СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ, УСТРОЙСТВА И СИСТЕМЫ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СУДОВОЖДЕНИЯ, ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СУДОВ
УДК 656.2+639.2.081
С.Б. Бурханов, Л.В. Кучеренко
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет,
690087, г. Владивосток, ул. Луговая, 52б
РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОБЫВАЮЩИХ СУДОВ ОХОТОМОРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Представлены результаты анализа экономических показателей рыбопромыслового флота ОАО «ТУРНИФ» в период 2010-2012 гг. Авторы предложили вариант транспортного обслуживания для повышения эффективности работы рыболовных судов в составе экспедиции.
Ключевые слова: экономические показатели, рыбопромысловый флот, управление, эффективность, транспортное обеспечение.
S.B. Burkhanov, L.V. Kucherenko LOGISTICS OF THE FISHING VESSELS OF THE SEA OF OKHOTSK FISHERY GROUND
The results of the analysis of the economic indices offishing fleet operation JSC ”TURNIF” within the period 2010 - 2012 years. The authors have proposed a variant of transport service to improve the efficiency of fishing vessels in the fishery ground.
Key words: Economic indices, fishing fleet, management, efficiency, transport logistics.
Введение
Рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации включает в себя несколько видов экономической деятельности - от промысловой разведки, прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации лова, обработки, выгрузки, транспортировки и продажи продукции в стране и за рубежом [1].
В ряде регионов отрасль является градообразующей, одной из главных источников занятости и доходов населения. Основой производственного потенциала рыбопромышленного комплекса является рыбодобывающий флот [2].
Рыбопромысловый флот работает в различных условиях, которые оказывают существенное влияние на его технико-эксплуатационные характеристики и экономическую эффективность. Эффективность работы океанического флота зависит и от того, каким способом он используется. В большинстве случаев океанические суда работают в так называемом экспедиционном режиме [3].
Промысел в составе экспедиций является наиболее приемлемой организационной формой работы, хорошо отработанной и подкрепленной многолетней практикой [4]. На эффективность работы судов, прежде всего, влияют: производительность работы в конкретном промысловом районе, видовой состав облавливаемых биологических ресурсов и способ переработки уловов [3].
В структуре себестоимости рыбной продукции удельный вес затрат на сырье составляет порядка 65-70 %. Основными направлениями в снижении общих промысловых затрат и, как следствие, повышении эффективности работы добывающего флота являются оптимальное и рациональное управление добычей рыбы и морепродуктов, поставка сырья в последующие
51
Научные труды Дальрыбвтуза. Том 34 ISSN 2222-4661
подсистемы для оптимизации всей сквозной логистической цепи. Любая логистическая операция сопровождается потенциальными потерями, а оптимизация логистических операций ведет к сокращению потерь [5]. Получить положительный финансовый результат можно при разработке оптимальных вариантов транспортного обеспечения промысловых экспедиций.
Объект, цель и методы исследования
Объектом исследования является организация работы судов ОАО «ТУРНИФ» по обслуживанию Охотоморской промысловой экспедиции, осуществляющей промысел минтая и сельди в 2010-2012 гг.
Цель работы заключается в решении проблемы организации транспортного обслуживания рыбопромысловой экспедиции.
В работе использовались методы статистического и экономического анализа, системный и сравнительный анализ и общенаучные методы, такие, как систематизация, группировка, обобщение, описание.
Результаты и их обсуждение
Для достижения цели работы были сформулированы задачи:
• выбор исходных и отчетных данных для проведения анализа;
• произведение расчетов показателей для выбора типа судна для конкретного направления;
• проработка вариантов решений задачи по критерию оптимальности;
• определение потребности в тоннаже, анализ результатов сравнения и выбор оптимального варианта, обеспечивающего максимум эффективности при его реализации по принятому критерию.
Основным видом производственной деятельности открытого акционерного общества «ТУРНИФ» является добыча и обработка рыбы и морепродуктов.
Освоение промышленных квот предприятие осуществляло как собственным флотом, так и арендованными судами. Все задействованные рыбопромысловые суда приспособлены к океаническому рыболовству, имеют большую автономность плавания и оснащены современным обрабатывающим оборудованием. Основными видами продукции, обеспечивающими наибольший объем реализации (выручки) компании, являются рыба мороженая и икра минтая.
Из табл. 1 видно, что добывающие суда компании осуществляли вылов основных объектов промысла в различных промысловых районах [6].
Как видно из рис. 1, основная доля вылова приходится на район Охотского моря.
На рис. 2 представлена структура видового состава добычи. Из рис. 2 видно, что основными объектами промысла являются минтай и сельдь.
Объем вылова основных объектов промысла по районам, т The catch of basic objects by areas, tons
Таблица 1 Table 1
Районы промысла Годы
2010 2011 2012
Охотоморская экспедиция (ОМЭ) 52405,3 48986,7 45792,1
Беренговоморская экспедиция (БМЭ) 13682,0 15452,1 19583,6
Южные, Северные Курилы 7809,9 10107,4 13183
Карагинская подзона 1624,0 1147,0 12649,1
Петропавловск-Камчатская подзона 1224,3 1221,6 1300,6
Западно-Камчатская подзона 933,7 989,8 -
Итого 77679,0 77904,6 92508,4
52
Судовые энергетические установки, устройства и системы, технические средства судовождения, электрооборудование судов
Рис. 1. Доля основных районов промысла в общем объеме вылова Fig. 1. The share of the main fishing ground in the total catch values
Рис. 2. Структура видового состава добычи Fig. 2. The structure of the species composition of the catch
53
Научные труды Дальрыбвтуза. Том 34 ISSN 2222-4661
Основными показателями, отражающими характер производства на судах флота рыбной промышленности, являются показатели добычи рыбы и выпуска продукции. В табл. 2 представлены качественные показатели работы флота.
Одним из основных количественных эксплуатационных показателей работы флота является режим использования судов во времени. Изменение составляющих календарного периода работы судов ОАО «ТУРНИФ» представлено на рис. 3.
Внеэксплуатационный период включает в себя непроизводительные простои. Из рис. 4 прослеживается постоянное их увеличение с каждым годом.
Качественные показатели работы флота Qualitative indices of fleet operation
Таблица 2 Table 2
Показатели Годы
2010 2011 2012
Суточный объем добычи рыбы, т/сут 74,5 87,6 91,2
Суточный выпуск рыбопродукции, т/сут 53,9 62,1 65,8
Вылов на среднесписочное судно, т/судно 13075,2 16384,8 20403,5
Выпуск на среднесписочное судно, т/судно 9454 11620,7 14733,3
■ Календарный период В Эксплуатационный период
Ш Внеэксплуатационный период
Рис. 3. Изменение составляющих календарного периода Fig. 3. Change of the calendar period
Рис. 4. Непроизводительные простои Fig. 4. The unproductive delay
54
Судовые энергетические установки, устройства и системы, технические средства судовождения, электрооборудование судов
Непроизводительные простои обусловлены длительным периодом ожидания перегруза рыбной продукции, бункеровкой топливом и получением снабжения.
В исследуемый период отмечается положительная динамика по увеличению времени нахождения судов на промысле, объемам добычи и выпуска продукции, вместе с тем заметно увеличивались расходы и, как следствие, наблюдалось увеличение себестоимости продукции.
В табл. 3 представлены основные экономические показатели работы флота ОАО «ТУРНИФ».
Основные экономические показатели работы флота The main economic indices of fleet operation
Таблица 3 Table 3
Показатели Годы
2010 2011 2012
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов), тыс. руб. 1998828 1995984 2849666
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 1247506 1233770 1585042
Расходы, тыс. руб. 313195 364324 439703
Финансовый результат, тыс. руб. 438127 397890 824921
Рентабельность, % 35,1 32,2 52
Увеличение расходов происходило вследствие неэффективного транспортного обслуживания добывающих судов. Для решения проблемы организации транспортного обслуживания рыбопромысловых экспедиций были выбраны транспортные рефрижераторы: «Брестская крепость», «Сибирь», «Актюбинск». Выбор этих судов обусловлен тем, что все они приспособлены под перевозку рыбопродукции.
В табл. 4 представлены основные технико-эксплуатационные характеристики транспортных судов.
Себестоимость содержания транспортных судов представлена в табл. 5.
Данные по расчету элементов рейса транспортных судов сведены в табл. 6.
Основные технико-эксплуатационные характеристики судов The main technical and operational characteristics of vessels
Таблица 4 Table 4
Показатели «Брестская крепость» «Сибирь» «Актю- бинск»
Длина 139 130 131
Ширина 18 16,8 16,8
Осадка 7,8 7,2 6,3
Водоизмещение 10720 9800 10250
Дедвейт 6560 5170 5840
Чистая грузоподъемность, т 4520 4000 3850
Нормативы загрузки рыбы мороженой / рыбной муки, т 4320/200 3800/200 3650/200
Эксплуатационная скорость, миль/сут 418 336 336
55
Научные труды Дальрыбвтуза. Том 34 ISSN 2222-4661
Себестоимость содержания транспортных судов The prime cost of transport vessels maintenance
Таблица 5 Table 5
Тип т/р Себестоимость содержания, руб./сут Всего расходов
на ходу на стоянке на промысле
«Брестская крепость» 205000 179000 188000 530200
«Сибирь» 182000 158000 169000 507700
«Актюбинск» 189000 168000 174000 512700
Элементы рейса транспортных судов Element of the transport vessels voyages
Таблица 6 Table 6
Показатель, сут «Брестская крепость» «Сибирь» «Актюбинск»
Время стоянки в порту 9 10 9
Время на ходу 7 9 9
Время на промысле 12 11 11
Время рейса 28 30 29
В табл. 7 представлены основные качественные показатели работы транспортных судов на Охотоморском направлении.
Расчет количественных показателей работы транспортных судов показан в табл. 8.
В табл. 9 приведены расчеты провозной способности транспортных судов на направлении Владивосток - ОМЭ - Владивосток.
Качественные показатели работы транспортных судов The qualitative indicators of transport vessels’ operation
Таблица 7 Table 7
Показатель «Брестская крепость» «Сибирь» «Актюбинск»
Коэффициент использования чистой грузоподъемности 0,55 0,55 0,55
Средняя дальность перевозки 1 т груза 1430 1430 1430
Коэффициент сменности груза 2 2 2
Интенсивность загрузки тоннажа 1,1 1,1 1,1
Количественные показатели работы транспортных судов The quantitative indicators of transport vessels’ operation
Таблица 8 Table 8
Показатель «Брестская крепость» «Сибирь» «Актюбинск»
Количество перевезенного груза, т 4983,2 4409,4 4244
Грузооборот, тонна-миля 7125976 6305442 6068920
Тоннаже-мили 12927200 11440000 11011000
56
Судовые энергетические установки, устройства и системы, технические средства судовождения, электрооборудование судов
Показатели работы транспортных судов на линии The indicators of transport vessels’ operation on the line
Таблица 9 Table 9
Показатель «Брестская крепость» «Сибирь» «Актюбинск»
Потребность в транспортном тоннаже, т (минтай/сельдь) 11789 / 2818,5
Провозная способность судна за рейс, т 4972 4400 4235
Провозная способность судна за эксплуатационный период, т (минтай/сельдь) 24860 / 19888 17600 / 17600 21175 / 16940
Количество рейсов (минтай/сельдь) 5 / 4 4 / 4 5 / 4
Себестоимость перевозки 1 т груза, руб./т 1066,4 1154 1210
Исходя из того, что в качестве критерия оптимальности при выборе судов для обслуживания заданной линии принимается минимальная себестоимость перевозки 1 т грузов и максимум провозоспособности, можно сделать вывод, что заданным критериям отвечает транспортный рефрижератор «Брестская крепость».
Заключение
Анализ качественных и количественных эксплуатационных показателей судов при работе в Охотоморской экспедиции позволил выбрать самый выгодный вариант транспортного судна по направлению промысловой экспедиции, которое обеспечит максимум провозной способности флота при минимуме себестоимости единицы продукции, а также увеличение рентабельности. В результате это позволит увеличить общий объем добычи рыбы, выпуск рыбопродукции, доходы, уменьшив себестоимость продукции, а также получить экономический эффект.
Список литературы
1. Храпов, В.Е. Современное состояние рыбопромыслового флота России: проблемы и перспективы / В.Е. Храпов // Вестн. МГТУ. - 2010. - Т. 13, № 1. - С. 154-157.
2. Тупикина, Е.Н. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов / Е.Н. Ту-пикина // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2(30). - URL: http://www.m-economy.ru/author.php?nAuthorId=1649 (дата обращения 20.04.2015).
3. Иванов, А. В. Экономические аспекты проектирования рыбопромысловых судов России / А.В. Иванов, Е.В. Маслюк // Науч. журн. Известия КГТУ. - 2014. - № 35. - С. 265-273.
4. Возрождение экспедиционного рыбного промысла в Мировом океане становится актуальной задачей // Новости отрасли: электрон. период. изд. «Fishnet.ru». 2011 - URL: htpp:// www.fishnet.ru/news/news-22220.html (дата обращения 21.04.2015).
5. Лисиенко, С.В. Концептуальный подход к построению эффективной системы организации промысла морских биоресурсов / С.В. Лисиенко // Науч. тр. Дальрыбвтуза. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2008. - Вып. 20. - С. 321-326.
6. Годовые и квартальные отчеты ОАО «ТУРНИФ» за 2010 г., 2011 г., 2012 г. - URL: htpp://www.turnif.com/rus/stockinfo.php?part=4 (дата обращения 24.04.2015).
Сведения об авторах:
Бурханов Сергей Борисович, кандидат экономических наук, e-mail: [email protected];
Кучеренко Лилия Владимировна, доктор технических наук, профессор,
e-mail: [email protected].
57