Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ СЕТЕВЫХ АЛКОГОЛЬНЫХ МАГАЗИНОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ СЕТЕВЫХ АЛКОГОЛЬНЫХ МАГАЗИНОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценообразование / ассортиментная политика / конкурентный анализ / продажа алкогольной продукции / pricing / assortment policy / competitive analysis / sale of alcoholic beverages

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Ольга Петровна, Васильева Наталья Алексеевна

В статье оценено положение сети алкогольных магазинов «Алкотека» и предложены основные направления повышения ее конкурентных позиций на соответствующем сегменте рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE COMPETITIVE ANALYSIS OF THE MAIN CHAIN ALCOHOL STORES OF THE KRASNODAR TERRITORY

The article evaluates the position of the alcohol store chain "Alcoteka" and suggests the main directions for increasing its competitive position in the relevant market segment.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ СЕТЕВЫХ АЛКОГОЛЬНЫХ МАГАЗИНОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

IV Международная научно-практическая конференция

УДК 339.33

Воронина Ольга Петровна, Voronina Olga Petrovna,

к.э.н., доцент,

candidate of Economics, associate Professor, Лягоскина Наталья Рафаиловна, к.э.н., доцент, Lagostina Natalia Rafailovna, candidate of Economics, associate Professor,

Васильева Наталья Алексеевна, Vasilyeva Natalia Alekseevna,

студент student,

Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ СЕТЕВЫХ АЛКОГОЛЬНЫХ МАГАЗИНОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

SOME ASPECTS OF THE COMPETITIVE ANALYSIS OF THE MAIN CHAIN ALCOHOL STORES OF THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. В статье оценено положение сети алкогольных магазинов «Алкотека» и предложены основные направления повышения ее конкурентных позиций на соответствующем сегменте рынка.

Annotation. The article evaluates the position of the alcohol store chain "Alcoteka" and suggests the main directions for increasing its competitive position in the relevant market segment.

Ключевые слова, ценообразование, ассортиментная политика, конкурентный анализ, продажа алкогольной продукции

Keywords: pricing, assortment policy, competitive analysis, sale of alcoholic beverages

Алкомаркеты имеют неравномерную выручку в течение всего года. Например, праздники являются основным фактором её роста в определенные периоды времени, в остальное время продажи распределяются приблизительно равномерно [1, с. 166]. Сеть алкомаркетов «Алкотека» является относительно молодой компанией, которая прошла государственную регистрацию лишь в 2014 году. На сегодняшний день её продукция относится к среднему или премиальному продуктовому сегменту рынка. Несмотря на верхний ценовой

«Научные исследования и инновации» сегмент, доход от продаж компании остается стабильно растущий несмотря на

нестабильность макроэкономических факторов в стране. Основной миссией

компаний является поставка высококачественного, лицензируемого алкоголя.

Идея состояла в том, что рынок алкогольной продукции в России во многом

является подпольным, контрафактным, а преодоление такой ситуации стало

одним из мотивов создания «Алкотеки».

Анализ РБК показал, что незаконный оборот спиртосодержащей продукции в стране в последние годы оценивается на уровне 30-35% объемов продаж. По данным Росалкогольрегулирование в 2020 году было выявлено около 80% алкогольной продукции, которая производилась или была изготовлена незаконно или с нарушениями. Специалисты консалтингового агентства также подчеркивают, что рост заработных плат должен снизить потребление низкокачественной алкогольной продукции. Государственной службой было зафиксировано более 25 тыс. нарушений за 2020 год, при этом 14000 из них связано с нарушением условий и правил отпуска алкогольной продукции, отсутствием лицензии, нарушением порядка учета и т.д. Во многом алкогольная продукция не была зафиксирована в налоговых органах, использовались поддельные торговые знаки, этикетки и акцизы. Источники происхождения нелегального алкоголя были обнаружены в Приволжском федеральном округе, а также в Сибири.

Нелегальная торговля алкоголем является крайне выгодным бизнесом в России, поскольку в стоимости бутылки крепкого алкоголя более 70% составляет акциз. В связи с ужесточением законодательства многие магазины нерентабельны исключительно из-за продажа алкогольной продукции и вынуждены прекращать свою деятельность, поскольку не соответствовали тем или иным обязательным стандартам. Оставшиеся участники на рынке позволили себе поднять цены на алкоголь в связи с сокращением конкуренции, извлекая выгоду из монопольного положения на локальном рынке.

«Алкотека» является одним из лидеров на рынке Краснодарского края по доходности среди магазинов анализируемого рыночного сегмента.

IV Международная научно-практическая конференция Ассортиментная политика сетевого магазина достаточно эффективна, имеет

хорошую сегментацию по представленной продукции, эффективное

ценообразование. Среди основных макроэкономических факторов, которые

ухудшают экономическое положение хозяйствующего субъекта, можно

выделить повышение величины акцизов на крепкий алкоголь, рост темпов

инфляции, а также стагнацию реальных заработных плат в стране. Совокупное

воздействие этих факторов уменьшает покупательскую способность

потребителей и негативно влияет на экономическое положение предприятий в

отрасли [2, с. 38].

Торговая сеть Красное&Белое имеет доминирующее положение на отечественном рынке (таблица 1), обладая наибольшим количеством магазинов (4467 шт.). и наибольшей торговой площадью (357 тыс. кв. м.).

Таблица 1. Показатели конкурентного представителей сектора сетевых алкогольных магазинов (данные 2019 г.)

Наименование Кол-во Торговая Выручка, Капитализация, Рыночная

магазинов площадь, млрд. руб. индекс доля,

тыс. кв. м. индекс

Красное&Белое 4467 357 92 13,9 10

Бристоль 2810 307 27 10,3 9

Кристалл 1300 52 4 4,8 8

Ароматный 454 61,3 5,8 5,6 7

мир

Горилка 305 24,4 4,1 1,99 6

Алкотека 145 5,78 1,39 0,7 1

По основным абсолютным показателям, характеризующим положение компании на рынке, «Алкотека» занимает скромную позицию на рынке, уступая основным конкурентам - федеральным торговым сетям. Показатель среднего дохода в расчете на 1 магазин сети напротив показывает (таблица 2), что «Алкотека» имеет один из наиболее высоких доходов с торговой точки (после крупного участника рынка «Красное и Белое»).

«Научные исследования и инновации» Таблица 2. Средний доход сетевого алкогольного магазина, 2019 г.

Компания Выручка, млрд руб. Кол-во магазинов Выручка на 1 магазин Позиция

Красное&Белое 92 4467 0,0206 1

Бристоль 27 2810 0,0096 5

Кристалл 4 1124 0,0036 6

Ароматный мир 5,8 505 0,0115 4

Горилка 4,1 305 0,0134 3

Алкотека 1,39 94 0,0138 2

Крупные сети имеют низкую выручку в связи с высокими административными издержками, низким контролем в каждом конкретном магазине, в то время как небольшие сети вполне могут уделять большее внимание каждому магазину, снизить административные и непроизводительные затраты. В данном случае действует закон убывающей предельной полезности, когда каждый дополнительный открытый магазин крупными сетями практически не оказывает никакого влияния на величину совокупного финансового результата экономической системы [3,4].

Одним из направлений повышений экономической эффективности торговой деятельности является расширение ассортимента путем выпуска продукции под собственной маркой. На такую продукцию возможно установить выгодную цену, поскольку ее продвижение в собственной торговой сети будет способствовать формированию низких транзакционных издержек. Например, такие торговые сети как «Ашан», «Лента», «Магнит», «ОКей» имеют собственную продукцию во всех товарных категориях. На наш взгляд, предложение ввести в оборот алкогольную продукцию в различных товарных категориях под брендом «Алкотеки» является весьма перспективным направлением повышения эффективности ассортиментной политики сетевого магазина.

Как правило подобные бренды не являются премиальными, в основном рассчитаны на людей с средним и низким доходами, которые не могут себе позволить брендовую продукцию. Заметим, что влияние рекламной компоненты

IV Международная научно-практическая конференция сильно сказывается на успешности алкогольных брендов. Например, такие

марочные коньяки как Hennessy, Courvoisier, Remy Martin и т.д. являются

товарами с высокой рекламной наценкой, поскольку являются классическими,

признанными во всем мире французскими коньяками.

Высокая рекламная наценка характерна не для всех французских коньяков, поскольку существует не менее качественные, но менее известные коньяки, то их стоимость также ниже, несмотря на аналогичное качество. Подобная ситуация складывается практически во всех товарных категориях алкогольной продукции, также сюда можно отнести виски, бурбон, джин, текилу, элитные сорта пива, вино. Каждая из представленных категорий имеет своих рекламных лидеров на рынке - брендовые товары, качество которых аналогично менее известным, но за счёт узнаваемости и высоких вложений в бренд, компании делают большие рекламные наценки на свою продукцию, что сказывается на ценообразовании у дистрибьюторов, таких как «Алкотека».

Библиографический список:

1. Юрова Н.А. Инструменты и методы управления ассортиментом товаров в ритейле / Н.А. Юрова // Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2018, №1. С. 165-170.

2. Варламов А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных производственных предприятиях / А.С. Варламов // Экономика и менеджмент. -2019. - № 2. С. 37-38

3. Региональная экономическая политика Краснодарского края Анцырев Ю.Ю., Бондарчук О.П., Воеводина С.С. и др. Москва, 2016.

4. Бондарчук О.П. Ресурсы регионального развития в условиях замедления экономики России / О.П. Бондарчук // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.