УДК 338.12
08.00.00 Экономические науки
ПРОБЛЕМЫ АПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Маханько Галина Валентиновна
д. э. н., доцент, профессор кафедры экономики и
ВЭД
Spin:4229-4773 AuthorID:380317
Кубанский государственный аграрный г.Краснодар, Россия [email protected]
В статье излагаются вопросы, связанные с проблемами АПК Российской Федерации в условиях экономических санкций. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся сложности и неоднозначности социально-экономических условий функционирования АПК России в условиях санкций и антисанкций, а также обстоятельства внутреннего и внешнего характера, влияющие на решение многочисленных проблем обеспечения продовольственной безопасности государства, такие как вступление в ВТО и участие во многих региональных интеграционных объединениях на экономическом пространстве СНГ, запуск в 2015 году нового интеграционного процесса в рамках Евразийского экономического пространства, необходимость импортозамещения по основным видам сельскохозяйственной продукции, системные проблемы в аграрной сфере экономики и сложные внутренние макроэкономические условия и др. В статье проведен анализ производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в Российской Федерации за 2013 -2015годы, и сделан вывод, что в хозяйствах всех категорий наблюдается интенсивный рост, а по итогам 2015 года сохраняется достигнутый в предыдущие годы уровень продовольственной безопасности. При этом, превышены пороговые значения, установленные Доктриной продовольственной безопасности по зерну 99,1% против 95%, по картофелю 97,2% против 95%, по сахару 93,5% против 80% и по растительному маслу84,3 % против 80%. В статье проведен анализ производства основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в РФ за 2013-2015гг., торгово-инвестиционных связей агропромышленного комплекса Российской Федерации, и дан обоснованный вывод о положительных тенденциях в этих направлениях. В статье проанализировано влияние антироссийских санкций на финансово-инвестиционные условия развития
UDC 338.12 Economics
PROBLEMS OF AGRICULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS AND THEIR SOLUTIONS
Makhanko Galina Valentinovna
Doctor of Economics, associate Professor, Professor
of the Chair of economy and foreign trade
Spin:4229-4773
AuthorID:380317
Kuban state agrarian University,
Krasnodar, Russia
In the article, problems of Agro-industrial complex of Russia in the conditions of economic sanctions are considered. External and internal circumstances, which influence the solution of ensuring food security's problems of the state, are examined. In particular, Russia's accession to the World Trade Organization and participation in regional integration associations on economic space of the CIS is considered. The analysis of the Russian Federation's participation in the Eurasian Economic Union is carried out. Need of import substitution agricultural production is considered. System problems in the agrarian sphere of economy and difficult internal macroeconomic conditions are analyzed. In this article, we perform an analysis of agricultural production on categories of farms in the Russian Federation for 2013-2015. The conclusion is drawn that in farms of all categories intensive growth is observed. Following the results of 2015, the level of food security, which was reached in previous years, remains. At the same time, threshold values, which are established by Doctrine to food security, are exceeded. On grain: 99,1% against 95%, on potatoes - 97,2% against 95%, on sugar - 93,5% against 80% and on vegetable oil - 84,3% against 80%. In the article, the analysis of main types of import-substituting food products' production is carried out to the Russian Federation for 2013-2015. Trade and investment communications of the Russian Federation's agro-industrial complex for this period are studied. The valid conclusion about positive tendencies in these directions is given. The influence of the anti-Russian sanctions on financial and investment conditions of Russian agro-industrial complex's development was analyzed. In the article, ways of food security strengthening of the state and processes of import substitution are offered: optimization the forms and mechanisms of agricultural industry's state support, innovative development of branch, increase in availability of credit resources to agricultural producers, preparation and involvement of qualified personnel for agricultural industry, to improve the
агропромышленного комплекса России, кредитования российского аграрного кредитования. В статье предложены пути укрепления продовольственной безопасности государства и процессов импортозамещения, такие как: оптимизация в целях улучшения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства форм и механизмов господдержки, инновационного развития отрасли, повышение доступности кредитных ресурсов для сельхозпроизводителей, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского хозяйства, улучшения социальных условий жизни на селе, а также совершенствования государственного регулирования рынков сельхозпродукции. Сделан вывод, что проблема обеспечения продовольственной безопасности РФ в условиях санкций должна решаться на основе осмысленных долгосрочных и системных решений, исследования и реализации действенной долгосрочной стратегии развития сельского хозяйства, задачей которого является рост жизненного уровня населения страны
social living conditions in the village and state regulation of the agricultural markets. The conclusion is drawn that the problem of Russian ensuring food security in the conditions of sanctions has to be solved on the basis of intelligent long-term and system decisions, on the basis of a research and implementation of the effective long-term strategy to develop the agricultural industry
Ключевые слова: АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС, САНКЦИИ, АНТИСАНКЦИИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ИМПОРТ. ЭКСПОРТ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Keywords: AGROINDUSTRIAL COMPLEX, APPROVALS, ANTIAPPROVALS, SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT, IMPORT. EXPORT, INVESTMENT ATTRACTIVENESS, ECONOMIC SECURITY, FOOD SAFETY
Doi: 10.21515/1990-4665-132-064
Одной из главных мировых проблем, которая никогда не потеряет актуальности, является производство продуктов питания, необходимых для существования человечества. Главное из этого, чтобы этот процесс был непрерывным, так как человек не может не только прекратить потреблять, но и должен увеличивать производство продуктов питания, связанное с непрерывным ростом потребностей и численности населения на земле. Продовольственная безопасность - это такое состояние экономики и агропромышленного комплекса государства, которое, при сохранении и улучшении среды обитания, независимо от внешних и внутренних условий, дает возможность населению страны постоянно приобретать экологически чистые и полезные для здоровья продукты
питания по доступным ценам, в объемах не ниже научно обоснованных норм.
В настоящее время агропродовольственный комплекс РФ вместе с экономикой страны в целом функционируют в сложных социально-экономических условиях. Введение санкций Евросоюзом в отношении РФ было связано с событиями на Украине и вхождением Крыма в состав Российской Федерации. Российское правительство было вынуждено принять ответные меры и 7 августа 2014 г. был создан пакет ответных мер на санкции Евросоюза, США, Австралии, Канады, Норвегии.
В список стран, которые не могут осуществлять ввоз в Россию сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, дополнительно включены Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн и Украина. Данное постановление направлено на распространение специальных ответных экономических мер на отдельные государства с учетом степени их вовлеченности в санкционный режим против нашей страны.
Антисанкции, введенные Россией будут способствовать расширению ниши для отечественных сельскохозтоваропроизводителей, что находит отражение в увеличении объемов производства животноводческой продукции и товаров пищевой промышленности (рис. 1).
^,8
116,9117,8
104 105,6 105,1 105,4*
101,4 101,2
99,3 а-з д
скоти птица молоко яйца Мнсои Мясои Сыры и
субпродукты субпродукты продукты животных птицы сырные
■ 2014 2015
Рисунок 1 - Динамика производства основных видов продукции животноводства и отдельных видов пищевых продуктов 2014-2015гг. (январь-февраль к январю-февралю предыдущего года), %
Преимущественно антироссийские санкции отрицательно сказались на финансово-инвестиционных условиях развития агропромышленного комплекса России. Европейский банк реконструкции и развития с участием фирм Франции и США в июле 2014 году заморозил инвестиции в аграрные проекты на 271 млн. долл., что эквивалентно 45% прямых иностранных инвестиций, привлеченных в АПК РФ в 2014 году. Несмотря на это приток внешних инвестиций в российское сельское хозяйство сохранился. Суммарные привлеченные прямые иностранные инвестиции в сельском хозяйстве снизились лишь на 12% в 2015 году по сравнению с I кварталом 2014 года. Доля во всех ПИИ практически не изменилась и составили 3,6% , в 1,3 раза превысив показатель 2013 года (таблица 1).
Таблица 1 - Торгово-инвестиционные связи АПК РФ
Показатель Ед. изм. 2013 г. 2014 г. 2014 г. янв. -июль 2015г. янв. -июль
Экспорт продукции АПК млрд. долл 13,3 18,9 10,3 8,1
Доля во всем экспорте % 2,6 3,3 3,4 3,9
Доля стран дальнего зарубежья % 68,0 73,0 71,0 72,0
Импорт продукции АПК млрд. долл 42,5 39,7 23,7 14,8
Доля во всем импорте % 13,9 13,8 14,0 14,4
Покрытие импорта экспортом % 31,3 47,6 43,4 54,7
Привлеченные ПИИ, в том числе в: сельское, лесное и рыбное хозяйство % 0,7 0,6 0,09 0,14
пищевую отрасль 5,9 6,4 1,08 0,90
Проанализировав торгово-инвестиционные связи
агропромышленного комплекса Российской Федерации можно сделать вывод, что доля стран Дальнего зарубежья выросла в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 4%. Интенсивный рост отмечается в покрытии импорта экспортом, составив 23,4%, а привлеченные прямые иностранные инвестиции в пищевую промышленность снизились в 2015 году на 5%.
Санкции повлияли и на российское аграрное кредитование. Введение санкций против «Россельхозбанка», который осуществлял кредитования сезонно-полевых работ на 65% и на 40% общее кредитование агропромышленного сектора, а также против «Сбербанка», который осуществлял кредитования сезонно-полевых работ на 30%. , что привело к значительному сокращению возможности привлечения ими внешних финансовых ресурсов. Данная ситуация привела к сокращению для аграрного сектора экономики доступности «внутренних» кредитов из-за фактического удвоения процентных ставок. В начале 2015 года ставки по кредитам выросли до 25-27% ,а в 3 квартале сократились до 18-19%. По оценке Минсельхоза Российской Федерации, сельское хозяйство получило на 5% меньше краткосрочных и на 28% инвестиционных кредитов в первом полугодии 2015 года. В целях недопущения кредитного кризиса Правительство РФ повысило субсидирование по кредитам для АПК до 15%, а «Россельхозбанку» оказало помощь в размере 15 млрд. руб., что привело к сокращению кредитно-инвестиционной базы реализации стратегии продовольственной безопасности России до 2020 года, инвестиционный потенциал которой, по оценкам экспертов, превышает 4 трлн. руб.
Но вместе с тем, страны, которые поддержали антироссийские санкции, не решились распространить их на поставки племенного и семенного материала, технологий, машин и оборудования для ключевых отраслей сельского хозяйства. По оценке Минсельхоза РФ в 2014 году доля посевов импортными семенами составляла от 45% по овощам, по сахарной свекле до 83%. Импорт в 2014 году обеспечил треть российского рынка племенного молодняка молочного скота, тракторов, более 70% рынка оборудования для пищевых отраслей. Производство основных пищевых продуктов на 76% базировалось на импортном оборудовании, причем основные поставки шли из стран - инициаторов антироссийских санкций.
Эти страны обеспечивали 32% поставок тракторов, 55% кормоуборочных комбайнов и оборудования для пищевых отраслей, более 90% пестицидов или компонентов для их производства. Запрет на такие поставки мог бы нанести существенный ущерб сельскому хозяйству России.
Ответной мерой на санкции стал Указ Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» № 560 от 06 августа 2014 года, в соответствии с которым Россия с 7 августа 2014 года ограничила ввоз отдельных видов продуктов питания из стран, поддержавших режим санкций.
Объем импорта продуктов, запрещенных к ввозу из стран: США, ЕС, Австралии, Канады и Норвегии по мясу КРС, свинине, мясу птицы, рыбе, молоку и молочной продукции, овощам и фруктам составит более 8 млрд. долл. Только по мясу и субпродуктам, колбасам, поступавшим ранее из США, потребуется импортозамещение в объеме 276 тыс. т, а поступавшим из ЕС - 484 тыс. тонн (табл. 2,3).[10]
Таблица2 - Объем импорта запрещенных к ввозу продуктов из США, ЕС и других стран_
Продукция США Канада Австралия ЕС Доля общего объема импорта *, %
т тыс. долл т тыс. долл т тыс. долл т тыс. долл
Мясо КРС, свежее или охлажденно е 33 424 8 218 2578 41869 13610 68057 26,2
Мясо КРС, замороженн ое 23 274 36 226 24510 88535 18247 76525 6,8
Свинина свежая, охлажденная или замороженн ая 5937 19001 79360 26276 365488 1304580 73,5
Мясо и субпродукт ы домашней птицы 266476 337604 72 254 94786 51
»Составлено по: http://top.rbc.ru/economics/12/08/2014/942379.shtml
Таблица 3 - Объем импорта запрещенных к ввозу продуктов из США, ЕС и других стран
ция США Канада Австралия Норвегия ЕС Доля от общего объема импорта, %
т тыс. долл т тыс. долл т тыс. долл т тыс. долл т тыс. долл
Рыба и ракообраз ные 19217 76279 36 948 119298 101 952 286224 1141513 114704 215726 54,3
Молоко и мочная продукция 11203 43758 670 4394 416914 1738220 42,8
Овощи и корнепл.о ды 7 444 7 828 3 340 2689 97 80 30 113,6 903818 933943 32,8
Фрукты и орехи 58 749 230966 1870 2081 3285 6906 1535661 1516330 27,4
Колбасы и продукты из мяса 3563 6 028 14244 71483 40,2
Итого: 361442 678402 121562 370787 41774 182100 286924 1146021 3455497 6023252 38
* Составлено по: http://top.rbc.ru/economics/12/08/2014/942379.shtml
Ь«р://ед .kubagro.ru/2017/08/рёГ/64.рёГ
Из-за продления санкций объем запрещённых к ввозу продуктов, из США, ЕС, и других стран по мясу свинины, КРС, птицы, а также рыбе, молочной продукции, овощам, фруктам составил более 8 млрд. долл. По импорту мяса и субпродуктов, колбасе из США необходимо импортозамещение в размере 276 тыс. т, а из ЕС- 484 тыс. т.
Сегодня в агропродовольственном секторе из-за введения экономических санкций решать проблемы связанные с обеспечением продовольственной безопасности стало, с одной стороны, значительно сложнее и затратнее, а с другой стороны - появилась возможность более оперативного их решения, что связано с такими факторами как вступление России в ВТО и участие во многих региональных интеграционных объединениях на экономическом пространстве СНГ; в 2015 году введение нового интеграционного процесса в рамках Евразийского экономического пространства; необходимость импортозамещения; проблемы государственной поддержки АПК и т.д. Перечисленные факторы способствуют созданию совершенно новой социально-экономической ситуации в сельском хозяйстве.
Для оценки результатов реализации государственных мер поддержки АПК необходимо отметить, что по сравнению с функционированием всей экономики страны, сельское хозяйство стабильно развивается, сокращается доля убыточных сельскохозяйственных организаций. Сельское хозяйство по темпам роста производства продукции превысило темпы роста физического объема ВВП. В 2015 году индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 103 %, что выше целевого показателя Госпрограммы, в том числе продукции растениеводства, составившей 102,9% и продукции животноводства -103,1%. Также в 2015 году наблюдалась положительная динамика в пищевой и перерабатывающей промышленности. Индекс производства пищевых продуктов составил 102% в 2015 годупо сравнению с 102,5% в
2014 году, крахмалов и крахмальных продуктов - 102,2%, а также мяса и мясопродуктов - 105%, напитков - 99,1%, молочных продуктов - 102%, табачных изделий - 97%, продуктов мукомольно-крупяной промышленности, растительных и животных масел, жиров - 97,1%, продуктов переработки и консервирования картофеля, фруктов, овощей -98,4%. В 2015 год валовый сбор зерна составил 104,8 млн. т, что на 4,8 % выше соответствующего индикатора Государственной программы и на 0,5 % ниже уровня 2014 года. Все это полностью обеспечивает потребности в продовольственном зерне, а также увеличивает обеспеченность отечественного животноводства зернофуражом. В 2015 году по сравнению с 2014 годом выросли на 14,6 % или 2,7 млн. т валовые сборы сои, овощей открытого и закрытого грунта на 4,2 % или до 16,1 млн. т., сахарной свеклы на 16,5 % или до 39 млн. т, картофеля на 6,8 % или до 31,5 млн. т В 2015 году производство скота и птицы на убой в живом весе составило 13,5 млн. т, что на 4,2 % больше 2014 года. В 2015 году удельный вес отечественного мяса и мясопродуктов в общем объеме его ресурсов повысился по сравнению с 2014 годом на 5,5 п. п. [9]
Наиболее высокими темпами идет наращивание производства птицы на убой, которое выросло на 7,7 % - до 6 млн. т, производство яиц - на 1,6 % , до 42,5 млрд. шт. В 2015 году производство свиней на убой в живом весе выросло на 3,8% - до 4 млн. т, а производство КРС на убой снизилось 1,1% - до 2,9 млн. т. , производство молока составило 30,8 млн. т что соответствует уровню 2014 года. В таблице 4 показано производство продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по РФ за 20132015гг.
Анализ таблицы показывает, что в хозяйствах наблюдается интенсивный рост. Так в 2015 году этот показатель составил 5165,7 трлн. руб., что на 1478,6 меньше, чем в 2013 году. Продукция сельскохозяйственных организаций значительно увеличилась и составила в
2015 году 2658,0 трлн. руб. Также по категориям «Хозяйства населения» и Крестьянско-фермерские хозяйства» отмечается рост.[8]
Таблица 4- Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств
по Российской Федерации (в фактически действовавших ценах, трлн. руб.)
2013г. 2014г. 2015г.
Хозяйства всех категорий
Продукция сельского хозяйства 3687,1 4319,1 5165,7
В том числе: растениеводства 1918,8 2222,5 2791,4
животноводства 1768,3 2096,6 2374,3
Сельскохозяйственные организации
Продукция сельского хозяйства 1756,0 2139,0 2658,0
В том числе: растениеводства 840,6 974,1 1307,2
животноводства 915,4 1164,9 1350,8
Хозяйства населения
Продукция сельского хозяйства 1569,8 1750,3 1932,7
В том числе: растениеводства 800,4 917,9 1024,2
животноводства 769,4 832,4 908,5
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Продукция сельского хозяйства 361,3 429,8 575,0
В том числе: растениеводства 277,8 330,5 460,0
животноводства 83,5 99,3 115,0
По итогам 2015 года сохраняется достигнутый в предыдущие годы уровень продовольственной безопасности. Однако, превышены пороговые значения, установленные Доктриной продовольственной безопасности по зерну 99,1% против 95%, по картофелю 97,2% против 95%, по сахару
93,5% против 80% и по растительному маслу84,3 % против 80% (рисунок 1).
99,1 95 R4 3 93,5 97,2 95 Я1 7 90 Я7 4
1 1 ви 1 ви 1 1 85
Зерно Масло Сахар Картофель Молоко и Мясо и
растительное изсахарнои молокопродукты мясопродукты
свеклы {в пересчете на {в пересчете на
молоко) мясо)
■ 2015 г. Доктрина продовльственной безопасности
Рисунок 2 - Удельный вес отечественной продукции в общем объеме
ресурсов,%
Возрастание темпов роста производства мяса в последние годы позволили в значительной степени компенсировать снижение его импорта в результате запретов в связи с африканской чумой свиней и принятыми ответными мерами. С учётом существенного сокращения импортных поставок мяса и мясопродуктов в 2015 году удельный вес продукции России в общем объёме ресурсов внутреннего рынка прогнозируется на уровне 88,7% (в 2014 году - 81,9%). В РФ совокупное производство мяса продолжает расти и по итогам 2016 года составило около 9,9 млн. т в убойном весе, что на 4,4% выше уровня 2015 года. Такой рост 2016 году связан с свиноводческой отраслью. Производство свинины в России приблизилось к 3,4 млн. т в убойном весе (+9% к 2015 году), из которых около 2,75 млн. т приходится на СХО (+13-14% к 2015 году). [8]
В птицеводстве, рост составил (+3% к 2015 году) и достиг 4,7 млн. т., производства мяса КРС останется на уровне производства 2015 года -1,65 млн. т, что связано с сокращением в секторе ЛПХ. Таким образом, продолжающийся рост производства мяса в России, а также изменение структуры потребления в пользу мяса птицы и свинины, способствовали в 2016г. снижению импортных поставок мясосырья и субпродуктов в Россию. Согласно ИКАР, общий импорт может составить 1,0-1,05 млн. т
по всем категориям, что окажется ниже 10% в общей емкости рынка мясных товаров в России. В настоящее время импортируется в Россию по-прежнему 50 % - говядина и субпродукты, около 30% - свинина, субпродукты и шпик, остальной объем - мясо птицы. К основным экспортерам мяса в РФ, как и в 2015 году относятся страны Латинской Америки и Беларусь, на долю которых соответственно приходится 50% и 28%, Парагвай и Аргентина ввозят 9% и 6% в общем объеме соответственно (общая доля по 4-м странам - 92%). в общем объёме ресурсов внутреннего рынка удельный вес отечественного молока, с учётом сокращения импортных поставок молочной продукции, прогнозируется на уровне 81,2%, что на 4,2 п. п. выше, чем в 2015 году, но ниже установленного доктриной порогового значения - 90%.
Таким образом, снизить импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья помог рост производства сельскохозяйственной продукции в 2015 году, а также действие введенного Россией эмбарго в отношении Канады и Австралии, США, Европейского союза. Также распространение ниши для отечественных
товаропроизводителей на внутреннем рынке АПК и существенная девальвация рубля помог способствовали росту производства сельскохозяйственной продукции.
В результате чего объем импорта сельхозсырья и продовольственных товаров в 2015 году составил 26,5 млрд. долл. против 39,9 млрд. долл. в 2014 году. Объем импорта уменьшился на 33,6 % за счет снижения объемов импорта мяса на 26,7%, сыра и творога на 36,5%,мяса птицы на 44,2%, рыбы на 38,3%.
Согласно представленной статистики видно, что общий объем импорта намного ниже импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Так в структуре товарного импорта удельный вес импорта продовольственных товаров (услуг) и сельскохозяйственного сырья составил в 2015 году 14,5%, по сравнению с 13,9% в 2014 году, при этом 83,8 % объема импорта приходится на страны Дальнего Зарубежья, на СНГ - 16,2%.
В таблице 5 показано производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в РФ.
Таблица 5 - Производство основных видов импортозамещающих
пищевых продуктов в РФ (тыс. тонн).
Показатель 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Мясо крупного рогатого скота парное, остывшее, 178 199 183 203
охлажденное
Мясо крупного рогатого скота подмороженное, замороженное, глубокой заморозки и 36,0 41,6 41,1 51,7
размороженное
Свинина парная, остывшая, охлажденная 942 1232 1438 1655
Свинина подмороженная, замороженная, глубокой заморозки и размороженная 58,5 67,5 87,7 108
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы 3405 3610 3979 4340
мясо парное, остывшее, охлажденное и субпродукты пищевые домашней птицы 2097 2230 2458 2715
мясо подмороженное, замороженное, глубокой заморозки и размороженное и субпродукты 1293 1368 1507 1604
пищевые домашней птицы
Изделия колбасные 2533 2502 2476 2445
Рыба живая, свежая или охлажденная 1399 1461 1167 1175
Ракообразные немороженые; устрицы; водные беспозвоночные прочие, живые, свежие или 44,5 52,7 55,3 67,9
охлажденные
Филе рыбное, мясо рыбы прочее, печень, икра и молоки рыбы свежие или охлажденные 16,1 18,6 21,1 18,8
Рыба (кроме сельди) мороженая, печень, икра и молоки рыбы мороженые 2337 2434 2347 2502
Филе рыбное мороженое 94,3 108 110 123
Сельдь всех видов обработки 515 496 475 461
в том числе мороженая 440 426 401 395
Рыба (кроме сельди) соленая 42,7 46,1 39,2 33,0
Рыба (кроме сельди) копченая 61,4 63,7 61,2 57,2
Рыба сушеная и вяленая 16,2 17,7 16,9 16,1
Изделия балычные 3,7 4,2 4,0 3,1
Морепродукты пищевые 97,7 104 120 97,8
Плодоовощная продукция замороженная 40,2 45,3 45,8 55,4
Плодоовощные консервы, млн. усл. банок 7473 7635 7851 7248
Фрукты, ягоды и орехи сушеные 4,1 10,1 12,0 12,2
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), млн. тонн 11,3 11,5 11,5 11,7
Молоко жидкое обработанное 5267 5386 5348 5447
Сливки 95,2 103 115 121
Творог 396 371 387 416
Масло сливочное 214 225 250 256
Сыры и продукты сырные 451 435 499 589
Продукты молочные сгущенные, млн. усл. банок 873 860 833 828
В РФ в 2015 году значительное увеличение произошло в производстве мяса парного, остывшего, охлажденного и субпродуктов домашней птицы , что составило 2715 тыс. т, что на 618 тыс. т больше чем в 2012 году, производство сыра и сырных продуктов в 2015 году составило 589 тыс. т, что на 154 тыс. т больше чем в 2013 году.
Такой рост производства стимулирует сельхозтоваропроизводителей к экспорту собственной продукции. Экспорт мясных продуктов свинины и птицы увеличился на 20%. По итогам 2015 года РФ произвела сельскохозяйственной продукции для экспорта на 16 млрд. долл, что меньше уровня 2014 г. на 14,8%. При этом 73,9% объема экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства пришлось на страны дальнего зарубежья и 26,1% на СНГ.
В 2016 году наращивание аграрного экспорта происходило по таким традиционным позициям, как: зерновые культуры, в том числе пшеница, ячмень; рыба и рыбопродукты; растительные масла; отходы и остатки пищевой промышленности; шоколад. Перспективными экспортными товарами являются свинина и мясо птицы.
Для укрепления положительной динамики в сельском хозяйстве рассмотрим пути укрепления продовольственной безопасности государства и процессов импортозамещения. Важным направлением укрепления продовольственной безопасности государства и процессов импортозамещения является улучшение условий функционирования сельского хозяйства, основой которого является оптимизация в целях улучшения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства форм и механизмов господдержки, а также инновационного развития отрасли. Немаловажное значение в укреплении продовольственной безопасности государства и процессов импортозамещения имеет повышение доступности кредитных ресурсов для сельхозпроизводителей, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского
хозяйства, улучшения социальных условий жизни на селе, а также совершенствования государственного регулирования рынков сельхозпродукции и др. Большое значение в укреплении продовольственной безопасности государства и процессов
импортозамещения имеет устойчивое развития сельских территорий, т.е улучшение демографической ситуации в сельской местности и обеспечение занятости сельского населения, развитие социальной инфраструктуры, сокращение бедности на селе, благоустройство сельских поселений. Необходимо уделять внимание повышению эффективности использования и воспроизводства земельных ресурсов, расширения посевных площадей, развитию аграрных технологий и росту конкурентоспособности сельского хозяйства. Таким образом государственные интересы развития АПК России, а также обеспечения ее отечественными продуктами должны быть приоритетными настоящее время. Государство вместе с производителями и переработчиками в условиях санкций нужно использовать все имеющиеся механизмы и возможности для увеличения объемов, ассортимента и качества продукции отечественного производства.
В настоящее время особенно в условиях санкций и импортозамещения для АПК России государственная поддержка необходима в виде субсидий, дотаций и различных льгот по кредитованию.
В РФ выделяют меры прямого и косвенного государственного регулирования АПК. К мерам прямого госрегулирования АПК относят поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая заключается в прямых государственных компрессионных платежах, платежах при получении ущерба от стихийных бедствий и т.д. К мерам косвенного госрегулирования АПК относят ценовое вмешательство государства на продовольственном рынке через поддержку внутренних
цен на сельскохозяйственную продукцию, интервенции при закупе сельскохозяйственной продукции, затрат сельхозпроизводителей на приобретение средств производства через получение субсидий на закупку удобрений, ядохимикатов , кормов, ГСМ ,а также уплаты процентов по кредитам.
В РФ финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета ниже, чем в США и странах Евросоюза. Но в России только бюджетными средствами поддержка АПК не ограничивается. Государство должно поддерживать в сфере АПК инновационную деятельность в сфере АПК, где необходимо льготное кредитование организаций, механизмы стимулирования лизинговых операций.
Важнейшей задачей государственного стимулирования АПК является выделение путей инновационно-ориентированной аграрной экономики. Учитывая специфику сельского хозяйства, рассматриваются следующие типы инноваций в АПК: селекционно-генетические, технико-технологические и производственные, организационно-управленческие и экономические, социальные и экологические.
Например, селекционно-генетический тип инноваций в АПК включает в себя: новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений, новые породы, типы животных и птицы, создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям, неблагоприятным факторам окружающей среды.
Сложившаяся ситуация не дает возможность для нормального развития аграрного сектора темпами, достаточными для реального импортозамещения. Необходимо актуализировать нашу аграрную политику в контексте импортозамещения. Но сделать это надо более комплексно и совершенно конкретно, т.е. по каждому виду продовольствия, каждому виду импортируемых материально-технических ресурсов, а также с учетом эффективности основных инструментов
организационно-экономического механизма, призванного обеспечить решение задачи импортозамещения. Стране нужна комплексная программа по решению этой проблемы. В то же время речь не должна идет о полном отказе от импорта продовольственной продукции. Главная задача заключается в том, чтобы импорт не ставил экономику государства в положение его заложника.
Введение Россией антисанкций в отношении стран, которые являлись традиционных поставщиками продовольствия в нашу страну, углубление финансового кризиса создают серьезное напряжение на рынке продуктов питания. В данных условиях остается актуален оперативный мониторинг состояния продовольственной безопасности в стране и в первую очередь - экономического доступа к продовольствию по территориям, группам населения с разными доходами. Исходя из этого назрела необходимость разработки методики мониторинга и анализа состояния продовольственной безопасности в России. Существующие подходы нуждаются в корректировке уточнения информационной базы, набора показателей, характера анализа, выявления неблагоприятных территорий с затрудненным доступом к продовольствию. Необходимо подготовить набор мероприятий в отношении таких территорий, направленных на снижение рисков возникновения негативных социальных явлений.
Таким образом, проблема обеспечения продовольственной безопасности РФ в условиях санкций должна решаться на основе осмысленных долгосрочных и системных решений, исследования и реализации действенной долгосрочной стратегии развития сельского хозяйства, задачей которого является рост жизненного уровня населения страны.
Список использованной литературы:
1. Аналитический центр при Правительстве РФ (2015). Бюллетень о развитии конкуренции. № 11: Продовольственное эмбарго: импортозамещение и изменение структуры внешней торговли.
2. Департамент экономики и государственной поддержки АПК статья «Национальный доклад об итогах работы в АПК за 2015 год».
3. Маханько Г.В., Захаров С. Л. // Формирование эффективного организационного экономического механизма хозяйствования в агропроизводстве. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 107. с. 94-11.
4. Маханько Г.В // Роль АПК Кубани в обеспечении продовольственной безопасности региона и страны. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 106. С. 903916.
5. Мельников А.Б., Чернышева Н.В., Романенко Н.Г. // Обеспечение национального экономического суверенитета России и интеграция ее АПК в глобальное хозяйство. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 10-2. С. 139-142
6. Мельников А. Б. Сценарии развития АПК и обеспечение продовольственной безопасности России. В книге «Новая экономическая реальность, кластерные инициативы и развитие промышленности (ИНПРОМ-2016) Труды международной научно-практической конференции под ред. А.Б. бабктна.2016.С.552-559.
7. Минсельхоз РФ (2014). Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (в редакции от 19.12.2014 г.).
8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз) статья «Основные результаты работы Министерства сельского хозяйства в 2015 году».
9. Минсельхоз РФ (2015). Статья «О ходе и результатах реализации в 2014 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.».
10. http://top.rbc.ru/economics/12/08/2014/942379.shtml
References
1. Analiticheskij centr pri Pravitel'stve RF (2015). Bjulleten' o razvitii konkurencii. № 11: Prodovol'stvennoe jembargo: importozameshhenie i izmenenie struktury vneshnej torgovli.
2. Departament jekonomiki i gosudarstvennoj podderzhki APK stat'ja «Nacional'nyj doklad ob itogah raboty v APK za 2015 god».
3. Mahan'ko G.V., Zaharov S.L. // Formirovanie jeffektivnogo organizacionnogo jekonomicheskogo mehanizma hozjajstvovanija v agroproizvodstve. Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 107. s. 94-11.
4. Mahan'ko G.V // Rol' APK Kubani v obespechenii prodovol'stvennoj bezopasnosti regiona i strany. Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 106. S. 903-916.
5. Mel'nikov A.B., Chernysheva N.V., Romanenko N.G. // Obespechenie nacional'nogo jekonomicheskogo suvereniteta Rossii i integracija ee APK v global'noe hozjajstvo. Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. 2014. № 10-2. S. 139-142
6. Mel'nikov A.B. Scenarii razvitija APK i obespechenie prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii. V knige «Novaja jekonomicheskaja real'nost', klasternye iniciativy i razvitie promyshlennosti (INPR0M-2016) Trudy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii pod red. A.B. babktna.2016.S.552-559.
7. Minsel'hoz RF (2014). Gosudarstvennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gg. (v redakcii ot 19.12.2014 g.).
8. Ministerstvo sel'skogo hozjajstva Rossijskoj Federacii (Minsel'hoz) stat'ja «Osnovnye rezul'taty raboty Ministerstva sel'skogo hozjajstva v 2015 godu».
9. Minsel'hoz RF (2015). Stat'ja «O hode i rezul'tatah realizacii v 2014 godu Gosudarstvennoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gg.».
10. http://top.rbc.ru/economics/12/08/2014/942379.shtml