Научная статья на тему 'Интервью в журнале «Фокус»'

Интервью в журнале «Фокус» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
433
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства массовой информации / жанр / интервью / классификация / журнал / засоби масової інформації / жанр / інтерв'ю / класифікація / жур- нал

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мащенко Александр Петрович, Гафарова Эльмаз Ридвановна

В работе рассмотрены особенности интервью как жанра современных печатных СМИ на примере журнала «Фокус».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мащенко Александр Петрович, Гафарова Эльмаз Ридвановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Інтерв'ю в журналі «Фокус»

В роботі розглянуті особливості інтерв'ю як жанру сучасних друкованих ЗМІ на прикладі журналу «Фокус».

Текст научной работы на тему «Интервью в журнале «Фокус»»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 25 (64) № 4. Часть 1. С.236-239.

УДК 070

Интервью в журнале «Фокус» Мащенко А. П., Гафарова Э. Р.

В работе рассмотрены особенности интервью как жанра современных печатных СМИ на примере журнала «Фокус».

Ключевые слова: средства массовой информации, жанр, интервью, классификация, журнал.

Интервью - самый распространенный метод получения информации и один из самых популярных жанров в печатных СМИ. В прессе начала XIX века уже появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры и так далее. Интервью как жанр претерпел ряд изменений, касающихся стилистики, типологии, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом.

Газеты, журналы - любые печатные издания не имеют возможности выходить на прямой контакт со своими читателями, коммуникативную функцию в прессе выполняют интервью - один из важнейших методов и жанров публицистики.

Актуальность данного исследования, прежде всего, состоит в том, что интервью является одним из самых популярных газетно-журнальных жанров. Кроме того, это один из самых распространенных методов получения сведений. И журналисты все больше обращаются в своем творчестве к методу интервью. Во-вторых, следует заметить, что проблему интервьюирования, диалогизации нужно продолжать разрабатывать дальше, т.к. знания по этой теме необходимы журналистам-практикам. Мы решили рассмотреть интервью на примере журнала «Фокус», поскольку он является одним из самых респектабельных и объективных изданий на территории Украины, и содержит в себе довольно большое количество материалов изучаемого в этой работе жанра.

Объектом исследования выступает жанр интервью.

Целью данной работы является изучение особенностей интервью как жанра современных печатных СМИ на примере журнала «Фокус».

Для достижения цели научной работы предстоит решить следующие задачи:

- проанализировать различные классификации интервью, предложенные исследователи из Украины и других стран;

- выделить среди материалов, опубликованных в журнале «Фокус» в 2010 году, все интервью;

- систематизировать опубликованные в журнале интервью, опираясь на классификацию, предложенную М.М. Лукиной;

- определить особенности интервью, опубликованных в журнале «Фокус»;

- определить «главных героев» интервью, опубликованных в журнале «Фокус».

Методы исследования. Анализ проводился при помощи функционально-

стилистического метода, а также методов описания.

Интервью - самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира.

Толкование термина интервью менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. «Общим местом» в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме.

В научной литературе существует множество классификаций видов интервью, выделяемых на различных основаниях: по функционально-предметному принципу, по степени стандартизированности, по личностной характеристике интервьюируемого, по отношению собеседника к беседе, по степени участия журналиста в интервью, по количеству собеседников, по типу интервьюера, по типу СМИ, по способу общения.

В.В. Ворошилов выделяет следующие разновидности интервью:

- интервью-монолог. Текст интервью-монолога формально не расчленен, в начале его дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог интервьюируемого. На страницах газет этот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение.

- интервью-сообщение (излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются в сокращенном виде);

- интервью-диалог (полный текст беседы; это может быть суждение двух различных сторон, «сцепление двух позиций» или духовное взаимодействие людей, стремящихся к согласованному решению социальных проблем);

- интервью-полилог, когда количество собеседников максимальное, а диапазон тем широк.

В зависимости от целей Мария Лукина выделяет следующие виды интервью как метода получения сведений:

Информационное интервью - наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей.

Оперативное интервью - разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте.

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы.

Интервью-портрет, или персональное интервью, сфокусировано на одном герое.

Креативное (эксклюзивное) интервью чаще называют беседой, диалогом. Журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества.

Экспертные интервью. Главная особенность экспертного интервью - то, что респондент является опытным участником изучаемого рынка. Экспертное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов.

Интервью- «знакомства». Они делятся, в свою очередь, на:

• Портретные, цель которых — создать эмоционально-психологический портрет собеседника.

• Разоблачающие (с «антигероем»). Здесь нужны вопросы, помогающие разоблачению собеседника, заостряющие внимание на противоречиях.

• «Звездные» интервью (предметом является личность собеседника, обычно знаменитости).

Еженедельник «Фокус» выходит на всей территории Украины с 21 августа 2006 года. В этот день был выпущен пилотный номер.

Мащенко А. П., Гафарова Э. Р.

График выходов. Еженедельно пятница - Киев, суббота - вся Украина.

Аудитория одного номера в среднем 90 тысяч человек. Из них: на 67% из людей в возрасте 20-45 лет, на 76% из людей с высшим или незаконченным высшем образованием, на 38% из людей с доходом выше среднего и высоким.

Тематика: обще ственно-политическая.

Тираж в среднем около 34 тысяч экземпляров.

Для анализа мы выбрали номера «Фокуса» за 2010 год.

Мы решили использовать классификацию, которую описала Мария Лукина в книге «Технология интервью». Она представляется нам наиболее гибкой, современной, удобной, в большей степени соответствующей задачам исследования.

В ходе анализа 50 интервью (52 номера) было установлено, что наиболее популярным в общественно-политическом журнале «Фокус» является интервью-расследование (32 материала). Реже - портретные интервью (18 примеров). Это вполне объяснимо тем, что анализируемое издание аналитическое. По этой же причине мы не увидели на страницах «Фокуса» информационных интервью. А оперативные интервью и вовсе не присущи печатным СМИ.

Выводы. Наиболее частыми интервьюируемыми оказались политики (24 материала). Так как сфера развлечений всегда имеет широкую аудиторию, на втором месте киноактеры и музыканты (10 материалов). Сферы политики и экономики тесно связаны, поэтому часть интервью о бизнесменах также велика - 8 материалов.

Тенденция оставлять деятелей живописи и литературы напоследок и уделять материалам с ними мало печатной полосы - общая для общественно-политических изданий.

Список литературы

1. Ворошилов В. В. Журналистика / В.В. Ворошилов. - СПб. 2006. - 145 с.

2. Вакуров В.Н. Стилистика газетных жанров / В. Н. Вакуров, Н. Н. Кохтев, Г. Я. Солганик - М., 1978. - 167 с.

3. Газетные жанры. М., 1971; Жанры советской газеты. М., 1972; Теория и практика советской периодической печати. М., 1980; Методы журналистского творчества. М., 1982; Информационные жанры газетной публицистики. М., 1986.

4. Голанова Е.И. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности / Е. И. Голанова. - М., 2001. - 251 с.

5. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе / А. А. Грабельников. -М., 2001. - 218 с.

6. Ким М.Н. Новостная журналистика / М. Н. Ким. - СПб., 2006. - 272 с.

7. Лукина М.М. Технология интервью / М. М. Лукина. - М.: Аспект Пресс, 2003.

8. Мастерство журналиста. М.: 1977. - 125 с.

9. Мельник Г. С. Основы творческой деятельности журналиста / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. - СПб., 2006. - 272 с.

10. Интернет-версия журнала «Фокус» [Электронный ресурс] Режим доступа к журналу: http://focus.ua/magazine.

Мащенко О. П., Гафарова Е. Р. 1нтерв'ю в журналi «Фокус» //Учение затсю Тавр1ческого национального yHieepcimema iм. В.1. Вернадского. Сер1я «Фыолог1я. Со-щалът комуткацп». - 2012. - Т.25 (64). - № 4. Частина 1. - С.236-239.

В роботi розглянутi особливостi iнтерв'ю як жанру сучасних друкованих ЗМ1 на прикладi журналу «Фокус».

Ключовi слова: засоби масовог iнформацii, жанр, iнтерв'ю, класифжащя, журнал.

Mashenko А. P., Gafarova E. R. Interview in the magazine "Focus" //Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series «Filology. Social communications». - 2012. - V.25 (64). - № 4. Part 1. - P. 236-239.

Features of an interview as a genre ofmodern print media on an example of the magazine "Focus".

Keywords: mass media, genre, interview, classification, journal.

Поступила в редакцию 23.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.