Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКСПОРТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Кайгородцев А.А.

В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования аграрной политики России. Раскрыта сущность аграрной политики. Результаты анализа состояния сельского хозяйства России свидетельствуют о том, что на фоне тенденции к росту объемов производства продукции растениеводства и животноводства выявлены проблемы с технической оснащенностью сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, сдерживающие повышение эффективности производства. Рассмотрены направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: поддержка сельскохозяйственного страхования; помощь производителям сельхозпродукции, пострадавших в результате стихийных бедствий; возмещение части затрат на развитие материально-технической базы; меры по стабилизации цен на сельхозпродукцию; тарифное и нетарифное регулирование экспорта и импорта сельхозпродукции; субсидирование; соглашения с предпринимателями о недопущении повышения цен; льготное кредитование. Рассмотрены проблемы ипортозамещения и экспортной ориентации производства в сельском хозяйстве. Определены приоритетные меры аграрной политики России: неоиндустриализация; развитие органического сельскохозяйственного производства; развитие малого предпринимательства; развитие сельских территорий; модернизация инфраструктуры продовольственного рынка; совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE AGRARIAN POLICY OF RUSSIA

The article deals with the actual problem of improving the agrarian policy of Russia. The essence of agrarian policy is revealed. The analysis of the state of agriculture in Russia is carried out. Against the background of the trend towards an increase in the production of crop and livestock products, problems with the technical equipment of agricultural enterprises and farms that hinder the increase in production efficiency have been identified. The directions of state support of agricultural producers are considered: support of agricultural insurance; assistance to agricultural producers affected by natural disasters; reimbursement of part of the costs of developing the material and technical base; measures to stabilize prices for agricultural products; tariff and non-tariff regulation of exports and imports of agricultural products; subsidies; agreements with entrepreneurs to prevent price increases; preferential lending. The problems of import substitution and export orientation of production in agriculture are considered. Priority measures of the agrarian policy of Russia have been identified: neoindustrialization; development of organic agricultural production; development of small business; development of rural areas; modernization of the food market infrastructure; improvement of personnel support of the agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

УДК 338.43.02

doi:10.52210/2224669X_2021_4_95

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ А.А. Кайгородцев

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования аграрной политики России. Раскрыта сущность аграрной политики. Результаты анализа состояния сельского хозяйства России свидетельствуют о том, что на фоне тенденции к росту объемов производства продукции растениеводства и животноводства выявлены проблемы с технической оснащенностью сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, сдерживающие повышение эффективности производства. Рассмотрены направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: поддержка сельскохозяйственного страхования; помощь производителям сельхозпродукции, пострадавших в результате стихийных бедствий; возмещение части затрат на развитие материально-технической базы; меры по стабилизации цен на сельхозпродукцию; тарифное и нетарифное регулирование экспорта и импорта сельхозпродукции; субсидирование; соглашения с предпринимателями о недопущении повышения цен; льготное кредитование. Рассмотрены проблемы ипортозамещения и экспортной ориентации производства в сельском хозяйстве. Определены приоритетные меры аграрной политики России: неоиндустриализация; развитие органического сельскохозяйственного производства; развитие малого предпринимательства; развитие сельских территорий; модернизация инфраструктуры продовольственного рынка; совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: аграрная политика, государственная поддержка, сельское хозяйство, агропродовольственный комплекс, импортозамещение, экспортная ориентация.

SOME ASPECTS OF THE AGRARIAN POLICY OF RUSSIA A.A. Kaigorodtsev

Abstract. The article deals with the actual problem of improving the agrarian policy of Russia. The essence of agrarian policy is revealed. The analysis of the state of agriculture in Russia is carried out. Against the background of the trend towards an increase in the production of crop and livestock products, problems with the technical equipment of agricultural enterprises and farms that hinder the increase in production efficiency have been identified. The directions of state support of agricultural producers are considered: support of agricultural insurance; assistance to agricultural producers affected by natural disasters; reimbursement of part of the costs of developing the material and technical base; measures to stabilize prices

for agricultural products; tariff and non-tariff regulation of exports and imports of agricultural products; subsidies; agreements with entrepreneurs to prevent price increases; preferential lending. The problems of import substitution and export orientation of production in agriculture are considered. Priority measures of the agrarian policy of Russia have been identified: neoindustrialization; development of organic agricultural production; development of small business; development of rural areas; modernization of the food market infrastructure; improvement of personnel support of the agro-industrial complex.

Keywords: agrarian policy, state support, agriculture, agro-food complex, import substitution, export orientation.

Аграрная политика является одним из направлений социально-экономической политики, включающих элементы инвестиционной, ценовой, финансовой политики государства, а также политики в области развития сельских территорий. Она ориентирована на обеспечение продовольственной безопасности страны и ее регионов, повышение эффективности производства в агропромышленном комплексе (АПК), увеличение объемов производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, решение ключевых проблем переработки сельскохозяйственного сырья и реализации готовой продукции, рост занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земельных ресурсов, совершенствование внешнеторговой политики [2; 11].

По мнению академика И.Н. Буздалова, в современной аграрной политике России сельское хозяйство рассматривается в качестве «донора», неизбежного хронически отсталого «довеска» к остальным «неаграрным» секторам экономики. Такой подход является тормозом в развитии агропродовольственной сферы, препятствует обеспечению национальной продовольственной безопасности. В связи с этим требуется решительный поворот в общественном сознании к необходимости реализации принципа приоритетного развития сельского хозяйства, его системного преобразования на основе государственной поддержки аграрного сектора экономики в объемах, как минимум, адекватных его доле в ВВП [3, с. 49].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод об актуальности темы настоящей статьи, целью которой является исследование аграрной политики России и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Теоретико-методологической основой исследования являются произведения российских ученых-экономистов по вопросам аграрной политики, а также нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование агропродовольственной сферы РФ.

Эмпирической основой исследования являются данные Рос-стата и информация, содержащаяся в научной литературе.

В процессе исследования были использованы системный подход, а также абстрактно-логический, монографический и экономико-статистический методы анализа.

Состояние АПК. По данным Росстата [19], вся посевная площадь сельскохозяйственных культур в РФ в 2020 г. составила 79 948 тыс. га, что на 22,0 % меньше аналогичного показателя за 1990 г.

В 2020 г. во всех категориях хозяйств насчитывалось 18,0 млн голов крупного рогатого скота - на 34,2 % ниже уровня 1990 г. За 1990-2020 гг. количество лошадей уменьшилось на 17,6 % и составило 1,3 млн голов, пчелосемей - на 16,2 % (2,9 млн голов). За тот же период поголовье свиней увеличилось на 59,3 % и составило 25,85 млн голов, овец и коз - на 39,1 % (21,7 млн голов), птицы - на 149,9 % (519,8 млн голов), северных оленей - на 32,4 % (1,65 млн голов), кроликов - на 103,2 % (3,4 млн голов). Таким образом, за годы рыночных преобразований в стране произошло сокращение поголовья крупного рогатого скота, лошадей и пчел при одновременном увеличении количества свиней, овец, коз, птицы, северных оленей и кроликов.

В результате сокращения поголовья скота в 1990-е гг. производство скота и птицы на убой (в живом весе) сократилось с 15,6 до 6,8 тыс т. Эту тенденцию удалось преодолеть лишь в 2000 г., после чего начался медленный рост объема производства, который через 20 лет достиг уровня 1990 г.

По данным Росстата [19], в 2020 г. объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств увеличился по сравнению с 2015 г. на 27,4 % и составил 6110,8 млрд руб. При этом объем производства продукции растениеводства увеличился на 31,7 % и достиг 3276,9 млрд руб. Объем производства в животноводстве вырос на 22,8 % и составил 2833,9 млрд руб.

Удельный вес продукции растениеводства в общем объеме сельскохозяйственного производства составляет 53,6 %, продукции животноводства - 46,4 %.

Цепные индексы производства продукции сельского хозяйства за 2015-2020 гг. свидетельствуют о том, что в анализируемом периоде общие объемы сельскохозяйственного производства и продукции растениеводства по отрасли в целом и в крестьянских (фермерских) хозяйствах были меньше предыдущего года только в 2018 г. При этом сокращение объемов животноводческой продукции зафиксировано не было.

По совокупности сельскохозяйственных предприятий ни в одном из годов рассматриваемого периода не было зафиксировано снижение общих объемов сельхозпродукции и продукции животноводства, а по продукции растениеводства спад произошел только в 2018 г.

В то же время в хозяйствах населения выявлена тенденция устойчивого сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции: объем производства продукции животноводства ни в одном из годов рассматриваемого периода не превысил уровень предыдущего года, а по общему объему сельхозпродукции и продукции растениеводства незначительный рост был зафиксирован лишь в 2018 г. [19].

За 1990-2020 гг. в сельскохозяйственных предприятиях страны произошло существенное сокращение технической оснащенности производства: количество тракторов уменьшилось в 6,7 раза, плугов -в 9,5 раза, культиваторов - в 7,4 раза, сеялок - в 9,5 раза, комбайнов -в 3,7 раза, свеклоуборочных машин - в 13,3 раза, косилок - в 9,4 раза, пресс-подборщиков - в 4,3 раза, жаток валковых - в 12,9 раза, дождевальных и поливных машин и установок - в 11,9 раза, разбрасывателей твердых минеральных удобрений - в 6,9 раза, машин для внесения в почву органических удобрений - в 15,5 раза, тракторных опрыскивателей и опыливателей - в 4,2 раза, доильных установок и агрегатов - в 11,4 раза.

В результате за 1990-2020 гг. обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами в расчете на 1000 га пашни уменьшилась с 11 до 3, а нагрузка на 1 трактор увеличилась с 95 до 345 га. Количество зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов уменьшилась с 6,6 до 2, кукурузоуборочных - с 12,4 до 0, картофелеуборочных - с 24,5 до 15, льноуборочных - с 21,8 до 9. Количество свеклоуборочных машин сократилось с 16,5 до 2. В результате

площадь посевов, приходящаяся на 1 зерноуборочный комбайн, увеличилась с 152 до 451 га, на 1 кукурузоуборочный комбайн -с 80 до 2974 га, на 1 картофелеуборочный комбайн - с 41 до 66 га, на 1 льноуборочный комбайн - с 46 до 114 га, на 1 свеклоуборочную машину - с 61 до 431 га [19].

Уровень технической оснащенности сельского хозяйства в России значительно хуже, чем в странах, с которыми она конкурирует на мировом рынке зерна. Так, на 1000 га пашни в России приходится 3 трактора и 2 зерноуборочных комбайна, в то время как в Германии 65 тракторов и 11,5 комбайнов, в Канаде - 16 тракторов и 7 комбайнов, в Казахстане - 6,4 тракторов и 2,8 комбайнов [16, с. 89].

Сверхнормативная нагрузка на сельхозтехнику является причиной увеличения степени ее износа и интенсивности выбытия из эксплуатации, уменьшения производительности труда, несоблюдения агротехнических сроков проведения полевых работ, увеличения потерь урожая и ухудшения его качества, и, в конечном счете, отрицательно сказывается на финансовых результатах деятельности сельхозпредприятий и крестьянских хозяйств.

Так, при поздних сроках сева яровых у растений пшеницы уменьшаются кустистость, длина соломины и колоса, число колосков и вес зерен. До 30 % растений имеют повреждения главных стеблей. Кроме того, существенно повышается риск гибели растений от вредителей и болезней [8, с. 70].

Негативные последствия недостаточной технической оснащенности сельхозпредприятий и крестьянских хозяйств являются причиной оказания сельхозпроизводителям государственной поддержки в обновлении машинно-тракторного парка. Так, в 2020 г. парк сельскохозяйственной техники пополнился 13 237 тракторами, 5856 зерноуборочными и 719 кормоуборочными комбайнами. Количество приобретенных тракторов увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 23,3 %, зерноуборочных комбайнов - на 26,6 %, кормоуборочных комбайнов - на 15,2 %.

Обновление машинно-тракторного парка осуществляется при участии АО «Росагролизинг», которое в 2020 г. осуществило поставку сельхозпроизводителям на условиях лизинга 9723 единицы новой техники на сумму 44,7 млрд руб., в том числе 1872 трактора и 1553 комбайна. По сравнению с предыдущим годом количество

единиц поставленной на условиях лизинга сельхозтехники увеличилось на 35,5 %.

Однако обновление парка сельскохозяйственной техники осуществляется медленно: коэффициент обновления тракторов составляет 3,1 %, зерноуборочных комбайнов - 4,8 %, кормоуборочных комбайнов - 4,5 % [6].

Государственная поддержка товаропроизводителей. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предусматривает осуществление различных видов государственной поддержки хозяйствующих субъектов АПК, в том числе [6]:

1. Поддержка сельскохозяйственного страхования. В 2020 г. общая посевная (посадочная) площадь в 60 из 85 субъектов РФ по 2390 просубсидированным договорам страхования урожая составила 5063,1 тыс. га или 6,5 % от всей посадочной площади страны при плане 3,24 %. В 66 из 85 субъектов РФ по 475 договорам страхования было застраховано 8103,4 тыс. условных голов сельскохозяйственных животных или 28,0 % от общего поголовья скота при плане 15,5 %. Общая страховая сумма составила 301,8 млрд. руб., общая страховая премия - 5,4 млрд руб.

2. Бюджетные ассигнования на оказание производителям сельскохозяйственной продукции, пострадавшим в результате стихийных бедствий (засуха, заморозки, сильный дождь и град и т.п.). В 2020 г. на эти цели из федерального бюджета было выделено 926,7 млн руб.

3. Возмещение части прямых затрат на создание (модернизацию) объектов АПК. В 2020 г. государственную поддержку получили 61 инвестиционный проект в молочном животноводстве общей мощностью 73 514 скотомест и 1 проект в овцеводстве мясного направления мощностью 30 тыс. скотомест.

4. Государственное регулирование ситуации на продовольственном рынке и обеспечение стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию. В 2020 г. был введен временный запрет на вывоз из стран ЕАЭС ржи, риса, гречихи, проса, крупы, муки грубого помола, репчатого лука, чеснока, репы и ряда других продовольственных товаров.

5. Льготные таможенные пошлины на ввоз сельскохозяйственной продукции критического ассортимента. В 2020 г. в целях

недопущения в условиях пандемии коронавируса дефицита социально значимых товаров на период с 1 апреля по 30 июня была установлена нулевая тарифная ставка таможенных пошлин при импорте товаров критического ассортимента в государства ЕАЭС. Данная мера распространялась на следующие виды сельскохозяйственной продукции: рожь, рис, гречка, картофель, капуста, морковь, лук, чеснок, перец, соки и готовые продукты для детского питания.

6. Тарифное регулирование экспорта сельскохозяйственной продукции. В целях стабилизации ситуации на внутреннем продовольственном рынке, в 2020 г. устанавливались повышенные ставки таможенных пошлин на вывоз из России за пределы ЕАЭС отдельных видов зерновых и масличных культур.

7. Нетарифные ограничения экспорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции. В 2020 г. в целях сокращения критического недостатка зерна на внутреннем рынке на период с 1 апреля по 30 июня было установлено количественное ограничение экспорта из России зерновых культур в государства, не входящие в ЕАЭС, общим объемом 7 млн т. С 1 июля по 31 августа 2020 г. действовал разрешительный порядок вывоза из РФ семян подсолнечника. Такой режим экспорта был введен в связи с повышением спроса на мировом рынке, так как в условиях пандемии COVID-19 зарубежные торговые партнеры создавали запасы зерна.

8. Субсидирование производителей сельскохозяйственной продукции. В 2021 г. осуществлялось возмещение производителям части расходов на производство и реализацию зерновых культур. Для стабилизации цен на продовольствие предприятиям мукомольной и хлебопекарной отраслей в 2021 г. были выделены субсидии в размере 4,7 млрд руб., предназначенные на компенсацию части затрат на закупку продовольственной пшеницы, а также на реализацию хлеба и хлебобулочных изделий. Кроме того, субсидии предоставлялись на удешевление затрат, связанных с транспортировкой сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

9. Соглашения с предпринимателями. Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство промышленности и торговли РФ 16 декабря 2020 г. заключили действующее до конца первого квартала 2021 г. соглашение с крупнейшими торговыми сетями и производителями продовольственных товаров об установлении

предельной цены реализации сахара в размере 36 руб. за 1 кг, а также предельной розничной цены сахара в размере 46 руб. за 1 кг. 10. Льготное кредитование. Нехватка у хозяйствующих субъектов АПК собственных оборотных средств обусловливает необходимость использования заемных средств. Однако возможности получения ими кредитов ограничены, так как, учитывая высокий уровень рисков, банки, осуществляющие кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, устанавливают непривлекательные для заемщиков условия кредитования, в частности, принимая в качестве залога не все виды основных фондов. В результате высоких процентных ставок возможность получить кредит имеют лишь высокорентабельные организации отрасли, число которых, по оценкам экспертов, не превышает 30 %, а почти 2/3 крестьянских (фермерских) хозяйств лишены доступа к кредитным ресурсам. В целях решения проблем с кредитованием производителей сельскохозяйственной продукции, начиная с 2017 г., Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет их финансовую поддержку в форме льготного кредитования по ставке, не превышающей 5 % годовых [18, с. 34-35]. Льготные краткосрочные кредиты предоставляются на закупку сырья предприятиями макаронной, мясной и молочной промышленности, а также для предприятий, производящих комбикорма для различных подотраслей животноводства.

Политика импортозамещения. В 2014 г. в ответ на санкции стран Запада Россия ввела запрет на импорт мяса птицы, говядины и свинины, рыбы и морепродуктов, молока и молочных продуктов, овощей, фруктов, орехов, взяв курс на импортозамещение [23].

Импортозамещение в агропромышленном комплексе представляет собой особый инструмент аграрной политики, ориентированный на защиту отечественных товаропроизводителей, путем замещения импортируемых сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия продукцией национального АПК, стимулировании производства продовольствия внутри страны [20, с. 167].

Основными задачами импортозамещения являются:

- защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

- уменьшение зависимости от импорта продовольственных товаров;

- гарантированное обеспечение всего населения страны продуктами питания;

- укрепление позиций отечественной сельскохозяйственной продукции на внешних рынках [10, с. 134-135].

Импортозамещение не является самоцелью. Это один из инструментов аграрной политики, способствующий обеспечению продовольственной безопасности государства на основе достижения оптимального соотношения между объемами собственного производства и импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия [10, с. 3].

При определении приоритетных направлений импортозамеще-ния в агропродовольственной сфере следует находить компромисс между продовольственной независимостью и экономической эффективностью [9, с. 127]. Импортируя продовольствие, страна финансирует зарубежных товаропроизводителей, содействует захвату ими национального агропродовольственного рынка и его отдельных сегментов [1, с. 14], однако импортозамещение в неэффективных производствах, без их модернизации, способствует сохранению системных проблем в АПК.

В России наибольшие возможности для импортозамещения имеются в производстве свинины и мяса птицы, молочной продукции, растительного масла, злаков, семян масличных культур [5, с. 171].

Вместе с тем, реализация политики импортозамещения в агро-продовольственной сфере России затруднена вследствие критической зависимости отечественного АПК от поставок зарубежных семян и посадочного материала, генетических и селекционных разработок, гербицидов, пестицидов, кормовых добавок и премиксов, ветеринарных препаратов, сельскохозяйственной техники и оборудования для предприятий перерабатывающей промышленности [21; 22].

Экспортная ориентация АПК. Мы считаем, что импорто-замещение является промежуточным этапом развития российского АПК. Необходимо осуществлять постепенный переход агропромышленного комплекса страны от импортозамещения к экспортной ориентации.

На первом этапе такого перехода необходимо стремиться к тому, чтобы качество отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия было не хуже, а цены на эти товары не превышали цены аналогичных импортных продуктов [12]. В дальнейшем, после насыщения внутреннего рынка, следует наращивать экспорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

При этом следует учитывать, что рост объемов экспорта должен осуществляться не в ущерб отечественному потребителю.

Экспортироваться должна продукция, произведенная сверх объема спроса на нее на внутреннем рынке, который, в свою очередь, должен поддерживаться на уровне, обеспечивающем потребление населением продуктов питания на уровне, не ниже определенного по физиологическим нормам. При этом должна быть обеспечена экономическая доступность продовольствия, то есть возможность приобретения всем населением страны качественных продуктов питания в объемах и ассортименте, соответствующих рациональным нормам потребления. Следовательно, экспортная ориентация производства в российском АПК предполагает не только наращивание объемов производства конкурентоспособных на международных рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия, но и увеличение среднедушевых доходов населения страны до размеров, позволяющих приобретать продукты питания в количестве, соответствующем физиологическим нормами потребления.

В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия, необходимым условием эффективной реализации политики экспортной ориентации АПК является преимущественно инновационный путь развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, являющийся основой производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Необходимо также развивать производство органической сельскохозяйственной продукции, пользующейся большим спросом за рубежом. Из-за значительного неудовлетворенного спроса на нее экспорт органической сельхозпродукции имеет хорошие перспективы на рынке ЕС, особенно во Франции и Германии, емкость рынков данной продукции в которых оценивается в 7 и 11 млрд долл. соответственно. Для сравнения: емкость российского рынка органической сельхозпродукции, по оценкам экспертов, составляет только 160 млн долл.

Россия обладает необходимыми ресурсами для развития органического земледелия. На ее долю приходится 9 % мировых площадей пашни, значительная часть которых не загрязнена излишним количеством минеральных удобрений и ядохимикатов. Однако площадь земель, сертифицированных для производства органической сельскохозяйственной продукции, составляет только 0,4 млн га,

в то время как в Австралии - 17,2 млн га, в Аргентине - 3,1 млн га, в США - 2,2 млн га, в Китае - 1,9 млн га, в Испании - 1,7 млн га [7].

В 2018 г. был утвержден национальный проект (программа) «Международная кооперация и экспорт», в соответствии с которым в 2025 г. экспорт продукции АПК должен составить 45 млрд долл. [13]. Данный проект предусматривает высокий уровень эффективности мер поддержки экспорта агропродовольствен-ной продукции: каждый рубль государственной поддержки должен обеспечить прирост объема экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия как минимум на 6 руб.

В 2020 г. объем экспорта российского АПК составил 29,4 млрд. долл., в том числе экспорт зерновых культур - 10,0 млрд долл., продукции масложировой отрасли - 4,7 млрд долл., рыбы и морепродуктов - 5,3 млрд долл., мясной и молочной продукции - 1,1 млрд долл. Ведущими импортерами российского сельскохозяйственного сырья и продукции ее переработки являются Китай, доля которого составляет 13,7 %, страны Евросоюза (11,3 %), Турция (10,7 %), Египет (6,6 %), Казахстан и Республика Корея (по 5,8 %), Белоруссия (4 %), Украина (2,6 %), Саудовская Аравия и Азербайджан (по 2,4 %) [23].

Для стимулирования процесса экспортной ориентации производства сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки целесообразно использовать следующие инструменты государственной поддержки:

- налоговые льготы;

- прямые и косвенные субсидии экспортерам;

- страхование экспорта сельскохозяйственной продукции;

- льготное кредитование производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции;

- проектное финансирование;

- инвестиции в инновационную и природоохранную деятельность;

- инвестиции в инфраструктуру, в частности в развитие товаропроводящей сети АПК, элементами которой являются оп-тово-распределительные центры, а также потребительские, перерабатывающие и снабженческо-сбытовые кооперативы;

- государственные закупки сельхозпродукции;

- маркетинговое обеспечение экспорта [10].

В результате проведенного анализа были выявлены следующие приоритетные меры аграрной политики России:

- переход к неоиндустриализации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности на основе инновационных технологий и формирования в аграрном секторе экономики вертикально интегрированных структур [15];

- повышение инвестиционной привлекательности органического сельского хозяйства, разработка и внедрение агротехнологий и спецтехники для органического производства, развитие производства биоудобрений и биологических средств защиты растений, пригодных для использования в органическом сельском хозяйстве, продвижение органической сельхозпродукции на внутреннем и мировом рынках [17];

- развитие малых и средних сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств на основе перераспределения в их пользу бюджетного финансирования, развития кооперации в АПК и интеграции крупного агробизнеса с субъектами малого предпринимательства;

- льготное инвестирование проектов по развитию на сельских территориях несельскохозяйственных видов деятельности - сельского туризма, народных промыслов, производства строительных материалов из местного сырья и т.п.;

- стимулирование инвесторов, осуществляющих вложения в развитие сельских территорий [14, с. 8];

- модернизация инфраструктуры продовольственного рынка и повышение степени ее доступности для всех производителей аграрно-продовольственного сектора;

- препятствие установлению межрегиональных торговых барьеров, при закупках сельскохозяйственной продукции и продовольствия в различных регионах [2];

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе для органического сельскохозяйственного производства, так как развитие АПК невозможно без наличия специалистов, обладающих современными компетенциями [4].

Библиографический список

1. Алтухов А.И. Необходимость новой государственной аграрной политики в контексте обеспечения продовольственной независимости страны // Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации: Никоновские чтения. М., 2018.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

2. Антамошкина Е.Н. Агропродовольственная политика России: приоритетные направления и современная специфика // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 2.

3. Буздалов И.Н. Аграрная политика: методологические основы и «особый путь» ее осуществления в России // Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации: Никоновские чтения. М., 2015.

4. ДонникИ.М., Воронин Б.А., Лоретц О.Г., ФатееваН.Б. Государственная аграрная политика в современной России // Аграрный вестник Урала. 2015. № 19 (139).

5. Иваненко И.С. Сбалансированное развитие агропродовольственного комплекса России в условиях импортозамещения // Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации: Никоновские чтения. М., 2018.

6. Итоговый доклад о результатах деятельности Минсельхоза России за 2020 год // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. URL: mcx.gov.ru (дата обращения: 10.10.2021).

7. Кашин В.И. Качественному продовольствию - быть! // Законодательное обеспечение развития агропромышленного комплекса России. М., 2018.

8. Кашин В.И. Укрепить материально-техническую базу // Законодательное обеспечение развития агропромышленного комплекса России. М., 2018.

9. Ксенофонтов М.Ю., Ползиков Д.А. Роль государства в решении перспективных задач развития сельского хозяйства России // Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации: Никоновские чтения. М., 2018.

10. Ломакин П.Н. Обеспечение продовольственной безопасности России: внутренние и международные аспекты: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2017.

11. Найданова Э.Б. Сущность и особенности современной аграрной политики России // SCI-Article. 2016. № 30.

12. Павленко Н.А., Кузнецов В.Ю. Стратегия аграрной политики и ее особенность в обеспечении продовольственной безопасности страны // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 1.

13. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 1). URL: http:// base.garant. ru/72185934/ (дата обращения: 17.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Петриков А.В. Политика сельского развития России: направления и механизмы // Сельские территории в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспективы: Никоновские чтения. М., 2019.

15. Прошкина Л.А. К вопросу о неоиндустриализации экономики России и возможности ее применения к аграрному производству // Продовольственная политика и безопасность. 2015. Т. 2. № 4.

16. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Законодательные аспекты развития материально-технической базы сельского хозяйства» // Законодательное обеспечение развития агропромышленного комплекса России. М., 2018.

17. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Развитие органического сельского хозяйства и производства органической продукции: правовое обеспечение и правоприменительная практика» // Законодательное обеспечение развития агропромышленного комплекса России. М., 2018.

18. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Совершенствование бюджетной поддержки АПК: федеральный и региональный аспекты» // Законодательное обеспечение развития агропромышленного комплекса России. М., 2018.

19. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https:// rosstat. gov.ru/enterprise_economy (дата обращения: 27.08.2021).

20. Семенцов С.Н. Совершенствование управления стратегией импорто-замещения в агропромышленном производстве // Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации: Никоновские чтения. М., 2015.

21. Чекалин В.С. Аграрная политика как фактор устойчивого развития АПК // Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации: Никоновские чтения. М., 2015.

22. Черемисина Т.П. Способна ли Россия к инновационному развитию? // ЭКО. 2009. № 1.

23. Экспорт продукции АПК России в 2020 году увеличился на 20 %. https:// www.alta.ru/external_news/78811/ (дата обращения: 17.10.2021).

А.А. Кайгородцев

доктор экономических наук

академик Российской академии естествознания

Московский финансово-юридический университет МФЮА,

Ярославский филиал

E-mail: kay-alex@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.