Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ / ЦИФРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ АГРО- ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпинев Юрий Сергеевич

В статье анализируются инвестиционные риски, присущие сельскому хозяйству, определяются особенности привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс России на современном этапе. Исходя из результатов анализа зарубежного опыта и текущего положения дел в области внедрения цифровых технологий в отечественное сельское хозяйство автор рассматривает основные направления цифровизации отрасли, отмечает препятствующие этому трудности и роль государства в развитии инвестиционной активности в сельскохозяйственном секторе. Предлагает пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шпинев Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INVESTING IN MODERN AGRICULTURE IN RUSSIA

The article analyzes the investment risks inherent in agriculture, determines the features of attracting investments in the agro-industrial complex of Russia at the present stage. Based on the results of the analysis of foreign experience and the current state of affairs in the field of introducing digital technologies indomestic agriculture, the author examines the main directions of digitalization of the industry, notes the obstacles to this and the role of the state in the development of investment activity in the agricultural sector. Offers solutions to identified problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ»

DOI: 10.24412/2072-4098-2022-9252-20-32

Проблемы инвестирования в современное сельское хозяйство России

Ю.С. Шпинев

старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права Российской академии наук (г. Москва)

Юрий Сергеевич Шпинев, shpinev.iurii.sergeevich@mail.ru

Сельское хозяйство наряду с транспортом и промышленностью всегда являлось одной из важнейших отраслей экономики 1. Так было во все времена и во всех странах. И сейчас эта особенная роль сельского хозяйства не утратила своего значения.

Сложная политическая и экономическая ситуация, а также набирающая силу цифровая экономика, наблюдающиеся в последние годы, существенно увеличили роль инвестиций в сельское хозяйство. В связи с этим представляется актуальным исследование особенностей цифровой составляющей отрасли, а также вопросов правового регулирование рассматриваемых правоотношений.

Инвестиционные риски как существенный фактор государственной инвестиционной политики в отрасли

Не секрет, что для успешного функционирования и дальнейшего развития такой сложной отрасли, как сельское хозяйство, нужны инвестиции. Таким образом, важнейшей гарантией развития агропромышленного комплекса представляется наличие надежных стратегических инвесторов, для появления которых должны быть созда-

ны привлекательные, понятные и безопасные условия инвестирования в отрасль.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности России снижение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства представляет собой существенные риски для продовольственной безопасности страны, для нивелирования которых надо максимально быстро настроить межотраслевые отношения и обеспечить привлечение инвестиций в отрасль 2.

Вместе с тем наряду со строительством и добывающей отраслью сельское хозяйство особенно чувствительно к экономическим и политическим кризисам, а во времена таких кризисов размер инвестиций в эту сферу уменьшается особенно заметно 3.

Сельское хозяйство представляется более рискованной отраслью с точки зрения инвестиционной привлекательности ввиду особых условий осуществления хозяйственной деятельности, выражающихся в первую очередь в том, что большинство экономических показателей отрасли существенно зависят от природных и других явлений, на которые человек не может повлиять, несмотря на современное развитие науки и техники 4. Среди специфических особенностей можно выделить:

1 Землякова Г.Л., Самончик О.А., Устюкова В.В. Конституционные основы и земельного права // Государство и право. 2014. № 1. С. 70.

2 См. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106

3 См. Анкудинов А.Б., Дашкин Р.М., Дашкин Э.М., Хасанов Т.И. Детерминанты инвестиционного поведения компаний формирующихся рынков // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 2. С. 356.

4 См. Файзрахманов Д.И., Хайруллина А.Д., Хазеев Л.Ф. Инвестиционные риски в сельском хозяйстве и интеграция механизма их управления в общую систему менеджмента предприятия // Вестник Казанского ГАУ. 2019. № 3 (54). С. 174.

• риск эпизоотий и эпифитотий вопреки всем мерам, предусмотренным человеком;

• существенное влияние природных явлений (засуха, наводнение, ураган, град и т. д.), которые нельзя предсказать на долгосрочную перспективу, на снижение запланированного урожая;

• поголовное уничтожение на определенной территории популяции животных, признанных переносчиками опасных для человека болезней (свиной грипп, уничтожение норок как переносчиков СОУЮ 19);

• переизбыток на мировом или национальном рынке какого-либо сельскохозяйственного продукта по причине большого урожая, что ведет к уменьшению его цены и получению производителем убытков, вместо обоснованно запланированной прибыли.

Естественно, не вызывает сомнения позиция ученых, согласно которой многие из указанных рисков можно застраховать 5, однако, полагаю, это не решит проблему полностью по следующим причинам:

• дополнительные расходы на страхование будут дополнительным финансовым грузом для хозяйств, постоянно нуждающихся в финансировании;

• страховка не сможет покрыть все убытки, а полная страховка будет стоить непомерно больших денег для сельскохозяйственных предприятий;

• отсутствие достаточных предложений от страховых компаний, готовых в полном объеме страховать сельскохозяйственные предприятия;

• даже будучи застрахованным от многих рисков сельскохозяйственное предприятие не станет более привлекательным для инвесторов, поскольку

в настоящее время есть много других отраслей, не имеющих столько рисков, но более инвестиционно привлекательных.

Указанные особенности сельского хозяйства, отрицательно влияющие на инвестиционную привлекательность отрасли, в той или иной мере присущи всем странам - и развитым, и развивающимся. Разница в том, что экономически развитые страны имеют гораздо большую возможность активно участвовать в поддержке и развитии агропромышленного сектора. Нет такой страны, в которой сельское хозяйство активно развивается без какой-либо помощи государства, однако, по мнению ряда авторов, наибольший эффект от финансовой помощи имеет место при увеличении инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий 6.

Учитывая реалии нашей страны, к отмеченным инвестиционным рискам можно добавить следующие:

• кредитные риски, заключающиеся в значительной перекредитованности отрасли, в том числе по причине финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий региональными и федеральными властями;

• технические риски, связанные с изношенностью большей части сельскохозяйственной техники 7;

• санкционные риски, заключающиеся в запрете как на поставки в нашу страну передовых технологий и удобрений, так и на поставку отечественной сельскохозяйственной продукции на традиционные рынки.

Среди основных причин, тормозящих развитие сельского хозяйства в России и способствующих появлению указанных «дополнительных национальных рисков»,

5 Эльдиева Т. М. Современное состояние системы страхования в сельском хозяйстве России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 1. С. 20.

6 См. Валерианов А.А., Корнилова Д.М., Леванова Т.А. Влияние государственной поддержки на инвестиции в сельское хозяйство Чувашской республики // Инновационное развитие экономики. 2018. № 1 (43). С. 43.

7 Подробнее см. Карабут Т. «Росагролизинг» просит денег на пополнение уставного капитала // Известия. 2017. 23.01. URL: https://iz.ru/news/658424

можно выделить такие, как:

• отсутствие достаточного количества собственных средств предприятий;

• высокие банковские проценты;

• непрозрачность и неэффективность государственной поддержки, включая доступность и механизм распределения субсидий;

• существенная изношенность автотракторного парка;

• недостаток инвестиций.

При этом недостаток инвестиций, по мнению многих авторов, является одной из главных проблем, препятствующих развитию сельского хозяйства, поскольку низкая доходность большинства сельскохозяйственных предприятий делает отрасль неинтересной для потенциальных инвесторов 8.

По устоявшемуся в юридической науке мнению, государственная политика в сфере инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве может выражаться как в непосредственном участии в инвестиционной деятельности, так и в создании необходимых благоприятных для инвесторов условий 9.

К деятельности по созданию благоприятных условий можно отнести:

• совершенствование законодательства с целью дополнительной защиты прав инвесторов;

• наращивание льготного кредитования с помощью субсидирования кредитной ставки для привлечения в отрасль коммерческих банков;

• поощрение инновационных подходов к производству, хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции;

• пересмотр механизма начисления амортизации для возможности сельскохозяйственным предприятиям осу-

ществлять текущее воспроизводство основных фондов;

• стимулирование иностранных инвесторов для участия в деятельности сельскохозяйственных компаний;

• участие в организации гарантийно-залоговых региональных фондов для уменьшения инвестиционных рисков;

• использование механизмов антимонопольного законодательства для поддержания разумного соотношения цены на сельскохозяйственную продукцию и расходов на ее производство, транспортировку, хранение и переработку;

• организация информационных центров для оперативного обмена информацией между участниками инвестиционной деятельности;

• предоставление инвесторам налоговых льгот и иных преференций;

• формирование современной рыночной инфраструктуры в отрасли.

В качестве форм непосредственного участия государства в инвестициях в сельское хозяйство можно назвать следующие:

• непосредственное направление бюджетных средств в адрес сельскохозяйственных предприятий с помощью срочных и возвратных инвестиций;

• компенсация предприятиям отрасли затрат на внедрение энергосберегающих технологий;

• улучшение механизма лизинга для создания возможности обеспечения сельскохозяйственных компаний современными средствами производства;

• общая подготовка и финансовое обеспечение крупных инвестиционных программ для соединения региональных и федеральных бюджетов в про-

См., например, Вождаева Н.Г., Волков И.В., Козлов В.А., Павлов А.В. Современные тенденции и проблемы развития сельского хозяйства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 105.

См. Тю Л.В. Развитие инвестиционных процессов в сельском хозяйстве России / в сборнике: Развитие регионального АПК и сельских территорий: современные проблемы и перспективы. Материалы XVI Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию СибНИИЭСХ СФНЦА РАН. Новосибирск, 2020. С. 21.

8

9

цессе реализации важнейших задач отрасли;

• создание достойных условий жизни в сельскохозяйственных регионах, в том числе с помощью установления высокой заработной платы и обеспечения качественного бытового обслуживания;

• предоставление гарантий для уменьшения последствий инвестиционных рисков;

• активное участие в инновационных разработках и их внедрении на предприятиях отрасли.

Также в качестве непосредственного участия государства можно отметить оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сельскохозяйственной сфере 10.

В конечном счете инвестиционная политика должна содействовать обеспечению сельского хозяйства долгосрочными и инвестициями 11, способными содействовать его устойчивому социально-экономическому развитию 12.

В развитых странах основными способами инвестиционной политики государства в области инноваций в сельском хозяйстве является амортизационная политика наряду с прозрачным налоговым стимулированием, а также бюджетные дотации непосредственно компаниям, осваивающим новые виды продукции 13. В зарубежных странах удалось заинтересовать предприятия сель-

ского хозяйства в результативности науки - в одних странах они участвуют в финансировании научных исследований 14, в других - в принятии решения по предоставлению государственных грантов 15. Инвестиционно-инновационное развитие сельского хозяйства должно осуществляться на всех этапах - от возникновения научной идеи до ее воплощения в массовое производство, так как идеи, не нашедшие применения на практике, убыточны для ученых, поскольку в этом случае у них не будет средств для дальнейших исследований. Улучшение сельскохозяйственной инновационной инфраструктуры поможет использовать инвестиционно-инновационный потенциал сельского хозяйства и будет способствовать его дальнейшему развитию, которое должно идти путем взаимовыгодного сотрудничества науки, образования и производства 16.

Таким образом, изложенное позволяет прийти к интересному выводу, согласно которому одна из важнейших для экономики, развития и вообще нормального существования любого государства отрасль экономики обладает существенным набором отрицательных инвестиционных рисков, что негативно влияет на ее инвестиционную привлекательность и создает предпосылки для активного участия государства в ее финансировании и участии.

Значительные усилия государственной инвестиционной политики развитых сель-

10 См. Занковский С.С. Государственное регулирование бизнеса и предпринимательское право // Modern Science. 2021. № 3-1. С. 158.

11 Подробнее см. Ерлыгина Е.Г., Васильева А.Д. Инвестиции в агропромышленный комплекс как фактор устойчивого развития государства // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 10. С. 253-257. URL: https:// doi.org/10.33619/2414-2948/59/25

12 Подробнее см. Семина Л.А. Государственная поддержка развития инвестиционно-инновационной деятельности в регионе // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 11 (109). С. 122.

13 См. Сигарев М.И., Нарынбаева А.С. Стимулирование производства сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития: опыт зарубежных стран // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 9. С. 158.

14 Подробнее см. Рыхтик М.И., Корсунская Е.В. Национальная инновационная система США: история формирования, политическая практика, стратегия развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Международные отношения. Политология. Регионоведение. 2012. № 6 (1). С. 263-268.

15 См. Козлов В.В., Рубцов Н.А. Мировой опыт и варианты его использования в развитии инновационной деятельности в сельском хозяйстве России // Известия ТСХА. 2013. Вып. 3. С. 117.

16 Шпак А, Русакович А. Зарубежный опыт поддержки инвестиционно-инновационной деятельности в аграрном секторе экономики // Наука и инновации. 2020. №. С. 57-62.

скохозяйственных государств направлены на получение новых научных знаний в области сельского хозяйства, внедрение инновационных технологий на практике и развитие цифровой экономикой.

О цифровом сельском хозяйстве

Правительство Российской Федерацией вслед за Всемирным банком под цифровой экономикой понимает трехуровневую экосистему, призванную оказать положительное влияние на развитие нашего общества 17 и включающую:

• сферы деятельности, где осуществляется взаимодействие ее участников;

• платформы и технологии, где создаются компетенции для развития этих сфер;

• среду, включающую нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность и обеспечивающую развитие и взаимодействие первых двух компонентов 18.

В 2018 году президиумом Совета при Президенте Российской Федерации был утвержден Паспорт национальной программы «Цифровая экономика России», основной целью которой является увеличение расходов на переход к цифровой экономике, разработка и внедрение безопасной информационно-телекоммутационной инфраструктуры скоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных (Big Data), доступных всем заинтересованным

лицам, а также отечественного программного обеспечения и оборудования 19.

Для внедрения цифровой экономики в сельское хозяйство Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в

2019 году был принят ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» 20, в котором под цифровым сельским хозяйством понимается сельское хозяйство, использующее инновационные методы на основе цифровых технологий, включающих робототехнику, искусственный интеллект, электронную коммерцию, Big Data, интернет вещей, способных существенно увеличить производительность труда и уменьшить затраты. С целью реализации этого проекта в

2020 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации было принято решение о создании национальной цифровой платформы «Цифровое сельское хозяйство» 21.

Таким образом, в нашей стране развитие цифровой экономики, несмотря на все трудности и недостатки финансирования, постепенно начинает отражаться и на сельскохозяйственной отрасли. Развитие науки, появление новых, в том числе цифровых, технологий открывают совершенно новые горизонты 22. И пока государство только начинает создавать специализированные программы и проекты, бизнес самостоятельно осваивает новые реалии цифровой экономики, хотя движение это происходит крайне медленно. Так, в 2019 году определенные компоненты цифрового сельского хозяйства использовались только в 28 рос-

Путинцева Н.А. Влияние реализации программы «Цифровая экономика» на уровень развития России //

Вестник Коми республиканской Академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. 2021. № 1(31). С. 51-56.

См. распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года №1632-р «Об утверждении

программы «Цифровая экономика Российской Федерации» URL: http://government.ru/docs/28653/ Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). URL: http://government.ru/info/35568/

Министерство сельского хозяйства. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». 2019. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf

Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25 февраля 2020 года № 84 «О создании национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство». URL: https://docs.cntd.ru/document/564437710 Подробнее см. Савенков А.Н., Редникова Т.В. Антарктида: вчера, сегодня, завтра // Государство и право. 2020. № 7. С. 7-24.

сийских регионах, причем речь идет о наиболее простых вариантах использования инновационных технологий, таких как дифференцированный подход при посеве, удобрении и борьбе с сорняками 23. Эти цифры кажутся скромными по сравнению с сельскохозяйственными предприятиями США, Канады и Европы, где цифровые технологии в той или иной степени внедрены примерно в 70 процентах хозяйств 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что и в нашей стране есть направления (например судопроизводство), где цифровые технологии, пусть и преимущественно в информационной составляющей, существенно развились за последние годы 25.

Мировой опыт цифровизации сельского хозяйства свидетельствует о том, что главной задачей цифровизации является непрерывный и системный контроль всего процесса создания прибавочной стоимости «от поля до вилки».

Цифровое сельское хозяйство означает внедрение SMART-технологий в эту отрасль. Понятие SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound) предполагает правильную постановку задач и поиск оптимального пути их решения (в сфере IT-технологий слово «smart» в переводе с английского языка означает «умный»). В цифровом сельском хозяйстве понятие SMART используется в следующих случаях:

1) для сбора и анализа информации (GNSS, GIS, RS, Web, Big Data, Yield monitoring, Soil-test и т. д.);

2) для управления и принятия решений (Crop-, Land-, Livestock-management);

3) для выполнения принятых решений (Variable Rate Technology) 26.

По мнению отечественных ученых, внедрение цифровой экономики в агропро-

мышленный сектор будет способствовать решению многих стоящих перед отраслью задач, среди которых в первую очередь выделяют:

• существенное повышение производительности труда и, как следствие, рост производства сельскохозяйственной продукции за счет оптимизации рабочих процессов, таких как правильная посадка, полив, удобрение, обработка пестицидами и сбор урожая;

• бережное использование водных ресурсов с помощью более точного прогноза погоды и применения электронных датчиков влажности почвы;

• сбор, обработка, хранение и использование в режиме реального времени больших объемов производственной информации, что приведет к существенному ускорению принятия решений и должно сделать такие решения более обоснованными, рациональными и правильными;

• уменьшение операционных издержек ввиду повсеместной автоматизации и роботизации промышленных процессов и, следовательно, снижение количества ошибок, обусловленных человеческим фактором;

• улучшение качества сельскохозяйственной продукции вследствие более современного и системного контроля качества;

• совершенствование животноводства при помощи использования современных технологий, таких, например, как современные электронные датчики, отслеживающие и передающие специалистам данные о состоянии и местоположении животных;

• удаленный мониторинг сельскохозяйственных угодий, а также дистанци-

23 См. Анищенко А.Н. «Умное» сельское хозяйство как перспективный вектор роста аграрного сектора экономики России // Продовольственная политика и безопасность. 2019. Т. 6. № 2. С. 100.

24 Подробнее см. Владимирская Д.А., Звягина Е.М. Цифровизация сельского хозяйства: основной вектор развития отрасли // Известия Международной академии аграрного образования. 2021. № 53. С. 63-67.

25 Подробнее см. Лаптев В.А., Соловяненко Н.И. Элетронное правосудие. Электронный документооборот: научно-практическое пособие / под общей редакцией С.Ю. Чучи. М., 2019.

26 Анищенко А.Н. Указ. соч.

онный анализ сельскохозяйственного оборудования и техники в том числе с целью анализа и прогноза неисправностей 27.

Помимо общей тенденции перехода экономики в цифровую среду, ученые отдельно выделяют предпосылки использования цифровых технологий и искусственного интеллекта в сельском хозяйстве, в частности:

• необходимость повышения качества и количества обрабатываемых в режиме реального времени производственных данных;

• острая необходимость повышения производительности труда в отрасли;

• сложность производственных процес-

сов

28

По мнению экспертного сообщества, определенные факторы способны существенно снизить скорость внедрения определенных цифровых технологий в нашей стране. К таким факторам, в частности, относятся:

• отсутствие необходимых финансов в отрасли, в том числе, как уже было отмечено, по причине наличия существенных инвестиционных рисков;

• недостаток кадров, обладающих современными цифровыми компетенциями, а также неприятие определенной частью сотрудников предприятий цифровых технологий;

• высокая изношенность и моральное устаревание большей части сельскохозяйственной техники и автотракторного парка;

• недостаточное количество надлежащим образом зафиксированных и сохраненных агрономических данных за длительный временной период, а также различных датчиков для получения такой информации в настоящее время, поскольку такая информация

необходима для анализа данных с целью принятия оптимального решения с использованием технологий искусственного интеллекта;

• высокая стоимость современных цифровых технологий и устройств, особенно функционирующих на основе искусственного интеллекта;

• научное и технологическое отставание России от ведущих экономик, особенно в области производственного программного обеспечения, технологий искусственного интеллекта и производства полупроводниковых чипов;

• отсутствие современной инфраструктуры, способной обеспечить функционирование современных технологий, а также бизнес-процессов с использованием цифровых инновационных технологий;

• отсутствие полноценной методики для определения экономической выгоды от внедрения современных цифровых технологий;

• санкционная политика со стороны наиболее развитых западных стран, создающая реальные и потенциальные риски, возникающие из-за ограничения поставок в нашу страну инновационных разработок и технологий, а также племенных животных и новых сортовых высокопродуктивных сельскохозяйственных культур;

• проблемы правового регулирования в сфере цифрового сельского хозяйства.

В последние годы к решению обозначенных проблем приковано внимание ученых практически всех направлений - сельскохозяйственного, экономического, технического, математического, юридического.

Так, для решения кадровой проблемы некоторые исследователи предлагают следующее:

27 См., например, Эльдиева Т.М. Направление использования умных инноваций в сельском хозяйстве // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 6 (366). С. 48.

28 См., например, Скворцов Е.А. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта в сельском хозяйстве региона // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 2. С. 563-576.

• по примеру развитых зарубежных стран осуществить модернизацию аграрного образования, создав единую непрерывную систему школа - техникум - вуз - предприятие, с включением в наблюдательные и попечительские советы таких образовательных предприятий руководителей крупных агропромышленных холдингов и 1Т-компаний;

• поднять престиж сельского хозяйства, для чего превратить эту отрасль в наукоемкую, высокооплачиваемую, с развитой инфраструктурой и низким уровнем социальных и экономических угроз для ее сотрудников;

• увеличить количество бюджетных мест для 1Т-специалистов и т. д. 29.

Для решения проблемы изношенности и устаревания автотракторной техники ученые предлагают создать современный дизель-электрический трактор и оборудовать его цифровыми интеллектуальными системами, призванными обеспечить:

• управление траекторией движения трактора;

• мониторинг состояния узлов, агрегатов и технических параметров;

• отслеживание технологических операций и передачу телеметрии;

• выработку логических решений и взаимодействие с другой техникой в автоматическом режиме и т. д. 30.

Нисколько не сомневаясь в необходимости такого отечественного трактора и его технических характеристиках, считаю необходимым отметить, что, несмотря на все нововведения и цифровые системы, сам трактор будет управляться человеком,

а перевести его на работу в беспилотном режиме планируется «в перспективе». На мой взгляд, уже сейчас, когда бесплотные автомобили тестируются во всех крупных мегаполисах мира, в 2019 году начал тестировать беспилотный вариант автомобиля отечественный «Камаз» 31, современный трактор для цифрового сельского хозяйства априори должен быть беспилотным с момента создания, но иметь возможность управляться как дистанционно, так и непосредственно оператором, находящимся на нем.

Решая вопрос обеспечения предприятий современной сельскохозяйственной техникой, необходимо учитывать, что ее производство представляет собой непростую цепочку, состоящую из представителей совершенно разных отраслей экономики (металлургия, энергетика, приборостроение, нефтяная и химическая промышленность), в результате в машиностроении для сельскохозяйственной отрасли наблюдается мультипликативный эффект инвестиций 32.

Действительно, для перехода к полноценному цифровому сельскому хозяйству необходимо практически полное переоснащение отрасли.

Во-первых, при решении такой грандиозной задачи не обойтись без существенного переоснащения всего парка сельскохозяйственной техники и большинства сооружений. При этом если для использования современных технологий и гаджетов большинство построек в отрасли придется реконструировать, то сельскохозяйственную технику придется менять практически полностью.

Во-вторых, для развития цифрового

29

См., например, Ториков В.Е., Погонышев В.А., Погонышева Д.А., Хвостенко Т.М., Осипов А.А. Актуальные вопросы кадрового менеджмента в рыночных субъектах цифрового сельского хозяйства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 2. С. 105.

Подробнее см. Соловьев Р.Ю., Коломейченко А.В., Чернахов С.В., Гоибов И.В. Необходимость создания дизель-электрического гусеничного трактора для сельского хозяйства // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2021. № 1 (29).

«Камаз» начал тестирование беспилотника. 03.12.2019. URL: https://kamaz.ru/press/news/kamaz_nachal_ testirovanie_bespilotnika/ (Дата обращения: 21.06.2021).

См. Комаров В.В., Пронченко Л.В., Литвинова Н.И. Развитие сельхозмашиностроения и его роль в повышении эффективности сельского хозяйства // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2020. 32 (27). С. 73.

30

31

сельского хозяйства потребуется разработать, произвести и оснастить предприятия большим количеством гаджетов и оборудования, которые до последнего времени совсем не использовались в отрасли, - беспилотные летательные аппараты, цифровые платформы на базе искусственного интеллекта, комплексные системы управления для общего руководства автоматизированным процессом и т. д.

Проблемы недостатка данных, требуемых для полномасштабного применения технологий искусственного интеллекта при полевых точных решениях, присущи всем странам. Именно по этой причине был свернут начатый в 2011 году 1ВМ-проект сельскохозяйственных облачных вычислений, а технологии искусственного интеллекта больше применяются при работе с семенами, удобрениями или пестицидами. Что касается высказываемой учеными точки зрения о возможном снижении стоимости технологий искусственного интеллекта для сельского хозяйства при появлении платформ с открытыми кодами 33, то такие надежды вызывают определенные сомнения, в первую очередь связанные с безопасностью при разработке и применении технологий искусственного интеллекта.

Как уже отмечалось, существуют много способов оказания государственном финансовой помощи сельскохозяйственному сектору, а с развитием цифровой экономики возникают и будут возникать все новые способы и инструменты.

Далее рассмотрим следующие вопросы:

• каким предприятиям должна оказываться государственная инвестиционная поддержка?

• по какому критерию сельскохозяйственная техника будет отнесена к цифровой и инновационной, приобретение которой предоставит хозяйству право на определенные законом государственные преференции?

Представляется, что сегодня необходи-

мо решение этих вопросов по следующим причинам:

• какие бы варианты помощи сельскохозяйственным предприятиям государство не выбрало при переходе к цифровому сельскому хозяйству, без этой помощи такой переход не осуществить, и помощь эта в любом случае будет существенной;

• необходимо создать такие условия, чтобы все бюджетные средства были потрачены исключительно на цифровое развитие отрасли, исключить все возможные профанации и хищения;

• переоборудование отрасли должно быть не просто цифровым, а действительно инновационным, чтобы, во-первых, исключить такие виды инновационные переоснащения, как «установка автоматического GPS-навигатора на трактор 1976 года выпуска», во-вторых, не допустить необходимости следующего переоборудования уже через два-три года (к вопросу о том, что новейшие разрабатываемые трактора не могут в базовом варианте не содержать опцию беспилотного функционирования).

Для реализации столь амбициозных задач необходимо решить множество вопросов, лежащих в таких сферах, как экономика, наука, земледелие, и, конечно, право. Необходимо использовать зарубежный положительный опыт, в первую очередь по созданию единой цепочки наука - образование - производство с возможностью определенного влияния всех этих элементов на государственную инновационно-инвестиционную политику, что существенно упростит и удешевит переход на цифровое сельское хозяйство.

Об особенностях правового регулирования

Исходя из изложенного становится оче-

33 См. Шутьков А.А., Анищенко А.Н. Будущее искусственного интеллекта, нейросетей и цифровых технологий в АПК // Экономика и социум: современные модели развития. 2019. Том 9. № 4. С. 517.

видным, что значительное число отрицательных факторов является следствием недостатка финансирования самой сельскохозяйственной отрасли и тем более инновационных разработок, связанных с ней. Решение этой проблемы лежит как в экономической плоскости (наличие в бюджете необходимых денежных средств для реализации полноценной инвестиционной политики государства по созданию цифрового сельского хозяйства), так и в правовой плоскости (принятие нормативных правовых актов, направленных на увеличение инвестиционной привлекательности отрасли, а также поощрение инвесторов, вкладывающих капиталы в инновационные проекты цифрового сельского хозяйства).

Для ликвидации пробелов правового регулирования цифрового сельского хозяйства отечественными учеными предлагаются такие меры, как:

• введение в основные законы и нормативные акты в сфере сельского хозяйства понятия цифровизации как основного направления государственной аграрной политики;

• приведение сельскохозяйственного законодательства в соответствие с основными документами государственного планирования в области цифровой экономики;

• внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части поддержки отечественных сельскохозяйственных предприятий, активно инвестирующих в цифровые технологии;

• внесение изменений в гражданское и сельскохозяйственное законодательство, связанных с введением в оборот терминов «цифровое сельское хозяйство» и «цифровая экономика»;

• выработка и закрепление новых экономических и технологических нормативов, требований и стандартов 34.

Наиболее целесообразным с точки зрения государственной инвестиционной политики в сфере сельского хозяйства представляется предложение о внесении в законодательные акты норм о поддержке российских производителей, активно инвестирующих в цифровое сельское хозяйство. При этом речь, на мой взгляд, должна идти не столько о внесении в законы положений о каких-то конкретных льготах, компенсациях и преференциях (внести такие изменения как раз несложно), сколько о комплексном подходе к этому вопросу и создании методики, на основании которой государство будет поддерживать инвесторов.

Для определения критериев оказания субсидий предприятиям, инвестирующим в цифровую технику, должны быть разработаны специальные технические регламенты, согласно которым техника должна быть разделена по направлениям использования (животноводство, растениеводство), по виду выполняемых работ, по обрабатываемым культурам и т. д.

Для всех видов техники необходимо определить инновационные решения, которые дадут возможность включить ее в перечень на право получения преференций от государства (беспилотное управление, автоматическая обработка или роботори-зированный сбор урожая с центральным управлением, организация цифрового полива и т. д.). В этом случае разработчик, производитель или приобретатель такой современной техники будет иметь право на государственную помощь.

Все понимают, что сейчас для решения этой задачи существует множество препятствий - от отсутствия методик для определения экономической выгоды от внедрения современных цифровых технологий и разработанных технологий цифрового сельского хозяйства до отсутствия необходимых финансов даже на федеральном уровне и непроработанности правовой стороны вопроса.

34 См. Воронина Н.П. Цифровое сельское хозяйство России: направления совершенствования правового регулирования // Ius Publicum et Privatum. 2020. № 4 (9). С. 19.

Вместе с тем уже сегодня необходимо активно работать над составлением таких регламентов, чтобы развитие прикладной науки и изобретений шло в нужном направлении, а выделяемые бюджетные средства не были потрачены впустую.

Заключение

На основании изложенного представляется возможным сделать несколько обобщающих выводов:

• сельское хозяйство представляет собой одну из важнейших, стратегических отраслей экономики, без развития которой невозможно представить себе ни одну успешную страну, поэтому государство не может не участвовать в ее развитии;

• несмотря на важность сельского хозяйства для развития и нормального существования любого государства, оно обладает существенным набором отрицательных инвестиционных рисков, которые негативно влияют на ее инвестиционную привлекательность, что создает дополнительные предпосылки для активного участия государства в ее финансировании;

• среди основных направлений инвестиционной политики государства в сельском хозяйстве можно выделить затраты на увеличение производства, а также активную разработку, внедрение и использование последних технологических и управленческих достижений;

• важнейшие усилия государственной инвестиционной политики развитых государств направлены на получение новых научных знаний в области сельского хозяйства, внедрение инновационных технологий и развитие цифровой экономики;

• в России процесс перехода к цифровой экономике только начинается как на государственном уровне, так и на уровне самих предприятий, в то

время как в развитых зарубежных странах такая трансформация сельского хозяйства уже идет полным ходом;

• в нашей стране существуют достаточно много факторов, негативно влияющих на развитие цифрового сельского хозяйства, среди которых в первую очередь необходимо выделить хронический недостаток инвестиций, научное и технологическое отставание наряду с санкционной политикой развитых стран, сильную изношенность и устаревание автотракторной техники, а также проблемы правового регулирования в сфере цифрового сельского хозяйства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• учитывая, что без существенного участия государства невозможно перейти к цифровому сельскому хозяйству в целом, а также заменить на современную инновационную технику сельскохозяйственный автопарк, необходимо уже сейчас разрабатывать технические регламенты для такой техники будущего, разработчики, производители и покупатели которой будут иметь возможность пользоваться предусмотренными законами льготами и преференциями.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Землякова Г. Л., Самончик О. А, Устюкова В. В. Конституционные основы и земельного права // Государство и право. 2014. № 1. С. 63-73.

2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106 (дата обращения: 19.06.2021).

3. Анкудинов А. Б., Дашкин Р. М., Дашкин Э. М., Хасанов Т. И. Детерминанты инвестиционного поведения компаний формирующихся рынков // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 2. С. 341-362.

4. Файзрахманов Д. И., Хайруллина А. Д.,

Хазеев Л. Ф. Инвестиционные риски в сельском хозяйстве и интеграция механизма их управления в общую систему менеджмента предприятия // Вестник Казанского ГАУ. 2019. № 3 (54). С. 173-177. DOI: 10.12737/ar ticle_5db99732317e48.92407015.

5. Эльдиева Т. М. Современное состояние системы страхования в сельском хозяйстве России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 1. С. 20-22. DOI: 10.24411/2587-6740-2018-11005.

6. Валерианов А. А, Корнилова Д. М., Леванова Т. А. Влияние государственной поддержки на инвестиции в сельское хозяйство Чувашской республики // Инновационное развитие экономики. 2018. № 1 (43). С. 35-43.

7. Карабут Т. «Росагролизинг» просит денег на пополнение уставного капитала // Известия. 23.01.2017. URL: https://iz.ru/ news/658424 (дата обращения: 19.06.2021).

8. Вождаева Н. Г., Волков И. В., Козлов

B. А., Павлов А. В. Современные тенденции и проблемы развития сельского хозяйства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27).

C. 103-108.

9. Тю Л. В. Развитие инвестиционных процессов в сельском хозяйстве России / в сборнике: Развитие регионального АПК и сельских территорий: современные проблемы и перспективы. Материалы XVI Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию СибНИИЭСХ СФНЦА РАН. Новосибирск, 2020. С. 20-23.

10. Занковский С. С. Государственное регулирование бизнеса и предпринимательское право // Modern Science. 2021. № 3-1. С. 158-164.

11. Ерлыгина Е. Г., Васильева А. Д. Инвестиции в агропромышленный комплекс как фактор устойчивого развития государства // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. № 10. С. 253-257. DOI: 10.33619/24142948/59/25.

12. Семина Л. А. Государственная поддержка развития инвестиционно-инновационной деятельности в регионе // Вестник

Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 11 (109). С. 117-122.

13. Сигарев М. И., Нарынбаева А. С. Стимулирование производства сельскохозяйственной продукции на основе инновационного развития: опыт зарубежных стран // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 9. С. 156-160.

14. Рыхтик М. И., Корсунекая Е. В. Национальная инновационная система США: история формирования, политическая практика, стратегия развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Международные отношения. Политология. Регионоведение. 2012. № 6 (1). С. 263-268.

15. Козлов В. В., Рубцов Н. А. Мировой опыт и варианты его использования в развитии инновационной деятельности в сельском хозяйстве России // Известия ТСХА. 2013. Вып. 3. С. 114-122.

16. Шпак А., Русакович А. Зарубежный опыт поддержки инвестиционно-инновационной деятельности в аграрном секторе экономики // Наука и инновации. 2020. № 10 (212). С. 57-62. DOI: 10.29235/18189857-2020-10-57-62.

17. Путинцева Н. А. Влияние реализации программы «Цифровая экономика» на уровень развития России // Вестник Коми республиканской Академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. 2021. № 1 (31). С. 51-56.

18. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р. URL: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения: 20.06.2021).

19. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16). URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 20.06.2021).

20. Министерство сельского хозяйства. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». URL: https://mcx.gov. ru/upload/iblock/900/900863fae06c02682 6a9ee43e124d058.pdf (дата обращения: 20.06.2021).

21. О создании национальной платформы «Цифровое сельское хозяйство» : приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25 февраля 2020 года № 84. URL: https://docs.cntd. ru/document/564437710 (дата обращения: 20.06.2021).

22. Савенков А. Н., Редникова Т. В. Антарктида: вчера, сегодня, завтра // Государство и право. 2020. № 7. С. 7-24.

23. Анищенко А. Н. «Умное» сельское хозяйство как перспективный вектор роста аграрного сектора экономики России // Продовольственная политика и безопасность. 2019. Т. 6. № 2. С. 97-108. DOI: 10.18334/ ppib.6.2.41384.

24. Владимирская Д. А., Звягина Е. М. Цифровизация сельского хозяйства: основной вектор развития отрасли // Известия Международной академии аграрного образования. 2021. № 53. С. 63-67.

25. Лаптев В. А., Соловяненко Н. И. Эле-тронное правосудие. Электронный документооборот : научно-практическое пособие / под общей редакцией С. Ю. Чучи. М., 2019. 240 с.

26. Эльдиева Т. М. Направление использования умных инноваций в сельском хозяйстве // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 6 (366). С. 46-49. DOI: 10.24411/2587-6740-2018-16094.

27. Скворцов Е. А. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта в сельском хозяйстве региона //

Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 2. С. 563-576.

28. Ториков В. Е., Погонышев В. А, По-гонышева Д. А., Хвостенко Т. М., Осипов А. А. Актуальные вопросы кадрового менеджмента в рыночных субъектах цифрового сельского хозяйства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 2. С. 98-106.

29. Соловьев Р. Ю, Коломейченко А. В., Чернахов С. В., Грибов И. В. Необходимость создания дизель-электрического гусеничного трактора для сельского хозяйства гусеничного трактора для сельского хозяйства // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2021. № 1 (29).

30. «Камаз» начал тестирование бес-пилотника. 03.12.2019. URL: https://kamaz. ru/press/news/kamaz_nachal_testirovanie_be spilotnika/ (дата обращения: 21.06.2021).

31. Комаров В. В., Пронченко Л. В., Литвинова Н. И. Развитие сельхозмашиностроения и его роль в повышении эффективности сельского хозяйства // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2020. 32 (27). С. 71-76.

32. Шутьков А. А., Анищенко А. Н. Будущее искусственного интеллекта, ней-росетей и цифровых технологий в АПК // Экономика и социум: современные модели развития. 2019. Том 9. № 4. С. 508-522. DOI: 10.18334/ecsoc.9.4.100454.

33. О развитии сельского хозяйства : Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ // Российская газета. 2007. № 2.

34. Воронина Н. П. Цифровое сельское хозяйство России: направления совершенствования правового регулирования // Ius Publicum et Privatum. 2020. № 4 (9). С. 18-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.