Вестник магистратуры. 2020. № 5-5 (104)
ISSN 2223-4047
УДК 62
А.Д. Караматдинова
ЖАНРЫ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Вопрос жанровой классификации, или системы жанров журналистики (её типологии), остаётся до сих пор одним из самых сложных и запутанных. Но как вчерашним абитуриентам, лишь начинающим свой путь в журналистике, так и состоявшимся профессионалам, определяющим сегодня лицо российских СМИ, крайне важно понимать жанровую теорию и более или менее свободно владеть всей жанровой палитрой журналистики. В данной статье с точки зрения философско-антрополо-гического подхода и с использованием «синергетического метода» (поскольку прямой перенос математического аппарата синергетики на гуманитарную сферу, по нашему мнению, совершенно бесперспективен и опасен) и будет предложена попытка разобраться с основными теоретическими сложностями жанровой классификации журналистики.
Ключевые слова: экзистенциальная теория журналистики (ЭТЖ), жанр, жанры журналистики, творческая деятельность, публицистика, журнализм.
Основная задача журналистики - предоставлять информацию. Однако специалисты отрасли придерживаются разных мнений о том, в каком порядке лучше предоставлять информацию. Некоторые специалисты считают, что информация о некоторых событиях должна быть подготовлена в соответствии с определенным жанром, в то время как другие считают, что информацию не следует помещать в такие жанровые «рамки». Некоторые даже считают, что в настоящее время нет необходимости в жанрах журналистики. Они объясняют это тем, что в настоящее время существует избыток информации, и потребность в ней растет. То есть в настоящее время главный вопрос не в том, как передать информацию, а в том, чтобы быстро ее передать, в числе первых.
Однако понятие «жанр» занимает особое место в журналистике, и многие специалисты исследуют типы и способы применения разных жанров. Чтобы понять суть и значение этого понятия в отрасли, необходимо рассмотреть его теоретические основы. Теория журналистики, как и другие сферы, классифицирует свой материал, свои произведения. Разнообразие журналистского материала обуславливает необходимость его разделения на жанры. «Под жанром мы понимаем художественно-публицистическую форму отражения обобщенной и типизированной реальности в текстах СМИ» [2]. Если мы посмотрим на его значение, слово «жанр» взято из французского языка и означает «вид», «разнообразие».
Многие журналисты считают, что в целом при подготовке журналистского материала не нужно ничего знать о жанрах. Основная причина этого заключается в том, что им трудно четко отличать жанры друг от друга. Итак, зачем нам жанры, они останутся только в теории сейчас?
Читая любую газету, вы можете найти новости, репортаж, эссе или статью. Но читателя не интересует, как они называются или к какому жанру принадлежит конкретная журналистская работа. Несмотря на это, жанры имеют ряд особенностей, важность которых не всегда очевидна в деятельности СМИ. Чтобы рассмотреть эти особенности, нужно иметь информацию об их классификации.
Существуют различные подходы в отношении классификации жанров. Например, исследователь Лев Крейчик предложил следующий подход:
Оперативные новости - эта группа включает в себя все виды новостей;
Оперативное исследование - в эту группу входят такие жанры, как репортаж, репортаж, интервью;
Новости исследований - переписка, комментарии;
Исследование - статья, письмо;
Исследовательский тип - в эту группу входят такие жанры, как фельетон, эссе.
Взгляды Льва Крейчикачочка очень похожи на классификацию жанров в узбекской журналистике. В узбекской журналистике обычно выделяют три группы жанров: информационная записка, репортаж, интервью; Аналитическая статья, переписка, беседа, рецензия, рецензия; Художественно-публицистические очерки, очерки, фельетон, брошюры. Видно, что классификация Л.Крейчика отдельно учитывает внутренние особенности жанров, поэтому число групп больше. В узбекской журналистике жанры обобщены общим сходством и характеристиками.
© Караматдинова А.Д., 2020.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2020. № 5-5 (104)
Исследователь Семен Гуревич подходит совершенно по-другому: жанры новостной информации; Диалогические жанры; Ситуационные и аналитические жанры; Эпистолярные жанры; Жанры искусства и публициста; Сатирические жанры [1].
Можно видеть, что в данном подходе жанры, в основном, делятся на группы по общим признакам. Действительно, этот вопрос всегда был в центре внимания исследователей и специалистов. Отсюда следует, что классификация жанров в журналистике имеет большое значение. Деление на жанры в западных странах сильно отличается от приведенной классификации. Другими словами, считается, что в прессе есть два типа материалов: новости и большие статьи (статьи). Новости - это материалы, которые предоставляют информацию о событиях, в то время как большие статьи могут публиковаться в разных жанрах, и они, наряду с представлением любой информации, имеют функцию анализа реальности или выполнения развлекательных задач. К ним относятся такие жанры, как интервью, колонка, фельетон, рецензия.
Из истории известно, что журналистские жанры появились постепенно, в разные периоды. В частности, жанр фельетон появился в XVIII веке, история появления очерков относится к ХУТ-ХУЛ векам. Позже они были разделены на несколько групп. Хотя вначале их было много, в настоящее время на практике используются только определенные типы жанров. Например, материалы, подготовленные в жанре репортажа, мы часто встречаем в телевизионной журналистике. И в прессе, и на радио такие журналистские работы встречаются редко. Наиболее распространенный жанр - информация (или, согласно некоторым теориям, новости) часто встречается во всех типах СМИ.
Библиографический список
1. Философский словарь / редкол. : Л. Ф. Ильичев (гл. Ред.) [И др.]. - М. : Сов. энцикл., 1983.
2. Белякова Л. П. Аналитическая журналистика печатных изданий. - Минск: БГУ, 2012.
КАРАМАТДИНОВА АЙЖАМАЛ ДЖЕНГИС КЫЗЫ - студентка факультета международной журналистики, Узбекский государственный университет мировых языков. Ташкент, Узбекистан.