Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ОБЛИКА'

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ОБЛИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ИНВЕСТИЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / AGRICULTURE / ECONOMY / PRODUCTION / EXPORT / IMPORT / INVESTMENT / DIGITAL TECHNOLOGIES / QUALIFIED PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова С.А.

В статье рассматриваются современные тенденции развития экономики сельского хозяйства. Актуальность данного вопроса определяется важной ролью данной отрасли в социально-экономическом развитии страны и гарантией обеспечения продовольственной безопасности. Показана динамика развития сельского хозяйства с 1990 года по 2019 год. Выявлено, что государственное регулирование экономики сельского хозяйства на данный момент является основным механизмом его поддержки. Рассмотрены основные целевые показатели Государственной программы развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2018-2025 годы: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий; произведенная добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве; экспорт продукции агропромышленного комплекса; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. Отмечен рост финансирования из госбюджета на развитие Государственной программы в 2019 году по сравнению с плановым показателем, а также рост производства продукции сельского хозяйства. Также подъему сельского хозяйства способствуют санкции западных стран и ответные меры России. Делается вывод, что государственная поддержка должна реализовываться через мотивированные методы, которые будут обеспечивать опережающее развитие сельского хозяйства. В статье констатируется, что в настоящее время создается ряд условий для эффективной экономической системы аграрного сектора экономики. Выявлено, что одним из главных приоритетов для развития сельского хозяйства в настоящее время является создание наиболее выгодных условий для собственного производства и реализации сельхозпродукции за счет: инвестиционной привлекательности в агропромышленный комплекс в рамках расширения программы льготного кредитования; стимулирования развития фермерских хозяйств на Дальнем Востоке; развития цифровых технологий в сельском хозяйстве; развития интегрированной системы обеспечения квалифицированными кадрами сельскохозяйственной отрасли с учетом реализации программ подготовки и переподготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий для освоения компетенций цифровой экономики; развития экспортного потенциала Российского АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN ECONOMY OF AGRICULTURE: THE FORMATION OF A NEW IMAGE

The article discusses the current trends in the development of the agricultural economy. The relevance of this issue is determined by the important role of this industry in the socio-economic development of the country and the guarantee of food security. The dynamics of agricultural development from 1990 to 2019 is shown. It is revealed that state regulation of the agricultural economy is currently the main mechanism for its support. The main target indicators of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for the period 2018-2025 are considered: the index of agricultural production in farms of all categories; the value added produced in agriculture; exports of agro-industrial complex products; the index of physical volume of investments in fixed assets of agriculture. There was an increase in funding from the state budget for the development of the State program in 2019 compared to the planned indicator, as well as an increase in agricultural production. Also, the rise of agriculture is promoted by sanctions of Western countries and retaliatory measures of Russia. It is concluded that state support should be implemented through motivated methods that will ensure the advanced development of agriculture. The article States that currently a number of conditions are being created for an effective economic system of the agricultural sector of the economy. It is revealed that one of the main priorities for the development of agriculture at present is to create the most favorable conditions for its own production and sale of agricultural products due to: investment attractiveness in the agro-industrial complex as part of the expansion of the program of preferential lending; stimulating the development of farms in the far East; the development of digital technologies in agriculture; development of an integrated system for providing qualified personnel for the agricultural sector, taking into account the implementation of training and retraining programs for agricultural enterprises to master the digital economy’s competencies; development of the export potential of the Russian agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ОБЛИКА»

ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-i-ugrozy-suschnost-i-podhody-k-opredeleniyu.

7. Филиппова С.В., Дашковский А.С. Система формирования и обеспечения экономической безопасности предприятия // Экономика: реалии времени. — 2012. — № 2 (3). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sistema-formirovaniya-i-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-predpriyatiya

8. Черкасова СА. Формирование организационно-экономического механизма управления процессом укрепления экономической безопасности промышленных предприятий // Экономика: реалии времени. — 2013. — № 2 (7). — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-organizatsionno-ekonomicheskogo-mehanizma-upravleniya-

protsessom-ukrepleniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti.

9. Шаповалова И.М. Теоретические подходы к определению понятия «экономическая безопасность субъектов хозяйствования» // АНИ: экономика и управление. — 2019. — № 1 (26). — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-ekonomicheskaya-bezopasnost-subektov-hozyaystvovaniya.

10. Штангрет А.М., Пушак Г.И. Потенциал обеспечения экономической безопасности предприятия: теоретические аспекты // ЭВД. — 2014. — № 3 (37). — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/potentsial-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-predpriyatiya-teoreticheskie-aspekty.

УДК 338.43

СА. Попова,

кандидат экономических наук, доцент, Институт мировых цивилизаций, г. Москва

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ОБЛИКА

S.A. Popova,

PhD in Economics Sciences, Associate Professor, Institute of world civilizations, Moscow E-mail: svetpopzhuk@yandex.ru

THE MODERN ECONOMY OF AGRICULTURE: THE FORMATION OF A NEW IMAGE

Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции развития экономики сельского хозяйства. Актуальность данного вопроса определяется важной ролью данной отрасли в социально-экономическом развитии страны и гарантией обеспечения продовольственной безопасности. Показана динамика развития сельского хозяйства с 1990 года по 2019 год. Выявлено, что государственное регулирование экономики сельского хозяйства на данный момент является основным механизмом его поддержки. Рассмотрены основные целевые показатели Государственной программы развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2018-2025 годы: индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий; произведенная добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве; экспорт продукции агропромышленного комплекса; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства. Отмечен рост финансирования из госбюджета на развитие Государственной программы в 2019 году по сравнению с плановым показателем, а также рост производства продукции сельского хозяйства. Также подъему сельского хозяйства способствуют санкции западных стран и ответные меры России. Делается вывод, что государственная поддержка должна реализовываться через мотивированные методы, которые будут обеспечивать опережающее развитие сельского хозяйства. В статье констатируется, что в настоящее время создается ряд условий для эффективной экономической системы аграрного сектора экономики. Выявлено, что одним из главных приоритетов для раз-

вития сельского хозяйства в настоящее время является создание наиболее выгодных условий для собственного производства и реализации сельхозпродукции за счет: инвестиционной привлекательности в агропромышленный комплекс в рамках расширения программы льготного кредитования; стимулирования развития фермерских хозяйств на Дальнем Востоке; развития цифровых технологий в сельском хозяйстве; развития интегрированной системы обеспечения квалифицированными кадрами сельскохозяйственной отрасли с учетом реализации программ подготовки и переподготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий для освоения компетенций цифровой экономики; развития экспортного потенциала Российского АПК.

Ключевые слова: сельское хозяйство, экономика, производство продукции, экспорт, импорт, инвестиции, цифровые технологии, квалифицированные кадры.

Abstract. The article discusses the current trends in the development of the agricultural economy. The relevance of this issue is determined by the important role of this industry in the socio-economic development of the country and the guarantee of food security. The dynamics of agricultural development from 1990 to 2019 is shown. It is revealed that state regulation of the agricultural economy is currently the main mechanism for its support. The main target indicators of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for the period 2018-2025 are considered: the index of agricultural production in farms of all categories; the value added produced in agriculture; exports of agro-industrial complex products; the index of physical volume of investments in fixed assets of agriculture. There was an increase in funding from the state budget for the development of the State program in 2019 compared to the planned indicator, as well as an increase in agricultural production. Also, the rise of agriculture is promoted by sanctions of Western countries and retaliatory measures of Russia. It is concluded that state support should be implemented through motivated methods that will ensure the advanced development of agriculture. The article States that currently a number of conditions are being created for an effective economic system of the agricultural sector of the economy. It is revealed that one of the main priorities for the development of agriculture at present is to create the most favorable conditions for its own production and sale of agricultural products due to: investment attractiveness in the agro-industrial complex as part of the expansion of the program of preferential lending; stimulating the development of farms in the far East; the development of digital technologies in agriculture; development of an integrated system for providing qualified personnel for the agricultural sector, taking into account the implementation of training and retraining programs for agricultural enterprises to master the digital economy's competencies; development of the export potential of the Russian agro-industrial complex.

Key words: agriculture, economy, production, export, import, investment, digital technologies, qualified personnel.

Сельское хозяйство, являясь базовой отраслью агропромышленного комплекса, представляет собой ведущую системообразующую область экономики и социальной жизни Российской Федерации.

Россия за период глубоких преобразований изменила облик экономики сельского хозяйства. В период 90-х годов прошлого века в России наблюдался значительный спад сельскохозяйственного производства (рис. 1).

Ряд политических и экономических шагов, предпринятых за последние 6 лет, в том

числе развитие интеграционных процессов в странах СНГ, утверждение Государственной программы развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия5 (далее — Государственная программа) оказались ключевым фактором для нормализации ситуации, о чем свидетельствует положительная динамика: рост производства продукция сельского хозяйства в млн руб. с 2014 года составил 18,5% (рис. 2).

Основные цели и задачи стратегического развития сельского хозяйства до 2025 го-

5 Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 18.12.2019) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 06.08.2012. — № 32. — Ст. 4549.

да, а также направления (подпрограммы) и их финансирование отражены в Государственной программе.

Согласно Государственной программе, целями на период 2018-2025 годы являются:

1) обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации с учетом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса (индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2025 году составит 116,3 процента по отношению к уровню 2017 года) (рис. 3);

2) достижение значения произведен-

110 100 90 80 70 60 50 40

ной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, в 2025 году в объеме 5774,3 млрд рублей (рис. 4.);

3) достижение темпа роста экспорта продукции агропромышленного комплекса в 2025 году в размере 210,6 процента по отношению к уровню 2017 года (рис. 5);

4) достижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2025 году в размере 121,8 процента по отношению к уровню 2017 года (рис. 6).

Общий объем финансирования Государственной программы из госбюджета с 2018 по 2025 г. представлен на рис. 7.

_ 95,5 104,0 95,8

92,7 V 6 64,5 64,К 55 45,942,8 42,542 т. к 73 175,878 ¡,5 1.«* _.л»**бТ6б7,471,1 964,6 ••V, _ 50,0 ,2 , 90,4 381,3г4^^5 95,3 ,3 ^*У87 99',5 ►(30,2 ,5

OrHpqeO'^ißiOt-ooaOrHoqeO'^ißiOt-ooooOrHoq

ii—i гн

с»с»с»с»с»с»с»с»с»с»ооооооооооооо 1—ii—ii—ii—ii—ii—ii—ii—ii—ii—loqoqoqoqoqoqoqoqoqoqoqoqoq

—•»■■— Сельское хозяйство

Производство пищевых продуктов

Рис. 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов

(в сопоставимых ценах), в % к 1990 году6

Продукция сельского хозяйства •••--■•- Продукция растениеводства

460 450 440 430 420 410 400 390 380

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 2. Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по Российской Федерации (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году7

-

\ ж.

.............. „Я

А . •• • -^Ч» .

¿.„—А

6 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://mcx.ru/.

7 Официальный сайт Государственной службы государственной статистики [Электронный ре-

сурс]. — URL: www.gks.ru.

120 115 110 105 100 95 90

116,3

111,4

113,8

109

100

101,3

102,8

104,7

106,5

г'-З»:-*

3694,7 3600

3851,7 4046,6

4330,6

4643,5

2017 2018 2019 2020 2021 2021 2023 2024 2025 Рис. 3. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по отношению к уровню 2017 года (базовый год)8, в %

7000 6000 5000 4000 3000 20001000 0

5774,3

5374,8 :

4993,4

шш

Шк

шш

Шк ■•л-у*':

2023 2024 2025

Рис. 4. Значение произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве,

2017 год (базовый год)9, в млрд рублей

250-, 200150100500

189,8

157,4

100,0

106,5

111,1 115,7

129,6

т

208,3 210,6

1

¡¿Ш

1

■ '>•/•: V 1

2017 2018 2019 2020 2021 2021 2023 2024 2025 Рис. 5. Экспорт продукции агропромышленного комплекса по отношению к уровню 2017 года (базовый год)10, в %

8 Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 18.12.2019) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 06.08.2012. — № 32. — Ст. 4549.

9 Там же.

10 Там же.

Рис. 6. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства по отношению к уровню 2017 года (базовый год)1, в %

365,8 377,5 377,3

302,6 294,8 312,3 • - * 300,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

242,0 . "

Г..,;; ••¿V

V.v*v2.: • - • * • •

e ¥ #

• - • . 4 /

т

V.vMv2.: • - • *

Г'"*" e ¥ » •••

Я: 1;. _Ь :«!--•♦..»н_к<л.Ч-:-.]__K'-.'y-.Tv.vl_t-S-r:.!^_L. ^'.-r.l_Fv ■v.v:r:

2018 2019 2020 2021 2021 2023 2024 2025

Рис. 7. Финансирование из госбюджета на развитие Государственной программы до 2025 года, в млрд руб.2

На поддержку сельского хозяйства в 2019 году направлено более 303 млрд руб., что почти на 62 млрд руб. больше планового объема финансирования в 2018 году. Таким образом, следует констатировать рост поддержки сельскохозяйственной отрасли.

В основном государственная поддержка реализуется через компенсационные методы, на практике же необходимы мотивированные методы, которые будут обеспечивать опережающее развитие сельского хозяйства. Пока же государственная поддержка полностью покрывает убыток сельскохозяйственного производства, повышая прибыль и улучшая платежеспособность сельскохозяйственных организаций.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2019 году составил 102%,

то есть рост по отношению к 2018 году составил 2%. Выручка сельскохозяйственных организаций за 2019 год составила 3 трлн руб., увеличившись на 4% по сравнению с 2018 годом. Прибыль этих организаций составила 378 млрд руб., которая выросла на 20%. Рентабельность отрасли в 2019 году составила 14,5% против 12% в 2018 году [11].

Подъему сельского хозяйства также способствуют санкции западных стран и ответные меры России, включая эмбарго на мясную продукцию. За последние пять лет Россия снизила импорт продовольствия на 31,2% — с 43,3 млрд долл. США в 2013 году до 26,34 млрд долл. США в 2019 году [6]. За рубеж в 2019 году продовольствия было поставлено на сумму 24 млрд долл. США по сравнению с 16,8 млрд долл. США в 2013 году [6; 12].

1 Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 18.12.2019) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 06.08.2012. — № 32. — Ст. 4549.

2 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://mcx.ru/.

По прогнозам в 2020 году экспорт вырастет: есть позитивные ожидания по отгрузкам зерна в начале года, а также по росту цен на пшеницу, увеличится вывоз растительных масел. Но многое будет определяться урожаем следующего года — корректировки прогноза могут быть очень существенными вплоть до мая-июня 2020 года [6].

Целесообразно обратить внимание, что в настоящее время создается ряд условий для эффективной экономической системы, в первую очередь аграрного сектора экономики.

1. Создание условий инвестиционной привлекательности в АПК

С 2020 года агроведомство планирует объединить «единую» субсидию, несвязанную погектарную поддержку и выплаты на повышение продуктивности в молочном животноводстве (на товарное молоко) и разделить их на две части — компенсирующую и стимулирующую [5]. Первая нужна для поддержания уже достигнутых результатов в отрасли, вторая — для дальнейшего точечного развития производства той или иной продукции. «Если какой-то регион полностью обеспечил себя мясом, молоком, овощами, то по этим направлениям ему не нужна такая компенсирующая часть поддержки, как тем, кто еще не достиг плановых показателей», — поясняет замминистра сельского хозяйства Елена Фастова [5]. При этом с помощью господдержки можно мотивировать развитие других направлений, таких, например, как выращивание сои или рапса, переработку и т. д. Предварительно предполагается, что сначала соотношение компенсирующей и стимулирующей частей субсидии будет на уровне 50/50%, затем — 30/70%.

Планом льготного кредитования на 2020 год, утвержденным Минсельхозом России, предусмотрен лимит субсидий в объеме 90,9 млрд рублей, что на 37,3% выше фактического освоения средств в 2019 году (66,2 млрд рублей)3 [8].

Важным аспектом в совершенствовании системы бюджетирования и льготного кредитования сельского хозяйства является расширение программы льготного кредитования в рамках предоставления в пользование земельных участков сельскохозяйственного назначения на льготных условиях без арендной платы на определенный период времени. Создание таких преференций позволит наиболее продуктивным образом создавать зоны опережающего роста в районах с доминированием сельскохозяйственного производства. Это позволит улучшить инвестиционный климат в стране и привлечь потенциальных инвесторов.

2. Стимулирование развития фермерских хозяйств на Дальнем Востоке

Дальневосточный регион имеет стратегическую важность для всей страны, так как находится во взаимодействии с развивающимся и многочисленным регионом и рынком мира — АТР.

При рассмотрении дальневосточных территорий необходимо учитывать условия, которые создает государство для развития сельских территорий и, соответственно, для жителей этих территорий, тем самым привлекая различных специалистов.

Согласно Федеральному закону от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» каждый россиянин имеет возможность единовременного получения в безвозмездное пользование гектара земли на Дальнем Востоке (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ) (далее — Закон)4.

3 Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://mcx.ru/.

4 Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и распо-

Участок предоставляется сроком на пять лет. Через пять лет, при условии освоения данного земельного участка, предусматривается его получение в аренду, или в собственность бесплатно. Программа действует до 2035 года. Общая площадь земель под аренду составляет 130 000 гектаров.

В Законе отражено, что «граждане могут вести агробизнес и осуществлять переработку сельскохозяйственных продуктов, а также заниматься лесным хозяйством, рыбоводством, малоэтажным жилищным строительством, ремеслом и т.д.».

Составляющая государственной поддержки состоит в обеспечении:

— субъектов малого и среднего предпринимательства упрощенного доступа к получению льготных кредитов (с возможностью компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам);

— грантов начинающим фермерам — до 1,5 млн рублей, а представителям семейных животноводческих ферм — до 21,6 млн рублей [4; 7];

— надбавки к заработной плате и увеличения пенсии.

Для развития фермерских хозяйств на Дальнем Востоке потребуется создание на селе соответствующей инфраструктуры:

— развитие электрических сетей;

— в рамках программы Газпрома «Сила Сибири» развитие газовых сетей на Дальнем Востоке;

— строительство разветвленного железнодорожного сообщения и введение скоростных поездов [9];

— распространение режима «свободных портов» (выгрузка, хранение, торговля иностранными товарами осуществляется беспошлинно) на все ключевые гавани;

— жилищное строительство;

— рекреационное освоения края;

— сети опорных дорог;

— создание сети опорных складов для готовой продукции и холодильников.

Именно такого рода деятельность позволит раскрыться отрасли сельского хозяй-

ства на Дальнем Востоке, на территориях, которые считаются из-за климатических условий сложными для освоения.

3. Развитие цифровых технологий в сельском хозяйстве

В рамках развития передовых технологий необходимо отметить внутриведомственный проект Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Цифровое сельское хозяйство», который направлен на внедрение различных решений, связанных с современными технологиями, дающими возможность получить качественный рост использования информации и ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции. В соответствии с данным проектом внедрение новых технологий должно позволить совершить рост производительности труда в «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях в два раза к 2021 году. Основой реализации проекта должно стать развитие Центральной информационно-аналитической системы сельского хозяйства (ЦИАС СХ) [10]. Она представляет собой банк информации, который будет тесно взаимосвязан, т.е. интегрирован с другими информационными системами министерств Российской Федерации. Данная система позволит получить наиболее актуальную информацию по деятельности сельскохозяйственных предприятий [2; 3].

Этапы ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» представлены на рис. 8.

Реализация ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» позволит «осуществить цифровизацию сельского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в АПК и достижения роста производительности в сельскохозяйственных отраслях в 2 раза к 2024 г.» [3].

Также Министерство планирует использование системы смарт-контрактов для заключения контрактов с различными организациями, а также для перечисления субсидий и других инструментов

ложенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. — 2 мая 2016 г. — № 18. — Ст. 249.

государственной поддержки. То есть каждый фермер будет иметь личную карточку, в которой будет указана вся основная информация о фермере, специализации [10]. Идентификация будет происходить с помощью биометрических данных. Компания-оператор, которая будет предоставлять такую возможность, получит полномочия

в личном кабинете каждому фермеру предлагать различные пакетные решения для финансирования, развития или страхования бизнеса. Также с помощью данной системы можно будет отслеживать всевозможные платежи по субсидиям и другим инструментам государственной поддержки [9].

1 ЭТАП

Создание и внедрение национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство»

О

2 ЭТАП

Создание и внедрение модуля «Агрорешения» национальной платформы цифрового государственного

управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство» для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей

О

3 ЭТАП

Создание системы непрерывной подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий с целью формирования у них компетенций в области цифровой экономики

Рис. 8. Этапы ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» [3]

Цифровизация сельского хозяйства позволит находить и принимать наиболее качественные решения для развития бизнес структур и предупреждать различные неэффективные решения, приводящие к банкротству.

4. Развитие интегрированной системы

обеспечения квалифицированными кадрами сельскохозяйственной отрасли

Одним из важных факторов для развития АПК является подготовка квалифицированных кадров, что как раз планируется реализовать на третьем этапе ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство», а именно реализация программ подготовки и переподготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий для

освоения цифровых компетенций экономики на базе Центра компетенций «Цифровое сельское хозяйство» с представительствами аграрных вузов Минсельхоза России и иных сельскохозяйственных организаций.

Поэтому сегодня особое внимание уделяется качественной подготовки молодых специалистов с учетом инновационных направлений в отрасли. Исследование научных сотрудников НИУ ВШЭ позволило сформировать рейтинг аграрных вузов по баллам абитуриентов зачисленных в 2019 году (табл. 1).

На текущий момент в системе высшего аграрного образования России, насчитывающей в восьми федеральных округах 54 профильных вуза, обучается 102157,5 человек.

Таблица1

Рейтинг аграрных вузов «Национальное признание»: Лучшие вузы 20195

Место Вуз Город Количество баллов

1. Ставропольский государственный аграрный университет Ставрополь 257,7

2. Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина Краснодар 158,7

3. Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева Москва 137,2

5 Рейтинг аграрных вузов 2017 [Электронный ресурс]. — URL: https://univer.expert/ akademicheskiye-reytingi/rejting-agrarnyh-vuzov-2019/

Место Вуз Город Количество баллов

4. Башкирский государственный аграрный университет Уфа 101,4

5. Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова Саратов 98,1

6. Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I Воронеж 96,8

7. Донской государственный аграрный университет Персиановский 92,7

8. Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина Ульяновск 77,8

9. Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина Орел 51,3

10. Пензенский государственный аграрный университет Пенза 41,6

11. Волгоградский государственный аграрный университет Волгоград 39,6

12. Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина Белгород 39,3

13. Ижевская государственная сельскохозяйственная академия Ижевск 37,4

14. Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева Рязань 37

15. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет Санкт-Петербург 34,3

16. Южно-Уральский государственный аграрный университет Троицк 33,4

17. Брянский государственный аграрный университет Брянск 31,3

18. Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина Омск 30,5

19. Новосибирский государственный аграрный университет Новосибирск 29,3

20. Оренбургский государственный аграрный университет Оренбург 28

21. Самарская государственная сельскохозяйственная академия Самара 26,5

22. Государственный университет по землеустройству Москва 26,4

23. Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА им. К.И. Скрябина Москва 26,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Красноярский государственный аграрный университет Красноярск 25,4

25. Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова Курск 24,1

26. Уральский государственный аграрный университет Екатеринбург 22,8

27. Мичуринский государственный аграрный университет Мичуринск 22,6

28. Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова Нальчик 22,6

Российское сельскохозяйственное образование и наука находятся в начале нового цикла развития, и в условиях информатизации общества это развитие будет носить стремительный характер, основанный на использовании цифровых технологий.

Опыт стран с развитым сельским хозяйством, такие, как, например, Дания,

Германия, свидетельствует о том, что наукоемкие технологии, применяемые в отрасли, обеспечивают преимущественный прирост сельскохозяйственного производства [13].

Целесообразно признать, что для аграрного образования необходима модернизации, которая бы обеспечила прирост чело-

веческого потенциала агропромышленного комплекса и устойчивое развитие сельских территорий для укрепления продовольственной безопасности и роста конкурентоспособности России на мировых рынках.

В этой связи в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы разработан и утвержден приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который задаёт вектор развития доступного, открытого онлайн-образования в Российской Федерации6.

Система аграрного образования, безусловно, должна использовать все возможности современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционное обучение и открытые он-лайн-курсы. Однако дистанционное аграрное образование будет иметь существенные отличия от других профилей гуманитарного образования, прежде всего, в силу своего прикладного характера [13].

5. Развитие экспортного потенциала Российского АПК

Необходимо отметить, что по данным «Центра Агроаналитики», за период с 1 января по 8 декабря 2019 года сальдо внешнеторгового баланса продукции АПК в России было отрицательным и составило 3,9 млрд долл. США. Аграрный экспорт за этот период в стоимостном выражении оценивался в 22,4 млрд долл. США, в натуральном — в 57,7 млн т, импорт — в 26,3 млрд долл. США и в 20 млн т соответственно. Согласно предварительной оценке Минсельхоза, по итогам 2019 года объем отгрузок продовольствия за рубеж достигнет планового показателя в 24 млрд долл. США, что будет почти на 7% меньше, чем в 2018-м [1].

В 2018 году увеличение экспорта было достигнуто за счет зерновых, благодаря рекордному урожаю 2017 года, когда запасы превысили показатели прошлых лет. Повышение экспортных цен на зерно произошло в результате снижению урожайно-

сти в Австралии, а также в большей части Европы. В совокупности эти факторы обеспечили активный вывоз в 2018 году. Объем внешних поставок зерна в натуральном выражении в 2019 году ближе к уровню 2017 года — 43,3 млн т. Поэтому в целом итоговый экспорт в денежном выражении получился немного ниже. Такие продукты, как подсолнечное масло, рыба, мясо птицы (за счет повышения экспортных цен), наоборот, в 2019 году показали более значимый прирост экспорта, чем в предыдущие годы.

В 2020 году ожидается увеличение объемов в рыбе и масложировых продуктах — примерная прибавка — по 500-600 млн долл. США к прошлому году. Открытие некоторых стран Юго-Восточной Азии способствовало увеличению экспорта мясной продукции. За счет избыточного производства сахарной свеклы увеличились поставки жома, а также муки и масличных. Вследствие снижения себестоимости из-за падения цен на сахар увеличились поставки кондитерской продукции [1].

Для реализации представленных предложений необходимо постепенное преобразование доминирующих форм хозяйствования и экономических институтов в социально ориентированную и регулируемую рыночную экономику при сохранении значительной роли государства.

Таким образом, целесообразно сделать вывод о динамичном развитии сельского хозяйства в настоящее время. Ответные меры на западные санкции оказали существенное положительное влияние на отечественное сельское хозяйство. Ограничение рынков сбыта позволило российским сельхозпроизводителям за счет государственной поддержки, в том числе в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» обеспечить рост показателей.

На сегодняшний день одним из главных приоритетов для развития сельского хозяйства в России является создание наиболее выгодных условий для собственного производства и реализации сельхозпродукции за счет:

6 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 01.01.2018. — № 1 (ч. II). — Ст. 375.

1) инвестиционной привлекательности в АПК;

2) стимулирования развития фермерских хозяйств на Дальнем Востоке;

3) развития цифровых технологий в сельском хозяйстве;

4) развития интегрированной системы обеспечения квалифицированными кадрами сельскохозяйственной отрасли;

5) развития экспортного потенциала Российского АПК.

Список литературы

1. Агроэкспорт в стагнации. Снижение объема отгрузок зерна не позволило увеличить общий вывоз сельхозпродукции [Электронный ресурс]. — URL: https://www.agroinvestor. ru/analytics/article/33030-agroeksport-v-stagnatsii-snizhenie-obema-otgruzok-zerna-ne-pozvolilo-uvelichit-obshchiy-vyvoz-selkho/ (дата обращения: 17.03.2019).

2. Варич М.И., Давлетшин Р.Р. Цифровизация сельского хозяйства в рамках проекта развития сельского хозяйства в Российской Федерации до 2025 года // Молодой ученый. — 2020. — № 2. — С. 354-357.

3. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. — М.: ФГБ-НУ «Росинформагротех», 2019. — 48 с.

4. Всё самое важное о «дальневосточном гектаре» [Электронный ресурс]. — URL: http://vlad. mk.ru/articles/2017/02/01 (дата обращения: 26.09.2014).

5. Господдержка меняет направление. Система субсидирования агросектора снова корректируется [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.agroinvestor.ru/analytics/article/31483-gospodderzhka-menyaet-napravlenie/ (дата обращения: 16.03.2019).

6. Импорт продовольствия на $4 млрд превысил экспорт [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.agroinvestor.ru/markets/news/32959-

agroeksport-sostavil-22-4-mlrd/ (дата обращения: 16.03.2019).

7. Киселев Д. Дальневосточные гектары привлекли создателей экопоселений [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vesti.ru/doc. html?id=2851351&cid=6 (дата обращения: 26.09.2014).

8. На льготное кредитование АПК в 2020 году выделено более 90 млрд рублей [Электронный ресурс]. — URL: https://www.agroxxi.ru/ rossiiskie-agronovosti/na-lgotnoe-kreditovanie-apk-v-2020-godu-vydeleno-bolee-90-mlrd-rublei.html (дата обращения: 15.03.2019).

9. Попова СА, Рыбкин СА. Развитие инфраструктурных элементов территориальных образований как базы функционирования агроинженерных систем // Научное обозрение. — 2016. — № 24. — С. 96-99.

10. Презентация ведомственного проекта министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Цифровое сельское хозяйство» // Режим доступа: http://mcx.ru/upload/iblock/ 900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf (дата обращения: 16.12.2019).

11. Производство продукции АПК в России в 2019 г. выросло на 2% — замглавы Минсель-хоза [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.finanz.ru/novosti/aktsii/proizvodstvo-produkcii-apk-v-rossii-v-2019-g-vyroslo-na-2percent-zamglavy-minselkhoza-1028743148 (дата обращения: 16.03.2019).

12. Россия снизила импорт продовольствия почти на треть за пять лет Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4053105 (дата обращения: 16.03.2019).

13. Фотина О.В., Галеев М.М. Аграрное образование как основа устойчивого развития сельских территорий // Теория и практика управления сельским хозяйством: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения доктора экономических наук, профессора А.Л. Пустуе-ва. — 2019. — С. 426-432.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.