Научная статья на тему 'Особенности инвестиционной и налоговой составляющей механизма поддержки аграрного производства'

Особенности инвестиционной и налоговой составляющей механизма поддержки аграрного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГИ / АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / INVESTMENTS / TAXES / AGRICULTURAL PRODUCTION / INVESTMENT POTENTIAL / MECHANISM OF SUPPORT FOR AGRICULTURAL FARMING / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Сайгибат Ризвановна

В статье рассмотрены экономические составляющие механизма поддержки аграрного производства, инвестиции и налоги, которые взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют единую систему, выступают как совокупность, посредством которой осуществляются повышение или понижение инвестиционного потенциала, снижение или повышение инвестиционного риска. Предложены меры по повышению инвестиционной привлекательности аграрного сектора в условиях становления полноценного рынка сельскохозяйственного земледелия и совершенствования механизма его поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF INVESTMENT AND THE TAX COMPONENT OF A MECHANISM TO SUPPORT AGRICULTURAL PRODUCTION

The article describes the economic components of the mechanism to support agricultural production, investment, and taxes, which are interrelated and interdependent and form a single system, act as a set, through which an increase or decrease of the investment potential, decrease or increase investment risk. Propose measures to improve the investment attractiveness of the agricultural sector in terms of becoming a full-fledged market of agricultural farming and improving the mechanism to support it.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиционной и налоговой составляющей механизма поддержки аграрного производства»

МАГОМЕДОВА С.Р.

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И НАЛОГОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО

ПРОИЗВОДСТВА

В статье рассмотрены экономические составляющие механизма поддержки аграрного производства, инвестиции и налоги, которые взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют единую систему, выступают как совокупность, посредством которой осуществляются повышение или понижение инвестиционного потенциала, снижение или повышение инвестиционного риска. Предложены меры по повышению инвестиционной привлекательности аграрного сектора в условиях становления полноценного рынка сельскохозяйственного земледелия и совершенствования механизма его поддержки.

MAGOMEDOVA

CHARACTERISTICS OF INVESTMENT AND THE TAX COMPONENT OF A MECHANISM TO SUPPORT AGRICULTURAL PRODUCTION

The article describes the economic components of the mechanism to support agricultural production, investment, and taxes, which are interrelated and interdependent and form a single system, act as a set, through which an increase or decrease of the investment potential, decrease or increase investment risk. Propose measures to improve the investment attractiveness of the agricultural sector in terms of becoming a full-fledged market of agricultural farming and improving the mechanism to support it.

Ключевые слова: инвестиции, налоги, аграрное производство, инвестиционный потенциал, механизм поддержки сельскохозяйственного земледелия, инвестиционная привлекательность сельского хозяйства.

Keywords: investments, taxes, agricultural production, investment potential, mechanism of support for agricultural farming, investment attractiveness of agriculture.

Необходимость обоснования и разработка мер повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства в условиях усиления конкурентной борьбы на рынке агропродовольствия и сельскохозяйственного сырья вытекает из объективной потребности обеспечения продовольственной безопасности страны. Исходя из этого фундаментального положения, в стране необходимо создавать экономические, организационные, финансовые и правовые условия, позволяющие отечественному аграрному товаропроизводителю осуществлять расширенное воспроизводство как за счет собственных ресурсов, так и привлеченных инвестиций. Как показали исследования, экономически развитые страны, несмотря на относительно низкую инвестиционную привлекательность сельскохозяйственного производства, вкладывают

в эту отрасль значительные объемы государственных бюджетных инвестиций, выступая тем самым одним из главных инвесторов.

Можно выделить различные подходы к определению сущности категории «инвестиционная привлекательность». В основе этих подходов к пониманию данного сложного экономического явления лежит классификация по отраслевому и территориальному признаку. При этом под инвестиционной привлекательностью на макроуровне нами понимаются условия (экономические, правовые, политические, социальные и др.), созданные государством для всех субъектов хозяйствования, а также иностранным инвесторам для выгодного вложения инвестиций с целью эффективного развития национальной экономики. Инвестиционная привлекательность на макроуровне определяется различными факторами, которые в обобщенной форме представлены на рисунке 1 [1].

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность сельского хозяйства

Обобщение различных подходов и точек зрения к пониманию сущности категории позволило выявить их неоднородность, обусловленную процессами, протекающими в различных отраслях народного хозяйства и, что самое главное, разным инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском. Содержание «инвестиционной привлекательности» сельского хозяйства (региона) представляет собой сложную совокупность организационных мер и мероприятий, нормативно-правовых актов и финансово-экономических инструментов и механизмов при непосредственном участии государства (бюджета), обеспечивающая доходность аграрного производства и снижение рисков, способность хозяйствующих субъектов отрасли к саморазвитию и достижению высокой конкурентоспособности на агропродовольственном рынке.

Следует отметить, что на инвестиционную привлекательность конкретного хозяйствующего субъекта прямое влияние оказывают экономические условия функционирования и развития отрасли сельского хозяйства. Кроме того, выступая составной частью инвестиционной привлекательности отрасли, через привлекательность предприятия проявляется обобщенная характеристика с точки зрения перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в развитие за счет собственных источников и средств других инвесторов, включая средства бюджета.

Основные направления повышения инвестиционной привлекательно-

о 1

сти сельского хозяйства отдельного региона представлены на рис. 2.

- На!шлн^ли»; arpoi фодовольствй н -ноге рынка продукцией отечественного производства

- Эффективное использование мер анти монопольного регул л ров ан и я aiponpoдовол ьст вен ного рынка

- Поддержание нормы доходности Селъе кохочяйстве н н ого и роизводет-ва, достаточной для ведения расширенного воспроизводства

- Минимизация налоговой нагрузки на аграрного товаропроизводителя

- Усиление степени гоеударственного регулирования отрасли

- Регулирование развития инфраструктуры инвестиционного рынка

- Содействие в создании кооперативов глубокой переработки конечной продукции сельского хозяйства

- Формирование условий развития товаропроводящей сети агропродо-вольствпя

- Развитие системы маркетинга сельскохозяйственного сырья и arpo иродов ольсгвия

- Повышение доли крупных и средних сельскохозяйственных организаций в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства

- Расширение финансирования программ экологизации сельскохозяйственного производства за счет Средств федерального бюджета на условиях еофинансирования

- Совершенствование структуры экономики peí ион а

- Расширение инфраструктура аг-ропродовольетвенного рынка

- Усиление роли налоговых льгот инвесторам в обновлении материально-технической базы отрасли

- Нормативно-правовое обеспечение

- Развитие малого предпринимательства на селе

Рис. 2. Основные направления повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства региона

Учитывая возрастающую роль малых форм хозяйствования на селе в решении проблемы продовольственного обеспечения, государственная поддержка должна быть ориентирована не только на выработку мер повышения

финансовой устойчивости, но и на содействие в становлении необходимых кредитных, потребительских, инвестиционных кооперативов. Однако для того чтобы инвестиционные кооперативы получили свое право на развитие и нашли себя в системе структуры инвестиционного рынка страны, необходима комплексная законодательная, финансовая, экономическая, консультационная помощь со стороны государства.

Иначе говоря, совокупность институциональных преобразований в сельском хозяйстве позволит существенным образом расширить инвестиционный потенциал и снизить инвестиционные риски вложения капитала в регионе, что будет способствовать дальнейшему повышению конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия.

Рассматривая организационно-экономический механизм повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, необходимо обратить внимание на совокупность взаимодействующих организационных и экономических составляющих, направленных на создание побудительных мотивов и интересов вложения капитала, и, прежде всего, частными инвесторами в те или иные отрасли аграрной сферы. Организационно-экономические составляющие механизма выступают не просто как совокупность, а они взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимозависимы и образуют своеобразную единую систему, в которой и посредством которой осуществляются процессы, связанные с повышением инвестиционного потенциала и снижением инвестиционного риска, т.е. обеспечивается повышение инвестиционной привлекательности.

На наш взгляд, организационно-экономический механизм повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства можно представить в виде инвестиционной блок-схемы (рисунок 3) 1.

Данный механизм состоит из четырех взаимосвязанных блоков, каждый из которых может функционировать самостоятельно, но реальный экономический эффект они достигают только при условий подключения всех составляющих на достижение единой цели - привлечение капитала в сельское хозяйство для обеспечения конкурентоспособности отрасли на основе использования высокотехнологических средств производства.

Выделенные элементы в экономической составляющей части механизма представляют собой новые направления, которые могут и должны найти применение в сельском хозяйстве региона.

Регулирование уровня доходности и рисков на вложенный капитал в одну из высокорискованных отраслей должно осуществляться в рамках реализации целевых государственных (федеральных и региональных) программ развития приоритетных отраслей сельскохозяйственного производства. До настоящего времени в рамках этих программ осуществляется субсидирование части затрат на приобретение материально-технических ресурсов. Существенно увеличиваются также и объемы бюджетных расходов на субсидирование части

затрат на уплату процентов по кредитам и займам, в том числе инвестиционным, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кооперативах.

Рис. 3. Блок-схема повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства

Определяя инвестиционную привлекательность сельского хозяйства Республики Дагестан, следует отметить, что неудовлетворительное состояние технического обеспечения агропромышленного комплекса России в целом - один из основных факторов, тормозящих социально-экономическое развитие села и предприятий агропромышленного комплекса. Парк тракторов и основных сельхозмашин за последние 10 лет сильно сократился, а оставшаяся техника давно выработала сроки амортизации.

Из-за низкого покупательного спроса большинства хозяйств, заводы, производящие сельхозтехнику, сокращают производство и поставки техники. При этом наблюдается проникновение на российский рынок зарубежной сельхозтехники. Российским импортёрам зарубежной техники предоставляются кредиты на большие сроки под самые низкие процентные ставки, что в свою очередь стимулирует импорт зарубежной техники. Налогообложение же отечественных машиностроительных заводов достигает 30-35 % объёма выпускаемой продукции, что подрывает возможность честной конкуренции с зарубежными поставщиками техники.

Импорт сельхозтехники растёт не за счёт развития рынка, а за счёт вытеснения с него отечественных сельхозмашин, зачастую ни в чём не уступающих по качеству и эксплуатационной надёжности зарубежной технике.

В этой связи, необходимо государственное регулирование рынка сельскохозяйственной техники. Прежде всего, нужно создать равные условия конкуренции для зарубежных и отечественных производителей техники.

Важную роль в обеспечении села техникой может сыграть финансовая поддержка со стороны региональных бюджетов. В частности, предоставление субсидированных кредитов с оплатой из бюджета 1/3 или 2/3 банковской ставки рефинансирования, а также меры экономического стимулирования реализации путём предоставления торговых скидок с цены сельскохозяйственных машин заводами, поставщиками или их дилерской сетью.

Требуют упорядочения и условия лизинга сельхозтехники. За последние годы государство выделило огромные средства для финансирования лизинговых поставок. Однако чрезмерно жёсткие условия возврата этих средств хозяйствами сделали лизинг недоступным для основной их массы. Это объясняется недостаточными объёмами финансирования лизинга за счёт средств бюджета и особенно слабым финансированием за счёт региональных бюджетов, коммерческих структур. С другой стороны жёсткие условия гарантий возврата средств лизингополучателями также не позволяют многим хозяйствам пользоваться лизингом.

Поэтому необходимо существенно увеличить финансирование лизинга из федерального и региональных бюджетов, упорядочить его условия с тем, чтобы он был выгоден для всех хозяйств лизингополучателей. В Республике Дагестан существует ОАО «Дагагроснаб», который занимается поставками сельхозтехники по лизингу. За время существования фирмы ОАО «Дагагроснаб» через неё в республику было поставлено сельхозпроизводителям более 2 тысяч единиц сельскохозяйственной техники на сумму 344,7 млн. руб. [2].

Таблица 1

Объёмы поставок сельскохозяйственной техники в Республику Дагестан за

2006-2011гг.

Объекты лизинга Федеральный Республиканский Всего

лизинг лизинг

Кол-во Сумма Кол-во Сумма Кол-во Сумма

(штук) (млн.р.) (штук) (млн.р.) (штук) (млн.р.)

Тракторы всего 414 52 163 77,3 577 129,3

Комбайны зернорисоубороч - ные 174 39,1 54 60,2 228 99,3

Автомобили грузовые 53 5,9 1 0,3 54 6,2

Сельхозмашины всех марок 704 12,7 168 17,3 872 30

Оборудование переработки 51 51,1 1 4,3 52 55,4

Племпродукция - 4 - 4

Оборудование животноводства 29 4,2 23 3 52 7,2

Прочие 68 7,5 160 5,8 228 13,3

Всего 1493 172,5 570 172,2 2063 344,7

Из таблицы 1 видно, что больше всего было поставлено тракторов и сельхозмашин, что свидетельствует об их недостатке на сегодняшний день. На втором месте стоят комбайны, что говорит об их изношенности. В про-

центном соотношении это составляет тракторов и сельхозмашин 70% от общего числа, а комбайны 11%.

Минимальный срок лизинга 3 года, если стоимость имущества менее 100 тыс. руб., а максимальный 7 лет, если стоимость имущества более 500 тыс. руб. Лизинговые платежи вносятся один раз в год, равными долями в зависимости от срока лизинга. Помимо этого, существует наценка в размере 7% от первоначальной стоимости предмета лизинга. Право собственности на предмет лизинга переходит лизингополучателю, только путём совершения отдельной сделки: договора купли-продажи по выкупной цене. Выкупная цена устанавливается лизингодателем, после окончания срока, на который предмет передан в лизинг с учётом состояния и рыночной стоимости объекта лизинга. Лизингополучатель при этом должен письменно уведомить лизингодателя о желании выкупить предмет лизинга. Только после этого он получает преимущественное право на приобретение в собственность предмета лизинга. Отрицательными сторонами договора лизинга является то, что лизингополучатель должен учитывать предмет лизинга на своём балансе, что отрицательно сказывается на лизингополучателе если он захочет взять ещё один кредит в другом банке, а также лизингодатель не должен иметь права выбора продавца предмета лизинга, не опираясь на опыт и суждения лизингополучателя, так как это приведёт к сговору между ними, а, следовательно, и к завышению стоимости.

При преобладании в парке техники с истекающими сроками службы и высоким уровнем износа, важное место имеет ремонтно-обслуживающая база. Между тем, она тоже находится в критическом состоянии, её мощности используются всего на 10-20 %.

Поэтому, лишённая надлежащего ремонта техника до 25-30% рабочего времени простаивает из-за технических неисправностей. Имеющиеся ремонтные мастерские зачастую не располагают необходимым технологическим и диагностическим оборудованием и квалифицированными кадрами ремонтников, что негативно сказывается на качестве ремонта и обслуживания машин, и уровне затрат на эти операции [3].

Возрождение ремонтной отрасли агропромышленного комплекса в России в целом и в Республике Дагестан в частности возможно лишь по мере улучшения финансового положения потребителей, которые будут способны оплачивать эти услуги. Однако это станет возможным только при условии обеспечения высокого качества ремонта и уровня расценок не превышающих затрат хозяйств при ремонте машин собственными силами.

Ремонтные предприятия могут также привлечь хозяйства реставрацией поддержанных машин при высоком её качестве и ценах за восстановление, не превышающих 50-60% цены новых машин. В сложившихся критических условиях ремонт поддержанных машин может стать одним из факторов поддержки машинно-тракторного парка хотя бы на минимальном уровне.

Неотложной задачей обеспечения сельского хозяйства техникой является создание эффективной дилерской службы, способной в кратчайшие сроки устранять поломки машин и возвращать их в строй. Необходимо и в на-

шей стране создать разветвлённую дилерскую сеть, которая могла бы оперативно обслуживать все хозяйства. Она должна формироваться под эгидой заводов-изготовителей, как это делается в экономически развитых странах, где работе дилеров придаётся первостепенное значение.

При этом необходима чёткая регламентация взаимоотношений сервисных центров с обслуживающими хозяйствами по поводу оплаты услуг и ответственности сторон.

На уровне государства в целях существенного повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства необходимо значительно активизировать механизм распределения и перераспределения изымаемых из сельского хозяйства ресурсов.

Необходимо направлять меры господдержки в сфере инвестиционной деятельности на:

❖ увеличение объемов субсидирования (прямого и косвенного) производства продукции не только эффективно функционирующих хозяйств, но и не убыточных, располагающих достаточными производственными мощностями;

❖ корректировка процессов рыночного ценообразования на продукцию, в том числе, молоко, позволит расширить массу прибыли, что будет способствовать более ускоренному росту нормы накопления, что позволит уменьшить, а затем и предотвратить сокращение количественных и качественных параметров производственных мощностей в сельском хозяйстве;

❖ необходимо формировать инвестиционные институты, которые были бы ориентированы исключительно на обслуживание отраслей сельского хозяйства, что позволит смягчить остающуюся проблему нехватки финансовых ресурсов (например, для инвестирования в формирование высокопродуктивного стада коров, а также расширение площадей кормовых угодий для производства сбалансированных кормов за счет аренды земель у «малоземельных» хозяйств);

❖ формирование региональной программы стимулирования притока частного капитала с предоставлением широких налоговых преференций, связанных с движением капитала в сельском хозяйстве;

❖ принятие комплексной программы недопущения выводы сельскохозяйственных земель из оборота, в том числе путем создания экономических условий невыгодности (например, применение налоговой схемы увеличения суммы отчислений в бюджет по налогу на капитал для покупателя земель сельскохозяйственного назначения, не связанного непосредственно с сельскохозяйственным производством).

Иными словами, повышение инвестиционной привлекательности и выход из создавшегося положения нехватки капитала нам видится в активизации мер, стимулирующих приток частных портфельных и институциональных инвесторов в отрасль, создание необходимых условий повышения инвестиционного потенциала, уменьшения инвестиционных рисков в регионе.

_Литература_

1. Шихсаидов Д.Х. Экономический механизм формирования эффективной государственной поддержки аграрного сектора региона // Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2008, С.79

2. Отчётные данные ОАО «Дагагроснаб» за 2000-2011 гг.

3. Жукова О. Совершенствовать обеспечение сельского хозяйства техни-кой.//АПК: экономика управление. - 2006. - № 9. с.19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.