Научная статья на тему 'К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве'

К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8963
1081
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интервью / интервью как метод сбора информации / интервью как жанр журналистского творчества / классификация журналистских жанров. / interview / interview as a method of collecting information / interview as a genre of journalism / classification of journalistic genres.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мажура Анастасия Викторовна, Тимофеева Екатерина Дмитриевна

В статье рассматривается понятие «интервью» с точки зрения методологического и жанрового подходов. Приводятся различные классификации интервью, предлагаемые ведущими отечественными учеными. Поднимается вопрос о жанровой идентификации интервью в современной теории журналистики, выделяются его функции, задачи, особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF GENRE CLASSIFICATION OF INTERVIEWS IN JOURNALISM

The article considers the concept of „interview” in terms of methodological and genre approaches, as a method of obtaining information and as a genre of journalism. Various classifications of interviews offered by leading Russian scientists are presented. The article analyzes the question of the genre identification of interviews in the modern theory of journalism and highlights its functions, tasks, and features.

Текст научной работы на тему «К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве»

УДК 070 ББК 76.01

К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

А. В. Мажура, Е. Д. Тимофеева

Аннотация. В статье рассматривается понятие «интервью» с точки .зрения методологического и жанрового подходов. Приводятся различные классификации интервью, предлагаемые ведущими отечественными учеными. Поднимается вопрос о жанровой идентификации интервью в современной теории журналистики, выделяются его функции, задачи, особенности.

Ключевые слова: интервью, интервью как метод сбора информации, интервью как жанр журналистского творчества, классификация журналистских жанров.

ON THE ISSUE OF GENRE CLASSIFICATION OF INTERVIEWS IN JOURNALISM

A. V. Mazhura, E. D. Timofeeva

Abstract. The article considers the concept of „interview" in terms of methodological and genre approaches, as a method of obtaining information and as a genre of journalism. Various classifications of interviews offered by leading Russian scientists are presented. The article analyzes the question of the genre identification of interviews in the modern theory of journalism and highlights its functions, tasks, and features.

Keywords: interview, interview as a method of collecting information, interview as a genre of journalism, classification of journalistic genres.

К вопросу изучения интервью в журналистской деятельности обращаются многие ученые: В. В. Ворошилов, А. А. Тертычный, Л. Е. Кройчик, С. М. Гу-ревич, А. В. Колесниченко, М. М. Лукина, М. И. Шостак, Н. В. Кодола и др. Это обусловлено популярностью данного жанра, его спецификой, потребностью аудитории к диалогу и открытому общению.

В теории журналистики понятие «интервью» принято рассматривать в двух категориях: как метод сбора информации и как жанр журналистского творчества. В первом случае интервью представляет собой инструмент сбора сведений при помощи вопросно-ответной формы. Во втором - тип журналистского произведения с устоявшимися признаками и структурой.

Несмотря на то, что в обоих вариантах интервью характеризуется как межличностный устный обмен информацией с целью возникновения оригинальных сведений, удовлетворяющих потребность общества в информации, между учеными ведется дискуссия о жанровой классификации интервью и общепризнанной на сегодняшний момент нет.

В нашем исследовании мы рассматриваем различные классификации интервью с точки зрения разных подходов. В «Толковом словаре русского языка» можно найти следующее определение: «интервью - беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес» [1]. Стоит отметить, что данная трактовка частично устарела, так как в настоящее время интервью рассматривается не только как жанр печатного, но телевизионного, радио- и интернет-форматов. Автор первого в СССР учебника по телевизионной журналистике А. Я. Юровский считает, что интервью - разговор по актуальным вопросам, происходящий между журналистом и общественно значимой личностью [2]. В энциклопедическом словаре СМИ отмечается, что антецедентное значение изучаемого термина подразумевает беседу репортера, ведущего с известной личностью, специалистом, ученым и т. п. [3]. По мнению С. Н. Ильченко: «Интервью - акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес» [4]. Здесь понятие рассматривается как форма получения необходимых сведений от интервьюируемого при помощи вопросов. Иными словами, используя самое естественное средство общения - диалог.

Так или иначе все определения сходятся в том, что интервью - это жанр журналистики, представляющий собой диалог интервьюера и героя публикации. Основное назначение этого жанра заключается в ин-

формировании общества о важных событиях, привлечение внимание к актуальным проблемам и вопросам на основе суждений собеседника.

Стоит отметить, что важной характерной чертой является неравноценность функций собеседников, которых в журналистике принято называть «интервьюер» и «интервьюируемый». По устоявшимся правилам, интервьюер не должен высказывать своих суждений, давать личных оценок, активно демонстрировать свою позицию. Первоочередная его задача - предоставить возможность высказаться герою. Журналистские жанры различают по глубине анализа события, широте повествования, использованию изобразительно-вы разительных средств, масштабу освещения ситуаций, воздействию на аудиторию. Большинство ученых относят интервью к группе информационных жанров, базирующихся именно на знаниях, полученных в результате применения эмпирических методов исследования. Однако не все теоретики придерживаются такой точки зрения.

Исследователь журналистики А. А. Тер-тычный выделяет информационное и аналитическое интервью [5]. К информационному жанру ученый относит интервью, в которых автор материала ставит перед собой цель довести до сведения аудитории новость, полученную от своего собеседника, никак не комментируя ее. Таким образом, журналист создает безоценочный информационный материал. К аналитическому - те работы, в которых появляются развернутые ответы на вопросы: «что это значит?», «каким образом?», «почему?». Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, чтобы гость, опираясь на вопросы журналиста, проанализировал ситуацию.

Доктор филологических наук Л. Е. Крой-чик относит интервью к оперативно-исследовательской группе жанров. Здесь сохраняется интерес к новости, но на первый план выходит не оперативность, а содержание и истолкование сообщаемой информации; господствуют повествовательно-опи-

сательные элементы, а не логико-рациональные [6].

Профессор С. М. Гуревич выделяет интервью как диалогический жанр, в котором весь материал базируется на информации, поступившей от непосредственного участника или очевидца события [7].

Кандидат филологических наук А. В. Ко-лесниченко считает, что интервью можно отнести к любому из трех традиционно принятых в журналистике жанров. Он отмечает следующие виды интервью: информационное - интервью с участником или очевидцем события, экспертное - комментирование событий и явлений профессиональным экспертом, личностное - раскрытие героя через его взгляды, мнения, позиции [8].

И все же чаще интервью относят к разряду информационных жанров. Однако выше нами было отмечено, что некоторые виды интервью по разным параметрам рассматриваются как аналитические и художественно-публицистические материалы. Также есть те, которые выделяются теоретиками в отдельные группы. Такое разнообразие классификаций показывает интервью как неоднозначный и сложный жанр журналистики. Вероятно, именно поэтому он пользуется широкой популярностью среди авторов и считается одним из самых употребляемых в журналистском творчестве.

Стоит отметить, что на первый взгляд разность понятий «интервью как метода сбора информации» и «интервью как жанра журналистского творчества» очевидна. Однако с точки зрения классификации они часто дополняют друг друга и имеют одинаковые названия. Это вносит некую путан-ность в процессе познания и освоения, особенно при объяснении темы студентам-журналистам. Учеными предлагаются различные классификации интервью: по предмету разговора, целям, характеру получаемой информации, форме, типу организации, степени стандартизации, по отношению журналиста к интервью [9].

Рассмотрим некоторые из них. По целям большинство теоретиков выдвигают

следующие виды интервью: информационное, оперативное, портретное, интервью-расследование и беседа.

Отличительной чертой информационного интервью является получение оперативных и актуальных данных о конкретном событии. В таком материале должны содержаться ответы на ключевые вопросы информационного сообщения: «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?», «зачем?». По мнению М. М. Лукиной, данный вид интервью самый распространенный, так как ориентирован на создание новости [10].

Оперативное интервью относят к подвиду информационного. Его основная задача заключается в сборе разнообразных точек зрения по конкретному вопросу. В таком виде интервью принимает участие большое количество респондентов, где каждый из них отвечает на одинаковые вопросы. В зависимости от обсуждаемой темы участниками становятся представители одной или, наоборот, разных социальных групп, возрастных категорий, половых принадлежностей. Такое интервью в журналистике называется блиц-опросом или опросом на улице.

Интервью-расследование применяют в том случае, когда необходимо подробно изучить проблему или тему. Этот вид не привязан ко времени, оперативности и актуальности, так как его ключевая цель - получить нужные сведения, находя индивидуальный подход к интервьюируемому. При такой беседе журналисту важно тщательно подготовиться, грамотно построить вопросы и продумать стратегию беседы.

Следующая разновидность интервью -беседа, кандидат филологических наук М. М. Лукина называет ее «креативным интервью» [10]. Это вид материала, в котором журналист занимает равное положение с героем, а не является просто посредником между интервьюируемым и зрителем. Теоретики и практики сходятся во мнении, что это самый сложный вид интервью, так как требует большого профессионального опыта, творческой репутации журналиста и правильного выбора собеседника, с помо-

щью которого интервьюируемому удастся выйти на глубокий уровень обобщения, грамотный и интересный диалог.

Последним из предлагаемых здесь видов интервью является портретное или, как его еще называют «интервью-портрет», «персональное интервью». Основная задача -рассказать об индивидуальности героя, сфокусироваться на нем. Гостем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни, занял определенную нишу, привлекает интерес широкой публики. Большую нагрузку в данном виде интервью несут детали быта, интерьера, одежды, особенности речи и манеры общения героя.

Интервью-портрет обладает тремя основными функциями: информативная, идеологическая, воздействующая [11]. В основе информативной функции лежат интересные читателям факты и глубокие ответы респондента. Идеологическая функция нацелена на распространение ценностных моральных ориентиров, актуальных в данный исторический период. Воздействующая функция отвечает за вовлечение целевой аудитории в темы, обсуждаемые в интервью, и появление определенного отношения к предмету, рассматриваемому в материале.

Теоретик В. В. Сыченков выделяет следующие базовые функции портретного интервью: «живое человеческое общение, поиск понимания и принятия своего одиночества в мире или познание другого - для отдыха и развлечения (это базовые функции интервью-портрета)» [12]. Из этого следует, что портретное интервью обладают развлекательным и рекреационным функционалом.

Интервью-портрет имеет такую жанро-во-стилистическую особенность, как субъ-ективизация [13]. Под этим термином понимается возможность импровизационной живой речи собеседников транслировать все индивидуальные речевые особенности и тактики речевого поведения участников интервью. Отметим, что герой сам создает свой образ в интервью, а это значит, что в

ходе диалога происходит его самопрезентация. Исследователь Н. Ю. Янчева выделяет несколько видов автопортрета в интервью: «естественный автопортрет» - в центре общения стоит индивидуальность героя; «вставной автопортрет» - собеседник изображается в качестве представителя определенного коллектива, организации; «групповой автопортрет» представляет личность во взаимоотношениях с другими людьми [14].

Таким образом, интервью направлено на получение ответов на вопросы, интересующие целевую аудиторию. В портретном интервью для журналиста личность собеседника выходит на первое место. Его могут не интересовать актуальные темы и проблемы, которые присущи целевым задачам других видов интервью. Некоторые ученые сравнивают портретное интервью с очерком о герое, рассказывающем о самом себе. В таком сходстве прослеживается связь интервью с художественно-публицистическим жанром.

Рассмотрим следующую классификацию. По признаку и предмету разговора кандидат филологических наук М. И. Шостак выделяет четыре вида интервью: информативное, где главный предмет беседы - факт; экспертное, где важную роль играет мнение авторитетного человека; проблемное, где предметом обсуждения являются мнения; интервью-знакомство, где в центре разговора - личность собеседника [15].

Ученые классифицируют интервью и по форме. Так Н. Г. Богданов и Б. А. Вяземский отмечают следующие виды: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета [16].

Самый распространенный вид - интервью-диалог, представляет собой цепочку чередующихся между собой вопросов и ответов. Следующий вид - интервью-монолог отличается тем, что текст формально не расчленен на части, а в начале беседы задается тема, которую интервьюируемый развивает. Коллективное интервью - это работа сразу с несколькими персоналиями одновременно. Как правило, все ответы ре-

спондентов публикуются, как отдельные части. Интервью-зарисовка граничит с художественно-публицистическими жанрами, так как ее обязательным условием является присутствие авторского мнения, комментария, отступления. Данный вид интервью требует от автора деталей, описаний и характеристик своего гостя. Отличительной особенностью последнего вида интервью - анкеты - считается выражение массового общественного мнения.

Отметим еще одну важную классификацию интервью - по типу организации. Теоретики выделяют следующие формы организации интервью: пресс-конференция, пресс-подход, брифинг, «круглый стол», интервью по телефону, интервью с помощью Интернета [10]. Рассмотрим каждую из них.

Самой популярной формой организации интервью считается пресс-конференция. Она всегда проходит по строму порядку - сначала высказывается интервьюируемый, затем у журналистов есть возможность задать интересующие их вопросы, уточнить данные. Такой вид интервью проходит в формате встречи человека, который является источник информации, и журналистов. Основание для пресс-конференции всегда становится актуальный информационный повод, нуждающийся в дополнительных сведениях, разъяснениях и комментариях.

Существует также малая форма пресс-конференции - пресс-подход. Данный вид интервью отличается тем, что не планируется заранее, а обычно проводится непосредственно после мероприятия и сообщает уже об итогах события, встречи, заседания. Также отличительной чертой является небольшое количество предоставляемой журналистом информации.

Следующая форма интервью, похожая на пресс-конференцию, - брифинг. Его характерными чертами считаются планирование и регулярная периодичность. Дан-

ное мероприятие нацелено на распространение сведений о деятельности организации или компании. Здесь от журналистов не ждут вопросов, а просто оповещают о текущих событиях и трактуют актуальные действия группы.

Самым сложным, по мнению теоретиков, форматом считается «круглый стол» -это общение журналистов сразу с несколькими участниками мероприятия. При таком формате интервьюеру необходимо уделить внимание каждому эксперту, выполняя еще и роль модератора.

Интервью по телефону относится к самому удобному и оперативному формату, который чаще всего используется журналистами на радио. К нему обращаются, когда необходимо срочно получить ясный комментарий, касательно определенной ситуации.

Самым молодым и активно развивающемся форматом интервью на сегодняшний день считается интервью с помощью возможностей Интернета - социальных сетей, электронной почты, форумов чатов, видеозвонков. Такое количество форматов интервью показывает востребованность и актуальность заявленного жанра.

Исследование показало, что несмотря на то, что интервью как форма общения ведет свою историю с незапамятных времен, относя нас к эпохе Древнего мира, на сегодняшний момент изучение, теоретизация и практическое применение данного метода и жанра не стали менее актуальными. Умение грамотно общаться с людьми, представлять мнения собеседника без искажения, передавать колорит своего героя - это вопросы современной журналистики. Вызовы XXI в, века информационного взрыва, информационных войн и коммуникационных технологий, лишь провоцируют ученых к изучению новых граней, форматов и возможностей интервью и как метода получения информации, и как жанра журналистского творчества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. - М., 1935.

2. Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. - М., 1994.

3. Энциклопедический словарь СМИ. - URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/069. htm (дата обращения: 28.02.2019).

4. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве. - СПб., 2003.

5. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.

6. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. - С. 125-167.

7. Гуревич С. М. Репортаж в газете. - М., 1963.

8. Колесниченко А. В. Практическая журналистика: учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2008.

9. Белановский С. А. Глубокое интервью. - М., 2001.

10. ЛукинаМ. М. Технология интервью. - М.: Аспект Пресс, 2003.

11. Долгина Е. С., Веснина М. А. Интервью: понятие, цель, задачи, функции // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 1109-1111. - URL: https://moluch.ru/archive/87/16897/ (дата обращения: 23.02.2019).

12. Сыченков В. В. Интервью-портрет как тип коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2007.

13. Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Методика телевизионной журналистики: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2012.

14. Янчева Н. Ю. Автопортрет в интервью: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2011.

15. ШостакМ. И. Журналист и его произведение. - М., 1998.

16. Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. - СПб.: Лениздат, 1961.

REFERENCES

1. Ushakov D. N. Tolkovyy slovar russkogo yazyka. Moscow, 1935.

2. Yurovskiy A. Ya. Televizionnaya zhurnalistika. Moscow, 1994.

3. Entsiklopedicheskiy slovar SMI. Available at: http://www.evartist.narod.ru/text16/069. htm (accessed: 28.02.2019).

4. Ilchenko S. N. Intervyu v zhurnalistskom tvorchestve. St. Petersburg, 2003.

5. Tertychnyy A. A. Zhanryperiodicheskoypechati: ucheb. posobie. Moscow: Aspekt Press, 2000.

6. Kroychik L. E. Sistema zhurnalistskikh zhanrov. In: Korkonosenko S. G. (ed.) Osnovy tvorcheskoy deyatelnosti zhurnalista. St. Petersburg, 2000. Pp. 125-167.

7. Gurevich S. M. Reportazh v gazete. Moscow, 1963.

8. Kolesnichenko A. V Prakticheskaya zhurnalistika: ucheb. posobie. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 2008.

9. Belanovskiy S. A. Glubokoe intervyu. Moscow, 2001.

10. Lukina M. M. Tekhnologiya intervyu. Moscow: Aspekt Press, 2003.

11. Dolgina E. S., Vesnina M. A. Intervyu: ponyatie, tsel, zadachi, funktsii. Molodoy uchenyy. 2015, No. 7, pp. 1109-1111. Available at: https://moluch.ru/archive/87/16897/ (accessed: 23.02.2019).

12. Sychenkov V V. Intervyu-portret kak tip kommunikatsii. Extended abstract of PhD dissertation (Philology). Kazan, 2007.

13. Shesterkina L. P., Nikolaeva T. D. Metodika televizionnoy zhurnalistiki: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. Moscow: Aspekt Press, 2012.

14. Yancheva N. Yu. Avtoportret v intervyu. Extended abstract of PhD dissertation (Philology). Voronezh, 2011.

15. Shostak M. I. Zhurnalist i ego proizvedenie. Moscow, 1998.

16. Bogdanov N. G., Vyazemskiy b. A. Spravochnik zhurnalista. St. Petersburg: Lenizdat, 1961.

Мажура Анастасия Викторовна, старший преподаватель Кафедры журналистики и медиаком-муникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета

e-mail: afefelkina@gmail.com

Mazhura Anastasia V., Senior Lecturer, Journalism and Media Communications Department, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University e-mail: afefelkina@gmail.com

Тимофеева Екатерина Дмитриевна, бакалавр Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета

e-mail: ekaterina.timofeeva16@mail.ru

Timofeeva Ekaterina D., bachelor student, Institute of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University

e-mail: ekaterina.timofeeva16@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2019 The article was received on 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.