Научная статья на тему 'СВЕРХТУРИЗМ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ НАГРУЗКИ НА ДЕСТИНАЦИИ'

СВЕРХТУРИЗМ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ НАГРУЗКИ НА ДЕСТИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СВЕРХ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мухоморова Ирина Викторовна

Экономические результаты регионального туризма будут всегда зависеть от туристско-рекреационного потенциала территорий и дестинаций, уровня инфраструктурного развития, маркетинговых стратегий и отношения местного сообщества к туристам. В этой ситуации достаточно сложным бывает соблюсти баланс интересов туристов и местного населения. В настоящее время следует ожидать увеличения туристской нагрузки на наиболее посещаемые туристские территории в России, поскольку внимание туроператоров привлекают одни и те же туристские регионы и дестинации. Учитывая влияние этих факторов, можно предположить в ближайшей перспективе возникновение проблемы сверхтуризма в определенных туристских дестинациях. Проблема возникает из-за того, что туристские дестинации имеют оптимальный объем туристов, которые они способны принять в каждый определённый момент, чтобы избежать негативного воздействия от туризма. Если объем туристов превышен, то появляются экологические, социальные и даже экономические проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERTOURISM AND METHODS OF REDUCING THE TOURIST LOAD ON DESTINATIONS

The economic results of regional tourism will always depend on the tourist and recreational potential of the territories and destinations, the level of infrastructure development, marketing strategies and the attitude of the local community to tourists. In this situation, it is quite difficult to maintain a balance between the interests of tourists and the local population. Currently, we should expect an increase in the tourist load on the most visited tourist destinations in Russia, since the same tourist regions and destinations attract the attention of tour operators. Taking into account the influence of these factors, we can assume that in the near future the problem of over tourism in certain tourist destinations will arise. The problem arises due to the fact that tourist destinations have an optimal volume of tourists that they are able to receive at any given moment, in order to avoid the negative impact of tourism. If the volume of tourists is exceeded, then there are environmental, social and even economic problems.

Текст научной работы на тему «СВЕРХТУРИЗМ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ НАГРУЗКИ НА ДЕСТИНАЦИИ»

УДК 338.48

Мухоморова Ирина Викторовна

кандидат экономических наук, экономический факультет, Государственный социальный университет mukhomorova@mail.ru

Irina V. Mukhomorova

Candidate of Economic Sciences, Faculty of Economics, Russian State Social University mukhomorova@mail.ru

Сверхтуризм и методы снижения туристской нагрузки на дестинации

Overtourism and methods

of reducing the tourist load on destinations

Аннотация. Экономические результаты регионального туризма будут всегда зависеть от туристско-ре-креационного потенциала территорий и дестина-ций, уровня инфраструктурного развития, маркетинговых стратегий и отношения местного сообщества к туристам. В этой ситуации достаточно сложным бывает соблюсти баланс интересов туристов и местного населения. В настоящее время следует ожидать увеличения туристской нагрузки на наиболее посещаемые туристские территории в России, поскольку внимание туроператоров привлекают одни и те же туристские регионы и дестинации. Учитывая влияние этих факторов, можно предположить в ближайшей перспективе возникновение проблемы сверхтуризма в определенных туристских дестина-циях. Проблема возникает из-за того, что туристские дестинации имеют оптимальный объем туристов, которые они способны принять в каждый определённый момент, чтобы избежать негативного воздействия от туризма. Если объем туристов превышен, то появляются экологические, социальные и даже экономические проблемы.

Ключевые слова: туристская дестинация; туристско-рекреационный потенциал; сверх туризм.

Annotation. The economic results of regional tourism will always depend on the tourist and recreational potential of the territories and destinations, the level of infrastructure development, marketing strategies and the attitude of the local community to tourists. In this situation, it is quite difficult to maintain a balance between the interests of tourists and the local population. Currently, we should expect an increase in the tourist load on the most visited tourist destinations in Russia, since the same tourist regions and destinations attract the attention of tour operators. Taking into account the influence of these factors, we can assume that in the near future the problem of over tourism in certain tourist destinations will arise. The problem arises due to the fact that tourist destinations have an optimal volume of tourists that they are able to receive at any given moment, in order to avoid the negative impact of tourism. If the volume of tourists is exceeded, then there are environmental, social and even economic problems.

Keywords: tourist destination; tourist and recreational potential; overtourism.

Экономическая активность в сфере туризма восстанавливается, а векторы развития этой сферы развернуты внутрь страны. Регулятором туризма совместно с участниками рынка туристских услуг разрабатываются новые межрегиональные и региональные маршруты, что позволит распределить в пространстве и времени туристские потоки и задействовать как можно большее количество регионов в индустрию туризма.

Уже сегодня становится понятным, что индустрия туризма подвергнется радикальным изменениям в ближайшем будущем. Эти изменения вызваны не только вирусными угрозами человечеству, но и ускоренной цифровизацией деятельности, экологической повесткой, чувствительностью туристских дестинаций к социокультурным нагрузкам и другими рисками.

Оценивая действия регулятора и крупных туроператоров в развитии внутреннего туризма в России, можно уверенно сделать вывод о практически полном совпадении интересов крупных

туроператоров в отношении новых туристских направлений и отдельных дестинаций. При этом рост туристских потоков в настоящем времени только приветствуется, ведь туристская индустрия будет стараться максимально быстро восстановиться. Туристская индустрия сосредоточена на получении доходов в период ограничений, потребители туристских услуг уже получили опыт внутренних путешествий благодаря государственной программе стимулирования туризма.

Значительное количество туристских дестинаций России имеют слабую узнаваемость, а в результате - привлекательность. Следовательно, основные туристские потоки будут направлены в уже известные регионы и дестинации. Если прибавить к этому постепенное восстановление въездного туризма, следует ожидать увеличенную туристскую нагрузку на наиболее посещаемые туристские дестинации в России. И здесь остро встанет вопрос о пространственном распределении туристских потоков и принятии мер по

снижению туристской нагрузки на отдельные де-стинации.

Сверхтуризм - это новая проблема, связанная с высокими темпами роста туризма, который, безусловно, восстановится по завершению пандемии. Следует учитывать также паттерны поведенческого предпочтения и поведения, когда туристов более всего привлекают те туристские места, которые являются наиболее известными и, следовательно, посещаемыми большим количеством туристов.

Значительное количество туристских дестинаций в мире столкнулись с проблемой сверхтуризма, поскольку были не способны вместить туристские потоки без нанесения ущерба местному сообществу, не могли сохранять культурное наследие от вредного воздействия от туристских посещений и получили в результате деформацию региональной экономики, зависящей от сферы туризма.

Парадигма ответственного туризма предполагает, что места, подвергшиеся негативному воздействию со стороны туристов, должны быть защищены. В разных странах используют разную политику для пространственного регулирования туристских потоков и предупреждению эффектов сверхтуризма. Изучение зарубежного опыта позволило оценить наиболее эффективные методы и возможность их применения в Российской Федерации. Зарубежный опыт в развитии наиболее посещаемых туристских дестинаций основан, прежде всего, на соблюдении интересов государства, участников рынка туристских услуг и местного сообщетсва в сфере туризма. Как правило, проблема сверхтуризма связана с нарушением экологического баланса, джентрификацией, утратой местным сообществом возможностей привычной жизни, а в некоторых случаях и деградацией местного населения.

Изучение проблемы сверхтуризма дает понимание о существенном влиянии общественности на ее решение. Изначально проблема бывает просто обозначена, далее следует принятие ожидаемых от государственных регуляторов мер, а в случае их отсутствия начинаются общетсвенные протесты.

Разные возможности, географическое положение, вклад туризма в экономику региона и отношение местного населения к туристам потребовали выработки индивидуальных мер, по регулированию туристских потоков. Всместе с тем, все меры могут быть сведены к следующим:

- количественное ограничение туристов на территории дестинации. Такой метод включает запрет на строительство новых гостиниц или иных мест коллективного размещения. Здесь возможно достижение результатов двумя путями - общее сокращение туристов в городе, регионе, отдельном туристском объекте или же кратковременное (несколько часов, не более одного для без ночевки) пребывание. Такие ограничения приведут к более осознанному выбору туристского маршрута и к большой вероятности отказа от кратковременного посещения туристской дестинации;

- регулирование туристских потоков в или на отдельные туристские объекты путем динамического ценообразования и жесткого графика посещений по времени. В этом методе достигается четкое регулирование посещаемости туристских объектов за счет встраивания туристских групп в общий график и зависимость стоимости посещения от времени суток. Метод уже достаточно широко применяется за рубежом и должен быть использован в деятельности туристских объектов, особенно г. Москва и г. Санк-Петербург;

- повышение налоговых ставок на деятельность отелей в местах, испытывающих значительные туристские нагрузки, привязанных к категории отелей. Достаточно спорный подход к регулированию туристских потоков через контроль их размещения в отелях. В некоторых станах это привело к неоднозначному результату, когда отель-еры стали сознательно снизать категорию (уменьшать количество звезд), для снижения налоговой нагрузки;

- введение налогов для туристов на развитие и восстановление инфраструктуры туристской де-стинации. Практически повсеместная практика, которая является своеобразным заградительным финансовым барьером и разделяет туристов по их финансовым возможностям. Часто такая практика принимает характер туристского, инфраструктурного, городского, курортного сбора, который взимается в отелях;

- демаркетинг территорий. Этот метод должен стать одним из основных при регулировании туристских потоков. Туристы, которые направляются в наиболее посещаемые туристские места в высокий сезон, должны быть хорошо информированы о существующих проблемах и возможных трудностях;

- переориентация на туристов с более высоким уровнем дохода, для уменьшения количества туристов и повышения среднего чека за период пребывания. Данный метод сейчас находится в процессе аппробации разными странами, но не дает ожидаемых результатов. Переориентация на туристов с высоким уровнем дохода зачастую не со-отвествует потребительским предпочтениям таких туристов. Метод может быть использован в качестве дополнительного при регулировании посещаемости отдельных туристских дестинаций;

- полный запрет на посещение туристской дестинации на определенное время для восстановления дестинации. Впервые данный метод был опрован при восстановлении туристского острова, когда остров был полностью закрыт для посещения туристами. Метод может применяться как крайняя мера при прогнозировании возникновения катастрофических последствий для туристской дестинации. Особенностью данного метода является значительная сумма компенсации участникам рынка туристских услуг на данной территории, выплаченная государством.

В России в настоящее время еще нет масштабных проблем сверхтуризма, как во многих зарубежных популярных туристских направлениях, но

данная ситуация уже замечена на некоторых объектах культурного и природного наследия, что является тревожным признаком, оповещающим о грядущих воздействиях сверхтуризма. В случае со сверхтуризмом, легче, дешевле и безопаснее предотвратить последствия заранее, чем бороться в будущем с большой проблемой. Опыт других стран поможет подобрать необходимые меры рекомендации, чтобы ослабить туристическую нагрузку на дестинацию.

Сверхтуризм влияет на близлежащие территории, вызывая дискомфорт у местных жителей, туристов и работников, обслуживающих туристов. Так как Российская Федерация заинтересована в привлечении туристов, необходимо заранее рассчитать максимальную вместительность территорий, дестинаций, объектов культурно-исторического наследия, достопримечательностей, определить комфортные условия пребывания и оценить экологические последствия.

При исследовании туристских посещений иностранными гражданами и внутренними туристами сделан вывод, что основную главную привлекательность в России составляют обе столицы -Москва и Санкт-Петербург, а также Московская область, Краснодарский край и Иркутская область.

В последнее время стали популярными направлениями внутреннего туризма: Республика Татарстан, Республика Крым, Тюменская область, Кемеровская область, Нижегородская область. Наиболее востребованными въездными направлениями у иностранных граждан были и останутся Москва и Санкт-Петербург, Приморский край и Иркутская область. В России с проблемой сверх туризма уже столкнулся г. Санкт-Петербург.

Для больших городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, наиболее рациональным использовать распределение туристов по городу и увеличение стоимости пребывания туристов - так называемого среднего чека. Но увеличение стоимости должно ограничиваться туристической сферой или конкретным местом сверхтуризма, иначе туристизация ударит по местным жителям.

Литература:

1. Егорова Е.Н. Региональная сфера услуг: экономика, организация и управление. М., 2010.

2. Мосалёв А.И. Система институтов управления в сфере туризма / А. И. Мосалёв, Д. А. Дементьев // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 4. С. 121-131.

3. Мосалёв А.И. Базовые основы поведенческой экономики в сфере туризма / А.И. Мосалёв // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмента. 2020. Т. 14. № 1. С. 16-21.

4. Мухоморова И.В. Социально ответственный туризм: организационный аспект / И.В.Мухоморова [и др.]. Курск, 2021.

Для облегчения работы музейных комплексов лучше всего задействовать систему покупки билета ко времени, туристы должны будут купить билет заранее в киоске, туристическом центре или получить электронный билет.

В Российской Федерации есть цель увеличить поток иностранных туристов, но, как показывает практика, малые города, деревни, посёлки, села, объекты природного наследия, памятники природы и так далее, не готовы принимать туристов. Запустить туристов, а потом решать поступающие проблемы - верх безответственности.

Сверхтуризм это одна из главнейших проблем туризма, а значит, решение лежит в ответственном подходе к дестинации, каждый участник рынка должен взять на себя ответственность и пытаться решить проблему, что приведёт к ответственному туризму.

Населённым пунктам, особенно находящимся на территории особо охраняемых территорий, необходимо дать право голоса и возможность регулировать поток туристов на свою территорию, через органы местного самоуправления.

Местный туристский сбор предполагает сбор денежных средств с туристов, согласованный местными жителями, местным самоуправлением и региональными органом управления. Ближайший аналог в РФ - курортные сборы.

Ответственность в туризме - сложное явление, так как туризм, в большинстве случаев, предполагает развлечение, положительные эмоции, которые приходят в отрыве от места проживания, досуге и поведении, а турист в этот период не хочет думать о проблемах, обязанностях и ответственности.

Так как в РФ нет мер противодействия сверхтуризму, в первую очередь местным жителям и местным органам самоуправления необходимо взять ответственность на себя, делать все посильное и привлечь к решению широкую общественность.

Literature:

1. Egorova E.N. Regional services sector: economy, organization and management. M., 2010.

2. Mosalev A.I. System of management institutions in the field of tourism / A.I. Mosalev, D.A. Dementiev // Problems of the theory and practice of management. 2020. № 4. P. 121-131.

3. Mosalev A.I. Basic foundations of behavioral economics in the field of tourism / A.I. Mosalev // Bulletin of South Ural State University. Series: Economics and Management. 2020. Vol. 14. № 1. P. 16-21.

4. Mukhomorova I.V. Socially responsible tourism: organizational aspect / I.V. Mukhomorova [et. al]. Kursk, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.