Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ'

ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСПОДДЕРЖКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесняк Антонина Александровна, Найданова Эржена Батожаргаловна, Полянская Наталья Михайловна

Значительная часть регионов России расположена в экстремальной природно-климатической зоне, сельхозтоваропроизводители которых осуществляют свою деятельность в сложных, экономически неблагоприятных условиях. Типичным представителем таких регионов является и Республика Бурятия - субъект в составе Дальневосточного федерального округа. Без инвестиций, в том числе с господдержкой, развитие села в таких регионах затруднительно, а порой и вовсе невозможно. Аграрный сектор Бурятии в последнее десятилетие функционирует динамично: объем сельскохозяйственной продукции до 2016 г. возрастал, но затем в некоторой мере стал снижаться; в то же время увеличилась доля сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств в структуре производства продукции. Обеспеченность тракторами и зерноуборочными комбайнами за последние годы сократилась в несколько раз при увеличении нагрузки на единицу техники. В сложившихся условиях сельскохозяйственные организации нуждаются в более полном обеспечении материально-техническими ресурсами и поголовьем животных. Инвестиционная активность в отрасли до 2015 г. была невысокой, что не способствовало ее развитию. Однако с началом реализации госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» достигнуты положительные результаты. Возросли абсолютные и относительные финансовые показатели деятельности сельскохозяйственных организаций. За время реализации госпрограммы финансовый результат в животноводстве возрос более чем в 10 раз, в растениеводстве - на 18 %. Общий объем программных инвестиций в сельское хозяйство региона постепенно снижается при изменении структуры источников их финансирования. Вместе с тем наращивание национальных и иностранных инвестиций в сельское хозяйство преследует масштабную, стратегическую цель - рост эффективности аграрной сферы, повышение уровня продовольственного обеспечения и качества жизни населения региона. Предложены приоритетные направления развития сельского хозяйства региона на основе активизации инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесняк Антонина Александровна, Найданова Эржена Батожаргаловна, Полянская Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT AS AN AGRICULTURE DEVELOPMENT FACTOR IN A REGION WITH EXTREME NATURAL CONDITIONS

A significant part of the regions of Russia is located in an extreme natural and climatic zone, agricultural producers of which operate in difficult, economically unfavorable conditions. The Republic of Buryatia, a constituent entity of the Far Eastern Federal District, is also a typical representativeof such regions. Without investments, including with state support, rural development in such regions is difficult, and sometimes even impossible. The agrarian sector of Buryatia has been functioning dynamically in the last decade: the volume of agricultural production increased until 2016, but then began to decline to some extent; at the same time, the share of agricultural organizations and farms in the structure of production increased. The provision of tractors and combine harvesters in recent years has decreased several times with an increase in the load per unit of equipment. Under the current conditions, agricultural organizations need more complete provision with material and technical resources and livestock. Investment activity in the industry until 2015 was low, which did not contribute to its development. However, with the beginning of the implementation of the state program "Development of the agro-industrial complex and rural areas in the Republic of Buryatia", positive results have been achieved. The absolute and relative financial indicators of the activities of agricultural organizations have increased. During the implementation of the state program, the financial result in animal husbandry has increased more than 10 times, in crop production - by 18%. The total volume of program investments in agriculture in the region is gradually decreasing with a change in the structure of the sources of their financing. At the same time, building up national and foreign investments in agriculture pursues a large-scale, strategic goal - increasing the efficiency of the agricultural sector, increasing the level of food supply and the quality of life of the region's population. Research proposes the priority directions for the development of agriculture in the region based on the intensification of investment activity.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ»

Научная статья

УДК 330.322.21 001: 10.36718/2500-1825-2021-3-64-82

ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА С ЭКТРЕМАЛЬНЫМИ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ

Антонина Александровна Колесняк

Красноярский государственный аграрный университет, профессор кафедры государственного, муниципального управления и кадровой политики, доктор экономических наук, доцент, Красноярск, Россия, kolesnyak.antonina@yandex.ru Эржена Батожаргаловна Найданова

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, доцент кафедры экономической теории, мировой экономики, государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук, доцент, Республика Бурятия, Улан-Удэ, Россия, erzhena_bolotova@mail.ru Наталья Михайловна Полянская

Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, кандидат экономических наук, доцент, Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия, natali_mz@mail.ru

Значительная часть регионов России расположена в экстремальной природно-климатической зоне, сельхозтоваропроизводители которых осуществляют свою деятельность в сложных, экономически неблагоприятных условиях. Типичным представителем таких регионов является и Республика Бурятия - субъект в составе Дальневосточного федерального округа. Без инвестиций, в том числе с господдержкой, развитие села в таких регионах затруднительно, а порой и вовсе невозможно. Аграрный сектор Бурятии в последнее десятилетие функционирует динамично: объем сельскохозяйственной продукции до 2016 г. возрастал, но затем в некоторой мере стал снижаться;

Л С

в то же время увеличилась доля сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств в структуре производства продукции. Обеспеченность тракторами и зерноуборочными комбайнами за последние годы сократилась в несколько раз при увеличении нагрузки на единицу техники. В сложившихся условиях сельскохозяйственные организации нуждаются в более полном обеспечении материально-техническими ресурсами и поголовьем животных. Инвестиционная активность в

© Колесняк А.А., Найданова Э.Б., Полянская Н.М., 2021

Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2021. № 3. С. 64-82.

отрасли до 2015 г. была невысокой, что не способствовало ее развитию. Однако с началом реализации госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» достигнуты положительные результаты. Возросли абсолютные и относительные финансовые показатели деятельности сельскохозяйственных организаций. За время реализации госпрограммы финансовый результат в животноводстве возрос более чем в 10 раз, в растениеводстве - на 18 %. Общий объем программных инвестиций в сельское хозяйство региона постепенно снижается при изменении структуры источников их финансирования. Вместе с тем наращивание национальных и иностранных инвестиций в сельское хозяйство преследует масштабную, стратегическую цель - рост эффективности аграрной сферы, повышение уровня продовольственного обеспечения и качества жизни населения региона. Предложены приоритетные направления развития сельского хозяйства региона на основе активизации инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционная активность, сельское хозяйство, продовольственная безопасность, господдержка, агропромышленный комплекс

INVESTMENT AS AN AGRICULTURE DEVELOPMENT FACTOR IN A REGION WITH EXTREME NATURAL CONDITIONS

Antonina A. Kolesnyak

Krasnoyarsk State Agrarian University, Professor at the Department of State, Municipal Management and Personnel Policy, Doctor of Economics, Associate Professor, Krasnoyarsk, Russia, kolesnyak.antonina@yandex.ru Erzhena B. Naidanova

East Siberian State University of Technology and Management, Associate Professor at the Department of Economic Theory, World Economy, State and Municipal Management, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Russia, erzhena_bolotova@mail.ru Natalia M. Polyanskaya

Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Associate Professor at the Department of Accounting and Finance, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, natali_mz@mail.ru

A significant part of the regions of Russia is located in an extreme natural and climatic zone, agricultural producers of which operate in difficult, economically unfavorable conditions. The Republic of Buryatia, a constituent entity of the Far Eastern Federal District, is also a typical representative

of such regions. Without investments, including with state support, rural development in such regions is difficult, and sometimes even impossible. The agrarian sector of Buryatia has been functioning dynamically in the last decade: the volume of agricultural production increased until 2016, but then began to decline to some extent; at the same time, the share of agricultural organizations and farms in the structure of production increased. The provision of tractors and combine harvesters in recent years has decreased several times with an increase in the load per unit of equipment. Under the current conditions, agricultural organizations need more complete provision with material and technical resources and livestock. Investment activity in the industry until 2015 was low, which did not contribute to its development. However, with the beginning of the implementation of the state program "Development of the agro-industrial complex and rural areas in the Republic of Buryatia", positive results have been achieved. The absolute and relative financial indicators of the activities of agricultural organizations have increased. During the implementation of the state program, the financial result in animal husbandry has increased more than 10 times, in crop production - by 18%. The total volume of program investments in agriculture in the region is gradually decreasing with a change in the structure of the sources of their financing. At the same time, building up national and foreign investments in agriculture pursues a large-scale, strategic goal - increasing the efficiency of the agricultural sector, increasing the level of food supply and the quality of life of the region's population. Research proposes the priority directions for the development of agriculture in the region based on the intensification of investment activity.

Keywords: investments, investment activities, investment activity, agriculture, food security, state support, agro-industrial complex

Введение. Сельское хозяйство - стратегически значимая отрасль обеспечения продовольственной безопасности и развития экономики страны. Вместе с тем прогрессивное развитие аграрного сектора определенным образом способствует поступательному развитию других отраслей - машиностроения, транспорта, перерабатывающих производств, химической промышленности, торговли, туризма. Современные условия жизни общества требуют высоких темпов развития экономики, быстрого реагирования на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Соответственно для получения наибольшей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов во всех сферах народного хозяйства следует уделять особое внимание качеству факторов производства, в первую очередь, состоянию материально-технической базы. Одним из путей, позволяющих

обновлять и модернизировать основные фонды, является инвестирование. Значимым инструментом, способствующим росту объемов сельскохозяйственного производства, выступают государственные программы, в том числе с инвестиционными составляющими. В Республике Бурятия до начала реализации госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» аграрная отрасль функционировала не достаточно интенсивно и эффективно. Растениеводство было убыточным: на каждую тысячу рублей затрат организации республики получали 29 рублей убытка. Рентабельность животноводства находилась на низком уровне, сальдированный финансовый результат был крайне невысоким. За время реализации госпрограммы финансовый результат в животноводстве возрос более чем в 10 раз, в растениеводстве - почти на 18 %. Следовательно, инвестиционные программы важны и необходимы агропродовольственной сфере.

Поэтому привлечение инвестиций в сельское хозяйство актуально для любого региона, в особенности - для регионов с экстремальными природными условиями. Многие хозяйства в таких регионах не имеют достаточно надежной материально-технической оснащенности для полноценного развития отрасли, не в состоянии развиваться только за счет собственных ресурсов.

Цель исследования: предложить приоритетные направления развития сельского хозяйства региона на основе активизации инвестиционной деятельности.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- проанализированы основные параметры развития сельского хозяйства;

- выполнена оценка состояния материально-технической базы отрасли;

- исследованы меры государственной поддержки отрасли в процессе реализации госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия»;

- обоснована необходимость государственной инвестиционной поддержки сельского хозяйства;

- выявлены основные тенденции развития инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве;

- определены основные направления развития сельского хозяйства региона на основе активизации инвестиционной деятельности.

Материалы и методы исследования. В исследовании использовались методы: индукции, дедукции, абстрактно-логический, аналитический, сравнительного анализа.

Информационную основу исследования составили научные труды, статистические базы данных, материалы госпрограммы, интернет-ресурсы.

Результаты исследования и их обсуждение. Инвестиционный вопрос особенно актуален для сельскохозяйственной отрасли, выступающей источником обеспечения продовольственными ресурсами регионов и всей страны [1]. Вместе с тем аграрная сфера характеризуется сравнительно невысокой эффективностью деятельности. По мнению ведущих ученых, важнейшей из внутренних системных проблем в развитии сельского хозяйства является «хроническая инвестиционная недостаточность», которая во многом предопределяется сравнительно «низкой и неустойчивой доходностью большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и значительной их закредитованностью при ограниченной доступности к субсидированным инвестиционным кредитам» [2]. Регионы же с экстремальными природными условиями в наибольшей мере нуждаются в комплексных инвестициях и государственной поддержке агропродовольственного сектора. Ресурсная база сельскохозяйственных организаций в таких регионах продолжает сокращаться, а рентабельность значительно зависит от предоставляемых субсидий [3].

Республика Бурятия - регион, который с 2018 г. входит в состав Дальневосточного федерального округа. Бурятия граничит с Иркутской областью, Забайкальским краем, Монголией. Территория Бурятии находится в зоне рискового земледелия, и сельскохозяйственная деятельность осуществляется в экстремальных природно-климатических условиях [4]. Республика характеризуется резко континентальным климатом: зима морозна, продолжительна, малоснежна, а лето кратковременно и засушливо. Характерной чертой климата являются значительные колебания его элементов, что связано с ландшафтной дифференциацией территории в зависимости от высоты местности, близости озера Байкал и в целом горно-котловинного рельефа территории [5]. Вместе с тем, согласно некоторым оценкам, Бурятия входит в двадцатку регионов, имеющих достаточно высокий потенциал природных ресурсов для привлечения иностранных инвестиций [6].

Регион располагает довольно большой площадью земельных ресурсов для развития сельского хозяйства. Так, на начало 2021 г. площадь сельскохозяйственных угодий составила 3 145,1 тыс. га, в том числе пашни - 831,4 тыс. га [7]. В структуре сельскохозяйственных угодий наибольший удельный вес занимают сенокосы - 36,6 % и пастбища - 28,4 %. Почвы характеризуются относительно низким плодородием и постоянно подвержены ветровой и водной эрозии.

В структуре сельскохозяйственного производства преобладает животноводство, на которое приходится порядка 3/4 аграрной продукции (рис. 1).

2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011

11204,5

5519,2

10694,4

I 16492,7

10719,6

5613,4

11701

16213,5

15012

6102,4

11650,7

5845,1

10885,6

17314,4 17753,1

5389,6

8809,4

5649,2 8035,

14

13684,4

8438,9

3683,7

6918

13043,5

I 16730,7

138,9

10601,7

5000

10000

15000

I животноводство растениеводство I всего

20000

6

0

Рис. 1. Продукция сельского хозяйства в Республике Бурятия, млн руб. (на начало года)(составлено по источнику [7])

В составе животноводческой продукции наибольшую долю занимает мясо-молочная продукция. Под влиянием экстремальности природных условий предпочтение отдается прежде всего традиционной отрасли -мясному скотоводству и укреплению его кормовой базы [4]. В рассматриваемом периоде стоимость продукции отрасли возросла. Так, в 2020 г. в сравнении с 2019 г. объем продукции сельского хозяйства возрос на 1,7 %, в то время, как, например, в 2012 г. относительно 2011 г. прирост составил 23,0 %. Таким образом, даже с учетом ценового фактора в последние годы в регионе наблюдается замедление темпов роста объемов аграрного производства.

В 2015-2016 гг. республика получила максимальный за рассматриваемый период объем продукции сельского хозяйства. Это можно объяснить значительным увеличением финансовых вложений и государственной поддержки в рамках реализации программы по импортозаме-щению, реализация которой была начата в 2014 г. в ответ на санкции в адрес России.

Параметры развития сельскохозяйственной отрасли республики по категориям хозяйств свидетельствуют о том, что наибольшая доля объе-

мов производства аграрной продукции приходится на хозяйства населения (рис. 2).

Рис. 2. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, % (на начало года)(составлено по источнику [у])

Удельный вес продукции, произведенной в хозяйствах населения, постепенно снижается на фоне роста доли продукции сельхозорганиза-ций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Эта тенденция объясняется ростом субсидированной господдержки крестьянских (фермерских) хозяйств.

Основным капиталом и средством производства в аграрной сфере являются земля и основные фонды [8]. Для обеспечения эффективности своей деятельности предприятиям нужно иметь материально-техническую базу, позволяющую осуществлять бесперебойную работу всех технических и технологических систем. В животноводстве специфика деятельности заключается в использовании продуктивных животных (скота и птицы), а также применении автоматизированных механизмов ухода за животными и получении продукции (молока, мяса, шерсти, яиц и др.). В растениеводстве для повышения урожайности и валового сбора необходима соответствующая обеспеченность самоходными машинами и другими механизмами.

Оценка материально-технических ресурсов аграрного сектора Бурятии свидетельствует о снижении уровня обеспеченности сельскохозяйственной техникой (табл. 1).

Таблица 1

Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами (на начало года)*

Показатель Год а\ ° й П 3

2011 2014 2017 2019 2020 * 8 к

Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. 3,8 2,6 1,0 1,0 1,0 26,3

Приходится пашни на один трактор, га 266 384 763 851 941 353,7

Приходится на 1000 га посевов (посадки) соответствующих культур, шт.: комбайнов зерноуборочных 4,5 3,5 2,0 3,0 3,0 66,7

картофелеуборочных 28,2 32,2 11 11 10 35,5

Приходится посевов (посадки) соответствующих культур, га: на один комбайн зерноуборочный 224 282 415 347 367 163,8

картофелеуборочный 36 31 94 89 105 291,7

* Составлено по источнику [7].

За период с 2011 по 2020 г. значительно (в 3,8 раза) снизилась оснащенность пашни тракторами и соответственно возросла рабочая нагрузка на один трактор. Обеспеченность посевов зерноуборочными комбайнами за эти годы сократилась в 1,5 раза, картофелеуборочными - в 2,8 раза, при этом увеличилась нагрузка на один комбайн.

Особое внимание руководства республики должно быть направлено на решение проблемы воспроизводства основного капитала, поскольку с каждым годом изношенность фондов возрастает. Особенно тревожна тенденция к росту износа и доли полностью изношенных машин, оборудования, а также транспортных средств (табл. 2).

Таблица 2

Состояние основных фондов сельскохозяйственных организаций (на начало года)*

Фонды Износ основных фондов, % Удельный вес полностью изношенных основных фондов, %

2018 2019 2020 2018 2019 2020

Всего основные фонды 36,5 43,4 51,0 3,7 3,8 5,8

В т. ч.: здания 21,8 27,3 30,9 1,7 1,4 1,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сооружения 26,6 32,8 41,6 2,4 1,8 1,5

машины и оборудование 58,6 67,9 84,5 5,5 5,3 19,6

транспортные средства 68,6 69,2 72,8 11,4 23,4 29,2

*Составлено по источнику [7].

Такое состояние основных фондов - важнейшего фактора аграрного производства - несет в себе угрозы снижения результативности и эффективности растениеводства и животноводства региона в ближайшей перспективе. Развитие животноводства во многом определяется наличием и структурой поголовья животных (табл. 3).

Таблица 3

Поголовье животных и его структура в хозяйствах всех категорий (на начало года)*

Год КРС всего, тыс. гол. В т. ч. коровы Свиньи Овцы и козы

тыс. гол. % тыс. гол. тыс. гол.

2011 362,1 147,3 40,7 76,8 253,2

2014 394,7 168,1 42,6 77,9 290,6

2017 329,4 143,8 43,7 119,9 262,2

2019 329,6 142,7 43,3 117,3 279,6

2020 328,8 140,7 42,8 116,2 279,7

2020 г. к 2011 г., % 90,8 95,5 +2,1 п.п. 151,3 110,5

* Расчеты по источнику [7]. 72

За период с 2011 по 2020 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах региона сократилось на 9,2 %, в том числе коров - на 4,5 %. Доля коров в поголовье КРС не превышает 44 %, и за рассмотренный период она снизилась на 2,1 проц. пункта. Вместе с тем, поголовье овец и коз за эти годы возросло на 10,5 %, свиней - на 51,3 %. Значительное увеличение поголовья свиней в 2017 г. связано с присвоением свинокомплексу «Восточно-Сибирский» статуса племенного завода. Кроме этого, в регионе с 2014 г. началась реализация подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» в рамках Госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия». При этом за 2019-2020 гг. поголовье животных практически не изменилось. Для повышения продуктивности животных и в целом наращивания эффективности аграрного производства большое значение имеет развитие племенного скотоводства, модернизация технологий кормопроизводства. Это реально возможно только при условии соответствующих инвестиций.

Изложенное свидетельствует об объективной необходимости системного обновления и модернизации основного капитала, внедрения инновационных технологий в аграрное производство посредством активизации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве республики. Значительный ресурс заложен в использовании лизинговых механизмов финансирования процесса воспроизводства основного капитала, в том числе с господдержкой и обязательным имущественным страхованием. При этом важно обеспечить развитие конкуренции в этом сегменте, поскольку в настоящее время этот рынок существенно монополизирован [9].

Для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе, в том числе в агропродовольственном секторе, была утверждена Инвестиционная стратегия Республики Бурятия до 2020 года1 - основной руководящий документ, устанавливающий принципы реализации инвестиционной политики в регионе. Стратегия направлена на мобилизацию внутренних инвестиционных ресурсов и приращение притока внешних инвестиций в целях модернизации и повышения конкурентоспособности экономики.

Объем инвестиций в основной капитал сельскохозяйственной отрасли Республики Бурятия постепенно стал возрастать (табл. 4).

1 Постановление Правительства Республики Бурятия № 39 от 07.02.2014 г. «Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Бурятия на период до 2020 г.».

Таблица 4

Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, млн руб.

Год Всего инвестиций Из них сельское хозяйство, охота и рыболовство В т. ч. сельское хозяйство

2011 26167,8 883,3 н.д.

2016 27021,5 215,7 80,3

2017 33178,9 321,9 88,5

2018 39107,7 277,5 142,5

2019 57361,3 808,9 465,1

2020 71234,9 н.д. 510,0

Среднегодовой прирост, % +86,4 +65,2 +104,9

Прирост в 2020 г. к 2019 г., % +24,2 — +9,7

* Расчеты по источнику [7].

За рассмотренный период среднегодовой темп прироста объема инвестиций в сельском хозяйстве сравнительно выше, чем в целом по всем отраслям экономики. Наивысшее годовое увеличение суммы финансовых вложений в сельское хозяйство наблюдалось в 2018-2019 гг. Однако в 2020 г. прирост несколько замедлился. Объем инвестиций в аграрный сектор определяется в том числе параметрами госпрограммы по поддержке агропромышленного комплекса республики, включая средства на стимулирование инвестиционной деятельности. Реализация госпрограммы, цель которой - повысить общую эффективность деятельности агропромышленного комплекса республики, была начата в 2014 г.1

Обеспечение государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» осуществлено из различных источников финансирования. В первые годы реализации госпрограммы объем инвестиций реализован в большем объеме по сравнению с последующими. На фоне постепенного снижения общего объема программных инвестиций в аграрный сектор республики изменяется их структура: возрастает доля республиканского бюджета, снижается удельный вес других источников финансирования (табл. 5).

1 Постановление Правительства Республики Бурятия № 102 от 28.02.2013 г. «Об утверждении Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия"».

Таблица 5

Инвестиционные вложения в аграрную сферу республики, млн руб.

Источники Год

финансирования Всего 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Федеральный бюджет 4064,6 493,8 868,0 543,6 724,5 384,3 396,7 385,1

% к итогу 22,4 9,3 21,6 31,3 37,8 20,9 29,1 37,2

Республиканский бюджет 5255,6 562,7 845,3 616,4 883,6 896,3 732,5 361,6

% к итогу 29,0 10,6 21,1 35,5 46,1 48,7 53,8 34,9

Местные бюджеты 34,2 15,4 7,6 4,4 0,9 5,6 0,0 0,0

% к итогу 0,2 0,3 0,2 0,3 0,1 0,3 0,0 0,0

Внебюджет-

ные источ- 8769,8 4239,5 2288,4 571,4 308,4 554,6 232,1 288,1

ники

% к итогу 48,4 79,8 57,1 32,9 16,0 30,1 17,1 27,9

Итого

по всем 18124,2 5311,4 4009,3 1735,8 1917,4 1840,8 1361,3 1034,8

источникам

% к итогу 100 100 100 100 100 100 100 100

*Составлено по источнику [10].

0«_» «_»

результатах реализации указанной государственной программы можно судить по изменению абсолютных и относительных финансовых показателей деятельности сельскохозяйственных организаций в регионе (табл. 6).

Таблица 6

Финансовые результаты и рентабельность сельскохозяйственных организаций (на начало года)

Показатель Год Изменение, %

2006 2011 2016 2018 2019 2020 2020 г. к 2006 г. £ о £ СЧ о 02

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) растениеводства, млн руб. 34 47 17 18 15 40 +17,6 +166,7

Окончание табл. 6

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рентабельность +6,7 п.п. +2,4 п.п.

(убыточность) растениеводства, % —2,9 6,7 16,9 2,0 1,4 3,8

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) животноводства, млн руб. 39 35 357 236 402 499 Т в 13 раз +24,1

Рентабельность 0,8 10,0 21,7 9,8 16,4 19,4 +18,6 +3,0

животноводства, % п.п. п.п.

*Составлено по источнику [11].

В рассматриваемом периоде в аграрной отрасли региона возросли как финансовые результаты, так и рентабельность. Однако рентабельность в растениеводстве с 2016 по 2019 г. заметно снизилась, но к 2020 г. вновь увеличилась. В животноводстве достигнуто существенное и устойчивое повышение финансовых результатов и заметный рост рентабельности. На начальном этапе реализации инвестиционной госпрограммы в 2016 г. в животноводстве была обеспечена наивысшая рентабельность. За 2019-2020 гг. прирост рентабельности в растениеводстве составил 2,4, а в животноводстве — 3,0 процентных пункта. Таким образом, результаты финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций в регионе заметно возросли, и можно предположить, что определенным образом на это повлияли инвестиционные вливания, в том числе со стороны государства.

Как отмечалось, одним из направлений госпрограммы является стимулирование инвестиционной деятельности в аграрной сфере. За период действия подпрограммы было решено достаточно много накопившихся в республике задач по расширению деятельности в аграрной сфере и обеспечению конкурентоспособности местной продукции.

В дальнейшем целесообразно продолжать формирование и реализацию госпрограмм по поддержке сельского хозяйства региона, поскольку благодаря финансовым вливаниям со стороны государства заметно повысились объемы производства продукции сельского хозяйства. При этом увеличилась доля сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в структуре продукции отрасли региона, что, соответственно, оказывает влияние на уровень продовольственного обеспечения регионов и всей страны.

В целом, по мнению ряда исследователей [12], в ходе реализуемых мер по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности государства «бюджетная поддержка должна стать ведущей». У большинства сельхозтоваропроизводителей ввиду недостаточной пла-

тежеспособности нет возможности самостоятельно осуществлять значительные капитальные вложения [13].

Основным целевым индикатором инвестиционной подпрограммы является рост объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году (рис. 3).

Рис. 3. Рост объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, % к предыдущему году (составлено по источнику [7])

Отчетные данные по реализации госпрограммы свидетельствуют, что ее плановые параметры выполняются. В целом в Бурятии предпринимаются меры по повышению инвестиционной привлекательности аграрного сектора. С целью оказания всесторонней поддержки сельхозтоваропроизводителям Информационно-методологическим центром республики организована информационно-консультационная помощь совместно с филиалами в 14 муниципальных образованиях [14]. Активно функционирует инвестиционная площадка, размещенная на портале правительства Республики Бурятия, где каждый заинтересованный инвестор имеет возможность найти сведения об интересующих его инвестиционных проектах.

Так, в настоящее время успешно реализуется инвестиционный проект «Развитие мясного скотоводства и производство мраморной говядины в Республике Бурятия», инициатором которого выступило ООО «Буян» в Джидинском районе республики. Общая стоимость всего проекта составила 401 млн руб. Сроки реализации проекта - с 2019 по 2024 г. В рамках данного проекта создано 172 рабочих места. Заключено трехстороннее инвестиционное соглашение между правительством Республики Бурятия, муниципальным образованием «Джидинский район» и по обеспечению взаимодействия в ходе реализации проекта. Конечной же целью данного проекта является увеличение к 2024 г. маточного поголовья крупного рогатого скота до 5 тыс. голов [15].

Инвестиционный проект предусматривает создание на базе действующего ООО «Буян» цифрового инновационного предприятия с полным циклом производства в растениеводстве, мясном скотоводстве и

сбыте продукции с внедрением цифровых технологий, обеспечивающих высокую эффективность его деятельности.

Таким образом, инвестиционная деятельность в Республике Бурятия развивается динамично. По разным направлениям развития агропромышленного комплекса республики ведутся проектно-изыска-тельские работы. Реализация проектов за 2019 г. позволила произвести продукцию на сумму 7,1 млрд руб. (103,7 % к запланированному объему). Обеспечена занятость 1415 чел. (102,8 % к запланированной численности). В результате на 1 руб. государственной поддержки, предоставленной на реализацию инвестиционных проектов, в 2019 г. привлечено инвестиций 6,2 руб., в консолидированный бюджет Республики Бурятия получено 1,4 руб. налоговых платежей [15].

Повышение интереса к инвестиционной деятельности, увеличение участников инвестиционных процессов, разнообразие направлений инвестиционных проектов влекут за собой необходимость в усилении внимания и контроля со стороны всех заинтересованных сторон в выполнении обязательств. В процессе решения насущных вопросов инвесторы зачастую сталкиваются с административными барьерами. При этом Бурятия имеет предпосылки для повышения уровня инвестиционной активности в целях обновления материально-технической базы, качественного и количественного наращивания поголовья животных.

Исследование рассматриваемой проблемы дает основание определить приоритетные направления развития инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Бурятии для формирования благоприятного инвестиционного климата.

Во-первых, для системного обновления и модернизации основных фондов (как сельскохозяйственной техники, так и продуктивных животных) целесообразно активнее привлекать лизинговые технологии, в том числе с государственной поддержкой.

Во-вторых, для привлечения инвестиционного капитала со стороны национальных и иностранных инвесторов, формирования системы страхования инвестиций с использованием лизингового механизма важно обеспечить дальнейшее развитие законодательной базы на региональном уровне.

В-третьих, для предотвращения коррупционных элементов, пресечения недобросовестных, противозаконных финансовых или организационных схем, а также для обеспечения целевого использования бюджетных средств необходимо обеспечить усиление государственного контроля освоения средств.

В-четвертых, для дальнейшего развития и повышения уровня компетентности и профессионализма сельхозтоваропроизводителей и всех участников инвестиционной деятельности необходимо развивать их ин-

формационную культуру. Ведущая функция при этом принадлежит государству, как координатору процесса всестороннего консультирования. Важно создать необходимые условия для того, чтобы инвестирование состоялось и было социально- и финансово-экономически эффективным.

Выводы

1. Территория Бурятии расположена в зоне суровых природно-климатических условий, что объективно предопределяет необходимость активизации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, располагающем достаточным потенциалом.

2. Сельское хозяйство региона в последнее десятилетие развивается в целом динамично: объем аграрной продукции до 2016 г. возрастал, но затем в некоторой мере стал снижаться. В структуре производства продукции сельского хозяйства возросла доля сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.

3. Обеспеченность тракторами и зерноуборочными комбайнами за последние годы сократилась в несколько раз с увеличением нагрузки на единицу техники. Изношенность фондов высокая, их пригодность снижается. Доля полностью изношенных машин, оборудования и транспортных средств возрастает. Сельскохозяйственные организации нуждаются в пополнении, обновлении и модернизации основного капитала.

4. За рассмотренный период среднегодовой темп прироста объема инвестиций в сельском хозяйстве региона сравнительно выше, чем в целом по всем отраслям экономики, однако к 2020 г. несколько замедлился. Постепенно снижается общий объем программных инвестиций в аграрный сектор и изменяется их структура: доля из республиканского бюджета возрастает при снижении поступлений из других источников финансирования.

5. Значительный вклад в стимулирование инвестиционной активности и в целом в развитие инвестиционной деятельности вносит государство через реализацию госпрограмм с соответствующей финансовой поддержкой. Существенный ресурс имеют лизинговые технологии.

6. Инвестиционная активность в аграрной отрасли региона до 2015 г. была сравнительно невысокой, однако в ходе реализации госпрограммы и инвестиционной стратегии результативность и эффективность сельскохозяйственного производства возросли.

7. Привлечение в регион масштабных национальных (и иностранных) инвестиций преследует долговременную, стратегическую цель -рост эффективности аграрной сферы, повышение уровня продовольственного обеспечения и качества жизни населения региона.

Список источников

1. Найданова Э.Б. Методологические подходы к определению продовольственной безопасности как генеральной цели аграрной политики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121-18641 (дата обращения: 21.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алтухов А.И. Технико-технологический потенциал сельского хозяйства и необходимость его модернизации // Зернобобовые и крупяные культуры. 2021. № 2 (38). С. 28-37.

3. Паршуков Д.В., Пыжикова Н.И., Ходос Д.В. Научные подходы к формированию механизма устойчивого развития сельских территорий северной зоны Красноярского края // Достижения науки и техники АПК. 2017. Т. 31, № 8. С. 85-89.

4. Колесняк АА. Экономические аспекты взаимосвязи рационального природопользования и развития сельского хозяйства в Байкальском регионе // Вестник КрасГАУ. 2011. № 12. С. 37-41.

5. Болданов ТА., Мухин Г.Д. Экологическая адаптация сельскохозяйственного землепользования в условиях изменения климата в Республике Бурятия // Аридные экосистемы. 2019. Т. 25, № 1 (78). С. 10-19.

6. Найданова Э.Б., Полянская Н.М., Сахаровская Е.Ц. и др. Современное состояние и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства региона (на материалах Республики Бурятия) // Вестник Евразийской науки. 2020. № 2. URL: https://esj.today /PDF/54ECVN220.pdf (дата обращения: 21.06.2021).

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://burstat.gks.ru (дата обращения: 10.05.2021).

8. Колесняк АА., Колесняк ИА. Рациональное использование земель сельского хозяйства - основа обеспечения населения региона продовольствием // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. № 2. С. 3-11.

9. Polyanskaya N.M., Kolesnyak A.A., Bryanskaya O.L., Tushkaeva L.V., Gomboeva A.N. Material and technical support of the agricultural sector: regional aspect // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. С. 22042.

10. Об утверждении Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия»: постановление Правительства Республики Бурятия № 102 от 28.02. 2013 (с изм. и доп.) URL: http://docs.cntd.ru/document /473800372 (дата обращения: 27.05.2021).

11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: стат. сб. / Росстат. М., 2020. 1242 с.

12. Овсянко ЛА., Шелковников СА., Тишуров СА. Характеристика инвестиций в основной капитал хозяйствующих субъектов аграрного сектора // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 925-928.

13. Овсянко ЛА. Участие государства в финансировании инвестиционных проектов сельхозтоваропроизводителей региона // Экономика сельского хозяйства России. 2020. № 10. С. 27-30.

14. ГБУ РБ «Информационно-методологический центр Республики Бурятия»: официальный сайт. URL: http://egov-buryatia.ru/minselhoz (дата обращения: 27.05.2021).

15. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия: официальный сайт. URL: http://egov-buryatia.ru/minselhoz (дата обращения: 17.06.2021).

References

1. Naidanova Eh.B. Metodologicheskie podkhody k opredeleniyu prodo-vol'stvennoi bezopasnosti kak general'noi tseli agrarnoi politiki // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121-18641 (data obrashcheniya: 21.05. 2021).

2. Altukhov A.I. Tekhniko-tekhnologicheskii potentsial sel'skogo khozyai-stva i neobkhodimost' ego modernizatsii // Zernobobovye i krupyanye kul'tury. 2021. № 2 (38). S. 28-37.

3. Parshukov D.V., Pyzhikova N.I., Khodos D.V. Nauchnye podkhody k formirovaniyu mekhanizma ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii severnoi zony Krasnoyarskogo kraya // Dostizheniya nauki i tekhniki APK. 2017. T. 31, № 8. S. 85-89.

4. Kolesnyak A.A. Ehkonomicheskie aspekty vzaimosvyazi ratsional'nogo prirodopol'zovaniya i razvitiya sel'skogo khozyaistva v Baikal'skom regione // Vestnik KraSGAU. 2011. № 12. S. 37-41.

5. Boldanov TA., Mukhin G.D. Ehkologicheskaya adaptatsiya sel'skokhozyai-stvennogo zemlepol'zovaniya v usloviyakh izmeneniya klimata v Respublike Buryatiya // Aridnye ehkosistemy. 2019. T. 25, № 1 (78).

S. 10-19.

6. Naidanova Eh.B., Polyanskaya N.M., Sakharovskaya E.Ts. i dr. Sovremennoe sostoyanie i ehffektivnost' gosudarstvennoi podderzhki sel'skogo khozyaistva regiona (na materialakh Respubliki Buryatiya) // Vestnik Evraziiskoi nauki. 2020. № 2. URL: https://esj.today/PDF/54ECVN220.pdf (data obrashcheniya: 21.06.2021).

7. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. URL: http://burstat.gks.ru (data obrashcheniya: 10.05.2021).

8. Kolesnyak A.A., Kolesnyak I.A. Ratsional'noe ispol'zovanie zemel' sel'skogo khozyaistva - osnova obespecheniya naseleniya regiona prodovol'stviem // Sotsial'no-ehkonomicheskii i gumanitarnyi zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2015. № 2. S. 3-11.

9. Polyanskaya N.M., Kolesnyak A.A., Bryanskaya O.L., Tushkaeva L.V., Gomboeva A.N. Material and technical support of the agricultural sector: regional aspect // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. S. 22042.

10. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy «Razvitie agropro-myshlennogo kompleksa i sel'skikh territorii v Respublike BuryatiYA»: postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Buryatiya № 102 ot 28.02. 2013 (s izm. i dop.) URL: http://docs.cntd.ru/document/473800372 (data obrashcheniya: 27.05.2021).

11. Regiony Rossii. Sotsial'no-ehkonomicheskie pokazateli. 2020: stat. sb. / Rosstat. M., 2020. 1242 s.

12. Ovsyanko LA., Shelkovnikov S.A., Tishurov S.A. Kharakteristika investitsii v osnovnoi kapital khozyaistvuyushchikh sub"ektov agrarnogo sektora // Ehkonomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 2 (115). S. 925928.

13. Ovsyanko LA. Uchastie gosudarstva v finansirovanii investitsionnykh proektov sel'khoztovaroproizvoditelei regiona // Ehkonomika sel'skogo khozyaistva Rossii. 2020. № 10. S. 27-30.

14. GBU RB «Informatsionno-metodologicheskii tsentr Respubliki BuryatiYA»: ofitsial'nyi sait. URL: http://egov-buryatia.ru/minselhoz (data obrashcheniya: 27.05.2021).

15. Ministerstvo sel'skogo khozyaistva i prodovol'stviya Respubliki Buryatiya: ofitsial'nyi sait. URL: http://egov-buryatia.ru/minselhoz (data obrashcheniya: 17.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.