Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО'

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИИ В ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильясова Карина Хасайновна, Ялмаев Рустам Алиевич, Ватюкова Оксана Юрьевна

В статье рассматриваются особенности инвестирования в сельскохозяйственные отрасли в период цифровизации. Проанализированы соответствующие инвестиционные риски, характерные для сельского хозяйства как отрасли. Определены основные направления развития цифрового сельского хозяйства. Делается вывод о необходимости внесения изменений в правовое регулирование инвестиций в агропромышленные холдинги с целью привлечения дополнительных инвестиций из частного сектора для скорейшего перехода на цифровое сельское хозяйство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильясова Карина Хасайновна, Ялмаев Рустам Алиевич, Ватюкова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INVESTING IN DIGITAL AGRICULTURE

The article discusses the features of investing in agricultural industries in the period of digitalization. The corresponding investment risks specific to agriculture as an industry are analyzed. The main directions for the development of digital agriculture are determined. It is concluded that it is necessary to make changes to the legal regulation of investments in agro-industrial holdings in order to attract additional investments from the private sector for the speedy transition to digital agriculture.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_2_2_103 УДК 331.21

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Ильясова Карина Хасайновна,

старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: Karina.86@mail.ru

Ялмаев Рустам Алиевич,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедры управления региональной экономикой и экономической безопасности, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: r.yalmaev@chesu.ru

Ватюкова Оксана Юрьевна,

доцент, доцент кафедры фундаментальной информатики оптимального управления, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия, е-mail: vatukova_o_u@volsu.ru

В статье рассматриваются особенности инвестирования в сельскохозяйственные отрасли в период цифровизации. Проанализированы соответствующие инвестиционные риски, характерные для сельского хозяйства как отрасли. Определены основные направления развития цифрового сельского хозяйства. Делается вывод о необходимости внесения изменений в правовое регулирование инвестиций в агропромышленные холдинги с целью привлечения дополнительных инвестиций из частного сектора для скорейшего перехода на цифровое сельское хозяйство.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиции в сельское хозяйство; инвестиции в цифровое сельское хозяйство; инвестиционные риски.

UDC 331.21

FEATURES OF INVESTING IN DIGITAL AGRICULTURE

Ilyasova Karina Khasaynovna,

Senior Lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Karina.86@mail.ru

Yalmaev Rustam Alievich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Regional Economic Management and Economic Security, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: r.yalmaev@chesu.ru

Vatyukova Oksana Yurievna,

Associate Professor, Associate Professor of the Department of Fundamental Informatics of Optimal Control Volgograd State University, Volgograd, Russia, е-mail: vatukova_o_u@volsu.ru

The article discusses the features of investing in agricultural industries in the period of digitalization. The corresponding investment risks specific to agriculture as an industry are analyzed. The main directions for the development of digital agriculture are determined. It is concluded that it is necessary to make changes to the legal regulation of investments in agro-industrial holdings in order to attract additional investments from the private sector for the speedy transition to digital agriculture.

Keywords: investments; investment in agriculture; investment in digital agriculture; investment risks.

Сельское хозяйство все больше приобретает свойства наукоемкой отрасли народного хозяйства. В настоящее время использование необходимой информации, полученной вовремя и эффективно обработанной с использованием новейших технологий, позволяет значительно повысить производительность труда, что, в свою очередь, снижает затраты и делает агропромышленный комплекс интересным объектом для инвестиций.

Сельское хозяйство наряду с горнодобывающей и строительной промышленностью является одним из наиболее чувствительных секторов экономики к экономическим и политическим кризисам. Объем инвестиций в эти отрасли наиболее активно снижается во время таких кризисов [1, с. 356].

Кроме того, сельскохозяйственный сектор считается более рискованным с точки зрения инвестиций по сравнению с другими секторами экономики из-за особых условий экономи -ческой деятельности. Эти специфические условия заключаются прежде всего в том, что многие экономические факторы здесь зависят от природных явлений, на которые люди не всегда имеют возможность влиять [14, с. 174]. Такие инвестиционные риски, которые отличают сельское хозяйство от других отраслей права, включают:

- вероятность заболеваний сельскохозяйственных культур и животных, несмотря на все меры предосторожности (свиной грипп, птичий грипп);

- риск снижения запланированного урожая из-за природных явлений, которые невозможно предсказать в долгосрочной перспективе (засуха, наводнение, ураган, град и т.д.);

- возможность распознавания любых животных переносчиками болезней человека и, как следствие, полного уничтожения их популяции на определенной территории (свиной грипп, уничтожение норок как носителей СО^-19);

- возникновение ситуации, при которой большой урожай сельскохозяйственной продукции приводит к переизбытку этого продукта на рынке и, как следствие, к снижению его цены, вследствие чего компании, занимающиеся его выращиванием, несут убытки.

Эти риски оказывают дополнительное негативное влияние на инвестиционную привлекательность отрасли. Учитывая это, прак-

тически ни одна страна не может успешно развивать сельское хозяйство без активного участия государства и государственных инвестиций. В то же время ученые установили, что эффективность такой помощи резко возрастает с увеличением инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных компаний [3, с. 43]. Следует отметить, что указанные риски в большей или меньшей степени присущи сельскохозяйственным предприятиям всех экономик, как развитых, так и развивающихся [4, с. 756].

Что касается российского агропромышленного сектора, то с учетом экономических и политических реалий перечень факторов, негативно влияющих на инвестиционную привлекательность отрасли, может быть расширен следующими потенциальными угрозами:

- кредитные риски, поскольку подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий имеют благодаря финансовой поддержке региональных и федеральных властей большое количество текущих кредитов, в результате чего перекредитованность многих фермерских хозяйств и агрохолдин-гов превышает реальные возможности;

- технические риски, заключающиеся в ухудшении материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий, и в первую очередь (более 60 %) сельскохозяйственной техники [10];

- санкции, связанные как с возможностью ограничения поставок инновационного оборудования или удобрений, так и с запретом продажи готовой продукции на традиционных рынках.

Таким образом, можно сделать вывод, что одна из важнейших отраслей национальной экономики для любого государства обладает большим набором факторов, негативно влияющих на ее инвестиционную привлекательность, что делает неизбежным активное участие государства как в финансировании, так и в общей координации агропромышленного сектора [11, с. 165].

В большинстве развитых стран инвестиции в сельское хозяйство поощряются и поддерживаются государством. Основные направления инвестиционной политики в этом секторе экономики направлены на увеличение производства, активное использование новейших технических, технологических и

управленческих достижений. В последние годы относительно дорогостоящая промышленная экономика в этих странах была заменена экономикой знаний. Крупные инвесторы и сельскохозяйственные гиганты предпочитают инвестировать в исследования и дальнейшее промышленное развитие в этом секторе экономики. Следует отметить, что в развитых аграрных странах в аграрный сектор инвестирует не только государство, но и частные компании и корпорации. Такие инвестиции приносят хорошие дивиденды. В результате грамотной инвестиционной деятельности производительность труда в сельском хозяйстве повышается в пять раз. Между тем расходы на исследования не являются самой большой частью инвестиций в сельское хозяйство. На разработку и внедрение технологий тратится в три раза больше, чем на сами научные исследования [15, с. 147].

Учитывая необходимость крупных инвестиций в агропромышленный сектор экономики развитых стран, существуют целые комплексы мер, направленных на поощрение и поддержку инвесторов в сельское хозяйство.

Например, в Соединенных Штатах разработана и успешно функционирует национальная инновационная система, посредством которой Министерство сельского хозяйства помогает сельскохозяйственным компаниям разрабатывать технологические условия для получения лучших показателей, что в конечном итоге способствует росту инвестиций в агропромышленные технологии.

В целях поддержки инвестиций в сельское хозяйство Министерство широко использует такие механизмы, как гранты, финансовая поддержка университетов и научно-исследовательских лабораторий, специализирующихся в области сельского хозяйства.

В университетах есть специальные инновационные кластеры, которые финансируются государством.

Все эти и многие другие меры государственной поддержки оказывают положительное влияние на агропромышленный сектор и повышают доверие к действующему правительству, поскольку формирование инноваций в сельском хозяйстве в Соединенных Штатах тесно связано с обеспечением продовольственной безопасности [8].

ЕС придает большое значение инвестиционной политике в агропромышленном секто-

ре, которая призвана помогать и развивать небольшие научные компании, инновационные центры и технопарки.

Страны Юго-Восточной Азии не отстают в развитии инновационного сельского хозяйства, где инвестиции направляются на создание и развитие инновационных и инкубационных центров [12, с. 759].

Инвестиционная поддержка агропромышленного комплекса развитых аграрных стран имеет общие свойства:

- государство и крупный бизнес выступают гарантом и организатором инверсионной поддержки аграрного сектора, в то время как основными участниками развития отрасли являются предприятия малого и среднего бизнеса;

- существует отлаженная система сбалансированных и взаимовыгодных отношений между бизнесом и государством в вопросах инвестиций;

- существуют различные способы взаимодействия между государством и коммерческими предприятиями, а также частными лицами;

- при распределении доходов учитываются права интеллектуальной собственности;

- постоянно оценивает эффективность научного и производственного взаимодействия между государством и промышленными предприятиями на различных государственных уровнях;

- прозрачная и неизменная налогово-бюджетная политика, способствующая развитию сельского хозяйства;

- налоговые льготы для инвестиционной поддержки инновационного развития;

- утверждены и активно функционируют специальные технические центры для передачи новейших технологий и инновационных услуг;

- государство не участвует в получении и распределении доходов от научных исследований, но контролирует финансовые результаты контрактной деятельности.

Среди основных направлений государственной поддержки инвестиций в сельское хозяйство в развитых зарубежных странах можно выделить следующие:

- создание и активное функционирование единой национальной системы инновационного развития агропромышленного комплекса (внесение изменений в организацию

научных исследований в государственном секторе, объединение высших учебных заведений и научных учреждений, развитие и поддержка инновационных компаний малого и среднего бизнеса, а также экспортного производства);

- создание наиболее благоприятной системы для развития агропромышленного комплекса с использованием новейших достижений науки и техники (изменение функционирования государственного управления и планирования для решения вопросов инвестиционного развития, увеличение финансирования научных исследований, поощрение фундаментальных научных исследований);

- взаимодействие науки и агропромышленного комплекса (дополнительное финансирование интеграции науки и сельскохозяйственного производства, стимулирование частных инвестиций в национальные инновационные разработки, создание условий для привлечения иностранного капитала в исследования, активное стимулирование производства инновационной продукции, привлечение регионального финансирования для исследований).

Таким образом, можно сделать вывод, что основные направления деятельности государств, связанные с повышением инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, направлены на получение новых научных знаний, внедрение инновационных технологий и развитие цифровой экономики.

Цифровая экономика в первую очередь относится к экономической деятельности, основанной главным образом на цифровых технологиях и связанной с электронным бизнесом и электронной коммерцией, а также электронными товарами и услугами. Его развитие тесно связано с прорывом в научно-техническом и социально-экономическом развитии России.

Для внедрения цифровой экономики в сельском хозяйстве Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в 2020 году приняло ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» [3]. Согласно этому документу цифровое сельское хозяйство относится к сельскому хозяйству, основанному на инновационных способах производства сельскохозяйственной продукции с использованием цифровых технологий, включая робототехнику, электронную коммерцию, ана-

лиз больших баз данных, Интернет вещей и т.д., которые способствуют повышению производительности труда и снижению затрат.

Сельское хозяйство включает в себя несколько направлений, основными из которых являются растениеводство и животноводство [9, с. 65].

Некоторые авторы также выделяют цифровое сельское хозяйство, в том числе:

- установление границ сельскохозяйственных угодий с использованием спутниковой навигации;

- электронный расчет и автоматическое внесение удобрений в почву;

- создание цифровых карт;

- планирование урожайности с использованием искусственного интеллекта;

- мониторинг и защита сельскохозяйственных культур с использованием беспилотных летательных аппаратов;

- дистанционное зондирование и т.д. [8, с.

5].

Создание цифрового сельского хозяйства включает в себя следующие мероприятия:

- сбор, обработку, хранение и использование данных;

- моделирование, прогнозирование и планирование будущих урожаев;

- многофункциональную оценку пригодности;

- распределение производственных мощностей и ресурсов;

- проектирование ландшафтных систем и т.д. [7, с. 523].

В качестве положительных аспектов использования искусственного интеллекта на предприятиях цифрового агропромышленного комплекса ученые выделяют:

- увеличение производственных показателей, а также снижение затрат;

- оптимизацию бизнес-процессов, повышение скорости принятия и эффективности управленческих решений;

- сокращение однотипных ручных операций, что дает возможность использовать творческий потенциал сотрудников;

- совершенствование технологий в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе с использованием нейронных сетей и машинного обучения;

- создание новых высокотехнологичных рабочих мест в области технического обслуживания новейших инновационных систем;

- технологические и экономические прорывы при использовании всего потенциала цифрового сельского хозяйства [6, с. 570].

Определенные факторы могут препятствовать активному внедрению некоторых компонентов цифрового сельского хозяйства в агропромышленный комплекс. Эти факторы включают:

- нехватку финансов на сельскохозяйственных предприятиях;

- нехватку подготовленного персонала;

- наличие устаревшей инфраструктуры, которая не в состоянии обеспечить надлежащее функционирование инновационных технологий;

- некоторые работники сельского хозяйства не воспринимают инновационные технологии;

- высокую стоимость инновационных технологий с использованием искусственного интеллекта;

- сложность определения экономических выгод от использования определенных компонентов цифрового сельского хозяйства;

- научно-технологическое отставание России от ведущих стран;

- отсутствие надлежащего правового регулирования отношений, возникающих при функционировании цифрового сельского хозяйства.

В целях устранения недостатка правового регулирования предлагается:

- ввести определение цифровизации как одного из основных направлений государственной аграрной политики на современном этапе в стратегические законы и другие нормативные акты в области развития агропромышленного комплекса;

- привести законодательные акты в области аграрной политики в соответствие с документами стратегического планирования в области цифровизации экономики;

- дополнить Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» положениями о государственной поддержке отечественных сельхозтоваропроизводителей, инвестирующих в цифровые технологии;

- внести изменения в гражданское законодательство в связи с введением понятий «цифровая экономика» и «цифровое сельское хозяйство»;

- установить новые экологические и технологические стандарты и нормы [13, с. 20].

По мнению ученых, внедрение электронного сельского хозяйства поможет сельскохозяйственным предприятиям успешно решать многие проблемы, в том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличить производство за счет оптимизации операций, включая правильную посадку, полив, обработку пестицидами и сбор урожая;

- рациональное водопользование за счет точных прогнозов погоды и использования датчиков влажности почвы;

- получение всей необходимой информации в режиме реального времени, что позволяет максимально ускорить анализ и время принятия решений;

- снижение эксплуатационных расходов за счет автоматизации и роботизации производственных процессов, что, в свою очередь, снижает вероятность человеческой ошибки;

- повышение качества продукции за счет внедрения анализа качества продукции;

- совершенствование животноводства за счет использования современных электронных датчиков, которые позволяют отслеживать состояние животных, а также их местоположение;

- дистанционный мониторинг сельскохозяйственных угодий, а также мониторинг состояния оборудования с тестированием и прогнозированием неисправностей [5, с. 48].

В конечном счете вышеупомянутые улучшения, связанные с сельским хозяйством, могут привести к повышению инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса.

К общим свойствам инвестиционной безопасности в России, существенно влияющим на инвестиционный процесс, относятся следующие:

- ведущая роль в инвестиционной политике принадлежит государству;

- инвестиционная пассивность со стороны частного бизнеса;

- партнерские отношения между частным бизнесом агропромышленного комплекса и государством находятся на стадии формирования;

- при использовании научно-технических разработок сельскохозяйственные предприятия осуществляют компенсационные выплаты в пользу государства;

- взаимодействие между всеми участниками инвестиционных отношений по распре-

делению доходов не в полной мере регламентировано;

- непонимание статуса, роли и функций научно-технических структур, действующих на основе государственного финансирования;

- отсутствует прозрачный механизм налоговых льгот для инвестиций в малый и средний бизнес;

- законодательство в области налогообложения и инвестиционной безопасности постоянно меняется, что приводит к несогласованности законодательства в сфере инвестиций.

Таким образом, мы можем констатировать, что сельское хозяйство является очень интересной сферой инвестиций для изучения. С одной стороны, эта отрасль является важнейшей, стратегической отраслью экономики для любого государства, которая в принципе должна гарантировать инвесторам минимальные риски, с другой стороны, специфика отрасли определяет дополнительные инвестиционные риски.

Учитывая его стратегическое значение, сельское хозяйство по многим вопросам регулируется публичным правом, хотя большинство правоотношений относится к сфере частного права.

Начинающаяся цифровизация агропромышленного комплекса может нивелировать многие инвестиционные риски и сделать отрасль более привлекательной для потенциальных инвесторов. Однако для полной циф -ровизации сельского хозяйства необходимы инвестиции, привлечь которые довольно проблематично по вышеизложенным причинам.

Отечественное сельское хозяйство, помимо общих трудностей, сталкивается с недостаточно развитым правовым регулированием инвестиционных процессов в агропромышленном комплексе. Пока не будут устранены основные пробелы в правовом регулировании (прозрачность инвестиций и стабильность налогового законодательства, реальные льготы и компенсации для инвесторов и предприятий, непосредственно инвестирующих в электронное сельское хозяйство, строгое нормативное закрепление правил использования новейших научных достижений и инновационных технологий в сельском хозяйстве и т.д.), привлечь частных инвесторов в этот сектор экономики будет довольно проблематично, а сложная экономическая ситуация может помешать полной цифровизации только за счет государственных инвестиций.

Список литературы_

1. Анкудинов, А.Б. Детерминанты инвестиционного поведения компаний с формирующимся рынком / А.Б. Анкудинов, Р.М. Дашкин, Е.М. Дашкин, Т.И. Хасанов // Экономическое отношение. - 2020. - Том 10. -№ 2. - С. 341-362.

2. Баттаков, П.П. Суд Российской Федерации по правам интеллектуальной собственности / П.П. Баттаков // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 12 (67). - С. 147-148.

3. Бабаева З.Ш. Инвестиции в сельское хозяйство: опыт зарубежных стран / З.Ш. Бабаева // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - № 5. - С. 758-762.

4. Валерианов, А.А. Влияние государственной поддержки на инвестиции в сельское хозяйство Чувашской Республики / А.А. Валерианов, Д.М. Корнилова, Т. А. Леванова // Инновационное развитие экономики. - 2018. -№ 1 (43). - С. 35-43.

5. Воронина, Н.П. Цифровое сельское хозяйство России: направления совершенствования правового регулирования / Н.П. Воронина // lus Publicum et Privatum. - 2020. - № 4 (9). - С. 18-21.

6. Иванов, А.Л. Научно-технологическое развитие землепользования с использованием цифровых технологий в сельском хозяйстве / А.Л. Иванов // Вестник Российской академии наук. - 2019. - № 5. - С. 523.

7. Кирюшин, В.И. Цифровое сельское хозяйство / В.И. Кирюшин, А.Л. Иванов, И.С. Козубенко, И.Ю. Савин // Вестник российской сельскохозяйственной науки. - 2018. - № 5. - С. 5.

8. Лисикова, М.С. Экологическое право: учеб.-метод. комплекс. - Москва, 2007. - 76 с.

9. Министерство сельского хозяйства. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». - URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf (дата обращения: 11.10.2020).

10. Русакова, Е.П. Проблемы реализации лидерства при разрешении споров в странах БРИКС (на примере Российской Федерация, Китая, Индии) / Е.П. Русакова, Е.Е. Фролова, С.С. Занковский, Е. Купчина // VI Международная конференция по образованию, социальным и гуманитарным наукам. - 2019. - С. 754-759.

11. «Росагролизинг» просит денег для пополнения уставного капитала. - URL: https://iz.ru/news/658424 (дата обращения: 11.10.2020).

12. Рыхтик, М.И., Корсунская Е. В. Национальная инновационная система США: история становления, политическая практика, стратегия развития // Международные отношения. Политология: регионоведческий вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № б (1). - С. 2б3-2б8.

13. Скворцов, Е.А. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта в сельском хозяйстве региона // Региональная экономика. - 2020. - Том 1б. - Выпуск 2. - С. 5б3-57б.

14. Файзрахманов, Д.И. Инвестиционные риски в сельском хозяйстве и интеграция механизма управления ими в общую систему управления предприятием / Д.И. Файзрахманов, А.Д. Хайруллина, Л.Ф. Хазеев // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2019. - № 3 (54). - С. 173-177.

15. Черкесова, Л.И. Историко-правовой обзор становления Министерства юстиции Российской империи / Л.И. Черкесова // Проблемы отечественной истории. - Москва, 1999. - С. 1б3-174.

16. Эльдиева Т.М. Направление использования интеллектуальных инноваций в сельском хозяйстве / Т.М. Эльдиева // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2018. - № б (3бб). - С. 4б-49.

References_

1. Ankudinov A.B., Dashkin R.M., Dashkin E.M., Xasanov T.I. Determinanty' investicionnogo povedeniya kompanij s formiruyushhimsya ry'nkom. E'konomicheskoe otnoshenie. 2020. Tom 10. № 2. S. 341-3б2.

2. Battakov P.P. Sud Rossijskoj Federacii po pravam intellektual'noj sobstvennosti. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2013. № 12 (б7). S. 147-148.

3. Babaeva Z.Sh. Investicii v sel'skoe xozyajstvo: opy't zarubezhny'x stran. Aktual'nye voprosy sovremennoj ekonomiki. 2020. № 5. S. 758-7б2.

4. Valerianov A.A., Kornilova D.M., Levanova T.A. Vliyanie gosudarstvennoj podderzhki na investicii v sel'skoe xozyajstvo Chuvashskoj Respubliki. Innovacionnoe razvitie e'konomiki. 2018. № 1 (43). S. 35-43.

5. Voronina N.P. Cifrovoe sel'skoe xozyajstvo Rossii: napravleniya sovershenstvovaniya pravovogo regulirovaniya. lus Publicum et Privatum. 2020. № 4 (9). S. 18-21.

6. Ivanov A.L. Nauchno-texnologicheskoe razvitie zemlepol'zovaniya s ispol'zovaniem cifrovy'x texnologij v sel'skom xozyajstve. Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2019. № 5. S. 523.

7. Kiryushin V.I., Ivanov A.L., Kozubenko I.S., Savin I.Yu. Cifrovoe sel'skoe xozyajstvo. Vestnik rossijskoj sel'skoxozyajstvennoj nauki. 2018. № 5. S. 5.

8. Lisikova M.S. E'kologicheskoe pravo: ucheb.-metod. kompleks. Moskva, 2007. 7б s.

9. Ministerstvo sel'skogo xozyajstva. Vedomstvennyjproekt «Cifrovoe sel'skoe xozyajstvo». URL: https://mcx.gov.ru/ upload/iblock/900/9008б3fae0бc02б82бa9ee43e124d058.pdf (data obrashheniya: 11.10.2020).

10. Rusakova E.P., Frolova E.E., Zankovskij S.S., Kupchina E. Problemy' realizacii liderstva pri razreshenii sporov v stranax BRIKS (na primere Rossijskoj Federaciya, Kitaya, Indii). VI Mezhdunarodnaya konferenciya po obrazovaniyu, sociarnym i gumanitarny'm naukam. 2019. S. 754-759.

11. «Rosagrolizing» prosit deneg dlya popolneniya ustavnogo kapitala. URL: https://iz.ru/news/658424 (data obrashheniya: 11.10.2020).

12. Ry'xtik M.I., Korsunskaya E.V. Nacional'naya innovacionnaya sistema SShA: istoriya stanovleniya, politicheskaya praktika, strategiya razvitiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. Politologiya: regionovedcheskij vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № б (1). S. 2б3-2б8.

13. Skvorczov E.A. Perspektivy' primeneniya texnologij iskusstvennogo intellekta v sel'skom xozyajstve regiona. Regional'naya ekonomika. 2020. Tom 1б. Vy'pusk 2. S. 5б3-57б.

14. Fajzraxmanov D.I., Xajrullina A.D., Xazeev L.F. Investicionny'e riski v sel'skom xozyajstve i integraciya mexanizma upravleniya imi v obshhuyu sistemu upravleniya predpriyatiem. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2019. № 3 (54). S. 173-177.

15. Cherkesova L.I. Istoriko-pravovoj obzor stanovleniya Ministerstva yusticii Rossijskoj imperii. Problemy' otechestvennoj istorii. Moskva, 1999. S. 1б3-174.

16. E'l'dieva T.M. Napravlenie ispol'zovaniya intellektual'ny'x innovacij v sel'skom xozyajstve. Mezhdunarodnyj sel'skoxozyajstvenny'j zhurnal. 2018. № б (3бб). S. 4б-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.