Научная статья на тему 'Определение перспектив развития розничной торговли в РФ на основе регрессионного анализа'

Определение перспектив развития розничной торговли в РФ на основе регрессионного анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ МНОЖЕСТВЕННОЙ РЕГРЕССИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / TRADE / RETAIL TRADE / RETAIL TRADE TURNOVER / ONLINE TRADING / REGRESSION ANALYSIS / MULTIPLE REGRESSION MODEL / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подсумкова Людмила Алексеевна, Горская Юлия Александровна

Рассмотрены необходимость и основные перспективы развития розничной торговли в Российской Федерации. Дано определение факторов розничной торговли, представлено влияние ряда факторов на современное состояние товарообо-рота розничной торговли через построение уравнений множественной регрессии по данным Росстата на общероссийском уровне и на уровне региона Саратовской области, сделаны выводы по полученным моделям. Представлены результаты исследования статистических данных о состоянии, развитии розничной торговли в РФ за финансовые периоды с 2000 по 2017 г., а также подробно проанализированы данные о динамике оборота розничной торговли по российской розничной сети, Саратовской области. На основе проведенного исследования предложены и охарактеризованы перспективные на-правления развития розничной торговли. Даны рекомендации предприятиям розничной торговли по подготовке к будущим трансформациям рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFYING THE PROSPECTS OF RETAIL TRADE DEVELOPMENT IN RUSSIA ON THE BASIS OF REGRESSION ANALYSIS

The article examines and prospects of retail trade development in the Russian Federation. The authors put forward original defi nitions of retail trade factors, describe the impact of those factors on the current state of retail trade turnover through multiple regression equations based on the Rosstat data at the national and regional levels (Saratov region), and present their conclusions from the obtained models. The article contains results of a study of statistical data on the development of retail trade in the Russian Federation for the fi nancial periods from 2000 to 2017, as well as detailed analysis of the dynamics of retail trade turnover in Russian retail network. Having conducted relevant research, the authors suggest and explain possible ways to boost retail trade and give recommendations to retail enterprises on how to prepare for future market transformations.

Текст научной работы на тему «Определение перспектив развития розничной торговли в РФ на основе регрессионного анализа»

ISSN 1994-5094 ♦-

95 -♦

Lyudmila Alekseevna Podsumkova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of trade, tourism and hospitality management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Yulia Aleksandrovna Gorskaya,

PhD in Economics,

associate professor of the department of trade, tourism and hospitality management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 339.37

Людмила Алексеевна Подсумкова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

йй^ ludapods@mail.ru

Юлия Александровна Горская,

кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Jujuju.1@randler.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РФ НА ОСНОВЕ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА

Рассмотрены необходимость и основные перспективы развития розничной торговли в Российской Федерации. Дано определение факторов розничной торговли, представлено влияние ряда факторов на современное состояние товарооборота розничной торговли через построение уравнений множественной регрессии по данным Росстата на общероссийском уровне и на уровне региона - Саратовской области, сделаны выводы по полученным моделям. Представлены результаты исследования статистических данных о состоянии, развитии розничной торговли в РФ за финансовые периоды с 2000 по 2017 г., а также подробно проанализированы данные о динамике оборота розничной торговли по российской розничной сети, Саратовской области. На основе проведенного исследования предложены и охарактеризованы перспективные направления развития розничной торговли. Даны рекомендации предприятиям розничной торговли по подготовке к будущим трансформациям рынка.

Ключевые слова: торговля, розничная торговля, оборот розничной торговли, онлайн-торговля, регрессионный анализ, модель множественной регрессии, перспективы развития.

IDENTIFYING THE PROSPECTS OF RETAIL TRADE DEVELOPMENT IN RUSSIA ON THE BASIS OF REGRESSION ANALYSIS

The article examines and prospects of retail trade development in the Russian Federation. The authors put forward original definitions of retail trade factors, describe the impact of those factors on the current state of retail trade turnover through multiple regression equations based on the Rosstat data at the national and regional levels (Saratov region), and present their conclusions from the obtained models. The article contains results of a study of statistical data on the development of retail trade in the Russian Federation for the financial periods from 2000 to 2017, as well as detailed analysis of the dynamics of retail trade turnover in Russian retail network. Having conducted relevant research, the authors suggest and explain possible ways to boost retail trade and give recommendations to retail enterprises on how to prepare for future market transformations.

Keywords: trade, retail trade, retail trade turnover, online trading, regression analysis, multiple regression model, development prospects.

Введение и пролонгация действия антироссийских санкций внешними экономиками мира ставит российские торговые предприятия в новые условия хозяйствования. На сегодняшний день вопрос о развитии предприятий торговли занимает приоритетное положение в перечне путей развития экономики, поскольку торговля составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ и по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет занимает второе место среди основных отраслей экономики. Именно поэтому исследования в данной области являются актуальными.

Основными факторами влияния на торговлю и ее коммерческие результаты принято считать: уро-

вень развития производства потребительских товаров; изменение конъюнктуры рынка; динамику денежных доходов населения и сроки их получения; розничные цены на потребительские товары; степень насыщения рынка товарами; уровень развития конкуренции; состояние рынка труда в регионе и развитие малого предпринимательства.

Большинство факторов легко можно оценить количественно, определить динамику их развития, а значит, просмотреть тенденции изменения и перспективы российской торговли. В данной статье предпринята попытка оценить на основе количественной оценки по официальным данным Росста-та степень влияния ряда факторов торговли на

96 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

формирование товарооборота розничной торговли. Мы считаем, что в сложившихся экономических условиях наиболее перспективной формой развития торговли выступает розничная торговля, которая занимает ведущие позиции среди всех секторов российской экономики. За последние три года объемы розничной торговли увеличились на треть [6].

Перспективы розничной торговли в РФ будем исследовать на основе корреляционно-регрессионного анализа и построения модели множественной регрессии, где в качестве зависимой переменной представлен товарооборот розничной торговли РФ, а независимыми переменными х1 и х2 выступают соответственно величина прожиточного минимума и размер среднемесячной заработной платы в целом по России. Модель построена по выборке данных Росстата за 2008-2017 гг. ежеквартально (п = 40) [9].

В результате построенное уравнение множественной регрессии имеет вид:

У

117739,4 - 80,32х1 + 214,3х2 , (1)

Парадоксальность обратного влияния величины прожиточного минимума на рост товарооборота розничной торговли требует более пристального внимания, для чего произведем построение уравнения множественной регрессии отдельно по продовольственным (У2) и непродовольственным товарам (У3) по переменным, выбранным для построения уравнения У В итоге построенные уравнения имеют вид:

по группе продовольственных товаров:

У2 = -9487,68 + 23,63х1 + :

,5х0

(2)

где У1 - розничный товарооборот РФ, млн руб.; х1 - величина прожиточного минимума в РФ, тыс. руб.; х2 - среднемесячная заработная плата в РФ, тыс. руб.

Проверка модели по Б-критерию Фишера показала ее статистическую значимость и возможность использования для анализа. В модели присутствует автокорреляция независимых переменных, однако она заключена в специфике сбора официальных данных Росстатом - это объективная реальность. При этом следует учитывать и смысловую нагрузку переменных с поправкой на усреднение по более чем 80 регионам страны. Тем не менее приблизительность и объективная неточность построенной модели показали следующие результаты:

1. На товарооборот розничной торговли динамика размера среднемесячной заработной платы оказывает прямое влияние, а динамика величины прожиточного минимума - обратное. Этот парадокс говорит либо о недостаточности для моделирования товарооборота розничной торговли выбранных факторов, что может быть решено только при изменении Росстатом правил предоставления информации, либо о неправильности выбора линейной зависимости в качестве основной при построении модели.

2. Сила влияния на товарооборот размера среднемесячной заработной платы втрое выше влияния фактора величины прожиточного минимума. Это позволяет в очередной раз сделать вывод о том, что прожиточный минимум в России выступает как номинальная величина, эффективность экономики от данного параметра зависит слабо. Для увеличения товарооборота розничной торговли в стране необходимо проводить мониторинг доходов населения с реализацией политики неуклонного роста производительности труда.

по группе непродовольственных товаров:

У3 = 127227,1 - 103,95х1 + 125,8х2. (3)

Итак, полученные уравнения, которые при сложении формируют общее уравнение зависимости товарооборота розничной торговли от выбранных переменных, показывают, что параметр величины прожиточного минимума на разных рынках имеет диаметрально противоположное значение. Так, получаем, что прожиточный минимум напрямую влияет на объемы покупок только на рынке продовольствия, т.е. его величину следует учитывать при выборе ценовой политики и определении цен на продовольственных рынках и по группам продовольственных товаров. При работе на непродовольственном рынке важнее отталкиваться от динамики среднемесячной заработной платы в стране. При этом темпы роста объемов товарооборота розничной торговли на рынке в большей степени зависят от динамики изменения среднемесячной заработной платы, что справедливо.

Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что темпы увеличения заработной платы для 1%-ного прироста российского товарооборота розничной торговли на рынке продовольственных товаров более низкие, чем требует рынок непродовольственных товаров. В будущем без увеличения доходов населения, отмеченных официальной статистикой Росстата, оживления на рынках розничной торговли ожидать не следует.

Построенные выше модели показали несостоятельность величины прожиточного минимума как значимого фактора влияния на товарооборот розничной торговли, поэтому нами было проведено повторное построение модели множественной регрессии товарооборота розничной торговли (У4), где в качестве независимой переменной х1 теперь выступает не величина прожиточного минимума, а валовой внутренний продукт страны. Вновь построенная модель по ежегодным данным за 20002017 гг. (п = 18) [9] имеет вид:

У4 = 427444,3 +101,6х1 + 532,9х2. (4)

Проверка модели по Б-критерию Фишера показала ее статистическую значимость и возможность использования для анализа. В модели также присутствует автокорреляция независимых переменных, однако здесь она слабее выражена. Таким образом, построенная модель У4 показывает прямое

ISSN 1994-5094 ♦-

97 -♦

влияние выделенных переменных на результирующий показатель. Справедливо, что степень влияния роста ВВП на товарооборот розничной торговли в 5 раз выше, чем увеличение среднемесячной заработной платы, т.е. увеличение размера ВВП страны на 1% при неизменных значениях переменной х2 приведет к равнозначному увеличению товарооборота розничной торговли, если при неизменном значении переменной х1 рост среднемесячной заработной платы составит 5%.

Соотношение темпов роста ВВП РФ и среднемесячной заработной платы РФ показали, что в 2017 г. темпы роста ВВП превысили темпы роста среднемесячной заработной платы и это сразу привело к оживлению розничной торговли. Согласно мнению экспертов журнала Retail and Loyalty, только в 2017 г. отечественный ретейл выходит из затяжного пике, связанного с экономическим кризисом и уменьшением доходов населения [6].

А каковы перспективы роста товарооборота розничной торговли в Саратовской области на основе выделения факторов валового регионального продукта и динамики среднемесячной заработной платы? Проведем анализ построенного уравнения множественной регрессии по данным региона, которое имеет вид:

У5 = 7234,7 + 0,18х1 + 8,5х2, (5)

где У5 - розничный товарооборот Саратовской области, млн руб.; х1 - валовой региональный продукт Саратовской области, тыс. руб.; х2 - среднемесячная заработная плата в Саратовской области, тыс. руб.

Построенная для анализа товарооборота розничной торговли Саратовской области модель У5 также показывает прямое влияние выделенных переменных на результирующий показатель, однако значения коэффициентов при переменных х1 и х2 показывают более тесную зависимость товарооборота розничной торговли от размера ежемесячной оплаты труда. Так, в Саратовской области прирост товарооборота розничной торговли на 1% произойдет при прочих равных условиях уже при увеличении среднемесячной заработной платы на 8,5%. Это важно, поскольку с 2013 г. в Саратовской области, по данным Росстата, отмечается превышение темпов роста валового регионального продукта над темпами роста среднемесячной заработной платы. С 2015 г. темпы роста товарооборота розничной торговли по Саратовской области ниже темпов роста и ВНП региона и среднемесячной заработной платы, что показывает отрицательную тенденцию. По факту жители стараются меньше покупать, больше сберегать, что подтверждает общероссийскую тенденцию к формированию накоплений населением [7].

Изменение поведения покупателей на рынке заставляет розничную торговлю трансформироваться, искать новые способы, направления и формы работы, которые формируют ее перспективные направления развития. В качестве таких направлений, в том числе с опорой на результаты проведенного регрессионного анализа, можно выделить:

1. Увеличение внимания к розничной торговле со стороны государства. Это кажется справедливым, поскольку розничная торговля, являясь важнейшим механизмом создания финансовой стабильности государства, в большей степени должна отвечать требованиям инновационного развития [1, с. 17]. Но эксперты рынка говорят, что внимание сводится к тому, что территориальные органы ФАС с 2017 г. по получению правительства лишь увеличили число масштабных проверок предприятий, в первую очередь розничных торговых сетей, на готовность компаний к работе по новым нормам законов «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» от 22.05.2003 № 54-ФЗ и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ.

2. Усиление конкурентной борьбы. Причинами появления данной перспективы являются и выдавливание федеральными сетями с рынка местных торговых компаний, и снижение объемов продаж, связанное с введением санкций, активной инвестиционной политикой на фоне стагнирующего спроса, и сокращение объемов покупок потребителями в связи с экономией средств и кредитными выплатами, и появление активного предпринимательского интереса по тем торговым направлениям, которые неинтересны крупным ретейлерам. Развитие малого предпринимательства, которое мы видим, например, по линии хлебобулочных изделий, по мнению экспертов, приводит не только к росту конкуренции по новым направлениям деятельности, но и позволяет создавать новые рабочие места, оживляет экономику. Падение продовольственного рынка составило по данным «ШРОЫпе» 12-13% в 2015 г. и 5% в 2016 г. [6].

3. Уход розничной торговли в онлайн. Сегодня становится понятно, что одним из направлений трансформации деятельности розничных предприятий станет смена площадки торгов с реальной на виртуальную. Успешная деятельность будет сопутствовать тем, кто переквалифицируется в он-лайн-продавца, следующего правилам интернет-торговли и интернет-маркетинга. Этот неотвратимый процесс коснется всех рынков, так или иначе будут функционировать онлайн все рынки, даже если сейчас это трудно представить. Работа на интернет-площадках даст возможность малым торговым инновационным предприятиям на равных с крупными торговыми предприятиями бороться за покупателя, что внесет специфичность и в конкурентную борьбу, где малым предприятиям будет легче проявить свои сильные стороны: оперативное принятие управленческих решений, низкий уровень накладных расходов, отсутствие бюрократических процедур, прямой контакт с клиентами [3, с. 73; 4, с. 323]. В условиях стремительно меняющейся конъюнктуры рынка выживут самые подготовленные, только те, кто будет максимально быстро реагировать на современные ве-

98 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

яния, в считанные дни переходить на новые технологии, и здесь преимущества у малого бизнеса.

4. Автоматизация розничной торговли. В нашем понимании данная тенденция развития представляется как полная, затрагивающая не только автоматизацию выполняемых операций по упрощению системы заказа, оплаты, доставки, контроля качества, гарантийного возврата, а еще и сотрудников и их трудовой распорядок, переориентацию торговых площадей, формирование ядра онлайн-продаж и пр. Тем самым автоматизация понимается как логистизация деятельности.

5. Трансформация форматов торговли и работы розничных торговых предприятий. По прогнозам экспертов, за последующие три года число посетителей розничных магазинов сократиться в три раза [8]. Изменение конъюнктуры рынка и структуры спроса потребует от бизнеса незамедлительной реакции: расширение ассортимента, сокращение штата и занимаемых площадей, диверсификация деятельности, оказание мультиформатного сервиса. Мультиформатный сервис будет шириться и дальше, полностью стирая границы между магазином, банком, страховой компанией, офисом оператора связи, компьютерным клубом и пр. Это приведет к структурных сдвигам в форматах розничной торговли, где лидирующие позиции останутся за вендинговой торговлей, магазинами рор-ир-формата, формата packaging-free и др. [1, с. 21; 2, с. 6; 5, с. 62].

6. Перемены на рынке рабочей силы. Уход розницы в сектор электронной торговли приведет к высвобождению немалого числа рабочей силы: невостребованными станут менеджеры по продажам, продавцы-консультанты, мерчандайзеры и торговые представители. Зато перспективы автоматизации, логистизации торговли увеличат потребность в программистах и другом высокотехнологичном персонале. Это приведет к взрыву на рынке труда, поскольку современное образование не выведет на него в короткие сроки нужный объем специалистов. В то же время в связи с развитием логистики появится большое количество вакансий, не требующих длительного обучения и подготовки:

грузчики, водители, экспедиторы, менеджеры логистического центра. Этот процесс увеличит показатели безработицы по стране.

Итак, как видим, розничная торговля будет подвержена значительному числу объективных изменений. А что делать сегодня предприятиям розничной торговли? Представляется, что розничным предприятиям и сетям сегодня придется более тщательно заняться дифференцированием, чтобы отличий между ними становилось как можно больше. Именно так в условиях стремительно меняющейся конъюнктуры рынка выживут самые подготовленные, те, кто будет быстро узнаваем, сможет максимально быстро реагировать на современные веяния и в считанные дни переходить на новые технологии.

1. Горская Ю.А. Инновационные возможности развития предприятий розничной торговли // Поволжский торгово-экономический журнал. 2014. № 2 (36). С. 17-22.

2. Горская Ю.А. Направления инновационного развития розничных торговых предприятий // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2014. № 4. С. 5-10.

3. Подсумкова Л.А. Разработка теоретических основ молодежного инновационного предпринимательства // Инновационная деятельность. 2013. № 1-1 (23). С. 71-76.

4. Подсумкова Л.А. К вопросу о развитии молодежного инновационного предпринимательства // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. Т. 3. № 1 (57). С. 320-324.

5. Подсумкова Л.А. Перспективные форматы розничной торговли / Л.А. Подсумкова, Ю.И. Кулешова // Проблемы устойчивого развития экономики в условиях глобального кризиса: сб. науч. тр. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. С. 62-66.

6. ЯблоковаА. Тенденции развития розницы в 2017 году. URL: www.retail.ru.

7. Российский ритейл в 2017 году: долгожданная «оттепель» после долгой зимы. URL: www.retail-loyalty.org/ news.

8. Будущее розничной торговли: перспективы развития ритейла в ближайшие 10 лет (2013-2023). URL: http://www. stevsky.ru.

9. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.