Научная статья на тему 'Роль агропищевых кластеров в обеспечении продовольственной безопасности региона'

Роль агропищевых кластеров в обеспечении продовольственной безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
426
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / АГРОПИЩЕВОЙ КЛАСТЕР / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / AGRICULTURAL POLICY / FOOD MARKET / THE AGRO-FOOD CLUSTER / INTEGRATED STRUCTURES / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тушкаева Л.В., Найданова Э.Б.

Одно из актуальных направлений при формировании эффективной аграрной политики Республики Бурятии является кластеризация агропищевого блока сельскохозяйственной отрасли. Поскольку интеграция именно в сельском хозяйстве позволит многим предприятиям отрасли перейти на новый уровень развития, появятся большие возможности при формировании структуры производства. Авторами изучены условия создания и функционирования интегрированных структур АПК на уровне региона, а также выявлена региональная специфика агропищевых кластеров, которая заключается в сосредоточении по территориально-отраслевому признаку агропромышленных объединений. В статье представлен анализ развития аграрного сектора в Бурятии за последние годы, на основании которого представлены проблемные участки развития данного направления, но также отмечены перспективы развития и потенциал для региона. Выделена основная роль агропищевых кластеров, которая заключается в том, чтобы за счет имеющихся в регионе конкурентных преимуществ на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья, обеспечить собственным качественным продовольствием население региона. Авторами представлены основные меры, которые могут дать возможность увеличить объемы производства продукции в регионе, стабилизировать цены на продовольственные товары и дать толчок к развитию именно агропищевого кластера в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF AGRO-FOOD CLUSTER IN ENSURING FOOD SECURITY IN THE REGION

One of the topical directions when establishing an effective agricultural policy of the Republic of Buryatia is the clustering of agri-food unit of the agricultural sector. As the integration in agriculture will enable many enterprises of the industry to a new level of development, there will be great opportunities in the formation of the structure of production. The authors studied the conditions for the establishment and functioning of the agro-industrial complex integrated structures at the regional level, as well as revealed regional specificity of agro-food clusters, which is to focus on geographically-based agro-industrial branch associations. This paper presents an analysis of the development of the agricultural sector in Buryatia over the past years, on the basis of which some problem areas of the development of this trend are presented, but also the authors marked the development prospects and the potential for the region. The core role of agro-food cluster was highlighted, that is, at the expense of the region's competitive advantages in the market of agricultural products, raw materials to provide their own high-quality food to the population of the region. The authors present the main measures that can give the opportunity to increase the production in the region, to stabilize food prices and give impetus to the development of agri-food cluster in the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Роль агропищевых кластеров в обеспечении продовольственной безопасности региона»

3. Zakharchenko T. N. Proizvodstvo i potreblenie sel'skokhozyaistvennoi produktsii v Permskom krae v usloviyakh impor-tozameshcheniya (The production and consumption of agricultural products in the Perm region in terms of import), Actual problems of economics, regional science.-practical conf. (2014; Perm), Perm: Publishing house CPI «Procrost», 2014, 47 p.

4. Kablov, A. I., Klimov A. A. Permskaya oblast' v tsifrakh i faktakh: Prikam'e za 70 let Sovetskoi vlasti. (Perm region in figures: facts and Kama for 70 years of Soviet rule), Perm: book. Publishing house, 1987. 110 p.

5. Molotovskaya oblast' v pervoi poslevoennoi stalinskoi pyatiletke 1946-1950 gg. (Molotov region in the first postwar Stalin five year plan Molotov 1946-1950), 1952 under ed. V. Tiunov, GAPK. F. P-564. Op. 4. D. 164. L. 148.

6. Molotovskaya oblast'. 1939-1943 gg. (Molotov region. 1939-1943), comp. V. Tiunov. Molotov, 1944, GAPK, F. P-564. Op. 4. 152. L. 148.

7. Narodnoe khozyaistvo Molotovskoi oblasti: statisticheskii sbornik (The economy of Molotov region. Statistical compilation), Molotov oblast statistical office. Molotov: Molotov book publishing house, 1957, 201 p.

8. Narodnoe khozyaistvo Permskoi oblasti v 11-i pyatiletke : statisticheskii sbornik (The economy of the Perm region in the 11th five-year plan. Statistical collection), Perm: Book. Publishing house, 1986, 182 p.

9. Narodnoe khozyaistvo Permskoi oblasti v devyatoi pyatiletke (1971-1975 gg.) : statisticheskii sbornik (The economy of the Perm region in the ninth five-year plan (1971-1975). The statistical compilation), Perm: Book. Publishing house, 1976, 215 p.

10. Narodnoe khozyaistvo Permskoi oblasti v desyatoi pyatiletke. 1976-1980 : statisticheskii sbornik (The economy of the Perm region in the tenth five-year plan. 1976-1980. The statistical compilation), Perm: Book. Publishing house, 1981, 327 p.

11. Narodnoe khozyaistvo Permskoi oblasti za gody Sovetskoi vlasti : statisticheskii sbornik (The economy of the Perm region during the years of Soviet power. The statistical compilation), Perm: Book. Publishing house, 1977, 144 p.

12. Permskaya oblast' v tsifrakh : statisticheskii sbornik / Statisticheskoe upravlenie Permskoi oblasti (The Perm region in figures. Statistical Yearbook / Statistical authority of the Perm region) Sverdlovsk: Sverdlovsk branch of the publishing house «Statistics», 1970, 247 p.

13. Permskii krai v tsifrakh 2014 goda (Perm region in figures 2014), [Electronic resource] / URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/publications/official_publications/electronic_versions/ (accessed 11.09.2015).

14. Pishchevaya promyshlennost' Permskoi oblasti (metodicheskaya razrabotka v pomoshch' lektoru, prepodavatelyu narodnogo universiteta sel'skogo khozyaistva i ekonomicheskikh znanii) (The food-processing industry of the Perm region (methodical development in assistance to the lecturer, the lecturer of national University of agriculture and economic knowledge), Perm: the Board of the regional organization «Knowledge», 1983, 45 p.

15. Ekonomika Molotovskoi oblasti v usloviyakh otechestvennoi voiny 1940-1944 gg. (Economy of Molotovskaya oblast under conditions of Patriotic War in 1940-1944) (Economic materials of secret and confidential character), GAPK. F. P-783. Op. 1. D. 6. L. 45.

УДК 631.155 (571.54)

РОЛЬ АГРОПИЩЕВЫХ КЛАСТЕРОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Л.В. Тушкаева,

ФГБОУ ВО «Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова», ул. Пушкина, 12, г. Улан-Удэ, 670024 E-mail: lary78@yandex.ru Э.Б. Найданова, канд. экон. наук,

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», ул. Ключевская, 40В, г. Улан-Удэ, 670024 E-mail: etzhena bolotova@mail.ru

Аннотация. Одно из актуальных направлений при формировании эффективной аграрной политики Республики Бурятии является кластеризация агропищевого блока сельскохозяйственной отрасли. Поскольку интеграция именно в сельском хозяйстве позволит многим предприятиям отрасли перейти на новый уровень развития, появятся большие возможности при формировании структуры производства. Авторами изучены условия создания и функционирования интегрированных структур АПК на уровне региона, а также выявлена региональная специфика агропищевых кластеров, которая заключается в сосредоточении по территориально-отраслевому признаку агропромышленных объединений. В статье представлен анализ развития аграрного сектора в Бурятии за последние годы, на основании которого представлены проблемные участки развития данного направления, но также отмечены перспективы развития и потенциал для региона. Выделена основная роль агропищевых кластеров, которая заключается

в том, чтобы за счет имеющихся в регионе конкурентных преимуществ на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья, обеспечить собственным качественным продовольствием население региона. Авторами представлены основные меры, которые могут дать возможность увеличить объемы производства продукции в регионе, стабилизировать цены на продовольственные товары и дать толчок к развитию именно агропищевого кластера в Республике Бурятия.

Ключевые слова: аграрная политика, агропродовольственный рынок, агропищевой кластер, интегрированные структуры, продовольственная безопасность.

Введение. Современная аграрная политика требует нового взгляда на фундаментальные проблемы развития аграрной сферы как основы продовольственного обеспечения страны [1]. Одним из таких подходов является развитие агропромышленной интеграции в АПК региона.

Для повышения эффективности производства и уровня управляемости хозяйственными структурами АПК на региональном уровне необходимо создавать по территориально-отраслевому признаку агропромышленные объединения по производству мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, зерна, овощей и другой продукции. Агропромышленные объединения могут быть созданы на базе действующих высокоэффективных организаций, которые будут выступать головными организациями или основными интеграторами. Одной из таких форм интеграции выступают агропищевые кластеры. Участники агропищевого кластера имеют общие барьеры и возможности для повышения конкурентоспособности, географически локализованы, территориально ограничены и близки к другим субъектам кластера.

Основоположником кластерной концепции развития производственных сетей является Майкл Портер, который описал идеальный тип кластера как «группу близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса, характеризующихся общностью направлений деятельности и дополняющих друг друга» [9].

Методика. Происходящие в России политические, экономические, социальные и институциональные изменения, безусловно, создают платформу и дают толчок для возрождения и развития интегрированных агропромышленных формирований в АПК.

Под агропромышленной интеграцией мы можем понимать процессы объединения предприятий различных сфер АПК. На практике

же понятие агропромышленной интеграции может иметь более широкий смысл. В этом случае интеграционные взаимоотношения осуществляются не только в АПК, но и между хозяйствующими субъектами других комплексов всего народного хозяйства. При создании таких формирований был выявлен ряд принципиальных подходов и направлений агропромышленной интеграции. Это относится к определению области деятельности и уровню специализации предприятий, выбору состава участников и организационных форм интеграции, установлению рациональных связей в производстве, разработке механизма экономических рычагов воздействия в совместной деятельности.

Современное состояние развития агропромышленной интеграции характеризуется нестабильностью и противоречивостью, отсутствием эффективного организационно-экономического механизма, позволяющего интегрированным предприятиям обеспечивать расширенное воспроизводство. Кроме того, ситуация усугубляется различными рисками и недостаточным уровнем инвестиций в аграрный сектор, чрезмерно высокими процентными ставками на кредиты, которые лишают интегрированные агропромышленные формирования возможности осуществлять поиск инноваций, их освоение и реализацию [7].

Методические исследования условий создания агропищевых кластеров в Республике Бурятия выполнены на основе анализа состояния и динамики производства, характера и уровня занятости в разных видах деятельности, изучения имеющихся в АПК проблем формирования совокупности мер, рекомендуемых для дальнейшего развития агропромышленного кластера исследуемого региона.

Результаты. Одним из приоритетных направлений развития аграрной политики, направленной на повышение продовольственной безопасности государства в целом, является создание отраслевых кластеров на уровне

регионов. Важнейшим условием эффективной аграрной политики, работающей на рост конкурентоспособности региона, становится создание интегрированных структур. Это позволит вовлечь в экономику кадровый потенциал,

земельные и имущественные ресурсы организаций, не получающих государственную поддержку, которые будут взаимодействовать с эффективно функционирующими организациями, заинтересованными в этом процессе.

Таблица 1

Потенциальные интегрированные структуры АПК [1]

Интегрированная структура Участники интегрированной структуры

ООО "Джида-Агро" Джидинского района. Производство зерна, мяса ООО "АПО "Джидинское", ЗАО "Сутайское"; ИП "Бужи-наевы"; ООО "Мелиоратор»

Агрохолдинг "Николаевский". Производство, переработка и реализация мяса ЗАО "Племзавод Николаевский"; ООО "Эко-Фуд"; ООО "Бин-Агро"; ООО "БИН"

ООО "Джидинская мясная компания". Производство и переработка мяса ООО "Цагатуй"; ООО "Баян-Улан"; ООО "Бургалтай"; СПК им. Банзарова; ООО "Петропавловский мясокомбинат"

ФГУСП ОПХ "Байкальское". Производство зерна (в т.ч. семян), молока, мяса СПК "Колесовский"; СПК "Твороговский"; ИП К(Ф)Х "Копытов"; СПоК "Кабанский»

ОАО "Бичурский маслозавод". Производство и переработка молока СпоК "Бичура-Агро"; СПК им. Калинина; СПК "Еланский"; СПК "Покровский"; ОАО "Буйская Нива

ООО "Сокол". Производство и переработка молока ООО "Загустай"; СПоК "Берилл"; ТД "Триумф"

Интегрированные структуры, создаваемые в результате реализации инвестиционных проектов по созданию птицеводческих, свиноводческих, мясо-молочных и других комплексов Сельскохозяйственные организации, занимающиеся производством кормов, перерабатывающие организации, организации торговли, закупа и сбыта продукции

Государственная поддержка развития интегрированных формирований будет осуществляться в рамках мероприятий, предусмотренных отраслевыми подпрограммами.

Реализация кластерной политики Республики Бурятия предусматривает три основных этапа. В рамках Программы СЭР предусмотрено поэтапное достижение следующих результатов, представленных в таблице 2.

В качестве приоритетных выбраны кластеры, которые сконцентрированы в основном на территории республики и для развития которых у региона есть инструменты, полномочия и ресурсы: [10]

1. Агропищевой кластер.

2. Туристический кластер.

3. Кластер строительства и строительных материалов.

Таблица 2

Результаты реализации кластерной политики в Республике Бурятия*

№ п/п Периоды Задачи

1 2011 - 2012 годы Восстановление производства на основе формирования рациональной территориально-отраслевой структуры и агропищевых кластеров, укрепления ресурсного потенциала

2 2012 - 2017 годы Продолжение развития и укрепления инфраструктуры и территориально-отраслевых кластеров, специализации сельского хозяйства на производстве говядины, конины, баранины, шерсти; достижение максимально возможных социально-экономических показателей развития АПК и сельских территорий республики по обозначенным временным периодам

3 2017 - 2020 годы Обеспечение стабильности и дальнейшего социально-экономического развития АПК Республики Бурятия, достижение продовольственной безопасности по мясу, молоку, зерну и зернопродуктам; полное удовлетворение потребностей в картофеле, овощах, мясо-молочных продуктах

*составлено авторами на основании Постановления Правительства РБ от 04.05.2007№ 151

Развитие агропищевого кластера дает наибольший эффект для развития туристического и транспортно-логистического кластеров. Применение кластерного метода в Республике Бурятия наиболее актуально вследствие необходимости тесного контакта между

участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение. Только расположение в одном регионе или федеральном округе позволяет быстро встретиться, обсудить общую задачу, оперативно решить проблему, а также определить то направление

деятельности, которое является для данной территории наиболее конкурентоспособным сейчас и будет выгодным в будущем [13, 14].

Основной проблемой кластера и самым слаборазвитым элементом является производство сырья и материалов для пищевой промышленности. Природно-климатические условия Бурятии позволяют полностью обеспечить республику за счет собственного производства мясными и молочными продуктами, картофелем, овощами местного ассортимента, яйцами и рыбной продукцией. Однако обеспе-

ченность республики собственными продуктами питания остается низкой: по разным видам продукции от 30 до 50%. Определенные проблемы имеются с поставщиками оборудования, комплектующих и услуг для кластера.

Агропищевой кластер Республики Бурятия не демонстрирует заметных показателей развитости или производительности в масштабах национальной экономики, однако он обеспечивает около 15-20% занятости населения в республике и имеет неплохие перспективы для развития.

Таблица 3

Среднегодовая численность занятых в экономике и по видам деятельности*

По видам экономической деятельности 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Всего в экономике, тысяч человек 417,4 419,3 417,6

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 59,1 60,2 59,6

рыболовство, рыбоводство; 1,6 1,5 1,5

производство пищевых продуктов. 9,2 9,8 11,0

всего в экономике, в процентах к итогу 100 100 100

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 14,2 14,4 14,3

рыболовство, рыбоводство; 0,4 0,4 0,4

производство пищевых продуктов 2,2 2,3 2,6

*составлено авторами по данным Росстата [8]

В основе кластера важное положение занимают следующие направления:

1. Производство мясных продуктов.

2. Производство кондитерской продукции.

3. Производство макарон.

4. Производство рыбы.

По каждому из этих направлений имеется одно лидирующее предприятие, для которого в республике недостаточно развита сеть поставщиков и вообще производство сырья. В резуль-

тате по некоторым направлениям предприятия-лидеры объявляют себя банкротами, например, ЗАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика» (торговая марка «Макбур»), ЗАО «Амта».

Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей по итогам 2013 года в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 13828,8 млн. руб. Индекс производства продукции сельского хозяйства - 97,5%, как это видно на следующем графике.

Рис. 1. Продукция сельского хозяйства в 2013 г., % [8]

В хозяйствах всех категорий произведено за 2013 год мяса (скот и птица на убой в живом весе) 33,7 тыс. тонн, что на 11,5% больше, чем за соответствующий период 2012 года;

молока - 225,8 тыс. тонн или 99,1% к уровню 2012 года; яиц - 72,4 млн.штук или 0,7% к 2012 году.

Таблица 4

Производство основных продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий*

Продукция 2011 2012 2013

Скот и птица на убой (в убойном весе) тыс.т. 28,7 30,2 33,7

Молоко, тыс.т. 227,3 227,9 223,2

Яйца, млн.шт. 65,0 71,9 72,4

*составлено авторами по данным Росстата [8]

Рост производства скота и птицы на убой в живом весе сложился в результате принимаемых мер, в частности, за счет повышения мясной продуктивности животных, увеличения числа племенных репродукторов. Кроме того, на 83% увеличилось производство свинины к уровню 2012 года в сельскохозяйственных организациях, и удельный вес ее в

Поголовье скота в хоз

общем объеме составил по 2013 году 49,3% или 6,4 тыс.тонн. Основной причиной снижения производства молока является уменьшение поголовья коров на 2,0 тыс. голов в сельскохозяйственных организациях. Кроме того, 89,4% валового производства молока сосредоточено в хозяйствах населения республики.

Таблица 5

ствах всех категорий*

Поголовье 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Крупный рогатый скот 385,0 394,7 380,2

из него коровы 167,0 168,1 159,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Свиньи 78,2 77,9 140,8

Овцы и козы 288,0 290,6 286,8

Лошади 67,9 71,9 67,8

*составлена авторами по данным Росстата [8]

На конец 2013 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, по расчетам, составило 385,7 тыс. голов (на 2,3 % меньше по сравнению с соответствующей датой 2012 г.), из него коров - 165,5 тыс. (на 1,6 % меньше); поголовье свиней -140,4 тыс. (на 80,3 % больше); поголовье овец и коз - 288,9 тыс. (на 0,6 % меньше); поголовье птицы - 412,2 тыс. голов (на 3,0 % меньше).

На сельскохозяйственных предприятиях на конец 2013 года по сравнению с соответствующей датой 2012 года увеличилось поголовье свиней в 2,9 раза, уменьшилось поголовье рогатого скота на 4,0 %, из них коров - на 0,8 %, овец и коз - на 1,4 %; поголовье птицы сократилось на 0,1 %.

Таблица 6

Объемы производства продукции в отрасли растениеводства*

Виды сельскохозяйственных культур 2012 г. 2013 г.

Валовой сбор, тыс. т. Урожайность, ц/га Валовой сбор, тыс. т. Урожайность, ц/га

Зерновые и зернобобовые культуры 125,7 12,8 112,6 12,4

Картофель 174,4 133 160,3 123

Овощи - всего 55,9 264 56,2 266

Плоды и ягоды 3,8 36 3,9 47

*составлена авторами по данным Росстата [8]

В 2013 году посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий составила 163,0 тыс. га, это на 11,6% меньше чем в 2012 году, что в совокупности с погодными условиями в целом повлияло на конечные результаты данной отрасли. Исключение составило производство овощей, где произошел рост на 0,2% к уровню 2012 года.

Инфраструктурные возможности для развития кластера в целом находятся на среднем уровне. Вместе с тем, сильной стороной для агропищевого кластера является развитая система среднего и высшего профессионального образования для кластера - как для сельского хозяйства, так и для пищевой промышленности. Что касается развития родственных и поддерживающих отраслей, то большим преимуществом для кластера является наличие в Бурятии крупного транспортно-логисти-ческого узла, имеющего большой потенциал для развития.

Анализ факторов качества бизнес-среды показывает нам, что агропищевой кластер был справедливо выбран в качестве приоритетного и первоочередного для активации. Хотя сам по себе кластер достаточно слабо развит, но его потенциальные возможности достаточно высоки.

Проблема состоит в практически полном отсутствии производства комбикормов для сельского хозяйства. Ослабляет потенциальный кластер также и отсутствие производств сельхозтехники и удобрений. Но самой большой проблемой является слабое развитие оптовых торговых компаний. В результате компаниям приходится самим брать на себя решение данной задачи, но, с другой стороны, это играет и некоторую положительную роль, так как увеличивает «закрытость» внутреннего рынка Бурятии для пищевой продукции из других регионов.

Выводы. Условия для стратегии и конкуренции компаний можно оценить как благоприятные для развития агропищевого кластера. Самым большим преимуществом является то, что в данном кластере среди предприятий, входящих в кластер, имеется несколько лидеров как регионального, так и межрегионального масштаба. Слабой стороной является то, что внутри кластера нет конкуренции, и, таким образом, самые малые проблемы любого из участников автоматически перерастают

в проблемы всего кластера. Наиболее благоприятными для агропищевого кластера являются условия спроса. Это обусловлено, во-первых, спецификой внутреннего рынка, во-вторых, близостью к крупным потребительским рынкам в России и за ее пределами [6].

К преимуществам агропищевого кластера можно в полной мере отнести реализацию конкурентных преимуществ Республики Бурятия по производству продуктов питания, связанных с географическим расположением, климатом, обширными зонами агропромышленного производства региона и т.п., возможностями, присущими ей как интегрированной системе, направленной на совершенствование техники и технологий.

Следовательно, роль такого кластера в обеспечении продовольственной безопасности заключается в том, чтобы за счет имеющихся в регионе конкурентных преимуществ на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, за счет перемен, внедрения инноваций и улучшения качества продукции выйти на национальный рынок и обеспечить собственным продовольствием местное население [5].

Таким образом, основными мерами по увеличению объемов производства продукции, стабилизации цен на основные виды продовольственных товаров и дальнейшего развития агропищевого кластера в Республике Бурятия являются:

- увеличение доли продукции, производимой крупными сельскохозяйственными организациями путем внедрения передовых технологий, увеличения площади обрабатываемой пашни, использования научно-технических разработок в сельском хозяйстве;

- оказание содействия развитию сети закупа, переработки и реализации продукции, произведенной в К(Ф)Х, ЛПХ;

- содействие заключению договоров на поставку сельскохозяйственной продукции и сырья предприятиям перерабатывающей промышленности;

- организация торговли сельхозпродуктами, закупаемыми в К(Ф)Х, ЛПХ через оптовые рынки города, потребительские общества;

- реализация сельскохозяйственной продукции на республиканских сельскохозяйственных ярмарках и ярмарках «выходного дня» в г. Улан-Удэ и районах Республики Бурятия, причем, хорошо организованных.

Литература

1. Алтухов А. России необходима новая аграрная политика // Экономист. 2014. № 8. С. 28-39

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL : // http://ekonomjka.snauka.ru/goto/http://www.mcx.ru/documents/document/show/14857.19.htm (дата обращения: 02.06.2015).

3. Инновационное развитие АПК субъектов Российской Федерации: опыт и проблемы / Под ред. И.Г. Ушаче-ва, И.С. Санду, В.Г. Савенко. М. : ООО «Столичная типография», 2008. 154 с.

4. Лачуева З.М. Основные направления обеспечения продовольственной безопасности региона в условиях реформирования АПК: на примере Республики Дагестан : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Махачкала, 2009. 26 с.

5. Найданова Э.Б. Методологические подходы к определению продовольственной безопасности как генеральной цели аграрной политики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121 -18641 (дата обращения: 15.06.2015).

6. Найданова Э.Б., Тушкаева Л.В. К вопросу об инновационном развитии агропромышленного комплекса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/02/8329 (дата обращения: 20.06.2015).

7. Найданова Э. Б., Лыгдынов Р.Б. Направления аграрной политики региона в условиях импортозамещения // Материалы III Международ. науч.-практ. конф. (Научные исследования: от теории к практике). Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 295-297

8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия. URL: http://burstat.gks.ru/.

9. Портер М. Международная конкуренция. М. : Международные отношения, 1993. 896 с.

10. Постановление Правительства РБ от 04.05.2007 № 151 «О стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года».

11. Bacon C. Practical portfolio performance: measurement and attribution. 2nd ed. Chichester, England; Hoboken; NJ : Wiley. 2008.

12. Global Cluster Initiative Survey 2012. Survey Summary Report. European Commission, European Cluster Observatory. Stockholm. 2012.

13. Frydlova M., Vostra H. Determinants influencing consumer behaviour in organic food market //Acta Univ.Agr. Silvicult. Mendelianae Brunensis. 2011. Т. 59. N 7. P. 111-119.

14. Smoluk-Sikorska J., Luczka-Bakula W. Sale of organic food in specialist and general retail grocery outlets - a comparative analysis //Acta scientiarum Polonorum: Oeconomia. 2013. 12 (1). P. 35-44.

15. Wilkinson Richard. The Spirit Level: Why More Equal Societies Almost Always Do Better / Richard Wilkinson, Kate Pickett. London: Penguin, 2009.

ROLE OF AGRO-FOOD CLUSTER IN ENSURING FOOD SECURITY IN THE REGION

L.V. Tushkaeva,

Buryat State Agricultural Academy 12, Pushkina St., Ulan-Ude 670024 Russia E-mail: lary78@yandex.ru

E.B. Naydanova, Cand. Econ. Sci., Associate Professor East-Siberian State Technology and Management University 40B, Kluchevskaya St., Ulan-Ude 670024 Russia E-mail: etzhena bolotova@mail.ru

ABSTRACT

One of the topical directions when establishing an effective agricultural policy of the Republic of Buryatia is the clustering of agri-food unit of the agricultural sector. As the integration in agriculture will enable many enterprises of the industry to a new level of development, there will be great opportunities in the formation of the structure of production. The authors studied the conditions for the establishment and functioning of the agro-industrial complex integrated structures at the regional level, as well as revealed regional specificity of agro-food clusters, which is to focus on geographically-based agro-industrial branch associations.

This paper presents an analysis of the development of the agricultural sector in Buryatia over the past years, on the basis of which some problem areas of the development of this trend are presented, but also the authors marked the development prospects and the potential for the region. The core role of agro-food cluster was highlighted, that is, at the expense of the region's competitive advantages in the market of agricultural products, raw materials to provide their own high-quality food to the population of the region. The authors present the main measures that can give the opportunity to increase the production in the region, to stabilize food prices and give impetus to the development of agri-food cluster in the Republic of Buryatia.

Key words: agricultural policy, food market, the agro-food cluster, integrated structures, food security.

References

1. Altukhov A. Rossii neobkhodima novaya agrarnaya politika (Russia needs a new agrarian policy), Ekonomist,

2014, No. 8, pp. 28-39

2. Doktrina prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 30 yanvarya 2010 g. No. 120. (Food security doctrine of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation from January 30), 2010 No. 120 [E-resource]. Access data: URL :/ http://ekonomika.snauka.ru/goto/http://www.mcx.ru/documents/document/show/14857.19.htm (retrieved: 02.06.2015).

3. Innovatsionnoe razvitie APK sub"ektov Rossiiskoi Federatsii: opyt i problemy (Innovative development of agro-industrial complex of subjects of the Russian Federation: experience and problems), under ed. I.G. Ushacheva, I.S. Sandu, V.G. Savenko. M. : OOO «Stolichnaya tipografiya», 2008, 154 p.

4. Lachueva Z.M. Osnovnye napravleniya obespecheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti regiona v usloviyakh re-formirovaniya APK: na primere Respubliki Dagestan (The basic directions of ensuring food security in the region in terms of reforming AIC: the case of the Republic of Dagestan), autoref. dis. ... Cand. Econ. Sci. Makhachkala, 2009, 26 p.

5. Naidanova E.B. Metodologicheskie podkhody k opredeleniyu prodovol'stvennoi bezopasnosti kak general'noi tseli agrarnoi politiki (Methodological approaches to the definition of food security as a general objective of agricultural policy), Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015, No. 1, URL: http://www.science-education.ru/121-18641 (retrieved: 15.06.2015).

6. Naidanova E.B., Tushkaeva L.V. K voprosu ob innovatsionnom razvitii agropromyshlennogo kompleksa (To the subject of innovative development of agroindustrial complex), Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii.

2015, No. 2 [E-resource]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/02/8329 (retrieved: 20.06.2015).

7. Naidanova E. B., Lygdynov R.B. Napravleniya agrarnoi politiki regiona v usloviyakh importozameshcheniya (The direction of agricultural policy in the region in the context of import substitution), Materialy III Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. (Nauchnye issledovaniya: ot teorii k praktike). Cheboksary : TsNS «Interaktiv plyus», 2015, pp. 295-297

8. Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Respublike Buryatiya (The territorial body of the Federal service of State statistics in the Republic of Buryatia), URL: http://burstat.gks.ru/.

9. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya (International competition), M. : Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993, 896 p.

10. Postanovlenie Pravitel'stva RB ot 04.05.2007 № 151 «O strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Buryatiya do 2027 goda» (Resolution of the Government of RB from 04.05.2007 No. 151 "Concerning the strategy for socio -economic development of the Republic of Buryatia up to the year 2027.

11. Bacon C. Practical portfolio performance: measurement and attribution. 2nd ed. Chichester, England; Hoboken; NJ : Wiley, 2008.

12. Global Cluster Initiative Survey 2012. Survey Summary Report. European Commission, European Cluster Observatory. Stockholm, 2012.

13. Frydlova M., Vostra H. Determinants influencing consumer behaviour in organic food market //Acta Univ.Agr. Silvicult. Mendelianae Brunensis. 2011, Vol. 59, No. 7, pp. 111-119.

14. Smoluk-Sikorska J., Luczka-Bakula W. Sale of organic food in specialist and general retail grocery outlets - a comparative analysis //Acta scientiarum Polonorum: Oeconomia. 2013, 12 (1), pp. 35-44.

15. Wilkinson Richard. The Spirit Level: Why More Equal Societies Almost Always Do Better / Richard Wilkinson, Kate Pickett. London: Penguin, 2009.

УДК 331.108.23 (63-057.2)

СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Т.М. Яркова, д-р экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, ул. Петропавловская, 23, г. Пермь, Россия, 614990 E-mail: tanyayarkova@yandex.ru

Аннотация. В статье отражены актуальные аспекты состояния кадрового потенциала сельскохозяйственных отраслей Российской Федерации. Проблемы демографии, неразвитости сельских территорий, ослабления экономического развития страны, реформы в образовании -все это способствует усилению и глобализации серьезной проблемы обеспечения кадрами сельхозтоваропроизводителей. Экспертная оценка показала, что каждый руководитель хозяйства стремится изыскать различные возможности повысить квалификацию собственных штатных работников. Однако в большинстве своем данная проблема опирается на финансовое состояние, которое реальным образом проецируется на заработной плате работников и на возможности содействовать им при профессиональном обучении вне хозяйств. Численность сельского населения за последние три анализируемых года незначительно выросла. Однако производители сельскохозяйственной продукции испытывают серьезную нехватку кадров, которая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.