Научная статья на тему 'Интервью с Д. С. Рудьманом'

Интервью с Д. С. Рудьманом Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с Д. С. Рудьманом»

«Физика — это то, чем физики занимаются за чашкой чая», — говорил автор планетарной модели атома лорд Резерфорд. Юристы — другое дело, поэтому мы остановились на кофе...

Наука за чашкой кофе

Интервью с Д. С. Рудьманом

Продолжая традицию, общественный редактор Предвестника-5 взял в сентябре 2012 г. интервью у молодого ученого, победившего в академическом конкурсе «Лучший молодой преподаватель года», кандидата юридических наук Дениса Сергеевича Рудьмана.

Ред.: Денис Сергеевич, в 2001 г. Вы поступили в Омскую академию МВД России . Почему именно сюда?

Д. Р.: Чувствовал огромное желание учиться в этом учебном заведении . Дело даже не в моих милицейских корнях (отец долгое время служил в правоохранительных органах) . По большей части выбор был обусловлен тем, что, начиная с шестого класса, я обучался в специализированной школе . Это был спортивный класс при обществе «Динамо», а оно, как известно, тесно связано с МВД . Поэтому идея, видимо, зрела с тех пор, хотя тогда я об этом серьезно не думал Осознание пришло в выпускном классе, как это часто бывает. Школу я окончил успешно — с золотой медалью — и выбирать было из чего, но хотел попасть только в Омскую академию . На правах медалиста сдавал два экзамена: по обществознанию (как сейчас помню, в зале Ученого совета) и по физической культуре . Проблем с физической подготовкой у меня никогда не было, с обществознанием также справился Ред.: Не разочаровались?

Д. Р.: Нет, нисколько . Жалеть в принципе никогда и ни о чем не стоит. И я по сей день не жалею, что поступил именно в этот вуз и являюсь сотрудником полиции Ред.: Когда Вы начали заниматься наукой?

Д. Р.: На первом курсе, если так можно сказать Сейчас объясню . Первый курс — это тот этап, когда еще трудно отдать предпочтение той или иной кафедре, той или иной области науки Просто хотелось расширять кругозор, а всерьез говорить о том, что я занимался с первого курса наукой, конечно, нельзя,

и со второго курса нельзя . Наука — это ответственно, настоящие научные исследования начинаются после выпуска, когда человек уже выбирает направление, в котором он будет двигаться, и конкретную тему. Это я сказал о себе . В то же время мы имеем право рассуждать о «курсантской» науке, потому что многие ребята участвуют в научных исследованиях, и весьма успешно . Вот и я прикладывал усилия к тому, чтобы писать научные работы, выступал на конференциях . Надо сказать, что каждый год в академии был для меня ознаменован научной публикацией . И все же плотно, активно в научные исследования я включился, наверное, с третьего курса, когда появилось больше возможностей, времени и предпосылок для осознанного выбора .

Ред.: Кто-нибудь Вам способствовал?

Д. Р.: Хотелось бы отметить тех педагогов, учителей, которые увлекали . Таких в стенах академии множество, но выделить кого-то конкретно сейчас не смогу, лучше назвать профессорско-преподавательский состав академии в целом . Почему он стимулировал? Потому что на семинарских, практических занятиях, лекциях преподаватель ставит проблемы, причем часто научного порядка, а в студенческой аудитории таких проблем не решить Как следствие, хотелось развиваться

Ред.: Какая область права Вас заинтересовала сначала?

Д. Р.: Вполне логично, что ею оказалась теория государства и права, та дисциплина, которая изучается на первом курсе Это азы, без которых невозможно

стать юристом. И, помнится, были у меня выступление и публикация на тему «Становление правового государства в Российской Федерации». Позднее заинтересовался проблемами конституционного регулирования, выступал на конференциях по проблемам обеспечения прав и свобод человека и гражданина . На третьем курсе увлекся цивилистикой, написал в соавторстве работу «Соотношение институтов виндикации и реституции в гражданском праве». Кроме того, обучаясь на факультете подготовки специалистов для следственных органов, усиленно изучал уголовный процесс, также участвовал в конференциях, писал, публиковался. Однако — считайте это советом — все-таки лучше заниматься одной тематикой. Но и в разносторонности, конечно, ничего плохого нет, лишь бы хватало времени и было интересно

Ред.: Расскажите, пожалуйста, о поступлении в адъюнктуру Академии управления МВД России .

Д. Р.: Этот этап в моей жизни был не случайным, а очередным последовательным шагом на более высокий уровень, уровень диссертационного исследования Успешное окончание ОмА — с золотой медалью — сделало возможным поступление в адъюнктуру Академии управления. Поработав некоторое время после выпуска в следственном подразделении, я отбыл для сдачи вступительных экзаменов .

Ред.: А теперь, если можно, о минусах и плюсах обучения в адъюнктуре

Д. Р.: Минусов не вижу, если речь идет об очной форме обучения На заочной же форме главный минус — невозможность целиком погрузиться в исследуемую проблему, особенно когда работаешь в практических органах Но я учился очно, в Москве, где много библиотек и вузов, а в них проводится много конференций Кроме того, столица расширяет круг общения . Меня окружали интересные люди: и адъюнкты, и преподаватели Преподавательский корпус очень силен, ведь Академия управления — это головное учебное заведение в системе МВД России Нас и с основами педагогики знакомили, и университет культуры запомнился Раз в неделю приходили известные творческие люди, общались в режиме «вопрос — ответ», примерно как сегодня у нас с Вами По итогам обучения выдавался диплом с оценками, значит, сами понимаете, этому аспекту уделялось большое внимание Конечно, во главе угла стояла наука, и в отведенные три года я уложился, диссертацию написал Итак, плюсов много

Ред.: А со сложностями сталкивались?

Д. Р.: Сложности, безусловно, были Адаптация к новым условиям: новый круг общения, новые требования, новое положение Приходилось непросто, но спустя некоторое время привык Привык и почувствовал себя легко и приятно Во многом это заслуга моего научного руководителя — доктора юридических наук,

профессора, а ныне еще и заместителя начальника Академии управления по научной работе Игоря Владимировича Гончарова. В трудную минуту он всегда приходил на помощь. Были, как говорится, нелегкие трудовые будни, но никто и не обещал, что в адъюнктуре ждет легкая жизнь . Многие затруднения возникали из-за того, что это Москва, мегаполис. Представляете, сколько времени уходит, чтобы добраться до библиотеки или университета на другом конце города?

Ред.: Понятно. И я знаю, что вашим «московским» итогом стала защита кандидатской диссертации на тему «Конституционно-правовые основы обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции». Скажите, к чему у вас больше лежит душа: к частному или публичному праву?

Д. Р.: Разделять эти две сферы — большая ошибка. Не зря, начиная с лекций по теории государства и права курсантам объясняют, что право представляет собой систему институтов, отраслей, в том числе и систему частного и публичного права . Я также привожу уголовно-правовые, уголовно-процессуальные примеры на занятиях по семейному, гражданскому праву То есть, работая на кафедре гражданско-правовых дисциплин, больше углубляюсь в частноправовые аспекты, однако публично-правовые отношения стороной не обхожу. Проиллюстрирую. Диссертация, Вы правильно сказали, была выполнена на тему «Конституционноправовые основы обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в условиях проведения контртеррористической операции» Кстати, тема остается актуальной, недавний случай в Татарстане, когда группу террористов заблокировали в квартире жилого дома, тому подтверждение И ее можно связать с гражданско-правовыми вопросами, в частности вопросами возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта, а изучение данной проблематики, в свою очередь, невозможно без характеристики террористической угрозы как таковой Как ученый, подобными связями я интересуюсь и предполагаю изучать их применительно к террористическим актам. Но не так широко, как в кандидатской, а уже, со стороны возмещения вреда, причиняемого и тем людям, которые в результате террористических актов стали потерпевшими, и тем, кто оберегает наш покой, т е сотрудникам правоохранительных органов, принимающим участие в проведении контртеррористических операций Из сказанного легко понять, что разрывать право на частное и публичное мы не можем

Ред.: Денис Сергеевич, раз уж мы затронули сферу Ваших научных интересов, что еще в нее входит?

Д. Р.: Кафедра гражданско-правовых дисциплин отличается от других в академии большим числом преподаваемых предметов Как следствие, необхо-

84

Научный вестник Омской академии МВД России № 1 (48), 2013

димо иметь соответствующий объем знаний, быть «широким специалистом» Все грани гражданского права охватить невозможно, и есть определенное разделение труда между преподавателями, однако на единственной дисциплине замкнуться нельзя Поэтому дополнительно занимаюсь банковским правом, есть публикации, в частности работа, в которой я продумал процедуру предоставления ОВД по их запросам сведений, отнесенных к банковской тайне Думаю, интерес к этой проблематике не остынет

Ред.: Ваши предложения, выдвинутые в диссертации, вообще в научных произведениях, как-нибудь отразились в законодательстве или на практике?

Д. Р.: То, что предлагает диссертант, надо сказать, часто не доходит до законодателя . Лучше говорить о том, актуальны эти рекомендации или нет. Я к своим пришел неспроста, и пусть они законодательно не реализованы, спустя какое-то время, уверен, будут, так как потребность в них высока, например в принятии Федерального конституционного закона «О противодействии терроризму» Федеральный закон с таким названием действует, но, имея в виду нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, необходимо поднять правовое регулирование на уровень федерального конституционного закона У меня также имеются разработки по созданию межведомственного центра по противодействию терроризму при Национальном антитеррористическом комитете РФ и наделению этого центра полномочиями по организации взаимодействия всех заинтересованных ведомств Это вопрос насущный, полагаю, его решение приведет к более сбалансированному распределению сил и средств, устранению противоречий в функционировании органов и служб, задействованных в борьбе с терроризмом Сформулированы и предложения по законодательному закреплению ряда важных понятий в данной области, но, видимо, нужно, чтобы прошло определенное время

Ред.: Расскажите о Ваших научных и творческих планах

Д. Р.: О научных планах я немного рассказал уже . Безусловно, деятельность преподавателя, она не только в проведении учебных занятий и методической работе заключается, но и в научных исследованиях, их бы я вообще поставил на первое место . Планирую научно продвигаться по названым выше направлениям, стараюсь постоянно совершенствоваться, потому что без этого в проблемах общественной жизни не разобраться, высококвалифицированным специалистом не стать, конкурировать в преподавательской среде невозможно

Ред.: А какую Вы на кафедре выполняете нагрузку, кроме учебной и научной?

Д. Р.: У нас с коллегами очень много различных мероприятий, и у каждого преподавателя своя ниша,

где он основной. За мной закреплено кураторство, на которое уходит немало сил Ведь чтобы группа подошла к выпуску действительно подготовленной, стараться надо все годы обучения Кроме того, руковожу научным кружком, и это мне по душе. Регулярно проводим заседания, в том числе выездные, посещаем с курсантами суды и другие органы власти, встречаемся с практическими работниками, проводим конференции, викторины, олимпиады Повторю, работать с курсантами по научной линии очень нравится Может, потому, что недавно тоже был курсантом, так же приходил к преподавателям, так же работал над первыми статьями . Еще стоит упомянуть о юридической клинике, ведь и она постоянно требует расширения знаний, без которых не помочь людям, обращающимся в нее со своими жизненными проблемами Да любое из перечисленного вызывает интерес и толкает вперед! Добавим спорт. Регулярно, раз в неделю, играем в футбол — преподаватели, курсанты . Чтобы стать достойным примером для вторых, первые должны быть разносторонними

Ред.: В этом (2012. — прим. ред.) году Вы заняли первое место в конкурсе «Лучший молодой преподаватель года» С чем и хочу Вас поздравить Что легло в основу успеха?

Д. Р.: Участвовал я в этом конкурсе не в первый раз . Впервые — в 2009 г. , сразу по приходе на кафедру, но совсем «зеленому» в подобном соревновании не выиграть Спустя три года получилось Все это время работал активно и, как выяснилось, плодотворно, чему очень рад. Хочу поблагодарить тех курсантов, у которых проводил конкурсное занятие Практическое занятие, на котором мы встретились, было первым из числа аудиторных и сразу же открытым . Отсюда некоторая напряженность, но они держались молодцом, помогли преодолеть волнение, а это залог успеха Я делал свое дело, допускал ошибки и получил несколько замечаний, но нужно работать над собой Конкурсная комиссия признала меня лучшим, повезло Спасибо организаторам и конкурсантам, которые все были достойны занять призовые места

Ред.: Что бы вы могли сказать в качестве напутственных слов начинающим ученым?

Д. Р.: Курсантам, слушателям академии хочу пожелать не лениться и пробовать себя в научных исследованиях Конечно, основная задача курсанта в стенах вуза — учеба, но без науки учиться достойно, наверное, нельзя Нужно развиваться, выступать на конференциях, участвовать в олимпиадах, не бояться этого Говорят, наука не для всех, но те, кто к ней тянутся, молодцы, и пусть продолжают в том же духе!

Материал подготовлен к публикации К. Я. Зерениновым и Г. Ч. Синченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.