Научная статья на тему 'ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛИСТИКЕ'

ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
752
124
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРВЬЮ / ИНТЕРВЬЮ КАК МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНР ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА / КЛАССИФИКАЦИЯ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Караматдинова А. Д.

В статье рассматривается понятие «интервью» с точки зрения методологического и жанрового подходов. Приводятся различные классификации интервью, предлагаемые ведущими отечественными учеными. Поднимается вопрос о жанровой идентификации интервью в современной теории журналистики, выделяются его функции, задачи, особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛИСТИКЕ»

Вестник магистратуры. 2020. № 5-5 (104)

ISSN 2223-4047

УДК 82

А.Д. Караматдинова

ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

В статье рассматривается понятие «интервью» с точки зрения методологического и жанрового подходов. Приводятся различные классификации интервью, предлагаемые ведущими отечественными учеными. Поднимается вопрос о жанровой идентификации интервью в современной теории журналистики, выделяются его функции, задачи, особенности.

Ключевые слова: интервью, интервью как метод сбора информации, интервью как жанр журналистского творчества, классификация журналистских жанров.

Собеседование - это контакт между интервьюером и респондентом, который принимает форму беседы. Интервьюер проводит интервью по заранее подготовленным и спонтанным вопросам. Как метод собеседования в социологии, собеседования отнимают много времени, но в то же время дают более точные результаты посредством личного интервью с респондентом [5, с. 1109].

Интервью проявляются в разных организационных формах. Интервью в офисе целесообразно при изучении производственных групп. Как правило, оно направлено на выявление проблем на работе. Интервью по месту жительства проводятся, когда предметом интервью являются проблемы, которые более удобно обсуждать в неформальной обстановке [2, с. 114].

В социологической науке различают три типа интервью: формализованное, сфокусированное и бесплатное. Первый тип интервью является наиболее распространенным в социологии. В формализованных интервью основой является хорошо регламентированный вопросник, в котором четко изложены вопросы и последовательность вопросов, а также разработана инструкция, на основе которой интервьюер действует при проведении интервью.

Следующий тип, сфокусированное интервью, направлен на сбор мнений и оценочных суждений о конкретном явлении и его причинах. Этот тип собеседования предполагает, что респондент заранее знает предмет интервью. В отличие от официальных интервью, интервьюер может изменить порядок вопросов во время интервью. Однако на все вопросы анкеты должен отвечать интервьюер.

Бесплатное интервью, в свою очередь, проводится без стандартизированной анкеты или плана интервью. Этот тип интервью предполагает только определение темы интервью [8, с. 95].

Основным недостатком метода интервью является то, что он недостаточно быстр и трудоемок. Интервью как метод не могут быть использованы в массовых краткосрочных опросах [2, с. 117]. В журналистике интервью - это жанр, основной целью которого является определение мнений людей об определенных случаях, природных явлениях или тенденциях в обществе. Такое мнение можно получить как от определенного человека, так и от коллектива.

Существуют типы интервью, такие как информационные, аналитические и портретные интервью.

В случае информационного интервью журналист подчеркивает выражение мнения респондента о событии, представляющем интерес. Такое интервью основано на чрезвычайно социально значимом событии. Существует два типа событий: событие самой истории (в данном случае мы участвуем в качестве очевидцев, т.е. мы являемся субъектами этой истории) и событие, описанное в материале журналиста (в данном случае мы являемся объектом влияния), Эти события происходят в разные промежутки времени (включая продолжительность) и в разных местах. Но, несмотря на это, они объединены в одно сложное событие, которое обозначается как работа в своей завершенности события.

Оперативное интервью является подтипом информационного интервью в меньшем объеме. Оперативное интервью основано на высказываниях специалистов и экспертов по определенным проблемам и событиям. Эти заявления являются обязательной частью новостей.

Среди информационных интервью можно выделить подвид - блиц-опрос. Он основан на сборе различных мнений по конкретной ситуации или проблеме. Блиц-опрос проводится среди населения, как правило, представителями разных социальных групп и возрастов.

Можно также выделить следующие типы интервью: Диалог интервью, который включает передачу информации в форме ответа на опрос. Как правило, вопросы передаются будущему собеседнику заранее для ознакомления. Тем не менее, уточняющие вопросы во время собеседования также присутствуют. Это

© Караматдинова А.Д., 2020.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 5-5 (104)

помогает сделать тему более широко известной и поддерживать интерес целевой аудитории. Монолог интервью - это монологический ответ на один вопрос. Как правило, для собеседования с монологом приглашается авторитетное лицо, компетентное в указанной теме. Этот тип монолога аналогичен статье [3, с. 218]. Интервью сообщение. Особенностью построения текста этого жанра является пересказ ответов собеседника. По форме он может напоминать отчет [4, с. 192].

Интервью-зарисовка. Этот тип интервью дает журналисту некоторую свободу в форме структурирования материала. Журналист может использовать свои комментарии, сделать личную оценку, описать среду интервью и создать портрет собеседника. Коллективное интервью. Он отражает взгляды и мнения ряда собеседников по различным вопросам. Обычно этот тип интервью пишется после таких событий, как круглый стол, деловая встреча, переговоры, пресс-конференции и т. д.

Библиографический список

1. Философский словарь / редкол. : Л. Ф. Ильичев (гл. Ред.) [И др.]. - М. : Сов. энцикл., 1983.

2. Белякова Л. П. Аналитическая журналистика печатных изданий. - Минск: БГУ, 2012.

КАРАМАТДИНОВА АЙЖАМАЛ ДЖЕНГИС КЫЗЫ - студентка факультета международной журналистики, Узбекский государственный университет мировых языков. Ташкент, Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.