Государственная поддержка сельского хозяйства в Республике Бурятия
Government Support for Agriculture in the Republic of Buryatia
УДК 338.43
Цыдыпов Роман Жаргалович
старший преподаватель ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления (г Улан-Удэ), кандидат экономических наук 670013, Республика Бурятия, г Улан-Удэ, Ключевская ул., д. 40в
Tsydypov Roman Zhargalovich
East Siberia State University of Technology and Management
Klyuchevskaya Str. 40V, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 670013
Баниева Марина Алексеевна
доцент Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова (г Улан-Удэ), кандидат экономических наук
670024, Республика Бурятия, г Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. 8
Banieva Marina Alekseevna
Buryat State Agricultural Academy named after V. R. Filippova Pushkina Str. 8, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 670024
Настоящее исследование направлено на изучение государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Бурятия в условиях предъявляемых западными странами санкций на сельхозтовары.
Цель. По-новому оценить роль и значение сельскохозяйственного производства с учетом повышения конкурентоспособности сельхозпроизводителей агропромышленного комплекса (АПК) и определить основные направления государственной поддержки сельского хозяйства региона (Госпрограмма).
Задачи. Проанализировать современное состояние производства сельскохозяйственной продукции; изучить динамику господдержки АПК региона по источникам финансирования; обозначить изменения в механизме и направлениях финансирования сельскохозяйственной отрасли в целях повышения эффективности госрегулирования; определить, какие целевые индикаторы, характеризующие выполнение задач, поставленных в Программе социально-экономического развития Республики Бурятия, не учтены в Госпрограмме.
Методология. В настоящей статье на основе общих методов научного познания рассмотрена господдержка сельского хозяйства в Бурятии, выявлены тенденции развития АПК республики и показаны объемы субсидирования мероприятий Госпрограммы на основе программного подхода.
Результаты. В России переход к долгосрочному стратегическому планированию становится одним из важных рычагов господдержки сельского хозяйства. Таким образом, выбор и постановка задач в Госпрограммах развития АПК региона является одним из приоритетных направлений поддержки отечественных сельхозпроизводителей.
Выводы. Изучение производства сельскохозяйственной продукции в Республике Бурятия позволило провести анализ финансирования мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности сельхозпроизводителей АПК региона, а также рассмотреть приоритетные направления финансирования мероприятий государственной поддержки сельского хозяйства.
Доржиева Ирина Цырендашиевна
проректор Бурятской государственной
сельскохозяйственной академии
им. В. Р. Филиппова (г Улан-Удэ), кандидат
экономических наук, доцент
670024, Республика Бурятия, г Улан-Удэ,
ул. Пушкина, д. 8
Dorzhieva Irina Tsyrendashievna
Buryat State Agricultural Academy named after V. R. Filippova Pushkina Str. 8, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 670024
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, государственная программа, государственная поддержка, федеральный, региональный и местные бюджеты, целевые индикаторы
This study examines government support for agriculture in the Republic of Buryatia amid sanctions on agricultural products imposed by Western countries.
Aim. This study aims to reassess the role and importance of agricultural production by considering the enhanced competitiveness of agricultural producers of the agroindustrial complex and determine major directions toward government support for agriculture (government program).
Tasks. This study analyzes the current state of agricultural products; examines the dynamics of government support for the region's agroindustrial complex in terms of funding sources; indicates the changes in the mechanism of and directions toward agriculture funding to increase the effectiveness of government control; determines target indicators that characterize performance with regard to goals set in the Program for Socioeconomic Development of the Republic of Buryatia as part of the government program.
Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine government support for agriculture in the Republic of Buryatia, determines trends in the development of the Republic's agroindustrial complex, and assesses the amount of subsidies to the government program events based on a program approach.
Results. In Russia, the transition toward long-term strategic planning becomes an important tool with regard to government support for agriculture. Therefore, selection and formulation of tasks in the government programs for the development of the region's agroindus-trial complex is a priority direction toward government support for Russian agricultural producers.
Conclusions. Insight into agricultural production of the Republic of Buryatia enables us to analyze the funding of events aimed at enhancing the competitiveness of agricultural producers in the region's agroindustrial complex and determine priority directions toward the funding of government support for agriculture.
Keywords: agroindustrial complex, agriculture, agricultural products, government program, government support, federal, regional, and local budgets, target indicators
С принятием Доктрины продовольственной безопасности РФ стало очевидным, что для эффективного функционирования агропромышленного комплекса (АПК) необходим большой объем финансовой поддержки для его развития. В Республике Бурятия
<
о
Таблица 1
Показатели производства сельскохозяйственной продукции в Республике Бурятия (2007-2015 гг.)
Основные показатели 2007 г. 2015 г. 2015 г. к 2007 г.
+/- %
Производство сельскохозяйственной продукции
Мясо, тыс. т 47,6 68,8 +21,2 144,6
Яйцо, млн штук 62,8 80,0 + 17,2 127,4
Зерно, тыс. т 81,5 21,4 -59,9 26,3
Картофель, тыс. т 149,3 133,2 -16,1 89,3
Овощи, тыс. т 44,2 55,4 + 11,2 125,4
Поголовье
Крупного рогатого скота, в том числе 348,5 377,1 +28,6 108,2
коров, тыс. голов 143,4 156,2 + 12,8 108,9
Овец и коз, тыс. голов 236,2 278,7 +42,5 118,0
Свиней, тыс. голов 75,4 132,1 +56,7 175,2
Источник: [4].
в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» принята долгосрочная программа «Развитие АПК и сельских территорий в Республике Бурятия на 2011-2017 годы и на период до 2020 года».
Реализация программы направлена на стимулирование роста производства основных видов сельхозпродукции; повышение эффективности регулирования аграрно-продовольственных рынков в Бурятии; повышение уровня жизни сельского населения. Так, к 2020 г. планируется повысить средний уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций до 24,3%, довести обеспеченность населения республики продуктами питания собственного производства до 70-80%, а уровень занятости сельского населения — до 70% [1].
Испокон веков в Бурятии разводили скот. Это, безусловно, сказалось на развитии аграрного сектора республики, который имеет животноводческое направление — почти три четверти производимой продукции приходится на животноводство. Поголовье крупного рогатого скота составляет 377 100 голов, в том числе коров — 156 200 голов, свиней — 132 100 голов, овец и коз — 278 700 голов [1-3]. Животноводство носит выраженный зональный характер. Оно особенно развито в районах, расположенных в западно-восточной и северной зонах (Еравнинский, Джидинский, Кижингинский, Окинский и Закаменский районы). Производство говядины в этих районах с экономической точки зрения весьма эффективно. В табл. 1 представлены показатели производства сельскохозяйственной продукции в Республике Бурятия за последние годы.
Агропромышленный комплекс Бурятии включает 238 сельскохозяйственных организаций, 4900 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), 137 100 личных подсобных хозяйств (ЛПХ), 85 сельских потребительских кооперативов и более 200 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, которыми ежегодно производится продукции на сумму более 20 млрд руб. Более % объема произведенной сельхозпродукции приходится на долю новых форм хозяйствования, представленных ЛПХ и КФХ [1; 2]. В последние годы республика демонстрирует устойчивый рост агропромышленного производства. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2014 г. к уровню 2013 г. увеличился на 16,8% в действующих
ценах и составил 16,7 млрд руб. Индекс производства продукции сельского хозяйства достиг 101,9% (2-е место в СФО, 19-е место в Российской Федерации) [2].
Агропромышленный комплекс республики помимо сельского хозяйства широко представлен перерабатывающей промышленностью, которая составляет 17% в объеме обрабатывающих производств и включает мясную, молочную, плодоовощную, комбикормовую и мукомольную отрасли. Развитие этой сферой АПК характеризуется активной модернизацией и техническим перевооружением пищевых производств, повышением конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.
С 2006 г. в стране изменилась стратегия развития сельскохозяйственного производства и рынка агропродовольственной продукции. Существенно выросли объемы финансирования, совершенствовались процедуры поддержки, что обусловило прорыв в реализации приоритетного направления развития агропромышленного сектора народного хозяйства. Одним из основных направлений государственной политики в области АПК явилось интенсивное развитие сельхоз-производства на базе эффективно функционирующих организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты, что ведет к устойчивому развитию сельских территорий.
Сегодня в республике реализуется ряд инвестиционных проектов по производству и переработке мяса, молока, овощей, добыче и переработке рыбы, суммарная стоимость которых составляет свыше 7 млрд руб. В ее состав вошли девять подпрограмм, в том числе по мелиорации земель, молочному скотоводству, производству и переработке свинины, мясному скотоводству, овощеводству. На рис. 1 представлена динамика финансовой господдержки сельского хозяйства Республики Бурятия из федерального и регионального бюджетов в 2008-2015 гг. Видно, что наименьший уровень финансирования из федерального бюджета был в 2012-2013 гг. (36 и 39% соответственно), наибольший — в 2009 г. (75%), в остальные годы — в пределах 55-65%.
Сложившийся в России механизм распределения субсидий в рассматриваемой области основан на заложенном в госпрограмме перечне мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности российских сельхозпроизводителей. Из республиканского бюджета финансирование осуществлялось по следующим направлениям: субсидии на возмеще-
399,8
*
а м ч
259,1
431,9
1198,9
472,3
587,5
452,8
734,2
472,6
588,7
295,7
544,6
243,1
461,6
559,2
814,2
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Год
□ Республиканский бюджет
□ Федеральный бюджет
Рис. 1. Финансовая господдержка сельского хозяйства Республики Бурятия в 2008-2015 гг.
Составлено: на основе данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия [5].
ние части затрат на увеличение посевных площадей, компенсация стоимости приобретения семени быков-производителей, субвенции на осуществление отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства, противоэпизоо-тические мероприятия, НИОКР, выставочно-ярмароч-ные мероприятия, мониторинг сельскохозяйственных земель, гранты по поддержке муниципальных образований сельских поселений.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия подготовлена государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» (далее — Госпрограмма). Ответственным исполнителем Госпрограммы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, соисполнителями — Управление ветеринарии Республики Бурятия, Управление инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, государственное бюджетное учреждение Республики Бурятия «Информационно-методологический центр Республики Бурятия», органы местного самоуправления в Республике Бурятия и иные организации. В табл. 2 показано финансирование госпрограммы «Развитие АПК и сельских территорий в Республике Бурятия» из всех источников финансирования.
Таким образом, на реализацию Госпрограммы заложено 1924,0 млн руб., в том числе из федерального бюджета — 197,1 млн руб. (10,2%), республиканского — 647,6 млн руб. (33,6%), местных бюджетов — 12,1 млн руб. (0,6%), внебюджетных источников — 1073,2 млн руб. (55,8%). При этом увеличение финансирования из федерального бюджета ожидается более чем в 2 раза, из бюджета Республики Бурятия — на 11,5% по сравнению с 2013 г. [1; 2].
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года основными задачами по АПК являются:
• надежное обеспечение населения республики сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности — сырьем;
• создание условий для формирования интегрированных производственных структур в агропромышленном комплексе;
• улучшение качества жизни сельского населения на основе роста производства конкурентоспособной продукции, сохранения земельных и природных ресурсов, устойчивого развития сельских территорий;
• повышение уровня среднемесячной заработной платы работников агропромышленного комплекса;
• техническая модернизация животноводческих комплексов;
• развитие системы потребительской кооперации на селе;
• оформление права собственности на земельные доли.
Кроме того, предусмотрены новые виды государственной поддержки: субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур);
• субсидия на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 л (кг) реализованного товарного молока; субсидия на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (животноводство) [6].
В отрасли животноводства имеются субсидии на компенсацию части затрат на содержание племенного маточного поголовья, приобретение племенных животных и птицы, семени быков-производителей, по наращиванию маточного поголовья овец и коз, на поддержку свиноводства и птицеводства и др. Например, за счет средств республиканского бюджета предоставляются субсидии на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления в размере 50 руб. за 1 кг живой массы, молочного направления — 70 руб. за 1 кг живой массы молодняка, приобретенного внутри республики, и 100 руб. за 1 кг живой массы молодняка, приобре-
Таблица 2
Финансирование государственной программы «Развитие АПК и сельских территорий в Республике Бурятия»
на 2016 г., млн руб.
Название программы Финансирование, всего В том числе источники
федеральный бюджет республиканский бюджет местный бюджет внебюджетные
1. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства 240,8 62,9 31,0 - 146,9
2. Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства 315,0 21,3 96,3 - 197,4
3. Развитие молочного скотоводства 159,9 24,3 44,0 - 91,6
4. Развитие мясного скотоводства 72,9 - 10,0 - 62,9
5. Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства 178,2 61,2 8,0 - 104,9
6. Поддержка малых форм хозяйствования 109,6 - 65,5 - 44,1
7. Устойчивое развитие сельских территорий Республики Бурятия 97,9 — 58,7 12,1 27,1
8. Развитие рыбохозяйственной отрасли Республики Бурятия 8,4 1,4 7,0 - -
9. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия 132,9 - 16,7 - 116,2116,2
10. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие 20,0 - 20,0 - -
11. Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства 295,0 2,5 - - 282,0
12. Обеспечение реализации госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» 293,2 19,4 273,8
Итого 1924,0 197,1 647,6 12,1 1073,2
Составлено: на основе данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия [5].
Таблица 3
Производство валовой продукции сельского хозяйства в Республике Бурятия в 2010-2020 гг., млрд руб.1
Показатели 2010 г. 2015 г. 2020 г.
Валовая продукция сельского хозяйства в редакции Закона РБ от 14 марта 2011 г. № 1903-1У 13,2 17,3 28,0
Валовая продукция сельского хозяйства в редакции Закона РБ от 7 июля 2015 г. 10,6 15,4 17,8
Источники: [4; 5].
тенного за ее пределами. Также компенсируется 20% от стоимости приобретения 1 головы молодняка птицы, 16 руб. за 1 кг живой массы свиней.
Кроме того, на 2016 г. предусмотрены дополнительные меры: гранты по поддержке муниципальных образований сельских поселений, а также ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие малых сел». С 2015 г. республика участвует в программе по поддержке северных районов. Отметим, что основным показателем, характеризующим развитие АПК, является валовая продукция сельского хозяйства (табл. 3). Необходимо отметить, что по сравнению с первоначальной редакцией Госпрограммы произошло существенное снижение данного показателя. Из табл. 3 следует, что в последней редакции закона Республики Бурятия о реализации госпрограммы поддержки АПК предусмотрено значительное снижение объемов производства валовой продукции сельского хозяйства: в 2010 г. — на 20%, в 2015 г. — на 11%, в 2020 г. — на 36%.
1 Редакция законов Республики Бурятия «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года».
Основной целью Госпрограммы является повышение эффективности производства продукции агропромышленного комплекса и уровня жизни сельского населения в Республике Бурятия. В табл. 4 представлены целевые индикаторы Госпрограммы развития АПК республики. Однако в них не включены показатели, характеризующие выполнение задач, поставленных в Программе социально-экономического развития Республики Бурятия, в том числе:
• процент обеспеченности населения республики основными видами продовольствия (были в первоначальной редакции Госпрограммы, затем исключены);
• количество созданных интегрированных производственных структур в агропромышленном комплексе;
• показатели, характеризующие улучшение качества жизни сельского населения (кроме среднемесячной заработной платы);
• показатели, характеризующие развитие системы потребительской кооперации на селе.
Кроме того, в течение действия Госпрограммы неоднократно вносились изменения в части изменения целевых индикаторов, а также уменьшения их значений, о чем уже говорилось выше. Например,
Таблица 4 ^
Целевые индикаторы Госпрограммы развития АПК в Республике Бурятия (2013-2020 гг.) ^
№ п/п Наименование целевого индикатора Ед. изм. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
1 Валовая продукция сельского хозяйства Млрд руб. 13,9 14,6 15,4 15,8 16,3 16,7 17,3 17,8
2 Объем отгрузки по виду деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки» Млрд руб. 7,7 8,4 9,0 10,0 11,0 12,0 13,1 14,2
3 Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) % 22,4 15,2 15,5 19,7 20,0 21,4 21,6 21,8
4 Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве Руб. 10 200 10 800 12 500 12 900 13 300 13 700 14 800 16 530
5 Объем инвестиций в АПК* Млн руб. 450,0 500,0 520,0 520,0 577,0 674,0 772,0 1200,0
* Значение индикатора на 2016-2017 гг. установлено в зависимости от степени реализации инвестиционных проектов.
Источники: [4; 5].
индикатор «Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций» в 2015 г. снижен с 23 до 15,5%, или в 1,5 раза, в 2020 г. с 24,3 до 21,8%, что ниже достигнутого уровня 2012 г. — 22%. В то же время при значительном перевыполнении показателя «Объем инвестиций в АПК» в 2013 г. (план — 450,0 млн руб., факт — 1589,2 млн руб., превышение в 3,5 раза) в 2012 г. перевыполнение данного индикатора составило 2,66 раза, изменения в сторону увеличения значения показателя не вносились. Таким образом, наблюдаются тенденция уменьшения плановых значений контрольных индикаторов, которые не выполняются, и оставление без внимания значительного перевыполнения других индикаторов.
В заключение следует отметить, что реализация Госпрограммы поддержки АПК республики даст толчок для устойчивой экономической динамики сельскохозяйственного производства, создания привлекательных условий жизни для сельских тружеников.
Литература
1. О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года: Закон Республики Бурятия (с изменениями на 7 июля 2015 г.) от 14 марта 2011 г. № 1903—IV: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/895292263.
2. О Республиканской целевой программе «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия на 2011-2017 годы и на период до 2020 года»: Постановление Правительства Республики Бурятия от 19 октября 2010 г. № 444 (ред. от 23 декабря 2013 г. № 691): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/473810594.
3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (ред. от 19 декабря 2014 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/902361843.
4. Об утверждении государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия»: Постановление Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2013 г. № 102 (с изменениями на 4 декабря 2015 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/473800372.
5. Дашицыренов Ч. Д. Пространственное социально-экономическое развитие региона на основе формирования
экономических кластеров: Дисс. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2013.
6. Манжуева Э. Д. Государственное регулирование сельского хозяйства через систему государственных закупок: Дисс. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2014. 228 с.
7. Попов А. И., Романова Т. Г. Управление финансовыми ресурсами региона // Экономика и управление. 2003. № 2 (15). С. 78-81.
8. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcx03.ru/.
References
1. Law of the Republic of Buryatia "About the Republic of Buryatia socio-economic development for the period up to 2020" (as amended on 07.07.2015) of 14.03.2011 № 1903-IV. Available at: http://docs.cntd.ru/document/895292263. (in Russ.).
2. Republic of Buryatia Government Decree of 19.10.2010 № 444 (as amended on 12.23.2013 № 691) "On the Republican target program "Development of agriculture and rural areas in the Republic of Buryatia in 2011-2017 and for the period up to 2020". Available at: http://docs.cntd.ru/document/473810594. (in Russ.).
3. Russian Federation Government Resolution dated 14.07.2012 № 717 "On State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020" (as amended on 12.19.2014). Available at: http://docs.cntd.ru/document/902361843. (in Russ.).
4. Republic of Buryatia Government Decree of 28.02.2013 № 102 "On approval of the State Program "Development of agriculture and rural areas in the Republic of Buryatia" (as amended on 04.12.2015). Available at: http://docs.cntd.ru/ document/473800372. (in Russ.).
5. Dashitsyrenov Ch. D. Prostranstvennoe sotsial'no-ekonom-icheskoe razvitie regiona na osnove formirovaniya eko-nomicheskikh klasterov. Kand. ekon. nauk diss. [Spatial socio-economic development of the region through the development of economic clusters. Cand. econ. sci. diss.]. Ulan-Ude, 2013.
6. Manzhueva E. D. Gosudarstvennoe regulirovanie sel'skogo khozyaystva cherez sistemu gosudarstvennykh zakupok. Kand. ekon. nauk diss. [State regulation of agriculture through the public procurement system. Cand. econ. sci. diss.]. Ulan-Ude, 2014. 228 p.
7. Popov A. I., Romanova T. G. Upravlenie finansovymi resursami regiona [Management of financial resources of the region]. Ekonomika i upravlenie, 2003, no. 3 (15), pp. 78-81.
8. The official website of the Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Buryatia. Available at: http://mcx03.ru/. (in Russ.).