Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛИЗИНГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпинев Юрий Сергеевич

В статье рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования инвестиционных отношений в сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства, в том числе лизинга сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных территорий с особым режимом предпринимательской деятельности, а также вопросы регулирования цифровизации агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTING IN AGRICULTURE: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

The article discusses the current problems of legal regulation of investment relations in the agricultural sector of the national economy, including leasing of agricultural machinery, agricultural areas with a special business regime, as well as issues of regulation of the digitalization of the agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право DOI 10.47643/1815-1329_2020_10_39

ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ШПИНЕВ Юрий Сергеевич,

кандидат юридических наук, Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). E-mail: shpinev.iurii.sergeevich@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы правового регулирования инвестиционных отношений в сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства, в том числе лизинга сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных территорий с особым режимом предпринимательской деятельности, а также вопросы регулирования цифровизации агропромышленного комплекса.

Abstract: The article discusses the current problems of legal regulation of investment relations in the agricultural sector of the national economy, including leasing of agricultural machinery, agricultural areas with a special business regime, as well as issues of regulation of the digitalization of the agro-industrial complex.

Ключевые слова: инвестиции, агропромышленный комплекс, инвестиции в сельское хозяйство, лизинг сельскохозяйственной техники, правовое регулирование инвестиций, цифровизация сельского хозяйства.

Keywords: investments, agro-industrial complex, investments in agriculture, leasing of agricultural equipment, legal regulation of investments, digitalization of agriculture.

Отечественный агропромышленный комплекс, несмотря на все трудности за последние годы набрал высокие темпы развития [1]. Развитое сельское хозяйство не только обеспечивает продовольствием население страны, что само по себе играет огромную роль в экономическом и социальном развитии государства и его обороноспособности, но и создает рабочие места в других отраслях народного хозяйства, таких как транспорт, производство, оптовая и розничная торговля [2]. Таким образом, сельское хозяйство является основой для успешного развития других отраслей народного хозяйства.

Не прекращающаяся в последние годы санкцион-ная политика зарубежных государств еще более обуславливает необходимость дальнейшего развития сельского хозяйства России с целью недопущения зависимости от других стран в обеспечении основными продуктами в случае продуктового эмбарго. Учитывая, что достаточно большая часть нашей страны лежит в районах не очень пригодных для широкого развития традиционного сельского хозяйства (горная и заболоченная местность, леса, вечная мерзлота) вопрос развития и совершенствования агропромышленного комплекса становится еще более актуальным.

Подавляющее большинство предприятий сельского хозяйства находятся на достаточном удалении от крупнейших городов: Москвы и Санкт-Петербурга. Развитие сельского хозяйства будет способствовать экономическому росту таких сельскохозяйственных регионов и созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест, что, в свою очередь будет способствовать снижению оттока население из этих регионов в мегаполисы.

Таким образом, дальнейшее развитие сельского хозяйства является одной из ключевых задач нашего государства. Важнейшим компонентом успешного функционирования агропромышленного комплекса является наличие долгосрочных и надежных инвесторов, для чего условия

инвестирования в сельское хозяйство должны быть привлекательными и прозрачными.

Вместе с тем до настоящего времени остается ряд не решенных вопросов, связанных с правовым регулированием инвестиций в сельское хозяйство.

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации снижение инвестиционной привлекательности отечественного сельского и рыбного хозяйства является угрозой продовольственной безопасности России. Для уменьшения таких рисков в области производства сельскохозяйственной продукции необходимо как можно быстрее оптимизировать межотраслевые отношения, которые будут стимулировать увеличение темпов расширенного воспроизводства, а также осуществить привлечение инвестиций в сельское хозяйство [3].

Сельскохозяйственная деятельность, являясь одним из видов предпринимательской деятельности, подлежит государственному регулированию, как одному из элементов правового государственного воздействия на экономику страны [4, с. 151].

При этом необходимо учитывать тот факт, что сельскохозяйственная отрасль является более рискованной с точки зрения инвестиций по сравнению с другими секторами экономики [5, с. 174]. Особенность сельского хозяйства основана на специфических условиях хозяйственной деятельности, которая во многом зависит от природных процессов, на которые не всегда может повлиять человек. К таким дополнительным рискам инвестиций в сельское хозяйство в первую очередь отнести возможность заболевания сельскохозяйственных культур или животных, а также риск снижения урожая вследствие природных явлений, таких как засуха, или наоборот, наводнение. Кроме того, именно в сельском хозяйстве может возникнуть ситуация, когда хороший урожай приводит к уменьшению цены товара на общем рынке и вместо прибыли агропромышленные

компании терпят убытки. Эти риски отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность отрасли. Таким образом, по мнению ученых, агропромышленный комплекс не может успешно развиваться без существенных государственных инвестиций, в то время как эффективность такой господдержки существенно увеличивается при росте инвестиций в основной капитал компаний отрасли [6, с. 43].

Л. В. Тю выделяет два основных направления государственной политики в регулировании инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве: создание благоприятных условий для инвестирования и прямое участие государства в инвестиционной деятельности [7, с. 22-23].

К созданию общих благоприятных условий для инвестиций в сельское хозяйство ученый относит:

- совершенствование законодательной базы с целью правовой защиты инвесторов;

- изменение механизма начисление амортизации с целью создания у сельхозпроизводителей достаточных средств для текущего воспроизводства основных фондов;

- предоставление инвесторам дополнительных налоговых и других льгот и преференций с целью увеличения источников инвестиций для сельского хозяйства;

- использование льготного кредитования предприятий сельскохозяйственной отрасли путем субсидирования кредитной ставки с целью привлечения коммерческих банков;

- создание гарантийно-залоговых фондов в регионах для снижения инвестиционных рисков;

- поощрение инвестиционных подходов к производству, хранению, переработки и реализации продукции агропромышленного комплекса с целью увеличения инвестиционной привлекательности отрасли;

- стимулирование увеличения предприятий с участием иностранного капитала с целью привлечения иностранных инвестиций;

- регулирование цен посредством антимонопольного законодательства для поддержания разумного соотношения цен на продукцию и расходов на ее производство и реализацию;

- формирование современной рыночной инфраструктуры с целью привлечения населения для участия в инвестировании сельского хозяйства;

- организация информационных сельскохозяйственных центров для совершенствования обмена данными между участниками инвестиционной деятельности.

Непосредственное участие государства в инвестициях в сельское хозяйство представляет собой следующие направления:

- подготовка и финансовое обеспечение инвести-

ционных программ с целью объединения федеральных и региональных бюджетных ресурсов на важнейших направлениях агропромышленного комплекса;

- выделение бюджетных средств для финансирования сельскохозяйственных предприятий посредством возвратных и срочных инвестиций с целью совершенствования современной технологической базы агропромышленного комплекса;

- предоставление гарантий со стороны государства и органов местной власти с целью уменьшения инвестиционных рисков;

- совершенствование механизма лизинга сельскохозяйственной техники с целью снабжения сельхозпроизводителей современными основными средствами;

- осуществление научных разработок, а также обучение и переподготовка профессиональных кадров для внедрения последних достижений науки и техники в деятельность аграрного сектора экономики;

- обеспечение социального развития сельскохозяйственных регионов с целью создания достойных условий жизни, а также снижению оттока трудоспособного населения в другие регионы.

- компенсация затрат при внедрении на предприятиях энергосберегающих технологий с целью уменьшения влияния сельскохозяйственной деятельности на изменение климата.

Многие ученые в настоящее время обращают внимание на совершенствование механизмов лизинга как одного из способов решения проблемы инвестиций в сельское хозяйство. Действительно, по мнению председателя Совета Ассоциации крестьянских (фермерских) и сельскохозяйственных кооперативов России В. В. Телегина более 60 % техники в сельскохозяйственных предприятиях давно устарели [8].

Общие объемы инвестиций в модернизацию основных фондов в последние годы сокращаются, при этом больше всего сократилась сумма инвестиций именно в сельскохозяйственную технику [9].

Одним из вариантов решения этой задачи представляется совершенствование механизма лизинга сельскохозяйственной продукции [10]. Вместе с тем вызывает сомнение предложение о нормативном закреплении положений о сети машино-тракторных станций для ремонта сельскохозяйственной техники [10, с. 121]. Данный вопрос лежит, на наш взгляд, исключительно в коммерческой плоскости, и регулирование его нормативными актами представляется излишним. Если вопрос возникновения таких станций станут действительно, на него тотчас обратят внимание организации, специализирующиеся на поставках и

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ремонте сельскохозяйственной техники.

Еще одним из способов привлечения инвестиций в удаленные от центра сельскохозяйственные районы является создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР), примером которого может служить создание таких территорий на Дальнем Востоке.

Вместе с тем, по мнению некоторых ученых, при создании сельскохозяйственных кластеров на Дальнем Востоке не были учтены ряд особенностей этого региона, в первую очередь связанных с повышенной трудозатратно-стью сельскохозяйственной деятельности [11].

По мнению А. П. Алексеенко, для увеличения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственной отрасли на Дальнем Востоке необходимо предусмотреть возможность получения статуса резидента ТОР небольшим сельскохозяйственным производителям, применяющим режим единого сельскохозяйственного налога (в настоящее время лица и организации, использующие специальные налоговые режимы, не могут пользоваться налоговыми льготами, предусмотренными для резидентов ТОР), уменьшить или отменить этот налог, а также упростить положение иностранных инвесторов [12].

Вопросам кластерного подхода в сельскохозяйственной отрасли на примере Тульской области посвящена работа С. О. Веселова, А. И. Артемова и С. В. Городничева, в которой авторы обосновывают преимущества такого подхода на примере ТОР в районе города Белев [13]. Большие ожидания на привлечение инвестиций в связи с созданием сельскохозяйственных территорий опережающего социального развития возлагают и в Дагестане [14].

В связи с активным развитием цифровых технологий в различных отраслях народного хозяйства активно обсуждается вопрос об их использовании в сельском хозяйстве. В настоящее время цифровые технологии активно внедряются в сельское хозяйство. Так, в земледелии можно выделить следующие направления использования таких технологий:

-установление границ сельхозугодий с применением цифровой спутниковой навигации;

- электронное планирование урожайности;

- расчет внесения удобрений с учетом современных ЭВМ;

- мониторинг посевов;

- применение беспилотной техники для мониторинга сельскохозяйственных угодий;

- организация электронной системы полива с центральным управлением и т.д.

Не менее важную роль цифровые технологии при-

званы играть и в других областях сельского хозяйства: растениеводстве, животноводстве, рыболовстве и т.д.

Большая часть финансовой нагрузки по цифрови-зации сельского хозяйства ложится на предприятия агропромышленного комплекса и без серьезных инвестиций решить эти вопросы будет достаточно тяжело. Помимо частных инвестиций необходима всестороння государственная поддержка.

В юридической науке существует мнение, что на сегодняшний день созрела необходимость внести изменения в документы стратегического планирования в сельскохозяйственной отрасли в части отражения в них необходимости внедрения цифровых технологий и общей цифрови-зации отрасли [15].

По мнению ученых цифровизация сельского хозяйства положительно повлияет на движение продукции от производителя до конечного потребителя, будет способствовать снижению торговой наценки в связи с уменьшение количества ненужных посредников, улучшит управляемость отраслью, а также будет способствовать уменьшению изменения климата [16].

С целью определения направлений государственной агропродовольственной политики в 2006 году был принят комплексный закон, определяющий политику государства в аграрной сфере, ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

В настоящее время назрела необходимость внести в этот закон определенные изменения, направленные, в том числе на повышение конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса, улучшению благоприятного инвестиционного климата и увеличению инвестиций в сельскохозяйственную отрасль. В Государственной думе на рассмотрении находится законопроект по созданию Федеральной государственной информационной системы прослежи-ваемости зерна и продуктов его переработки. Данная система призвана отслеживать весь цикл зерна от посева до выпуска в обращение, что по мнению авторов законопроекта будет способствовать снижению незаконного оборота зерна, качества продуктов его переработки, а также увеличению инвестиций в данную область сельского хозяйства [17]. Предполагается, что при создании этой системы будут широко использоваться передовые цифровые технологии.

Не смотря на жесткость санкций, принятых в отношении Росси со стороны западных стран, своевременно разработанная система связанных сельскохозяйственных структур успешно противостоит внешним угрозам продовольственной безопасности. Немаловажную роль в этом играют принятые и своевременно корректируемые нормативно-правовые акты в сфере всего агропромышленного комплекса [18, с. 78].

Вместе с тем отметим, что в странах с развитым сельским хозяйством государство, наука и высшее образование гораздо сильнее участвуют в процессе инновационного развития рассматриваемой отрасли народного хозяйства [19].

При решении вопросов привлечения инвестиций в сельское хозяйство необходимо учитывать, что такие отношения регулируются диспозитивными, так и императивными нормами права [20, с. 280], т.е. имеют и публичные, и частные начала [21].

Таким образом, в настоящее время наиболее актуальными вопросами правового регулирования инвестиций в сельское хозяйство является внесение изменений в действующие нормативные акты с целью создания благоприятных и прозрачных условий для потенциальных инвесторов. В первую очередь это касается дальнейшего совершенствования механизма лизинга сельскохозяйственной техники, внесения изменений в нормативные акты о ТОР, а также законодательное закрепление необходимости цифровиза-ции сельскохозяйственной отрасли.

Библиография:

1. Путин В. В. Совещание о ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. 20.20.2020. [электронный ресурс] режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63371 (дата обращения 09.10.2020).

2. Щербаков В. А. Территории опережающего социально-экономического развития и другие зоны со льготным режимом предпринимательской деятельности: сравнительный анализ // Юрист. 2017. № 2. С. 22-27.

3. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». [электронный ресурс] режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/3e5941f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf (дата обращения 09.10.2020).

4. Занковский С. С. Правовые аспекты государственного регулирования предпринимательства в России в современных условиях // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2008. № 5. С. 151-161.

5. Файзрахманов Д.И., Хайруллина А.Д., Хазеев Л.Ф. Инвестиционные риски в сельском хозяйстве и интеграция механизма их управления в общую систему менеджмента предприятия // Вестник Казанского ГАУ. 2019. № 3 (54). С. 173-177. DOI 10.12737/article_5db99732317e48.92407015.

6. Валерианов А. А., Корнилова Д. М., Леванова Т. А. Влияние государственной поддержки на инвестиции в сельское хозяйство Чувашской республики // Инновационное развитие экономики. 2018. № 1 (43). С. 35-43.

7. Тю Л. В. Развитие инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве региона: дис. ... док. юр. наук. Новосибирск, 2016. 50 с.

8. «Росагролизинг» просит денег на пополнение уставного капитала. [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://iz.ru/news/658424 (Дата обращения: 11.10.2020).

9. Менгалиева Ж. А. Лизинг как инструмент развития АПК // Вектор экономики. 2018. № 1 (19). С. 50.

10. Иванова Л. И., Ишмаева Ю. М. Развитие инвестиционных процессов в сельском хозяйстве // Вестник УГСХА. 2010. № 1 (11). С. 117122.

11. Минина Е. Л. Правовое обеспечение развития сельского хозяйства на Дальнем Востоке // Журнал российского права. 2017. № 6. С. 134-144.

12. Алексеенко А. П. Инвестиции в сферу сельского хозяйства Дальневосточного федерального округа: правовой аспект // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11. № 11. С. 17-27. DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-1/017-027.

13. Веселов С.О., Артемова А.И., Городничев С.В. Кластерный подход в социально-экономическом развитии монопрофильных муниципальных образований на примере отрасли сельского хозяйства в городе Белев Тульской области // Вестник Тульского филиала Фину-ниверситета. 2019. № 1-1. С. 116-123.

14. Ашуралиева Д.Р., Дахдуева К.Д. Основные направления инвестиционной деятельности в Республике Дагестан //Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 12А. С. 162-170. DOI: 10.34670/AR.2020.92.12.048.

15. Воронина Н. П. Цифровое сельское хозяйство России: направления совершенствования правового регулирования // IUS PUBLICUM ET PRIVATUM Сетевой научно-практический журнал частного и публичного права. 2020. № 4 (9). С. 18-22. [электронный ресурс] режим доступа: http://pravojournal.ru/wp-content/uploads/2020/09/%D0%AD%D0%96_9_2020_%D1%81-%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%BE%D0%B9.pdf (дата обращения 09.10.2020).

16. Васильева О. Н. Цифровизация сельского хозяйства // Экономический журнал: оценка инвестиций. 2020. 28.09.2020. [электронный ресурс] режим доступа: https://www.esm-invest.com/ru/The-digitalization-of-agriculture (дата обращения 09.10.2020).

17. Законопроект № 1022381-7 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О зерне» и в статью 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». [электронный ресурс] режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1022381-7 (дата обращения 09.10.2020).

18. Яковлева А. В., Коковин В. Б., Степанова Т.В. Снижение экономических угроз в реализации программы развития сельского хозяйства РФ в условиях экономических санкций // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 4. С. 69-79. DOI: 10.17586/2310-1172-2018-11-4-69-79.

19. Бабаева З. Ш. Инвестиции в сельское хозяйство: опыт зарубежных стран // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 5. С. 758-862.

20. Шпинев Ю. С. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИ // В сборнике: Актуальные проблемы науки административного права. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора, Б.М. Лазарева. М. 2020. С. 277-282.

21. Занковский С. С. Публичные и частные начала в правовом регулировании экономики // В сборнике: Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. Академический правовой университет при Институте государства и права РАН. МЗ Пресс. М. 2002. С. 26-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.