Научная статья на тему 'Актуальные проблемы неравномерного распределения туристских потоков'

Актуальные проблемы неравномерного распределения туристских потоков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1849
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ОВЕРТУРИЗМ / TOURIST INDUSTRY / TOURISM MANAGEMENT / TOURIST FLOW / OVERTOURISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Семеркова Любовь Николаевна, Зинченко Светлана Владимировна, Бижанова Евгения Михайловна

Актуальность и цели . Исследования географии российского туризма показывают, что основной трафик туристов приходится на несколько регионов, в том числе на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург. Это может привести к проблемам неравномерного распределения туристских потоков в стране, что не соответствует задачам туристской политики государства и интересам россиян. Цель работы выявление проблем неравномерного распределения туристских потоков и определение путей их решения на государственном уровне и на уровне отдельных дестинаций. Материалы и методы . Реализация исследовательских задач была достигнута на основе вторичного анализа результатов исследований сферы туризма, статистических данных и туристской политики разных стран, прогнозирования. Методология исследования основана на работах отечественных ученых и практиков в сфере туризма и базируется на системном подходе. Результаты . Выявлено, что проблемы неравномерного распределения турпотоков носят мировой характер и наблюдаются в Российской Федерации. В результате загруженности территорий увеличивается ее загрязнение, происходит снижение качества жизни населения, отмечаются конфликты между туристами и местным населением. Выводы . В развитии туризма в стране, регионе и конкретной дестинации на уровне государства важно использовать стратегическое управление туристской деятельностью, разрабатывать дорожную карту устойчивого развития туризма, вести статический учет трафика туристов, создавать новые турбренды, что будет препятствовать неравномерному распределению турпотоков. С целью решения возникших проблем избыточного туризма возможно введение ограничения турпотоков на уровне дестинаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Семеркова Любовь Николаевна, Зинченко Светлана Владимировна, Бижанова Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF UNEVEN DISTRIBUTION OF TOURIST STREAMS

Background . Researches demonstrate that primary traffic of tourists in Russia is concentrated in a few regions, including Moscow and Moscow Region, Saint Petersburg. The effect can be to uneven distribution of tourist flows in our country. It doesn’t comply with nations goals. The goal of the study is problem identification of uneven distribution of tourist flows and solution search. Materials and methods . The research tasks were implemented the basis of secondary analysis of tourism research results, statistical data, forecasting. The research methodology was based on the works by Russian scientists and business practices in the field of tourism and the system approach. Results . It was found that problems of uneven distribution of tourist flows are relevant to the world and Russian Federation. As a result environmental pollution is grow, quality of life is reduced. Conclusions . It was important to use strategic management during tourism development, conduct statistical calculation of tourist traffic, design new tourism brands. That’s of all were constrain uneven distribution of tourist flows. Regulations to tourist traffic may be use on destinations.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы неравномерного распределения туристских потоков»

УДК 338

DOI 10.21685/2072-3016-2019-1-17

Л. Н. Семеркова, С. В. Зинченко, Е. М. Бижанова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕРАВНОМЕРН010 РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ

Аннотация.

Актуальность и цели. Исследования географии российского туризма показывают, что основной трафик туристов приходится на несколько регионов, в том числе на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург. Это может привести к проблемам неравномерного распределения туристских потоков в стране, что не соответствует задачам туристской политики государства и интересам россиян. Цель работы - выявление проблем неравномерного распределения туристских потоков и определение путей их решения на государственном уровне и на уровне отдельных дестинаций.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе вторичного анализа результатов исследований сферы туризма, статистических данных и туристской политики разных стран, прогнозирования. Методология исследования основана на работах отечественных ученых и практиков в сфере туризма и базируется на системном подходе.

Результаты. Выявлено, что проблемы неравномерного распределения турпотоков носят мировой характер и наблюдаются в Российской Федерации. В результате загруженности территорий увеличивается ее загрязнение, происходит снижение качества жизни населения, отмечаются конфликты между туристами и местным населением.

Выводы. В развитии туризма в стране, регионе и конкретной дестинации на уровне государства важно использовать стратегическое управление туристской деятельностью, разрабатывать дорожную карту устойчивого развития туризма, вести статический учет трафика туристов, создавать новые турбрен-ды, что будет препятствовать неравномерному распределению турпотоков. С целью решения возникших проблем избыточного туризма возможно введение ограничения турпотоков на уровне дестинаций.

Ключевые слова: индустрия туризма, туристская политика, туристский поток, овертуризм.

L. N. Semerkova, S. V. Zinchenko, E. M. Bizhanova

ACTUAL PROBLEMS OF UNEVEN DISTRIBUTION OF TOURIST STREAMS

Abstract.

Background. Researches demonstrate that primary traffic of tourists in Russia is concentrated in a few regions, including Moscow and Moscow Region, Saint Petersburg. The effect can be to uneven distribution of tourist flows in our country. It doesn't comply with nations goals. The goal of the study is problem identification of uneven distribution of tourist flows and solution search.

© Семеркова Л. Н., Зинченко С. В., Бижанова Е. М., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/ 4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

Materials and methods. The research tasks were implemented the basis of secondary analysis of tourism research results, statistical data, forecasting. The research methodology was based on the works by Russian scientists and business practices in the field of tourism and the system approach.

Results. It was found that problems of uneven distribution of tourist flows are relevant to the world and Russian Federation. As a result environmental pollution is grow, quality of life is reduced.

Conclusions. It was important to use strategic management during tourism development, conduct statistical calculation of tourist traffic, design new tourism brands. That's of all were constrain uneven distribution of tourist flows. Regulations to tourist traffic may be use on destinations.

Keywords: tourist industry, tourism management, tourist flow, overtourism.

Исследования географии российского туризма показывают, что, несмотря на рост ряда показателей по рынку, наибольший трафик туристских потоков сосредоточен на нескольких регионах страны. По данным Турстата, в 2017 г. основными территориями, которые посетили туристы, являлись: Москва (21 млн туристов), Московская область (14,1 млн), Краснодарский край (16 млн) и Санкт-Петербург (7,5 млн). Также были популярны Приморский край, Республика Крым и Республика Татарстан (табл. 1) [1]. Неравномерность распределения туристских потоков обусловлена рассредоточением по территории страны туристских ресурсов, выраженной сезонностью, неравномерным развитием в регионах туристской инфраструктуры, разной силой турбрендов и другими причинами [2, с. 162-169].

Таблица 1

Показатели туризма для основных российских регионов

Показатели туризма для основных российских регионов Общее число туристов в 2017 г., тыс. человек Число иностранных туристов 2017 г., тыс. человек

Москва 21 000 4 800

Санкт-Петербург 7500 3 750

Краснодарский край 16 000 900

Приморский край 4000 640

Республика Крым 5400 500

Республика Татарстан 3100 278

Московская область 14 100 230

Иркутская область 1600 211

Владимирская область 4000 200

Ярославская область 3600 200

Ставропольский край 1500 100

Калининградская область 1320 100

Республика Башкортостан 2000 100

Примечание. Составлено по расчетам Аналитического центра по данным Рос-стата, Турстата, данным из открытых источников (заявления в СМИ и пр.) и по результатам проведенного опроса отраслевых экспертов.

При таком распределении турпотоков российская туриндустрия может столкнуться с мировой проблемой - овертуризмом, когда число прибывающих в дестинацию туристов превышает разумные пределы и грозит ей разрушением самобытности [3]. В 2018 г. был выпущен отчет о проблемах избыточного туризма в европейских столицах. По данным UNWTO (Международной туристской организации), в 2017 г. был зафиксирован рекордный рост мировой индустрии туризма. Путешествия за рубеж в 2017 г. совершили 1,3 млрд человек: максимальное число прибытий пришлось на Старый Свет [4], а половина - всего на 100 городов. По данным UNWTO, в 2017 г. Европа приняла 671,1 млн туристов - примерно в полтора раза больше, чем население континента. Растущий турпоток привел к чрезмерному количеству посетителей по отношению к местному населению, что негативно повлияло на качество жизни последнего и дестинации в целом.

Прогнозируется, что мировой турпоток увеличится на 250 млн человек в течение следующего десятилетия. По данным Европейской ассоциации отельеров и рестораторов HOTREC, к росту мирового туризма привело следующее: доступность путешествий (появление лоукостеров, систем бронирования), использование частного сектора в туристских целях (внедрение систем бронирования Airbnb), повышение осведомленности туристов о направлениях с использованием Интернета и соцсетей [3]. Сюда же относятся модные тенденции (например, посещение мест по съемкам кинофильмов) и даже китайский синдром, когда число туристов из Китая к 2021 г. может составить 200 млн человек, по данным газеты Daily Mail [5].

Одновременно с ростом мирового туризма отмечается и неравномерность распределения международных турпотоков [6], на что оказывают влияние природные, социально-культурные, политические и экономические особенности конкретных территорий [7]. В результате загруженности дестина-ции увеличивается загрязнение, происходит снижение качества жизни ее населения, а толпы туристов вызывают протесты и явный конфликт со стороны последнего, называемый туризмофобией [3].

Таким образом, проблема овертуризма носит мировой характер, и Российская Федерация может с ней столкнуться. Многие государства, исследуя проблемы неравномерного распределения туристских потоков, разрабатывают рекомендации, следуя которым можно более эффективно управлять туризмом в перегруженных направлениях.

По мнению Зураба Пололикашвили, генерального секретаря UNWTO, самое важное в процессе устранения проблем неравномерного распределения турпотоков - это правильное реагирование на вызовы массового туризма, что намного более существенно, чем принято считать. В каждой стране, регионе и конкретной дестинации важно разработать свою стратегию и дорожную карту устойчивого развития туризма [4]. При разработке стратегии, кроме задач по увеличению турпотоков, важно ставить задачи по развитию туристских дестинаций на разных территориях страны и, соответственно, рассредоточению по ним трафика туристов, а также по сохранению используемых для туризма территорий. В зависимости от особенностей территории применяют разные стратегии.

В рамках исследования «Развитие инновационного потенциала въездного туризма» С. П. Чумаченко, С. И. Муториным была разработана типоло-

гия стратегий развития дестинаций для Российской Федерации, которая учитывает особенности и специфику того или иного региона страны. Исследователи выделяют стратегию радиального развития, стратегию транспортных коридоров, точечную стратегию и стратегию рекреационного районирования [1].

Стратегия радиального развития предполагает популяризацию близлежащих к известному турцентру территорий за счет включения их в существующие маршруты, когда сначала они посещаются с целью осмотра, затем -ночевки и далее превращаются в самостоятельную дестинацию [8]. Эта стратегия активно используется для развития территорий по Золотому кольцу России. По данным Российского союза туриндустрии, в 2017 г. города Золотого кольца приняли 5 млн туристов. Сегодня в этот классический маршрут входят восемь основных городов - Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Их объединяет не только историческое прошлое, но и географическое положение, образующее символический круг. В числе дополнительных городов, на которые ориентируются туроператоры, - Александров, Боголюбово, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Муром, Мышкин, Палех, Плёс, Рыбинск, Тутаев, Углич, Юрьев-Польский и др., расположенные в территориальной близости и развивающиеся как самостоятельные центры туризма. На сегодняшний день многие города желают вступить в этот союз, и, по словам заместителя министра культуры Аллы Маниловой, в среднем один город в год будет приниматься [9].

Освоение и популяризацию территорий, расположенных в границах транспортных коридоров страны, рекомендуется осуществлять с помощью стратегии транспортных коридоров. Согласно российской карте дорог, можно выделить следующие основные коридоры: Астрахань - Поволжье - Нижний Новгород - Москва - Санкт-Петербург - граница с Финляндией; Архангельск -Ярославль - Москва - Воронеж - Ростов - юг России; Транссибирская магистраль [1]. В их пределах существуют объекты туристского интереса, которые развиваются за счет пролегающих магистралей, и в том числе строительства объектов придорожного сервиса.

На базе этой стратегии развивают дестинации не только вдоль автомобильных магистралей, но и по пути следования круизных маршрутов и туристских поездов. К примеру, по Транссибирской железнодорожной магистрали (Москва - Владивосток) ходит несколько туристских поездов - поезд «Императорская Россия» (Москва - Пекин) от компании «РЖД ТУР» [10], поезд «Золотой орел» от компании «Открытие» [11], путешествуя которыми туристы посещают Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Байкал, Улан-Удэ и другие территории по пути следования состава.

Из-за больших территорий проблемой внутреннего туризма в России является развитие объектов туристского интереса, которые достаточно удалены от известных турцентров, разбросаны по большим и малозаселенным территориям. Здесь актуально использовать точечную стратегию, когда важно обеспечить транспортную доступность дестинации за счет автомобилей повышенной проходимости, малой авиации, малотоннажного флота, из-за чего возрастают транспортные издержки туристов [12].

Применяется точечная стратегия на Камчатке, Сибири, Дальнем Востоке, Севере и Северо-Западе России. Так, пик летнего сезона на популярной у туристов Камчатке приходится в большей степени на август, когда цена перелетов на высокие даты доходит до 90 тыс. рублей на человека туда-обратно. Традиционно в летние месяцы авиакомпании наращивают перевозку, решая проблему транспортной доступности дестинации. По информации аэропорта Петропавловска-Камчатского, авиакомпания «Россия» на лето 2018 г. организовала сначала дополнительные рейсы, а с июня сделала полеты ежедневными. И это в дополнение к ежедневному рейсу «Аэрофлота» [13]. Правительство Камчатского края совместно с туроператорами стремится развивать недорогие недельные пакетные туры вне высокого сезона стоимостью не выше 35 тыс. руб. [14].

Использование точечной стратегии прослеживается и в развитии Великого Устюга - родины Деда Мороза, где с целью решения транспортной доступности планируется к 2020 г. запустить новую авиаполосу для приема среднемагистральных самолетов вместимостью до 100 человек. Пока 60 % туристов из 300 тыс. приезжают в регион на железнодорожном транспорте, 40 % - на автомобильном и лишь 0,1 % прилетает на самолете. Стоит отметить, что проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза» был начат в 1998 г., и за время его реализации здесь появились новые рабочие места и объекты туристской инфраструктуры. Город посетили свыше 3 млн туристов, а в 2017 г. Великий Устюг вошел в топ-10 популярных малых туристских городов России [15].

Коммерческий директор Национального туроператора «Алеан» Оксана Булах отмечает, что в Сибири, на Урале, на севере России есть города, раскрытию туристского потенциала которых мешает плохая транспортная доступность. Югра, Ханты-Мансийск, Нижневартовск могли бы принимать больше гостей из соседних регионов при наличии недорогих прямых авиарейсов, что будет способствовать распределению турпотока по территории страны.

Использованию точечной стратегии для развития дестинаций будет способствовать и появление прямых перелетов между российскими регионами. В настоящее время на авиаузел Москвы приходится около 70 % всех внутренних пассажирских перелетов, и только каждый четвертый рейс по стране - нестыковочный (по данным Росавиации). Такая логистика не способствует росту внутренних турпотоков. Положительный опыт разрешения этой проблемы есть у Бразилии, где хорошо развита сеть прямых авиамаршрутов между регионами. Для иностранных гостей здесь разработан Brazil Airpass - единый авиабилет, по которому можно осуществить несколько внутренних перелетов [16].

Существует и предложение от глав корпораций развития субъектов РФ выдавать государственные туристские сертификаты на посещение периферийных регионов, что будет содействовать развитию внутреннего туризма страны. Сахалин, Командорские острова, Таймыр или Камчатка, Калининградская область получат туриста даже со средним уровнем дохода. Кроме того, у бизнеса появится возможность работать с новыми сегментами туристов - например, сертификаты могут выдаваться людям предпенсионного возраста и многодетным семьям [17].

Некоторые территории страны активно развиваются за счет специализации на том или ином виде туризма. Это предполагает стратегия рекреационного районирования [1]. Разнообразие туристских ресурсов в России позволяет развивать на территории культурно-познавательный, событийный, экологический, деловой, круизный, паломнический, горнолыжный, санаторно-курортный, оздоровительный туризм и др.

В соответствии с методикой, принятой Госкомстатом РФ, в Российской Федерации насчитывается 13 туристских зон федерального значения: Западная, Северо-Западная, Черноморская, Южно-Русская, Центральная, Поволжская, Дальневосточная, Уральская, Алтайская, Кавказская, Байкальская, Енисейская, «Российский Север» [18]. В каждой из этих зон применяют свою стратегию развития туризма. На наш взгляд, грамотное использование перечисленных выше стратегий может помочь в перераспределении турпотоков по стране и избежать проблем овертуризма в крупных российских турцентрах.

Кроме того, что туристская деятельность должна четко управляться, важно вести статистический учет, чтобы получать наиболее полные данные о туристской активности в дестинациях [3]. Требуется разработать систему измерений и оценки воздействия туризма, собирать информацию о том, какие места посещают туристы и как они влияют на окружающую среду, и не важно - в городах или вне их. В настоящее время в нашей стране планируется разработать обновленную форму статистической отчетности по оказанию туруслуг, применять которую будут в топ-20 регионах, оказывающих услуги иностранным туристам. В них же будут создавать социологический портрет «иностранца в России» для полноты представления информации о стране в ШШО.

На уровне дестинации возможны следующие способы решения проблем овертуризма. В некоторых странах вводятся ограничения турпотоков, например, на количество туристов или количество сдаваемого жилья, прибытие круизных судов и лоукостеров [19].

Так, в Барселоне живет 1,6 млн человек. Но когда в 2016 г. город принял 32 млн туристов, мэр города Ада Колау начала последовательно вводить меры по ограничению потока туристов: ввела годовой мораторий на строительство новых отелей в центре города, ограничила использование сегвеев и скутеров в оживленных частях города, увеличила налоги на недвижимость, которая сдается в краткосрочную аренду [20].

Правительством ряда других популярных у туристов стран также было принято решение о повышении стоимости направления. Как правило, это делают за счет введения дополнительного налога на деятельность предприятий туриндустрии или увеличения цен на направление в периоды высокого спроса, что делает путешествия дороже и отталкивает бюджетных туристов. В Исландии, например, сделали ставку на создание лакшери предложений для туристов, а с помощью динамических цен начали управлять спросом. В Диснейуорлде плата за билеты вырастает в пиковые периоды. Еще один способ - налоги, которые приводят к удорожанию поездки. В Барселоне дополнительные налоги уже платят отели, арендодатели и круизные компании [19].

Некоторые дестинации «помогают туристам становиться ответственными», а именно уважать уклад жизни местного населения. Для этого возможно введение запретов и штрафов. В Венеции живет 633 тыс. человек, и только в 2017 г. город посетили 5,3 млн путешественников. В ответ на это муниципалитет установил штрафы до 500 евро за купание в каналах, выброс мусора и езду на велосипеде [21].

Генеральный директор компании Intrepid Travel Лей Барнс считает, что каждый человек должен брать на себя ответственность в путешествиях, быть внимательным к природе, аккуратным и уважительно относиться к той стране, в которой он находится. Это будет снижать воздействие овертуризма на дестинацию и соответствовать концепции устойчивого туризма [22].

Для мирного разрешения конфликтов между туристами и местным населением требуется выстраивать диалог между жителями, профессиональными туристскими организациями и органами власти [3].

Таким образом, наши исследования туристской политики разных стран позволили выявить следующие пути, которые могут использоваться для решения проблем овертуризма:

1) стратегическое управление туристской деятельностью, когда в каждой стране, регионе и конкретной дестинации требуется разработка своей стратегии и дорожной карты устойчивого развития туризма;

2) ведение статистического учета туристской деятельности и прибытия туристов, что позволит выявлять неравномерность распределения турпотоков;

3) введение ограничения турпотоков на уровне дестинации: повышение стоимости направления за счет введения дополнительного налога на деятельность предприятий туриндустрии или увеличения цен в периоды высокого спроса, запрет на строительство новых средств размещения и др., что позволит сократить число бюджетных туристов;

4) создание новых турбрендов, развитие и продвижение малоизвестных территорий, что будет способствовать рассредоточению турпотоков по стране;

5) обучение туристов ответственному поведению по отношению к природе и местному населению, к их укладу жизни, обычаям и традициям, что позволит сгладить возникающие конфликты между жителями и туристами.

В России пока проблемы овертуризма не стоят остро. Страна решает задачи по привлечению туристов. Однако по прогнозам Ассоциации туроператоров России, рост турпотока в Россию составит 20 % в 2019 г. В этом случае он превысит 30 млн человек, и это будет рекордный показатель для нашей страны [23]. В целом в России складываются благоприятные условия для роста внутренних и въездных турпотоков, что связано с развитием инфраструктуры, увеличением финансовой доступности поездок, смягчением визового режима и появлением новых направлений путешествий [24, с. 384].

Учитывая, что неравномерность распределения турпотоков по стране присутствует, можно сказать, что с ростом туризма она будет более явно прослеживаться. Поэтому туристская политика на стратегическом уровне по развитию внутреннего и въездного туризма должна учитывать, что как можно большее количество российских регионов должно принимать туристов. Если их концентрация по-прежнему сохранится в Москве и Санкт-Петербурге, то это может привести к резкому повышению цен, снижению качества турист-

ских услуг и, главное, к возрастающим конфликтам между местным населением и туристами.

Библиографический список

1. Сколько иностранцев приезжает в Россию и сколько денег они тратят? - URL: http://profi.travel/articles/37868/details (дата обращения: 08.02.2019).

2. Рассохина, Т. В. Менеджмент туристских дестинаций : учебник / Т. В. Рассохина. - Москва : Советский спорт, 2014.

3. Овертуризм: кто виноват и что делать? - URL: http://www.travelspy.com.ua/2018/ 07/what-should-we-do-with-overtourism.html (дата обращения: 08.02.2019).

4. UNWTO объяснила, как управлять «овертуризмом». - URL: http://profi.travel/news/ 37684/details (дата обращения: 08.02.2019).

5. Что такое овертуризм и его влияние на путешествия. - URL: https://zen.yandex.ru/ media/id/5a1bci38865165725315038b/chto-takoe-overturizm-i-ego-vlüanie-na-puteshest viia-5b42f7a6eafc3100aadc0060 (дата обращения: 08.02.2019).

6. Казыбайкызы, А. Особенности и перспективы развития туризма в мире / А. Казыбайкызы, А. Е. Муханова, Ж. Б. Смагулова // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1. - С. 265-269. - URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/ article/view?id=34827 (дата обращения: 13.02.2019).

7. Герзмава, Л. Р. География международных туристских потоков : дис. ... канд. геогр. наук / Герзмава Л. Р. - Москва, 2000. - URL: http://www.dslib.net/econom-geografia/geografija-mezhdunarodnyh-turistskih-potokov.html (дата обращения: 13.02.2019).

8. Тайгибова, Т. Т. Концептуальные основы реализации стратегий развития въездных туристических потоков в России на современном этапе / Т. Т. Тайгибова // Молодой ученый. - 2012. - № 3. - С. 204-207. - URL: https://moluch.ru/ archive/38/4408 (дата обращения: 13.02.2019).

9. Золотое кольцо России хотят расширять на один город в год. - URL: https:// www.vedomosti.ru/lifestyle/news/2018/01/22/748547-zolotoe-koltso (дата обращения: 04.02.2019).

10. Поезд «Императорская Россия» (Москва - Владивосток). - URL: http://rzdtour. com/?p=625 (дата обращения: 04.02.2019).

11. Транссиб. От Москвы до Владивостока на роскошном поезде «Золотой орел». -URL: http://www.otkrytie.ru/rus/transsib-goldeneagle.htm (дата обращения: 04.02.2019).

12. Основные принципы организации въездного туризма. - URL: http://tourfaq.net/ travel-business/osnovnye-principy-organizacii-vezdnogo-turizma (дата обращения: 04.02.2019).

13. Туры на Камчатку не дешевеют, несмотря на усилия туроператоров. - URL: http:// profi.travel/news/35809/details (дата обращения: 04.02.2019).

14. Камчатка планирует развивать недорогой туризм. - URL: http://profi.travel/news/ 37128/details (дата обращения: 11.02.2019).

15. Авиарейсы из Москвы и Петербурга в Великий Устюг появятся к 2020 году. -URL: http://profi.travel/news/38294/details (дата обращения: 12.02.2019).

16. Солдатенков, Д. Нужна ли туррынку авиакомпания банкиров? / Д. Солдатен-ков. - URL: https://www.hotline.travel/aviaperevozka-i-transport/nuzhna-li-turrynku-aviakompaniya-bankirov (дата обращения: 25.01.2019).

17. В России предложили бесплатно возить туристов на Дальний Восток. - URL: http://profi.travel/news/37753/details (дата обращения: 12.02.2019).

18. Беднова, М. А. Эконометрический анализ спроса на въездной туризм в Россию / М. А. Беднова, Т. А. Ратникова // Прикладная эконометрика. - 2011. - № 1. -С. 97-113.

19. 5 способов борьбы с овертуризмом. - URL: https://samokatus.ru/2018/04/over tourism (дата обращения: 24.01.2019).

20. Барселона начала войну с туристами: их стало слишком много. - URL: https:// meduza.io/feature/2017/03/01/barselona-nachala-voynu-s-turistami-ih-stalo-slishkom-mnogo (дата обращения: 06.02.2019).

21. «Овертуризм», или города, где туристам не рады. - URL: https://www.tourprom.ru/ news/39564 (дата обращения: 23.01.2019).

22. Устойчивые путешествия - это важно и просто. - URL: https://rodovid.me/ ustoichivoe_razvitie/ustoychivye-puteshestviya--eto-vazhno-i-prosto.html (дата обращения: 04.02.2019).

23. Иванова, А. Количество иностранных туристов в России в 201; году превысит 30 млн / А. Иванова. - URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/07/18/ 775848-inostrannih-turistov (дата обращения: 26.01.2019).

24. Рубаник, А. Н. Технологии въездного туризма / А. Н. Рубаник, Д. С. Ушаков. -2-е изд., испр. - Ростов-на-Дону : МарТ : Феникс, 2010.

References

1. Skol'ko inostrantsev priezzhaet v Rossiyu i skol'ko deneg oni tratyat? [How many foreigners come to Russia and how much money do they spend?]. Available at: http:// profi.travel/articles/37868/details (accessed Febr. 08, 2019). [In Russian]

2. Rassokhina T. V. Menedzhment turistskikh destinatsiy: uchebnik [Tourist destination management: tutorial]. Moscow: Sovetskiy sport, 2014. [In Russian]

3. Overturizm: kto vinovat i chto delat'? [Overtourism: who is to blame and what to do?]. Available at: http://www.travelspy.com.ua/2018/07/what-should-we-do-with-overtourism. html (accessed Febr. 08, 2019). [In Russian]

4. UNWTO ob"yasnila, kak upravlyat' «overturizmom» [World Tourism Osganization clarified how to manage "overtourism"]. Available at: http://profi.travel/news/37684/ details (accessed Febr. 08, 2019). [In Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Chto takoe overturizm i ego vliyanie na puteshestviya [What is overtourism and its impact on travel]. Available at: https://zen.yandex.ru/media/id/5a1bcf388651657253150 38b/chto-takoe-overturizm-i-ego-vliianie-na-puteshestviia-5b42f7a6eafc3100aadc0060 (accessed Febr. 08, 2019). [In Russian]

6. Kazybaykyzy A., Mukhanova A. E., Smagulova Zh. B. Uspekhi sovremennogo estest-voznaniya [Successes of modern science]. 2015, no. 1, pp. 265-269. Available at: http:// www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34827 (accessed Febr. 13, 2019). [In Russian]

7. Gerzmava L. R. Geografiya mezhdunarodnykh turistskikh potokov: dis. kand. geogr. nauk [Geography of international tourist flows: dissertation to apply for the degree of the candidate of geographic sciences]. Moscow, 2000. Available at: http://www.dslib. net/econom-geografia/geografija-mezhdunarodnyh-turistskih-potokov.html (accessed Febr. 13, 2019). [In Russian]

8. Taygibova T. T. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2012, no. 3, pp. 204-207. Available at: https://moluch.ru/archive/38/4408 (accessed Febr. 13, 2019). [In Russian]

9. Zolotoe kol'tso Rossii khotyat rasshiryat' na odin gorod v god [The Golden Ring of Russia want to expand to one city per year]. Available at: https://www.vedomosti. ru/lifestyle/news/2018/01/22/748547-zolotoe-koltso (accessed Febr. 04, 2019). [In Russian]

10. Poezd «Imperatorskaya Rossiya» (Moskva - Vladivostok) [Train "Imperatorium Russia" (Moscow - Vladivostok)]. Available at: http://rzdtour.com/?p=625 (accessed Febr. 04, 2019). [In Russian]

11. Transsib. Ot Moskvy do Vladivostoka na roskoshnom poezde «Zolotoy orel» [Transsib. From Moscow to Vladivostok on the luxurious train "Golden Eagle"]. Available at:

http://www.otkrytie.ru/rus/transsib-goldeneagle.htm (accessed Febr. 04, 2019). [In Russian]

12. Osnovnye printsipy organizatsii v"ezdnogo turizma [Basic principles of organization in riding tourism]. Available at: http://tourfaq.net/travel-business/osnovnye-principy-organizacii-vezdnogo-turizma (accessed Febr. 04, 2019). [In Russian]

13. Tury na Kamchatku ne desheveyut, nesmotrya na usiliya turoperatorov [Tours to Kamchatka are not cheaper, despite the efforts of tour operators]. Available at: http://profi. travel/news/35809/details (accessed Febr. 04, 2019). [In Russian]

14. Kamchatka planiruet razvivat' nedorogoy turizm [Kamchatka plans to develop inexpensive tourism]. Available at: http://profi.travel/news/37128/details (accessed Febr. 11, 2019). [In Russian]

15. Aviareysy iz Moskvy i Peterburga v Velikiy Ustyug poyavyatsya k 2020 godu [Flights from Moscow and St. Petersburg to Veliky Ustyug will appear by 2020]. Available at: http://profi.travel/news/38294/details (accessed Febr. 12, 2019). [In Russian]

16. Soldatenkov D. Nuzhna li turrynku aviakompaniya bankirov? [Does the airline market need a banker airline?]. Available at: https://www.hotline.travel/aviaperevozka-i-trans port/nuzhna-li-turrynku-aviakompaniya-bankirov (accessed Jan. 25, 2019). [In Russian]

17. VRossii predlozhili besplatno vozit' turistov na Dal'niy Vostok [Russia offered to carry tourists to the Far East for free]. Available at: http://profi.travel/news/37753/details (accessed Febr. 12, 2019). [In Russian]

18. Bednova M. A., Ratnikova T. A. Prikladnaya ekonometrika [Approximate econometrics]. 2011, no. 1, pp. 97-113. [In Russian]

19. 5 sposobov bor'by s overturizmom [5 ways to combat overtourism]. Available at: https:// samokatus.ru/2018/04/overtourism (accessed Jan. 24, 2019). [In Russian]

20. Barselona nachala voynu s turistami: ikh stalo slishkom mnogo [Barcelona started a war with tourists: there are too many of them]. Available at: https://meduza.io/feature/ 2017/03/01/barselona-nachala-voynu-s-turistami-ih-stalo-slishkom-mnogo (accessed Febr. 06, 2019). [In Russian]

21. «Overturizm», ili goroda, gde turistam ne rady ["Overtourism", or cities where tourists are not welcome]. Available at: https://www.tourprom.ru/news/39564 (accessed Jan. 23, 2019). [In Russian]

22. Ustoychivye puteshestviya - eto vazhno i prosto [Sustainable travel is important and simple]. Available at: https://rodovid.me/ustoichivoe_razvitie/ustoychivye-puteshest viya--eto-vazhno-i-prosto.html (accessed Febr. 04, 2019). [In Russian]

23. Ivanova A. Kolichestvo inostrannykh turistov v Rossii v 2019 godu prevysit 30 mln [The number of foreign tourists in Russia in 2019 will exceed 30 million]. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/07/18/775848-inostrannih-turistov (accessed Jan. 26, 2019). [In Russian]

24. Rubanik A. N., Ushakov D. S. Tekhnologii v"ezdnogo turizma [Technology in riding tourism]. 2nd ed., corr. Rostov-on-Don: MarT: Feniks, 2010. [In Russian]

Семеркова Любовь Николаевна доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: penzamarketing@mail.ru

Semerkova Lyubov' Nikolaevna Doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of marketing, commerce and service, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Зинченко Светлана Владимировна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Zinchenko Svetlana Vladimirovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of marketing, commerce and service, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: penzamarketing@mail.ru, slatynova@mail.ru

Бижанова Евгения Михайловна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Bizhanova Evgeniya Mikhaylovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of marketing, commerce and service, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: penzamarketing@mail.ru, janette@list.ru

Образец цитирования:

Семеркова, Л. Н. Актуальные проблемы неравномерного распределения туристских потоков / Л. Н. Семеркова, С. В. Зинченко, Е. М. Бижанова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 1 (49). - С. 168-178. - БОТ 10.21685/2072-3016-2019-1-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.