Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ'

ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ДОЛЯ РЫНКА / РЕТЕЙЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Груднева Алла Александровна

Поддержание высокого уровня конкурентоспособности является основной задачей любого предприятия в рыночной экономике, которая не может быть решена без определенных инвестиций. Актуальность исследования данной темы связана с тем, что в условиях турбулентности внешней среды и при ограниченных финансовых ресурсах предприятия правильный выбор направления инвестиционной деятельности становится одним из главных факторов конкурентоспособности. Цель исследования состояла в рассмотрении инвестиций в качестве фактора конкурентоспособности компании и определения влияния инвестиционной активности на уровень конкурентоспособности на примере рынка розничной торговли продовольственными товарами. Задачи исследования заключались в исследовании теоретических основ взаимосвязи инвестиций и конкурентоспособности компании, оценке конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации и сравнении уровня конкурентоспособности лидеров рынка с уровнем их инвестиционной активности. Для решения поставленных задач исследования в статье применялись методы системного анализа, сравнительного анализа, методы статистического анализа. По результатам проведенного исследования была установлена взаимосвязь между инвестиционной деятельностью и составляющими конкурентного потенциала компаний. В статье приведены статистические данные о состоянии конкуренции на рынке продовольственного ретейла Российской Федерации, отражены доли рынка крупнейших игроков. На основе данных финансовой отчетности компаний представлена информация об объемах инвестиций торговых сетей Российской Федерации за последние 3 года. На основе сопоставления данных о рыночной доле розничных продовольственных сетей и уровне их инвестиционной активности сделаны выводы о том, что между объемом инвестиций компании и долей ее рынка как одного из индикаторов конкурентоспособности существует прямая положительная связь. В статье также представлены перспективные направления инвестиционных вложений розничных продовольственных сетей для повышения уровня конкурентоспособности в стратегической перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Груднева Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT AS A FACTOR OF THE COMPANY’S COMPETITIVENESS

Maintaining a high level of competitiveness is the main task of any enterprise in a market economy, which cannot be solved without some investment. The purpose of the study was to consider investments as a factor in the company’s competitiveness and to determine the influence of investment activity on the level of competitiveness using the example of the retail food market. The objectives of the study were to study the theoretical foundations of the relationship between investment and the competitiveness of a company, assess competition in the food retail market in the Russian Federation and compare the level of competitiveness of market leaders with the level of their investment activity. To solve the set research tasks, the article used the methods of system analysis, comparative analysis, methods of statistical analysis. Based on the results of the study, a relationship was defined between investment activity and the components of the competitive potential of companies. The article provides statistical data on the state of competition in the food retail market of the Russian Federation, reflects the market shares of the largest players. Based on the data from the financial statements of the companies, information is provided on the volume of investments in retail networks of the Russian Federation over the past 3 years. Based on a comparison of data on the market share of retail food networks and the level of their investment activity, it was concluded that there is a direct positive relationship between the volume of a company’s investments and its market share, as one of the indicators of competitiveness. The article also presents promising areas of investment in retail food networks to increase the level of competitiveness in a strategic perspective.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ»

DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-79-89

Инвестиции как фактор конкурентоспособности компаний розничной торговли

А. А. Груднева1*

1 Университет «Синергия», Москва Россия ' kokotko@list.ru

Аннотация. Поддержание высокого уровня конкурентоспособности является основной задачей любого предприятия в рыночной экономике, которая не может быть решена без определенных инвестиций. Актуальность исследования данной темы связана с тем, что в условиях турбулентности внешней среды и при ограниченных финансовых ресурсах предприятия правильный выбор направления инвестиционной деятельности становится одним из главных факторов конкурентоспособности. Цель исследования состояла в рассмотрении инвестиций в качестве фактора конкурентоспособности компании и определения влияния инвестиционной активности на уровень конкурентоспособности на примере рынка розничной торговли продовольственными товарами. Задачи исследования заключались в исследовании теоретических основ взаимосвязи инвестиций и конкурентоспособности компании, оценке конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации и сравнении уровня конкурентоспособности лидеров рынка с уровнем их инвестиционной активности. Для решения поставленных задач исследования в статье применялись методы системного анализа, сравнительного анализа, методы статистического анализа. По результатам проведенного исследования была установлена взаимосвязь между инвестиционной деятельностью и составляющими конкурентного потенциала компаний. В статье приведены статистические данные о состоянии конкуренции на рынке продовольственного ретейла Российской Федерации, отражены доли рынка крупнейших игроков. На основе данных финансовой отчетности компаний представлена информация об объемах инвестиций торговых сетей Российской Федерации за последние 3 года. На основе сопоставления данных о рыночной доле розничных продовольственных сетей и уровне их инвестиционной активности сделаны выводы о том, что между объемом инвестиций компании и долей ее рынка как одного из индикаторов конкурентоспособности существует прямая положительная связь. В статье также представлены перспективные направления инвестиционных вложений розничных продовольственных сетей для повышения уровня конкурентоспособности в стратегической перспективе.

Ключевые слова: инвестиции, конкурентоспособность, конкурентное преимущество, доля рынка, ретейл

Для цитирования: Груднева А. А. Инвестиции как фактор конкурентоспособности компаний розничной торговли // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 79-89. DOI: 10.37791/2687-06492022-16-1-79-89

Investment as a Factor of the Company's Competitiveness

A. Grudneva1*

1 Synergy University, Moscow, Russia ' kokotko@list.ru

Abstract. Maintaining a high level of competitiveness is the main task of any enterprise in a market economy, which cannot be solved without some investment. The purpose of the study was to consider investments as a factor in the company's competitiveness and to determine the influence of investment activity on the level of competitiveness using the example of the retail food market. The objectives of the study were to study the theoretical foundations of the relationship between investment and the competitiveness of a company, assess competition in the food retail market in the Russian Federation and compare the level of competitiveness of market leaders with the level of their investment activity. To solve the set research tasks, the article used the methods of system analysis, comparative analysis, methods of statistical analysis. Based on the results of the study, a relationship was defined between investment activity and the components of the competitive potential of companies. The article provides statistical data on the state of competition in the food retail market of the Russian Federation, reflects the market shares of the largest players. Based on the data from the financial statements of the companies, information is provided on the volume of investments in retail networks of the Russian Federation over the past 3 years. Based on a comparison of data on the market share of retail food networks and the level of their investment activity, it was concluded that there is a direct positive relationship between the volume of a company's investments and its market share, as one of the indicators of competitiveness. The article also presents promising areas of investment in retail food networks to increase the level of competitiveness in a strategic perspective.

Keywords: investments, competitiveness, competitive advantage, market share, retail

For citation: Grudneva A. Investment as a Factor of the Company's Competitiveness. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2022, vol.16, no.1, pp.79-89 (in Russian). DOI: 10.37791/26870649-2022-16-1-79-89

Введение

В современных социально-экономических условиях, которые характеризуются высоким уровнем изменений и неопределенностью внешней и внутренней среды компании, сохранение и рост конкурентоспособности предприятия остаются важнейшими задачами для руководства предприятия любой отрасли.

Конкурентоспособность предприятия отражает эффективность принятых в прошлом управленческих решений руководства компании и, соответственно, поддается управлению и корректировке за счет воз-

действия на внутренние и внешние факторы конкурентоспособности.

Конкурентоспособность компании особенно ярко проявляется в кризисные периоды, когда внешняя среда становится неблагоприятной для большинства игроков отрасли и на первый план выходит накопленный конкурентный потенциал компании и умение руководства воспользоваться им. Формирование такого конкурентного потенциала и конкурентных преимуществ, как правило, невозможно без вложений собственных финансовых ресурсов предприятий. Таким образом, прослеживается четкая взаимосвязь между инвестиционной

активностью предприятия и его конкурентоспособностью.

В сложившихся сложных социально-экономических условиях предприятиям различных отраслей приходится пересматривать свои конкурентные стратегии и, соответственно, направления инвестиционных вложений, поэтому исследование инвестиций как важного фактора конкурентоспособности компаний приобретает особую актуальность.

Цель статьи состоит в рассмотрении инвестиций в качестве фактора конкурентоспособности компании и определения влияния инвестиционной активности на уровень конкурентоспособности на примере рынка розничной торговли продовольственными товарами.

Для достижения поставленной цели решаются следующие исследовательские задачи:

• изучить теоретические основы взаимосвязи инвестиций и конкурентоспособности компании, исследовать направления и характер воздействия инвестиций на состояние конкурентного потенциала предприятия;

• дать оценку конкуренции на рынке розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации, выявить лидеров рынка;

• определить формы и методы конкуренции в современном ретейле;

• сравнить уровень конкурентоспособности лидеров рынка с уровнем их инвестиционной активности, выявить наличие или отсутствие корреляционной зависимости;

• сделать выводы о значимости инвестиций для повышения конкурентоспособности компаний в сфере розничной торговли.

Обзор литературы

Конкурентоспособность является достаточно сложной экономической категорией, которая характеризует действительную возможность компании производить товары и услуги, которые востребованы потребителем на рынке. По мнению И. В. Косоруковой, О. В. Мощенко, А. Ю. Усанова, конкуренто-

способность продукции является важнейшим условием для формирования конкурентоспособности всего предприятия [5]. Однако, помимо конкурентоспособности продукции или услуг, конкурентоспособность предприятия может определяться сочетанием нескольких показателей, характеризующих экономическую, финансовую, маркетинговую, инновационную, технико-технологическую и социальную сферу деятельности предприятия [1].

Взаимосвязь между инвестициями и конкурентоспособностью компании отмечена большинством отечественных и зарубежных исследователей [7, 10, 13].

Связь между инвестициями и уровнем конкурентоспособности предприятия объясняется тем, что создание и поддержание конкурентных преимуществ компании на рынке, как правило, требует финансовых вложений, которые могут быть направлены на различные аспекты конкурентоспособности компании.

Кроме того, С. В. Плясова и С. Чалоян справедливо отмечают, что инвестиции ведут к увеличению оценки рыночной стоимости компании, что, соответственно, также является фактором конкурентоспособности на рынке [12].

И. Ю. Выгодчикова [2] подходит к проблеме с другой стороны, утверждая, что при инвестиционном анализе важно проводить оценку конкурентоспособности предприятия.

Можно выделить несколько направлений инвестиций в контексте поддержания и повышения конкурентоспособности компании, таких как маркетинговые исследования, модернизация/замена материально-технической базы, научные разработки, диверсификация производства, переквалификация кадрового состава, наем высококвалифицированных специалистов, реорганизация системы менеджмента и т. д. Вложенные инвестиции будут способствовать развитию предприятия [4].

Рассматривая взаимосвязь между инвестиционной активностью компании и уровнем ее конкурентоспособности, можно также утверждать, что инвестиционная

деятельность компании отражается на величине конкурентного потенциала, под которым, согласно определению Е. А. Горбашко и И. А. Максимцева, следует понимать «способность предприятия производить и реа-лизовывать конкурентоспособную продукцию при рациональном использовании имеющихся ресурсов в объемах, необходимых для стабильного функционирования и развития предприятия (процесса воспроизводства) на основе обеспечения его конкурентоспособности» [11].

На рисунке 1 на основе работ Е. А. Горбашко и И. А. Максимцевой [11], А. А. Са-друтдиновой [9] отражено воздействие инвестиций на составляющие конкурентного потенциала компании.

Как правило, инвестиционная деятельность связана с формированием конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

С другой стороны, З. М. Дзокаева отмечает, что между конкурентоспособностью компании и инвестиционной деятельностью существует и обратная связь -высокий уровень конкурентоспособно-

сти является фактором инвестиционной привлекательности предприятия [3], таким образом, руководство конкурентоспособного предприятия имеет возможность получить финансовые ресурсы для дальнейшего устойчивого развития и формирования дополнительных конкурентных преимуществ на более выгодных условиях.

Противоречивость категории инвестиций в контексте обеспечения конкурентоспособности компании состоит в том, что инвестиционные вложения дают отложенный во времени эффект, поэтому сопряжены с рядом рисков и угроз. При удачных инвестиционных вложениях, направленных на формирование конкурентных преимуществ компании, руководство может рассчитывать на существенный рост уровня конкурентоспособности. С другой стороны, в случае стратегических просчетов, например при неверном выборе направлений инвестиций, при изменении параметров инвестиционного проекта и т. д., в особенности, если под инвестиционные проекты берутся заемные средства, компания может не только не достичь цели повышения конку-

® q

Улучшение имущественного состояния предприятия

Повышение эффективности производственной деятельности за счет вложений в новые технологии

Повышение эффективности организации сбыта и продвижения товара

Повышение конкурентоспособности продукции за счет инвестирования в инновации, повышение качества продукции

Рост производительности труда за счет инвестиций в человеческий капитал

Развитие инновационного потенциала за счет вложений в НИОКР

— Оптимизация различных бизнес-процессов

Рис. 1. Влияние инвестиций на составляющие конкурентного потенциала компании Fig. 1. Impact of investments on the components of the company's competitive potential

рентоспособности, но и столкнуться с существенными финансовыми проблемами вплоть до банкротства.

В этой связи становится очевидным, что конкурентная стратегия компании должна формироваться на долгосрочную перспективу и всегда во взаимосвязи с конкретными инвестиционными проектами, которые должны быть реализованы для достижения целей стратегии конкурентоспособности компании. Построение конкурентной стратегии компании и ее инвестиционной составляющей должно проводиться только на материалах и результатах тщательного и комплексного анализа внутренней и внешней среды компании, прогнозов социально-экономического развития и отраслевых тенденций с учетом факторов риска и неопределенности. На важность оценки инновационного потенциала конкретных проектов, коммерческой и инвестиционной привлекательности проектов, анализа рисков проекта с целью повышения конкурентоспособности бизнеса указывают Н. В. Мирзоян и С. В. Плясова [6].

Оценка влияния инвестиционной активности компаний продовольственного ретейла на их конкурентоспособность

Рассмотрев теоретические аспекты влияния инвестиций на состояние конкурентоспособности предприятия, перейдем к исследованию практических аспектов данного вопроса на примере сферы продовольственного ретейла в Российской Федерации.

Под инвестициями предприятий розничной торговли в данной статье будем подразумевать денежные средства, которые сами предприятия розничной торговли направляют на развитие своей деятельности, включая вложения в основной капитал, а также в нефинансовые активы, за исключением реинвестирования в оборотный капитал.

Отметим, что сегодня розничная торговля продовольственными товарами является достаточно высококонкурентным рынком, на котором представлены компании различного размера и профиля, тем не менее

Источник: https://infoline.spb.ru/shop/tematicheskie-novosti/page.php?ID=22120

Рис. 2. Доли рынка крупнейших продовольственных торговых сетей в РФ Fig. 2. Market shares of the largest food retail networks in the Russian Federation

розничные торговые сети сегодня являются ключевыми игроками данного рынка.

На рисунке 2 отражено положение крупнейших продовольственных торговых сетей в РФ по данным агентства INFOLine.

Как видим, наибольшую долю рынка розничной торговли продовольствием занимала в 2020 г. X5 Retail Group - 12,8%, при этом компании удалось существенно увеличить свое присутствие на рынке по сравнению с 2019 г. Вторую строчку в рейтинге крупнейших торговых сетей РФ по доле рынка занимает ПАО «Магнит» с 9,8%, именно данный ретейлер в 2020 г. показал наибольший рост доли рынка - 2,2 п.п. Третью позицию получила «ДКБР Мега Ритейл Групп», образованная в 2019 г. посредством слияния сетей «Дикси», «Красное и белое», «Бристоль», при этом за год компания увеличила свое присутствие с 5,7 до 6,2%.

Формы и методы конкуренции в современном ретейле достаточно разнообразны, что обусловлено большим количеством игроков на рынке. Конкуренция в ретейле проходит по трем основным направлениях: борьба за покупателей, борьба за лучшее местоположение и борьба за квалифицированный персонал.

Конечно, ключевая борьба ведется за спрос потребителей и увеличение доли рынка торговой компании. Для этого крупные торговые сети применяют такие инструменты, как:

• промоакции, т. е. выгодные предложения, направленные на стимулирование спроса покупателей, включающие предоставление не только скидок, но также призов и подарков;

• внедрение программ лояльности (раздача специальных карт покупателей для начисления различных баллов и бонусов, которые можно тратить в магазинах сети, а также предоставление других преимуществ, способствующих установлению эмоциональной связи между магазинами и их покупателями - подарки, кэшбэк, эксклюзивный доступ к распродажам);

• разработка коалиционных программ с обменом бонусами между компаниями, работающими на разных рынках и не являющимися прямыми конкурентами;

• использование омниканальных коммуникаций для взаимодействия с потребителями: применение кроме обычной рекламы возможностей интернет- и SMM-маркетинга, специальных мобильных приложений и т. д.;

• расширение и оптимизация ассортимента, формирование уникального предложения, включая развитие собственных торговых марок;

• применение элементов геймифика-ции, т. е. вовлечение покупателей (взрослых и детей) в игровое взаимодействие, например подарок за покупку в виде игрушки, сти-кера и т. п., которые можно собрать в коллекцию, организовать с их помощью игру;

• дифференциация форматов торговли в рамках одной сети - развитие нескольких концепций торговых точек, ориентированных на разную целевую аудиторию;

• развитие собственных служб доставок или сотрудничество с крупными компаниями по доставке продовольственных товаров, что стало особенно актуально в период пандемии коронавирусной инфекции.

Рассматривая перечень основных инструментов конкурентной борьбы ретейле-ров, можно с уверенностью сказать, что по большей части крупные торговые сети на современном этапе используют методы неценовой конкуренции. А они требуют существенных финансовых вложений, соответственно, сегодня конкурентоспособность компаний ретейла определяется теми инвестициями, которые компания вкладывает в проекты развития и продвижения.

Рассмотрим, есть ли зависимость между объемами инвестиций ретейлеров и завоеванной долей рынка, которая является объективным индикатором конкурентоспособности компании на рынке розничной торговли, так как свидетельствует о том, что потребители отдают предпочтение именно данной компании.

При этом считаем целесообразным рассмотреть объемы инвестиций как минимум за последние 3 года, так как инвестиционные вложения, как правило, имеют отсроченную отдачу.

Данные об объемах инвестиций крупнейших продовольственных сетей РФ представлены на рисунке 3. Отметим, что так как «ДКБР Мега Ритейл Групп» была образована только в 2019 г., то данные об инвестиционной активности компании недоступны.

На основе представленных данных можно увидеть, что положение компаний на рынке соответствует уровню их инвестиционной активности.

Проведя корреляционно-регрессионный анализ объемов инвестиций крупнейших игроков рынка на базе данных, представленных в таблице 1, можно утверждать, что зависимость между объемами инвестиций и долей рынка очень сильна, так как расчеты в программном обеспечении Excel пока-

зывают, что уровень корреляции между двумя показателями составляет 0,96 (с учетом того, что рассматривалось влияние объемов инвестиций в год n на долю рынка компании в год n+1), то есть налицо сильная связь между показателями.

Среди компаний первой пятерки лидером по объемам инвестиций за последние 3 года стала X5 Retail Group, вложив в совокупности 261,18 млрд руб. При этом в 2018 г. объемы инвестиций были максимальными, что позволило увеличить долю рынка компании в 2019 г. и 2020 г. ПАО «Магнит», напротив, в 2018 г. снизило объемы инвестиций в сравнении с предыдущим периодом, что стало одной из причин сокращения рыночной доли компании в 2019 г. А в 2019 г. оно снова увеличило инвестиции, и доля рынка в 2020 г. увеличилась на 2,2 п.п.

Отметим, что лидер рынка X5 Retail Group в последние годы вкладывался в реконструкцию торговых и логистических площадей, развитие новых торговых

Источник: составлено по данным финансовой отчетности рассматриваемых компаний (https://bo.nalog.ru/). Рис. 3. Объемы инвестиций крупнейших продовольственных торговых сетей в РФ в 2017-2019 гг. Fig. 3. Investment volumes of the largest food retail networks in the Russian Federation in 2017-2019

Таблица 1. Соотношение объемов инвестиций и доли рынка крупнейших продовольственных торговых сетей в РФ в 2017-2020 гг.1

Table 1. Ratio of investment volumes and market share of the largest food retail chains in the Russian Federation in 2017-20201

Компания Company Объем инвестиций в 2017 г., млрд руб. Volume of investments in 2017, billion rubles Доля рынка в 2018 г., % Market share in 2018, % Объем инвестиций в 2018 г., млрд руб. Volume of investments in 2018, billion rubles Доля рынка в 2019 г., % Market share in 2019, % Объем инвестиций в 2019 г., млрд руб. Volume of investments in 2019, billion rubles Доля рынка в 2020 г., % Market share in 2020, %

X5 Retail Group 87,27 10,7 92,76 11,5 81,15 12,8

Магнит Magnit 74,19 7,7 50,91 7,6 56,32 9,8

Лента Lenta 27,28 2,8 22,14 2,5 13,96 2,8

Ашан Auchan 14,33 1,9 12,02 1,5 15,02 1,7

METRO 13,80 1,3 19,43 1,1 14,19 1,3

форматов, что обусловлено ростом требований покупателей к качеству обслуживания. При этом распределение инвестиций в традиционные каналы продаж и новые форматы, основанные преимущественно на применении цифровых технологий, проводится в соотношении 80% к 20%. Это позволяет поддерживать и повышать уровень конкурентоспособности компании на рынке. ПАО «Магнит» также в качестве приоритетных направлений инвестирования выделяет модернизацию ИТ-инфраструктуры, развитие человеческого капитала, а также продвижение собственных торговых марок.

Перспективные направления инвестиций ретейлеров с целью формирования конкурентных преимуществ

Таким образом, результаты проведенного анализа ясно свидетельствуют о том,

1 https://bo.nalog.ru/; https://infoline.spb.ru/shop/ tematicheskie-novosti/page.php?ID=22120

что в продовольственном ретейле (впрочем, как и в других отраслях) наиболее конкурентоспособной становится та компания, которая проводит активную инвестиционную политику. Тем не менее важны не только объемы инвестиций сами по себе, но и их направления, которые должны выбираться исходя из того, какие конкурентные преимущества будут наиболее значимыми на отраслевом рынке в ближайшие 5-7 лет.

Это очень важное условие инвестиционной активности компании, так как суть конкурентоспособности состоит в том, чтобы обладать свойствами и качествами, которые недоступны другим рыночным игрокам.

По результатам проведенного исследования сферы продуктового ретейла можно сказать, что наиболее перспективными направлениями инвестиционной деятельности в данной отрасли на стратегическую перспективу являются:

• вложения в информационные технологии, что предусматривает внедрение соответствующей ИТ-инфраструктуры и систем, позволяющих повышать эффек-

тивность различных бизнес-процессов розничной торговли, систем автоматизации работы с большими данными, облачных технологий, Интернета вещей и т. п., что необходимо для оптимизации различных расходов торговых сетей и поддержания необходимого уровня маржинальности [8];

• развитие систем онлайн-заказов и доставки продуктов, что особенно актуально стало в период пандемии коронавирусной инфекции; все большей популярностью будут пользоваться системы автоматизации покупки продуктовой корзины, поэтому ре-тейлерам уже сегодня необходимо разрабатывать такой функционал;

• развитие формата дарксторов на фоне роста популярности доставки т. е. магазинов-складов, из которых товары будут доставляться покупателям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• вложения в создание вертикально-интегрированной модели розничной торговли, т. е. основание и развитие собственных торговых марок, налаживание прямого импорта с целью минимизации издержек и возможности повышения торговой маржи;

• инвестиции в маркетинг, развитие маркетинговых коммуникаций с потребителями с использованием омниканально-го подхода на фоне роста конкуренции на рынке;

• расширение экосистемы торговой сети, чтобы покупатель чувствовал дополнительную ценность от приобретения продукта, введения бонусов, которыми можно будет расплачиваться внутри экосистемы;

• инвестиции в человеческий капитал, в особенности в сотрудников, которые будут осуществлять глобальные изменения в бизнес-модели ретейлеров.

Инвестиционные проекты именно в данных областях являются наиболее значимыми для повышения конкурентоспособности продовольственных торговых сетей и соответствуют современным тенденциям развития отрасли.

Заключение

Таким образом, автором на основе эмпирических данных, полученных от компаний продовольственного ретейла Российской Федерации, впервые доказано наличие тесной взаимосвязи между инвестиционной активностью компании розничной торговли и уровнем ее конкурентоспособности, так как за счет вложений у компании появляется возможность развивать отдельные составляющие конкурентного потенциала. С другой стороны, высокий уровень конкурентоспособности делает компанию инвестиционно привлекательной, что позволяет и далее реализовывать различные инвестиционные проекты, направленные на формирование новых конкурентных преимуществ.

При этом важен не только объем инвестиций, но и верный выбор направлений финансовых вложений, основанный на результатах стратегического анализа компании и отрасли. Так, для продовольственного ретейла наиболее перспективные инвестиционные проекты с целью поддержания и повышения конкурентоспособности должны быть связаны с цифровизацией бизнеса, развитием систем онлайн-заказов и доставки, развитием собственных торговых марок, совершенствованием маркетинговых коммуникаций с потребителями, обучением персонала и т. д.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяется систематизацией научного знания по проблемам влияния инвестиций на конкурентоспособность компаний, а также выявлением зависимости между объемами инвестиций и долей рынка в розничной торговле, что позволяет руководству компаний розничной торговли более обоснованно принимать управленческие решения в сфере инвестиционной деятельности.

Направления будущих исследований по данной теме могут быть связаны с выявлением наиболее значимых и рентабельных направлений инвестиционных вложений в ретейле.

Список литературы

1. Борщева А. В., Ильченко С.В. Факторы конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 6. URL: https://obe.ru/journal/vypusk-2018-g-1-9-mart/borshheva-a-v-ilchenko-s-v-faktory-konkurentosposobnosti-predpriyatiya/ (дата обращения: 27.01.2022).

2. Выгодчикова И.Ю. Метод построения рейтинга конкурентоспособности российских компаний // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 2 (68). С. 5-17.

3. Дзокаева З. М. Инвестиции как фактор повышения конкурентоспособности // Экономика устойчивого развития. 2019. № 3 (39). С. 194-198.

4. Золотова Е. В. Влияние инвестиционной деятельности на конкурентоспособность предприятия на примере ОАО «Минский мясокомбинат» // Научно-практические исследования. 2019. № 8-1 (23). С. 46-54.

5. Косорукова И. В., Мощенко О. В., Усанов А.Ю. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: КноРус, 2021. - 342 с.

6. Мирзоян Н. В., Плясова С. В. Совершенствование инструментария оценки инвестиционных проектов

с целью повышения конкурентоспособности бизнеса // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 3 (75). С. 91-103. DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10308.

7. Отажонов У. А. Роль портфельных инвестиций в обеспечении конкурентоспособности предприятий // Theoretical & Applied Science. 2018. № 5 (61). С. 163-167. DOI: 10.15863/TAS.2018.05.61.26.

8. Панюкова В.В. Розничная торговля 4.0: тенденции развития // Сборник трудов V международной научно-практической конференции «Управленческие науки в современном мире». 2018. Т. 1. № 1. С. 23-29.

9. Садрутдинова А. А. Инвестиции в нематериальные активы как инструмент повышения конкурентоспособности // Сборник научных трудов «Экономика и управление». - СПб., 2016. С. 163-168.

10. Теличенко В. В. Повышение конкурентоспособности предприятий: инвестиции и инновации // Материалы XV международной научно-практической конференции «Менеджмент предпринимательской деятельности». 2017. С. 299-302.

11. Управление конкурентоспособностью: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. - М.: Издательство «Юрайт», 2019. - 447 с.

12. Чалоян С., Плясова С. В. Особенности оценки стоимости предприятия торговли // Сборник статей I международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития кооперации и интеграции в современной экономике». 2018. С. 494-506.

13. Якимова Е. Ю, Гусельникова Л. Н. Влияние инвестиционной политики на конкурентоспособность предприятий региона // Сборник научных статей международной молодежной научной конференции «Школа молодых новаторов»: в 2 т. 2020. С. 290-294.

Сведения об авторе

Груднева Алла Александровна, ORCID 0000-0001-6865-4498, канд. экон. наук, доцент, кафедра оценочной деятельности и корпоративных финансов, Университет «Синергия», Москва, Россия, kokotko@list.ru

Статья поступила 15.05.2021, рассмотрена 30.11.2021, принята 19.01.2022

References

1. Borscheva A. V., Ilchenko S. V. Factors of competitiveness of the enterprise. Biznes i dizain revyu, 2018, no.1(9), p.6 (in Russian). Available at: https://obe.ru/journal/vypusk-2018-g-1-9-mart/borshheva-a-v-ilchenko-s-v-faktory-konkurentosposobnosti-predpriyatiya/ (accessed 27.01.2022).

2. Vygodchikova I. Yu. Construction the rating of competitiveness the Russian companies. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2018, vol.12, no.2(68)-3(69), pp.5-17 (in Russian).

3. Dzokaeva Z. M. Investments as a factor of increasing competitiveness. Ekonomika ustoichivogo razvitiya=Economics of Stable Development, 2019, no.3(39), pp.194-198 (in Russian).

4. Zolotova E. V. Vliyanie investitsionnoi deyatel'nosti na konkurentosposobnost predpriyatiya na primere OAO «Minskii myasokombinat» [The influence of investment activity on the competitiveness of an enterprise on the example of JSC "Minsk meat-packing plant"]. Nauchno-prakticheskie issledovaniya, 2019, no.8-1(23), pp.46-54.

5. Kosorukova I. V., Moshchenko O. V., Usanov A. Yu. Analiz finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti [Analysis of financial and economic activities]. Moscow, KnoRus Publ., 2021, 342 p.

6. Mirzoyan N. V., Plyasova S. V. Improving tools for evaluating investment projects to increase business competitiveness. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2019, vol.13, no.3(75), pp.91-103 (in Russian). DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10308.

7. Otajonov U. A. The role of portfolio investments in ensuring competitiveness of enterprises. Theoretical & Applied Science, 2018, no.5(61), pp.163-167 (in Russian). DOI: 10.15863/TAS.2018.05.61.26.

8. Panyukova V. V. Retail trade 4.0: development trends. Sbornik trudov Vmezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Upravlencheskie nauki v sovremennom mire» [Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference "Managerial Sciences in the Modern World"], 2018, vol.1, no.1, pp.23-29 (in Russian).

9. Sadrutdinova A. A. Investitsii v nematerial'nye aktivy kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti [Investments in intangible assets as a tool for increasing competitiveness]. Sbornik nauchnykh trudov «Ekonomika iupravlenie» [Collection of Scientific Papers "Economics and Management"]. St. Petersburg, 2016, pp.163-168.

10. Telichenko V. V. Povyshenie konkurentosposobnostipredpriyatii: investitsii i innovatsii [Increasing the competitiveness of enterprises: investment and innovation]. Materialy XV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Menedzhment predprinimatel'skoi deyatel'nosti» [Proceedings of the 15th International Scientific and Practical Conference "Business management"], 2017, pp.299-302.

11. Upravlenie konkurentosposobnost'yu: uchebnik ipraktikum dlya bakalavriata i magistratury [Management of competitiveness: textbook and workshop for undergraduate and graduate programs]. Ed. by E. A. Gorbashko, I. A. Maximtseva. Moscow, Yurait Publ., 2019, 447 p.

12. Chaloyan S., Plyasova S. V. Osobennosti otsenkistoimostipredpriyatiya torgovli [Features of assessing the value of a trade enterprise]. Sbornik statei I mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Problemy iperspektivy razvitiya kooperatsii i integratsii vsovremennoi ekonomike» [Proceedings of the I International Scientific and Practical Conference Problems and Prospects for the Development of Cooperation and Integration in the Modern Economy], 2018, pp.494-506.

13. Yakimova E. Yu., Guselnikova L. N. Vliyanie investitsionnoipolitiki na konkurentosposobnost predpriyatii regiona [The influence of investment policy on the competitiveness of regional enterprises]. Sbornik nauchnykh statei Mezhdunarodnoi molodezhnoi nauchnoi konferentsii «Shkola molodykh novatorov»: v 2 t. [Proceedings of the International Youth Scientific Conference School of young innovators": in 2 vol.], 2020, pp.290-294.

About the author

Alla A. Grudneva, ORCID 0000-0001-6865-4498, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Valuation and Corporate Finance Department, Synergy University, Moscow, Russia, kokotko@list.ru

Received 15.05.2021, reviewed 30.11.2021, accepted 19.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.