УДК 639.2(06)
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБЫВАЮЩЕГО
ФЛОТА
М. А. Будурацкий, А. В. Корякина, В. А. Теплицкий
PROFITABILITY OPTIMIZATION OF THE MINING FLEET'S PRODUCTION
ACTIVITY
M. A. Buduratskiy, A. V. Koryakina, V. A. Teplitskiy
Статья состоит из двух разделов: «Структура календарного периода добывающих судов» и «Экономико-математическая модель оптимизации использования добывающего флота». В первом вводятся понятия календарного периода добывающего судна, времени его ремонта, стоянок в порту, нахождения на промысле, ходового времени и нахождения судна на лову, представлены формулы для расчета длительности каждого из указанных периодов. Раздел необходим при рассмотрении второго, основного раздела - «Экономико-математическая модель оптимизации использования добывающего флота». Модель построена с учетом допущения, что суда эксплуатируются в режиме, указанном в первом разделе. Она предназначена для соизмерения доходов, затрат и капитальных вложений в целях оптимизации производственного процесса на добывающих судах. Во втором разделе приводятся постановка задачи, а также все обозначения (индексы, переменные и параметры), используемые в ней. В качестве критерия оптимальности выбрана максимизация рентабельности производственной деятельности предприятия, отражающая доходы флота за вычетом его затрат (т. е. прибыль) в числителе формулы (1), а сумма текущих затрат добывающих судов и капитальных вложений в их приобретение - в знаменателе. В связи с тем, что доходы, затраты и капитальные вложения в добывающий флот на рыбопромышленном предприятии составляют около 95 % от общих, то рентабельность, подсчитанная по данным показателей деятельности флота, и рентабельность деятельности всего предприятия в целом будут очень близки по своему значению. Поэтому, максимизируя рентабельность по результатам деятельности добывающего флота, мы практически максимизируем рентабельность производственной деятельности всего предприятия с достаточно незначительной возможной погрешностью.
добывающий флот, календарный период, добыча морепродуктов, рыбная продукция, доход, текущие затраты, капитальные вложения, прибыль, рентабельность, рыбопромышленное предприятие, оптимизация
The paper consists of two sections, the first of which is called "The structure of the catching vessels calendar period" and the second is called "Economic-mathematical model of optimizing the use of fishing fleet". The first introduced the concept of the calendar period of a production vessel, repair time, parking time in port, the residence time of the vessel in the fishery, the running time, the time spent on the vessel catching.
Formulas for the calculation of the duration of each of the periods are presented. This section is required to consider the second main section. Economic-mathematical model of optimizing the use of fishing fleet is designed to co-measuring income, expenses and capital investments in order to optimize the production process to mining vessels. The model is built based on the assumption that the vessels operate in a mode specified in section "The structure of the catching vessels calendar period". The section provides a statement of the problem, and then lists all the symbols (indexes, variables and parameters) used in the task. The optimality criterion is chosen to maximize the profitability of the production activity of the enterprise, which reflects the fleet revenues less its costs (i.e., profit), and the sum of the current cost of mining vessels and investments for their acquisition - in the denominator. The article explains that the revenues, costs and capital investment in the fleet on fishing enterprises account for about 95% of the total, the profitability calculated according to the parameters of the fleet activity and profitability of the enterprise will be very close in meaning. Therefore, by maximizing the profitability of the results of the activities of the mining fleet, we practically maximize the profitability of production activity across the enterprise with a sufficiently small possible error.
mining fleet, calendar period, marine products mining, fish production, income, current costs, capital investments, profit, profitability, fishing enterprise, optimization
Структура календарного периода добывающих судов [1]
Календарный период добывающего судна составляет в високосные года 366, в остальные - 365 сут.
Календарный период Ткал включает:
- время ремонта - Трем;
- эксплуатационный период - Тэксп, Тэксп = Ткал - Трем;
- время стоянок в порту - Тпорт;
- время нахождения судов в море Тмор, Тмор=Тэксп-Тпорт; Тмор=Тход+Тпром;
- ходовое время судна - Тход;
- время нахождения судна на промысле Тпром, Тпром =Тэкспл - Тмор;
- время нахождения судна на лову Тлова.
Всего Ткал=Трем +Тпорт +Тход +Тпром.
В состав времени ремонта Трем входит время: прибытия судна в порт для постановки на ремонт - Тремприб; составления заявок на выполнение ремонтных работ - Тремзаяв; перехода к месту ремонта - Тремпереход; выполнения ремонтных работ - Тремвып; оформления документов по выполнению ремонтных работ -Тремдок; проведения профилактических ремонтов (при выводе судна из эксплуатации) - Тпроф:
_гррем .гррем .гррем .гррем ,гр
рем = Т заяв+Т переход+Т вып+Т док+Тпроф.
Время стоянок судна в порту Тпорт начинается с момента его прибытия в порт. В его состав входит время на: оформление документов о прибытии судна в порт Тпортдокприб.; стоянку судна на рейде или у причала в ожидании вхождения в норму одновременной обработки - Твхожд; швартовку судна к причалу - Тшварт; оформление заявки на проведение грузовых работ - Тзаяв.г.р., а также рассмотрение грузовых планов судна с диспетчером порта и стивидором по выгрузке и, при
необходимости, погрузке судна; открытие трюмов - ТоТк.трюм; грузовые работы по выгрузке судна - Твыгр; при необходимости, перешвартовки судна между причалами (возможно многократные) - Тперешварт; пополнение судоэкипажа (включая время на переаттестацию командного состава судов) - Тэкипаж; снабжение судна - Тснаб; выполнение профилактики без вывода из эксплуатации и дегазацию - Тпрофдегаз; погрузку на мойку трюмов - Тмой; погрузку груза - Тпогр; оформление документов после завершения грузовых работ (коносаментов, тайм-чартера и др.) - Тдок. гр.раб; оформление документов на выход судна из порта Твых; осмотр судна перед его выходом из порта Тосм; отшвартовку судна -Тотшв; проведение работ по осмотру судна перед его выходом в море - Тосм. море:
Тпорт-Т р док.приб+Твхожд+Тшварт+Тзаяв.г.р.+Тоткр.трюм+Твыгр+Тперешварт+ +Тэкипаж+Тснаб+Т дегаз+Тмой+Тпогр+Тдок.гр.раб+Твых+Тосм+Тотшв+Тосм.море-
Ходовое время_- Тход складывается из переходов: из порта на промысел -Тходпром; обратно с промысла в порт - Тходпорт; с промысла в заграничный порт и обратно из заграничного порта на промысел - Тходзагранпорт; из одного района
ход
промысла в другой - Т меж. район; а также ожидания и прохода по каналу -
ход Т канал:
ход ход ход ход ход
Тход Т пром+Т порт+Т загранпорт +Т меж.райо+Т канал-
В состав времени нахождения судна на промысле - Тпром включается время: поиска скоплений рыбы для судов, работающих в данном районе рыболовства - Тпоиск; судна на лову - Тлова; простоя флота в ожидании подхода транспортных судов в район промысла - Тожид. тр.район; простоя флота по метеорологическим причинам - Тметео; простоя флота из-за отсутствия объектов добычи - Тотсутрыбы; перехода к транспортным судам и обратно к месту лова -
Тпереход к ТР; выгрузки на транспортные суда и приема снабжения - Твыгр. тр:
Тпром-Тпоиск+Тлова_+Тожид.тр.район+Тметео+Тотсут. рыбы+Ттереход к ТР+Твыгр. тр-
Время нахождения судна на лову - Тлова состоит из времени: поиска рыбы
Тлова гр г-р
поиск; на спуск трала - Тспуск трала; траления - Ттрал; на подъем трала -
Ттралподъем; вылива рыбы из тала - Твылив; на производство рыбной продукции -Тп
производ
_грлова Л-Т' Л-Т4 Л-Т4 Л-Т4 | ^
лова-Т поиск+Т спуск трала+Т трал+ Т трал. подъем+Т вылив+Т производ-
Экономико-математическая модель оптимизации использования добывающего флота
Добывающий флот [2] является основным элементом материально-технической базы отечественного океанического рыболовства. Он эксплуатируется в различных районах рыболовства, производя, как правило, готовую рыбную продукцию (в основном мороженую различной степени разделки - неразделанную, разделанную, специальной разделки), которая предназначена для дальнейшей переработки на береговых рыбообрабатывающих предприятиях, филе как со шкурой, так и обесшкуренное, некоторые виды консервов в основном натуральные или с маслом. Некоторые добывающие суда производят пресервы. Предприятия, эксплуатирующие добывающий флот, несут расходы на содержание флота и сбыт рыбной продукции, реализуют производимую судами продукцию по оптовым ценам как на внутренних российских, так и на внешних рынках, получая доход и прибыль [1]. Таким образом, предприятия, приобретающие добывающие суда, осуществляют
капитальные вложения в их строительство или приобретение. Настоящая экономико-математическая модель предназначена для соизмерения доходов, затрат и капитальных вложений в целях оптимизации производственного процесса на добывающих судах [3]. В качестве критерия оптимальности разрабатываемой модели мы попытаемся использовать рентабельность производства, максимизируя её. Хотя, как указывалось выше, расходы текущие, капитальные, а также на реализацию продукции, получение доходов и прибыли осуществляет предприятие, для упрощения нашего решения весь этот процесс отнесём условно к деятельности его добывающего флота. Предварительно оговоримся, что суда эксплуатируются в режиме, указанном в разделе «Структура календарного периода судов». Вместе с тем отметим, что производство консервов судами может осуществляться не только в период их нахождения на промысле, но и на переходах от промысла до портов базирования, используя для их выпуска приготовленную на этом же судне мороженую продукцию [4].
Для последующей разработки модели введем обозначения: индексы
г = 1,2,..., т - номера добывающих судов;
j = 1,2,...,к - номера районов промысла;
й = 1,2,...,г - номера видов рыбной продукции;
q = 1,2,..., А - номера способов разделки рыбной продукции;
т = 1,2,...,^ - номера добывающих судов, находящихся в эксплуатации;
g = 1,2,..., Ь - номер периода года;
3 = 1,2,...,^ - номер объекта промысла;
переменные и параметры
Х;- - искомое количество ьх добывающих судов, имеющихся в составе рыбной промышленности;
Ху - искомое количество ьх добывающих судов, находящихся в
эксплуатации (ед.);
Хур^ - искомое количество ьх добывающих судов, работающих в ]-м
районе промысла в планируемом g-м периоде на 3 -м объекте промысла (ед.);
Хщск] - искомое количество ьх добывающих судов, работающих в ]-м
районе промысла в g-м периоде года, производящих рыбную продукцию d-го вида q-го способа разделки;
^ рем - суточные затраты ьго судна в ремонте (тыс. руб.); £порт - суточные затраты ьго судна в порту (тыс. руб.);
£ход - суточные затраты ьго судна на переходах (тыс. руб.); 0пром
£ - суточные затраты ьго судна на промысле в ]-м районе
И
промысла (включая затраты на тару и орудия лова) (тыс. руб.); Трем - время стоянки ьго судна в ремонте (сут);
Тпорт - время стоянки ьго судна в порту (сут);
гт ход • , ч
1 . - время ьго судна на переходах (сут);
гг,ПрОМ Г , ч
1 • • - время работы ьго судна на промысле в _)-м районе (сут); У
Т ч - переход из района промысла в российский порт (сут);
переход, порт
QjPg - объем добычи рыбы в )-м районе в g-м периоде года (тыс. т); ^^/д- выпуск рыбной продукции d-го вида q-го способа разделки ьм
судном в )-м районе в g-м периоде года (т);
- норма расхода сырья на производство 1 т рыбной продукции d-го
вида q-го способа разделки (т);
Сф - цена 1 т рыбной продукции d-го вида q-го способа разделки
(тыс. руб.);
К - средняя остаточная стоимость ьго судна (тыс. руб.);
, - верхний и нижний пределы производства d-го вида рыбной
продукции;
Нq,Hq - верхний и нижний пределы производства рыбной продукции
какой-либо степени разделки;
^ - задание на работу добывающих судов в определенном районе для
производства определенного количества рыбной продукции заданного вида и способа разделки для поставки её на экспорт;
- производственные мощности по выпуску d-го вида рыбной
продукции на ьм судне (т);
- коэффициент полезного действия на ьм судне при использовании
мощностей по производству d-го вида продукции (ед.);
- плановое задание на производство консервов за время перехода из
района промысла в российский порт (тыс. т);
, Lclq - плановое задание по стоимости в оптовых ценах консервов,
произведенных за время перехода из района промысла в российский порт
(тыс. руб.);
множества
^ = {г}У - множество добывающих судов с допустимой работой в )-м
районе промысла;
^ = {у} - множество районов промысла;
¥3 = j(g= 1) " множество добывающих судов, работающих в j-м районе в первом квартале, ¥ с ;
= {} j(g = 2) - множество добывающих судов, работающих в j-м районе во втором квартале, с ¥ ^ ;
= {/}j(g = 3) - множество добывающих судов, работающих в j-м районе в третьем квартале, ¥ с ^ ¥ ^ ¥;
¥= {'}j(g = 4) - множество добывающих судов, работающих в j-м районе в четвертом квартале, с ¥ ;
¥ = {d}i - множество видов рыбной продукции, производимой на i-х
судах;
¥ = {d}ij - множество видов рыбной продукции, производимой на i-х
о
судах в j-м районе, ¥ с ¥ ;
о /
¥д = {q} -множество способов разделки рыбного сырья; ¥ = {q}d - множество способов разделки рыбного сырья при производстве d-го вида рыбной продукции, ^с ¥д;
¥ ^ = {T}i - множество добывающих судов, находящихся в эксплуатации, ¥ с ¥
Сформулируем задачу:
- требуется спрогнозировать работу имеющихся в составе рыбопромыслового предприятия добывающих судов таким образом, чтобы рентабельность их производственной деятельности была максимальной:
Г m к b m k п
Е = (Cdq«Pijgdq«XiJg) + SjZjZj %хРг^хТперех.порп?Х1Т -
m к b m рем рем порт порт ход ход
ZT У C, хР.., хХ. -У (SF х Ty + S F х T F + S X T +
i=1j=1g=i dq vdq j = i i i i i i
+ к ^упРомхТпром+Ь*прям ыхР.хТперехпортх<Х )L m (SремхТРем+ i i конс ijdq перехп°рт it-m i i
g порт j порт ^ход ^^ход к ^пром ^пром^прям ые^ i i i i Jy j i i конс
m
X Pijdq х Тперехпорт X XiT) + y^Ki} , (1)
i = 1,2,. . ., m j = 1,2,. . ., к g = 1,2,. . ., b d = 1,2,. . ., r
q = 1,2, . . . ,Л
при соблюдении следующих ограничений:
- объём добычи в каждом районе промысла всеми добывающими судами в течение года по каждому объекту промысла должен быть не больше квоты на вылов, выданной данному предприятию:
т к Ь X т Ь
г = 1 у = 1 ¡¡= 1 д = 11000 * ^ ^^ Х ^ < г = 1 1 У ' (2) г = 1,2,...,т й = 1,2,...,г q = 1,2,...,X % = 1,2,...,Ь ;
- может быть ограничено производство рыбной продукции какого-либо вида обработки как по нижнему, так и по верхнему пределам:
_ т к Ь X
~Рй < т 1 у к 1 /= 11000 Х Х > ^ (3)
г = 1,2,..., т У = 1,2,..., к % = 1,2,..., Ь q = 1,2,...,X;
- может быть ограничено производство рыбной продукции какой-либо степени разделки как по нижнему, так и по верхнему пределам:
_ т к Ь г
н <Е Е Е Е 1000 Х р Х X.. , > Hq, (4)
q г = 1 у = 1 % = 1й = 1 ^ ^ нС1
г = 1,2,...,т У = 1,2,...,к % = 1,2,...,Ь й = 1,2,...,г ;
- при производстве каждого вида рыбной продукции должно быть
достаточно производственных мощностей на каждом добывающем судне с учетом их коэффициентов полезного действия:
к Ь X
Е Е Е 1000Хр ХX.. , я , (5)
, . . llgdq lJЯdq ^гй га ' 4 '
у = 1 % = 1q = 1
У = 1,2,..., к % = 1,2,..., Ь q = 1,2,..., X;
- в каждом районе может быть задано определённое количество судов, которое должно выпустить определённое количество рыбной продукции заданного вида и определённой степени разделки для поставки её на экспорт:
т к Ь
Е Е Е 1000 Хр ХX =и ; (6)
г = 1У = 1 % = 1 гjgdq ^ ^
- может быть поставлено задание на производство консервов на переходе из района промысла в российский порт:
т к ц
Е Е Е(1000 Х Р Х Т Х X. ) = Р. , (7)
гjdq перехпорт гт dq' х '
г= 1,2,..., т У = 1,2,..., к т = 1,2,...,
- может быть выдано задание по верхнему и нижнему пределам по стоимости консервов, произведенных за время переходов из района промысла в российские порты:
<Я, хР., ХТ ХX. >/оч
dq йд уйд перехпорт гт ~аЧ, (8)
г = 1,2,..., т у = 1,2,..., к т = 1,2,...,
- переменные не могут быть отрицательными:
Х > 0, Х1т > 0, ХЖ% = 1) > ХЖ% = 2) > 0, У% = 3) > 0, У% = 4) > 0, Х^ > 0. (9)
ВЫВОДЫ
Описанная экономико-математическая модель позволяет оптимизировать использование добывающего флота предприятия. Применяемый критерий оптимальности - максимизация рентабельности от его производственной деятельности - позволяет соизмерить получаемый судами доход и прибыль (числитель в равенстве (1)) с суммой текущих затрат судов и капитальных вложений в приобретение добывающего флота (знаменатель этого же равенства). Конечно, получаемый результат будет несколько отличаться от результатов деятельности всего добывающего предприятия в целом. Однако этой разницей можно пренебречь, поскольку суммы доходов, текущих затрат, прибыли и капитальных вложений по флоту являются основными в хозяйственной деятельности предприятия и, по имеющимся данным [2], составляют до 95 % от суммарных его результатов.
Поэтому, максимизируя рентабельность по результатам деятельности добывающего флота, мы практически максимизируем рентабельность производственной деятельности всего предприятия с достаточно незначительной возможной погрешностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Романов, Е. А. Планирование на предприятиях рыбной промышленности / Е. А. Романов. - Москва: Колос, 2006. - 425 с.
2. Иванов, А. В. Совершенствование экономических знаний (на примере рыбохозяйственного комплекса Калининградской области) / А. В. Иванов, А. Г. Мнацаканян, В. А. Теплицкий. - Калининград: Изд-во Калининградского государственного технического университета, 2014. - 184 с.
3. Корякина, А. В. Оптимизация планирования и размещения производства и материально-технической базы океанического рыболовства / А. В. Корякина,
A. Г. Мнацаканян, В. А. Теплицкий; под ред. А.Г. Мнацаканяна. - Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2016. - 160 с.
4. Кухоренко, К. Г. Перспективы российского океанического рыболовства в Атлантике и ЮВТО / К. Г. Кухоренко // Рыбное хозяйство. - 2012. - №2. -С. 32-33.
5. Корякина, А. В. Инвестиционные ресурсы рыбохозяйственного комплекса (на примере рыбохозяйственного комплекса Калининградской области): монография / А. В. Корякина, А. Г. Мнацаканян, В. А. Теплицкий; под ред.
B. А. Теплицкого. - Калининград: Изд-во Калининградского государственного технического университета, 2014. - 97 с.
6. Корякина, А. В. Метод обоснования параметров добывающих судов / А. В. Корякина, В. А. Теплицкий // Балтийский экономический журнал. - 2015. -№2(14). - С. 118 - 125.
7. Корякина, А. В. Управление флотом, поставляемым Калининградскому рыбохозяйственному комплексу / А. В. Корякина // Развитие экономики и менеджмента в современном мире: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции / ИЦРОН. - Воронеж: Ареал, 2014. - С. 112 - 115.
8. Chapman W. M. The management of ocean fisheries / W. M. Chapman // Amsternor's Advisory Commission on Ocean Resources. - California. - 1966. -Р. 86 - 102.
REFERENCES
1. Romanov E. A. Planirovanie na predpriyatiyakh rybnoy promyshlennosti [Planning at fishery enterprises]. Moscow, Kolos, 2006, 425 p.
2. Ivanov A. V., Mnatsakanyan A. G., Teplitskiy V. A. Sovershenstvovanie ekonomicheskikh znaniy (na primere rybokhozyaystvennogo kompleksa Kaliningradskoy oblasti) [Enhancement of economical knowledge (case study of the Kaliningrad region fishery industry)]. Kaliningrad, izd-vo Kaliningradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, 184 p.
3. Koryakina A. V, Mnatsakanyan A. G., Teplitskiy V. A. Optimizatsiya planirovaniya i razmeshcheniya proizvodstva i material'no-tekhnicheskoy bazy okeanicheskogo rybolovstva [Optimization of planning and location of production and facilities of the ocean fishing]. Kaliningrad, izd-vo FGBOU VPO "KGTU", 2016, 160 p.
4. Kukhorenko K. G. Perspektivy rossiyskogo okeanicheskogo rybolovstva v Atlantike i YuVTO [Prospects for Russian ocean fishing in the Atlantic and the southeastern part of the Pacific ocean]. Rybnoe khozyaystvo, 2012, no. 2, pp. 32-33.
5. Koryakina A. V., Mnatsakanyan A. G., Teplitskiy V. A. Investitsionnye resursy rybokhozyaystvennogo kompleksa (na primere rybokhozyaystvennogo kompleksa Kaliningradskoy oblasti) [Investment resources of the fishery industry (case study of the Kaliningrad region)]. Kaliningrad, izd-vo Kaliningradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2014, 97 p.
6. Koryakina A. V., Teplitskiy V. A. Metod obosnovaniya parametrov dobyvayushchikh sudov [Method for substantiation of the mining ships parameters]. Baltiyskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2015, no. 2(14), pp. 118-125.
7. Koryakina A. V. Upravlenie flotom, postavlyaemym Kaliningradskomu rybokhozyaystvennomu kompleksu [Management of the fleet allocated to the Kaliningrad fishery industry]. Razvitie ekonomiki i menedzhmenta v sovremennom mire. Sbornik nauchnykh trudov po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Development of economics and management these days. Proceedings of the International research conference]. ITsRON, Voronezh, Areal, 2014, pp. 112-115.
8. Chapman W. M. The management of ocean fisheries. Amsternor's Advisory Commission on Ocean Resources. California, 1966, pp. 86-102.
ИHФОРМАЦИЯ ОБ ÄßTOPÄX
Будурацкий Максим Александрович - Атлaнтический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (АтлaнтHИРО); заместитель директора; E-mail: [email protected]
Buduratskiy Maksim Aleksandrovich - Atlantic Research Institute of Fisheries and Oceanography (AtlantNIRO); Deputy Director of AtlantNIRO; E-mail: [email protected]
Корякина Анна Владимировна - Калининградский государственный технический университет; аспирант кафедры управления производством; E-mail: [email protected]
Koryakina Anna Vladimirovna - Kaliningrad State Technical University; Postgraduate Student Of the Department "Production Management"; E-mail: [email protected]
Tеплицкий Владимир Абрамович - Калининградский государственный технический университет, доктор экономических наук, профессор кафедры
управления производством
Teplitskiy Vladimir Abramovich - Kaliningrad State Technical University; Doctor of economic science, Professor of the Department "Production Management"