ЭКО. - 2016. - №4 БЕКЕТОВА О.Н.
О государственном контроле производства и оборота
алкогольной продукции
О.Н. БЕКЕТОВА, доктор экономических наук, Московский технологический институт, Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Институт экономики и права, Москва. E-mail: [email protected]
В статье выделены основные негативные тенденции отечественного рынка алкогольной продукции (сокращение числа легальных производителей и продавцов, изменение структуры потребления в направлении роста продаж крепких напитков, недобросовестная конкуренция на региональном уровне, обострение проблем алкоголизации населения, снижение продаж легальной продукции при увеличении объемов контрафакта), требующие принятия незамедлительных мер, направленных на оптимизацию его регулирования. Ключевые слова: рынок алкогольной продукции, потребление алкоголя, государственный контроль производства и оборота этилового спирта
Динамика алкогольного рынка
Предприятия, производящие алкогольную продукцию, всегда играли значимую роль не только в отечественной экономике, но и в социальной сфере. Во-первых, рынок алкогольной продукции - один из динамично развивающихся сегментов экономики России. Индекс физического объема в обороте розничной торговли составлял в 2000 г. 130,5, в 2013 г - 288,6, за период с 1990 г. по 2013 г. он превышал общий индекс по всей пищевой промышленности в среднем на 18,8%. Во-вторых, предприятия, производящие алкоголь, наряду с нефтегазовыми и энергетическими, генерируют большой объем налогов (табл. 1).
Поступления от акцизов составляют значительную долю доходов консолидированного бюджета, прослеживается положительная динамика увеличения поступлений акцизов в бюджетную систему РФ. Тем не менее государственная политика в области регулирования акцизного налогообложения, на наш взгляд, нуждается в более тщательной проработке.
Таблица 1. Динамика поступлений акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию по Российской Федерации в 1990-2013 гг., млрд руб.
Показатель 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013
Доходы, всего 471,8 232,1 2097,7 8579,6 16031,9 20855,4 23435,1 24442,7
Акцизы по подакцизной продукции, производимой на территории РФ 24,065 156,3 236,1 441,4 603,9 783,6 952,5
В том числе: пиво 82,0 93,7 110,4 126,6
прочая алкогольная продукция 22,6 26,7 51,6 81,5 87,5 118,3 146,8
Источник: составлено автором на основе: [1, 2, 3, 4, 5] .
В-третьих, алкогольные предприятия занимают одну из лидирующих позиций, показывая стабильный прирост не только объемов производства (табл. 2), но и потребления продукции.
Таблица 2. Объём учтённого производства
алкогольной продукции в 1990-2013 гг., млн дкл
Показатель 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 Темп роста, %
Алкогольная продукция в абсолютном алкоголе 78,8 60,8 74,4 96,7 216 200 203 196 2,4 раза
Водка и ликёро-водочные изделия 138 123 123 132 95,1 86,3 97,8 85,7 62
Коньяк 5,9 0,9 1,7 4,5 9,0 8,1 9,8 7,4 121
Вина игристые и газированные 8,3 8,2 6,8 14,1 22,0 22,0 20,5 17,2 2,1 раза
Вина виноградные 75,7 15,2 24,1 31,7 45,1 40,2 36,7 33,4 44,1
Вина плодовые столовые, кроме сидра 7,5 7,6 2,8 3,0 5,8 3,9 2,1 3,1 40,8
Пиво, кроме отходов пивоварения 336 213 516 910 984 994 975 889 2,6 раза
Источник табл. 2, 5, 7, 8: составлено автором на основе: [1, 6, 7].
По официальным данным, наиболее быстрыми темпами за 1990-2013 гг. выросло производство пива (в 2,6 раза), игристых и газированных вин (в 2,1 раза), коньяка (1,2 раза). При этом сокращался выпуск плодовых столовых вин (на 59,2%), столовых вин (на 55,9%) и водки (на 38%). Таким образом, объем только учтённого производства алкоголя в стране с 1990 г. к 2014 г увеличился с 78,8 млн дал до 196 млн дал, т. е. в 2,4 раза (заметим, что неофициальные цифры - в разы больше).
Думаем, что, скорее всего, в будущем официальные объемы производства продолжат сокращаться, что нельзя оценить положительно. В настоящее время продажи крепкого алкоголя в легальной рознице снизились на 15 млн дал (на 10% объема рынка). По оперативным данным МВД, этот объем был замещен ростом потребления суррогатов на 17% (производство нелегальной заводской водки остается вне поля зрения официальной статистики). Таким образом, потребление крепкого алкоголя в России в 2013 г. не упало, а, наоборот, выросло. При этом теневые продажи нелегального алкоголя идут не только через лицензированные торговые предприятия, где они просто не фиксируются, но и через те розничные точки, которые к продаже спиртного вообще де-юре отношения не имеют. Алкогольная продукция премиум-класса пользуется спросом у ограниченного числа потребителей, а вот продажа поддельного элитного алкоголя во многих городах набирает популярность. При сохранении подобной тенденции, по прогнозам учёных, отечественный рынок потребителей суррогатной продукции вырастет в 2017 г. до 25 млн человек.
Потребление алкоголя в России и его влияние на здоровье населения
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2012 г. потребление алкоголя в России составляло 15,76 л на душу населения (пятое место в мире) (табл. 3).
Таблица 3. Потребление алкоголя на душу населения
в странах мира в 2012 г., л на душу населения
Страна Общее потребление Пиво Вино Крепкие напитки Другое
Молдавия 18,22 4,57 4,67 4,42
Уганда 16,93 6,51 0,18 10,5
Чехия 16,45 8,51 2,33 3,59 0,39
Венгрия 16,27 4,42 4,94 3,02 0,14
Россия 15,76 3,65 0,1 6,88 0,34
Украина 15,6 2,69 0,58 5,21 0,02
Эстония 15,57 5,53 1,09 9,19 0,43
Андорра 15,48 3,93 5,69 3,14
Румыния 15,3 4,07 2,33 4,14
Словения 15,19 4,1 5,1 1,33
Источник: [8].
Анализ динамики потребления алкоголя в России позволяет сделать вывод о том, что потребление алкоголя в 1,9 раза превышает аналогичный показатель двадцатилетней давности (табл. 4).
Таблица 4. Потребление алкоголя в России
в 1990-2013 гг., л на душу населения
Год Потребление алкоголя Темп роста,% Темп прироста,% Абсолютный прирост
базисный цепной базисный цепной базисный цепной
1990 7
1995 13 185,7 185,7 85,7 85,71 6,0 6,0
2000 14 200,0 107,7 100,0 7,69 7,0 1,0
2005 16 228,6 114,3 128,6 14,29 9,0 2,0
2010 18 257,1 112,5 157,1 12,5 11,0 2,0
2011 15,75 225,0 87,5 125,0 -12,5 8,7 -2,25
2012 15,5 221,4 98,4 121,4 -1,6 8,5 -0,2
2013 13,5 192,9 87,1 92,9 -12,9 6,5 -2,0
Источник: [9].
В 2011-2013 гг. наметилась тенденция к сокращению потребления спиртных напитков, которая во многом стала результатом реализации антиалкогольной правительственной реформы: так, в 2011 г. Госдума РФ приравняла пиво, а также напитки крепостью более 0,5% к алкогольной продукции; была запрещена продажа алкоголя в ночное время, повышены минимальные цены на него. В отчете о ходе работы по выполнению Указа Президента «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» говорится о результатах мероприятий, предусмотренных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения на период до 2020 г. Согласно приведенным данным, оценочный показатель среднедушевого потребления алкогольной продукции существенно снизился: с 16,2 л на душу населения (в пересчете на чистый спирт) в 2008 г. до 11,6 л в 2013 г. Причиной этого снижения стало увеличение акцизов, и как следствие - рост цен. В 2012 г. ставка акциза выросла на 30%, она росла постепенно: с 1 января - на 10%, с 1 июля -почти на 20%, с 1 января 2013 г. - на 33% (с 300 до 400 руб. за литр чистого спирта), с 1 января 2014 г. - на 30%, а с 1 января 2015 г. - еще на 20% (табл. 5).
Таблица 5. Динамика средних потребительских цен на отдельные виды алкогольной продукции в 1990-2013 гг. (на конец года), руб. за 1 л (1990 г. - тыс. руб.)
Продукция 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013
Водка крепостью 40% об. спирта и выше, обыкновенного качества 0,5 20230 84,05 148,89 230,22 256,21 315,45 406,51
Коньяк ординарный отечественный 1,43 37590 308,51 557,90 817,02 868,80 920,54 1012,29
Вино игристое отечественное 1,16 22937 93,38 124,39 183,93 201,74 221,88 235,28
Пиво отечественное 0,06 5154 20,06 31,00 56,14 62,13 69,00 77,18
В результате за 2000-2013 гг. самыми быстрыми темпами выросла средняя цена водки (более чем в четыре раза) и отечественного пива - в 3,8 раза. Сокращение среднедушевых денежных доходов населения увеличило спрос на дешевую крепкую алкогольную продукцию, значительную долю которой составляют суррогаты, которые стали одной из причин смертности (табл. 6).
Таблица 6. Динамика показателей смертности
от отравления алкоголем за 1990-2013 гг.
Число умерших 1990 2000 2005 2010 2011 2012 2013
От случайных отравлений алкоголем, тыс. чел. 16,1 37,2 40,9 19,1 16,3 15,2 14,5
От случайных отравлений алкоголем на 100 000 чел. населения, чел. 10,9 25,6 28,5 26,4 11,4 10,6 10,1
Источник: составлено автором на основе: [6, 7].
Мы присоединяемся к мнению экспертов, которые считают, что эти цифры не отражают реального положения дел, так как официальные данные сильно занижены. Хочется обратить внимание на то, что в последние годы алкогольная зависимость значительно возросла среди детей и молодежи, а также граждан в возрасте до 30 лет (по официальным данным, на 100 000 чел. приходится 2 267,7 алкоголика, а по неофициальным - больше в разы). Алкоголь ежедневно употребляют 33% юношей и 20% девушек, а пиво - 76% населения [10]. При этом, если в 19911992 гг. среди подростков в возрасте от 12 до 14 лет алкоголиков не было, то в 1993 г. - 17,4 чел. на 100 тыс., в 2014 г. - 25 чел. [11]. При сохранении такой тенденции через несколько лет наша страна может стать самой пьющей в мире. Высокий уровень
нелегального оборота алкогольной продукции создаёт угрозу жизни и здоровью граждан и требует дополнительной защиты потребителей от подделок.
Есть и другая точка зрения, согласно которой потребление алкоголя сегодня снизилось до 13,5 л на душу населения [12]. Этот показатель переместил Россию из первой пятерки во вторую десятку рейтинга ВОЗ, а значит, можно сделать вывод, что в целом россияне пьют не больше, чем европейцы и американцы. Тем не менее, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, уровень потребления чистого алкоголя в России составляет 8 л на человека в год, поэтому для предотвращения деградации нации необходимо снизить потребление алкоголя на 5,5 л на душу населения.
Конкурентная борьба
на рынке алкогольной продукции
В связи с неспособностью компаний выполнять установленные государством процедуры и нести высокие издержки постепенно происходит вытеснение малого и среднего бизнеса с рынка алкогольной продукции. Количество предприятий, имеющих лицензии на производство, хранение и поставку произведенной спиртосодержащей продукции, сократилось со 197 в 2010 г. до 94 в 2014 г. При этом крупные производители стремятся повысить минимальную розничную цену на водку до 220-250 руб. за бутылку, лоббируя свои интересы по вытеснению малых и средних производителей с рынка, мотивируя это засильем нелегальной продукции.
В свою очередь федеральные ритейлеры увеличивают долю прямых закупок у производителей, сами импортируют товар из-за рубежа, расширяют ассортиментную представленность своих марок. Такая коммерческая политика сетей существенно, на 30-40%, повышает рентабельность их розничного бизнеса, но выводит из бизнес-системы услуги оптовых компаний (на 1 января 2011 г. число юридических лиц, осуществлявших оптовую торговлю алкоголем на территории России, составляло 2,8 тыс., а сегодня - меньше 1 тыс.).
С увеличением доли сетей в обороте российской розничной торговли оптовые алкогольные компании захлестнула волна банкротств и ликвидаций (особенно в крупных городах). По данным
сайта Арбитражного суда Петербурга и Ленинградской области, только за I квартал 2015 г к оптовым компаниям подано более 90 банкротных исков, из них за март - более 40. Проблемы коснулись и таких крупных торговых домов, как «Садко», «Тальберг», «Герон», «Первая холодильная компания» и многих других. Эксперты предрекают, что в России, как и на Западе, оптовое звено со временем исчезнет из торговой цепочки алкоголем, упадут и темпы роста продаж федеральных сетей, вырастет сеть алкомаркетов. В итоге вопрос о том, кто будет снабжать легальной алкогольной продукцией удаленные территории, где далеко не везде может появиться сетевой магазин, остаётся открытым. Думаем, что многим оптовикам со временем придется или уйти с рынка, или перейти полностью в нелегальный сектор продаж.
На рынке тары для алкогольной продукции также идёт интенсивная борьба между производителями алюминиевой тары и сырья для ПЭТ-упаковки. Одни эксперты считают, что это -недобросовестная борьба за рынок, когда доказанные научно-потребительские свойства упаковок не принимаются в расчет, другие - что запрет на ПЭТ-упаковку снизит потребление алкоголя в нашей стране (так как 1,5-2-литровые пластиковые бутылки с пивом очень популярны среди молодежи из-за своей дешевизны, что ведет к алкоголизации населения); предотвратит серьезную опасность для здоровья яда дибутилфталата (он выделяется при хранении алкоголя в пластиковой таре); не позволит производителям уклоняться от уплаты налогов (из одной пластиковой капсулы можно выдуть бутылку объемом как 0,5 л, так и 2 л, т. е. появляется легкий способ изготавливать и продавать неучтенную продукцию).
Следует отметить, что более 80% рынка производства пива в Российской Федерации монополизировано иностранными компаниями, которые настаивают на сохранении продажи пива в больших пластиковых упаковках (в России в пластике продается 60% пива и 90% пивных напитков, в то время как в Гер -мании - только 4%, в Бельгии - 3%, в Великобритании - 0,1%, в Италии - 0,08%). Выбирая один стандарт для европейских потребителей, эти компании проводят совершенно иную политику в отношении нашей страны. В поддержку позиции данных компаний с письмом в Государственную думу обратились послы
Бельгии, Дании и Голландии. Они фактически шантажируют российский парламент, утверждая, что ограничение продажи пива в пластиковых упаковках приведет к резкому сокращению инвестиций. Тем не менее принято решение, что с 1 июля 2016 г алкогольная продукция не должна разливаться в полиэтиленовую тару емкостью более 1,5 л, с 2020 г. - более 0,5 л.
Региональная политика в области регулирования рынка алкогольной продукции проявляется в различных формах протекционизма на территории отдельных субъектов РФ. Для того чтобы оставить 40% акцизных сборов в региональном бюджете по месту производства, региональные власти используют элементы недобросовестной конкуренции по отношению к продукции, произведенной не на своей территории. Хотя отрасль запрещено субсидировать из регионального бюджета, квазисубсидии все равно выдаются производителям алкогольной продукции, практикуются «добровольная» сертификация и маркировка, устанавливаются отдельные запреты (временные, территориальные, ассортиментные, в каналах дистрибуторской сети), даются указания об увеличении объемов продаж товаров местного производителя и т. д. Например, в Кемеровской области создали свою региональную марку, без которой продажа алкогольной продукции на местном рынке стала невозможной.
Импорт и экспорт алкогольной продукции
Неутешительны и данные об импорте алкогольной продукции в нашу страну (табл. 7).
Согласно данным таможенной статистики по сравнению с 2000 г. импорт алкогольных напитков в 2013 г. вырос в 2,9 раза и составил 89294 тыс. дкл. (3407 млн долл., в стоимостном выражении это - восьмикратный рост). Из общих объемов импорта 2,1% приходилось на водку, около 3% - на вермут, 7,1% - на крепкие спиртные напитки, 31,8% - на пиво, и 56% - на виноградные вина. Среди импортных вин лидируют итальянские. Основные импортеры игристых вин - Bacardi Limited (10%) и Gruppo Campari (9%). Утешает тот факт, что цены на зарубежное вино выросли больше, чем на российское: импортная продукция подорожала в среднем на 30-50%, отечественная - на 15-25%.
4 ЭКО. - 2016. - №4
Таблица 7. Импорт алкогольной продукции
Российской Федерации в 2000-2013 гг.
Напитки Объем Стоимость, млн долл.
2000 2010 2011 2012 2013 2000 2010 2011 2012 2013
Алкогольные и безалкогольные 30457- 89294 422 2265 2764 3097 3407
Из них:
пиво солодовое, тыс. дкл 10089 30834 32525 33764 28366 35,2 182 210 227 211
вина виноградные, тыс. дкл 18285 55148 51228 48634 50132 201 825 997 1056 1223
Вермут, тыс. дкл 687 2613 2975 2652 2656 22,6 113 133 121 113
крепкие спиртные напитки (кроме водки), тыс. дкл 100% 1252 4746 4995 6379 6299 126 843 1061 1288 1344
спирта
водка, тыс. дкл 100% спирта 144 1769 1704 1907 1841 7,9 117 117 134 138
Страны СНГ
Алкогольные и безалкогольные 24870,4 33687 251 496 488 559 550
Из них:
пиво солодовое, тыс. дкл 8406 24828 25752 25834 19501 19,3 77,0 92,6 99,0 68,3
вина виноградные, тыс. дкл 15198 11906 7295 10344 10447 150 124 108 149 135
вермут, тыс. дкл 222 25,7 18,1 20,8 10,0 3,9 0,5 0,4 0,4 0,2
крепкие спиртные (кроме водки), тыс. дкл 100% спирта 1029 1886 1631 2024 2231 62,2 180 176 200 231
водка, тыс. дкл 100% спирта 15,4 1556 1453 1566 1498 0,8 77,9 69,1 71,2 70,7
Страны дальнего зарубежья
Алкогольные и безалкогольные 5587 55531 171 1768 2276 2538 2857
Из них:
пиво солодовое, тыс. дкл 1683 6006 6773 7930 9132 15,9 105 117 128 143
вина виноградные, тыс. дкл 3087 43242 43933 38290 39685 51,1 701 889 907 1088
вермут, тыс. дкл 465 2587 2957 2631 2646 18,7 112 133 121 113
крепкие спиртные (кроме водки),
тыс. дкл 100% спирта 223 2860 3364 4355 4068 63,5 663 885 1088 1113
водка, тыс. дкл 100% спирта 129 213 251 341 343 7,1 39,1 48,0 62,4 67,7
Источник: составлено автором на основе: [1, 6, 7].
Импорт из стран СНГ составляет 37,7% общего объема, с 2000 г. он вырос в 1,3 раза по объёмным показателям и в 2,2 раза - по стоимостным. Наибольший удельный вес в структуре импорта занимает пиво - 57,9%. При этом наблюдается расцвет нелегального рынка в приграничных областях с Казахстаном (нелегальная казахская водка выросла в цене гораздо
меньше, чем российская). Одновременно контрафактный алкоголь из России хлынул в Беларусь, где в 2014 г. из нелегального оборота изъято 260 тыс. л спирта и спиртосодержащей жидкости, за пять месяцев 2015 г - более 525 тыс. л водки с брендами «Белая береза», «Царская охота», «Дивная береза», а также элитный алкоголь (виски, коньяк, бренди) без акцизных марок. При этом казахская нелегальная водка дошла до рынков Беларуси и конкурирует там с нелегальной российской продукцией.
Таким образом, результатом акцизных реформ в странах Таможенного союза (и «кризисного объединения населения») стало сращивание нелегальных рынков. На страны дальнего зарубежья приходится 62,3% всего импорта алкогольных напитков из России. По сравнению с 2000 г. наблюдается рост ввоза продукции почти в 10 раз (табл. 8). Наибольший удельный вес в структуре импорта занимает вино - 71,5%. При этом имеет место контрафактный ввоз в Россию китайской алкогольной продукции в пакетах.
Таблица 8. Экспорт алкогольной продукции из РФ в 2000-2013 гг.
Напитки Объем Стоимость, млн долл.
2000 2010 2011 2012 2013 2000|2010|2011 | 2012 2013
Общий объем
Алкогольные и безалкогольные 70,5 460 533 532 585
Из них водка, тыс. дкл 100% спирта 577 2202 2324 2596 2844 31,4 149 187 207 235
Страны СНГ
Алкогольные и безалкогольные 30,4 289 325 318 334
Из них водка, тыс. дкл 100% спирта 8,8 666 1171 1416 1524 0,7 44,0 74,8 96,2 107
Страны дальнего зарубежья
Алкогольные и безалкогольные 40,1 171 208 214 251
Из них водка, тыс. дкл 100% спирта 558 1536 1153 1180 1320 30,7 105 112 111 128
Как свидетельствуют данные таблицы, в 2013 г. экспорт РФ составил 585 млн долл. (17,1% от импорта).
Всё вышеописанное вызывает серьёзные опасения, особенно с учётом динамики показателей учтенного российского производства алкогольной продукции в период с 2000 г. по 2013 г. Речь
идёт об одновременном примерно одинаковом росте (более чем в два раза) как собственного производства алкогольных напитков, (в чистом алкоголе), так и импортной продукции.
Проблемы регулирования
Ключевым рычагом регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России являются обязательная маркировка и регистрация продукции в Единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС). Обязательная маркировка алкогольной продукции была введена Постановлением Правительства РФ № 938 с 1 января 1997 г. в целях защиты потребителя от нелегальной продукции, а также контроля импорта и производства в стране [13]. В настоящее время порядок маркирования регламентирован ст. 12 ФЗ № 171 от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (последняя редакция - 02.11.2013 г.) [14].
Обязательной маркировке подлежит вся алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. При этом алкогольная продукция, произведённая на территории РФ, за исключением экспортируемой, маркируется федеральными специальными марками, а импортируемая в Россию - акцизными. За правильность и подлинность марок в соответствии с законодательством РФ несут ответственность собственники алкогольной продукции, осуществляющие её производство, импорт, поставки, розничную продажу. Для усиления защиты с 1 ноября 2012 г. введены акцизные марки нового образца. Они имеют 15 степеней защиты, выпускаются в двух форматах, подразделяются по видам алкогольной продукции, а также предельной вместимости используемой потребительской тары. И хотя данная мера способствовала сокращению нелегального оборота, однако издержки на данное нововведение государство переложило на производителей.
Важным этапом усиления государственного контроля выступило введение в 2006 г. информационной системы ЕГАИС, предназначенной для автоматизированного учёта объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Разработка ЕГАИС была поручена Федеральному государственному унитарному предприятию Научно-техниче-
ский центр «Атлас» при Федеральной службе безопасности России. За ввод системы в эксплуатацию несли ответственность министерства экономического развития, сельского хозяйства, финансов, а также Федеральная налоговая и Федеральная таможенная службы. Как показала практика последних лет, система оказалась не способна в полной мере выполнить поставленные цели и задачи и лишь усложнила процедуры на рынке алкогольной продукции.
В ноябре 2008 г. были начаты работы по внедрению новых программных средств ЕГАИС, ответственность за которые перешла к научно-исследовательскому вычислительному центру Федеральной налоговой службы России. На данный момент контроль за ЕГАИС ведёт Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), осуществляющая функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота алкогольной продукции, а также контроль за её производством и оборотом, надзор и оказание услуг в этой сфере. Однако до сих пор к системе есть претензии по производительности, техническим требованиям и стоимости обслуживания. Производители и оптовики продолжают нести расходы и испытывают неудобства от использования этой системы, вследствие чего растут розничные цены на продукцию. Вопрос о дальнейшем существовании ЕГАИС остаётся открытым.
* * *
Тем не менее, несмотря на ряд перечисленных проблем, перечень которых не претендует на полноту, думаем, что предприятия, производящие алкоголь, обладают экспортным потенциалом, есть перспективы роста спроса на алкогольную продукцию на внутреннем рынке. Рынок алкогольной продукции России находится в стадии зрелости жизненного цикла, т. е. несмотря на постепенное снижение объемов продаж и нестабильный выпуск продукции, сохраняются резервы роста производства за счет вытеснения с рынка нелегальной алкогольной продукции, составляющей, по оценкам экспертов, 30-60% емкости рынка. Поэтому актуальность поиска наиболее адекватных методов
и форм государственного контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и соответствующего правового оформления методов государственного регулирования в данной сфере в настоящее время только возрастает.
Литература
1. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат. сб./Рос-стат. - М., 2014. - 693 с.
2. Финансы России. 2004: Стат. сб./ Росстат - М., 2004. - 332 с.
3. Финансы России. 2006: Стат. сб./ Росстат - М., 2006. - 367 с.
4. Финансы России. 2014: Стат. сб./ Росстат. - М., 2014. - 357 с.
5. Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции 2011-2014 года. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. URL: //http://www.fsrar.ru/files/ structure/1302.pdf
6. Российский статистический ежегодник 2005: Стат. сб. /Рос-стат. - М., 2014. - 693 с.
7. Россия в цифрах. 2015: стат. сб./Росстат. - М., 2015. - 543 с.
8. Рейтинг самых пьющих стран мира. URL: http:// alcofan.com/ rejting-samyx-pyushhix-stran-mira. Html
9. Черемисина Н. В., Ивлиев М. И., Талалаев Д. Д. Алкоголизм: глобальная проблема современной России// Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 11. Т. 9. - С.163-167.
10. Алкоголизм в России. Электронное представительство газеты «Жизнь гражданина России». URL: http:// gosgra.ru/articles/1598
11. Алкоголизм в России. URL: http://proalkogolizm.ru/alkogolizm-v-rossii/
12. Интервью с главным наркологом РФ Е. Брюном // РИА новости. URL: http:// ria. ru/society/20131017/-970764202. Html
13. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 (ред. от 12.07.1999) «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ»// Российская газета. - 1996. - 14 авг. - № 153.
14. Федеральный закон от 22.1 1.1995 № 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». URL: http: www.rg.ru/1995/11/29/spirt-regulirovanie-dok.html