Научная статья на тему 'Влияние косвенных мер государственной поддержки сельского хозяйства на инвестиционную привлекательность отрасли'

Влияние косвенных мер государственной поддержки сельского хозяйства на инвестиционную привлекательность отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИИ / ЛИЗИНГ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сетченкова Л. А.

Рассмотрена косвенная государственная поддержка капитальных вложений в сельском хозяйстве путем финансирования лизинговых операций. Автором выделены преимущества использования лизинга для сельскохозяйственных производителей. Обосновано влияние государственной поддержки аграрного лизинга на повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние косвенных мер государственной поддержки сельского хозяйства на инвестиционную привлекательность отрасли»

ВЛИЯНИЕ КОСВЕННЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАСЛИ

л. А. СЕТЧЕНКОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиционного менеджмента

Тел.: +7 (499) 922-34-53 Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

Рассмотрена косвенная государственная поддержка капитальных вложений в сельском хозяйстве путем финансирования лизинговых операций. Автором выделены преимущества использования лизинга для сельскохозяйственных производителей. Обосновано влияние государственной поддержки аграрного лизинга на повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственный, поддержка, инвестиции, лизинг, инвестиционная привлекательность.

Сельское хозяйство традиционно считается одной из стратегически важных отраслей экономики, т. к. результаты его деятельности формируют продовольственную безопасность страны. С 2002 г. в РФ наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от динамики развития экономики в целом. Так, если в 1999—2001 гг. среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составлял 6,8 %, то в 2002—2006 гг. — только 2,3 % [1].

Привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс страны также характеризуется низкими показателями по сравнению с другими отраслями российской экономики. Так, в январе — сентябре 2009 г. инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве составили 3,5 % (1 215,1 млрд руб.) от их общего объема в экономике РФ, иностранные вложения в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство суммарно составили не более 1 % от общего объема иностранных инвестиций [2].

Факторами, ограничивающими приток инвестиций в отрасль и обусловливающими невысокие

показатели развития сельского хозяйства, среди прочих являются низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала, финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, общие неблагоприятные условия функционирования сельского хозяйства [1]. Перечисленные факторы ограничивают инвестиционную активность в отрасли и значительно снижают ее инвестиционную привлекательность.

Оживление инвестиционной активности в отрасли является непременным условием развития сельского хозяйства в России. Мировой опыт и наша действительность свидетельствуют, что достижение этой цели в такой специфической отрасли невозможно без активизации роли государства, местных органов власти в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования. Поскольку экономические условия функционирования и развития отрасли оказывают непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность конкретного сельскохозяйственного предприятия, то именно государственная поддержка отрасли является одним из значимых экономических факторов повышения ее инвестиционной привлекательности.

В настоящее время развитие сельского хозяйства в России идет в соответствии с федеральной Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012

финансовая аналитика

проблемы и решения

годы (далее — Государственная программа), целью которой является стабилизация производственного потенциала на селе, повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, развитие социальной инфраструктуры [1].

Особое значение при реализации программы уделяется инструментам косвенной финансовой поддержки отрасли: налогообложению, таможенно-тарифному регулированию, страхованию, кредитованию, лизингу. В рамках статьи рассмотрены меры, направленные на обеспечение обновления основных производственных фондов сельскохозяйственных предприятий и предполагающие государственную поддержку лизинговых операций при финансировании капитальных вложений предприятий агропромышленного комплекса.

Как уже отмечалось, аграрный сектор экономики России особенно остро испытывает необходимость формирования и обновления действующих основных фондов. Из-за низкой платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей в качестве одного из основных источников финансирования воспроизводства основных фондов чаще всего применяется лизинг. Для сельхозпроизводителей лизинг одновременно решает две важные проблемы — приобретение необходимых имущественных объектов, техники и финансирование этих операций.

Лизинг сельскохозяйственных объектов с использованием бюджетных средств является эффективной формой поддержки государством агропромышленного сектора с целью обновления основных фондов товаропроизводителей,

организаций комплекса, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, а также техническое перевооружение сельского хозяйства.

Государственная поддержка лизинга на производстве осуществляется путем предоставления лизинговым компаниям бюджетных средств, которые используются на приобретение сельскохозяйственной техники, машин, оборудования, животноводческих комплексов, племенных животных и птицы, техники и оборудования для промышленного рыбоводства, а также передачу всего этого лизингополучателям.

Одной из таких компаний является государственная компания «Росагролизинг». Средства этого ОАО в части инвестированных в уставный капитал средств федерального бюджета используются целевым образом на обеспечение предприятий агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами на основе договоров финансовой аренды (лизинга). Сводные данные об условиях предоставления имущества по договорам лизинга с ОАО «Росагролизинг» в рамках реализации Государственной программы приведены в табл. 1.

Представленная информация свидетельствует о достаточно льготных условиях получения имущества сельскохозяйственными предприятиями. В частности, продолжительность действия договоров лизинга — от 5 до 15 лет — снижает финансовую нагрузку на лизингополучателей по обслуживанию договоров; низкий процент удорожания снижает конечную стоимость имущества по сравнению с существующими рыночными предложениями различных вариантов финансирования.

Таблица 1

Условия передачи имущества по договорам лизинга с ОАО «Росагролизинг» в рамках реализации Государственной программы

Вид лизингового имущества

Условие договора Высокопродуктивный племенной скот Сельхозтехника; оборудование для животноводства и переработки сельхозпро- Оборудование для переработки и хранения рыбной продукции; лесозаготови- Оборудование для лесоперера-ботки

дукции тельная техника

Срок действия договора, лет 5 До 15 До 5 До 5

Сумма авансового плате- 7 От 7 От 10 От 15

жа, % от закупочной цены

Удорожание в год, % от заку- 0,8 2 2,4 2,3

почной цены

Удорожание за весь срок, % 4 30 12 11,5

от закупочной цены

Периодичность платежей Ежеквартальные, Равномерные Равномерные Равномерные

полугодовые, квартальные, квартальные квартальные

годовые полугодовые, годовые

Возможность отсрочки До 1 года - - -

первого платежа

Источник: [3].

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Заметим, что получение кредитных ресурсов на приобретение сельскохозяйственного имущества на указанный период лизинговых договоров с учетом сложившейся ситуации на рынке ссудных капиталов страны является невозможным; кроме того, процент удорожания лизингового имущества также многократно отличается от стоимости кредитных ресурсов и коммерческих предложений лизинговых компаний.

Лизинг техники, оборудования, прочего сельскохозяйственного имущества в условиях тяжелого финансового состояния предприятий отрасли, недостаточности собственных средств, недоступности заемного финансирования является одним (а зачастую и единственно возможным) способом реструктуризации активов предприятий сельского хозяйства, поскольку его гибкие условия (отсрочка первого платежа, долгосрочный период действия договора, низкие процентные ставки) позволяют приобретать и обновлять основные фонды без единовременного отвлечения значительных средств из оборота предприятия и производить выплаты по лизинговым договорам за счет выручки от производимой с использованием лизингового имущества продукции.

Лизинг позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям и переработчикам выкупать предметы лизинга в рассрочку, и цена этих предметов остается неизменной на весь период аренды. Объекты основных фондов, переданные в лизинг, не облагаются налогом на имущество, так как до полного выкупа они принадлежат государству и находятся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставлены льготы по налогам.

В 2009 г. общая стоимость техники, оборудования и племенного скота, поставленного ОАО «Росагролизинг», составила 26,367 млрд руб., что превышает аналогичный показатель за 2008 г. на 1,71 % (в 2008 г. общая стоимость поставленного имущества составила 25,924 млрд руб.) [3].

Для сопоставления стоимостных показателей различных вариантов приобретения сельскохозяйственного имущества в табл. 2 сравним варианты лизингового финансирования на условиях ОАО «Росагролизинг» (в рамках Государственной программы) и коммерческой лизинговой компании с аналогичным периодом действия договора, минимальным рыночным процентом удорожания и с условием уплаты первоначального платежа — до 30 % от первоначальной стоимости оборудования.

Процент удорожания по договорам лизинга включает кроме стоимости кредитных ресурсов

Таблица 2

Сравнительная характеристика вариантов лизинга сельскохозяйственного оборудования

ОАО «Росагро- Рыночное

Показатель лизинг» предложение

Стоимость оборудования по 26 367 26 367

договорам лизинга, млн руб.

Средний срок договоров 7,5 7,5

лизинга, лет

Удорожание от закупочной 1,88 20,0

цены в год, %

Удорожание за весь срок (7,5 лет), % 14,10 150

Общая сумма платежей, 30 085 46 143

млн руб.

маржу лизинговой компании, оплату различных дополнительных услуг, в том числе страхования имущества. Перечисленные платежи отсутствуют в структуре платежа по договору с ОАО «Росагролизинг» в рамках Государственной программы, что помимо минимальной оплаты финансирования и обеспечивает многократное снижение процента удорожания.

Проведенный расчет показывает, что экономия лизингополучателей при лизинговом финансировании в рамках Государственной программы в 2009 г. по сравнению с банковским кредитованием составляет 16 058 (46 143 - 30 085) млн руб.

Кроме того, у лизингополучателей возникает единовременная экономия на первоначальном платеже Э , который является обязательным по

пп' *

условиям договоров большинства лизинговых компаний и может составлять до 30 % первоначальной стоимости имущества.

Эпп = 26 367 х 0,3 = 7 910 млн руб.

Таким образом, общая абсолютная экономия лизингополучателей по сравнению с предложениями рынка лизинга составляет 23 968 млн руб.; относительная экономия — 89,87 % от общей стоимости имущества, поставленного ОАО «Росагролизинг» в 2009 г.

У лизингополучателей по договорам с «Рос-агролизингом» также возникла экономия Э по

* ни

налогу на имущество за 2009 г.:

Э = 26 367 х 0,022 = 580 млн руб.

ни

Таким образом, опыт применения косвенных мер государственной поддержки лизинговой деятельности показывает, что лизинговые отношения в агропромышленном комплексе являются менее затратной формой быстрого и эффективного обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции основными видами необходимых ос-

финансовая аналитика

проблемы и решения

новных фондов. Лизинг позволяет аграрным предприятиям периодически обновлять изношенное и морально устаревающее оборудование; с учетом изменения условий предоставления имущества по договорам лизинга повышается доступность финансирования для предприятий сельскохозяйственной отрасли. Росту эффективности косвенных мер государственной поддержки лизинговых операций может способствовать дальнейшее снижение процента удорожания имущества или его дифференциация в зависимости от назначения имущества, финансового состояния лизингополучателя, результатов его деятельности и т. п.

Благодаря лизингу аграрные предприятия могут без серьезных единовременных вложений модернизировать свои производственные мощности, приобретать дорогостоящее оборудование, в относительно короткие сроки увеличивать свой производственный потенциал, а значит, и доход. Кроме того, лизинг позволяет минимизировать расходы по обслуживанию привлекаемого капитала и уменьшить инвестиционные затраты, оптимизировать денежные потоки. Разнообразие видов и механизмов использования лизинга позволяет выбрать наиболее эффективный и подходящий под конкретные условия вариант лизингового финансирования.

В условиях современной ситуации на рынке лизинговых услуг России (первоначальный платеж — не менее 30 % первоначальной стоимости имущества, удорожание имущества — до 40 % в год с учетом высоких кредитных ставок, комиссионного вознаграждения, дополнительных услуг лизинговых компаний) лизинг сельскохозяйственного имущества в рамках Государственной программы является действенной мерой, направленной на повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Оптимизация лизинговых процессов для предприятий агропрома может выражаться в учете финансового состояния конкретного лизингополучателя, отсутствии жестких требований в отношении их кредитоспособности, использования механизмов возвратного лизинга, что даст возможность предприятиям сельского хозяйства планировать объемы своей деятельности, принимая во внимание возможное поступление имущества, и обслуживать лизинговые договоры с учетом результатов деятельности после получения соответствующих активов.

Для оценки эффективности использования лизингового имущества сельхозпредприятиями возможно применение методик расчетов дисконти-

рованных денежных потоков, при этом в качестве дисконтирования может быть выбрана средняя доходность деятельности субъекта хозяйствования, процентная ставка по банковским кредитам, средняя доходность предприятий сельскохозяйственной отрасли. Такая оценка даст возможность сопоставить доходы от использования лизингового имущества с расходами на обслуживание таких договоров и сделать выводы об эффективности использования именно этой формы приобретения объектов основных фондов.

Таким образом, на сегодняшний день лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные инвестиции в развитие материально-технической и имущественной базы сельскохозяйственных предприятий.

Преимущества лизингового финансирования аграрных хозяйств в рамках Государственной программы и, как следствие, влияние лизинга на инвестиционную активность и инвестиционную привлекательность предприятий сельского хозяйства можно выделить по нескольким направлениям.

1. Лизинг дает возможность сельскохозяйственному предприятию получить необходимое имущество на льготных условиях без крупных единовременных инвестиционных затрат и необходимости привлечения заемных средств.

2. Для всех лизингополучателей (сельскохозяйственных предприятий) установлены низкая процентная ставка по договорам лизинга, дифференцированная оплата первоначальных взносов и сроки лизинга в зависимости от стоимости предметов, что минимизирует стоимость привлекаемых ресурсов и уменьшает величину требуемых инвестиционных вложений по сравнению с другими вариантами финансирования.

3. Лизинговые платежи производятся после начала эксплуатации имущества, благодаря чему лизингополучатель имеет возможность осуществлять платежи из средств, поступающих от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной с использованием полученного имущества. Инвестиционные затраты равномерно распределяются на весь срок действия договора, ОАО «Росагролизинг» предусматривает отсрочку уплаты платежей по договорам (до 12 мес.). При этом предприятие может направлять имеющиеся средства на доходы в другие виды необходимых для деятельности активов.

ФИНАНСОвАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

4. Поскольку лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, предприятие-лизингополучатель имеет возможность координировать затраты на приобретение необходимых основных фондов и поступления от реализации производимой продукции, в том числе с учетом сезонного характера производства в отрасли. Это способствует оптимизации денежных потоков предприятия.

5. Полученные по договорам лизинга в рамках Государственной программы основные фонды не облагаются налогом на имущество.

6. Для приобретения имущества лизингополучатель не привлекает заемного капитала, и в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов. Для получения имущества по договору лизинга сельскохозяйственному предприятию нет необходимости в предоставлении залога. Можно отметить, что государственная поддержка финансирования лизинговых операций обеспечивает доступность инвестиционных ресурсов для аграрных хозяйств.

В конечном счете возможность получения сельхозпредприятиями имущества по договорам лизинга в рамках Государственной программы на льготных условиях позволяет понизить стоимость инвестиционных ресурсов, уменьшить общую сумму инвестиционных затрат и повысить рентабельность деятельности аграрных хозяйств с использованием приобретаемого имущества. Предприятия, приобретающие имущество на условиях лизингового финансирования с государственной поддержкой, имеют ряд конкурентных преимуществ по сравнению с другими предприятиями отрасли, в частности, возможность получить более высокие показатели эффективности деятельности и повысить свою инвестиционную привлекательность.

При оценке эффективности использования лизингового финансирования предприятиями аграрного сектора экономики следует учитывать его влияние на финансовое состояние, финансовую устойчивость, инвестиционную привлекательность субъектов сельского хозяйства, т. к. имущество приобретается на льготных условиях, с низким удельным весом первоначальных вложений

в общей стоимости имущества, без увеличения задолженности предприятия перед кредитными организациями.

Следует повышать доступность лизинга мелким товаропроизводителям (доля договоров предприятий с объемом выручки) и стремиться к своевременному удовлетворению потребностей сельскохозяйственных предприятий в необходимом имуществе с учетом отраслевой специфики.

Опыт применения косвенных мер государственной поддержки лизинговой деятельности показывает, что лизинговые отношения в агропромышленном комплексе являются менее затратной формой быстрого и эффективного обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции основными видами необходимых основных фондов. Лизинг позволяет аграрным предприятиям периодически обновлять изношенное и морально устаревающее оборудование; с учетом изменения условий предоставления имущества по договорам лизинга повышается доступность финансирования для предприятий сельскохозяйственной отрасли. Для некоторых аграрных хозяйств лизинг зачастую является единственным способом приобретения основных фондов.

Таким образом, косвенные меры государственной поддержки сельского хозяйства, в частности финансирование лизинговых операций по поставке объектов основных фондов сельскохозяйственным предприятиям, могут стимулировать инвестиционную активность в отрасли и способствовать повышению инвестиционной привлекательности сельского хозяйства в Российской Федерации.

Список литературы

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www.mcx.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Официальный интернет-портал Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

3. Официальный сайт ОАО «Росагролизинг». URL: http://www.rosagroleasing.ru.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.