УДК 639.2/.3:330.22(06)
О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГНОЗОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА
А. В. Корякина, В. А. Теплицкий
ON THE NEED FOR DEVELOPMENT OF INVESTMENT FORECASTS
FOR FISHERIES GROWTH
A. V. Koryakina, V. A. Teplitskiy
В статье отмечается, что при прогнозировании развития рыбной отрасли необходимо учитывать несовпадение в перспективном периоде целей развития рыбного хозяйства с точки зрения государства и частных собственников и необходимость достижения компромисса в их реализации. Тогда прогноз развития отрасли на перспективу по объемным показателям может быть выстроен на базе рекомендуемых государством нормативов потребления рыбных товаров населением. В этом случае потребность в инвестиционных ресурсах является величиной производной и определяется в процессе проведения прогностических расчетов, содержание которых описано в статье. При прогнозировании в краткосрочной перспективе предполагается, что объем возможных инвестиционных ресурсов определяется на основании намечаемых объемов модернизации судов и береговых мощностей и их строительства как уже осуществляемых предприятиями, так и в соответствии с бизнес-планами, реализация которых намечена в пределах этого периода. Исходя из этих же посылок определяются источники финансирования и потребность в залоговых ресурсах для кредитования с учетом выданных федеральным правительством и регионами гарантий под получаемые кредиты и операции финансового лизинга. Сделан вывод, что сложность такого подхода заключается в сборе вышеуказанной необходимой информации на всех предприятиях бассейна или хотя бы на основных предприятиях. При разработке долгосрочных прогнозов имеют место взаимосвязанные зависимости: объемные показатели прогноза зависят от наличия инвестиционных ресурсов, а последние - от объемных показателей. Как две крайние точки прогноза можно принять пессимистический и оптимистический варианты. В рамках этого диапазона будет находиться весь возможный спектр стратегий развития отрасли. В статье приведен перечень действий, необходимый для составления обоих вариантов прогноза, а также дана характеристика возможных источников финансирования развития основного капитала на предприятиях рыбной промышленности.
рыбохозяйственный комплекс, инвестиционные ресурсы, инвестиционный прогноз, залоговые ресурсы, финансовый лизинг, государственная поддержка
The article notes that when forecasting the development of the fishing industry, it is necessary to take into account the discrepancy in the long-term period of the
development objectives of fisheries from the point of view of the state and private owners as well as the need to reach a compromise in their implementation. Then the industry's forecast for the future in terms of volume indicators can be based on the standard consumption rate of fish products recommended by the state. In this case, the need for investment resources is a derived value and is determined by carrying out forecast calculations, the content of which is described in the article. When forecasting in the short term, it is assumed that the volume of possible investment resources is determined on the basic of the planned volumes of modernization of ships and onshore facilities and their construction, both already carried out by enterprises, and in accordance with business plans, the implementation of which is scheduled within this period. Based on the same assumptions, sources of financing and the need for collateral resources for lending are determined, taking into account guarantees issued by the government and regions for loans and financial leasing operations. It is concluded that the complexity of such an approach is to collect the above-mentioned necessary information at all basin enterprises or at least at the main enterprises. When developing long-term forecasts, there are interrelated dependencies: volume indicators of the forecast depend on the availability of investment resources, and the latter - on the volume indicators. As the two extreme points of the forecast you can take a pessimistic and optimistic version. Within this range, the entire range of development strategies for the industry will be located. The article contains a list of actions necessary to compile both variants of the forecast, as well as a description of possible funding sources for the development of fixed capital in fishery enterprises.
fishery complex, investment resources, investment forecast, collateral resources, financial leasing, state support
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью современной отрасли рыбного хозяйства является то, что субъектами ее хозяйственной деятельности являются в подавляющем большинстве частные предприятия и предприниматели. Доля государственного сектора сравнительно невелика. Поэтому при прогнозировании развития отрасли приходится учитывать, что цели развития рыбного хозяйства в перспективном периоде с точки зрения государства и частных собственников могут не совпадать. Если государство целью развития отрасли может ставить удовлетворение потребности населения России и ее народного хозяйства в рыбной продукции в пределах заранее установленных на прогнозируемый период нормативов, то для частных собственников, как правило, целями развития являются максимизация эффективности собственного капитала, достижение устойчивой конкурентоспособности, минимизация рисков, завоевание определенных сегментов рынка и т. д. [1]. При этом достижение целей развития, которые ставит перед отраслью рыбного хозяйства государство, может быть достигнуто за счет вовлечения в сферу промысла менее рентабельных в процессе производства видов водных биологических ресурсов. В этом случае налицо противоречие между интересами государства и частных собственников. Компромисс между ними может быть достигнут только в том случае, если государство для реализации своих целей создаст условия и для достижения (или хотя бы частичного достижения) целей частных собственников.
Способы согласования таких противоречивых интересов могут быть различны: регулирование промышленных квот на вылов (добычу) ВБР, налоговые льготы, участие государства в формировании инвестиционных ресурсов предприятий и т. д. Если сумма получаемых от государства частным собственником льгот позволяет ему достигнуть поставленных своих целей развития, то цели государства и собственника можно считать согласованными. В результате прогноз развития отрасли рыбного хозяйства на перспективу по объемным показателям (по производству рыбной продукции и ее реализации на российском рынке) может быть выстроен на базе рекомендуемых государством нормативов потребления рыбных товаров населением. В этом случае потребность в инвестиционных ресурсах является величиной производной и определяется в процессе проведения прогностических расчетов. Естественно, что прежде всего должна быть определена величина собственных инвестиционных ресурсов предприятий и как разность между потребностью в инвестиционных ресурсах и собственными инвестиционными ресурсами предприятий - потребность в государственной финансовой поддержке.
Если участие государства в формировании инвестиционных ресурсов отрасли отсутствует или недостаточно, то и прогнозируемые объемные показатели в данном периоде не могут быть достигнуты. Они должны прогнозироваться заново исходя из ограниченной возможности государственной финансовой поддержки. Альтернативой последней может быть возможность привлечения средств населения или иных частных инвесторов для приобретения акций рыбопромышленных предприятий.
Таким образом, весь цикл прогностических расчетов повторяется в связи с наличием обратной связи между объемными показателями прогноза и наличием финансовых ресурсов для их достижения.
Все вышеуказанное относится к средне- и долгосрочным прогнозам. Что касается краткосрочных прогнозов (на один-два года), то инвестиционные ресурсы на столь короткий срок, а также объемы ввода в эксплуатацию рыбопромысловых судов и производственных мощностей должны быть уже определены к началу разработки прогноза, так как лаг капитальных вложений [2] с учетом продолжительности оформления сделок по ним примерно равен такому прогнозируемому периоду. В результате процесс формирования объемных показателей в краткосрочных прогнозах является вторичным, а первичным -баланс действующих производственных мощностей и флота с учетом их списания и намечаемый в прогнозируемом периоде ввод в эксплуатацию вновь созданных производственных мощностей и флота.
Прогнозирование потребности в инвестиционных ресурсах необходимо как в краткосрочной, так (в особенности) в средне- и долгосрочной перспективе.
РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГНОЗОВ В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Рассмотрим методический подход к прогнозированию инвестиционных ресурсов в краткосрочной перспективе. Наличие и направления использования этих ресурсов для рыбопромыслового бассейна в ближайшие два года определяются на основании намечаемых объемов модернизации судов и береговых мощностей и их строительства, как уже осуществляемых
предприятиями, так и в соответствии с бизнес-планами, реализация которых намечена в пределах этого периода. Исходя из этих же посылок определяются и источники финансирования: собственные, заемные и обеспечиваемые государством. Одновременно определяется и потребность в залоговых ресурсах для кредитования с учетом выданных федеральным правительством и регионами гарантий под получаемые кредиты и операции финансового лизинга [3].
Необходимость в общей сумме гарантий и залоговых ресурсов в краткосрочном периоде на предприятиях, как правило, определена.
В соответствии с намечаемым планом списания судов и производственных мощностей, их поступлением и степенью использования прогнозируются на первые два года объемы добычи, производства продукции и финансовые потоки. В последующем эти спрогнозированные показатели включаются в средне- и долгосрочные прогнозы в начальном их периоде.
Сложность такого подхода заключается в сборе вышеуказанной необходимой информации на всех или хотя бы на основных предприятиях бассейна. Зачастую указанная информация для разработчиков прогноза недоступна как по причинам ее конфиденциальности, так и из-за многочисленности хозяйствующих субъектов. Она более доступна в том случае, если источниками финансирования намечаемых капитальных вложений являются федеральный или региональные бюджеты или если кредитование или операции финансового лизинга осуществляются под правительственные или региональные гарантии. Такая информация должна быть выявлена, а намечаемые капитальные вложения включены в состав программных мероприятий. Однако в большинстве случаев инвестиционные ресурсы формируются за счет собственных или заемных средств, а также средств, вкладываемых в развитие тех или иных предприятий населением и стратегическими инвесторами.
Источниками получения такой информации могут быть:
- бизнес-планы и заявки, предъявляемые предприятиями бассейна для получения квот на вылов (добычу) живых ресурсов под строительство новых судов;
- информация о дополнительных эмиссиях акций акционерными обществами при увеличении основного капитала;
- информация об изменении и перераспределении уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью между участниками по месту регистрации этих предприятий.
Указанные источники информации, тем не менее, во-первых, не дают полного представления о вкладываемых в развитие основного капитала инвестиционных ресурсах, во-вторых, в большинстве случаев не отражают вложений в модернизацию производства и, в-третьих, дополнительные эмиссии акций и увеличение уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью могут вообще не производиться, а в балансах предприятий изменяться лишь сумма основных фондов и дополнительного капитала.
В этом случае методический подход к прогнозированию потребности в инвестиционных ресурсах в краткосрочном периоде ничем не будет отличаться от методического подхода к прогнозированию на средне- и долгосрочную перспективу с тем лишь различием, что государственные и региональные
источники финансирования капитальных вложений на первые два года, как правило, уже определены.
В значительной степени отличается методический подход к разработке инвестиционных прогнозов на средне- и долгосрочную перспективу.
РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГНОЗОВ НА СРЕДНЕ- И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
На исходной позиции разработки прогноза развития рыбного хозяйства страны в целом, каждого рыбопромыслового бассейна или отдельного региона прогнозист сразу же сталкивается с наличием взаимосвязанных зависимостей: объемные показатели прогноза (вылов, производство продукции, финансовые потоки) зависят от наличия инвестиционных ресурсов, а последние - от объемных показателей. Как две крайние точки прогноза можно принять:
- ориентацию на формирование инвестиционных ресурсов частных и унитарных предприятий за счет их собственных средств и заемных средств в рамках имеющихся залоговых ресурсов и лишь для развития государственного сектора отрасли (науки, образования, рыбоводства, рыбоохраны) - за счет инвестиций из бюджетных источников (в установившейся практике эту точку принято называть «пессимистическим прогнозом»);
- в «оптимистическом прогнозе» - ориентацию на формирование инвестиционных ресурсов при наличии государственной финансовой поддержки в объемах, необходимых для выполнения поставленной государством цели достижения необходимых норм потребления рыбной продукции.
В рамках этого диапазона будет находиться весь возможный спектр стратегий развития отрасли, и окончательный вариант стратегии может быть определен только после соизмерения потребности в привлечении государственных и частных инвестиционных ресурсов для реализации «оптимистического прогноза» с реальной возможностью государственной финансовой поддержки [1].
В первом случае («пессимистический прогноз») исходя из анализа производственно-финансовой деятельности предприятий бассейнов (регионов) определяются их денежные потоки, тенденции изменений, направления расходования, а также наличие оборотного капитала и сроки его оборачиваемости, структура основного капитала и предполагаемое его списание. Также проектируется баланс действующего флота и береговых мощностей по принятым в прогнозе подпериодам (наличие на начало прогнозируемого периода, намечаемое списание, наличие на конец каждого подпериода) [4]. На основании анализа внедрения возможных инноваций выявляется возможное повышение эффективности действующего флота и береговых производственных мощностей за счет их модернизации.
На основании анализа вышеперечисленных и некоторых общих для страны показателей производятся следующие прогностические оценки:
- денежный поток на предприятиях бассейна (региона) при использовании действующего флота и производственных мощностей (допустимо в прямой пропорции) - N где 1 - прогнозируемый период (подпериод);
- изменения денежного потока за счет модернизации флота и береговых производственных мощностей - ЫМ;
- при отсутствии централизованных оценок о предполагаемом в прогнозируемом периоде инфляционном ожидании производится анализ темпов инфляции в предпрогнозном периоде. Выявленная тенденция экстраполируется по прогнозируемым подпериодам - Д. Очевидно, что при экстраполяции следует исходить из предположения о постепенном сокращении инфляционного ожидания (затухающая кривая, подобранная из анализа изменения уровней инфляции в предпрогнозном периоде);
- потребности пополнения оборотного капитала за счет денежного потока - Д. При такой оценке следует исходить из того, что при наличии инфляции для простого воспроизводства собственного оборотного капитала предприятий потребуется привлечение денежных ресурсов из денежного потока, равное произведению наличия собственного оборотного капитала на начало каждого прогнозируемого подпериода - БЫг на определенное на этот подпериод инфляционное ожидание:
Д = ДМ, х ^ ; (1)
- потребности в расходах, не относимых на себестоимость продукции, Zг■. Ориентировочно они составляют 2-3 % от суммы затрат на производство продукции в каждом подпериоде.
Полученные прогностические оценки позволяют определить собственные инвестиционные ресурсы предприятий рыбного хозяйства бассейна (региона) Р{.
Р = N + ММ, - Д - 21. (2)
При разработке «пессимистического прогноза» кроме собственных инвестиционных ресурсов предприятий целесообразно учесть и инвестиционные ресурсы стратегических инвесторов - Р$ч хотя бы в объемах, отражающих их среднегодовые вложения в предпрогнозном периоде и продолжительность прогнозируемого периода (подпериода).
Сумма собственных инвестиционных и привлекаемых ресурсов стратегических инвесторов, а также наличие залоговых ресурсов предприятий определяют возможность привлечения заемных инвестиционных ресурсов - Р21.
Залоговые ресурсы предприятия зависят от ряда факторов, как минимум, от оценочной стоимости имущества предприятий, которое может быть передано в залог под обеспечение кредита или лизинговых платежей, и от ликвидности этого имущества. Однако произвести детальную оценку стоимости залогового имущества и степени его ликвидности прогнозисту практически невозможно. Поэтому такая оценка может быть только ориентировочной, примерно порядка 20-30% от остаточной стоимости основных фондов предприятий бассейна. При этом нижнюю границу приведенного интервала следует использовать для регионов, где преобладающими являются основные фонды береговых предприятий (например, для Санкт-Петербурга и Ленинградской области), а верхнюю границу - для регионов, где преобладающими являются основные фонды флота. Для вновь поступающих основных фондов этот диапазон может колебаться в пределах 40-60% от их стоимости.
Величина залоговых ресурсов изменяется в течение всего прогнозируемого периода. С одной стороны, она сокращается по мере списания и старения в прогнозируемом периоде имеющихся основных фондов, с другой - увеличивается по мере поступления новых основных фондов и их окупаемости. Сроки окупаемости вновь поступающих основных фондов при определении залоговых
ресурсов имеют большое значение, так как большинство их вводятся с использованием заемного капитала и в залоге они могут быть использованы только после погашения кредита или лизинговых платежей. Срок окупаемости можно определить ориентировочно по данным бизнес-планов, которые будут реализовываться на бассейне в прогнозируемом периоде. Если затруднительно получить такие данные, то ориентировочно средний срок окупаемости можно принять по аналогии со сроком окупаемости судов похожих типов.
В целях дальнейшего прогнозирования необходимо разработать для каждого подпериода баланс наличия, поступления, списания и амортизации основных фондов, на основе которого и определяется величина залоговых ресурсов бассейна (региона). При этом неизвестной величиной в таком балансе является поступление основных фондов. Ее можно для каждого подпериода ориентировочно принять равной 3,75 х (р + Р^). Причины установления такого коэффициента (3,75) будут объяснены ниже.
Как уже указывалось, величина залоговых ресурсов изменяется во времени. Кроме того, в залоге имущество находится до погашения кредита или завершения операции финансового лизинга, что практически равно сроку окупаемости. Поэтому на каждый момент остаток свободных залоговых ресурсов зависит от трех факторов: наличия залоговых ресурсов, величины ранее внесенного залога и высвобождения имущества из-под залога по мере погашения взятого кредита или операции финансового лизинга (восстановления свободных залоговых ресурсов).
Наличие залоговых ресурсов определяет верхнюю границу возможной величины заемных инвестиционных ресурсов. Она может совпадать, но может и не совпадать с потребностью в их привлечении.
Потребность в заемных инвестиционных ресурсах при недостатке собственных (включая ресурсы стратегических инвесторов) диктуется, с одной стороны, стремлением максимизировать воспроизводство основного капитала, а с другой - выбранной схемой финансирования воспроизводственного процесса. Практически в современных условиях финансового состояния рыбного хозяйства возможны две схемы финансирования воспроизводственного процесса - за счет привлечения кредитов российских и зарубежных коммерческих банков и заключения сделок финансового лизинга на поставки флота и оборудования. При выборе каждой из них одинакова потребность в собственных инвестиционных ресурсах (не менее 20 % от объема капитальных вложений), но различна потребность в залоговых ресурсах.
При осуществлении капитальных вложений с привлечением банковских кредитов величина последних может составлять до 80 % от объема капитальных вложений и залоговые ресурсы должны быть равны сумме получаемых кредитов. В результате на каждый рубль вложенных собственных ресурсов необходимо 4 руб. залоговых ресурсов.
При сделках финансового лизинга в качестве гарантии осуществления лизинговых платежей принимается до 50 % - ипотека передаваемых в аренду судов и оборудования и лишь примерно 30 % - ипотека имущества (залоговые ресурсы) лизингополучателя. В данном случае на каждый рубль вложенных собственных ресурсов необходимо 1,5 руб. залоговых ресурсов. Среднеарифметическое значение возможных капитальных затрат за счет
собственных и заемных инвестиционных ресурсов (если собственные ресурсы принять за 1) составляет: 1+(4+1,5):2=3,75. Отсюда значение коэффициента 3,75, приведенного ранее.
Как видно из изложенного, наиболее целесообразным в условиях ограниченности собственных инвестиционных ресурсов является воспроизводство основного капитала за счет операций финансового лизинга [5]. Однако в настоящее время такая схема финансирования воспроизводства основного капитала реальна при строительстве судов и оборудования за рубежом. На отечественных судостроительных верфях и машиностроительных предприятиях отсутствуют лизинговые фонды, и строительство на них судов и оборудования в ближней и среднесрочной перспективе наиболее вероятно с привлечением банковских кредитов. Исходя из предполагаемого типового состава прогнозируемого к строительству флота и номенклатуры приобретаемого оборудования возможно достаточно точно определить, где и каким образом они будут приобретаться и, следовательно, прогнозируемые объемы операций финансового лизинга и кредитования. При этом следует отдавать предпочтение той программе строительства флота и развития берегового производства, которая в наибольшей степени отвечает интересам рыбопромышленников, так как именно за счет их собственных инвестиционных ресурсов и получаемых под залог их имущества заемных средств будет осуществляться развитие производства. При недостатке залоговых ресурсов следует рассмотреть возможности получения правительственных и региональных гарантий под кредиты банков и операции финансового лизинга. При наличии таких возможностей заемные инвестиционные ресурсы могут быть увеличены.
Таким образом, при разработке «пессимистического прогноза» вопрос, как правило, стоит не в определении потребности в инвестиционных ресурсах, а в прогнозировании возможности привлечения инвестиционных ресурсов для воспроизводства основного капитала. Этот процесс включает:
- прогнозирование объемов федеральных и региональных инвестиций для развития государственного сектора рыбного хозяйства;
- определение собственных инвестиционных ресурсов предприятий бассейна (региона);
- определение возможностей привлечения средств стратегических инвесторов;
- прогнозирование возможных объемов заемных инвестиционных ресурсов.
При составлении «оптимистического прогноза», в котором разрабатывается стратегия реализации государственных интересов в развитии отрасли рыбного хозяйства, должен быть обеспечен заданный объем производства рыбной продукции. Соответственно должна быть спрогнозирована потребность в инвестиционных ресурсах. При этом предполагается, что при недостатке собственных, привлеченных и заемных средств для реализации такой программы развития недостающие инвестиционные ресурсы будут пополнены государством частично путем прямого инвестирования за счет федерального и региональных бюджетов, частично путем предоставления льготных инвестиционных кредитов, частично за счет предоставления федеральных и региональных гарантий под банковские кредиты и операции финансового
лизинга. Выделение государством и регионами указанных средств финансирования может быть безвозмездным только для предприятий государственного сектора, для частных же предприятий они должны быть в основном возмещены в сроки окупаемости приобретаемых судов и оборудования. Естественно, что при более ускоренных темпах развития, предусматриваемых «оптимистическим прогнозом», и собственные инвестиционные ресурсы предприятий будут возрастать по сравнению с «пессимистическим» вариантом. В принципе, методический подход к прогнозированию собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов остается таким же, что и описанный ранее. Однако последовательность прогностических оценок и, следовательно, их точность, будет иная. В начальной стадии при втором варианте определяется общая потребность в инвестиционных ресурсах и лишь затем источники их формирования. Поэтому финансовые потоки рассчитываются с меньшей вероятностью и величиной ошибки, что позволяет уточнить исходные посылки для прогнозирования собственных и заемных инвестиционных ресурсов.
Прогноз потребности в инвестиционных ресурсах разрабатывается в следующей последовательности:
- составляется по подпериодам баланс наличия и списания флота по видам и типам судов и береговых производственных мощностей, а также баланс наличия и списания основных фондов. Выявляется возможность и необходимость задержки в списании судов по истечению нормативного срока их службы;
- устанавливается разность в темпах списания основных и вспомогательных производственных мощностей по взаимосвязанным производствам (флота, судоремонтных предприятий и морских рыбных портов; консервных мощностей и мощностей по производству жестебанки; флота, береговых рыбоперерабатывающих мощностей и береговых холодильников и т. д.);
- определяются потери в вылове и в производстве рыбной продукции при списании судов по подпериодам. По добывающим судам можно ограничиться расчетом потерь в вылове, но по группам флота: крупному и большому, среднему, малому, маломерному морскому, маломерному внутренних водоемов;
- на основе прогноза научно-технического прогресса определяется возможное приращение вылова и производства рыбной продукции в результате модернизации действующих судов и береговых рыбоперерабатывающих мощностей;
- рассчитываются по подпериодам объемы вылова и производства рыбной продукции действующим флотом и рыбоперерабатывающими мощностями, причем по последним устанавливается, насколько может быть увеличено производство рыбной продукции за счет увеличения коэффициента использования производственных мощностей;
- если прогнозируемый вылов и объемы производства рыбной продукции больше, чем соответствующие показатели по действующему флоту и рыбоперерабатывающим мощностям, то определяется по подпериодам необходимость в замещении установленного дефицита добычей судами нового пополнения по группам добывающего флота (крупного и большого, среднего, малого, маломерного морского и маломерного внутренних водоемов);
- определяется необходимость в увеличении производства каждого вида рыбной продукции на вновь вводимых рыбоперерабатывающих мощностях;
- по подпериодам определяется потребность в поставках добывающего флота нового пополнения по каждой группе судов;
- определяются потребность в развитии приемно-транспортного и вспомогательного флота и необходимые для этих целей капитальные вложения и оборотные средства;
- прогнозируется потребность по подпериодам в инвестиционных ресурсах для развития морских рыбных портов и всех видов вспомогательных и обслуживающих производств;
- по предполагаемым операциям финансового лизинга за прогнозируемый период (подпериод) определяется объем ипотеки под арендуемые суда и оборудование (50 % от объема поставок);
- прогнозируется потребность в инвестиционных ресурсах для развития рыбоводного хозяйства и органов рыбохраны.
Определенные вышеприведенным способом потребности в инвестиционных ресурсах по видам флота и видам производств и хозяйств суммируются, и устанавливается общая потребность каждого бассейна (региона) в инвестиционных ресурсах для реализации «оптимистического прогноза» по прогнозируемым подпериодам и на весь период в целом.
На последующем этапе разработки прогноза (программы) необходимо определить источники финансирования развития основного капитала, а именно: собственные средства предприятий, привлеченные средства стратегических инвесторов и населения, заемные средства под залоговые ресурсы предприятий, прямые государственные и региональные инвестиции, заемные средства под правительственные и региональные гарантии.
Собственные средства предприятий и заемные средства под залоговые ресурсы предприятий на первом этапе следует предусмотреть в объеме, определенном на стадии разработки «пессимистического прогноза», а если такой вариант досконально не прорабатывался, то эти средства определяются по описанному для этого варианта прогноза методическому подходу. В последующем в соответствии с спрогнозированными в «оптимистическом варианте» финансовыми потоками бассейна (региона) определить наличие свободных остатков денежного потока в каждом подпериоде. Свободный остаток денежного потока и составят дополнительные (по сравнению с «пессимистическим вариантом») собственные инвестиционные ресурсы предприятий. Однако эти инвестиционные ресурсы будут направляться не только на развитие основного капитала, но и на расширенное воспроизводство оборотного капитала. Распределение дополнительных собственных инвестиционных ресурсов предприятий на развитие основного и оборотного капитала можно произвести в пропорции между существующим соотношением основного и оборотного капитала предприятий. Дополнительные залоговые ресурсы предприятий, а следовательно, и дополнительный заемный капитал за счет дополнительных залоговых ресурсов по вновь поставляемым основным фондам можно определить путем их сравнения между «пессимистическим прогнозом» и «оптимистическим прогнозом».
Привлеченные средства стратегических инвесторов и населения можно также предусмотреть в объеме более высоком, чем в «пессимистическом прогнозе», так как накопление основного капитала частных предприятий в
«оптимистическом прогнозе» предусматривается большими темпами и в больших масштабах. Появляется возможность и более масштабной дополнительной эмиссии акций в открытых акционерных обществах. Если исходить из получаемых нами ранее данных, то стоимость вновь поставляемых основных фондов по «оптимистическому прогнозу» примерно на 40% выше, чем в «пессимистическом прогнозе», поэтому и привлечение средств стратегических инвесторов и населения (акционеров) может быть соответственно большим. Однако непременным условием ускорения и увеличения масштабов эмиссии акций должно быть развитие фондового рынка в России и дальнейшее развития законодательства о гарантиях инвесторам.
Прямые государственные и региональные инвестиции и получение заемных инвестиционных ресурсов под правительственные и региональные гарантии в «оптимистическом прогнозе» определяются как разность между спрогнозированной потребностью в инвестиционных ресурсах и наличием собственных, привлеченных инвестиционных ресурсов и заемных ресурсов под залог имущества предприятий. Принципиальным является распределение этих ресурсов по таким категориям, как невозвратные, возвратные государственные и региональные инвестиции и правительственные и региональные гарантии.
Под невозвратными государственными и региональными прямыми инвестициями в данном случае мы подразумеваем прямые государственные и региональные капитальные вложения в развитие государственного сектора рыбного хозяйства (науки, образования, воспроизводства рыбных запасов, рыбоохраны, безопасности мореплавания, информационного обеспечения), предусматриваемые в федеральном и региональных бюджетах, а также предоставление субвенций в частный сектор рыбного хозяйства для стимулирования развития тех производств и видов деятельности, которые необходимы для государства (регионов), но неокупаемы для частных предпринимателей (например, развития промысла низкорентабельных в производстве живых ресурсов, развития или сохранения производства рыбной продукции на градообразующих нерентабельных и низкорентабельных предприятиях, привлечения частных судов для выполнения исследовательских работ и организации производственной практики студентов учебных заведений и т.д.). Конкретные объекты финансовых вложений на такие цели и их объемы должны быть выявлены в процессе прогнозирования развития рыбного хозяйства по каждому подпериоду.
Возвратные государственные и региональные прямые инвестиции предполагают их осуществление за счет федерального и региональных бюджетов на возмездной основе. Такие средства могут инвестироваться в развитие государственных и муниципальных унитарных предприятий с последующим по мере окупаемости капитальных вложений возвратом их в доходы соответствующих бюджетов. Кроме того, собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов предприятий может недоставать для стартового капитала при осуществлении операций финансового лизинга и под банковские кредиты. Российским законодательством и подзаконными актами предусмотрено, что предприятия в таких случаях должны вкладывать в развитие не менее 20 % собственных (или привлеченных) финансовых средств. Аналогичные правила существуют и при реализации операций внешнего финансового лизинга. Если для
исполнения программы развития по варианту «оптимистического прогноза» собственного и привлеченного инвестиционного капитала недостаточно для формирования стартового капитала, то он может быть сформирован за счет финансовых вложений государства или регионов в уставной капитал как частных предприятий, так и государственных (муниципальных) унитарных предприятий из федерального или региональных бюджетов, получив взамен акции или доли в уставном капитале этих предприятий. В последующем вложенные государством (регионами) средства по мере окупаемости капитальных вложений должны быть возвращены в соответствующие бюджеты, а акции и доли в уставном капитале -владельцам предприятий. В открытых акционерных обществах возвращенные государством (регионами) пакеты акций должны быть направлены в свободную распродажу через фондовые биржи, за счет чего будут формироваться их дополнительные собственные инвестиционные ресурсы.
Потребность в привлечении возвратных государственных и региональных прямых инвестициях может быть определена следующим образом:
- из спрогнозированной потребности в инвестиционных ресурсах для развития по «оптимистическому» варианту вычитается общая сумма невозвратных государственных и региональных прямых инвестиций;
- полученный результат делят на 3,75 и определяют потребность в стартовом капитале;
- из вычисленной суммы стартового капитала вычитают сумму собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов. Полученный результат и составляет потребность в привлечении возвратных государственных и региональный прямых инвестициях в прогнозируемом периоде (подпериодах).
Для определения необходимой величины государственных федеральных и региональных гарантий в прогнозируемом периоде (подпериоде) из общей спрогнозированной на период (подпериод) потребности в инвестиционных ресурсах вычитают собственные и привлекаемые инвестиционные ресурсы предприятий, заемные инвестиционные ресурсы под залог имущества предприятий, ипотеку арендуемого флота и оборудования по операциям финансового лизинга, невозвратные и возвратные государственные и региональные прямые инвестиции на этот же период (подпериод).
ВЫВОДЫ
Таким образом, составление инвестиционных прогнозов развития отрасли как в краткосрочной, так и в средне- и долгосрочной перспективе необходимо для согласования интересов государства и предприятий рыбной промышленности. В соответствии с намечаемым планом списания судов и производственных мощностей, их поступлением и степенью использования прогнозируются на первые два года объемы добычи, производства продукции и финансовые потоки. В последующем эти спрогнозированные показатели включаются в средне- и долгосрочные прогнозы в начальном их периоде, которые, в свою очередь, могут быть выполнены в «пессимистическом» и «оптимистическом» вариантах. Различие их заключается в объемах предоставляемой государственной поддержки. Безусловно, более желателен оптимистический вариант, предполагающий ориентацию на формирование инвестиционных ресурсов при наличии государственной финансовой поддержки в объемах, необходимых для
выполнения поставленной государством цели достижения необходимых норм потребления рыбной продукции. По результатам проведенных прогностических расчетов потребности в инвестиционных ресурсах на развитие рыбного хозяйства России, отдельных рыбохозяйственных бассейнов и регионов и их структуры необходимо выявить реальные возможности участия государства в реализации такой программы развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Иванов, А. В. Условия развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области в среднесрочной перспективе / А. В. Иванов, А. Г. Мнацаканян, В. А. Теплицкий // Финансы и кредит. - 2012. - № 13(493). -С. 42-47.
2. Теплицкий, В. А. Прогнозирование сроков службы основных фондов (на примере рыбной промышленности) / А. В. Корякина, В. А. Теплицкий // Балтийский экономический журнал. - 2016. - № 2(16). - С. 109-117.
3. Корякина, А. В. Определение потребности в государственных гарантиях при заключении сделок финансового лизинга на строительство флота /
A. В. Корякина // Балтийский экономический журнал. - 2013. - № 2(10). - С. 78-83.
4. Романов, Е. А. Планирование на предприятиях рыбной промышленности / Е. А. Романов. - Москва: Колос, 2006. - 425 с.
5. Теплицкий, В. А. Инвестиционные ресурсы рыбохозяйственного комплекса (на примере рыбохозяйственного комплекса Калининградской области: монография / А. В. Корякина, А. Г. Мнацаканян, В. А. Теплицкий; под ред.
B. А. Теплицкого. - Калининград: Изд-во «КГТУ», 2014. - 97 с.
REFERENCES
1. Ivanov A. V. Mnacakanjan A. G., Teplickij V. A. Uslovija razvitija rybohozjajstvennogo kompleksa Kaliningradskoj oblasti v srednesrochnoj perspective [Conditions for the development of the fishery complex in the Kaliningrad Region in the medium-term perspective]. Finansy i kredit, 2012, no. 13(493), pp. 42-47.
2. Teplickij V. A., Korjakina A. V. Prognozirovanie srokov sluzhby osnovnyh fondov (na primere rybnoj promyshlennosti) [Forecasting the life of fixed assets (on the example of the fishing industry)]. Baltijskij jekonomicheskij zhurnal, 2016, no. 2(16), pp. 109-117.
3. Korjakina A. V. Opredelenie potrebnosti v gosudarstvennyh garantijah pri zakljuchenii sdelok finansovogo lizinga na stroitel'stvo flota [Determination of the need for state guarantees in transactions of financial leasing in construction of the fleet]. Baltijskij jekonomicheskij zhurnal, 2013, no. 2(10), pp. 78-83.
4. Romanov E. A. Ekonomika rybokhozyaystvennogo kompleksa [Economy of the fishery complex]. Moscow, Mir, 2005, 336 p.
5. Teplitskiy V. A., Koryakina A. V., Mnatsakanyan A. G. Investitsionnye resursy rybokhozyaystvennogo kompleksa (na primere rybokhozyaystvennogo kompleksa Kaliningradskoy oblasti) [Investment resources of the fishery complex (by
the example of the fishery complex of the Kaliningrad region]. Kaliningrad, izd-vo KGTU, 2014, 97 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Корякина Анна Владимировна - Калининградский государственный технический университет; аспирант кафедры управления производством; E-mail: [email protected]
Koryakina Anna Vladimirovna - Kaliningrad State Technical University; Postgraduate student оf the Department of production management; E-mail: [email protected]
Теплицкий Владимир Абрамович - Калининградский государственный технический университет; доктор экономических наук, профессор кафедры
управления производством
Teplitskiy Vladimir Abramovich - Kaliningrad State Technical University; Doctor of economic science, Professor of the Department of production management