Научная статья на тему 'ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ТУРИСТСКУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ТУРИСТСКУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухоморова И.В.

Сфера туризма претерпевает изменения, связанные с изменениями политического, экономического и социального климата внутри страны и за ее пределами. Регионами Российской Федерации ведется активная деятельность по привлечению внутренних туристских потоков на основе территориального планирования и, преимущественно, кластерного подхода в формировании туристских территорий и дестинаций, что, в свою очередь, требует инвестирования в туристскую инфраструктуру. Для эффективности этой деятельности необходимо понимать каковы потребности в инвестициях по типам объектов туристской инфраструктуры в регионах России, каковы планируемые и ожидаемые регионами бюджеты проектов и каковы существующие инструменты и меры поддержки инвестиционной деятельности в сфере туризма. В статье выявлен ряд проблем в привлечении и распределении субсидий на создание туристских кластеров, которые могут приводить к изменениям в инвестиционном проекте и повлиять на конечные результаты. Отмечено, что регионы, активно привлекающие инвестиции, отмечают рост туристских потоков и повышение туристской привлекательности. Определены преимущества инвестирования в туристские кластеры, которые заключаются в наличии обоснованной и комплексной концепции развития территории, поддержки органов власти и возможность реализации проектов государственного частного партнерства, а также наличие общей экосистемы инвестиционного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мухоморова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTING IN TOURISM INFRASTRUCTURE IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

The tourism sector is undergoing changes associated with changes in the political, economic and social climate inside and outside the country. The regions of the Russian Federation are actively engaged in attracting domestic tourist flows on the basis of territorial planning and, mainly, a cluster approach in the formation of tourist territories and destinations, which, in turn, requires investment in tourist infrastructure. For the effectiveness of this activity, it is necessary to understand what the investment needs are by types of tourist infrastructure facilities in the regions of Russia, what are the project budgets planned and expected by the regions, and what are the existing tools and measures to support investment activities in the tourism sector. The article identifies a number of problems in attracting and distributing subsidies for the creation of tourist clusters, which can lead to changes in the investment project and affect the final results. It is noted that the regions actively attracting investments note the growth of tourist flows and the increase in tourist attractiveness. The advantages of investing in tourism clusters are identified, which consist in the presence of a well-founded and comprehensive concept of territory development, government support and the possibility of implementing public private partnership projects, as well as the presence of a common ecosystem of the investment project.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ТУРИСТСКУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Инвестирование в туристскую инфраструктуру в России: проблемы и перспективы

Мухоморова Ирина Викторовна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», mukhomorova@mail.ru

Сфера туризма претерпевает изменения, связанные с изменениями политического, экономического и социального климата внутри страны и за ее пределами. Регионами Российской Федерации ведется активная деятельность по привлечению внутренних туристских потоков на основе территориального планирования и, преимущественно, кластерного подхода в формировании туристских территорий и дестинаций, что, в свою очередь, требует инвестирования в туристскую инфраструктуру. Для эффективности этой деятельности необходимо понимать каковы потребности в инвестициях по типам объектов туристской инфраструктуры в регионах России, каковы планируемые и ожидаемые регионами бюджеты проектов и каковы существующие инструменты и меры поддержки инвестиционной деятельности в сфере туризма. В статье выявлен ряд проблем в привлечении и распределении субсидий на создание туристских кластеров, которые могут приводить к изменениям в инвестиционном проекте и повлиять на конечные результаты. Отмечено, что регионы, активно привлекающие инвестиции, отмечают рост туристских потоков и повышение туристской привлекательности. Определены преимущества инвестирования в туристские кластеры, которые заключаются в наличии обоснованной и комплексной концепции развития территории, поддержки органов власти и возможность реализации проектов государственного частного партнерства, а также наличие общей экосистемы инвестиционного проекта. Ключевые слова: инвестиции, туристская инфраструктура, объекты туристской инфраструктуры, туристский кластер.

см см о

см ^

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т О X X

Кардинальные изменения мировой геополитической обстановки не оставили сомнений в необходимости активного развития внутреннего туризма в России. Проведенные многочисленные конференции и научно-прикладные исследования выявили определенные проблемы, сдерживающие это развитие, и определили основные потребности в инвестициях в туристскую инфраструктуру в регионах Российской Федерации. Одной из основных проблем является необходимость приведения туристской инфраструктуры в соответствие с потребительскими ожиданиями и предпочтениями и привлечение инвестиций в сферу туризма [3; 6].

Туристская инфраструктура включает в себя сложный комплекс сооружений и сетей производственного, социального, рекреационного назначения, дающих возможность и способность реализации туристических мотивов и достижению цели туриста в данной конкретной дестинации. Туристская инфраструктура является катализатором в развитии туризма в регионе, поскольку является основой для реализации туристских услуг. Особое значение придается формированию и развитию туристской инфраструктуры в туристских кластерах.

Подход на основе формирования туристских кластеров начинается с концепции развития территории и мастер-плана, для проектирования туристской инфраструктуры и определения необходимого объема инвестиций. При этом очевидны преимущества развития ту-ристско-рекреационных кластеров, заключающиеся в реализации крупных якорных проектов, генерирующих туристские потоки, возможности встраивания единой маркетинговой политики и позиционирования, координацию взаимодействия всех участников кластера на основе комплексной модели развития территории и эффективного взаимодействия власти и бизнеса [1].

Состояние туристской инфраструктуры в регионах оценивается по-разному - от развитого до требующего значительных инвестиций [2]. Анализ открытых источников дал возможность определить основные направления инвестиций в туристскую инфраструктуру на текущем этапе. Наиболее востребованы у регионов Российской Федерации инвестиции в средства размещения, особенно в туристских кластерах (табл. 1).

Данные табл. 1 позволяют сделать вывод о преобладающей потребности в инвестициях в коллективные средства размещения в регионах. При этом наиболее перспективными признаны профессиональным туристским сообществом отели за городской чертой, а 84% объектов размещения регионы предлагают строить на природе. При анализе потребностей регионов в инвестициях по видам коллективных средств размещения отчетливо проявляется позиция развивать глэмпинги, кемпинги и базы отдыха, на которые приходится 42,4% предложений. Предложения по загородным отелям составляют 20,4%, в то время, как по городским - это 15,9%. Крайне важной является заинтересованность в

восстановлении и развитии санаториев и грязелечебниц в регионах, что выражается в предложениях для инвесторов на уровне 14,6% от общего количества предложений по объектам размещения. Заданный тренд на здоровый образ жизни у молодежи сформировал потребительский спрос на SPA-отели, что, в свою очередь, получило выражение в предложениях инвесторам по строительству отелей со SPA специализацией в 6,6%.

Таблица 1

Потребности в инвестициях по типам объектов турист-

№ Тип объекта туристской инфраструктуры Количество объектов

1. Объекты размещения 377

2. Курорты/туристические комплексы 107

3. Туристические кластеры 70

4. Объекты показа 49

5. Объекты спорта и активного отдыха 44

6. Горнолыжные комплексы 35

7. Предприятия общественного питания 25

8. Транспортная инфраструктура 19

9. Придорожный сервис 17

10. Конгресс-холлы и выставочные объекты 8

Следует отметить, что в инвестиционных предложениях регионов наметилась тенденция на проекты, связанные с природными территориями, что составило 54,8% от общего количества предложений.

Официальные инвестиционные порталы регионов отражают бюджеты проектов. При этом около 30% проектов не содержат информации о планируемом и ожидаемом бюджете, что вызывает большое количество вопросов к региону, а внимание инвесторов теряется. Значительное количество предложений для инвесторов являются масштабными проектами с бюджетами, превышающими 1 млрд. руб. (14,7%). Такие проекты представлены в основном в Приморском и Ставропольском краях, а также в Республике Алтай. Проекты до 1 млн. руб. составляют чуть более одного процента (1,3%). Наибольший удельный вес в структуре инвестиционных предложений принадлежит проектам с бюджетом от 100 до 500 млн. руб., что составляет 17%. Далее следуют проекты от 30 до 100 млн. руб. (11,9%) и от 10 до 100 млн. руб. (10%). Следует отметить, что 69% регионов в России имеют территории с особым экономическим режимом для туристических проектов.

В инвестиционных предложениях по объектам туристской инфраструктуры предпочтение отдается загородным и курортным, нежели городским объектам [7]. Наибольший спрос регионы ожидают в люксовом и бюджетном сегментах. Отмечается повышение потребительского спроса на рекреационные элементы как на территории отелей, так и в качестве автономных объектов, что увеличит инвестиционные предложения по ним в регионах [5].

Система государственных институтов в управлении сферой туризма и гостеприимства проводит активную работу по привлечению инвестиций, регулированию инвестиционных процессов и софинансированию проектов [4]. Помимо инвесторов с их собственными и привлекаемыми средствами в сфере туризма продолжает действовать программа для малого и среднего бизнеса

(МСП), а также система грантов. Грантовая поддержка в сфере туризма и гостеприимства оказывается в виде межбюджетных трансфертов регионам. Помимо средств федерального бюджета регионы обязаны предусмотреть выделение средств из собственных бюджетов на грантовую поддержку туристского бизнеса по направлениям:

-создание модульных некапитальных средств размещения;

-развитие туристской инфраструктуры на основе реализации общественных инициатив;

-поддержка предпринимателей, развивающих туристскую инфраструктуру своего региона.

Туристская инфраструктура состоит из разных вопросов: земельных, организационных и сервисных, которые интегрированы друг в друга. Инвестиционные проекты в сфере туризма часто поддерживаются инфраструктурной компанией «Корпорация Туризм.РФ», обеспечивающей прозрачность государственных инвестиций в туризм, развитие государственного частного партнерства, формирование туристических кластеров.

В тоже время, выявлен ряд проблем в привлечении и распределении субсидий на создание туристских кластеров: требует доработки ряд положений и распорядительных документов; ответственность и обязательства субъектов РФ по привлечению частных инвестиций предусмотрены не в полной мере; требования к составу документов, подтверждающих привлечение средств из внебюджетных источников нечетко установлены, а также не определены меры ответственности инвесторов за неисполнение обязательств. Эти проблемы, в свою очередь, могут приводить к изменениям в инвестиционном проекте и повлиять на конечные результаты.

Подводя итоги, следует отметить, что часть регионов не достигла поставленных целей в развитии туристской инфраструктуры. Регионы, активно привлекающие инвестиции, отмечают рост туристских потоков и повышение туристской привлекательности.

Литература

1. Докукина Е.В., Мухоморова И.В. К вопросу о реализации региональной кластерной политики // Вопросы региональной экономики. 2014. № 2 (19). С. 51-55.

2. Ермоловская О.Ю., Егорова Е.Н., Черникова Л.И. Инвестиционный потенциал развития туризма в регионах России // Вопросы региональной экономики. 2020. №1 (42). С. 45-52.

3. Крюкова Е.М., Горбачевская А.В., Зеленов В.В., Галстян В.В. Характеристика и особенности внутреннего туристского рынка на современном этапе развития экономики России // Инновации и инвестиции. 2021. № 10. С. 173-177.

4. Мосалёв А.И., Дементьев Д.А. Система институтов управления в сфере туризма // Проблемы теории и практики управления - №4, 2020. - С. 121-131.

5. Мосалёв А. И. Территориальный маркетинговый каркас в управлении развитием туристской индустрии // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2021. Т. 19. № 1. С 13-19.

6. Мухоморова И.В., Егорова Е.Н. Управление региональным развитием туризма в современных экономических условиях // Modern Economy Success. 2021. № 1. С. 213-216.

7. Мухоморова И.В. Направления инвестиционной деятельности в индустрии туризма и гостеприимства в РФ //

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м м

В сборнике: Образование - территория инноваций. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Главный редактор Н.М. Петрович. 2018. С. 78-80.

Investing in tourism infrastructure in Russia: problems and prospects Mukhomorova I.V.

Russian State Social University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

The tourism sector is undergoing changes associated with changes in the political, economic and social climate inside and outside the country. The regions of the Russian Federation are actively engaged in attracting domestic tourist flows on the basis of territorial planning and, mainly, a cluster approach in the formation of tourist territories and destinations, which, in turn, requires investment in tourist infrastructure. For the effectiveness of this activity, it is necessary to understand what the investment needs are by types of tourist infrastructure facilities in the regions of Russia, what are the project budgets planned and expected by the regions, and what are the existing tools and measures to support investment activities in the tourism sector. The article identifies a number of problems in attracting and distributing subsidies for the creation of tourist clusters, which can lead to changes in the investment project and affect the final results. It is noted that the regions actively attracting investments note the growth of tourist flows and the increase in tourist attractiveness. The advantages of investing in tourism clusters are identified, which consist in the presence of a well-founded and comprehensive concept of territory development, government support and the possibility of implementing public private partnership projects, as well as the presence of a common ecosystem of the investment project.

Keywords: investments; tourist infrastructure; tourist infrastructure facilities; tourist cluster.

References

1. Dokukina E.V., Mukhomorova I.V. To the question of the implementation

of regional cluster policy // Issues of regional economics. 2014. No. 2 (19). pp. 51-55.

2. Ermolovskaya O.Yu., Egorova E.N., Chernikova L.I. Investment potential

of tourism development in the regions of Russia // Issues of regional economics. 2020. No. 1 (42). pp. 45-52.

3. Kryukova E.M., Gorbachevskaya A.V., Zelenov V.V., Galstyan V.V.

Characteristics and features of the domestic tourist market at the present stage of development of the Russian economy // Innovations and investments. 2021. No. 10. P. 173-177.

4. Mosalev A.I., Dementiev D.A. The system of management institutions in

the field of tourism // Problems of the theory and practice of management - No. 4, 2020. - P. 121-131.

5. Mosalyov A. I. Territorial marketing framework in the management of the

development of the tourist industry // Bulletin of the Omsk University. Series: Economy. 2021. V. 19. No. 1. From 13-19.

6. Mukhomorova I.V., Egorova E.N. Management of regional development of

tourism in modern economic conditions // Modern Economy Success. 2021. No. 1. S. 213-216.

7. Mukhomorova I.V. Directions of investment activity in the tourism and

hospitality industry in the Russian Federation // In the collection: Education - the territory of innovation. Materials of the All-Russian scientific-practical conference. Chief editor N.M. Petrovich. 2018. S. 7880.

СЧ СЧ

о

es

о ш m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.