Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БРЕНДА «КРАСНОЕ&БЕЛОЕ»)'

АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БРЕНДА «КРАСНОЕ&БЕЛОЕ») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОЧНЫЙ АНАЛИЗ / РЕТЕЙЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тахумова О.В., Тицкий А.А., Ковалева А.В., Криворучко А.В.

В экономике Российской Федерации отрасль алкогольной продукции является традиционной и экономически значимой для государства. Данная сфера оказывает влияние на различные области жизни общества посредством создания социальных, культурных и др. видов эффектов. В работе рассматривается анализ конкурентного рынка алкогольной продукции среди представителей, как отдельной отрасли, так и всего рынка в целом. Основой проведения оценки и анализа данных послужили различные экономические и финансовые показатели основных ретейлов. Отмечены факторы успеха сети розничной торговли алкогольной продукции бренда «Красное&Белое», в результате чего были определены основные преимущества данной компании. В роли ключевых торговых организаций, выступающих конкурентами в области алкогольной продукции, были рассмотрены две торговые сети «Алкотека» и «Красное&Белое». За исследуемый период проведена сравнительная характеристика лидера конкурентного рынка, а также анализ пяти конкурентных сил Портера и SWOT-анализ. В результате проведенного исследования было выявлено, что акцизная политика государстве, реализуемая в настоящее время имеет влияние на продажу отдельных групп алкогольной продукции и объем производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATISTICAL INDICATORS OF THE STRUCTURE, DYNAMICS AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ALCOHOLIC BEVERAGES (USING THE EXAMPLE OF THE BRAND "RED & WHITE"

This article examines the analysis of the competitive market of alcoholic beverages among representatives of both a separate industry and the entire market as a whole. Various economic and financial indicators of the main retailers served as the basis for the assessment and analysis of data. The success factors of the retail chain of alcoholic beverages of the brand "Red & White" were noted, as a result of which the main advantages of this company were identified. Two retail chains "Alkoteka" and "Red&White" were considered as key trading organizations competing in the field of alcoholic beverages. During the study period, a comparative characteristic of the presented competitors was carried out, as well as their PEST analysis and SWOT analysis. As a result of the conducted research, it was revealed that the excise policy of the state currently implemented has an impact on the sale of certain groups of alcoholic beverages and the volume of production.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БРЕНДА «КРАСНОЕ&БЕЛОЕ»)»

EDN: IIMLHZ

О.В Тахумова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, takhumova@rambler.ru,

O.V. Takhumova - candidate of economic Sciences, Associate Professor department of economic analysis, FSBEI HE Kuban SAU;

А.А Тицкий - обучающийся экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, 110atjkk@mail.ru,

A.A. Titsky - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU;

А.В. Ковалева - обучающаяся экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, nokov9@yandex.ru,

A. V. Kovaleva - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU;

А.В. Криворучко - обучающаяся экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, krivoruchko_darya@inbox.ru,

D.A. Krivoruchko - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU.

АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БРЕНДА «КРАСНОЕ&БЕЛОЕ») ANALYSIS OF STATISTICAL INDICATORS OF THE STRUCTURE, DYNAMICS AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ALCOHOLIC BEVERAGES (USING THE EXAMPLE OF THE BRAND "RED & WHITE"

Аннотация. В экономике Российской Федерации отрасль алкогольной продукции является традиционной и экономически значимой для государства. Данная сфера оказывает влияние на различные области жизни общества посредством создания социальных, культурных и др. видов эффектов. В работе рассматривается анализ конкурентного рынка алкогольной продукции среди представителей, как отдельной отрасли, так и всего рынка в целом. Основой проведения оценки и анализа данных послужили различные экономические и финансовые показатели основных ретейлов. Отмечены факторы успеха сети розничной торговли алкогольной продукции бренда «Красное&Белое», в результате чего были определены основные преимущества данной компании. В роли ключевых торговых организаций, выступающих конкурентами в области алкогольной продукции, были рассмотрены две торговые сети «Алкотека» и «Красное&Белое». За исследуемый период проведена сравнительная характеристика лидера конкурентного рынка, а также анализ пяти конкурентных сил Портера и SWOT-анализ. В результате проведенного исследования было выявлено, что акцизная политика государстве, реализуемая в настоящее время имеет влияние на продажу отдельных групп алкогольной продукции и объем производства

Abstract. This article examines the analysis of the competitive market of alcoholic beverages among representatives of both a separate industry and the entire market as a whole. Various economic and financial indicators of the main retailers served as the basis for the assessment and analysis of data. The success factors of the retail chain of alcoholic beverages of the brand "Red & White" were noted, as a result of which the main advantages of this company were identified. Two retail chains "Alkoteka" and "Red&White" were considered as key trading organizations competing in the field of alcoholic beverages. During the study period, a comparative characteristic of the presented competitors was carried out, as well as their PEST analysis and SWOT analysis. As a result of the conducted research, it was revealed that the excise policy of the state currently implemented has an impact on the sale of certain groups of alcoholic beverages and the volume of production.

Ключевые слова: розничная торговля; алкогольная продукция; конкуренция; рыночный анализ; ретейл.

Keywords: retail trade; alcoholic beverages; competition; market analysis; retail.

В экономике Российской Федерации отрасль алкогольной продукции является традиционной и экономически значимой для государства. Данная сфера оказывает влияние на раз-

личные области жизни общества посредством создания социальных, культурных и др. видов эффектов.

Проблема государственного регулирования отрасли алкогольной продукции вызывает интерес у многих как зарубежных, так и отечественных ученых. Так, Латынцева М.Б. [1] указывает на проблемы разработки и реализации различных способов регулирования сферы продажи алкоголя, преследующих получение не только дохода, но и социально-экономического эффекта. Шаурина О.С. [2] в своих работах основными задачами государственного регулирования оборота и производства алкоголя выявляла уменьшение влияния теневого рынка на отрасль, а также защита здоровья населения с помощью уменьшения количества потребления алкогольных напитков, одновременно сохранив наполняемость федерального бюджета акцизами.

На рисунке 1 [3] отображен исследуемый период 2014-2020 гг., характеризующийся стабильным ростом акцизов в алкогольной отрасли. В точности, рост величины акцизы безводного этилового спирта составил 110 руб/л. и увеличилось на 25 %. В связи с этим, производство спиртных напитков свыше 9 % сократилось на 21 %.

Рисунок 1 - Динамика и структура производства, ставка акциза крепкой алкогольной

продукции в РФ, 2014-2020 гг.

В свою очередь анализом стремительно развивающихся компаний в разных отраслях экономики занимается ряд зарубежных ученых, среди которых выделяются Д.Берча и С. Пу-энте [4]. К факторам успеха быстрорастущих компаний они относят:

1) высокая квалификация персонала;

2) уникальность технологий производств;

3) инновационные разработки;

4) большая доля применения высокотехнологичной продукции.

Индустрия алкогольной продукции относится к достаточно специфичной сфере бизнеса по нескольким причинам:

1) данная сфера и все ее участники находятся под тотальным наблюдением и контролем со стороны государства;

2) в силу вреда употребления алкогольных напитков для здоровья у потребителей возникают негативные ассоциации ко всему сегменту продукции ретейла.

Вышеуказанные причины побуждают крупнейшие компании по производству и реализации алкогольной продукции к созданию доверительного отношения потребителей к алкоголю, интегрируя усилия в рекламу и развитие продукции отрасли. В данном вопросе исследуемая компания «Красное&Белое» занимает лидирующие позиции посредством создания и продвижения аккаунтов в социальных сетях.

м 2006

Открытие магазинов в г. Копейск. К концу года сеть расширилась до 8 магазинов

2007

Сеть «Красное&Белое» расширилась до 38 точек

2008

«Красное&Белое» открытось в Барнауле, на 2009 запланировано открытие в г. Белокурнихе и г. Горно-Алтайске

2010

Изменение формата "алкомаркетов" на "магазин у дома"

2011

Прекращена продажа порошковых вин с целью исключения вреда здоровью потребителей

2014

2017

Входит в ТОП-15 продовольственных ретейлеров страны

За год открытось более 850 магазинов в 40 субъектах России. Возглавила список ТОП-10 крупных ретейлеров РФ

2019

18 сентября СМИ сообщили о финале истории слияния «Красное&Белое» с сетями "Дикси"

Рисунок 2 - Стадии развития компании «Красное&Белое»

«Красное&Белое» уже давно отошла от концепции алкомаркета, в целом рассматриваемая компания прошла через длительные стадии становления и завоевания сначала региональных, а после и российских рынков. По версии MarketMedia компания с 2018 г. входит в топ-5 магазинов розничной торговли спиртными напитками и возглавила данный «Алкорей-тинг». Стадии эволюции компании «Красное&Белое» представлены на рисунке 2.

При анализе развития торговой сети «Красное&Белое» для исследования проблем будем использовать матрицу SWOT-анализа (таблица 1).

Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа торговой сети «Красное&Белое»

Внутренняя среда Преимущества - «8» Недостатки

Узнаваемый стиль и дизайн вывесок и витрин Более низкая цена чем у конкурентов Высокая квалификация сотрудников Развитая организационная структура Большой ассортимент продукции Ошибки в отгрузке продукции с собственного склада Высокие транспортные издержки на перевоз продукции Представлен не во всех регионах РФ (всего 56 регионов)

Внешняя среда Возможности «О» Угрозы «Т»

Торговля продукцией в онлайн формате Повышение эффективности работы складских помещений Возросший спрос населения на покупку алкогольной продукции в связи с пандемией Повышение акциза на продукцию алкогольного сегмента Снижение покупательной способности населения Ненадежность поставщиков

В таблице 2 представлена структура крупнейших ретейлов алкогольной продукции на конец 2020 г. [3].

Таблица 2 - Анализ показателей между крупнейшими ретейлерами алкогольной продукции РФ, 2020 г.

Название сети Количество розничных точек Торговая площадь, тыс.кв.м. Выручка, млрд.руб Капитализация, индекс Рыночная доля, индекс

Красное&Белое 4485 385 95 13,8 10

Алкотека 147 587 1,6 0,9 1

Бристоль 2705 308 28 10,5 9

Ароматный мир 587 65 6,1 5,4 7

Горилка 308 25 4,2 1,89 6

Кристалл 1345 58 3,9 4,7 8

Лидерами рассматриваемого списка сети алкогольной продукции, по-прежнему, являются «Красное&Белое» и «Бристоль», представляющие собой формат «магазин у дома». Первый лидер характеризуется разнообразием товаров как алкогольной, так и продовольственной продукции, также доминирует по количеству открытых магазинов, совокупной торговой площади и объеме капитализации. «Бристоль» же в основном делает ставку на большой ассортимент табачной продукции.

Рисунок 3 - Прирост сети розничной торговли «Красное&Белое» за 2014-2020 гг.

За исследуемый период развития сети розничной торговли «Красное&Белое» заметим, что количество магазинов с 2014-2017 г. сократилось на 440, однако уже в 2018 г. произошел стремительный скачок в результате интеграции крупных сетей-ретейлеров, таких как «Дикси», «Бристоль» и «Красное&Белое».

Магазины «Красное&Белое» представлены исключительно на рынке России, и, в связи с нынешними геополитическими ситуациями в мире расширять свою розничную сеть в других государствах в ближайшее время не планирует. Компания добилась существенных темпов развития и прироста с помощью правильно выверенной политике управления. В дальнейшем собственник сети планирует открыть до 15 тыс. магазинов розничной торговли. В качестве доказательной базы того, что представленная сеть магазинов одна из самых динамичных проведем сравнительную характеристику с одним из конкурентных ретейлов (таблица 3).

Таблица 3 - Сравнительная характеристика конкурентов «Красное&Белое» и «Алкотека»

Показатели «Красное&Белое» «Алкотека»

Показатели, характеризующие сеть

Узнаваемость Узнаваема Узнаваема

Количество магазинов 4485 147

Торговая площадь 385000 кв.м 587000 кв.м

Численность сотрудников Около 8 000 Более 100 000

Автопарк 110 3600

Развитие персонала хорошее хорошее

Показатели, характеризующие продукцию

Средняя цена 750 мл красного вина 560 590

Ассортимент магазина 1000 1500

Качество продукции высокое высокое

Скидки, акции существуют существуют

Разнородность продукции Алкогольные напитки и продовольственные товары Алкогольные напитки

Показатели, характеризующие сбыт продукции

Каналы сбыта РФ РФ

Надежность поставщиков Высокая Средняя

Показатели, характеризующие маркетинг компании

Стратегия маркетинга разработана разработана

Сайт активные Менее активный

Реклама активная Средняя активность

Традиционным для менеджмента инструментом является анализ пяти конкурентных сил Портера (таблица 4). Он используется для необходимого понимания угроз, которые способны повлиять на развитие конкурентных розничных сетей «Красное&Белое» и «Алкоте-ка». Вследствие специфики некоторые пункты рассмотренных торговых компаний будут иметь отличия, однако есть и общие признаки

Таблица 4 - Анализ пяти конкурентных сил Портера розничных сетей «Красное&Белое» (К&Б) и «Алкотека» (АТ)

Угрозы Степень угрозы Описание

Товары- заменители низкая В настоящее время товарами, замещающими алкоголь являются продукты ЗОЖ, которые подразумевают отказ от употребления алкогольных напитков в пользу товаров правильного питания. Однако влияние этого фактора совсем незначительно в связи с русским менталитетом

Со стороны новых игроков низкая Для создания сети розничной торговли по продаже алкогольной продукции необходимо иметь лицензию. Степень угрозы низкая т.к. ее получение требует соблюдения многих условий: наличие кассы, ограничение торговой площади и др.

Конкуренция внутри отрасли Высокая Для осуществления деятельности необходимо иметь лицензию на продажу алкогольной продукции, но данное условие соблюдает не все конкуренты, отсюда вытекает конкуренция среди маленьких розничных магазинов, осуществляющие продажу нелегальным путем, и крупными лидерами

Нестабильность поставщиков Низкая К&Б Работа с поставщиками отлично налажена, также существует собственный автопарк без посредников, что помогает осуществлять контроль за качеством продукции

Средняя АТ Плохо развиты логистические процессы между складами и розничными магазинами, перебои в поставках продукции

Потери текущих клиентов Низкая К&Б Заниженная цена на рынке дает огромные преимущества, сеть магазинов развита практически по всей территории РФ, поэтому потеря клиентов практически невозможна

Средняя АТ Завышенная цена для потребителей той же продукции, чем у конкурентов, что связано с высокими транспортными расходами. Следовательно возможен уход клиентов

Проведя анализ представленной таблицы, отметим, что наибольшее влияние на лидеров рынка оказывает внутриотраслевая борьба из-за существования нелегальных конкурентов, которые осуществляют свою деятельность без лицензии. На сеть розничных магазинов «Алкотека» наиболее сильно оказала влияние нестабильность поставщиков, и транспортных организаций по поставке товара в торговые пункты.

Таким образом исходя из вышеприведенных исследований можно сделать вывод о том, что торговая компания «Алкотека» на сегодняшний день значительно уступает сети «магазинов у дома» сети «Красное&Белое».

По итогам проведенного исследования, можно сделать выводы о том, что компания «Красное&Белое» является одной из самых перспективных и быстро развивающихся компаний в сфере реализации алкогольной продукции. При этом бренд является наиболее прибыльной сетью из рассматриваемых сетей-конкурентов. В результате конкурентного анализа «Красное&Белое» занимает первое место в рейтинге по средней доходности одного магазина. Выручка одного магазина на 2020 г. составила 206 тыс.руб при общей выручки всей сети 95 млрд.руб и при количестве магазинов равному 4485 шт. Также было установлено, что компания является лидером по разнородности и широкой номенклатуре товаров: от алкогольных напитков до детских игрушек. Успех компании обусловлен низким ценообразованием и высоким качеством, в отличие от конкурентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники:

1. Латынцева М.Б. Современное состояние рынка алкогольной продукции в России // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2017. № 4 (60). С. 54-61

2. Шаурина О.С., Харчикова Н.В., Емельянова Е.В. Современное состояние, закономерности развития и механизмы государственного регулирования алкогольного рынка в России // Фундаментальные исследования. 2020. № 1. С. 46-50.

3. Обзор российского рынка алкогольной продукции I кв. 2020 г. Информационный обзор [Электронный ресурс]. - URL: https://ac.gov.ru/uploads/2- Publications/alcogol/20_web.pdf.

4. Тахумова, О.В. Теоретические основы инвестиционной привлекательности в региональной системе / О.В. Тахумова, Е.А. Коврякова // Modern Economy Success. - 2017. - № 4. - С. 107-111.

5. Birch D.L. Puente S Who creates jobs? The Public Interest, 1981, no. 65, pp. 3-14.

6. Socio-environmental aspects of the waste recycling organization / V. V. Filatov, E. E. Rodina, N. A. Zaitseva [et al.] // EurAsian Journal of Biosciences. - 2018. - Vol. 12. - No 2. - P. 527-533. References:

1. Latyntseva M.B. The current state of the market of alcoholic products in Russia // Bulletin of the Omsk University. Series "Economics". 2017. No. 4 (60). pp. 54-61

2. Shaurina O.S., Kharchikova N.V., Emelyanova E.V. Current state, patterns of development and mechanisms of state regulation of the alcohol market in Russia // Fundamental research. 2020. No. 1. P. 46-50.

3. Overview of the Russian market of alcoholic products I quarter. 2020 Information review [Electronic resource]. - URL: https://ac.gov.ru/uploads/2- Publications/alcogol/20_web.pdf

4. Takhumova, O.V. Theoretical foundations of investment attractiveness in the regional system / O.V. Takhumova, E.A. Kovryakova // Modern Economy Success. - 2017. - No. 4. - P. 107-111

5. Birch D.L. Puente S Who creates jobs? The Public Interest, 1981, no. 65, pp. 3-14.

6. Socio-environmental aspects of the waste recycling organization / V.V. Filatov, E.E. Rodina, N.A. Zaitseva [et al.] // EurAsian Journal of BioSciences. - 2018. - Vol. 12. - No 2. - P. 527-533.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.