Научная статья на тему 'АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ'

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды ВНИРО
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РОССИЯ / AGRICULTURAL POLICY / FOOD SECURITY / IMPORT / EXPORT / STATE SUPPORT / RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаков Иван Алексеевич

В статье рассмотрены сущность, направления и результаты аграрной политики, проводимой в период санкционного давления со страны Европейского союза и США. Реализация аграрной политики не позволила достичь некоторых индикаторов Госпрограммы развития сельского хозяйства. Она предусматривает достижение продовольственной безопасности в результате увеличения отечественного производства продуктов питания и импортозамещения на агропродовольственном рынке, а также формирование экспорто ориентированной сельскохозяйственной экономики. Импортозамещение на рынке может осуществляться двумя путями: первый - увеличение производства и повышение конкурентоспособности отечественных товаров и вытеснение с внутреннего рынка импортной продукции; второй - ограничение ввоза иностранных товаров на основе тарифного (пошлин) и нетарифного (квоты, лицензирование ввоза, эмбарго) регулирования, а также субсидирования российских товаропроизводителей. Импортозамещение требует значительных финансовых вложений, и оно зависит от ресурсного обеспечения Госпрограммы. Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2019 г. по сравнению к 2017 г. составил 102,0% при запланированном 105,1%. Поэтому необходимо активизировать привлечение отечественных и иностранных инвестиций для развития отраслей агропромышленного комплекса. В условиях насыщенности внутреннего рынка отдельными видами продуктов питания, высокой конкуренции и снижения платёжеспособного спроса населения ограничены возможности увеличения производства. Наращиванию производства продукции агропромышленного комплекса будет способствовать рост аграрного экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL POLICY IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL SANCTIONS

The article considers the essence, directions and results of the agricultural policy carried out during the period of sanctions pressure from the European Union and the United States. The implementation of the agrarian policy did not allow us to achieve some of the indicators of the State Program for the Development of Agriculture. It provides for the achievement of food security as a result of an increase in domestic food production and import substitution in the agricultural market, as well as the formation of an exportoriented agricultural economy. Import substitution in the market can be carried out in two ways: the first is to increase the production and increase the competitiveness of domestic goods and the displacement of imported products from the domestic market; the second is to restrict the import of foreign goods on the basis of tariff (duties) and non-tariff (quotas, import licensing, embargoes) regulation, as well as the subsidy of Russian producers. Import substitution requires significant financial investments, and it depends on the resource provision of the State Program. The index of the physical volume of investments in the main capital of agriculture in 2019 compared to 2017 was 102.0%, with the planned 105.1%. Therefore, it is necessary to step up the attraction of domestic and foreign investments for the development of agro-industrial sectors. In the conditions of saturation of the domestic market with certain types of food, high competition and a decrease in the effective demand of the population, the possibilities of increasing production are limited. The growth of agricultural exports will contribute to the increase in the production of agricultural products.

Текст научной работы на тему «АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ»

Труды ВНИРО Эк°номика, 2020 г. Том 182

_ международное сотрудничество _

и нормативные правовые основы

s* <J <J

рыбохозяиственнои деятельности

УДК 631.15

Аграрная политика в условиях международных санкций

И.А Минаков

Мичуринский государственный аграрный университет (ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ),

г. Мичуринск

Е-mail: ekapk@yandex.ru

В статье рассмотрены сущность, направления и результаты аграрной политики, проводимой в период санкционного давления со страны Европейского союза и США. Реализация аграрной политики не позволила достичь некоторых индикаторов Госпрограммы развития сельского хозяйства. Она предусматривает достижение продовольственной безопасности в результате увеличения отечественного производства продуктов питания и импортозамещения на агропродовольственном рынке, а также формирование экспорто ориентированной сельскохозяйственной экономики. Импорто-замещение на рынке может осуществляться двумя путями: первый — увеличение производства и повышение конкурентоспособности отечественных товаров и вытеснение с внутреннего рынка импортной продукции; второй — ограничение ввоза иностранных товаров на основе тарифного (пошлин) и нетарифного (квоты, лицензирование ввоза, эмбарго) регулирования, а также субсидирования российских товаропроизводителей. Импортозамещение требует значительных финансовых вложений, и оно зависит от ресурсного обеспечения Госпрограммы. Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2019 г. по сравнению к 2017 г. составил 102,0% при запланированном 105,1%. Поэтому необходимо активизировать привлечение отечественных и иностранных инвестиций для развития отраслей агропромышленного комплекса. В условиях насыщенности внутреннего рынка отдельными видами продуктов питания, высокой конкуренции и снижения платёжеспособного спроса населения ограничены возможности увеличения производства. Наращиванию производства продукции агропромышленного комплекса будет способствовать рост аграрного экспорта.

Ключевые слова: аграрная политика, продовольственная безопасность, импорт, экспорт, государственная поддержка, Россия.

DOI: 10.36038/2307-3497-2020-182-174-181

ВВЕДЕНИЕ

Развитие отраслей агропромышленного комплекса в значительной степени определяется государственной аграрной политикой, которая проводится с целью решения продовольственной проблемы в нашей стра-

не и обеспечения роста жизненного уровня населения.

Аграрная политика предусматривает государственную поддержку отраслей агропромышленного комплекса путём предоставления бюджетных средств, льготного

налогообложения, государственные закупки продукции, регулирование аграрного рынка, интервенций (закупочных и товарных) и залоговых операций.

Для решения продовольственной проблемы и обеспечения роста жизненного уровня сельского населения государственная аграрная политика должна предусматривать повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, сохранение и воспроизводство материальных и трудовых ресурсов, используемых в агропромышленном комплексе, привлечение инвестиций в отрасль, формирование эффективно функционирующего агропродо-вольственного рынка и регулирование цен на нём с использованием рыночных (экономических) методов, поддержание паритета цен на продукцию отраслей агропромышленного комплекса, защиту российских производителей на рынках, снижение уровня безработицы сельского населения и устойчивое развитие сельских территорий. Реализация аграрной политики не позволила достичь некоторых индикаторов Госпрограммы развития сельского хозяйства

Целью исследования является рассмотрение направлений и результатов аграрной политики, проводимой в период санкционно-го давления со страны Европейского союза и США, и обоснование предложений по её совершенствованию.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

При анализе направлений и результатов государственной аграрной политики использовались данные Росстата и Минсель-хоза России, Государственная программа развития сельского хозяйства, статьи в российских и зарубежных периодических изданиях. В качестве методов исследования применялись абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический, расчётно-конструктивный и другие методы. Статистико-экономический метод позволяет всесторонне характеризовать изучаемое явление посредством массовых цифровых данных, поэтому его использовали для анализа состояния и тенденций развития сельскохозяйственного производства, эффективности

функционирования сельскохозяйственных организаций. Монографический метод применялся для изучения деятельности отдельных товаропроизводителей, отличающихся высокими хозяйственными результатами. Расчётно-конструктивный метод позволяет определить пути решения проблемы на перспективу. Он использовался для обоснования предложений по совершенствованию механизма государственного воздействия.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Госпрограмма раскрывает цели, направления механизмы реализации аграрной политики. Задачами государственной аграрной политики являются достижение продовольственной безопасности в результате увеличения отечественного производства продуктов питания и импортозамещения на агропродовольственном рынке, а также формирование экспорто ориентированной сельскохозяйственной экономики. Для решения указанных задач в Госпрограмме предусмотрено к 2025 г. по сравнению с 2017 г. индекс производства сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) довести до 115,1%, индекс физического объёма инвестиций в основной капитал сельского хозяйства — до 121,8%, темп роста аграрного экспорта — до 210,6%; к 2025 г. произведённая добавленная стоимость сельского хозяйства достигнет 5774,3 млрд руб.

Реализация аграрной политики способствовала развитию отраслей агропромышленного комплекса (табл. 1). За 2017-2019 гг. темпы прироста сельскохозяйственной продукции составили 3,8%, пищевой промышленности — 10,0%; произведённая добавленная стоимость сельского хозяйства возросла на 16,2%, рентабельность сельскохозяйственного производства (с учётом дотаций) — на 2,6 процентных пункта.

Рост производства сельскохозяйственной и пищевой продукции, повышение его эффективности обусловлены государственной поддержкой. За анализируемый период объём бюджетных ассигнований федерального бюджета возрос на 33,2%. Сложившаяся система государственной поддержки АПК

Таблица 1. Результаты реализации Государственной программы

2019 г.

Показатели 2017 г. 2018 г.

план факт

Объем ассигнований федерального бюджета, млрд руб. 233,8 249,5 318,3 311,5

Индекс производства сельскохозяйственной продукции(в сопоставимых ценах) к 2017 г., % 100 99,8 102,8 103,8

В том числе растениеводства 100 98,5 102,3 104,5

животноводства 100 101,1 103,5 102,7

Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к 2017 г., % 100 104,9 105,9 110,0

Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к 2017 г., % 100 104,4 105,1 102,0

Темп роста экспорта продукции АПК к 2017 г., % 100 119,3 111,1 118,4

Произведённая добавленная стоимость в сельском хозяйстве, млрд руб. 3263,8 3528,6 3851,7 3794,7

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учётом дотаций), % 12,0 12,5 16,0 14,6

стимулирует развитие производства в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах, сокращая его в хозяйствах населения. За 2017-2019 гг. в структуре продукции сельского хозяйства доля сельскохозяйственных хозяйств увеличилась с 55,2 до 57,7%, фермерских хозяйствах — с 12,4 до 13,7%, а хозяйств населения уменьшилась с 32,4 до 28,6%.

Планируемые результаты государственной поддержки должны быть измеримыми, достижимыми, конкретными, соответствующими контексту и привязанными к временному интервалу. Это предполагает постановку конкретных задач и использование методов их контроля на промежуточных этапах. Проводимые меры государственного воздействия должны обеспечить необходимую результативность [Климентова, Дубо-вицкий, 2020].

Фактические показатели деятельности предприятий АПК превышают индикаторы Госпрограммы. Так, в 2019 г. индекс производства сельскохозяйственной продукции был выше планового на 1,0%-ный пункт, пищевой промышленности — на 4,1, темп роста аграрного экспорта — на 7,3%-х пункта. Просматривается положительная тенденция в наращивании продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Однако, производство некоторых видов про-

дукции (картофеля, крупного рогатого скота на убой, колбасных изделий, муки и крупы и др.) снизилось.

Продовольственная безопасность характеризуется продовольственной независимостью и экономической доступностью продовольствия. Продовольственную независимость характеризует уровень самообеспечения продуктами питания, который в 2019 г. по зерну составил 155,5% при пороговом значение 95%, сахару соответственно 125,4 и 90%, маслу растительному — 175,9% и 90 %, мясу и мясопродуктам — 97,4 % и 85%, молоку и молокопродуктам — 83,9 и 90%, картофелю — 95,1 и 95%, овощам и бахчевым — 87,7 и 90%, фруктам — 40,2 и 60%. В динамике этот показатель растёт, но в ближайшие годы не будет достигнута продовольственная независимость по фруктам, молоку и говядине.

Экономическая доступность по многим видам продукции имеет тенденцию роста и превышает пороговое значение (100%): сахару — 162,5%, хлебным продуктам — 120,8%, растительному маслу — 116,7%, яйцам — 109,6%, мясу и мясопродуктам — 104,1 %. Однако по молоку и молокопро-дуктам (72,0%), фруктам (62,0%), картофелю (98,9%), овощам и бахчевым культурам (77,1%) показатели не достигли порогового значения.

В обеспечении продовольственной безопасности страны важную роль играет им-портозамещение, которое направлено на поддержку отечественного товаропроизводителя и защиту его экономических интересов на внутреннем и внешних рынках [Ми-наков, 2018; 8о1ороп, Мтакоу, 2018].

Реализация Государственной программы позволила сократить импорт продуктов питания. За период с 2013 г. по 2019 г. он сократился 45,0 до 30,0 млрд долл. США, или на 33,3%. В структуре импорта России доля продовольствия и сельскохозяйственного сырья составляет 12,2%. Основными импортными продовольственными товарами являются фрукты (17,1% стоимости аграрного импорта), мясо и мясопродукты (6,3%), молоко и молокопродукты (9,0%), овощи (6,1%).

Реализация Госпрограммы способствовала росту производства многих видов импортозамещающих товаров в России (табл. 2). За 2013-2019 гг. производство фруктов увеличилось на 27,8%, овощей — на 12,0%, молока — на 4,9%, говядины — на 22,0%, сыров — на 68,7%. Однако за указанный период производство картофеля сократилось на 8,1%, крупного рогатого скота на убой (в живом весе) — на 1,5%, колбасных изделий — 9,0%. Такой дисбаланс в производстве продукции АПК обусловлен уровнем и результативностью государственной поддержки.

Импортозамещение на агропродоволь-ственном рынке может осуществляться двумя путями: первый — увеличение производства и повышение конкурентоспособ-

ности отечественных товаров и вытеснение с внутреннего рынка импортной продукции; второй — ограничение ввоза иностранных товаров на основе тарифного (пошлин) и нетарифного (квоты, лицензирование ввоза, эмбарго) регулирования, а также субсидирования отечественных товаропроизводителей. Импортозамещение требует значительных финансовых вложений [Минаков, 2017].

Остро стоит проблема импортозаме-щения в отраслях, производящих средства производства для агропромышленного комплекса. Например, на долю импортного оборудования в мясной промышленности приходится 90-94%, молочной — 70-75%, сахарной — 80-83%. В пищевой и перерабатывающей промышленности из 6,5 тыс. видов используемого оборудования отечественное составляет около 2,0 тыс. наименований [Колончин и др., 2020]. В целях преодоления кризисной ситуации разработаны и приняты стратегии развития машиностроения для АПК. Однако сдерживает реализацию этих документов недостаточный объём средств государственной поддержки.

В условиях насыщенности внутреннего агропродовольственного рынка отдельными видами продуктами питания, высокой конкуренции и снижения платежеспособного спроса населения ограничены возможности роста производства. Наращиванию производства продукции агропромышленного комплекса будет способствовать рост аграрного экспорта [КиНкоу, Мтакоу, 2018].

В сложившихся экономических условиях растёт экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия. За период с 2013

Таблица 2. Производство основной импортозамещающей продукции в России, тыс. т

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Картофель 24021 24284 25406 22463 21708 22395 22075

Овощи 12597 12821 13185 13181 13612 13685 14105

Плоды и ягоды 2739 2780 2676 3056 2863 3337 3500

Крупный рогатый скот на убой (в живом весе) 2864 2855 2820 2777 2138 2798 2821

Молоко 29865 29995 29887 29787 30185 30611 31338

Говядина и телятина 241 228 255 252 262 298 294

Изделия колбасные 2501 2476 2445 2214 2259 2282 2275

по 2019 гг. он увеличился с 16,7 до 25,6 млрд долл. США, или на 54,3%. Его доля в структуре экспорта России составляет 6,0%. Сальдо российского торгового баланса по продукции агропромышленного комплекса отрицательное в размере 4342 млн долл. США. В российском аграрном экспорте преобладает сырьё. В структуре экспорта сельхозпродукции и продовольствия в стоимостном выражении основными товарными позициями явились зерно (31,1%), растительное масло (12,2%), морепродукты и рыба (21,0%).

За годы реализации Госпрограммы увеличился аграрный экспорт (табл. 3). За период с 2013 по 2019 гг. производство зерна возросло с 92,4 до 121,2 млн т, или на 31,2%, семян и плодов масличных культур — 13,2 до 22,8 млн т, или на 72,7%, мяса птицы — с 3538 до 4641 тыс. т, или на 31,2%, масла растительного — с 3640 до 5940 тыс. т, или на 63,2%, сахара — с 4959 до 6273 тыс. т, или на 26,5%, а производство муки и круп сократилось с 11,3 до 10,9 млн т, или на 3,5%. В свою очередь увеличение экспорта положительно влияет на развитие отраслей агропромышленного комплекса. Некоторые товаропроизводители испытывают трудности со сбытом продукции на внутреннем рынке, особенно малые формы хозяйствования из-за неразвитости потребительской кооперации [КиНкоу, Мтакоу, 2019].

Высокий уровень самообеспечения по некоторым видам продукции (зерну, растительному маслу, сахару, мясу птицы и др.) свидетельствует о наличии невостребованной продукции на внутреннем рынке и резервов для развития аграрного экспорта. Однако при формировании экспорто ориентированной аграрной экономики необ-

ходимо учитывать отрицательную сторону экспорта — повышение цен на внутреннем рынке. Для успешного развития экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия необходимо государственное его регулирование с использованием рыночных методов.

В Государственной программе развития сельского хозяйства предусмотрено к 2025 г. довести объём аграрного экспорта до 45 млрд долларов США за счёт создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), создания экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранения торговых барьеров для обеспечения доступа продукции АПК на рынки и создания системы её продвижения и позиционирования.

В 2019 г. на реализацию указанного проекта бюджетное финансирование составило 37,1 млрд рублей. Кроме того, предусмотрена государственная поддержка в виде компенсации части затрат на транспортировку. В 2019 г. она была оказана 168 предприятиям агропромышленного комплекса на сумму 1,7 млрд руб. Дальнейшее увеличение размеров и совершенствование методов государственной поддержки будет способствовать росту экспортных операций, а, следовательно, и наращиванию производства продукции в агропромышленном комплексе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аграрная политика России, проводимая в период секционного давления со стороны стран Европейского союза и США, направлена на формирование продовольственной безопасности в результате импортозаме-щения на агропродовольственном рынке

Таблица 3. Производство экспорто ориентированной продукции в России

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Зерновые культуры, млн т_92,4 105,2 104,7 120,7 135,5 113,3 121,2

Масличные культуры, млн т 13,2 12,9 13,9 16,3 16,5 19,5 22,8

Мясо птицы, тыс. т_3538 3964 4319 4441 4839 4877 4641

Масло растительное, тыс. т 3640 4981 4650 5204 5728 5940 6688

Сахар, тыс. т_4959 5249 5743 5796 6665 6273 7310

Мука и крупы, тыс. т_11253 11322 11330 10907 11034 10937 10834

и формирование экспорто ориентированной сельскохозяйственной экономики. Им-портозамещение на рынке может осуществляться двумя путями: первый — увеличение производства и повышение конкурентоспособности отечественных товаров и вытеснение с внутреннего рынка импортной продукции; второй — ограничение ввоза иностранных товаров на основе тарифного (пошлин) и нетарифного (квоты, лицензирование ввоза, эмбарго) регулирования, а также субсидирования российских товаропроизводителей. Импортозамещение требует значительных финансовых вложений, и оно в значительной степени зависит от ресурсного обеспечения Госпрограммы. Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2019 г. по сравнению к 2017 г. составил 102,0% при запланированном 105,1%. Поэтому необходимо активизировать привлечение отечественных и иностранных инвестиций для развития отраслей агропромышленного комплекса.

В условиях насыщенности внутреннего рынка отдельными видами продуктов питания, высокой конкуренции и снижения платежеспособного спроса населения ограничены возможности увеличения производства. Наращиванию производства продукции агропромышленного комплекса будет способствовать рост аграрного экспорта. Однако при формировании экспорто ориентированной аграрной экономики необходимо учитывать отрицательную сторону экспорта — повышение цен на внутреннем рынке. Для успешного развития экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия необходимо государственное его регулирование с использованием рыночных методов.

ЛИТЕРАТУРА

Климентова Э.А., Дубовицкий А.А. 2020. Результативность государственной поддержки регионального сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 8. С. 36-41.

Колончин К.В., Серегин С.Н., Сысоева Г.В. 2020. Реализация аграрной политики в 2019 году: результаты и преодоление вызовов в новых условиях развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 10. С. 2-15.

Минаков И.А. 2017. Перспективы импортозамеще-ния на региональном агропродовольственном рынке // Вестник Мичуринского ГАУ. № 1. С. 98105.

Минаков И.А. 2018. Формирование продовольственной безопасности на основе импортозамещения на агропродовольственном рынке // Вестник Мичуринского ГАУ. № 1. С. 120-124.

Kulikov I.M., Minakov I. A. 2019. Development of agricultural production cooperation in Russia: issues and prospects // Scientific papers series management, economic in agriculture and rural development. V.19. Is. 1. P. 247-253.

Kulikov I., Minakov I. 2018. Socio-economic Study of the Food Sector: The Supply Side // European Research Studies J.V. 21. Is. 4. P. 174-185.

Solopon V. A., Minakov I. A. 2018. Food Safety in the Sphere of Production and Consumption of Vegetable Products // International J. of Engineering & Technology. V. 7. № 4. P. 523-527.

Поступила в редакцию 15.02.2021 г. Принята после рецензии 17.02.2021 г.

I.A. MINAKOV

Trudy MIRO 2020. Pol. 182

Economics, international cooperation and regulatory bases of fisheries management

Agricultural policy in the context of international sanctions

I. A. Minakov

Michurinsk State Agrarian University (FSBEI HE «Michurinsk SAU»), Michurinsk, Russia

The article considers the essence, directions and results of the agricultural policy carried out during the period of sanctions pressure from the European Union and the United States. The implementation of the agrarian policy did not allow us to achieve some of the indicators of the State Program for the Development of Agriculture. It provides for the achievement of food security as a result of an increase in domestic food production and import substitution in the agricultural market, as well as the formation of an export-oriented agricultural economy. Import substitution in the market can be carried out in two ways: the first is to increase the production and increase the competitiveness of domestic goods and the displacement of imported products from the domestic market; the second is to restrict the import of foreign goods on the basis of tariff (duties) and non-tariff (quotas, import licensing, embargoes) regulation, as well as the subsidy of Russian producers. Import substitution requires significant financial investments, and it depends on the resource provision of the State Program. The index of the physical volume of investments in the main capital of agriculture in 2019 compared to 2017 was 102.0%, with the planned 105.1%. Therefore, it is necessary to step up the attraction of domestic and foreign investments for the development of agro-industrial sectors. In the conditions of saturation of the domestic market with certain types of food, high competition and a decrease in the effective demand of the population, the possibilities of increasing production are limited. The growth of agricultural exports will contribute to the increase in the production of agricultural products.

Keywords: agricultural policy, food security, import, export, state support, Russia. DOI: 10.36038/2307-3497-2020-182-174-181

REFERENCES

Klimentova E.A., Dubovickij A.A. 2020. Rezul'tativnost' gosudarstvennoj podderzhki regional'nogo sel'skogo hozyajstva [Effectiveness of state support for regional agriculture] // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. № 8. S. 36-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kolonchin K.V., Seregin S.N., Sysoeva G.V. 2020. Reali-zaciya agrarnoj politiki v 2019 godu: rezul'taty i preodolenie vyzovov v novyh usloviyah razvitiya [Implementation of agricultural policy in 2019: results and overcoming challenges in the new development environment] // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. № 10. S. 2-15.

Minakov I.A. 2017. Perspektivy importozameshcheniya na regional'nom agroprodovol'stvennom rynke [Prospects for import substitution in the regional agri-food market] // Vestnik Michurinskogo GAU. № 1. S. 98-105.

Minakov I. A. 2018. Formirovanie prodovol'stvennoj bezopasnosti na osnove importozameshcheniya na agroprodovol'stvennom rynke [Formation of food security based on import substitution in the agri-food market] // Vestnik Michurinskogo GAU. № 1. S. 120-124.

Kulikov I.M., Minakov I.A. 2019. Development of agricultural production cooperation in Russia: issues and prospects // Scientific papers series

AGRICULTURAL POLICY IN THE CONTExT OF INTERNATIONAL SANCTIONS

management, economic in agriculture and rural development. V.19. Is. 1. P. 247-253. Kulikov I., Minakov I. 2018. Socio-economic Study of the Food Sector: The Supply Side // European Research Studies J.V. 21. Is. 4. P. 174-185.

Solopon V. A., Minakov I. A. 2018. Food Safety in the Sphere of Production and Consumption of Vegetable Products // International J. of Engineering & Technology. V. 7. № 4. P. 523-527.

TABLE CAPTIONS Table 1. Results of the State Program implementation.

Table 2. Production of the main import-substituting products in Russia, thousand tons. Table 3. Production of export-oriented products in Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.