УДК 639.2.06:330.22(06)
ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ В СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВОВ НАЛИВНОГО ФЛОТА
А. В. Корякина, В. А. Теплицкий
INVESTMENT OF RESOURCES IN THE CREATION OF TANKER FLEET
RESERVES
A. V. Koryakina, V. A. Teplitskiy
В период наибольшей напряженности промысла может возникнуть дефицит мощностей танкерного флота, в результате чего промысловые суда несут убытки вследствие простоев в ожидании бункеровки. Для сглаживания воздействия сезонности необходимо инвестировать средства в создание резерва наливного флота. Наличие такого резерва потребует затрат как на строительство танкерного флота, так и на его содержание, которые должны компенсироваться доходами от доставки дополнительного топлива на промысел и от уменьшения потерь от простоев добывающих и обрабатывающих судов, связанных с ожиданием бункеровки. Эти условия сформулированы в статье введением соответствующих формул. Так как в процессе вычислений необходимо сглаживание некоторых применяемых величин, то для выравнивания ряда, подверженного сезонным изменениям, можно воспользоваться методами скользящих средних, наименьших квадратов, а также применить приемы гармонического анализа. Нами был использован ряд Фурье. Обычно при сглаживании по ряду Фурье рассчитывают несколько гармоник и затем уже определяют, какая из них наилучшим образом отражает периодичность изменения его уровня. Далее следует рассматривать полученную функцию с точки зрения возможности оценки провозоспособности наливного флота на будущий период. В статье приводятся методы вычисления всех параметров, позволяющих определить необходимые инвестиционные ресурсы для создания резерва наливного флота (доходы от поставок дополнительного топлива, доставляемого резервом в планируемом подпериоде, величина приведенных затрат на единицу резервного тоннажа). Использование рекомендуемого метода дает возможность определить целесообразность создания такого резерва и оптимизировать его.
инвестиционные ресурсы, добывающий флот, наливной флот, сезонность промысла, резерв наливного флота, капитальные затраты, текущие расходы, содержание резерва, выигрыш от резерва, гармонический анализ, экстраполяция
In the period of the greatest intensity of fishing, there may be a shortage of capacities of the tanker fleet, as a result of which fishing vessels bear losses due to downtime waiting for bunkering. To mitigate the impact of seasonality, it is necessary to invest in creation of the tanker fleet reserve. Since the need for such a reserve comes at a price, both for the construction of the tanker fleet and for its maintenance, availability of
this reserve should be compensated by the revenues from the delivery of additional fuel to the fishery and from the decrease in losses from idle times of mining and processing vessels associated with waiting for bunkering. These conditions are formulated in the article by introducing the corresponding formulas. Since in the calculation process it is necessary to smooth out some of the quantities used in the calculation, in order to smooth a series subject to seasonal changes one can use the moving average method, least squares methods and harmonic analysis techniques. We used the Fourier series. Usually, when aligning over the Fourier series, several harmonics are calculated and then it is determined which of them best reflects the periodicity of the level variation of the series. Next, we should consider a function obtained from the point of view of the possibility of assessing the capacity of the tanker fleet for the future period. The article presents calculation methods of all parameters, allowing us to determine necessary investment resources to build the tanker fleet reserve (incomes from the delivery of additional fuel delivered by the reserve in the planned sub period, the cost per unit of the reserve tonnage). Using the recommended method makes it possible to determine the feasibility of creating such a reserve and optimize it.
investment resources, mining fleet, tanker fleet, fishing seasonality, tanker fleet reserve, capital costs, operating costs, reserve maintenance, reserve gain, harmonic analysis, extrapolation
ВВЕДЕНИЕ
Неравномерность в работе добывающего флота, порождаемая сезонным характером рыбного промысла, создает неритмичность при эксплуатации наливного флота, в функции которого входит снабжение топливом и смазочными материалами промысловых судов.
Опыт показывает, что в период наибольшей напряженности промысла может создаваться ситуация, когда ощущается недостаток судов танкерного флота, в результате чего промысловые суда несут убытки вследствие простоев в ожидании бункеровки [1].
Для сглаживания воздействия сезонности и необходимо инвестировать средства в создание резерва наливного флота [2 - 4]. Наличие такого резерва требует затрат на его создание и содержание, которые должны компенсироваться доходами от доставки дополнительного топлива на промысел и от уменьшения затрат от простоев добывающих и обрабатывающих судов, связанных с ожиданием бункеровки.
Следовательно, создание резерва наливного (танкерного) флота будет целесообразно в том случае, если затраты на его содержание будут меньше эффекта от его эксплуатации или равны таковому.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Итак, задачу можно сформулировать следующим образом: требуется определить резерв наливного флота на перспективу при условии, что стоимость содержания этого резерва не будет превышать сумму доходов от доставки им дополнительного топлива и прибыли от реализации выпущенной дополнительно рыбной продукции промысловым флотом в результате уменьшения простоев, связанных с ожиданием танкерного флота.
То есть
п х С х Я < к х Р + S, ^
где п - число частей периода планирования (подпериодов); k - число случаев в планируемом подпериоде, для которых потребность в топливе превышает возможности провозоспособности наливного флота; C - величина приведенных затрат на единицу резервного тоннажа в планируемом подпериоде; R - резерв провозной способности наливного флота в планируемом подпериоде; P - доходы от поставок дополнительного топлива, доставляемого резервом в планируемом подпериоде; S - прибыль от реализации рыбной продукции, выпущенной дополнительно промысловым флотом в планируемом подпериоде за счет сокращения простоев в ожидании бункеровки.
Тогда резерв провозоспособности наливного флота в планируемом подпе-риоде определяется из следующего неравенства:
Я < к х Р + * ,
п х С (2)
где С, к, P и S - прогнозируемые показатели [1].
Относительное значение резерва определяется по формуле
я
У =-х 100%, (3)
дгод
где Qгод - требуемая провозоспособность наливного флота при равномерной потребности в нем, которая определяется как:
дгод = д - д*, (4)
где Q - количество топлива, которое по плану требуется на промысле на планируемый период (год); Q - планируемое количество топлива, которое будет доставлено на промысел не танкерным флотом (например, приемно-транспорт-ными судами) в планируемом году.
Следует отметить, что при условии соблюдения равенства (4) достигается максимум допустимого резерва, но выполнение этого равенства не гарантирует оптимального варианта.
Далее рассмотрим величину д(() = (X - Х() х а как функцию времени от года t 0=1,2,.. ,,р), где Х1: - общая провозоспособность флота, доставляющего топливо в тонна-милях за период V, Х( - средняя провозоспособность флота, доставляющего топливо за год, выраженная в тонна-милях; а - удельный вес провозоспособности наливного флота в общем объеме доставляемого топлива за год, выраженная в тонна-милях.
Величина q(t) представляет собой разницу между фактической за подпе-риод и средней провозоспособностью наливного флота за год.
Прежде всего, следует проанализировать характер изменения данной величины во времени. Рассмотрим, как она меняется в течение т лет.
Для сглаживания ряда, подверженного сезонным изменениям, можно воспользоваться методами скользящих средних, наименьших квадратов, а также приемами гармонического анализа [5, 6].
Для выравнивания используется ряд Фурье, который выражается уравнением:
г = Р А0 2 У(х) = -0 + 2
2 г = 1
. . ,2л . „ ,2л . А X 81п(— X) + В. со$,(— X)
' Рг ' Рг
(5)
где рг - период гармоники; 2л - переменная; Ло,Лг,Бг - коэффициенты
Фурье.
Определим ^т гармоник (р = пт).
Для расчета параметров уравнения используют следующие формулы:
1 Р
А0 = - 2 ч(х); (6)
0 Рх = 1
2 р -1 . ,2л ,
А = - 2 Ч, яп(— X); (7)
г Рх = 0 Х Рг
п 2 р -1 2л ,
вг = - 2 Ч, СС8(— X). (8)
г Рх = 0 х Рг
Обычно при выравнивании по ряду Фурье рассчитывают несколько гармоник и затем уже определяют, какая из них наилучшим образом отражает периодичность изменения уровня ряда. Далее следует рассматривать полученную функцию с точки зрения возможности оценки провозоспособности наливного флота на будущий период.
Если предположить, что в будущем сохранится та же амплитуда колебаний, то для вычисления значений провозоспособности наливного флота на планируемый период следует исходить из предполагаемого тренда. Для того чтобы оценить погрешность, надо перенести рассчитанную ошибку аппроксимации на планируемый период и получить доверительные интервалы.
Фиксируем последовательно те значения у, для которых выполняется неравенство у>0. Пусть таких случаев к, тогда
к
Ь х 2 У
Р - г = 1
Р = = ' (9)
где Ь - тариф за доставку одной тонны топлива; г - средний пробег одной тонны топлива в милях.
Для расчета величины прибыли от реализации рыбной продукции, получаемой в результате сокращения простоев промыслового флота в прогнозируемом периоде, рекомендуется, применив статистические методы, определить на основе отчетных данных за ряд лет тенденции изменения величины ^ = У^пр х ^ , где
/пр - время простоев промыслового флота по типам судов ] (]=1,2,...,ц); - прибыль, получаемая за сутки промысла по типам промысловых судов.
Далее, сделав предположение, что тенденции, сложившиеся на исследуемом отрезке времени, сохраняются в будущем, можно экстраполировать
данную величину с учетом ожидаемых темпов инфляции в прогнозируемом периоде.
Приведенные затраты, приходящиеся на единицу тоннажа резерва наливного флота, определяются по следующей формуле:
и и
Ен х 2 К . 2 Э ]
С =--+ ^-, (10)
ии
2 В 2 В
] = 1 ] ] = 1 ]
где Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Ен=0,12); К - капитальные затраты ]-го судна; Э] - эксплуатационные затраты ]-го судна; Б] - чистая грузоподъемность ]-го судна.
и и ^
2 К, 2 Э.
I = 1 ] ] = 1
Значения величин -- и - в прогнозируемом периоде
и и
2 В] 2 В] ] = 1 ] ] = 1 ] вычисляются методом экстраполяции с учетом их изменений за ряд лет.
В результате проводимых исследований необходимо выявить, окупятся ли инвестиционные средства, вложенные в создание резерва наливного флота.
ВЫВОДЫ
Приведенная методика может быть использована для проведения практических расчетов по определению резерва провозной способности танкерного флота, а также резерва провозоспособности водолеев.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Корякина, А. В. Инвестиционные ресурсы рыбохозяйственного комплекса (на примере рыбохозяйственного комплекса Калининградской области) //
A. В. Корякина, А. Г. Мнацаканян, В. А. Теплицкий; под ред.
B. А. Теплицкого. - Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2014. - 97 с.
2. Корякина, А. В. Прогнозирование резервов провозной способности при-емно-транспортного флота / А. В. Корякина, А. Г. Мнацаканян, В. А. Теплицкий // Финансы и кредит. - 2014. - № 34 (610). - С. 54 - 58.
3. Романов, Е. А. Экономика рыбохозяйственного комплекса / Е. А. Романов. - Москва: Мир, 2005. - 336 с.
4. Корякина, А. В. Пример расчета оптимального резерва производственных мощностей морских рыбных портов / А. В. Корякина,
B. А. Теплицкий // Балтийский экономический журнал. - 2014. - № 2 (12). -
C. 98 - 106.
5. Громыко, Г. М. Статистические ряды в экономических и экономико-географических исследованиях / Г. М. Громыко. - Москва: Изд-во МГУ, 1974. -264 с.
6. Кильдишев, Г. С. Анализ временных рядов и прогнозирование / Г. С. Кильдишев, А. А. Френкель. - Москва: Статистика, 1973. - 104 с.
REFERENCES
1. Teplitskiy V. A., Koryakina A. V., Mnatsakanyan A. G. Investitsionnye resursy rybokhozyaystvennogo kompleksa (na primere rybokhozyaystvennogo kom-pleksa Kaliningradskoy oblasti) [Investment resources of the fishery complex (by the example of the fishery complex of the Kaliningrad region]. Kaliningrad, izd-vo Kali-ningradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, 97 p.
2. Koryakina A. V., Teplitskiy V. A., Mnatsakanyan A. G. Prognozirovanie rezervov provoznoy sposobnosti priemno-transportnogo flota [Forecasting the reserves of the carrying capacity of the receiving-cargo fleet]. Finansy i kredit, 2014, no. 34(610), pp. 54-58.
3. Romanov E. A. Ekonomika rybokhozyaystvennogo kompleksa [Economy of the fishery complex]. Moscow, Mir, 2005, 336 p.
4. Koryakina A. V., Teplitskiy V. A. Primer rascheta optimal'nogo rezerva pro-izvodstvennykh moshchnostey morskikh rybnykh portov [Example of calculating the optimal reserve of production capacity of marine fishing ports]. Baltiyskiy ekonomich-eskiy zhurnal, 2014, no. 2(12), pp. 98-106.
5. Gromyko G. M. Statisticheskie ryady v ekonomicheskikh i ekonomiko-geo-graficheskikh issledovaniyakh [Statistical series in economic and economic-geographical studies]. Moscow, MGU, 1974, 264 p.
6. Kil'dishev G.S., Frenkel' A.A. Analiz vremennykh ryadov i prognozirovanie [Time series analysis and forecasting]. Moscow, Statistika, 1973, 104 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Корякина Анна Владимировна - Калининградский государственный технический университет; аспирант кафедры управления производством;
E-mail: [email protected]
Koryakina Anna Vladimirovna - Kaliningrad State Technical University;
Postgraduate Student оf the Department of Production Management;
E-mail: [email protected]
Теплицкий Владимир Абрамович - Калининградский государственный технический университет; доктор экономических наук, профессор кафедры управления производством
Teplitskiy Vladimir Abramovich - Kaliningrad State Technical University; Doctor of economic science, Professor of the Department of Production Management