Научная статья на тему 'О целесообразности и целеустремленности (интервью с М. В. Бавсуном)'

О целесообразности и целеустремленности (интервью с М. В. Бавсуном) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
318
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О целесообразности и целеустремленности (интервью с М. В. Бавсуном)»

«Физика — это то, чем физики занимаются за чашкой чая», — говорил автор планетарной модели атома лорд Резерфорд. Юристы — другое дело, поэтому мы остановились на кофе...

Наука за чашкой кофе

О целесообразности и целеустремленности (интервью с М. в. Бавсуном)

4 июня 2008 г. кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Омской академии МВД России Максим Викторович Бавсун рассказал редакторам «Предвестника» Екатерине Казюберде и Татьяне Семьяновой о своей работе, о том, как начиналась его преподавательская деятельность, о своем научном творчестве. Максим Викторович — молодой ученый, прошедший путь от курсанта, и поэтому слушателям и студентам, которые хотят связать свою судьбу с наукой, будет интересно узнать о его становлении как ученого и преподавателя.

Ред.: Максим Викторович, в каком году Вы поступили в академию? И когда решили заняться наукой?

М. В.: В Омскую академию МВД России я поступил в 1994 г. Сложно сказать, когда именно обратил внимание на научно-исследовательскую деятельность. Вообще, в годы учебы мой научный интерес был связан только с уголовным правом. Я не участвовал в кружках, научных семинарах на других кафедрах и сейчас негативно отношусь к тому, что курсанты участвуют в одной конференции на различных секциях. У меня самого такого никогда не было. Уголовным правом стал заниматься благодаря Сергею Владимировичу Векленко. В 1997 г. он готовил меня на конференцию, где я занял третье место. Публичное выступление, общение с людьми, увлеченными наукой уголовного права, — все это мне понравилось так, что до сих пор не могу остановиться. Правда, в то время я еще не задумывался о научной и преподавательской деятельности всерьез, но судьба распорядилась по-своему. В сентябре 1997 г. Сергей Владимирович предложил мне поехать в г. Красноярск на олимпиаду по уголовному праву. Я согласился и стал серьезно готовиться. В резуль-

тате — первое место среди обучающихся в вузах Западно-Сибирского и Дальневосточного регионов. Вот тогда я точно понял, что буду заниматься уголовным правом. Два месяца спустя была еще одна олимпиада, в Нижнем Новгороде, после чего мне сделали предложение остаться на кафедре. Честно говоря, к этому моменту я настолько проникся уголовным правом, что другого больше ничего не хотелось. Решил поступать в адъюнктуру.

Ред.: С какого момента Вы стали представлять себя в роли преподавателя?

М. В.: Есть такое словосочетание: «научнопедагогические кадры». Как говорит начальник академии Борис Борисович Булатов, «уроковеды» нам не нужны. Нужны специалисты, занимающиеся наукой, но не только в качестве научных сотрудников. Нужны люди, владеющие методикой преподавания. Поэтому перспектива работы на кафедре стала перспективой и научной, и педагогической.

Ред.: Трудно было учиться в адъюнктуре?

М. В.: Учеба в адъюнктуре — это и подготовка к экзаменам, и написание диссертации. Однако проблем не возникло, и диссертацию я защитил досрочно.

Ред.: Сколько лет Вы преподаете? И какой работой занимаетесь на кафедре, кроме преподавательской?

М. В.: На должность преподавателя я был назначен в июле 2002 г. Первые три года отвечал за научно-исследовательскую работу курсантов и слушателей, сейчас — за учебно-методическую работу по секции Общей части уголовного права.

Ред.: Каков был Ваш первоначальный интерес в науке и каков он сейчас?

М. В.: Любимой до сих пор остается Общая часть уголовного права, раздел «Наказание». Не столько

78

Научный вестник омской академии мВД россии № 4(31), 2008

собственно само понятие, сколько проблемы назначения наказания и освобождения от него, целесообразности наказания.

Ред.: А какой из изданных научных трудов самый любимый и почему?

М. В.: Любимый — монография «Целесообразность в уголовном праве» *. Это моя первая серьезная работа и, как первый ребенок, самая любимая, что вполне естественно. Кроме того, дорожу публикациями в журнале «Правоведение», которые написаны в соавторстве. Это плод пятилетней работы, изданный в серьезной научной периодике.

Ред.: Над чем Вы сейчас работаете и чем планируете заняться в дальнейшем?

М. В.: Ученые — люди суеверные. Все карты раскрывать не буду. Сейчас на стадии завершения находится исследование, посвященное вопросам вины и ответственности в уголовном праве. Работа велась коллективно в течение трех лет.

Ред.: Ваша книга «Целесообразность в уголовном праве», о которой уже упоминалось, появилась в 2004 г. Изменились ли за прошедшие годы ваши научные взгляды на содержание целесообразности?

М. В.: В 2002 г. я защитил диссертацию, а монография на эту тему опубликована, как Вы верно сказали, в 2004 г. Со времени защиты диссертации некоторые представления изменились, что в книге уже отражено. С тех пор позиция остается прежней. Многие представители уголовно-правовой науки отрицают категорию целесообразности в принципе, я же считаю, что целесообразность в уголовном

праве есть, но со временем меняется ее содержание. Сегодня целесообразно одно, а завтра — другое.

Ред.: А как, на Ваш взгляд, соотносятся принципы законности и целесообразности?

М. В.: Безусловно, на первом месте должна стоять законность. Так было, есть и будет. Хотя вопрос очень интересный и непростой. В настоящее время на территории Российской Федерации действует закон, согласно которому при захвате гражданского самолета террористами и направлении его на стратегически важный объект этот самолет можно сбить. Это законно, но встает вопрос о целесообразности. Любое решение должно приниматься на основе закона, и закон должен быть целесообразным, иначе получится абсурд. Иногда целесообразность преобладает над законностью, примером может служить тезис о том, что незнание закона не освобождает от ответственности. В законе не должно быть ничего лишнего и того, что угрожало бы законным интересам людей. Законно то, что целесообразно, и целесообразность должна подтверждать законность.

Ред.: Что бы Вы могли пожелать молодым ученым?

М. В.: Прежде всего хочу пожелать работоспособности, целеустремленности. Надо развивать свои таланты и не тратить время впустую. Работоспособность, умение организовать свои усилия, целеустремленность — главные черты в человеке. Нет этого — не будет ничего.

Материал подготовлен к публикации

Г. Ч. Синченко

См.: Бавсун М. В. Целесообразность в уголовном праве: монография. — Омск, 2004. — 172 с. Наука за чашкой кофе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.