Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ'

ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
864
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мухоморова И.В.

В статье проанализированы основные направления развития инноваций в сфере туризма, определена роль государства в инновационном развитии. Выявлены основные проблемы развития туризма в России, которые требуют поиска инновационных решений. Отмечена роль бизнес-акселераторов для регионов, развивающих туристско-рекреационные кластеры, повзволившая регионам получить менторскую поддержку и экспертизу, возможность проверить продуктовую стратегию на ранней стадии и получить реакцию от представителей регулятора и смежных отраслей и сфер деятельности, а главное - ускорить процесс вывода туристских продуктов на рынок. Определены пути развития инновационных видов туризма в России и инструменты их продвижения. Из ожидаемых инноваций в туристской сфере наиболее значимой представлена задача развития туристских проектов и программ для туристов старшего поколения, поскольку именно отсутствие новаторского подхода в формировании туристского продукта является основным препятствием для развития такого туризма России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Мухоморова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM IN RUSSIA

The article analyzes the main directions of innovation development in the field of tourism, defines the role of the state in innovative development. The main problems of tourism development in Russia, which require the search for innovative solutions, are identified. The role of business accelerators for the regions developing tourist and recreational clusters was noted, which allowed the regions to receive mentoring support and expertise, the opportunity to test the product strategy at an early stage and get a reaction from representatives of the regulator and related industries and spheres of activity, and most importantly - to speed up the process of bringing tourist products to the market. The ways of development of innovative types of tourism in Russia and the tools for their promotion are determined. Of the expected innovations in the tourism sector, the most significant is the task of developing tourist projects and programs for older tourists, since it is the lack of an innovative approach to the formation of a tourist product that is the main obstacle to the development of such tourism in Russia.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ»

Инновации в развитии регионального туризма в России

см о см

со

О!

о ш т

X

<

т О X X

Мухоморова Ирина Викторовна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» mukhomorova@mail.ru

В статье проанализированы основные направления развития инноваций в сфере туризма, определена роль государства в инновационном развитии. Выявлены основные проблемы развития туризма в России, которые требуют поиска инновационных решений. Отмечена роль бизнес-акселераторов для регионов, развивающих туристско-рекреационные кластеры, повз-волившая регионам получить менторскую поддержку и экспертизу, возможность проверить продуктовую стратегию на ранней стадии и получить реакцию от представителей регулятора и смежных отраслей и сфер деятельности, а главное - ускорить процесс вывода туристских продуктов на рынок. Определены пути развития инновационных видов туризма в России и инструменты их продвижения. Из ожидаемых инноваций в туристской сфере наиболее значимой представлена задача развития туристских проектов и программ для туристов старшего поколения, поскольку именно отсутствие новаторского подхода в формировании туристского продукта является основным препятствием для развития такого туризма России. Ключевые слова: туризм; инновации; развитие туризма в регионах; внутренний туризм

Развитие инноваций в мире обеспечивается системой образования, созданием инновационных кластеров и особых экономических зон, агентствами и институтами развития инноваций, правовой системой и системой стандартизации, сертификации и аккредитации. В настоящее время в России успешно функционируют следующие типы институтов развития инноваций:

-финансирование фундаментальных и прикладных исследований;

-инкубаторы, технопарки и подобные им организации по предоставлению услуг инновационным компаниям;

-прямое финансирование инновационных компаний;

-финансирование отдельных приоритетных направлений.

Роль государства в развитии инноваций остается ключевой, поскольку связи между наукой и рынком все еще слабы, лидеры отраслей не всегда готовы принимать активное участие в налаживании эффективного диалога с наукой. Государство выборочно финансирует наиболее приоритетные инновационные проекты и программы, обладающие потенциалом, стимулирует развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при помощи регуляторной политики, создает государственные и частные центры компетенций и поддерживает их развитие, осуществляет трансферт зарубежных инновационных технологий и привлекает отдельные зарубежные компании с передовыми технологиями на национальный рынок. Государство развивает культуру инноваций, реализуя образовательные программы и поддерживая институты развития. В этой связи у стартапов в России расширились возможности выбора менторов и определения условий привлечения инвестиций и их объемов.

В сложившихся благоприятных условиях в сфере туризма прошел успешный запуск бизнес-акселератора по формированию туристско-рекреационных кластеров на всей территории Российской Федерации. Эта достаточно прозрачная поддержка позволила регионам получить менторскую поддержку и экспертизу, возможность проверить продуктовую стратегию на ранней стадии и получить реакцию от представителей регулятора и смежных отраслей и сфер деятельности, а главное -ускорить процесс вывода туристских продуктов на рынок. Инновационный подход к такому развитию региональных территорий усилен конкурсным отбором и краткосрочностью проведения акселератора. Приобретенный опыт успешно тиражируется и уже сейчас можно прогнозировать развитие этого инновационного подхода к развитию регионального туризма [1, с. 121-131].

В тоже время государство поддерживает туристскую сферу инновационными инструментами, такими, как Программа «Туристический кешбэк». Данная поддержка носит временный характер, но можно прогнозировать ее продление в части отдельных туристских территорий или видов туризма.

Внутренний туризм в России обладает колоссальными потенциальными возможностями генерировать

стабильную прибыль и стать драйвером национальной экономики. Эффективно выстроенная туристская индустрия создает значительное количество рабочих мест, приумножает вложенные средства благодаря мультика-тивному эффекту. Выявленные основные проблемы развития туризма в России требуют поиска инновационных решений:

-незначительный вклад туристской сферы в экономику страны, сопровождающийся неравномерным развитием туристских дестинаций и неравнозначными туристскими нагрузками;

-неразвитость инфраструктуры в потенциально привлекательных для туризма регионах;

-дефицит инвестиций, необходимый для перезапуска туристской сферы и формирования экономики впечатлений. Инфраструктурные расходы при этом ложатся на государство, программы государственного частного партнерства не развиваются, а последствия ограничений, вызванных пандемией, отложат развитие этих программ;

-емкость рынка внутренних туристских услуг ограничивается уровнем доходов населения.

В тоже время, можно уверенно говорить о возможности туристских путешествий на небольшие расстояния внутри региона проживания. В России более шестидесяти национальных парков, насчитывающих сотни туристических маршрутов: от классических туристских маршрутов выходного дня, до спортивных трекингов с элементами альпинизма. И в этом случае следует ожидать ретро инноваций в туризме, поскольку ранее такие виды туризма были достаточно развитыми и востребованными.

Инновационными элементами здесь будет развитие концепций объектов размещения, которые будут комфортными для туристов и не будут вредить экосистемам. Для развития таких объектов потребуется применение инновационных технологий, позволяющих решить вопросы функционирования без производства вредных выбросов, возможности круглогодичного использования и соответствующих безопасному нахождению в них.

Глемпинги и автономные модули являются инновационными решениями для развития регионального экотуризма. Понятно, что в зависимости от местности и климата технологические решения могут и должны отличаться, но базовым принципом будет принцип ответственного туризма в национальных парках и в особо охраняемых природных территориях. Существующее еще двадцать лет назад твердое убеждение о том, что заповедники и особо охраняемые природные территории не должны быть доступными для туристов, так как это наносит непоправимый вред экосистемам, сегодня переосмыслено и, благодаря развитию инновационных технологий открыло возможности соединения урбанизированных современных туристов и дикой природы [4, с. 79-87].

Наиболее эффективным для развития туристских инноваций в современных условиях является «нише-вый» туризм. «Нишевые виды туризма» в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года обозначены как редкие виды туризма.

Инновационной формой одного из вариантов «нише-вого туризма» является иммерсивный туризм, набирающий стремительную популярность. Это новое слово в российском туризме, хотя за рубежом первые иммер-

сивные туры появились еще в 2010 году. Симбиоз туристского путешествия и погружение в незнакомую культуру через ролевые игры вызывает особые ощущения и эмоции [3, с. 27-31].

В результате участник из пассивного туриста превращается в активного исследователя. Он не просто фотографируется на фоне местных достопримечательностей, но проживает среди них яркие мгновения. Туристические группы формируются небольшие, чтобы каждый мог получить уникальный опыт, во время которого гиды-актеры взаимодействуют только с ним. Организаторы тура даже могут погрузить туриста его в индивидуальное мини-приключение.

Следует отметить, что идея приобрела в России свой характер. Если западные иммерсивные туры сконцентрированы на реальном мире, нацелены на привитие осознанного потребления и желание заботиться об окружающей среде, российские предлагают погружение в «альтернативные» реальности.

Отдельным направлением в инновационном развитии туризма в России следует выделить этнический туризм. Учитывая, что в Российской Федерации проживают 180 этнических групп, этнический туризм может стать драйвером развития сферы туризма в целом. С одной стороны, этническое и национальное разнообразие является одной из отличительных черт современного общества. С другой - жизнь этнических групп и меньшинств в условиях глобализации, стремительного научно-технического развития, экологических кризисов и увеличения информационных потоков становится все более сложной. Таким образом, этнический туризм является одним из вариантов сохранения этнического многообразия и одновременно способствует более тесному контакту между представителями тех или иных народов, вовлечению их культуры в мировое культурное наследие.

Сдерживает развитие этнотуризма отсутствие информационного сопровождения со стороны региональных правительств и необходимость развития туризма и принятия местными сообществами правил общения с туристами [5].

Из ожидаемых инноваций в туристской сфере наиболее значимой является задача развития туристских проектов и программ для туристов старшего поколения. Существующие форматы отдыха в санаторно-курортных и лечебно-профилактических организациях не дают возможности реализовать все потребительские предпочтения и ожидания этих туристов [2, с. 16-21].

Основным препятствием для развития туризма старшего поколения в России является именно отсутствие новаторского подхода в формировании туристского продукта. Учитывая особенности взрослых туристов, следовало бы развивать программы сити брейков и маршрутов выходного дня, тематических экскурсий и авторских экскурсионных программ.

Инновационными должны быть не только продукты, но и инструменты продвижения, поскольку значительная часть молодежной аудитории получает информацию из социальных сетей и мобильных приложений .

Отдельным инновационным направлением в развитии туризма является обеспечение защиты от коронови-русной инфекции, включая внедрение в жизнь туристов тревел-паспортов, создания специализированных мобильных приложений и глобальных решений по ограничению к посещению туристских дестинаций как для внутренних, так и въездных туристов.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

Подводя итоги, стоит отметить, что туризм открыт для инноваций, которые касаются развития регионов, формирования туристского продукта и инструментов его продвижения.

Литература

1. Мосалёв А.И., Дементьев Д.А. Система институтов управления в сфере туризма // Проблемы теории и практики управления - №4, 2020. - С. 121-131.

2. Мосалёв А. И. Базовые основы поведенческой экономики в сфере туризма // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмента, Т. 14, №1, 2020. - С. 16-21.

3. Мухоморова И.В. Инновации и стандарты качества в экскурсионном обслуживании: особенности подготовки кадров // В сборнике: Современная научная мысль. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. 2018. С. 27-31.

4. Мухоморова И.В., Малолетко А.Н., Крюкова Е.М., Михалёва Ю.Ю. Социально-экономическое стимулирование развития экологического туризма в России // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 2 (121). С. 79-87.

5. Мухоморова И.В., Хетагурова В.Ш., Мосалёв А.И., Крюкова Е.М., Шадская И.Г., Зеленов В.В./Социально ответственный туризм: организационный аспект. Курск, 2021.

Innovations in the development of regional tourism in Russia Mukhomorova I.V.

Russian State Social University

JEL classification: D24, D41, D84, D92, O11, O12, O31, O32, O34_

The article analyzes the main directions of innovation development in the field of tourism, defines the role of the state in innovative development. The main problems of tourism development in Russia, which require the search for innovative solutions, are identified. The role of business accelerators for the regions developing tourist and recreational clusters was noted, which allowed the regions to receive mentoring support and expertise, the opportunity to test the product strategy at an early stage and get a reaction from representatives of the regulator and related industries and spheres of activity, and most importantly - to speed up the process of bringing tourist products to the market. The ways of development of innovative types of tourism in Russia and the tools for their promotion are determined. Of the expected innovations in the tourism sector, the most significant is the task of developing tourist projects and programs for older tourists, since it is the lack of an innovative approach to the formation of a tourist product that is the main obstacle to the development of such tourism in Russia. Keywords: tourism; innovation; regional tourism development; domestic

tourism References

1. Mosalev A.I., Dementyev D.A. The system of management institutions in

the field of tourism // Problems of management theory and practice - No. 4, 2020. - P. 121-131.

2. Mosalev AI Basic foundations of behavioral economics in the field of

tourism // Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management, Vol. 14, No. 1, 2020. - P. 16-21.

3. Mukhomorova I.V. Innovations and quality standards in excursion services:

features of personnel training // In the collection: Modern scientific thought. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Chief editor M.P. Nechaev. 2018.S. 27-31.

4. Mukhomorova IV, Maloletko AN, Kryukova EM, Mikhaleva Yu.Yu. Socio-

economic stimulation of the development of ecological tourism in Russia // Social policy and sociology. 2017.Vol. 16.No. 2 (121). S. 79-87.

5. Mukhomorova IV, Khetagurova V.Sh., Mosalev AI, Kryukova EM,

Shadskaya IG, Zelenov vV / Socially responsible tourism: organizational aspect. Kursk, 2021.

CN

0 СЧ

PO

01

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.