems of legal regulation of investment relations in agriculture during its digitalization. To achieve this goal, scientific approaches to the issue of digitalization of agriculture are analyzed, investment policy in agriculture in developed countries is considered and compared with the state of domestic investment policy in the agro-industrial complex. Attention is drawn to the shortcomings of the legal regulation of investment relations in agriculture in Russia. In conclusion, it is concluded that until the main gaps in legal regulation are resolved (transparency of investment and stability of tax legislation, real benefits and compensation to investors and enterprises investing directly in e-agriculture, strict regulatory consolidation of the rules for using the latest scientific achievements and innovative technologies in agriculture, etc.), it will be quite problematic to attract private investors to this sector of the economy, and the difficult economic situation may prevent full digitalization only at the expense of public investment.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В ПЕРИОД ЦИФРОВИЗАЦИИ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ»

УДК 346.32

ББК 67.404

DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-6-049-054

3.2. Инвестиции в сельское хозяйство в период цифровизации: анализ ситуации

©Шпинев Ю. С.

Институт государства и права РАН, г.Москва, Россия shpinev.iurii.sergeevich@mail.ru

Аннотация

Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики является в настоящее время актуальной задачей для любого государства. Одним из важнейших направлений экономики любого государства является сельское хозяйство. В настоящее время начинается процесс цифровизации сельского хозяйства, в результате которого существенно должна увеличится производительность отрасли. В статье рассматривается инвестиционные риски, присущие исключительно агропромышленному комплексу, к которым относятся как природные, так и экономические риски. Цель работы: выявить проблемы правового регулирования инвестиционных отношений в сельском хозяйстве в период его цифровизации. Для достижения поставленной цели анализируются научные подходы к вопросу цифровизации сельского хозяйства, рассматривается инвестиционная политика в сельское хозяйство развитых стран и сравнивается с состоянием отечественной инвестиционной политики в агропромышленный комплекс.

Обращается внимание на недостатки правового регулирования инвестиционных отношений в сельское хозяйство в России. В заключении делается вывод, что до тех пор, пока основные пробелы в правовом регулировании не будут решены (прозрачность инвестиционного и стабильность налогового законодательства, реальные льготы и компенсации инвесторам и предприятиям, инвестирующим непосредственно в электронное сельское хозяйство, жесткое нормативное закрепление правил использования последних достижений науки и инновационных технологий в сельском хозяйстве и т.д.), привлечь частных инвесторов в эту отрасль экономики будет достаточно проблематично, а провести полную цифровизацию только за счет государственного инвестирования может помешать непростая экономическая ситуация.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиции в сельское хозяйство, цифровое сельское хозяйство, инвестиционные риски.

Для цитирования: Шпинев Ю.С. Инвестиции в сельское хозяйство в период цифровизации: анализ ситуации //Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №6. С. 049-054. DOI: 10.33693/2072-3164-2020-136-049-054

DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-6-049-054

Investments in agriculture at digitalization period: situation analysis

©Yury. S. Shpinev

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia shpinev.iurii.sergeevich@mail.ru

Abstract

Attracting investment in the real sector of the economy is currently an urgent task for any state. One of the most important areas of the economy of any state is agriculture. Currently, the process of of agriculture is beginning, as a result of which the productivity of the industry should significantly increase. The article deals with investment risks that are unique to the agro-industrial complex, which include both natural and economic risks. Objective: to identify the problems of legal regulation of investment relations in agriculture during its digitalization. To achieve this goal, scientific approaches to the issue of digitalization of agriculture are analyzed, investment policy in agriculture in developed countries is considered and compared with the state of domestic investment policy in the agro-industrial complex.

Attention is drawn to the shortcomings of the legal regulation of investment relations in agriculture in Russia. In conclusion, it is concluded that until the main gaps in legal regulation are resolved (transparency of investment and stability of tax legislation, real benefits and compensation to investors and enterprises investing directly in e-agriculture, strict regulatory consolidation of the rules for using the latest scientific achievements and innovative technologies in agriculture, etc.), it will be quite problematic to attract private investors to this sector of the economy, and the difficult economic situation may prevent full digitalization only at the expense of public investment.

Keywords: investments, investments in agriculture, digital agriculture, investment risks.

For citation: Shpinev Yu.S. Investments in agriculture at digitalization period: situation analysis // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №6. Pp. 049-054. (in Russ.). DOI: 10.33693/2072-3164-2020-13-6-049-054

Введение

Наша страна имеет огромный потенциал для развития сельского хозяйства - самую большую в мире тер-

риторию, богатую разнообразными природными ресурсами, плодородные почвы, разнообразный растительный и животный мир. Развитие сельского хозяйства является приоритетной задачей любого государст-

ва. Не является исключением и Россия. В последнее время по причине различных перемен природного, политического и экономического характера агропромышленный комплекс регулярно сталкивается с множеством проблем, среди которых изменение климата и повышение цен на продукты, засухи и наводнения, сокращение биоразнообразия и опустынивание. Отдельной проблемой является недостаток инвестиций для развития этой отрасли экономики, что связано в первую очередь с особыми инвестиционными рисками, присущими исключительно предприятиям агропромышленного комплекса.

С другой стороны, сельское хозяйство все больше приобретает свойства наукоемкой отрасли народного хозяйства. В настоящее время использование нужной информации, полученной вовремя и качественно обработанной с использованием новейших технологий позволяет существенно повысить производительность труда, что в свою очередь снижает затраты и делает агропромышленный комплекс интересным объектом для инвестиций.

Инвестиционные риски агропромышленного комплекса

Сельское хозяйство, наряду с добывающей и строительной отраслями относится к наиболее чувствительным к экономическим и политическим кризисам отраслям экономики. Объем инвестиций в эти отрасли во время таких кризисов снижается наиболее активно [Анкудинов, 2020: 356].

Кроме того, сельскохозяйственная отрасль представляется более рискованной с точки зрения инвестиций по сравнению с другими секторами экономики по причине особых условий ведения хозяйственной деятельности. Эти специфические условия заключаются прежде всего в том, что многие экономические факторы здесь зависят от природных явлений, на которые люди не всегда имеют возможность повлиять [Файзрахманов, 2019: 174]. К таким рискам инвестиций, выделяющим сельское хозяйство из других отраслей права можно отнести следующие:

- вероятность заболевания сельскохозяйственных культур и животных несмотря на все предусмотрительные меры (свиной грипп, птичий грипп);

- риск уменьшения запланированного урожая по причине природных явлений, которые нельзя предсказать в долгосрочной перспективе (засуха, наводнение, ураган, град и т.д.);

- возможность признания каких-либо животных переносчиками человеческих болезней и как следствие поголовное уничтожение их популяции на определенной территории (свиной грипп, уничтожение норок как переносчиков СОУЮ 19);

- возникновение ситуации, при которой большой урожай того или иного сельскохозяйственного продукта приводит к переизбытку данного товара на рынке и, как следствие, к уменьшению его цены, а компании, занимающиеся его выращиванием к убытку вместо прибыли.

Перечисленные риски оказывают дополнительное отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность отрасли. Учитывая это, практически ни в одной стране сельское хозяйство не может успешно развиваться без активного участия государства и государственных инвестиций. При этом ученые установили, что эффективность такой помощи резко возрастает

при увеличении инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных компаний [Валерианов, 2018: 43].

Необходимо отметить, что обозначенные риски в той или иной степени присущи сельскохозяйственным предприятиям всех экономик, и развитым, и развивающимся.

Что касается агропромышленной отрасли России, то учитывая экономические и политические реалии, перечень негативных факторов, отрицательно влияющих на инвестиционную привлекательность отрасли может быть расширен следующими потенциальными угрозами:

- кредитные риски, поскольку подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий имеют, благодаря в том числе финансовой поддержке региональных и федеральных власти, большое количество текущих кредитов, в результате чего перекредитован-ность многих хозяйств и агрохолдингов превышает реальные возможности;

- технические риски, заключающиеся в изношенности материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий, и в первую очередь (более 60 %) сельскохозяйственной техники [Росагролизинг, 2020];

- санкционные, связанные как с возможностью ограничения поставок инновационного оборудования или удобрений, так и запрета на реализацию готовой продукции на традиционных рыках.

Таким образом можно сделать вывод, что одна из самых жизненно важных для любого государства отраслей народного хозяйства обладает большим набором отрицательных факторов, негативно влияющих на ее инвестиционную привлекательность, что делает неизбежным активное участие государства как в финансировании, так в общей координации агропромышленного сектора.

Инвестиционная политика в сельское хозяйство развитых стран

В большинстве развитых стран инвестиции в сельское хозяйство приветствуется и поддерживается государством. Основные направления инвестиционной политики в этой отрасли экономики направлены на увеличение производства, активное использование последних технических, технологических и управленческих достижений. В последние годы сравнительно затратная промышленная экономика сменилась в этих странах на экономику знаний. Крупнейшие инвесторы и сельскохозяйственные гиганты предпочитают инвестировать в научные исследования и дальнейшие промышленные разработки в этом секторе экономики. Необходимо отметить, что в передовых в сельскохозяйственном отношении странах в аграрный сектор вкладывает капиталы не только государство, но и частные компании и корпорации. Такие инвестиции приносят хорошие дивиденды. В результате грамотной инвестиционной деятельности производительность труда в сельском хозяйстве повышается в пять раз. Между тем затраты на научные исследования представляют собой далеко не самую большую часть инвестиций в сельское хозяйство [Баттахов, 2010: 116]. На доработку и конечно внедрение технологий тратится в три раза больше, чем на сами научные исследования [Бабаева, 2020: 759].

Учитывая необходимость крупных инвестиций в агропромышленный сектор экономики в развитых странах предусмотрены целые комплексы мер, направлен-

ных на поощрение и поддержку инвесторов сельского хозяйства.

Так, в США разработана и успешно функционирует национальная инновационная система, с помощью которой министерство сельского хозяйства помогает сельскохозяйственным компаниям вырабатывать технологические условия для получения лучших показателей, что в конечном счете способствует росту инвестиций в агропромышленные технологии.

В целях поддержки инвестиций в сельское хозяйств министерство широко использует такие механизмы как гранты, финансовую поддержку вузов и специализирующихся на сельском хозяйстве научных лабораторий.

При университетах существуют специальные инновационные кластеры, финансируемые государством.

Все эти и многие другие меры государственной поддержки положительно влияя на агропромышленный сектор, увеличивают доверие и к действующей власти, поскольку формирование инноваций в сельском хозяйств в сШа тесно связано с обеспечением продовольственной безопасности [Рыхтик, 2012].

Большое значение инвестиционной политики в агропромышленный сектор придается в Евросоюзе, которая призвана помогать и развивать небольшие научные компании, инновационные центры и технологические парки.

Не отстают в развитии инновационного сельского хозяйства страны Юго-Восточной Азии, где инвестиции направляются на создание и развитие инновационно-инкубационных центров [Babaeva, 2018].

Инвестиционное обеспечение агропромышленного комплекса развитых сельскохозяйственных стран обладает общими свойствами:

- государство и крупный бизнес выступает в качестве гаранта и организатора инверсионного обеспечения сельскохозяйственной отрасли, в то время как основными участниками развития отрасли выступает малый и средний бизнес;

- существует отлаженная система уравновешенных и взаимовыгодных отношений между бизнесом и государством в вопросах инвестиций;

- существуют различные способы взаимодействия между государством и коммерческими предприятиями, а также частными лицами;

- при распределении доходов учитываются права на интеллектуальные разработки;

- постоянно оценивается эффективность научного и производственного взаимодействия между государством и предприятиями отрасли на различных государственных уровнях;

- прозрачное и неменяющаяся фискальная политика, стимулирующая развитие сельского хозяйства;

-налоговое стимулирование инвестиционного обеспечения инновационного развития;

- нормативно утверждены и активно функционируют специальные технические центры по передаче новейших технологий и инновационных услуг;

- государство не участвует в получении и распределении дохода от научных разработок, но осуществляет контроль за финансовыми результатами контрактной деятельности.

Среди основных направлений государственной поддержки инвестиций в сельское хозяйство в развитых зарубежных странах можно выделить следующие:

- создание и активное функционирование единой общенациональной системы инновационного развития агропромышленного комплекса (внесение изменений в

организацию научных исследований государственного сектора, объединение высших учебных и научных учреждений, развитие и поддержка инновационных компаний малого и среднего бизнеса, а также экспортного производства);

- создание наиболее благоприятной системы развития агропромышленного комплекса с использованием последних достижений науки и техники (изменение функционирования государственного управления и планирования на решение вопросов инвестиционного развития, увеличение финансирования научных разработок, поощрение фундаментальных научных исследований);

- взаимодействие науки и агропромышленного кодекса (дополнительное финансирование интеграции науки и сельскохозяйственного производства, поощрение частных инвестиций в национальные инновационные разработки, создание условий для привлечения иностранного капитала в научные исследования, активное стимулирование производства инновационных продуктов, привлечение региональных финансов для научных исследований).

Таким образом, можно сделать вывод, что основные направления деятельности государств, связанные с повышением инвестиционной привлекательности сельского хозяйства направлены на получение новых научных знаний, внедрение инновационных технологий и развитием цифровой экономикой.

Цифровое сельское хозяйство в России

Под цифровой экономикой в первую очередь понимается экономическая деятельность, основанная преимущественно на цифровых технологиях, и связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией, а также электронными товарами и услугами. Ее развитие тесно связано с прорывом в научно-технологическом и социально-экономическом развитии России.

Для внедрения цифровой экономики в сельское хозяйство Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2020 году был принят ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»1.

В соответствии с указанным документом под цифровым сельским хозяйством понимается сельское хозяйство, основанное на инновационных способах производства сельскохозяйственной продукции с использованием цифровых технологий, в том числе робототехники, электронной коммерции, анализа больших баз данных, интернет вещей и т.д., которые способствуют увеличению производительности труда и уменьшению затрат.

Цифровое сельское хозяйство включает в себя несколько направлений, основными из которых являются цифровое растениеводство и цифровое животноводство.

Некоторые авторы выделяют также цифровое земледелие, включая в него:

- установление границ сельхоз угодий при помощи спутниковой навигации;

- электронный расчет и автоматическое удобрение почвы;

- составление цифровых карт;

1 Министерство сельского хозяйства. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/ 900/900863fae06c-026826a9ee43e124d058.pdf (Дата обращения: 11.10.2020).

- планирование урожайности с помощью искусственного интеллекта;

- мониторинг и охрана посевов с помощью беспилотных летательных аппаратов;

- дистанционное зондирование и т.д. [Кирюшин, 2018: 5].

Создание цифрового земледелия представляет собой следующие мероприятия:

- сбор, обработка, хранение и использование данных;

- моделирование, прогнозирование и планирование будущих урожаев;

- многофункциональная оценка пригодности;

- распределение производственных мощностей и ресурсов;

- проектирование ландшафтных систем и т.д. [Иванов, 2019: 523].

В качестве положительных моментов использования искусственного интеллекта на предприятиях цифрового агропромышленного комплекса ученые выделяют:

- увеличение промышленных показателей, а также уменьшение расходов;

- оптимизация бизнес процессов, увеличение скорости принятия и эффективности управленческих решений;

- уменьшение однотипных ручных операций, в результате чего возможность использования творческого потенциала работников;

- совершенствование технологий в сельском в агропромышленном комплексе с помощью нейронных сетей и машинного обучения;

- создание новых высокотехнологических рабочих мест в области обслуживания новейших инновационных систем;

- технологические и экономические прорывы при использовании всего потенциала цифрового сельского хозяйства [Скворцов, 2020: 570].

Определенные факторы могут тормозить активное внедрение некоторых компонентов цифрового сельского хозяйства в агропромышленный комплекс. К таким факторам можно отнести:

- недостаток финансов в сельскохозяйственных предприятиях;

- отсутствие подготовленных кадров;

- наличие устаревшей инфраструктуры, неспособной обеспечить надлежащее функционирование инновационных технологий;

- не восприятие частью сельскохозяйственных работников инновационных технологий;

- высокая стоимость инновационных технологий с использованием искусственного интеллекта;

- сложность определения экономической выгоды от использования тех или иных составляющих цифрового сельского хозяйства;

- научное и технологическое отставание России от ведущих стран;

- отсутствие надлежащего правового регулирования отношений, возникающих при функционировании цифрового сельского хозяйства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях ликвидации недостатка правового регулирования предлагается

- ввести в стратегические законы и иные нормативные акты в области развития агропромышленного комплекса определение цифровизации в качестве одной из основных направлений аграрной политики государства на настоящем этапе;

- привести законодательные акты в области аграрной политики в соответствие с документами стратеги-

ческого планирования в сфере цифровизации экономики;

- дополнить Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» нормами о государственной поддержке отечественных сельскохозяйственных производителей, инвестирующих в цифровые технологии;

- внести изменения в гражданское законодательство в связи с введением оборот понятий «цифровая экономика» и «цифровое сельское хозяйство»;

- установить новые экологические и технологические нормативы и стандарты [Воронина, 2020: 20].

По мнению ученых внедрение электронного сельского хозяйства поможет сельскохозяйственным предприятиям успешно решить многие задачи, среди которых:

- увеличение производства продукции за счет оптимизации работы в том числе правильную посадку, полив, обработку пестицидами и уборку урожая;

-рациональное водопользование за счет точного прогноза погоды и использования датчиков влажности почвы;

- получение всей необходимой информации в режиме реального времени, в результате чего появляется возможность максимально ускорить время анализа и принятия решений;

- снижение операционных издержек вследствие автоматизации и роботизации промышленных процессов, что в свою очередь снизит вероятность человеческой ошибки;

- повышение качества продукции ввиду осуществления анализа качества продукции;

- совершенствование животноводства путем использования современных электронных датчиков, способных отслеживать состояние животных, а также их местоположение;

- удаленный мониторинг сельхозугодий, а также мониторинг состояния оборудования с тестированием и прогнозом неисправностей [Эльдиева, 2018: 48].

В конечном счете перечисленные выше улучшения, связанные с сельским хозяйством, могут привести к усилению инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса.

Недостатки отечественной инвестиционной политики в сельском хозяйстве

В качестве общих свойств инвестиционного обеспечения России, существенно влияющих на инвестиционный процесс можно выделить следующие:

- главенствующая роль в инвестиционной политики принадлежит государству;

- инвестиционная пассивность со стороны частного бизнеса;

- партнерские отношения между частным бизнесом агропромышленного комплекса и государством находятся на этапе становления;

- при использовании научно-технических разработок сельскохозяйственные предприятия осуществляют компенсационные выплаты в пользу государства;

- не до конца нормативно урегулированы взаимодействия между всеми участниками инвестиционных отношений по распределению доходов;

- отсутствует понимание статуса, роли и функций научно-технических структур, работающих на основе государственного финансирования;

- отсутствует прозрачный механизм налогового стимулирования инвестиций в малый и средний бизнес;

- постоянно меняется законодательство в области налогообложения и инвестиционного обеспечения, что приводит к непостоянству законодательства в сфере инвестиций.

Заключение

Таким образом мы можем констатировать, что сельское хозяйство представляет собой очень интересную с точки зрения изучения область инвестирования. С одной стороны, эта отрасль представляет собой наиважнейшую, стратегическую отрасль экономики для любого государства, что в принципе должно гарантировать инвесторам минимальные риски. С другой стороны, особенности отрасли предопределяют дополнительные инвестиционные риски.

Учитывая стратегическое значение сельское хозяйство по многим вопросам регулируется нормами публичного права, хотя большинство правоотношений лежат в сфере частного права [Занковский, 2002].

Начавшаяся цифровизация агропромышленного комплекса способна нивелировать многие инвестиционные риски и сделать отрасль более привлекательной

Список литературы:

1. Анкудинов А.Б., Дашкин Р.М., Дашкин Э.М., Хаса-нов Т.И. Детерминанты инвестиционного поведения компаний формирующихся рынков // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 2. С. 341-362.

2. Бабаева З.Ш. Инвестиции в сельское хозяйство: опыт зарубежных стран // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 5. С. 758-762.

3. Баттахов П. П. Право работника на вознаграждение за использование служебного результата интеллектуальной деятельности как разновидность интеллектуальных прав в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Юриспруденция. 2010. Т. 16. № 4. С. 114-120.

4. Валерианов А. А., Корнилова Д. М., Леванова Т. А. Влияние государственной поддержки на инвестиции в сельское хозяйство Чувашской республики // Инновационное развитие экономики. 2018. № 1 (43). С. 35-43.

5. Воронина Н. П. Цифровое сельское хозяйство России: направления совершенствования правового регулирования // I us Publicum et Privatum. 2020. № 4 (9). С. 1821.

6. Занковский С.С. Публичные и частные начала в правовом регулировании экономики // В сборнике: Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. Академический правовой университет при Институте государства и права РАН; Мз Пресс. Москва, 2002. С. 26-41.

7. Иванов А. Л. Научно-технологическое развитие землепользования с использованием цифровых технологий в земледелии / / Вестник Российской академии наук. 2019. № 5. С. 523. DOI: 10.31857/S0869-5873895522-524.

8. Кирюшин В. И., Иванов А. Л., Козубенко И. С., Савин И. Ю. Цифровое земледелие / / Вестник российской сельскохозяйственной науки. 2018. № 5. С. 5.

9. «Росагролизинг» просит денег на пополнение уставного капитала. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://iz.ru/news/658424 (Дата обращения: 11.10.2020).

для потенциальных инвесторов. Однако для проведения полноценной цифровизации сельского хозяйства нужны инвестиции, которые достаточно проблематично привлечь по изложенным выше причинам [Lipova, 2020].

Отечественное сельское хозяйство, помимо общих трудностей сталкивается с недостаточно проработанным правовым регулированием инвестиционных процессов в агропромышленном комплексе. До тех пор, пока основные пробелы в правовом регулировании не будут решены (прозрачность инвестиционного и стабильность налогового законодательства, реальные льготы и компенсации инвесторам и предприятиям, инвестирующим непосредственно в электронное сельское хозяйство, жесткое нормативное закрепление правил использования последних достижений науки и инновационных технологий в сельском хозяйстве и т.д.), привлечь частных инвесторов в эту отрасль экономики будет достаточно проблематично, а провести полную цифровизацию только за счет государственного инвестирования может помешать непростая экономическая ситуация.

References:

1. Ankudinov A. B., Dashkin R. M., Dashkin E. M., Khasanov T. I. Determinants of investment behavior of emerging market companies // Economic attitude. 2020. Vol. 10. №. 2. Pp. 341-362.

2. Babaeva Z. Sh. Investments in agriculture: experience of foreign countries // Current issues of the modern economy. 2020. № 5. Pp. 758-762.

3. Battakhov P. P. The employee's Right to remuneration for using the official result of intellectual activity as a type of intellectual property rights in accordance with part four of the Civil code of the Russian Federation // Jurisprudence. 2010. Vol. 16. № 4. Pp. 114-120.

4. Valerianov A. A., Kornilova D. M., Levanova T. A. Influence of state support on investments in agriculture of the Chuvash Republic // Innovative development of the economy. 2018. № 1 (43). Pp. 35-43.

5. Voronina N. P. Digital agriculture of Russia: Directions for improving legal regulation / / Ius Publicum et Privatum. 2020. № 4 (9). Pp. 18-21.

6. Zankovsky S. S. Public and private principles in the legal regulation of the economy // In the collection: in Business law in the XXI century: continuity and development. Academic law University at The Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences; MH Press. Moscow, 2002. Pp. 26-41.

7. Ivanov A. L. Scientific and technological development of land use using digital technologies in agriculture / / Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2019. № 5. P. 523. DOI: 10.31857/S0869-5873895522-524.

8. Kiryushin V. I., Ivanov A. L., Kozubenko I. S., Savin I. Yu. Digital agriculture / / Bulletin of the Russian agricultural science. 2018. № 5. P. 5.

9. «Rosagroleasing» asks for money to replenish the authorized capital. [Electronic resource]. - URL: https://iz.ru/news/658424 (accessed 11.10.2020).

10. Рыхтик М. И., Корсунская Е. В. Национальная инновационная система США: история формирования, политическая практика, стратегия развития // Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 6 (1). с. 263-268.

11. Скворцов Е. А. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта в сельском хозяйстве региона // Экономика региона. — 2020. — Т. 16, вып. 2. — С. 563-576. DOI http://doi.org/10.17059/2020-2-17.

12. Файзрахманов Д. И., Хайруллина А. Д., Хазеев Л. Ф. Инвестиционные риски в сельском хозяйстве и интеграция механизма их управления в общую систему менеджмента предприятия // Вестник Казанского ГАУ. 2019. № 3 (54). С. 173-177. DOI 10.12737/article_5db-99732317e48.92407015.

13. Эльдиева Т. М. Направление использования умных инноваций в сельском хозяйстве // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 6 (366). С. 46-49. DOI: 10.24411/2587-6740-2018-16094.

14. Babaeva Z.S. An investigation into current issues iv the financing of the innovative development of the agro-industrial complex // Academy of Strategic Management Journal. 2018. Т. 17. № 4.

15. Lipova L.V. Relationship of concept and term // Modern Science. 2020. № 10-1. С.334-336.

10. Rykhtik M. I., Korsunskaya E. V. national innovation system of the USA: history of formation, political practice, development strategy / / International relations. Political science. Regional studies Bulletin of the Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. 2012. № 6 (1). pp. 263268.

11. Skvortsov E. A. Prospects of application of artificial intelligence technologies in agriculture of the region // Regional economy. - 2020. - Vol. 16, issue 2. - Pp. 563-576. DOI http://doi.org/10.17059/2020-2-17-ga.

12. Fayzrakhmanov D. I., Khairullina A.D., Khazeev L. F. Investment risks in agriculture and integration of their management mechanism into the overall management system of the enterprise // Bulletin of Kazan state agricultural UNIVERSITY. 2019. № 3 (54). Pp. 173-177. DOI 10.12737 / article_5db99732317e48. 92407015.

13. Eldieva T. M. Direction of using smart innovations in agriculture // international agricultural journal. 2018. № 6 (366). Pp. 46-49. DOI: 10.24411/2587-6740-2018-16094.

14. Babaeva Z. S. Research of topical issues of financing innovative development of the agro-industrial complex / / journal of the Academy of strategic management. 2018. Vol. 17. №. 4.

15. Lipova L. V. the relationship between the concept and the term // modern science. 2020. № 10-1. Pp. 334336.

Рецензия

На статью «Инвестиции в сельское хозяйство в период цифровизации: анализ ситуации» старшего научного сотрудника сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук, к.ю.н., Шпинева Ю.С.

Представленная статья посвящена одной из актуальных проблем предпринимательского права - вопросам правового регулирования инвестиций в цифровое сельское хозяйство. В ней автор обращает внимание на инвестиционные риски агропромышленного комплекса, особенности инвестиций в сельское хозяйство в период цифровизации, основные направления цифровизации сельского хозяйства. Особую значимость данной работе придает тот факт, что в статье большое внимание уделяется сравнительному анализу правового регулирования инвестиций в агропромышленный комплекс России и других стран с развитым сельским хозяйством.

Актуальность статьи не вызывает сомнений, поскольку вопросы инвестиционной политики государства являются одной из основных экономических задач, а сельское хозяйство представляет собой одну из ключевых отраслей народного хозяйства, отвечающую, в том числе, за национальную безопасность.

Рецензируемая работа имеет необходимую научную новизну, поднимает недостаточно разработанные вопросы и поэтому, несомненно, представляет собой определенный вклад в юридическую науку.

Статья хорошо структурирована, написана четким и понятным языком, выводы логичны. При написании статьи автором использовано 15 источников. Список литературы соответствует заявленной тематике. Сноски оформлены в соответствии с установленными требованиями.

Необходимо отметить, что при рассмотрении недостатков отечественной инвестиционной политики в сфере сельского хозяйства, автору следовало больше внимания уделить предложениям, направленным на их решение. Вместе с тем, это замечание не оказывает существенного влияния на положительное впечатление от статьи и может стать основанием к более детальному исследованию темы.

Оригинальность текста составляет 93,2%

Статья Ю.С.Шпинева «Инвестиции в сельское хозяйство в период цифровизации: анализ ситуации» может быть полезна студентам, аспирантам и докторантам, занимающимся вопросами инвестиций, соответствует всем предъявляемым требованиям к работам данного вида и может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент: кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ИГП РАН М.С.Лизикова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 93,92%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шпинев Юрий Сергеевич, канд. юрид. наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права РАН. ORCID: 0000-0001-5573-0439. E-mail: shpinev.iurii.sergeevich@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Yury S. Shpinev, PhD (Law), Senior researcher, business and corporate law sector, State and Law Institute under the Russian Academy of Sciences. ORCID: 00000001-5573-0439. E-mail: shpinev.iurii.sergeevich@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.