Научная статья на тему 'Корпорация «к&б» — кейс успеха необычной «Газели»'

Корпорация «к&б» — кейс успеха необычной «Газели» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
829
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ретейл / «газель» / быстрорастущая компания / факторы успешности / case-study / retail / gazelle / fast-growing company / success factors / case-study

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плетнев Дмитрий Александрович, Наумова Ксения Андреевна

Настоящие бизнес-прорывы в современной экономике чаще всего совершаются на новых географических или товарных рынках (рынках услуг). Традиционные рынки, как правило, заняты и контролируются действующими игроками, не допускающими передела рыночных долей. Прорывы возможны, но за ними обычно стоят большие капиталы. Тем интереснее проанализировать факторы успеха фирмы, добившейся уникальных результатов в России за пять лет практически с нуля до национальной торговой сети. Представлен анализ факторов успеха сети магазинов розничной торговли «Красное&Белое». В исследовании применен метод case-study. Использованы данные из интервью руководителей и работников фирмы, аналитические обзоры, экспертные мнения, данные финансовой отчетности. В результате определены основные факторы успеха компании: удачно выбранная бизнес-модель, жесткая система руководства и взаимодействия с поставщиками, инновации в управлении персоналом и логистике. Выделены этапы развития компании и достигнутые результаты. Особое внимание уделено анализу особенностей отношений с клиентами, работниками и поставщиками как ключевым факторам успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K&B CORPORATION: CASE OF SUCCESS OF THE UNUSUAL GAZELLE

Real business breakthroughs in the modern economy most often happens in new geographical or commodity (service) markets. Traditional markets, as a general rule, are occupied and controlled by existing players who do not allow redistribution of market shares. Breakthroughs are possible, but they usually have large capitals. It is more interesting to analyze the success factors of a company that has achieved unique results in Russia over five years from almost zero to a national retail chain. The chapter provides an analysis of the success factors of the “Krasnoye&Beloe” retail company. The case-study method used in the study. Data from interviews with managers and employees of the company, analytical reviews, expert opinions, financial reporting data used. As a result, the main success factors of the company were identified, consisting of a well-chosen business model, a rigid system of leadership and interaction with suppliers, innovations in personnel management and logistics. The stages of development of the company and the results achieved highlighted. Special attention is paid to the analysis of the characteristics of relations with customers, employees, and suppliers as key success factors.

Текст научной работы на тему «Корпорация «к&б» — кейс успеха необычной «Газели»»

Вестник Челябинского государственного университета.

2019. № 11 (433). Экономические науки. Вып. 67. С. 111—123.

УДК 339.37 DOI 10.24411/1994-2796-2019-11112

ББК 65.422.2

КОРПОРАЦИЯ «К&Б» — КЕЙС УСПЕХА НЕОБЫЧНОЙ «ГАЗЕЛИ»

Д. А. Плетнев, К. А. Наумова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Настоящие бизнес-прорывы в современной экономике чаще всего совершаются на новых географических или товарных рынках (рынках услуг). Традиционные рынки, как правило, заняты и контролируются действующими игроками, не допускающими передела рыночных долей. Прорывы возможны, но за ними обычно стоят большие капиталы. Тем интереснее проанализировать факторы успеха фирмы, добившейся уникальных результатов в России за пять лет практически с нуля до национальной торговой сети. Представлен анализ факторов успеха сети магазинов розничной торговли «Красное&Белое». В исследовании применен метод case-study. Использованы данные из интервью руководителей и работников фирмы, аналитические обзоры, экспертные мнения, данные финансовой отчетности. В результате определены основные факторы успеха компании: удачно выбранная бизнес-модель, жесткая система руководства и взаимодействия с поставщиками, инновации в управлении персоналом и логистике. Выделены этапы развития компании и достигнутые результаты. Особое внимание уделено анализу особенностей отношений с клиентами, работниками и поставщиками как ключевым факторам успеха.

Ключевые слова: ретейл, «газель», быстрорастущая компания, факторы успешности, case-study.

Введение

Эксперты ежегодно отмечают, что прирост точек продаж крупнейшей алкогольной сети «Красное&Белое» сопоставим с ведущими продуктовыми сетями. И это в условиях снижения объемов потребления алкоголя в стране, снижения реальных доходов населения и государственной политики, направленной на пропаганду здорового образа жизни и ограничения потребления алкоголя. Так в чем же заключается секрет успешности необычной алкогольной сети? Ответ на этот вопрос предполагает исследование данной компании как феномена «газели», быстрорастущей фирмы, не имеющей аналогов в мировой практике.

Рынок алкоголя по своим масштабам небольшой. он представлен всего несколькими крупными федеральными сетями и множеством региональных точек продаж. Также бизнес алкогольного ретейла слабо изучен и имеет сложный механизм функционирования, что доказывается большим количеством закрывающихся сетей. Так, лидер продовольственного рынка Х5 Retail Group начал развивать сеть алкогольных магазинов «Пятьница» в 2016 г.. но позже свернул этот проект. Таким образом, стабильно удерживаться на плаву, тем более стать «газелью» на таком рынке — вдвойне почетно. А оставаться «газелью» долго — весьма тонкое искусство, имеющее свои секреты.

Целью статьи является анализ факторов успешности крупнейшей сети алкогольных ретейлов России — «Красное&Белое».

Обзор литературы

Анализ быстрорастущих компаний в различных секторах экономики осуществлял ряд российских ученых: А. Ю. Юданов [23]: Д. С. Медовников. Т. К. Оганесян. С. Д. Розыирович [18]; авторы также внесли свой вклад в изучение этого феномена ([15; 19; 20: 22]). Среди зарубежных авторов необходимо отметить Д. Берча [2], К. Армингтон и 3. Акса [1], С.-О. Даунфельдта [3], М. Дж. Феррантино [5], П. Лопес-Гарсию, С. Пуэнте [8]. Среди ключевых факторов успеха таких компаний часто называют уникальный продукт или технологию производства, высококвалифицированный персонал, инновационная деятельность и научные разработки, проводимые собственными усилиями компаний, высокую долю применения высоких технологий и т. д. Высокая доля быстрорастущих компаний наблюдается среди компаний, имеющих нетрадиционный подход к ведению бизнеса, среди которых можно отметить уникальные бизнес-модели, высочайше развитые логистические схемы, качество доставки и многое другое [21]. Кроме того, немаловажную роль играет географическое положение фирмы [20]. Так, многие авторы отмечают, что большая доля быстрорастущих компаний приходится на регионы с более высоким уровнем инновационного развития, что объясняется относительно «свободным» доступом к ключевым ресурсам, необходимым для ведения хозяйственной деятельности. — финансовым. интеллектуальным, логистическим и I. д. Для российских быстрорастущих компаний выделяется

дополнительный фактор успешности, нехарактерный для зарубежных: сотрудничество с государственными органами по изготовлению продукции или оказанию услуг (госзаказ). В условиях особенностей экономической ситуации и политики России в последние годы в строй быстрорастущих компаний прибывают те. чья деятельность связана с импор-тозамещением.

Особенности ра звития компаний на рынке алкогольного ретейла исследуются различными авторами. Так. Д. X. Джерншан отмечает, что глобализированный сегмент алкогольной промышленности сконцентрирован в руках относительно небольшого числа компаний, в частности, в сегменте пива и спиртового концентрата [7].

Производители и ретейлеры алкогольной продукции вынуждены менять стратегию продаж и позиционирования продукции под влиянием изменения отношения общественности к алкоголю и прочим веществам, порождающим зависимость. Так. в последние десятилетия наблюдается стойкий мировой тренд на сокращение потребления вредных для здоровья продуктов. Кроме того, алкогольная зависимость негативно влияет не только на отдельного индивида, но и на благосостояние всего общества, поскольку влечет за собой прекращение носителем заболевания производства общественно полезных благ: труд, повышение духовного, физического и интеллектуального уровня и т. д. Все это вынуждает представителей алкогольной индустрии придерживаться программы ответственного употребления алкоголя (КХ)Р$) Д. Пантани [10]. Компании не только призывают к употреблению алкоголя в «безопасных» количествах, но и вынуждены для поддержания репутации ежегодно выделять средства на независимые исследования последствий употребления алкоголя, проводить различного рода социологические исследования ит. д.

Алкогольная индустрия является специфичной сферой ведения бизнеса. Во-первых, все участники находятся под пристальным контролем государственных органов. Во-вторых, алкогольная продукция является таким сегментом продуктовой корзины, который вызывает негативные ассоциации у покупателей в силу вреда употребления алкоголя для здоровья. Поэтому крупные алкогольные компании вынуждены объединять усилия в продвижении продукции и создании доверительного отношения покупателей к алкоголю.

В ряде исследований уделяется внимание современным трендам развития рынка алкоголь-

ного ретейла. Компании в своих маркетинговых стратегиях делают упор на ассоциативное потребление в качестве средств продвижения реализации. В рекламных кампаниях пропагандируется употребление алкоголя в увязке с определенными событиями: праздники, выходные. Часто можно увидеть кадры, когда алкоголь является поощрением за проделанную работу [4].

По усредненной статистике, человек тратит на социальные сети около 7 ч в неделю. Мобильный телефон с доступом к Интернету стал неотъемлемой часть ежедневной рутины. Алкогольные производители и ретейлы не упускают возможности стать «ближе» к потенциальным покупателям. Многими крупными сетями по продаже алкоголя созданы фирменные сайты и приложения для интернет-продажи алкогольной продукции. Важным аспектом является простота заказа интересующего товара, буквально в 2—3 касания, чаше всего предлагается бесплатная доставка. С целью увеличения продаж некоторые электронные ресурсы сохраняют историю покупок для того, чтобы у покупателя была возможность купить товар снова лишь в одно касание. Созданы тематические разделы и порталы для покупателей, облегчающие выбор: «Вино к рыбе до 1000 руб.» и т. п.

Также во время взаимодействия в Интернете компании прибегают к более изощренным способам, например к персонализации коммуникации с покупателем. Компании направляют именное письмо на электронную почту покупателя с сезонным предложением или акцией, уникальным кодом на скидку или подборкой напитков, сформированных на основе предпочтений, просчитанных через уже осуществленные покупки. По данным статистики, именные (персонализированные) заголовки писем приносят на 26 % больше уникальных откликов1. В случае нахождения покупателя неподалеку от места сбыта продукции (алкомар-кета) ему на мобильный телефон приходит опове-щение-напоминанне.

В этом отношении исследуемая компания «Красное&Белое» находится среди лидеров, активно ведет официальные группы в социальных сетях. Концепция взаимодействия с аудиторией давно перешагнула формальную черту (публикация лишь новостей и аукционных предложений). Компания часто организует интерактивные тематические обсуждения, публикует развлекательный контент.

1 https ://ab solunet.c om/wp - content/uplo ads/2018/01 /Т he -Digit a 1-Trans forma tion-of-Alcoliol-Ret a il-ENG -US .pdf

В начале 2019 г. министр здравоохранения России В. И. Скворцова представила доклад на заседании итоговой коллегии Минздрава России В докладе, помимо прочих статистических данных. указаны весьма интересные данные: «Так, потребление алкоголя сократилось в 2018 г. до 9.3 л на душу населения с 18 л в 2011 г.. то есть почти в два раза». Также в докладе говорится о работе министерства над проблемой потребления алкогольной и табачной продукции, отрицательном влиянии на продолжительность жизни, здоровье, уровень смертности в ДПТ по причине нетрезвости водителя и т. д. В целом текущие мероприятия министерства направлены на «снижение доступности алкогольной и табачной продукции, создание безопасной и свободной от табачного дыма окружающей среды, формирование здорового образа жизни, в том числе на рабочем месте».

Вместе с тем в начале мая 2019 г. вышло объемное исследование, направленное на изучение всемирного тренда потребления алкоголя. Исследование опубликовано в одном из ведущих медицинских журналов The Lancet. Группой из шести ученых Германии и Канады были оценены основные показатели воздействия алкоголя для 189 стран в период 1990—2017 гг. с прогнозами до 2030 г.. возрастной охват группы населения — от 15 до 99 лет. Ученые выяснили, что потребление алкоголя за исследуемый период возросло с 5,9 л на человека в 1990 г. до 6,5 л в 2017 г. Причем с помощью многомерной логарифмической модели распределения Пуассона спрогнозировано потребление алкоголя к 2030 г. в объеме 7,6 л на человека в год. Также наблюдается небольшая динамика роста распространения употребления алкоголя наряду со случаями эпизодического употребления алкоголя. В 1990 г. таким «срывам» были подвержены лишь 18,5 % людей, в 2017 г. показатель возрос до 20%. Ожидается увеличение показателя до 23 % в 2030 г. Таким образом. общемировая практика мер по снижению употребления алкоголя не является эффективной [6].

Методология и данные

В целом алкогольный ретейл России достаточно закрыт для внешнего наблюдателя. Истинные законы его функционирования известны только тем. кто в нем работает. В общем доступе сложно найти официальные рейтинги алкоретейлов. все игроки представлены непубличными формами собствен-

1 http s: //www. msminzdra v. m/news/2019/04/24/11389-vystuplenie -ministr a -veroniki- sk vor tsovoy-na-zasedatni-itogovoy-kaJleg ii-minz dia va -ros sii

ности. Доступ к исследованиям, проведенным рейтинговыми и аналитическими агентствами, может быть получен сугубо на возмездной основе, что, безусловно, затрудняет эмпирические исследования. По этой причине, а также из-за многогранности изучаемого явления в настоящем исследовании будет отдано предпочтение качественным методам анализа, включая case-study.

Case-study как метод исследования позволяет оценить экономические и социокультурные условия, с течением которых стало возможно становление компании как лидирующего алкогольного ретейлера России. Согласно типологии А. Лейпхарта, данное исследование можно отнести к типу «Исследование отдельного "случая" для разработки теоретической модели» [17]. Исследование основывается на принципах исторической реконструкции ключевых этапов развития компаний и стратегических решений, способствующих ее росту. Основными источниками сбора информации являются интервью руководителя компании, данные рейтинговых агентств, отзывы экспертов, сотрудников и потребителей о компании, новостные сводки, что позволяет построить портрет компании.

Результаты

Российская практика регулирования алкогольного рынка

За последние десять лет действительно можно наблюдать ограничительные меры со стороны государства по борьбе с алкоголизацией населения России. Так, установлен запрет на продажу содержащей алкоголь продукции в определенные вечерние и ночные часы на основании Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [11]. В большинстве регионов запрещены продажи спиртного в ночное время: с 23:00 до 8:00 (в ряде регионов этот интервал больше), а также в праздничные дни. Была ограничена реализация пива в ларьках и павильонах, практически ежегодно повышались акцизы на алкоголь и минимальная розничная цена на водку. При этом увеличились рейды по выявлению несанкционированной продажи алкоголя несовершеннолетним.

Также в рамках предупредительных мер был создан федеральный проект «Трезвая Россия»,

который вступил в действие в апреле 2012 т.1 В рамках проекта ведется учет потребления алкоголя по регионам. На сайт проекта представлен Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации. По данным за 2018 г.. наиболее пьющими являются Чукотский автономный округ. Магаданская область и Ненецкий автономный округ: таким образом, наиболее пьющим является Дальневосточный федеральный округ. Возглавляют рейтинг трезвости регионы Кавказа: Чеченская Республика, Республика Ингушетия и Республика Дагестан2.

В 2006 г. был принят ФЗ «О рекламе» [12]. который серьезно повлиял на деятельность представителей алкогольного рынка. В законе выделена целая глава (гл. 21). регулирующая плавила размещения рекламы алкогольной продукции.

В 2015 г. также была принята «дорожная карта» развития алкогольного рынка России [13]. Документ, содержащий план мероприятий, призван усовершенствовать механизм государственного регулирования производства и оборота продукции, содержащей алкоголь. Например, запланировано увеличение сборов акцизов, снижение потребления алкоголя в России и другие мероприятия. Контрольные показатели «дорожной карты» просчитаны до 2018 г.

Следующим серьезным этапом развития алкогольного рынка России стало введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). регламентированного изменениями в ФЗ № 171 от 29.06.2015. Введение системы обусловлено высоким оборотом контрафактной алкогольной продукции на территории страны. До 1 июля 2016 г. автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) подлежала обязательной установке не только у крупных производителей алкогольной продукции, но и во всех точках продажи алкосодержашей продукции.

Значимые события, влияющие на ведение торговой деятельности в сфере реализации алкогольной продукции представлены в табл. 1.

На данный момент минимальные цены устанавливаются на алкогольную продукцию, крепость которой превышает 28 %. Однако в середине фев-

1 http://trezvros.ru/about

2 ЬНр://\vw\v. trezvros.ni/calcndar/702

раля 2019 г. был представлен проект постановления Правительства, инициированный Министерством Финансов, который предполагает получение контроля Минфином за минимальной ценой на всю алкогольную продукцию [14].

Таблица 1

Значимые события, влияющие на ведение торговой деятельности в сфере реализации алкогольной продукции

Дата Мероприятие

01.01.2006 Упразднены региональные акцизные склады н специальные марки, отменено квотирование закупок этилового спирта

01.07.2006 Первая попытка внедрения Единой го суд арственн о й автом ати з иров анно й информационной системы учета алкогольной продукции (ЕГАИС). Однако в силу технической недоработки система приостановила работу

01.01.2010 Впервые установлена минимальная розничная цена на водку — 89 руб. за пол-литровую бутылку

18.07.2011 Подписан закон, приравнивающий пиво к алкогольным напиткам

23.07.2012 Ограничения/запрет рекламы алкоголя (кроме пнва) по телевидению, радио н в наружной рекламе

01.01.2013 Запрет на продажу пива в ночное время и в нестационарных торговых объектах (киосках). Запрещена реклама любого алкоголя, в том числе пнва. в печатных СМИ

12.02.2013 Принят закон, ограничивающий места курения и продажи сигарет

25.12.2014 Подписан приказ о снижении минимальной розничной цены на водку с 220 руб. за пол-литровую бутылку до 185 руб. Впервые цена была снижена, а не увеличена

01.02.2015 Вступила в силу новая минимальная розничная цена на водку — 185 руб.

01.01.2016 Обязательное подключение к ЕГАИС всех оптовых и розничных продавцов. Полноценный запуск системы учета по всей стране

14.02.2019 Проект Минфина России об осуществлении контроля и установлении минимальных розничных цен на любые виды алкогольной продукции*

* https://www.rbc.ru/politics/18/02/2019/5c6ab6549a7947 ОЙа47708Е

Место на рынке и позиционирование На конец первого полугодия 2019 г. структура крупнейших алкогольных ретейлов представлена следующим образом (расчеты авторов по открытым данным сети Интернет, табл. 2):

Таблица 2

Количество розничных точек у крупнейших алкогольных ретейлеров

Лидеры списка алкогольных ретейлов «Крас-ное&Белое» и «Бристоль» представляют собой формат «магазин у дома». Площадь торгового зала сравнительно небольшая — около 80—90 кв. м. однако все торговое пространство эффективно используется: от пола до потолка в пять-шесть рядов расставлены алкогольные напитки широкого ассортимента (более 800 товарных позиций).

Формат вспомогательного ассортиментного ряда у двух лидирующих игроков разнится. «Бристоль» делает ставку на широкий ассортимент табачной продукции — более 200 наименований. «Красное&Белое» характеризуется диверсификацией товаров: от сухариков и мелких закусок до принадлежностей для автолюбителей и детских игрушек, что было введена еще в 2010 г. В первых магазинах сети ассортимент состоял на 85 % из алкогольной продукции, доля которой к 2012 г. сократилась до 40%. Сергей Студенников. владелец сети «Красное&Белое», находит свое философское обоснование высокой реализации товаров для детей: по его мнению, родители при покупке алкогольных напитков испытывают вину перед своими детьми, и это чувство вины можно загладить, купив игрушку для ребенка, причем чаще всего игрушку, которая оказывается в несколько раз дороже стоимости спиртного напитка.

Особенности ценообразования

Политику ценообразования сам Сергей Студенников описывает следующими так: «Наша стратегия — работа на низкой марже, на грани рентабельности»1.

И действительно, залогом успеха «Красно-го&Белого» является выбранная концепция и ценовая ниша. Ассортимент настроен на покупателя среднего достатка и ниже. Однако широкая номенклатура товара по низкой цене придает покупателю ощущение «роскоши выбора». Ранее в СМИ приводился следующий пример: компания установила самую низкую на рынке розничную цену — на отметке 220 руб. Данная цена едва ли превышала себестоимость. Казалось бы. можно представить, что в силу большой партии или высокого оборота с определенным поставщиком компании удалось получить экстравыгодную закупочную цену, чтобы установить едва ли мыслимую для конкурентов цену. Данная схема могла сработать с несколькими поставщиками. Но компании удалось выстроить непреодолимую стену, отделяющую потребителей от всех остальных конкурентов: «Красное&Белое» предлагало 16 видов водки по 220 руб. Зимой 2017 г. вступила в действие сниженная минимальная цена на водку — 180 руб., к чему сеть смогла быстро адаптироваться и обновила ценник на сниженный.

В целом «Красное&Белое» смогло провести переворот в системе розничной продажи алкоголя. Если ранее продавцы могли реализовать алкогольную продукцию с наценкой в 100—150%, а порой и выше, то с приходом «Красного&Белого» политика резко изменилась. Именно компания Студенникова вынудила всех подстраиваться под максимально низкую на тот момент наценку на уровне 20—25%.

По прошествии лет Студенников смог позволить изменить схему расчета и работы с алкогольными контрагентами: если ранее и до сих пор даже крупные сети закупали алкоголь в рассрочку и часто просят максимальные отсрочки по платежам, то «Красное&Белое» заходит к поставщику со своим предложением: предлагают сразу же выкупить большую партию продукции на несколько десятков миллионов рублей, тем самым добиваясь скидки.

Также Студенников высокие доходы нарабатывает не за счет высокой наценки, а за счет стабильно высокого оборота. Компания использует высокотехнологичные программные продукты для анализа ассортимента, что позволяет оперативно

1 https://wwwrbc.ru/business/20/02/2015/54е62е259а79 4759elf65581

Название сети алкогольного ретейлера Кол-во розничных точек

Красное&Белое 7562

Бристоль 2700

Лит.Ра 456

Ароматный мир 446

Горнлка 305

Вннлаб 500

Норман 170

Башсппрт 200

Отдохни 160

ВЕЕЬЪка 194

Кристалл 140

Арыш Мае 105

Алкотека 106

Градусы всего мнра 156

Серебряный шар 125

отслеживать аутсайдеров спроса и выводить их из продажи.

Ассортиментная политика

Рассмотрим подробнее ассортиментную политику компании: помимо алкогольной и табачной продукции, а также сопутствующих товаров, таких как чипсы, сухарики, соленые рыба и орехи, «Красное&Белое» вводит все новые непродуктовые категории, тем самым пытаясь уйти от формата ал-комаркета и стать продовольственным магазином формата «у дома». Партнеры сети сообщают, что в компании не предусмотрены входные барьеры для поставщиков, потенциальный товар лишь должен соответствовать актуальному спросу. Несмотря на то что компания придерживается только отечественных поставщиков и производителей алкогольной продукции, она самостоятельно расширяет продуктовый ассортимент сети, поставляя ранее неизвестные или малораспространенные зарубежные товары. Примером такой интеграции служит реализация в сети чипсов Даскег из Малайзии.

«Красное&Белое» уже давно ушло от формата алкомаркета. Причем правило низкой наценки действует не только на алкоголь, но и в целом на всю реализуемую продукцию. Также компания взяла на вооружение прием СТМ. Широкий охват территорий и большое количество точек продаж позволяет выкупать товар у поставщиков большими партиями, причем продавать этот товар под собственной маркой. Как правило, товары собственной марки практически во всех сетях продаются с меньшей наценкой, «Красное&Белое» не исключение.

В целом успешную модель бизнеса сети «Красное&Белое» можно доходчиво описать словами челябинского коллеги Студенникова — Александра Ширекова: «Сергей Петрович создал примитивную и брутальную концепцию, которая точно попала в свою целевую аудиторию. Уже из названия понятно, что это магазины для небогатых людей, которые вино выбирают по цвету — красное или белое»1.

Рассматривая историческую эволюцию компании, необходимо отметить одно из самых ярких событий на отечественном рынке. В середине сентября 2019 г. было официально объявлено об успешном слиянии компаний «Красное&Белое», «Диски» и «Бристоль» в одну сеть. Объединенная компания представляет третий по величине ретейл России. Слухи об объединении стали появляться в прессе в конце 2018 г. Однако в силу череды

1 https://www.rtK.ru/busiiiess/20/02/2015/54е62е259а79 4759е1Г65581

обысков офисов компании в преддверии Нового 2019 года и серии судебных разбирательств компании с налоговыми органами, возникали сомнения о состоятельности сделки. Также, учитывая масштаб объединяющихся компаний, необходимо было дождаться решения ФАС о состоятельности сделки. 26 апреля 2019 г. ФАС одобрила слияние2. Сделка происходила скрытно от глаз общественности. При оценке стоимости бизнеса для определения доли партнеров не были привлечены специализированные консультанта. Таким образом, 51 % объединенной компании принадлежит владельцам «Дикси» и «Бристоля» — структурам Игоря Кесаева, Сергея Кациева и их партнеров. Основатель «Красного&Белого» Сергей Студенников облагает 45 % «ДКБР мега ретейл групп», и 4 % приходятся на долю его жены Елены Соболевой3.

В целом компания «Красное&Белое» прошла через непростые фазы становления и завоевания сначала регионального, а затем и российского рынка (табл. 3). Кроме того, компания постепенно усиливала свое присутствие в различных рейтингах (табл. 4} крупнейших компаний России, крупнейших ретейлеров и быстрорастущих компаний, умудряясь присутствовать сразу в трех рейтингах, сочетая большие объемы продаж и быстрый рост. Кроме того, начиная с 2018 г. компания возглавила «Алкорейтинг»: топ-5 магазинов, торгующих спиртным по версии MarketMedia.

В результате проведенного кейсового анализа (также см. табл. 5), основанного на изучении обширного материала публикаций в журналах и сети Интернет, включая форумы и группы в социальных сетях, была составлена специальная карта, отражающая ключевые характеристики компании «Красное&Белое». которые обеспечили ее доминирование на рынке алкогольного ретейла, а также постоянное присутствие в рейтинге быстрорастущих компаний и в рейтинге крупнейших компаний России. Установлено, что в условиях нестабильной макроэкономической ситуации и недружественной медиасреды компании удалось совершить провыв на рынке ретейла, в первую очередь за счет агрессивной, «брутальной» концепции, проявляющейся во взаимодействии и с потребителями, и с работниками, и с поставщиками. Компания вела себя как агрессивно настроенный альфа-самец

2 https://www.rbc .ru/rbcfteenews/5cc2bb0a9a7947b543 8fc6c8

3 https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/ 09/18/811479-sliyauie

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этапы эволюции компании «Красное&Белое»

Период (год) Событие, характеризующее этап Комментарии к событию

2006 Открыт магазин спиртных напнтков «Красное&Белое» в Копейске. К концу года сеть расширилась до 8 магазинов Запуск «Красного&Белого» совпал с введением ЕГАИС и закрытием импорта алкоголя из Молдавии и Грузни. Из-за дефицита алкоголя старт бизнеса был успешным1

2007 Сеть «Красное&Белое» расширилась до 38 торговых точек

2008 Расширение географии присутствия: «Красное&Белое» открылось в Барнауле, на 2009 год запланировано открытие алкогольных магазинов в Белокурн-хе и Горно-Алтайске

2010 Изменение позиционирования с «алкомаркетов» на формат «магазин у дома» Диверсификация товаров, введение продуктовых категорий (бакалея. кондитерские изделия, молочная и мясная продукция), а также непродовольственные товары (детские игрушки и т. д.). В целом на долю неалкогольных товаров приходилось 30 % ассортимента. Компании пришлось подстроиться к общественному порицанию и негативному отношению к приставке «алко»2

2011 Прекратилась, продажа портвейна «777» и его производных, а также пакетированных порошковых вин. с целью исключить хотя бы малейший теоретический вред здоровью покупателей3 Компания столкнулась с негодованием представителей власти. Так, глава администрации Челябинска Сергей Давыдов резко высказался против данной сетн. Во-первых, магазины компании располагались в жилых домах, во-вторых, предлагались алкогольные продукты по чрезвычайно низким ценам

2014 Компания вошла в топ-15 продовольственных ретейлеров страны Ассортимент насчитывает около 100 сортов пива. 70 марок сигарет и 300 позиций сопутствующих товаров. «В 2014 году мы планировали довести численность наших магазинов до 2200. Не удалось — наших магазинов к концу года стало 1700. Открыли 715 и ликвидировали 49. Итого 666 новых точек — таков наш прирост за прошлый гад»5

2015 Сеть заняла 7-е место в рейтинге самых быстрорастущих компаний России, основанном на финансовых результатах за 2011—2014 гг Сеть «Красное&Белое» выросла до 2500 магазинов в 39 регионах

2016 За год открылось более 850 магазинов в 40 субъектах России. Планы на «освоение» Санкт-Петербурга Состоялась деловая встреча тлавы компании и президента Республики Татарстан Рустама Мшшиханова. после которой «Красное&Белое» зашло на рынок республики Однако процесс заключения соглашения был долгим, поскольку «Красное&Белое» встретило сильное сопротивление представителей местных алкогольных сетей, которые утверждали, что с заходом компании на рынок Татарстана все мелкие розничные магазины в скором времени закроются под нагиском конкурента6

2017 Компания вошла в топ-10 самых крупных ретейлеров России, став в нем первой сетью алкомаркетов За год компания открыла 1338 новых объектов, заняв третье место после «Магнита» и Х5. Всего открыто 5286 торговых точек. Планы на «освоение» южных регионов страны

2018 По итогам первого полугодия 2018 г. компания стала вторым ретейлером в России по темпу открытия новых магазинов, обойдя «Магнит» Открыто 882 объекта против 610. Лидером остается Х5 Retail Group с 1057 торговыми точками. Сергей Студенннков занял 115-е место в рейтинге богатейших бизнесменов, по версии журнала Forbes, с состоянием в $950 млн. В октябре Студенннков вошел в список долларовых миллиардеров. по версии Bloomberg Billionaires Index. Фиксируются серьезные проблемы компании с контролирующими органами

2019 18 сентября СМИ сообщили о финале нсторнн о слиянии «Красного&Белого» с сетями «Днксн» и «Брнстоль»7 Участники сделки отмечают, что после слияния бренды сетей продолжат свое существование для поддержания конкуренции

Источники: 1 https://www.rbc.ru/busmess/24/02/2015/54eb56279a7947dlaea5d335; 2 https:/A'c.ru/trade/544E3-ot-pervogo-magazma-v-kope^'ske-do-top-10-kmpneyshih-riteylerov-r,ossii-korotko-o-raz\'itii-seti-krasnoe-beloe; 3 http://wwwjiiissiya.mfo/articles/196SW.Xc6N3ZpKhPb; 4 http://uraldaily.ru/biziies/5550_Ыш1; 5 https://vc.ni/trade/54483-ot-per\'ogo-magazim-\'-kopeysike-do-top-10-kmpneyshih-riteylerov-rossii-korotko-o-razvitu-seti-krasnoe-beloe, 6 https: //dailystorni.ru/oh scheshWalkomarket-bristol-sistematicheski-zhalovalsya-na-koukiirenta-krasnoe-beloe-v-fas-v-10-regioiiah-strany,7 https :/.,4\T.\T.v.foTbes.m,newsroom/biziies/3 33775-diisi-bnstol-i-krasnoe-lieloe-zaversliili-sEyаше.

Источники: 1 Все рейтинга ТОП-500 представлены — https://www.rbc.ru/rbc500/, 3 https ://pmor.ru/news/mfoline-retail-nissia-top-100-kto-rastyet-bystree-vsekh.html; 3 https://www.rbc.nl/ratmgs/business/lS/ll/2015/5649e7269a79478a63c3e236; 4 https://www.pivnoe-delo. info/2018/06/06/rossiya-v-top-10-ntejlero\'-voshla-set-alkaniarketo\'/; 5 https ://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/04/08/636913-sredi-top-10-nteilerov-poyavilas-esche-odna-zmibezlmaya-set 6 https://www.Tbc.ni/magazme/2016112/5829b4f79a7947flS26c2lib; 7 https://www.retail.ra/ news/reyting-kriipneyshikh-po-\'ynichke-riteylero v-za-2016/2019-06-122019-06-12https: //www.retail xu/news/reytmg-krapneyshikh-po-vyrachke-riteylero v-za-2016/; 8 https://www.rbc.ru/magazine/2017/12/5a0b22159a7947451dd73394; 9 https://ww4v.kommersaut.ni/doc/3650919; 10 https:// www.rbc.ru/magazine/2018/12/5bf2eac39a7947ec0fdl785f; 11 https://www.kommersant.ru/doc/3975596; 12 https: //www.rbc xu/business/31/10/201 9/5db6f6al9a79476eb64e7e51.

Таблица 4

Основные рейтинги, в которых компания «Красное&Белое» находилась в качестве лидера

в 2014—2019 гг. (место в рейтингах)

Год ТОП-500 крупнейших по выручке компаний России (РБК)1 ТОП ретейлеров (рейтинг ИНФО-лайн) Рейтинг самых быстрорастущих компаний(РБК)

2014 195-е 26-е2 7-е3

2015 128-е 14-е4 (н 8-е в рейтинге продовольственного ретейла5) 10-е6

2016 83-е 11-е, между DNS и «Эльдорадо»7 20-е8

2017 60-е 8-е. между -«Метро» н «М.Вндео»9 8-е10

2018 47-е 6-е. между «Ашаном» н «Днксн»11 25-е12

на рынке (подробнее о подходе «организационной этологии» и феномене «альфа-компаний» можно прочитать в [24]), где остальные игроки были неготовы к подобной конкуренции, и в результате подавила своей активностью конкурентов. При этом прекрасно организованная логистика и система внутреннего контроля дают возможность минимизировать трансакиионные издержки, повышая отдачу от использования имеющихся финансовых ресурсов, что позволяет обходиться без избыточных кредитов. Компания умело пользуется и новыми информационными технологиями, и пытается «взломать» (в рамках правового поля) действующие ограничения на рекламу, и постоянно самосовершенствуется, приспосабливается.

Вопрос о том, насколько кейс компании «Красное&Белое» уникален, остается открытым. Скорее всего, ее стратегия развития затронула те струны души массового потребителя в России, которые

в ней были изначально, и поэтому вполне возможно ожидать, что такого рода попытки будут повторяться. А их успех будет зависеть от множества факторов — как внешних, так и связанных с организацией работы самой компании.

Продолжение исследования феномена компании «Красное&Белое» перспективно и в первую очередь целесообразно по следующим направлениям:

1. Корреляционно-регрессионный анализ факторов успешности компании с использованием данных. отражающих институциональные изменения.

2. Анализ финансового положения компаний, образующих «Красное&Белое», с последующим выявлением закономерностей, определяющих успешность бизнес-модели.

3. Оценка влияния институциональных изменений 2019 г. (объединение с сетями «Дикси» и «Бристоль») на стратегию ее поведения и полученные результаты.

Список литературы

1. Arming ton. С. Job creation and persistence in service and manufacturing / C. Armington, Z. J. Acs // Journal of Evolutionary Economics. — 2004. — Vol. 14. — P. 305—329.

2. Birch, D. L. Who creates jobs? / D. L. Birch // The Public Interest. — 1981. — No. 65. — P. 3—14.

3. Daunfeldt, S. O. Are High-Growth Firms Overrepresented in High-Tech Industries? [Электронный ресурс] / S. О. Daunfeldt, N. Elert, D. Johansson. — URL: https://ssrn.coin/abstract=2585895 (дата обращения 06.09.2019)

4. Institute of Alcohol Studies. The alcohol Industry [Электронный ресурс]. 2018. Loudou: Institute of Alcohol Studies. — URL: http://www.ias.org.uk/uploads/pdf/Factsheets/FS%20industry%20012018.pdf (дата обращения 06.09.2019).

5. Ferrantiuo, M. J. Gazelles and Gazillas iu Chiua aud India (October 2012) [Электронный ресурс] . M. J. Ferrantiuo. M. Mukim, A. Pearson, N. D. Snow. — URL: https://ssrn.coni/abstract=2167303 (дата обращения 06.09.2019).

6. Holzl. W. Is the R&D behaviour of fast-growiug SMEs different? Evidence from CIS III data for 16 countries / W. Holzl // Small Business Economics. —2009. — Vol. 33, iss. 1. — P. 59—75.

7. Jernigan, D. H. The global alcohol industry: an overview / D. H. Jernigan // Special Issue: The Alcohol Industry and Alcohol Policy. — 2009. — Vol. 104, iss. 1. — P. 6—12.

8. Lopez-Garcia. P. What makes a high-growth firm? A dynamic probit analysis using Spanish firm-level data / P. Lopez-Garcia, S. Puente // Small Business Economics. — 2012. — Vol. 39, iss. 4. — P. 1029—1041.

9. Manthey, J. Global alcohol exposure between 1990 and 2017 and forecasts until 2030: a modelling study [Электронный ресурс] / J. Manthey. K. D. Shield, M. Rylett, O.S. M. Hasan. C. Probst, Jürgen. Rehm // The Lancet. May 07, 2019. — URL: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)32744-2 (дата обращения 06.09.2019).

10. Pantani. D. Responsible drinking" programs and the alcohol industry in Brazil: Killing two birds with one stone? / D. Pantani. R. Sparks, Z. M. Sanchez, I. Pinsky // Social Science & Medicine. — 2012. — Vol. 75, iss. 8. —P. 1387—1391.

11. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

12. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе».

13. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке» от 26 ноября 2015 года № 2413-р.

14. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти» от 14.02.2019.

15. Бархатов. В. И. Успешность быстрорастущих предприятий среднего бизнеса в России / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2015. —№ 4. — С. 65—81.

16. Земцов. С. Какие факторы влияют на концентрацию быстрорастущих компаний в регионах России? [Электронный ресурс] (2016) / С. Земцов. В. Баринова, А. Сорокина. — URL: https://ssrn.com/ abstract=2731662 (дата обращения 06.09.2019).

17. Лейпхарг. А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование / А. Лейп-харт. — М.. 1997.

18. Медовников. Д. С. Кандидаты в чемпионы: средние быстрорастущие компании и программы их поддержки / Д. С. Медовников, Т. К. Оганесян, С. Д. Розмирович II Вопросы экономики. — 2016. — №9, —С. 50—66.

19. Наумова, К. А. Анализ факторов успешности быстрорастущих компаний среднего бизнеса в России / К. А. Наумова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — № 5 (401). — С. 139—138.

20. Наумова. К. А. Быстрорастущие фирмы в России: портрет в посткризисном интерьере / К. А. Наумова. Д. А. Плетнев // Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем : материалы Второй Всероссийской научной конференции памяти академика А. И. Татаркина / под общ. ред. В. И. Бархатова. — Челябинск. 2019. — С. 170—174.

21. Окунцева, А. Ю. Особенности зарубежных быстрорастущих фирм / А. Ю. Окунцева // Economics. — 2016,—№ 12(21).

22. Успешность предприятий малого и среднего бизнеса в России : монография / под общ. ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. — М. : Перо, 2016. — 212 с.

23. Юданов, А. Ю. Покорители «голубых океанов» (фирмы-«газели» в России) / А. Ю. Юданов // Современная конкуренция. — 2010. — № 2. — С. 27—48.

24. Николаева Е. В. Теоретико-методологические аспекты организационной этологии / Е. В. Николаева // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 15 (306). — С. 68—72.

Основные результаты case-study компании «Красное&Белое»

Таблица 5

Год основания: 2006

Динамика развития (объемы продаж)

2013.29 млрд 2014. 47 млрд (+62%) 2015.82 млрд (+74%)

2016. 138 млрд (+68%)

2017. 210 млрд (+52%) 2018.301 млрд (+43%)

Динамика развития (число занятых) 2014. 17 тыс. (+70 %) 2015.29 тыс. (+71%) 2016. 39 тыс. (+34 %)

Бизнес-модель

Магазин у дома. Формат не алкомаркета, а продуктового магазина. Стратегия и основные принципы:

— «Красное&Белое» назначает самые низкие цены на алкоголь в городе. Отслеживает аукционные предложения других торговых сетей и назначает цену не выше, а порой ниже, чем у конкурентов,

— Шаговая доступность: магазины площадью 80—100 м2 открываются на первых этажах,

в том числе многоквартирных домов.

— Клиентоориентированность: скидочная система, регулярно обновляющиеся аукционные предложения1.

Основатель компании говорит о том, что изначально ставил цель вывести сеть на федеральный уровень2.

Основные источники финансирования расширения масштабов деятельности: кредитование, частные инвестиции, прибыль3. 100 % магазинов — арендованные помещения4

Основатель, его предыдущий опыт

В 1992 г, основал 5 Р5-холдинг, занимавшийся дистрибуцией пива, водки и сигарет. «Дом кафеля» в Челябинске.

В середине 2000-х гг. открыл супермаркеты, которые занимались продажей строительных материалов — «Евроград»

Слухи и новостные поводы

11а протяжении долгого времени компанию не перестают преследовать подозрения в торговле контрафактом5.

В 2016 г. со склада МВД в Челябинске пропал почти миллион бутылок контрафакта. По одной из версий, спиртное якобы реализовывали через «Красное&Белое»6.

25 июня 2018 г. в отношении компании было открыто дело о неу плате налогов, пени и штрафов на общую сумму 1,9 млрд руб. 4 февраля 2019 г. дело было прекращено7.

26 декабря 2018 г. в офисах и на складах компании по всей стране: в Москве, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Уфе, Челябинске — одномоментно были проведены обыски с участием сотрудников ФСБ, Рос алкоголь-регулирования, ФНС по факту торговли контрафактной продукцией и неуплаты налогов. По результатам проверки нарушений не вы-

явлено'

8

Источники: 1 https://vc.ru/trade/54483-ot-pervogo-magazina-v-kopeyske-do-top 2 https://www.rbc.ru/business/24/

02/2015/54е Ь56279a7947d 1 ае а5 d335;3 https://www.rbc.ru/business/24/02/2015/54eb56279a7947dlaea5d335; 4 https://www.rbc.ru/business/24/02/2015/54eb56279a7947dlaea5d335;5 https:// meduza.io/feature/2018/12/27/set-alkomarketov-krasnoe-beloe-zapodozrili-v-prodazhe-kontratakta-i-neuplate-nalogov-glavnoe; 6 https://www.kommersant.ru/doc/3843821;1 https://tass.ru/ ekonomika/6049599;s https://74.ru/text/in cidents/65789371/?from=center]eftco]_o]d... (продолжение на с. 121).

1

•8

Ключевые характеристики компании (руководство)

«Примитивная», «брутальная», жесткая вертикальная структура власти. Владелец компании осуществляет контроль над всеми процессами. Коррупция в коммерческом отделе исключается посредством коллективного решения о добавлении новой единицы товара (8КУ) в ассортиментный портфель компании, не практикуют листинг (плата) за ввод новых товаров от поставщиков9

Оценка работниками и клиентами в рейтингах

Судя по различным ресурсам, содержащим отзывы и оценки сотрудников о работодателе, рейтинг компании варьируется от 1,2 до 3 баллов (по 5-балльной шкале), что в целом говорит о компании как о работодателе не с самыми благоприятными условиями труда для персонала По удовлетворенности качеством услуг покупателей — более высокие оценки13,14

10,11,12

Ключевые характеристики компании (работники)

Жесткая дисциплина. Система штрафов: за опоздания, использование мобильного телефона в торговом зале, неполную раскладку на полках, неактуальные ценники, случайное или намеренное воспрепятствование сотрудником работе камер наблюдения (например, закрыты коробками при разгрузке), отказ выйти на смену при поступлении сообщения о необходимости этого во время отт ека или в выходной день и т. д.

Жесткие КР1. В случае невыполнения плана продаж на конец периода работники магазина должны самостоятельно выкупить остатки (Студенников называет такие отношения «внутреннее корпоративное соглашение»16). Стажировка сотрудников не оплачивается, высокая текучка кадров, в штате не предусмотрена позиция уборщика, поэтому уборка помещений осуществляется сотрудниками магазинов самостоятельно после закрытия магазина, также нет разгрузчиков, все работы выполнятся также сотрудниками (менеджерами и кассирами). Также в выходные дни сотрудников обязуют разносить листовки компании по почтовым ящикам прилегающих к зоне магазина жилых домов. Данная «помощь» не оплачивается, а в случае отказа на сотрудника налагается штраф. Если сотруднику необходимо остаться после рабочей смены (ревизия, ротация продукции и т. д.), эти часы не учитываются в табеле и не оплачиваются17-18'19'20

Ключевые характеристики компании (клиенты)

Среди основных преимуществ покупатели отмечают доступность магазинов, разнообразие ассортимента при маленькой торговой площади, более низкие цены на продовольственные товары (бакалея, молочные изделие и т. д.). Среди недостатков отмечаются претензии к качеству алкогольных напитков (поддельная продукция), низкий уровень удовлетворенности рекомендациями и помощь в выборе консультантов

Ключевые характеристики компании (партнеры)

Жесткий переговорщик, использование больших объемов и скидок с них, агрессивная тактика освоения новых регионов присутствия, обособленный цикл: строительство собственных логистических центров, собственный транспорт. Принцип работы с поставщиками можно выразить цитатой С. Студенникова: «...отжимать аренду, отжимать условия, с индексацией поработать, с компенсациями, с отсрочкой платежа. Это серьезная, длинная работа15». Это было сказано в контексте отбора арендуемых помещений, но, по общем}' впечатлению, сей принцип применим ко всем типам контрагентов. В компании нет «неработающих» позиций, за которые заплатил производитель или поставщик, чтобы были представлены в сети, то есть они берут на реализацию только те позиции, по которым предложили максимально низкие закупочные цены, и если эта позиция неуспешна в продаже, то ее выводят

1

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

о Е

2 В

0 с.

1

Источники {продолжение): ...9 https://www.rbc.ru/business/24/02/2015/54eb56279a7947dlaea5d335; 10 https://pravda-sotrudnikov.ru/company/magazin-krasnoe-beloe; 11 https://ru.indeed, со т/cmp/%D0%9A%D 1%80%D0%B 0%D1% 81%D0%BD%D0%BE%D0%B 5 -%D0%9 8-%D0%91%D0%B 5%D0%B B%DO%BE%DO%B 5/rev iew s? fjobt itl e=%D0%90%D0%B4%D0%BC %D 0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80;12 https://otrude.net/employers/37011;13 https://irecommend.ru/content/krasnoe-beloe-chelyabinsk; 14 https://otzovik.com/reviews/set_magazinov_krasnoe_i_beloe_russia/; 15 https://www.rbc.ru/business/24/02/2015/54eb56279a7947dlaea5d335;16 https://www.rbc.ru/business/24/02/2015/54eb 56279a7947dlaea5d335;17 https://ru.indeed.com/cmp/%M%9A%Dl%80%D0%B0%^

18 https://otrude.net/employers/37011;19 https://pravda-sotrudnikov.ru/company/magazin-krasnoe-beloe; 20 Все работы хороши. Все о штрафах и работе в магазине Красное и Белое. Выкуп просроченной продукции продавцами (2018): https://www.youtube.com/watch?v=fv3vKtTrjlU&t=2447s.

ю

Сведения об авторах Плетнев Дмитрий Александрович — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета. Челябинск. Россия, pletuev@csu.ni

Наумова Ксения Андреевна — магисгрантка 2-го курса (группа 21ЭМ-201) кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. к5иЬа-457000@шш1.га

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 11 (433). Economic Sciences. Iss. 67. Pp. 111—123.

K&B CORPORATION: CASE OF SUCCESS OF THE UNUSUAL GAZELLE

D A. Pletnev

Chelyabinsk State University. Chelyabinsk, Russia, pletnev@csu.ru

K.A. Na tun ova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, ksuha-457000@mail.ru

Real business breakthroughs in the modern economy most often happens in new geographical or commodity (service) markets. Traditional markets, as a general rule, are occupied and controlled by existing players who do not allow redistribution of market shares. Breakthroughs are possible, but they usually have large capitals. It is more interesting to analyze the success factors of a company that has achieved unique results in Russia over five years from almost zero to a national retail chain. The chapter provides an analysis of the success factors of the "Krasuoye&Beloe" retail company. The case-study method used in the study. Data from interviews with managers and employees of the company, analytical reviews, expert opinions, financial reporting data used. As a result, the main success factors of the company were identified, consisting of a well-chosen business model, a rigid system of leadership and interaction with suppliers, innovations in personnel management and logistics. The stages of development of the company and the results achieved highlighted. Special attention is paid to the analysis of the characteristics of relations with customers, employees, and suppliers as key success factors.

Keywords: retail, gazelle, fast-growing company, success factors, case-study.

References

1. Armington C., Acs Z.J. Job creation and persistence in service and manufacturing. Journal of Evolutionary Economics, 2004. vol. 14. pp. 305-329.

2. Birch D. L. Who creates jobs? The Public Interest, 1981, no. 65, pp. 3-14.

3. Daunfeldt S.O.. ElertN., Johansson D. Are High-Growth Firms Overrepresented in High-Tech Industries? Available at: https://ssm.coni/abstract=2585895.

4. Institute of Alcohol Studies. The alcohol Industry. 2018. London: Institute of Alcohol Studies. Available at: http://www.ias.org.uk/uploads/pdf/Factsheets/FS%20industry%20012018.pdf.

5. Ferrantino M.J.. Mukim M.. Pearson A., Snow N.D. Gazelles and Gazillas in China and India. 2012. Available at: https://ssm.coni/abstract=2167303, accessed 06.09.2019.

6. Holzl W. Is the R&D behavior of fast-growing SMEs different? Evidence from CIS III data for 16 countries. Small Business Economics, 2009. vol. 33, iss. 1, pp. 59-75.

7. Jernigan D.H. The global alcohol industry: an overview. Special Issue: The Alcohol Industry and Alcohol Policy, 2009. vol. 104, iss. 1, pp. 6-12.

8. Lopez-Garcia P., Puente S. What makes a high-growth firm? A dynamic probit analysis using Spanish firm-level data. Small Business Economics, 2012, vol. 39, iss. 4. pp. 1029-1041.

9. Manthey J.. Shield K. D.. Rylett M., Hasan O.S.M., Probst C., Rehni J. Global alcohol exposure between 1990 and 2017 and forecasts until 2030: a modeling study. The Lancet. 2019. Available at: https://doi.org/10.1016/ SO 140-6736(18)32744-2., accessed 06.09.2019.

10. Pantani D.. Sparks R., Sanchez Z.M.. Pinsky L Responsible drinking 'programs and the alcohol industry in Brazil: Killing two birds with one stone? Social Science & Medicine, 2012, vol. 75, iss. 8, pp. 1387-1391.

11. Federal Law "On State Regulation of the Production and Turnover of Ethyl Alcohol, Alcoholic and Alcohol-Containing Products and on the Limitation of Consumption (Drinking) of Alcoholic Products" dated 11/22/1995. N171-FZ. (Ill Russ.).

12. The Federal Law "On Advertising" dated 13.03.2006. N 38-FZ. (In Russ.).

13. The order of the Government of the Russian Federation "On approval of the action plan (roadmap) to stabilize the situation and promote competition in the alcohol market" dated November 26, 2015. N 2413-R. (In Russ.).

14. Draft Decree of the Government of the Russian Federation "On Amendments to the List of Industrial Products, Consumer Goods and Services for which State Regulation of Prices (Tariffs) on the Domestic Market of the Russian Federation is Carried out by the Government of the Russian Federation and Federal Executive Bodies"dated 14.02.2019. (In Russ.).

15. Barkhatov V.I.. Pletnev D.A. Uspeshnost' bystrorastushchikh predpriyatiy srednego biznesa v Ros-sii [The success of fast-growing medium-sized enterprises in Russia]. Vestnik Permskogo natsional'nogo is sled ova tel 'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial 'no-ekonom ich eskiye nauki [Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences], 2015. no. 4, pp. 65-81. (In Russ.).

16. Zemtsov S., Barinova V.. Sorokina A. What Factors Affect Concentration of Fast Growing Companies in Russian Regions? 2016. Available at: https://ssrn.com/abstract=2731662. accessed 06.09.2019.

17. Leiphart A. Demokratiya v mnogosostavnykh obshchestvakh: sravnitel'noye issledovaniye [Democracy in Compound Societies: A Comparative Study]. Moscow. 1997. (In Russ.).

18. Medovnikov D.S., Oganesyan T.K., Rozinirovich S.D. Kandidaty v chempiony: sredniye bystrorastush-chiye kompanii i programmy ikh podderzhki [Candidates for champions: medium fast-growing companies and their support programs]. Voprosy ekonomiki [Problems of Economics], 2016, no. 9. pp. 50-66.

19. Naumova K.A. Analiz faktorov uspeshnosti bystrorastushchikh kompaniy srednego biznesa v Rossii [Analysis of success factors for fast-growing medium-sized companies in Russia]. Vestnik Chelyabinskogo gos-udarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2017, no. 5 (401), pp. 139-138. (In Russ.).

20. Naumova K. A., Pletnev D.A. Bystrorastushchiye finny v Rossii: portret v postkrizisnom interfere [Fast-growing firms in Russia: a portrait in the post-crisis interior]. Konkurentosposobnost' i razvitiye sotsial 'no-eko-nomicheskikh si stem. Material)' Vtoroy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii pamyati akademika A.I. Tatarkina [Competitiveness and development of socio-economic systems Materials of the Second All-Russian Scientific Conference in memory of Academician A.I. Tatarkina. general editorship of V.I. Barkhatov]. Chelyabinsk, 2019. Pp. 170-174.

21. Okuntseva A.Yu. Osobennosti zarubezhnykh bystrorastushchikh firm [Features of foreign rapidly growing firms]. Economics, 2016. no. 12 (21). (In Russ.).

22. Barkhatova VI., Pletnev D.A. Uspeshnost'predpriyatiy malogo i srednego biznesa v Rossii [The success of small and medium-sized enterprises in Russia]. Moscow. Pero Publ.. 2016. 212 p. (In Russ.).

23. Yudanov A.Yu. Pokoriteli "golubykh okeanov" [The conquerors of the "blue oceans" (gazelle firms in Russia)]. Sovremennaya konkurentsiya [Modern competition], 2010. no. 2. pp. 27-48. (In Russ.).

24. Nikolaeva E.V. Teoretiko-metodologicheskiye aspekty organizatsionnoy etologii [Theoretical and methodological aspects of organizational ethology]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. 2013, no. 15 (306), pp. 68-72. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.