Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СФЕРЫ УСЛУГ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СФЕРЫ УСЛУГ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РИТЕЙЛ / СФЕРА УСЛУГ / ТОРГОВЫЕ СЕРВИСЫ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / ГРУППИРОВКА / МОДИФИКАЦИЯ СЕРВИСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антинескул Екатерина Александровна

В статье изучены особенности развития продовольственного ритейла на территориях Российской Федерации с учетом специфики формирования экономики сферы услуг. Актуальность научной работы обоснована необходимостью обеспечения населения регионов страны равными по уровню обслуживания торговыми сервисами, направленными на повышения качества жизни в условиях нестабильности. Методика исследования предполагала проведение расчета по предложенному автором алгоритму, направленному на выявление групп территорий по уровню развития продовольственного ритейла в соответствии с показателями обеспечения торговыми площадями, обороту онлайн-торговли продовольственными товарами на «Передовые», «Развитые», «Развивающие» и «Потенциальные». Группировка позволяет оценивать фактор восприятия современных цифровых услуг в торговле местными покупателями, учитывая который выстраивается стратегия развития регионального продовольственного ритейлера. Полученные данные могут быть полезны для корректировки программы развития локальных торговый сетей, реализующих продовольствие, предлагаемое местными товаропроизводителями, способствующих модификации сервиса в ритейле, а также изменению инфраструктуры рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF FOOD RETAIL IN THE CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE SERVICE SECTOR OF THE TERRITORIES OF RUSSIA

The article examines the peculiarities of the development of food retail in the territories of the Russian Federation. The specifics of the formation of the economy of the service sector are studied. The relevance of the scientific work is justified by the need to provide the population of the country's regions with equal trading services in terms of service. This is aimed at improving the quality of life in conditions of instability. The research methodology assumed the calculation according to the algorithm proposed by the author. It is designed at identifying groups of territories according to the level of development of food retail. The criteria were the indicators of providing the population with retail space and the turnover of online food trade. We divided the groups into «Advanced», «Developed», «Developing» and «Potential». Grouping allows evaluating the factor of perception of modern digital services in trade by local buyers. Its accounting is necessary for building a strategy for the development of a food retailer at the local level. The data obtained can be useful for adjusting the development program of local retail chains selling food offered by local producers. The results of the development of programs contribute to the modification of the service in retail, as well as changes in the market infrastructure.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РИТЕЙЛА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СФЕРЫ УСЛУГ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ»

DOI:10.38197/2072-2060-2023-239-1-226-252

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЕТЕЙЛА В УСЛОВИЯх РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СФЕРЫ УСЛУГ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ FEATURES OF THE FORMATION OF FOOD RETAIL IN THE CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE SERVICE SECTOR OF THE TERRITORIES OF RUSSIA

АНТИНЕСКУЛ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции, ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»; докторант кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», к.э.н., доцент

EKATERINA A. ANTINESKUL

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management, Marketing and Commerce, Perm State University; Doctoral Student of the Department of World Economy and Foreign Economic Activity, Ural State University of Economics

АННОТАЦИЯ

В статье изучены особенности развития продовольственного ретейла на территориях Российской Федерации с учетом специфики формирования экономики сферы услуг. Актуальность научной работы обоснована необходимостью обеспечения населения регионов страны равными по уровню обслуживания торговыми сервисами, направленными на повышение качества жизни в условиях нестабильности. Методика исследования предполагала проведение расчета по предложенному автором алгоритму, направленному на выявление групп территорий по уровню развития продовольственного ретейла в соответствии с показателями обеспечения торговыми площадями, обороту онлайн-торговли продовольственными товарами на «Передовые», «Развитые», «Развивающие» и «Потенциальные». Группировка по-

зволяет оценивать фактор восприятия современных цифровых услуг в торговле местными покупателями, с учетом которого выстраивается стратегия развития регионального продовольственного ретейлера. Полученные данные могут быть полезны для корректировки программы развития локальных торговый сетей, реализующих продовольствие, предлагаемое местными товаропроизводителями, способствующих модификации сервиса в ретейле, а также изменению инфраструктуры рынка.

ABSTRACT

The article examines the peculiarities of the development of food retail in the territories of the Russian Federation. The specifics of the formation of the economy of the service sector are studied. The relevance of the scientific work is justified by the need to provide the population of the country's regions with equal trading services in terms of service. This is aimed at improving the quality of life in conditions of instability. The research methodology assumed the calculation according to the algorithm proposed by the author. It is designed at identifying groups of territories according to the level of development of food retail. The criteria were the indicators of providing the population with retail space and the turnover of online food trade. We divided the groups into «Advanced», «Developed», «Developing» and «Potential». Grouping allows evaluating the factor of perception of modern digital services in trade by local buyers. Its accounting is necessary for building a strategy for the development of a food retailer at the local level. The data obtained can be useful for adjusting the development program of local retail chains selling food offered by local producers. The results of the development of programs contribute to the modification of the service in retail, as well as changes in the market infrastructure.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Продовольственный ретейл, сфера услуг, торговые сервисы, уровень развития, группировка, модификация сервиса.

7 7 С

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ВЭО РОССИИ I 239 ТОМ_

KEYWORDS

Food retail, service sector, trade services, level of development, grouping, modification of service.

В среднем за восемь лет доля продовольственного ре-тейла в структуре розничного товарооборота выросла в 1,58 раза. Тенденция цифровизации продаж на рынке усиливается, но реализация данной технологии требует постоянного контроля. Связано это также с увеличивающейся конкуренцией на рынке и поиском новых услуг, способных привлечь и удержать потребителя. Роль сферы услуг в экономике России подчеркивают в своих работах A.A. Гажур, И.Н. Лукиянчук (2018) [1], И.Н. Попова [2], К.С. Приходько [3], A.A. Романов, Ю.С. Румянцева [4], М.М. Сабурова, Я.Э. Сорокина [5], Я.П. Силин, Е.Г. Aними-ца [6], E.H. Стариков, И.Н. Ткаченко [7], З.В. Туманова [8], A.A. Уваров, ПА. Каракича [9], О.В. Фетисова, В.В. Курчен-ков, Е.С. Матина [10]. Aвтоpы отмечают необходимость развития новых услуг в торговле, в том числе и за счет реализации цифровых технологий.

Aктуальноcть выстраивания взаимосвязи между каналами онлайн- и офлайн-розничной торговлей продовольственных товаров подтверждают труды M. Goldmanis и др. (2010) [11]; C. Forman, A. Ghose and A. Goldfarb (2009) [12]; J. Avery и др. (2012) [13]; D. Herhausen и др. (2015) [14], K. Wang и A. Goldfarb (2017) [15], в которых отмечаются ключевые парадигмы интенсификации доенного процесса и необходимости его дальнейшего изучения:

• Более низкие затраты на поиск и распространение могут дать интернет-магазинам преимущество в затратах по сравнению с офлайн-магазинами.

• Конкуренция между онлайн- и офлайн-ретейлерами менее интенсивна, когда один канал имеет явное преимущество перед другим.

• Конкуренция будет менее интенсивной за продукты, обладающие важными сенсорными свойствами, за скоропортящиеся продукты, за нишевые продукты, когда потребители стремятся к мгновенному удовлетворению, для клиентов, чьи вкусы с меньшей вероятностью будут удовлетворены офлайн-предложениями, или на рынках, где офлайн-возможности ограничены.

• Интеграция услуг между онлайн- и офлайн-каналами является выгодной.

• Многие клиенты предпочитают делать покупки в оф-лайн-магазине, если таковой имеется.

• Поскольку офлайн-магазины предлагают другие услуги, чем онлайн, существует потенциальная синергия между форматами; открытие офлайн-выставочных залов или магазинов может положительно повлиять на онлайн-продажи многоканального ретейлера.

• Благодаря этому синергетическому эффекту многоканальная розничная торговля стала нормой.

Ужесточение конкуренции между торговыми сетями, консолидация рынка ретейла и снижение прибыльности розничного бизнеса, приводящее к необходимости повышения операционной эффективности компаний, формируют устойчивый тренд на цифровизацию и автоматизацию процессов.

Современные реалии российского продовольственного ретейла по степени развития современных торговых сервисов требуют уточнения. Среди ключевых тенденций экономики сферы услуг в России выявлено развитие ин-

тернет-торговли как способность ретейлеров удовлетворять потребности своих клиентов в партнерстве с другими участниками рынка. Ключевая роль в данном процессе отводится ретейлу, в том числе продовольственному, что подтверждается статистическими данными Министерства промышленности и торговли России и Росстата, согласно которым в 2021 г. доля торговли в ВВП составляет 13%, а налоговых поступлений в бюджеты всех уровней 10,5% [16]. Темп роста оборота розничной торговли продовольственными товарами в расчете на душу населения в период с 2013 г. по 2021 г. (y = 5486x + 72395, R2 = 0,9676) превышает темп роста среднедушевых денежных доходов населения Российской Федерации за аналогичный период (y = 1615,1x + 24287, R2 = 0,9729). В результате темпы роста оборота розничной торговли продовольственными товарами в расчете на душу населения и среднедушевых денежных доходов населения имеют положительную динамику по уравнению линейной линии тренда с близкими к 1,0 коэффициентам аппроксимации (0,9676 и 0,9729, соответственно) и положительным значением коэффициентов угла наклона (5486 и 1615,1, соответственно) и смещения (72395 и 24287 руб., соответственно). Аналогичные тенденции формируются во всех федеральных округах России (рис. 1).

В продовольственном ретейле в 2019 г. доля канала e-commerce по всей России составляла 6,4% в денежном выражении. В марте 2020 г. она достигла уже 9,5%. Рынок он-лайн-покупок в 2021 г. стабилизировался на уровне в 9,2%, увеличившись с 2018 г. на 4,0%. Одними из бенефициаров тренда на дистанционные покупки становятся сервисы доставки продуктов питания [17]. Однако, по мнениям экспертов Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ),

■ 2000 ■ 2001 ■ 2002 2003 ■ 2004 ■ 2005 ■ 2006 ■ 2007 ■ 2008 ■ 2009 ■ 2010

■ 2011 ■ 2012 ■ 2013 ■ 2014 ■ 2015 ■ 2016 ■ 2017 ■ 2018 ■ 2019 ■ 2020 ■ 2021

Рисунок 1. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения по субъектам Российской Федерации, руб.

потребителям может не хватать впечатлений и нового опыта, в результате чего продажи через онлайн-сервисы могут сократиться, а продовольственный ретейл способен оставаться растущим сегментом экономики услуг.

Доля рынка e-commerce России в 2021 г. составил 5,1% от оборота розничной торговли, что выше уровня 2014 г. (4,4%). Наиболее высокая доля онлайн-торговли в Центральном (7,0%) и Северо-Западном (6,0%) федеральных округах, а самый низкий — в Северо-Кавказском (0,9%) и Дальневосточном (1,6%) федеральных округах. Данная зависимость объясняется различиями в торговой инфраструктуре рассматриваемых территорий.

Большинство экспертов выделяют основные факторы, послужившие причиной роста доли онлайн-сегмента продовольственного ретейла. Первый, рынок онлайн-торговли вырос за период пандемии COVID-19, которая способствовала переходу потребителей в онлайн и изменила модель поведения всех стейкхолдеров рынка. Вторым фактором является насыщение сегмента офлайн-торговли. По данным АКИТ, рынок онлайн-продаж продовольственных товаров в России в 2021 г. составил 246,9 млрд руб. Для сравнения, за 2018 г. рынок составил 64,6 млрд руб., то есть за четыре года был реализован в 4,04 раза превышающий оборот. Аналогичный тренд выявлен в федеральных округах Российской Федерации. Так, наиболее высокий темп роста объема продаж интернет-торговли продуктами питания в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах за исследуемый период и составил 5,57 и 5,13 раза соответственно, а в Уральском — наиболее низкий — 2,62 раза [18].

Материалы и методы

Уровень развития торговых сервисов продовольственных ретейлеров в рамках территорий России можно оценить на основе показателей обеспечения торговыми площадями населения, оборота онлайн-торговли продовольственными товарами.

Развитие торговых услуг продовольственного ретейла России проходит стадию становления, что подтверждает вариация ключевых показателей рынка интернет-торговли продовольственными товарами (табл. 1).

Так, средний чек интернет-продаж на локальном рынке втрое меньше, чем на трансграничном, при это доля продаж на локальном уровне на 3% больше, чем на трансгранич-

Таблица 1

Анализ рынка интернет-торговли продовольственными товарами в России за период с 2018 г. по 2021 г.

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. к 2018 г., %

Средний чеки на локальном рынке, руб. 835 1517 2079 1406 168,38

Средние чеки на трансграничном рынке, руб. 3971 4502 5464 5533 139,34

Средние чеки, руб. 2413 3087 1955 1385 57,40

Доля продаж на локальном рынке, % 7,7 8,6 10,2 9,9 128,57

Доля продаж на трансграничном рынке, % 1,0 6,2 7,7 6,0 600,00

Объем продаж, млн руб. 119095,12 160795,85 314229,86 481125,21 403,98

Количество заказов, млрд раз 49,3 52,0 160,7 346,3 702,43

ном. По всему рынку онлайн-торговли продовольственными товарами средний чек сократился на 42,6%, что связано с увеличением количества онлайн продовольственных ри-тейлеров и усилением конкуренции, а также непостоянным покупательским поведением.

Этапы исследования базируются на группировке территорий по выделенным критериям на основе данных статистики на «Передовые», «Развитые», «Развивающие» и «Потенциальные». Оценка выше рассмотренных данных определяет текущие возможности по использованию современных технологий для выстраивания отношений с клиентом.

Результаты

Команда AvantShop [19] провела исследование и определила, что в 2020 г. открылось в 1,5 раза больше новых магазинов, чем 2019 г., в связи с чем офлайн-ретейлеры вынуждены были открывать онлайн-площадки, где объем продаж (в четыре раза) и количество заказов (в семь раз) на рынке росли более высокими темпами. Эти данные связывают со спецификой потребительского поведения на рассматриваемых рынках и различием покупательских потребностей. Количество покупателей растет, объем заказов тоже. Позитивная динамика перекрывает падение среднего чека, значение которого отличается на территориях России (рис. 2).

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

ЦФО ПФО СЗФО ЮФО СибФО УрФО ДВФО СКФО Россия ■ 2018 2019 2020 И2021

Рисунок 2. Динамика среднего чека онлайн-торговли продуктами питания в федеральных округах России 2018-2021 гг., %

Наиболее высокое значение среднего чека по продаже онлайн продуктов питания выявлено в Северо-Кавказском федеральном округе (2166 руб.), а наиболее низкое — в Северо-Западном (1317 руб.). На остальных территориях значение данного показателя близко к среднерыночному значению.

Очевидно, что товары первой необходимости люди будут покупать всегда, но тенденция проникновения e-commerce будет доминировать в ближайшие годы. Изменение поведения онлайн-покупателей положительно повлияло на рост конкуренции среди цифровых продовольственных ретей-леров. Но, несмотря на процесс привыкания, большинство потребителей не могут адаптироваться к новым способам доставки, поскольку продукты питания являются товарами первой необходимости и к ним предъявляют повышенные требования, проконтролировать которые клиент может только лично.

С целью объективного анализа развития онлайн-тор-говли продовольствием в России, диссертантом систематизированы данные по ключевым показателям ведущих интернет-магазинов России согласно рейтингу аналитического агентства Data Insight (табл. 2).

Анализ топ-10 интернет-ретейлеров выявил отсутствие в рейтинге крупных продовольственных интернет-магазинов до 2018 г. При этом в 2018 г. цифровых продовольственных ретейлеров было шесть, а в 2020 — 17, то есть в 2,8 раза больше. Количество заказов и выручка исследуемых магазинов в исследуемом периоде каждый год увеличивалась в среднем в 3,6 и 2,4 раза соответственно. Utkonos в 2018 г. занимал лидирующие позиции, но уже в 2020 и 2021 г. уступил новым онлайн-ретейлерам Sbermarket и Vkusvill, которые быстрее освоили новые рынки на территории России, доминируя по выручке и количеству заказов. Существенный толчок в развитии Sbermarket получил в период с 2019 по 2020 г. когда число заказов увеличилось в 17,9 раза. При этом произошло снижение среднего чека на . 20,6%, . до .3300 руб....................................................................

Та бл и ца 2

топ-10 онлайн-ретейлеров по продаже продовольственных товаров в России за 2018-2021 гг. [20]

Магазин Онлайн-продажи, млн руб. Заказы, тыс. шт. Средний чек, руб.

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021г.

petshop.ru 6040 7560 11 060 12 800 2180 2700 3790 4380 2770 2800 2920 2920

¡gooods.ru 2144 2680 7910 5720 555 700 1830 1290 3830 3830 4320 4430

okeydostavka.ru 2100 2310 2850 4550 650 600 760 1310 3230 3850 3750 3470

perekrestok.ru 2041 4900 1823 12 000 585 1370 1072 7080 3508 3580 1690 1690

av.ru 1860 2810 4170 3850 350 510 720 810 5310 5510 5790 4750

utkonos.ru 10 190 9730 16 370 17 800 1980 1850 2660 3510 5150 5260 6150 5070

metro-cc.ru - 728 3400 5920 - 167 650 1230 - 4393 5230 4810

vprok.ru - 7276 14 990 21 100 - 2207 3620 4670 - 3477 4140 4520

samokat.ru - 543 9450 38 200 - 1068 18 170 64 500 - 509 520 590

lavka.yandex.ru - 250 11 890 28 300 - 359 13 670 3 3600 - 661 870 840

sbermarket.ru - 1351 17 570 52100 - 297 5330 22 100 - 4158 3300 2360

vkusvill.ru - - 13 550 45 700 - - 9600 35 100 - - 1410 1300

dostavka.5ka.ru - - 7813 16 800 - - 4560 11400 - - 1617 1470

delivery-club.ru - - 5180 16 400 - - 3460 14 400 - - 1500 1140

eda.yandex.ru - - 1340 11 500 - - 861 7660 - - 1545 1500

lenta.com - - 1231 10 000 - - 760 4570 - - 1533 2190

online.globus.ru - - 3420 4720 - - 120 480 - - 6979 9830

Сумма 24 375 40 138 134017 307460 6300 11 828 71 633 218090 3966 3457 3133 3110

Падение не помешало увеличить выручку — с 1351 млн руб. до 17 570 млн руб. Количество заказов на Vkusvill за период с 2020 г. по 2021 г. выросло в 3,6 раза, а объем выручки увеличился в 3,7 раза. Эксперты выделили основные факторы, которые повлияли на рост онлайн-продаж в 2020, 2021 гг. (табл. 3).

Учет рассмотренных факторов и тенденций позволит перейти к дальнейшему выбору направлений продвижения цифровых продовольственных ретейлеров. По данным аналитиков, катализаторами, которые повлияли на небывалую активность, стали инвестиции крупных игроков, которые вкладывались в рекламу и наращивание логистической инфраструктуры.

Таблица 3

Факторы, влияющие на рост онлайн-продаж продовольствия в России, по данным портала «Рейтинги и обзоры CMS» [21] и NielsenIO retail

measurement data [22]

Факторы популяризации цифровых продовольственных ретейлеров Причины влияния фактора на рынок

Популяризация удаленной работы Период самоизоляции доказал эффективность удаленной организации некоторых рабочих процессов

Рост количества онлайн-по-купателей По данным аналитиков, за три месяца карантина в интернете появилось более 10 млн новых покупателей, которые оценили удобство покупок онлайн.

Увеличение объема инвестиций Продовольственные ретейлеры оценили эффективность онлайн-канала и вкладывают средства в рекламу и развитие цифровой инфраструктуры

Снижение доли офлайн-продаж Средний темп роста офлайн-продаж - 7%, при этом эксперты считают, что «офлайн-ры-нок зачастую развивается за счет инфляции»

у 7П

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ВЭО РОССИИ | 239 ТОМ_

Анализ развития продовольственного ретейла в экономике сферы услуг России демонстрирует на стабилизацию темпов роста, но процесс цифровизации позволяет торговым организациям не только осваивать новые ниши рынка, но и удерживать и привлекать потребительскую аудиторию. Поведение покупателей изменилось, в результате успех ре-тейлера теперь в меньшей степени зависит от офлайн-мага-зинов, а конкуренция становится более высокой. Розничным сетям приходится подстраиваться и адаптироваться, выстраивая коммуникацию в различных каналах, и создавать новые уникальные ценностные предложения для потребителей.

Автором определено, что в Дальневосточном и СевероКавказском федеральных округах Российской Федерации перспективность инвестиций в цифровизацию продовольственных ретейлеров низкая из-за особенностей географического положения и сложностей для созданий необходимой инфраструктуры. Более подробно особенности цифровых трансформаций торговых организаций, реализующих продовольственные товары, рассмотрены в следующем разделе диссертации.

Одной из гипотез исследования является зависимость развития цифровизации продовольственного ретейла от обеспеченности населения торговыми площадями, то есть в целом от развития розничной инфраструктуры. На рис. 3 систематизированы данные о фактической обеспеченности населения торговыми площадями объектов розничной торговли по продаже продовольственных товаров по федеральным округам за 2020 и 2021 гг.

За год отмечается рост в среднем по стране на 4% обеспеченности торговыми объектами жителей, но в 2021 г. в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах

Дальневосточный федеральный округ Сибирский федеральный округ Уральский федеральный округ Приволжский федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ Южный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Центральный федеральный округ Российская Федерация

2021 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. Фактическая обеспеченность населения торговыми площадями объектов розничной торговли по продаже продовольственных товаров, м2

372,5 344,6

495,5 478,8

514,2

537,6

422,4 404,4

478,5 459,9

данный показатель меньше среднероссийского на 44% и 22% соответственно. Остальные территории имеют меньший дифференциал по сравнению со средним значением рассматриваемого показателя по стране.

Диссертант провел группировку территорий по обеспеченность торговыми площадями на душу населения (табл. 4).

В результате выделены четыре группы территорий: высокообеспеченные, обеспеченные, среднеобеспеченные и малообеспеченные. Данная классификация позволила выделить области страны инфраструктурно более развитыми, несмотря на принадлежность к тому или иному федеральному округу.

Группа высокообеспеченных территорий со средним значением обеспеченности торговыми площадями населения

Таблица 4

Группировка территорий Российской Федерации по уровню

обеспеченности торговыми площадями населения

Интервал

Группы территорий по обеспеченности населения торговыми площадями по обеспеченности торговыми площадями населения, Средняя обеспеченность торговыми площадями населения, кв. м Средний темп роста 2021 г. к 2020 г., кв. м Количество территорий Российской Федерации в группе

кв. м

от до

Высокообеспеченные 868,8 688,0 768,9 107,1 7

Обеспеченные 688,0 507,3 592,7 26,2 18

Среднеобеспеченные 507,3 326,5 432,8 22,7 44

Малообеспеченные 326,5 145,7 245,8 7,2 16

В среднем по России х х 478,5 18,6 х

в 768,9 м2, имеет высокий темп развития по приросту исследуемого показателя. Наиболее массовой группой, объединившей 44 территории, является среднеобеспеченная, при этом среднее значение показателя обеспеченности торговыми площадями населения ниже среднероссийского на 45,7 м2. Состав территорий, вошедших в группу, рассмотрен в табл. 5. На малообеспеченных территориях исследуемый показатель почти вдвое меньше по сравнению со среднероссийским значением (на 45,7% ниже). При этом в данную группу вошли местности, входящие в федеральные округа с высоким обеспечением торговыми площадями (табл. 5).

Например, Свердловская область, входящая в Уральский федеральный округ с обеспеченностью выше среднероссийской, определена в группу малообеспеченных территорий, а Архангельская область — Северо-Западный федеральный

Таблица 5

Состав групп по уровню обеспеченности торговыми площадями населения территорий Российской Федерации

Группы территорий по обеспеченности населения торговыми площадями Территории Российской Федерации

Высокообеспеченные Московская область, Республика Алтай, Тюменская область, Архангельская область, Ханты-Мансийский авт. округ, Hижегородская область

Обеспеченные Республика Татарстан, Вологодская область, Кемеровская область, Калининградская область, Брянская область, Липецкая область, Псковская область, Пензенская область, Пермский край, Еврейская автономная область, Челябинская область, Самарская область, Томская область, Ульяновская область, Республика Мордовия, Новосибирская область, Саратовская область, Республика Бурятия

Среднеобеспеченные Калужская область, Ленинградская область, Омская область, Сахалинская область, Краснодарский край, Ивановская область, Республика Адыгея, г. Москва, Алтайский край, Кировская область, Ростовская область, Рязанская область, Оренбургская область, Новгородская область, Костромская область, Курганская область, Ярославская область, Республика Хакасия, Удмуртская Республика, Орловская область, Тульская область, Ставропольский край, Тверская область, Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика, Курская область, Hенецкий авт.округ, Камчатский край, Забайкальский край, Карачаево-Черкесская Республика, Владимирская область, Красноярский край, Чукотский авт. округ, Иркутская область, Волгоградская область, Белгородская область, Смоленская область, Республика Карелия, Мурманская область, Воронежская область, Ямало^енецкий авт. округ, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Крым

Группы территорий по обеспеченности населения торговыми площадями Территории Российской Федерации

Малообеспеченные Амурская область, Тамбовская область, Свердловская область, Приморский край, Магаданская область, Республика Марий Эл, Чеченская Республика, Астраханская область, Хабаровский край, Республика Тыва, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, г. Санкт-Петербург, Республика Дагестан, Республика Ингушетия

округ с обеспеченностью ниже среднероссийского — распределена в группу высокообеспеченных областей. Таким образом, классификация выявила специфичность группировки территорий по исследуемому показателю, связанную со спецификой покупательского поведения, не связанную только с развитием инфраструктуры ретейла, что необходимо учитывать при проверке гипотезы.

Для определения достоверности ранее сформулированной гипотезы диссертантом проведена группировка территорий страны по уровню развития цифровых продовольственных ретейлеров (табл. 6).

По рассматриваемому признаку местности классифицированы на четыре группы: передовые, развитые, развивающие и потенциальные.

Массовой группой является «потенциальные» территории России, в которых оборот онлайн-торговли продовольственными товарами менее 5186,96 млн руб., а средний темп роста за период с 2018 по 2021 г. в четыре раза меньше «развивающих» областей. Важно выделить группы «передовых» и «развитых» территорий в связи с тем, что они представлены всего тремя субъектами Российской Федерации (табл. 7).

Таблица 6

Группировка территорий Российской Федерации по обороту онлайн-торговли продовольственными товарами, 2021 г.

Группа по обороту онлайн-торговли продовольственными товарами Интервал по обороту онлайн- торговли продовольственными товарами, млн руб. Средний оборот в год, млн руб. Средний темп роста оборота с 2018 г. по 2021 г., млн руб. Количество территорий Российской Федерации в группе

н О о ■3

Передовые 162117,41 45096,93 87447,03 24470,05 3

Развитые 15416,81 10301,88 12320,23 3336,12 3

Развивающие 10301,88 5186,96 7376,98 1992,93 8

Потенциальные 5186,96 0 1729,68 469,54 72

Итого по России х х 481125,21 128866,03 86

Таблица 7

Состав групп территорий Российской Федерации по обороту онлайн-торговли продовольственными товарами

Группа по обороту онлайн-торговли продовольственными товарами Территории Российской Федерации в группе

Передовые Москва, Санкт-Петербург, Московская область

Развитые Краснодарский край, Республика Татарстан, Забайкальский край

Развивающие Ростовская область, Самарская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Воронежская область, Красноярский край, Курганская область

Потенциальные Остальные территории России

Состав областей в группах «передовых» и «развитых» включает территории с высоким экономическим развитием, а также передовой логистической инфраструктурой. Для уточнения объема спроса среди жителей областей России рассмотрим классификацию территорий по обороту он-лайн-торговли продовольственными товарами на душу населения (табл. 8).

Таблица 8

Группировка территорий России по обороту онлайн-торговли

продовольственными товарами на душу населения, 2021 г.

Группа территорий по обороту онлайн-торговли продовольственными товарами на душу населения Интервал по обороту онлайн-торговли продовольственными товарами на душу населения, руб. Средний оборот в год на душу населения, руб. Средний темп роста оборота с 2018 г. по 2021 г., руб. Территории Российской Федерации в группе

от до

Передовые 24160,09 12140,69 24160,09 7014,39 Магаданская область

Развитые 12140,69 9135,84 10785,18 3037,85 г. Москва, Забайкальский край, г. Санкт-Петербург

Развивающие 9135,84 3126,15 5281,42 1571,20 Курганская область, Московская область, Еврейская автономная область, Тюменская область

Потенциальные 3126,15 121,30 1524,53 409,91 Остальные территории России

В 2021 г. почти все территории по обороту онлайн-тор-говли продовольственными товарами на душу населения аналогично с предыдущей классификацией относятся к «потенциальным», тогда как их количество больше, чем в подобной группе по обороту онлайн-торговли продовольственными товарами.

Средний оборот интернет-торговли продовольствием в год на душу населения в рассматриваемой группе 1524,53 руб., что в три раза меньше, чем в «развивающей» и в семь раз в сравнении с «развитыми» территориями. В России высокий средний оборот онлайн-торговли продовольственными товарами на душу населения в Магаданской области, которая малообеспеченная торговыми площадями. Такое положение сохраняется на протяжении последних лет. Ретейлеры наращивают объемы продаж продовольственных товаров в регионах через онлайн-канал.

Выводы

Для более полного анализа закономерностей, происходящих на рынке торговли продовольствием в России, автором проведена типизация территорий по уровню развития продовольственных ретейлеров на территориях Российской Федерации. В основу заложены наиболее значимые на данный момент признаки: обеспеченность торговыми площадями населения и оборот онлайн-торговли продовольствием. В настоящее время, исходя из эволюции развития продовольственного ретейла, автор предлагает выделить четыре типа территорий по развитию продовольственных онлайн-ретейлеров: передовые, развитие, развивающие и потенциальные. Первый и второй типы характеризуются уже сформированной конкуренцией среди онлайн-ретей-

леров, третий тип допускает развитие цифровых продовольственных ретейлеров на территориях. Четвертый тип предполагает вложение больших инвестиций в развитие онлайн-торговли продовольственными товарами.

В результате сравнения территорий с высокой обеспеченностью розничными торговыми площадями и включенных в группы «передовых» и «развитых» по обороту онлайн-продаж продовольственных товаров определено несоответствие, то есть сходство возникает только по признакам малообеспеченности и при «потенциале» в развитии. В первую очередь полученные результаты можно обосновать тем, что на продовольственном рынке цифровой канал проходит стадию становления. Во-вторых, для продовольственных ретейлеров сегодня становится важным сокращение расходов на аренду, что повлияло на заинтересованность в развитии онлайн-каналов, менее требовательных к торговым площадям.

Библиографический список

1. Гажур А.А., Лукиянчук И.Н. Тенденции развития сферы услуг в России // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2018. — Т. 80. — № 3 (77). — С.444-450.

2. Попова И.Н. Развитие сетевого продовольственного ретейла России. — Москва, 2013. — 104 с.

3. Силин Я.П., Анимица Е.Г. Контуры формирования цифровой экономики в России // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2018. — Т. 19. — № 3. — С. 18-25.

4. Приходько К.С. Оценка конкурентоспособности объектов сетевого ретейла с позиции потребительских предпочтений // Сфера услуг: инновации и качество. — 2011. — № 3. — С. 18.

5. Романов А.А., Румянцева Ю.С. Тенденции развития ретейла на российском рынке // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2011. - № 2. - С. 101-106.

6. Сабурова М.М., Сорокина Я.Э. Современные тенденции развития ретейла в России и за рубежом // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2017. - № 3 (15). - С. 81-85.

7. Силин Я.П., Анимица Е.Г. Контуры формирования цифровой экономики в России // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2018. - Т. 19. - № 3. - С. 18-25.

8. Стариков Е.Н., Ткаченко И.Н. Технологии стратегического управления цифровой компанией в условиях индустрии 4.0 // В сборнике: Урал - драйвер неоиндустриального и инновационного развития России. Материалы II Уральского экономического форума. В 2 томах. Отв. за выпуск Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. - Екатеринбург. - 2020. - С. 99-103.

9. Фетисова О.В., Курченков В.В., Матина Е.С. Эволюция сетевых форм организаций потребительского рынка в экономически развитых странах // Научное обозрение. - 2013. - № 5. - С. 215-220.

10. Туманова З.В. Тенденции развития розничной торговли в формате магазина «у дома» // В сборнике: Приоритетные направления вузовской науки: гипотезы, проекты, достижения. Материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников и аспирантов вузов. - 2014. - С. 152.

11. Уваров А.А., Каракича П.А. Развитие ретейла в России // Инновационная экономика и право. - 2016. - № 4 (5). - С. 68-71.

12. Фетисова О.В., Курченков В.В., Матина Е.С. Эволюция сетевых форм организаций потребительского рынка в экономически развитых странах // Научное обозрение. - 2013. - № 5. - С. 215-220.

13. Goldmanis M., Hortaçsu A., Syverson C. and Emre O. (2010), «E-commerce and the Market Structure of Retail Industries», The Economic

......Journal, . 120 (545), 651-82..............................................................

749

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ВЭО РОССИИ | 239 ТОМ_

14. Forman C., Ghose A. and Goldfarb A. (2009), «Competition between Local and Electronic Markets: How the Benefit of Buying Online Depends on Where You Live», Management Science, 55 (1), p. 47-57.

15. Avery J., Steenburgh T.J., Deighton J. and Caravella M. (2012), «Adding Bricks to Clicks: Predicting the Patterns of Cross-Channel Elasticities Over Time», Journal of Marketing, 76 (3), 96-111.

16. Herhausen D., Binder J., Schoegel M. and Herrmann A. (2015), «Integrating Bricks with Clicks: Retailer-Level and Channel-Level Outcomes of On-line-Offline Channel Integration,» Journal of Retailing, 91 (2), 309-25.

17. Ковалев В.Е., Новикова К.В., Антинескул Е.А. Кластерный анализ продовольственных ретейлеров России // Управленец. — 2022. — Т. 13. — № 2. — С. 70-84.

18. Wang K. and Goldfarb A. (2017), «Can Offline Stores Drive Online Sales?» Journal of Marketing Research, 54 (5), 706-19.

19. Минпромторг РФ. Показатели. URL: https://minpromtorg.gov.ru/ activities/industry/otrasli/trade/#si1 (дата обращения: 20.08.2022).

20. Рынок интернет-торговли URL: http://www.acort.ru/media-tsentr/ tsifry-i-fakty-riteyla/Rynok-internet-torgovli.html (дата обращения: 18.09.2022).

21. Аналитика по онлайн-продажам в период карантина (2020) URL: https://www.advantshop.net/blog/common/analitika-po-onlain-prodazham-v-period-karantina (дата обращения: 15.11.2021).

22. Рейтинг Т0П-100 крупнейших российских интернет-магазинов URL: https://www.top100.datainsight.ru (дата обращения: 20.08.2022).

23. Что и как покупают в интернете жители России: аналитика и статистика за 2020 год URL: https://cms-rating.ru/chto-i-kak-pokupayut-v-internete/ (дата обращения: 18.12.2020).

24. Локтев К. (2021) Главные тренды ретейла в 2022 году URL: https:// nielseniq.com/global/ru/insights/commentary/2021/glavnye-trendy-

......ritejla-v-2022-godu/ (дата обращения: 18.09.2022)..........................

References

1. Gazhur A.A., Lukiyanchuk I.N. Tendencii razvitiya sfery" uslug v Rossii // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernyx texnologij. - 2018. - T. 80. - № 3 (77). - S. 444-450.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Popova I.N. Razvitie setevogo prodovol"stvennogo ritejla Rossii. — Moskva, 2013. - 104 s.

3. Silin Ya.P., Animicza E.G. Kontury" formirovaniya cifrovoj e"konomiki v Rossii // Izvestiya Ural"skogo gosudarstvennogo e"konomicheskogo universiteta. - 2018. - T. 19. - № 3. - S. 18-25.

4. Prixod"ko K.S. Ocenka konkurentosposobnosti ob""ektov setevogo ritejla s pozicii potrebitel"skix predpochtenij // Sfera uslug: innovacii i kachestvo. - 2011. - № 3. - S. 18.

5. Romanov A.A., Rumyanceva Yu.S. Tendencii razvitiya ritejla na rossijskom ry"nke // E"konomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. - 2011. - № 2. - S. 101-106.

6. Saburova M.M., Sorokina Ya.E". Sovremenny"e tendencii razvitiya ritejla v Rossii i za rubezhom // Aktual"ny"e problemy" e"konomiki i menedzhmenta. - 2017. - № 3 (15). - S. 81-85.

7. Silin Ya.P., Animicza E.G. Kontury" formirovaniya cifrovoj e"konomiki v Rossii // Izvestiya Ural"skogo gosudarstvennogo e"konomicheskogo universiteta. - 2018. - T. 19. - № 3. - S. 18-25.

8. Starikov E.N., Tkachenko I.N. Texnologii strategicheskogo upravleniya cifrovoj kompaniej v usloviyax industrii 4.0 // V sbornike: Ural - drajver neoindustrial"nogo i innovacionnogo razvitiya Rossii. Materialy" II Ural"skogo e"konomicheskogo foruma. V 2-x tomax. Otv. za vy"pusk Ya.P. Silin, E.B. Dvoryadkina. - Ekaterinburg. - 2020. - S. 99-103.

9. Fetisova O.V., Kurchenkov V.V., Matina E.S. E"volyuciya setevy"x form organizacij potrebitel"skogo ry"nka v e"konomicheski razvity"x stranax // Nauchnoe obozrenie. - 2013. - № 5. - S. 215-220.

10. Tumanova Z.V. Tendencii razvitiya roznichnoj torgovli v formate magazina «u doma» // V sbornike: Prioritetny"e napravleniya vuzovskoj

nauki: gipotezy", proekty", dostizheniya. materialy" nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatel"skogo sostava, sotrudnikov i aspirantov vuzov. — 2014. — S. 152.

11. Uvarov A.A., Karakicha P.A. Razvitie ritejla v Rossii // Innovacionnaya e"konomika i pravo. — 2016. — № 4 (5). — S. 68-71.

12. Fetisova O.V., Kurchenkov V.V., Matina E.S. E"volyuciya setevy"x form organizacij potrebitel"skogo ry"nka v e"konomicheski razvity"x stranax // Nauchnoe obozrenie. — 2013. — № 5. — S. 215-220.

13. Goldmanis M., Horta^su A., Syverson C. and Emre Ö. (2010), «E-commerce and the Market Structure of Retail Industries» The Economic Journal, 120 (545), 651-82.

14. Forman C., Ghose A. and Goldfarb A. (2009), «Competition between Local and Electronic Markets: How the Benefit of Buying Online Depends on Where You Live» Management Science, 55 (1), p. 47-57.

15. Avery J., Steenburgh T.J., Deighton J. and Caravella M. (2012), «Adding Bricks to Clicks: Predicting the Patterns of Cross-Channel Elasticities Over Time» Journal of Marketing, 76 (3), 96-111.

16. Herhausen D., Binder J., Schoegel M. and Herrmann A. (2015), «Integrating Bricks with Clicks: Retailer-Level and Channel-Level Outcomes of On-line-Offline Channel Integration» Journal of Retailing, 91 (2), 309-25.

17. Kovalev V.E., Novikova K.V., Antineskul E.A. Klasterny"j analiz prodovol"stvenny"x ritejlerov Rossii // Upravlenecz. — 2022. — T. 13. — № 2. — S. 70-84.

18. Wang K. and Goldfarb A. (2017), «Can Offline Stores Drive Online Sales?» Journal of Marketing Research, 54 (5), 706-19.

19. Minpromtorg RF. Pokazateli. URL: https://minpromtorg.gov.ru/ activities/industry/otrasli/trade/#si1 (data obrashheniya: 20.08.2022).

20. Ry"nok internet-torgovli URL: http://www.acort.ru/media-tsentr/tsifry-i-fakty-riteyla/Rynok-internet-torgovli.html (data

......obrashheniya: 18.p9.2022)..............................................................

21. Analitika po onlajn-prodazham v period karantina (2020) URL: https:// www.advantshop.net/blog/common/analitika-po-onlain-prodazham-v-period-karantina (data obrashheniya: 15.11.2021).

22. Rejting TOP-100 krupnejshix rossijskix internet-magazinov URL: https://www.top100.datainsight.ru (data obrashheniya: 20.08.2022).

23. Chto i kak pokupayut v internete zhiteli Rossii: analitika i statistika za 2020 god URL: https://cms-rating.ru/chto-i-kak-pokupayut-v-internete/ (data obrashheniya: 18.12.2020).

24. Loktev K. (2021) Glavny"e trendy" ritejla v 2022 godu URL: https:// nielseniq.com/global/ru/insights/commentary/2021/glavnye-trendy-ritejla-v-2022-godu/ (data obrashheniya: 18.09.2022).

Контактная информация / Contact information

ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Российская Федерация, 614058, г. Пермь, ул. Букирева, 15 / Perm State University, Russian Federation, 614058, Perm, Bukireva str., 15.

ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет Российская Федерация, 620144, г. Екатеринбург, 8 Марта, 62. / Ural State University of Economics, Russian Federation, 620144, Yekaterinburg, st. 8th March, 62.

Антинескул Екатерина Александровна / Ekaterina A. Antineskul antineskul-e-a@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.