Научная статья на тему 'Жанры журналистики'

Жанры журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
19443
1901
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (ЭТЖ) / EXISTENTIAL THEORY OF JOURNALISM (ETJ) / ЖАНР / ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИЦИСТИКА / БЕЛЛЕТРИСТИКА / ЖУРНАЛИЗМ / СИНЕРГЕТИКА / GENRE / JOURNALISM GENRES / CREATIVE ACTIVITY / JOURNALISM / SYNERGETRICS / FI CTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дмитровский А. Л.

Вопрос жанровой классификации, или системы жанров журналистики (её типологии), остаётся до сих пор одним из самых сложных и запутанных. Но как вчерашним абитуриентам, лишь начинающим свой путь в журналистике, так и состоявшимся профессионалам, определяющим сегодня лицо российских СМИ, крайне важно понимать жанровую теорию и более или менее свободно владеть всей жанровой палитрой журналистики. В данной статье с точки зрения философско-антропологического подхода и с использованием «синергетического метода» (поскольку прямой перенос математического аппарата синергетики на гуманитарную сферу, по нашему мнению, совершенно бесперспективен и опасен) и будет предложена попытка разобраться с основными теоретическими сложностями жанровой классификации журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISM GENRES

The question of genre classifi cation, or system of genres of journalism (its typology), remains still to one of the most diffi cult and confused. But as to the yesterday's entrants who are only beginning the way in journalism, and the taken place professionals defi ning today the person of the Russian mass media, it is extremely important to understand the genre theory and more or less to masterfully use all genre palette of journalism. In this article from the point of view of philosophical and anthropological approach and with use of "a synergetic method" (as direct transfer of mathematical apparatus of synergetrics on the humanitarian sphere, in our opinion, is absolutely unpromising and dangerous) and attempt to deal with the main theoretical diffi culties of genre classifi cation of journalism will be offered.

Текст научной работы на тему «Жанры журналистики»

УДК 070+316.77

UDC 070+316.77

А. Л. ДМИТРОВСКИМ

кандидат филологических наук, доцент, кафедра журналистики и связей с общественностью, Орловский государственный университет

A.L. DMITROVSKY

Candidate of Philology, associate professor ofjournalism and public relations, Orel State University

ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ JOURNALISM GENRES

Вопрос жанровой классификации, или системы жанров журналистики (её типологии), остаётся до сих пор одним из самых сложных и запутанных. Но как вчерашним абитуриентам, лишь начинающим свой путь в журналистике, так и состоявшимся профессионалам, определяющим сегодня лицо российских СМИ, крайне важно понимать жанровую теорию и более или менее свободно владеть всей жанровой палитрой журналистики. В данной статье с точки зрения философско-антропологического подхода и с использованием «синергетического метода» (поскольку прямой перенос математического аппарата синергетики на гуманитарную сферу, по нашему мнению, совершенно бесперспективен и опасен) и будет предложена попытка разобраться с основными теоретическими сложностями жанровой классификации журналистики.

Ключевые слова: экзистенциальная теория журналистики (ЭТЖ), жанр, жанры журналистики, творческая деятельность, публицистика, беллетристика, журнализм, синергетика.

The question of genre classification, or system ofgenres ofjournalism (its typology), remains still to one of the most difficult and confused. But as to the yesterday's entrants who are only beginning the way in journalism, and the taken place professionals defining today the person of the Russian mass media, it is extremely important to understand the genre theory and more or less to masterfully use all genre palette ofjournalism. In this article from the point of view of philosophical and anthropological approach and with use of "a synergetic method" (as direct transfer of mathematical apparatus of synergetrics on the humanitarian sphere, in our opinion, is absolutely unpromising and dangerous) and attempt to deal with the main theoretical difficulties of genre classification ofjournalism will be offered.

Keywords: existential theory of journalism (ETJ), genre, journalism genres, creative activity, journalism, fiction, journalism, synergetrics.

Представляется очевидным, что любая профессия, какой бы простой или, наоборот, сложной она ни была, подразумевает наличие определённого «узла» специальных навыков. То есть некоей «стержневой», «точечно-базисной» сферы деятельности, в которой концентрируется суть владения мастерством, находится, выражаясь метафорически, «ключ» к профессиональной состоятельности.

В данной связи представляется бесспорным, что такой ключевой категорией для журналистской деятельности выступает категория жанра. Жанр в журналистике - это именно то явление, в котором сходятся все необходимые для осуществления профессионального творчества элементы: бытие социума, ожидания и потребности аудитории, социальные функции института журналистики, авторское «Я», критерии мастерства публициста...

Рассмотрим непосредственные характеристики этой системы, предложенные теоретиками журналистики. В основание её исторически легла трёхчастная классификация из литературоведения, связанная с выделением трёх родов (групп) жанров, что, как нам представляется, вполне конструктивный подход. Косвенно это доказывается неудачными попытками вывести

«теорию жанров» либо из одного какого-либо признака (критерия), что делает типологию чересчур узкой и однобокой, либо сразу из нескольких (минуя «группы», либо увеличивая их число), что сразу бесконечно усложняет её.

Так, например, советская («московская») школа жанроведения предлагала для классификации жанров журналистики лишь один - функциональный - критерий. Предлагалось разделять жанры по «конкретному назначению» на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Этот подход оказался наиболее приближенным к истине, что доказывается его «живучестью»: сегодня редкий исследователь его отрицает.

Однако было очевидно, что ограничиться только «функцией» нельзя: функциональный критерий «бесконечен», ибо через журналистику проходит огромный поток сообщений, зачастую не имеющих к последней никакого отношения. Значит, необходимо было дополнить функциональный подход «уточняющими» критериями. Поэтому не остались в стороне такие аспекты жанра, как предмет познания и способ отражения объекта; «познавательно-воспитательные задачи»; широта освещения действительности, «масштаб выводов и

© А. Л. Дмитровский © A.L. Dmitrovsky

обобщений»; характер литературно-стилистических средств... При этом исследователи говорили о том, что «жанр определяется не по какому-нибудь одному из этих признаков, а по всем признакам в их совокупности»1.

Но включение в классификацию такого количества критериев не могло не вести к излишнему усложнению, а в конечном счёте запутыванию жанровой типологии. Точнее, сама типология выстраивалась вполне логично, но сущность конкретных жанров ускользала от понимания совершенно. Так, в новейшем учебнике маститого журналиста-практика и одновременно профессора МГУ В. Т. Третьякова «Как стать знаменитым журналистом» данный подход «московской школы» к жанрам резко критикуется.

Выделяя всего четыре собственно журналистских жанра (информация, репортаж, интервью и статья), автор пишет: «Я настаиваю на своём делении и определении жанров, при этом подчёркиваю, что речь идёт о жанрах деятельности журналистов, а отнюдь не всех тех, кто вообще печатается в газетах или выступает по телевидению. В газетах нередко печатаются стихи, но от этого поэзия не становится журналистским жанром. Телевидение передаёт сводки погоды, но ни те, кто их составляет, ни те, кто их зачитывает, не становятся от этого журналистами. <.> Четыре, только четыре классических жанра существуют в журналистике»2. И далее переходит к собственно критическому разбору жанров:

«Советская теория журналистики, как мне помнится, помимо перечисленных мною, разбирала как самостоятельные ещё целый ряд жанров, названия которых закрепились в редакционной практике и в профессиональном жаргоне журналистов, а упоминания о них - в современных учебниках журналистики. КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ - самый загадочный жанр, ни сути, ни формы которого я понять никогда не мог, равно как и обнаружить корреспонденцию в газете. <...> Словом, такого жанра просто нет. <...> ОЧЕРК с делениями на ПРОСТО ОЧЕРК - это для меня загадка; ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК - это статья; ОЧЕРК О ЧЕЛОВЕКЕ - это тоже статья (но, как правило, с элементами интервью)». Критическому взгляду подверглись и такие традиционные жанры, как памфлет («в реальности это обличение (пусть справедливое) чего-либо или кого-либо, но очень пафосное. Т.е. инвектива, часто с элементами сатиры») и фельетон («тоже обличение, но совсем без пафоса, а напротив - намеренно уничижительное, издевательское и обязательно сатирически поданное»), обозначенные учёным как разновидности публицистической статьи, а также реплика, передовая статья, обзор, беседа, рецензия, комментарий, «журналистское расследование» («это чаще всего репортажи, а по методам сбора материала - совокупность использования методик подготовки репортажей и интервью»)3...

1 См.: Жанры советской газеты: Учеб. пособие / Общ. под-гот. текста М.С.Черепахова. М., 1972. С. 3-21.

2 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики / Предисл. С.А. Маркова. М., 2004. С. 263-264.

3 Третьяков В.Т. Как стать. С. 265, 267-268.

Были и другие подходы. Так, уральский исследователь Л.М. Майданова предложила в основу типологии жанров положить основной вопрос (точнее сказать, вопросную пару) и группировать их «в зависимости от того, с ответами на какие вопросы они связаны». Основные вопросы - «о чём?», «что?», «как?», «кому?» и «зачем?». Получалось, что заметка, репортаж, статья, очерк, фельетон дают ответы на вопросную пару «что?» и «как?» (или «о чём?» и «как?»), а рецензия, корреспонденция, расширенная заметка, обзор оказались связаны с парой вопросов «о чём?» и «что?»4.

По этому поводу автор учебного пособия «Редактирование текста газеты: жанровый аспект» Л.Г. Фещенко справедливо замечает: «Строго заданный предмет речи и направление анализа не связаны определённой формой, почему и появляются рецензия-статья, рецензия-фельетон, рецензия-интервью, рецензия с включением очерковых элементов или разные формы корреспонденции»5. Если при этом учесть тот факт, что рецензия есть разновидность статьи, то сразу становится очевидной проблематичность применения предложенной типологии на практике и в учёбе.

Исследователи отмечают, что проблема теории жанра уже не одно десятилетие находится в центре напряженного внимания литературоведческой науки. Ядро проблемы составляют вопросы о природе жанра, о его границах и эволюции, об источниках «оживления» и причинах «смерти» тех или иных жанров. Размышляя об этом, Ю.Н. Тынянов обосновал теорию забвения и возрождения жанровых структур, исходя из концентрической модели литературы, организованной по принципу противопоставления «центра» и «периферии». Перемещаясь внутри этой структуры, жанр забывается или отмирает, удаляясь от центра, и обновляется, приближаясь к нему6.

Соответственно, рассматривать жанры журналистики как «ядро» и «периферию» предложили и авторы коллективной монографии «Современная газетная публицистика: проблемы стиля» преподаватели санкт-петербургской научной школы. Ядром здесь выступают информационная публицистика, аналитико-публицистические и художественно-публицистические жанры. Периферию же составляют «сугубо информационные и сугубо художественные материалы официально-делового и художественного стилей». Такой подход, по мнению учёных, помогает решить многие вопросы, связанные с функционированием РЯ-текстов, а также эволюцией текстов рекламных.

Однако представляется, что непродуктивно смешивать в одной типологии жанры журналистики, пиара и рекламы, ведь всё это - разные сферы деятельности и жанровая типология, соответственно, будет в каждой из них своей.

4 Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров: Лекции по курсу. Свердловск, 1987. С. 9, 62.

5 Фещенко Л.Г. Редактирование газетного текста: жанровый аспект: Учеб. Пособие для студентов факультета журналистики. СПб., 2004. С. 8.

6 Ушакова Е.В. Литературная биография как жанр в творче-

стве Питера Акройда: Дисс. ... канд. Филол. наук. М., 2001.

Тем не менее, принцип «ядро-периферия» представляется правильным и перспективным в создании типологии жанров журналистики.

По сходному пути (увеличению количества жанровых подгрупп за счёт детализации их функций) пошёл современный исследователь Л.Е. Кройчик. Его типология, предложенная в учебнике «Основы творческой деятельности журналиста» включает в себя пять групп жанров: оперативно-новостные (заметка во всех её разновидностях); оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты); исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий и колонка, рецензия); исследовательские (статья, письмо, обозрение); исследовательско-образные, или художественно-публицистические (очерк, эссе, фельетон, памфлет)7.

Однако предложенные им же остальные критерии («морфология жанра») практически не находят отражения в данной системе (точнее, их применение требует отдельного, весьма сложного и глубокого анализа, «исследования»). Это такие критерии, как особенности структуры повествования, определение места факта в повествовании, понимание образного строя повествования, знание специфики разработки проблемы (конфликта) и т.д. А ведь для точной и практичной типологии нужны такие критерии, точнее (желательно) один критерий, который бы детерминировал всё вышеперечисленное.

Представляется, что в основе данной типологии лежит представление о журналистике как о преимущественно «информирующем» социальном институте. И, говоря шире и точнее, массово распространенный в 90-е гг. ХХ века «передовиками производства» миф о журналистике как «фабрике новостей» (вспомним знаменитый лозунг НТВ: «Наша профессия - новости!»). Однако журналистика - не новости. Не производство товара - информации. Она принципиально не относится к сфере торгово-денежных отношений. Относя её к сфере культуры, можно утверждать, что, являясь культурным феноменом, она если и выступает производством, то производством духовного продукта, а не товара, - подобно институту миссионерства или художественной литературе. Справедливо мнение профессора С.М. Виноградовой: «Особенность журналистики состоит в том, что она, а следовательно, и те, кто работают в СМИ, активно участвуют в социокультурном творчестве. Сверхзадача журналиста - изменение, развитие элементов культуры, создание её ценностно-нормативных координат, «культурное оснащение» социальных процессов»8. Журналистика, если угодно, это идейное миссионерство, а не порционная продажа «информационного воздуха»...

Существовали и до сих пор предпринимаются и попытки «коммуникативного» подхода к жанровой ти-

7 Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров. В кн.: Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. Спб., 2000. С. 125-167.

8 Виноградова С.М. Слагаемые журналистской профессии // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. С. 27

пологии9. Однако выделение и рассмотрение «информационного», «комментирующего» или «оценочного» типа текстов помогают проводить филологический анализ, литературоведческие исследования конкретных произведений постфактум, но с трудом понимаемы (а тем более применяемы) собственно журналистами-практиками в своей непосредственной деятельности.

То же можно сказать и о «стилистическом» анализе журналистских текстов. Это важная сфера научных исследований, но на основании отдельных стилистических особенностей вряд ли возможно и рационально пытаться строить жанровую типологию, как и отдельную теорию жанра. Подобной попыткой отличается книга Л.Г. Кайды «Эссе: стилистический портрет», где автор, после весьма «вольных» интерпретаций научных работ по теории эссе, всё же отходит от них и, «погружаясь» в «парадоксальный» и «спонтанный» процесс «эссеистического осмысления», заявляет: «Эссе - парадоксальный жанр. Его практически невозможно классифицировать. И все попытки дать схемы и инструкции его написания убивают творческое начало автора»10. Впрочем, это тоже «исследовательская» позиция: парадокс и в науке имеет право на существование. Однако точное знание перспективы и композиции, тем не менее, не убило до сих пор художественного творчества, чем же эссеистика хуже?

Про известного московского учёного А.А. Тертычного и его типологию жанров журналистики написано и сказано очень много. Это действительно, сегодня одна из самых распространённых (в смысле паблисити) попыток разрешить «загадку» журналистских жанров. Однако трудно найти и того, кто бы не критиковал данную классификацию за размытие границ этих самых жанров и сведения их системы к безмерному каталогу-перечислению. Действительно, традиционная номенклатура жанров включала в себя 10-12 позиций (вспомним критику их В.Т. Третьяковым), но у А. А. Тертычного их 8 информационных, 23 аналитических и 12 художественно-публицистических. Но самое главное, не их количество (жанров в журналистике достаточно много), а принцип (критерий) их включения в типологию. Во-первых, как собственно «журналистских» (эпитафии, рейтинга, анекдота, «аналитического опроса», легенды и т.п.), а во-вторых, как непосредственно «информационных», «аналитических» (уже само это разделение спорно) или «художественно-публицистических».

Можно назвать вышеперечисленные подходы «фактологическими». Исследователи стараются собрать как можно более широкий эмпирический материал: проанализировать большое количество конкретных материалов, объединить различные номенклатуры жанров, «обобщить» методологические подходы и т.д. Но из-за этого они часто просто «тонут» в массе фактов,

9 Виноградова В.Н., Винокур Т.Г., Еремина Л.И. и др. Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста: Монография / Отв.ред. А.Н. Кожин. М., 1987. С. 72-136; Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие. СПб., 2004. С. 27-28.

10 Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. М., 2008.

идей и нюансов. А ведь современной науке проблема излишнего увлечения фактологичностью известна ещё со времён Просвещения, особенно в исторических науках. «Характеристики «журналистского» творчества, методы создания творческого «продукта», в том числе представления о жанрах, - справедливо отмечал Е.П. Прохоров, - не базируются на теоретическом знании о сущности разных типов творчества, используемых в журналистике, что неизбежно должно бы влечь к разграничению жанров по типам творчества, к которым они относятся, и, разумеется, по характерным для них методам. Стремление же все произведения, передаваемые через СМИ, обозначить как «журналистские» порождает, как минимум, неточности.»11.

То есть суть проблемы с созданием жанровой типологии в том, что сколько бы мы ни собирали конкретных фактов о каком-либо феномене (например, жанре), мы никогда не сможем объяснить его без создания концепции (теории или «исследовательской парадигмы» по Е.П. Прохорову), т.е. философского обобщения самого высокого порядка, несущего в себе чёткий принцип организации материала на каждом, строго определённом уровне этого обобщения. И если мы говорим о журналистике, надо сначала рассмотреть её сущность и понять основной её «организующий принцип».

Соответственно, прежде чем перейти к своей характеристике системы жанров журналистики, следует уточнить несколько ключевых (исходных) для нашего анализа понятий. Таких, как «система», «журналистика», «жанр».

Под системой мы будем понимать набор тех или иных элементов, представляющих собой единое целое, сложившееся на основе выполнения (удовлетворения) общей (единой) для всех них функции. Так, например, человек есть система, поскольку его элементы (внутренние и внешние органы) подчинены общей функции -обеспечению существования его «Я» (Экзистенции). А такие элементы, как средства перевозки, транспортные пути и диспетчерские службы, составляют транспортную систему, поскольку подчинены задаче (функции) перевозки грузов и людей.

Считается, что существуют системы открытые и закрытые. Закрытые системы - те, что функционируют в самодостаточном режиме. В основном же нас окружают системы более или менее открытые. К таким относится всё живое, требующее для существования потребления внешних источников энергии - пищи, солнечного тепла, природных ресурсов. К открытым системам относится и человек, и наше общество (социум). К ним относится и массовое сознание. К закрытым, с вышеуказанными оговорками, стоит отнести застывшую, кос -ную материю, «мир вещей».

Более или менее устойчивое положение, в котором система способна существовать комфортно, называется аттрактором (англ. «притяжение»; зачастую говорят о «точках притяжения»). Также употребляют термин «странный аттрактор»: это притягивающее положение, которое находится вне поля зрения Наблюдателя и име-11 Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. М., 2005. С. 20.

ет более сложную «систему траекторий движения», что ведёт к непредсказуемости поведения системы в нём. Так, например, инженеры, «технари», часто пишут стихи - грубо говоря, аттрактором для них выступает их карьера-семья-работа, а странным аттрактором - художественное творчество, чреватое душевными озарениями, духовными откровениями и т.п.

Если говорить о социуме, то, например, обращаясь к современной России, можно сказать, что аттрактором выступает тот культурный идеал, к которому «устремляют» страну правители (или «овладевшая массами» идея), а странным аттрактором выступают исторически сложившиеся ценности народа. Так, проект РТР «Имя России» показал очень интересные результаты, связанные с историческим мышлением русского народа и его «неистребимым тоталитарным выбором».

Журналистика также представляет собой систему, поскольку выполняет в надсистеме «Общество» (вышестоящей системе) свою, особую функцию. Если воспользоваться аналогией, то подобно тому, как телу для существования необходимо индивидуальное сознание (или хотя бы набор рефлексов, как у слизняка, либо набор программ, как у растения), так и социуму при переходе его ко всё более сложным историческим формам организации необходима всё более масштабная и глубокая «рефлексия» - некое «зеркало», в котором оно бы себя видело и осознавало.

Так возникает институт журналистики. Сначала как протожурналистика - шаманы в каменном веке, жрецы в более поздние времена, затем, с развитием светской власти - как форумы, пропаганда (и церковная, и, позже, светская), глашатаи и т.п. Позже, с развитием торговли, уже как собственно журналистика - листки с коммерческой информацией за «газетте» (мелкую итальянскую разменную монету), написанные от руки, но в скорейшем времени - благодаря полученной из Китая и спустя столетия освоенной И.Гуттенбергом наборной технологии - в печатном виде.

Таким образом, сущностью журналистики («общим методом» по Гегелю) как социально-исторического феномена, т.е. социального института, является оперативная массовая общественная рефлексия12 (Ф.Муминов). Если ключевые слова «общественная рефлексия» вполне понятны, то уточняющие их «массовая» и «оперативная» требуют дополнительного анализа.

Говоря о журналистике и её «массовости», как правило, имеют в виду направленность её материалов на максимально широкую рассредоточенную и «обезличенную» аудиторию. Отчасти это верно. В данном случае речь идёт о том, что журналистика как социальный институт не может возникнуть без «армады» собственно журналистов (в самом широком смысле: профи, экспертов, внештатников, общественников). В России сегодня - около миллиона профессиональных журналистов, и именно поэтому мы и можем говорить о наличии у нас такого социального института. Если б их было, например, тысяча или десять тысяч, то как обще-

12 Муминов Ф. Метод журналистики и методы деятельности журналистов. Ташкент, 1998. С. 57.

ственный феномен такая журналистика не состоялась бы (примером могут служить ныне резко критикуемые центральное телевидение и либеральная журналистика Садового кольца).

«Оперативность» же выступает сущностным, родовым свойством журналистики. Это обусловлено тем, что обществу, как и любому живому организму, информация о себе и окружающей действительности (картина мира) необходима: 1) наиболее полная; 2) наиболее свежая. Это и есть основные требования к информационно-аналитической журналистике: полнота освещения события («правдивость») и быстрота («оперативность»).

Однако журналистика - это не только сообщение, «информирование» в узком смысле. Она устроена гораздо сложнее и интереснее. Прежде всего, в соответствии с определёнными сферами мышления человека (и имеющими соответственно разные потребности) журналистика распадается на три достаточно самостоятельные сферы творческой деятельности: журнализм (информационно-аналитическую деятельность), публицистику и беллетристику.

Связано это с процессом выживания человека в сложном и агрессивном окружающем мире. Прежде всего, чтобы жить, ему было необходимо оглядеться, отразить в сознании то, что происходило вокруг (полно и быстро). То есть проанализировать, выделить главное, существенное из синкретичного (цельного) потока жизни.

При этом он должен был обладать некой системой ценностей, набором положительных (полезных, приятных) и отрицательных (нежелательных, опасных) понятий/образов/целей, отталкиваясь от которых он мог бы осмыслить видимое и сознательно выстроить своё поведение.

Соответственно, в-третьих, ему было необходимо сопоставить то, что он считал важным и нужным (желаемое) с тем, что происходило вокруг (действительное), то есть оценить реальность. Только тогда его желания могли бы осуществиться: т.е. получить своё воплощение в наиболее рациональной и безопасной форме: Поступке и, шире, Поведении.

Все эти процессы вполне относимы и к обществу в целом. Массовое сознание, являясь «вещественным воплощением» духовных потребностей социума, требует от журналистики удовлетворения трёх основных «информационных запросов»: в отражении мира, оценке его, а также в наборе - системе - ценностей (жизненных целей).

Этим важнейшим для построения качественной жанровой классификации в журналистике категориям нужно дать определение.

Так, журнализм (как информационно-аналитическая «сфера творчески-преобразовательной деятельности» (М.Н.Ким)) удовлетворяет потребность людей, связанную с формированием более или менее целостной и связной картины мира (того, что есть вокруг). Именно поэтому предметом репортёрского поиска и публикации выступают любые факты и события, то есть всё то,

что произошло, и то, что происходит «здесь и сейчас». Содержанием же является новость, то, что неизвестно аудитории либо не замечаемо ею.

Соответственно, «чистой» журналистикой с точки зрения индивидуального творчества будет выступать деятельность по ежедневной фиксации наблюдаемых фактов и событий. Т.е. ведение дневника, «журнала» (от стены пещеры до электронного блога). Непосредственно же профессиональной деятельностью выступит журнализм, т.е. деятельность по поиску, фиксации и публичному оперативному распространению (оглашению) сведений, востребованных обществом.

Основной функцией публицистики является оценка происходящих событий на основе той или иной системы ценностей (1) и (2) отбор и пропаганда наиболее перспективных, полезных и выгодных обществу систем этих ценностей. Поэтому публицистическая оценка всегда включает в себя (явно ли, скрыто ли) два аспекта: идейную критику, а также прогноз рассматриваемых событий. Соответственно же идейная критика и прогноз выступают содержанием публицистики, тогда как предметом являются социальные проблемы (конкретные ситуации в обществе, связанные с резким увеличением разрыва между ожиданиями аудитории и реальным развитием событий и требующие немедленного либо скорейшего разрешения).

И если дневник можно вести и «для себя» (журналистика как «чистое творчество» есть, например, блоггерство), то публицистика уже обязательно требует «публичности», т.е. активной включённости (вовлечённости) автора в бытие своей социальной группы или страны. С этой точки зрения, под публицистикой как индивидуально-профессиональной творчески-преобразовательной деятельностью следует понимать

деятельность по анализу, прогнозированию и оценке современной социальной действительности, с целью обнаружения актуальных социальных проблем, публичному оглашению их и обсуждению социально приемлемых путей их разрешения.

Тогда под публицистикой с точки зрения институциональной следует иметь в виду сферу деятельности журналистики (как социального института), связанную с анализом, прогнозированием, оценкой актуальных социальных проблем современности и поиском общественно приемлемых путей их разрешения.

Беллетристика в данной триаде вызывает, пожалуй, наибольшее количество вопросов, хотя философско-методологические основы выделения её как из собственно литературы, так и для отделения от «чистой» журналистики, были заложены ещё Белинским.

Отделяя беллетристику от «большой» литературы, Виссарион Григорьевич говорил, что в отличие от художественно завершённых, «замкнутых» в своей завершённости и потому оторванных от живой жизни произведений искусства, произведения беллетристические прямо связаны с происходящими в обществе событиями, посвящены им, их осмысляют. Добавим, что

от публицистики они отличаются «безадресностью», отсутствием конкретных упоминаний фамилий, имён, мест и т.д., хотя само событие или персонаж читателем, без сомнения легко угадываются (например, в фельетоне).

Таким образом, беллетристику можно определить как сферу деятельности журналистики, связанную с удовлетворением потребности аудитории в художественно-образном ценностном осмыслении происходящих событий. Именно поэтому предметом отражения в беллетристике (а в советской теории печати - в художественно-публицистических произведениях) выступает человек во всём разнообразии его отношений с окружающей действительностью.

Следовательно, как индивидуально-

профессиональную деятельность, беллетристику можно охарактеризовать как публичную смысло- и об-разопорождающую деятельность на основе ценностного осмысления бытия человека в мире. Говоря просто, беллетристы пытаются рассказать аудитории, каковы другие люди в различных обстоятельствах и объяснить, почему.

Остаётся эссеистика - понятие, до сих пор вызывающее теоретический «ступор». «Эссе не может быть приведено ни к какой дефиниции» - этот тезис очень часто встречается в справочниках и словарях. Но так ли это на самом деле?

Эссе производно от французского essai - «попытка», «проба сил» («испытание»), «набросок». Происходит же от латинского exagium - «взвешивание». В результате историко-культурологического и теоретического анализа жанра эссе нами было получено определение эссе как произведения, отражающего экзистенциальную рефлексию автора13.

Если говорить об эссеистике с институциональной точки зрения, то это сфера деятельности в журналистике, связанная с удовлетворением потребности аудитории в экзистенциальном (межличностном) общении. Её возникновение обусловлено массовиза-цией (обезличиванием) продукции журналистской деятельности (в XX веке особенно, «благодаря» доктрине объективности).

Если дать определение эссеистике с этой - профессиональной - точки зрения, то оно будет следующим: эссеистика есть публичная рефлексия над экзистенциальными проблемами собственного существования. Ключевым здесь выступает принцип жизненности, отражающий неразрывную, непосредственную связь между реальной личностью эссеиста и «языковой личностью героя произведения» («коммуникативной личностью» - Д.П. Гавра).

Сегодня широкое распространение жанра эссе находит своё воплощение в такой популярной для отечественной и зарубежной журналистики коммуникативной стратегии, как «эссеизация». Её сущность заключается в индивидуальном, личностном восприятии и воспроизведении (трактовке) наблюдаемых жиз-

13 Дмитровский А.Л. ЖАНР ЭССЕ: Очерк теории жанра. Монография. Орёл, 2006.

ненных ситуаций и проблем бытия. Её отличительные качества отражают естественный ход мысли человека и заключаются в ассоциативности содержания, определённой фрагментарности («нелинейности») повествования, композиционной и стилевой свободе.

Эссе и эссеизация - тема отдельного разговора (см. ниже), сейчас же будет достаточно отметить тот факт, что эссеистика относится к публицистике (наряду с медиа- и социокритикой), а «коммуникативную стратегию» эссеизации лучше заменить понятием «эссеи-стический формат».

Каждая из рассмотренных сфер творчески-преобразовательной деятельности предполагает и свои собственные способы творческой деятельности (методы), и свои собственные формы для её воплощения, т.е. жанры.

Само понятие жанра не ново: это исторически сложившаяся, устойчивая форма видения и восприятия человеком действительности (М. Бахтин). Смысл в том, что весь жизненный поток целиком, нерасчленённо, человек воспринять не может. Поэтому сознание, дабы исключить перегрузки и для более эффективной работы, выработало способность «анализировать» (от лат. analysis - «расчленять»), т.е. выбирать из потока непосредственных событий лишь наиболее значимые. Для этого существует две предпосылки.

Первая, объективная, связана со спецификой природы человека, его физиологией: резкий звук, яркий цвет или сильный запах волей-неволей заставляют сосредоточить на себе его внимание, выделить их из потока впечатлений.

Другие, более сложные - субъективные - реакции и формы восприятия выработаны исторически, в процессе развития человека и общества. Например, в искусстве: мышление образами, звуками или пространственными формами. К ним как раз и относятся жанры. Их задача - максимально упростить восприятие и осмысление действительности, передачу информации, переживаний/отношений и т.д. от человека к человеку.

Существуют жанры простые (первичные, речевые) и сложные (вторичные, связанные уже с развитием письменности и сложных форм творчества и деятельности). К первым относятся такие жанры, как приветствие, прощание, поздравление, светская беседа, повествование (например, голос автора), совет и т.д. Их огромное количество. Вторичных (сложных) - меньше, к ним относится большинство письменных жанров (в том числе и журналистские), которые включают в себя различные наборы речевых.

Как видно, жанр - сложное образование (система). В нём сходится и проявляет себя ряд важнейших элементов: функция данной сферы деятельности, предметная направленность, содержательный и формальный аспекты, личность автора...

Можно заключить, что система жанров журналистики - это динамичная, эволюционирующая, многоуровневая совокупность форм восприятия, осмысления и отражения действительности (письменным или аудиовизуальным (либо мультиме-

дийным) способом), связанная с удовлетворением потребностей аудитории в формировании ясной единой картины мира, рефлексии и оценке происходящих событий.

В соответствии с выделенными сферами творчески-преобразовательной деятельности в журналистике, можно заключить, что система жанров журналистики также будет иметь троичную структуру, включая в себя подсистему информационно-аналитических жанров (журнализм), подсистему жанров публицистики и подсистему беллетристических жанров. В каждой из этих подсистем (жанровых групп, «периферии») будет выделяться один ведущий, «стержневой», системоопределя-ющий жанр - упомянутое выше «ядро». (В этом можно частично и с оговорками - принципиально - согласиться с идеей В.Третьякова о «всего лишь» четырёх жанрах журналистики).

Чтобы окончательно прояснить этот тезис, надо вновь обратиться к синергетике и теории фракталов в частности14. Ясно, что напрямую переносить математические методы в другие сферы (например, гуманитарную) весьма опасно, но использовать теорию фракталов как принцип, объяснительную модель -вполне возможно.

Смысл её в том, во-первых, что «хаотичность» окружающего нас мира, иллюстрируемая фракталами, это не отсутствие порядка, а наоборот, бесконечно сложная упорядоченность. Второй вывод: поскольку у таких объектов нет «атома», «первокирпичика», то есть мельчайшей, далее уже неделимой частицы (анализ которой дал бы ключ к пониманию всей системы), то и у материи нет «дна». Существует лишь «первофено-мен» - принцип её построения и формула, выражающая этот принцип. И раз нет мельчайшего элемента, то подход к изучению сложных систем должен быть иным - иерархически-уровневым. Как и в нашем случае: система жанров журналистики имеет как минимум два уровня (а если добавить речевые жанры, то три), и если их не разграничить, то получится путаница, антиномия.

Очевидный пример, характеризующий проблему: два исследователя, В.Т. Третьяков и А.А. Тертычный, предлагают взаимоисключающие подходы к построению типологии жанров журналистики. По мнению первого, есть лишь четыре «чистых» журналистских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Геометрически фрактал - это фигура с дробной размерностью (лат. БгайаШ означает «дробный»). Таких фигур, благодаря математикам и алгебре множеств, известно много, хрестоматийные - «ковёр Серпиньского» или «остров Коха». Эти фигуры задаются достаточно простой функцией, алгоритмом, однако эта функция не имеет производной и потому непредсказуема и стремится к бесконечности. Это первая важная характеристика фракталов. Другое свойство - «масштабная инвариантность». Суть этого качества фракталов в том, что они представляют собой самоподобную структуру, в которой имеет место тождество структуры целого и структуры каждой его части. Сколько раз ни увеличивай выделенную область, например, острова Коха, она будет с абсолютной точностью повторять картину предыдущего фрагмента. То есть вид выбранного нами фрагмента не зависит от масштаба, а по тому, что мы видим, невозможно установить масштаб. «Так, во время второй мировой войны англичанам пришлось измерить периметр своего острова, чтобы правильно разместить силы для его обороны. Оказалось, что длина побережья Великобритании существенно зависит от того, по какой карте и какой линейкой её измерять». - Мосионжник Л.А. Синергетика для гуманитариев. СПб.; Кишинёв, 2003. С. 35.

жанра, по мнению второго - их около пятидесяти и они представляют собой «каталог». Логичен вопрос: откуда такой разнобой, такая полярность в характеристике одного и того же очевидного явления?

Ответ, как нам кажется, достаточно прост.

До сих пор теоретиками журналистики не учитывались два момента: во-первых, уровневая, иерархическая организация жанров (о чём говорит синергетика и писали многие литературоведы, например М.М. Бахтин); а во-вторых, на что справедливо указывал Е.П. Прохоров, - специфика собственно журналистских сфер деятельности (типов творчества).

Так, например, статья ставилась в один ряд с её разновидностями (то есть жанрами «низшего», производного от неё порядка) - рецензией, обозрением, письмом. Репортаж - с отчётом, корреспонденцией, «экспериментом». Рассказ - с очерком, фельетоном. Или вообще смешивались с эссе. А необходимо было разделить «уровни» жанровой типологии.

Кроме того, на высшем уровне, отражающем три основные сферы творческой деятельности журналистики (журнализм, публицистика, беллетристика) «стержневых» жанров как раз и окажется всего три: заметка (журнализм), статья (публицистика), рассказ (беллетристика). И лишь на более низком уровне эти жанры «распадутся» на «гнёзда», строго определённые свои разновидности, «каталоги» или «периферию». Посмотрим, как это выглядит.

Сфера информационно-аналитической журналистики, или журнализма. Родовой (стержневой) жанр - заметка: сообщение о событии сравнительно небольшого объёма, имеющее чёткую структуру в виде «перевёрнутой пирамиды» (хэдлайн/заголовок - лид -корпус). Периферия:

1. информация (предельно краткое, лаконичное сообщение о событии) и трансляция, «прямая телетрансляция» (пример - сайт sochi.ru или рубрики «Без комментариев», где картинка идёт живым «лайфом», без какого бы то ни было участия репортёров);

2. новость (сообщение о текущем событии, содержащее неизвестные аудитории сведения);

3. интервью (вопросно-ответная форма подачи материала; как правило, является результатом целенаправленного расспроса журналистом значимого для понимания проблемы человека с целью получить определённые сведения: мнение, знания, прогноз и т.д.);

4. отчёт (аналитическое описание свершившегося события);

5. корреспонденция (краткое описание свершившегося локального события, содержащее экспресс-выводы о значимости данного события для аудитории и перспективах его развития («тренде»)).

6. хроника, «хроникальные заметки» (документальное описание (история) значимого события в порядке его временного (хронологического) развития в виде кратких сообщений, эпизодов и новостей);

7. дневник (произведение, содержащее ежедневные записи наиболее значимых для автора текущих

событий; для печати, как правило, делимые на временные отрезки: «неделя первая», «день второй», «эпизод третий»);

8. дайджест (текст, содержащий сокращённое изложение отдельных последних событий (или сообщений других СМИ о важном событии), объединённых общим смыслом, темой или проблемой);

9. некролог (сообщение о смерти известного ау -дитории человека, включающее в себя краткую биографию усопшего, его достижения и свершения, часто

- место похорон и причину смерти, прощальные слова);

10. блоги.

Сфера публицистики. Родовой (стержневой) жанр

- статья: текст, в котором автором ставится и/или разрешается какая-либо социальная проблема. Социальная проблема характеризуется наличием разрыва между ожиданиями аудитории и реальным положением дел. Периферия:

1. реплика (краткое высказывание по какому-либо злободневному поводу, как правило, носящее характер несогласия, возражения, ответа);

2. комментарий (интерпретация известного события);

3. колонка (субъективная трактовка какой-либо социальной темы/проблемы);

4. обозрение (статья, содержащая анализ событий за определённый период по строго заданному тематическому направлению, завершаемый общей оценкой тенденций их развития);

5. обзор (статья, обобщающая какую-либо тематическую либо проблемную область жизни, тему; демонстрирует наличие, существование чего-либо);

6. рецензия (статья, содержащая критическую оценку конкретного художественного произведения с социальных или эстетических позиций);

7. письмо (открытое письмо)/обращение (статья, особенностью которой является прямое, от своего имени, обращение автора (авторов, коллектива) непосредственно к адресату - той личности (общности), которая либо участвует в ситуации, либо так или иначе задействована в принятии важных решений, либо просто высказывая своё к ней отношение, понимание и оценку; как правило, завершается призывом к активным действиям);

8. дебаты/круглый стол (вопросно-ответная форма построения материала; статья, содержание которой состоит из высказываний приглашённых в редакцию экспертов и заинтересованных лиц по заявленной теме; тексты приводятся в виде минимально отредактированных цитат участников обсуждения, с указанием их имён и регалий);

9. социальный эксперимент (статья, для написания которой журналисты искусственно создают нестандартные ситуации для граждан либо специально отобранных участников эксперимента и затем описывают поведение последних; как правило, служит для иллюстрации латентной (скрытой) социальной проблемы и сопровождается мнением экспертов в области экспериментирования);

10. «журналистское расследование» (статья, в которой автору в процессе исследования важной социальной проблемы пришлось столкнуться с противодействием его профессиональной деятельности со стороны незаинтересованных в освещении ситуации лиц; характеризуется драматически-детективной формой организации и изложения материала);

11. визуально-графические формы публицистики: фотообвинение; плакат; демотиватор; карикатура; мем;

12. брошюра (статья по актуальному социальному вопросу, объёмом порядка 40-50 страниц стандартного машинописного текста, изданная отдельно);

13. монография (доскональное исследование какого-либо острого социально-политического или культурно-нравственного вопроса жизни общества в виде книги объёмом, как правило, от 100-120 страниц стандартного машинописного текста и больше, изложенного в популярной, доступной форме);

14. памфлет (статья, в которой объектом острой критики становятся политический строй в целом и отдельные ведущие его представители);

15. эссе (публичная рефлексия автора над экзистенциальными (смысложизненными) проблемами собственного существования).

Сфера беллетристики. Родовой (стержневой) жанр - рассказ: история, повествование о каком-либо событии, происшествии в образной, художественной форме. Периферия:

1. зарисовка (субъективное, образное, эмоциональное описание конкретной ситуации и переживаний, с нею связанных);

2. репортаж («рассказ очевидца с места события»; литературная запись совершающегося события, очевидцем и участником которого выступает журналист);

3. очерк (беллетристическое произведение, содержащее описание того или иного социального типажа либо характера конкретного человека и ставящее задачей рассмотреть сквозь призму их судеб и жизненных перипетий актуальные проблемы современности);

4. хроники (художественное описание истории политических, общественных или семейных событий);

5. история (беллетристическое произведение, повествующее о каком-либо происшествии, случае, значимом для автора: «криминальная история» - преимущественно о неприятном событии, конфликте; «любовная история» - о перипетиях личных взаимоотношений; «смешная история»/«анекдот» - о забавном случае и т.д.);

6. фельетон (беллетристическое произведение, в юмористическом, сатирическом, иногда саркастическом ключе высмеивающее социальные пороки, недостатки и явления на примере конкретных людей; часто имеет сознательно уничижительный характер, приближаясь к памфлету);

7. путешествие (беллетристическое произведение, в котором автор, с познавательной либо развлекательной целью описывает свою поездку или передвижение пешком по каким-либо местам или странам);

Такова, на наш взгляд, наиболее логичная типология жанров журналистики. Однако стоит отметить ещё одно обстоятельство. По справедливому замечанию Виталия Третьякова, упростившего журналистику до четырёх «исторически сложившихся» жанров, помимо информации, репортажа, интервью и статьи следует говорить ещё об одном, «неклассическом» жанре, рождённом телевидением в последней трети XX века - игре15:

«Как и массовая культура в целом, в недрах которой родилась игра как жанр журналистики, она появилась на Западе и именно оттуда - в эпоху гласности - пришла в нашу журналистику. <...> Позже на нашем ТВ появились ток-шоу, уже явно подражающие западным образцам (что не значит, что это плохо, - жанры журналистики невозможно, как и велосипед, всякий раз изобретать заново)»16. Таким образом, на отечественном телевидении игра существует в двух разновидностях: как собственно игра и ток-шоу.

15 Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. С. 263.

16 Там же. С. 369, 370.

Ток-шоу, по его мнению, это «игра, основным сюжетным ходом которой является обсуждение какой-либо проблемы». (И если игра, как и шоу «должно продолжаться», становится понятным, почему в рамках ток-шоу проблемы никогда не решаются, в лучшем случае - лишь обозначаются).

Об этом говорит и сам Третьяков, подводя итог рассуждениям о ток-шоу как разновидности игры: «Игра как журналистский жанр есть развлечение аудитории через вовлечение её в наблюдение за упрощённо-соревновательными моделями жизненных (в том числе и общественно-значимых) ситуаций, в которых прими-тивизированы мотивы, ход и следствия человеческих поступков»17.

Вполне естественно, что данная концепция не претендует на роль «единственно верной» теории, однако помогает весь Хаосмос журналистских жанров свести к понятной и - что особо важно - рабочей, практически реализуемой системе.

17 Там же. С. 375.

Библиографический список

1. Виноградова В.Н., Винокур Т.Г., Еремина Л.И. и др. Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста: Монография / Отв.ред. А.Н.Кожин. М., 1987.

2. Виноградова С.М. Слагаемые журналистской профессии // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

3. Дмитровский А.Л. ЖАНР ЭССЕ: Очерк теории жанра. Монография. Орёл, 2006.

4. Дмитровский А.Л. Экзистенциальная теория журналистики: попытка метатеории // Знак: проблемное поле медиаобра-зования. 2012. №2 (10).

5. Дмитровский А.Л. Экзистенциальная теория журналистики: к сущности концепции. Методологические разъяснения и схемы // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. 2013. № 1 (11).

6. Жанры советской газеты: Учеб. пособие / Общ. подгот. текста С.Черепахова. М., 1972.

7. Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. М., 2008.

8. Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров: Учебное пособие. СПб., 2004.

9. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. Спб., 2000. С. 125-167.

10. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров: Лекции по курсу. Свердловск, 1987.

11. МосионжникЛ.А. Синергетика для гуманитариев. СПб.; Кишинёв, 2003.

12. Муминов Ф. Метод журналистики и методы деятельности журналистов. Ташкент, 1998. С. 57.

13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. 4-е изд., доп. М., 2003.

14. ПрохоровЕ.П. Исследуя журналистику. М., 2005. С. 20.

15. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект пресс, 2000.

16. ТретьяковВ.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики / Предисл. С.А. Маркова. М., 2004.

17. УшаковаЕ.В. Литературная биография как жанр в творчестве Питера Акройда: Дисс. ... канд. Филол. наук. М., 2001.

18. Фещенко Л.Г. Редактирование газетного текста: жанровый аспект: Учеб. Пособие для студентов факультета журналистики. - СПб., 2004.

References

1. Vinogradova V. N., Vinokur T.G., Eremin L.I., etc. Russian stylistics: Genre and communicative aspect of stylistics of the text: Monograph / edited by. A.N.Kozhin. M, 1987.

2. Vinogradova S. M. Slagayemye of a journalistic profession//Bases of creative activity of a journalist / Edited by S.G. Korkonosenko. SPb. : Knowledge, СПбИВЭСЭП, 2000.

3. DmitrovskyA.L. ESSAY GENRE: Sketch of the theory of a genre. Monograph. - Eagle, 2006.

4. Dmitrovsky A.L. Existential theory ofjournalism: metatheory attempt//Sign: problem field of media education. 2012 . No. 2 (10).

5. Dmitrovsky A.L. Existential theory ofjournalism: to essence of the concept. Methodological explanations and schemes//SIGN: problem field of media education. 2013 . No. 1 (11).

6. Genres of the Soviet newspaper: Studies. grant / General subgoth. S. Cherepakhov's text. M, 1972.

7. Kayda L.G. Essay: stylistic portrait. M, 2008.

8. Kon'kov V. I. skates speech structure of newspaper genres: Manual. SPb. 2004.

9. Kroychik L.E. Sistema of journalistic genres//Bases of creative activity of the journalist: The textbook for students of higher education institutions in the "Journalism" / Edited by S.G. Korkonosenko. SPb. 2000. Pp. 125-167 .

10. Maydanova L.M. Stylistic features of newspaper genres: Lectures on a course. Sverdlovsk, 1987.

11. MosionzhnikL.A. Sinergetika for humanists. SPb. ; Kishinev, 2003.

12. Muminov F. Metod of journalism and methods of activity of journalists. Tashkent, 1998. Pp. 57.

13. Ojegov S. I. and Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of Russian: 80 000 words and phraseological expressions / the Russian Academy of Sciences. Russian institute of V.V.Vinogradov. 4 prod. additional. M., 2003.

14. ProkhorovE.P. Issleduya journalism. M, 2005. Pp. 20.

15. TertychnyA.A. Periodicals genres. M.: Aspect press, 2000.

16. Tretyakov V. T. Kak to become the well-known journalist: Course of lectures according to the theory and the practician modern Russian journalism. Introduction by S.A. Markova. M, 2004.

17. UshakovaE.V. The literary biography as a genre in Peter Akroyd's creativity: ^hcc. ... edging. Filol. sciences. M, 2001.

18. FeshchenkoL.G. Editing of the newspaper text: genre aspect: Studies. Grant for students of faculty of journalism. SPb. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.