Научная статья на тему 'Интервью: Противодействие негативным явлениям в молодежной среде в образовательном пространстве — одна из ключевых задач Минобрнауки России'

Интервью: Противодействие негативным явлениям в молодежной среде в образовательном пространстве — одна из ключевых задач Минобрнауки России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
263
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жученко Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью: Противодействие негативным явлениям в молодежной среде в образовательном пространстве — одна из ключевых задач Минобрнауки России»

Интервью:

Противодействие негативным явлениям в молодежной среде в образовательном пространстве — одна из ключевых задач Минобрнауки России

Гость рубрики «Интервью» — Аширов Денис Валерьевич, директор Департамента молодежной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва.

Интервью подготовила Жученко Виктория Сергеевна — младший научный сотрудник Национального центра противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

Денис Аширов имеет большой опыт работы в сфере молодежной политики, до назначения на должность директора Департамента был руководителем территориального отделения Молодой гвардии Единой России по городу Москве. С февраля 2020 года назначен руководителем Региональной общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» Д.А. Медведева в городе Москве.

До этого работал в должности заместителя директора Московского городского центра профессионального и карьерного развития, а также в должности заместителя руководителя ресурсного центра по развитию и поддержке волонтёрского движения «Мосволон-тёр».

— Денис Валерьевич, добрый день! Какова, на ваш взгляд, роль системы образования в профилактике идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде?

Безусловно, распространение идей запрещенных террористических и экстремистских организаций в молодежной среде является проблемой. К ее решению могут и должны быть привлечены все возможные участники системы профилактики, в силах которых оказать позитивное воздействие на молодежь. И образовательные организации — как отдельные сотрудники,так и их руководство — не являются исключением. Особенность системы образования заключается и в том, что она дает, наверное, самые доступные каналы коммуникации с молодежью для донесения до них определенных норм законодательства, проведения профилактических бесед.

К тому же, не стоит забывать, что сегодня университет, как и любая другая образовательная организация, является центром не только самого образования, но и социальной активности молодежи. Создаются волонтерские корпуса, работают тематические клубы по интересам, активно развивается спорт: многие школы и университеты имеют собственные команды по самым различным видам спорта. Все это должно создавать альтернативу, открывать возможности для самореализации молодого человека в позитивном русле.

Особое внимание Минобр-науки России уделяет повышению квалификации самих педагогов, которые непосредственно общаются со студентами и являются проводниками государственной молодежной политики в сфере профилактики негативных явлений в том числе.

В 2018 году на базе федеральных университетов были созданы десять учебно-методических центров по профилактике терроризма, которые стали опорными площадками по работе в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизму в федеральных округах, масштабирования и трансляции положительного опыта, обучения педагогов и специалистов в данной области.

— Какие направления молодежной политики в сфере профилактики негативных явлений, экстремизма и идеологии терроризма в образовательной среде сегодня можно назвать приоритетными?

Очевидно, что одним из самых эффективных методов проведения профилактической работы является не запрещение, блокирование или наказание, а предоставление возможности для творческой, интеллектуальной, спортивной самореализации. Например, при университетах создаются медиацентры, которые формируют информационное образовательное пространство, а к созданию контента, как правило, привлекают самих студентов. Образовательные организации проводят различные конкурсы

и фестивали по созданию профилактического контента: от плакатов до видеороликов.

К работе с молодежью активно привлекаются представители НКО и этнических диаспор, лидеры общественного мнения. Большое значение имеет развитие добровольческого движения. Так, проведение в 2018 году в России Года волонтера дало новый толчок в развитии всего направления. В 2020 году значительно возрос интерес к студенческим патриотическим проектам. Студенчество все чаще привлекается к работе поисковых отрядов.

В России сейчас активно ведутся разработки по деради-кализации уже подвергшихся негативному воздействию молодых людей со стороны представителей экстремистских и террористических движений.

Кроме этого, ведется непрерывная профилактическая работа в сфере противодействия кибербуллингу, противодействия распространению наркотических веществ и пропаганде их употребления.

Все чаще проводятся молодежные мероприятия всероссийского масштаба. Например, Минобрнауки России при поддержке НЦПТИ, Росмолодежи и Антитеррористического центра СНГ ежегодно проводит он-лайн-фестиваль социального медиаконтента «Я против экстремизма и терроризма», основной целью которого является вовлечение молодежи в социально активные практики. В 2020 году заявочная компания продлится до 20 сентября.

— Кто непосредственно в системе высшего образования занимается реализацией профилактических мероприятий?

Подведомственные Минобрнауки России образовательные организации высшего образования участвуют в реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма на 2019-2023 годы и Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Министерство активно взаимодействует с Национальным антитеррористическим комитетом.

В 2019 году в целях формирования согласованных подходов в проведении комплекса профилактических мер создан Координационный совет Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам повышения эффективности формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма. В него входят представители руководства Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, аппарата НАК, Главного управления по противодействию экстремизму МВД России, Министерства культуры Российской Федерации, ФАДН, Росмолодежи, федеральных университетов, НЦПТИ и других организаций и ведомств. Рабочие группы Координационного совета на заседаниях рассматривают актуальные угрозы в сфере противодействия терроризму, что помогает сфокусироваться

на проблемах и прогнозировать их развитие, вырабатывать политику по предотвращению их появления.

Информация о профилактических мероприятиях, которые проводятся на базе образовательных организаций, размещается на интернет-ресурсе «Интерактивная карта антитеррористической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации» (map. ncpti.ru). На данный момент там представлены анонсы и итоги проведения около 1,5 тысяч мероприятий различных уровней. Помимо этого, на данном ресурсе можно зарегистрироваться в качестве эксперта в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма. Сейчас экспертный пул представлен 76 специалистами.

Взаимодействие экспертов в сфере профилактики идеологии терроризма и экстремизма происходит и на ежегодном форуме «Безопасность в науке и образовании». Уже традиционными являются такие темы, как информационная безопасность, взаимодействие Минобрнауки России и различных ведомств, профилактика распространения противоправного контента в молодежной среде. В 2020 году научно-практический форум будет проведен в октябре в пятый раз.

— Должна ли профилактика негативных явлений в молодежной среде становиться обязательной составляющей

деятельности педагогов и сотрудников образовательных организаций?

В современных условиях этот вопрос даже сложно отнести к разряду дискуссионных, поскольку привлечение сотрудников сферы образования является уже неотъемлемой частью самой системы профилактики.

Преподаватели и учителя каждый день общаются с учащимися, и уже поэтому они являются заинтересованными лицами, которые могут оказывать влияние на юные умы и могут помочь своим ученикам, не допустить их радикализации.

Однако не стоит забывать, что и сама профилактика должна быть системной, а это означает, что должен быть назначен ответственный, разработан долгосрочный план мероприятий. Сейчас для специалистов сферы образования проводятся различные курсы повышения квалификации по противодействию идеологии терроризма и экстремизму, организации внеклассной и внеаудиторной работы с учащимися. НЦПТИ и учебно-методические центры федеральных университетов регулярно проводят курсы повышения квалификации для специалистов в сфере профилактики идеологии терроризма и экстремизма.

Во второй половине 2020 года при поддержке Минобрна-уки России и аппарата Национального антитеррористического комитета НЦПТИ запустит онлайн-курс для специалистов в сфере противодействия радикальным идеологиям. Дистан-

ционная форма позволит обучающимся получить адресную экспертную поддержку.

Все это направлено на формирование эффективной системы профилактики, при правильной организации которой педагоги как раз и смогут сконцентрироваться на образовательном процессе, а не на борьбе с негативными проявлениями и информационными угрозами.

— Как вы оцениваете эффективность работы кибердобро-вольческих отрядов, которые создаются на базе образовательных организаций различных уровней?

Студенческие кибердружи-ны в структуре образовательных организаций демонстрируют, что обучающиеся хотят участвовать в организации информационной безопасности собственного пространства. При правильной координации их работы, взаимодействии с преподавательским составом, руководством вуза такие подразделения действительно могут оказать позитивное воздействие на образовательную информационную среду.

Главное, что создание таких волонтерских отрядов способствует организации саморазвивающейся системы информационной безопасности, работающей добровольно и на постоянной основе.

— В российских вузах увеличивается доля иностранных студентов. Можно ли говорить о повышенной опасности возникновения конфликтов в сфере межэтнического

и межконфессионального взаимодействия?

Поликультурное образовательное пространство создает дополнительные риски для образовательной системы, но мы не можем искусственно препятствовать интернационализации образования в эпоху глобализации и цифровизации.

Статистика 2019 года показывает, что к нам на учебу приезжают граждане из Казахстана, Китая, Узбекистана, Украины, Ирана, Индии — все зависит от географии университета, близости к границе. В общей численности это студенты из более чем 170 стран мира. С одной стороны, такие показатели демонстрируют престижность российского диплома, с другой — заставляют нас очень ответственно подходить к мероприятиям, направленным на гармонизацию межнациональных отношений, на повышение уровня знаний о других культурах и религиях. Необходимо воспитывать уважение к представителям других этносов среди студентов.

— Можно ли называть такие явления, как кибербуллинг, троллинг, хейтинг, фишинг, новыми угрозами безопасности информационного пространства образовательной организации?

Думаю, да. Однако в процессе цифровизации образования вряд ли можно взять все хорошее и выбросить негативные последствия. И все же корень, причину проявления этих угроз стоит искать вовсе не в виртуальной среде, поэтому, повто-

рюсь, стоит работать с самими учащимися над развитием их коммуникативных навыков, в том числе навыков межкультурного взаимодействия, над усвоением основ медиаграмот-ности.

Что касается фишинга, то здесь важно обучать преподавательский состав навыкам информационной безопасности и медиаграмотности.

— Чем российская система профилактики идеологии терроризма, экстремизма и других угроз в образовательной среде принципиально отличает нас от подходов других стран?

Одним из ключевых отличий, наверное, является упор на ре-социализацию в европейской модели. В Великобритании актуальна проблема городских молодежных банд, подростковой преступности, поэтому они активно работают над этим. Известный шеф-повар Джейми Оливер открыл сеть ресторанов Fifteen для помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, эта сеть работает уже почти 20 лет. Широко распространены правительственные программы, направленные на предотвращение вербовки девушек и женщин в террористические организации. В Германии сегодня наиболее остро стоит проблема противодействия правому экстремизму, антисемитизму: государственной программе «Жить демократией!» («Demokratie leben!» — прим. ред.) выделено финансирование в 115 миллионов евро ежегодно до 2023 года.

У нас также ведется работа в этом направлении, особенно в последнее время, о чем свидетельствует Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы.

Другим важным отличием стоит назвать постепенный уход европейской системы профилактики от привлечения сотрудников сферы образования, социальных работников. Эта тенденция возникла после ряда конфликтов, когда преподаватели в вузах Великобритании начинали подозревать своих студентов-мусульман в поддержке идеологии терроризма. Возникла дискуссия о том, может ли кто-то, кроме полиции и правоохранительных органов, заниматься профилактикой, даже в образовательной среде.

Однако есть направление, которое нас всех объединяет

— это профилактика использования интернета и социальных сетей в качестве средств пропаганды идеологии терроризма и экстремизма. Актуальность этого вопроса ни у кого не вызывает сомнений.

— Можно ли говорить о трансформации отношения молодежи к идеологии терроризма и экстремизму, об изменениях в восприятии этих явлений и их оценке? Есть ли подобные социологические исследования?

Конечно. Такие исследования регулярно проводят ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения

— прим. ред.), ФОМ (Фонд общественного мнения — прим. ред.),

научно-исследовательские институты, университеты.

Минобрнауки России через подведомственные организации также проводит исследования в студенческой среде. Так, НЦПТИ в 2019 году в рамках исполнения государственного задания Минобрнауки и во исполнение пунктов Комплексного плана (пункт 4.3.1 Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг. — прим. ред.) был проанализирован уровень восприятия студентами экстремистских и террористических идеологий, а также возможные каналы распространения противоправной информации. В этом исследовании приняли участие свыше 5 тысяч студентов ЮФО и СКФО. В 2020 году мы планируем расширить географию социологического исследования на ПФО и УрФО.

Результаты свидетельствуют о том, что у молодежи сформировано представление о таких явлениях, как терроризм и экстремизм, студенты понимают их негативную сущность. Главное, что молодые люди связывают термин «терроризм» с актом насилия и не относят действия боевиков к способам восстановления справедливости. Часто встречающиеся проявления экстремизма, по мнению студентов, это оскорбление чувств верующих и людей другой национальности. В принципе, это полностью коррелирует с действительностью.

Почти 70 % студентов сказали, что лично не сталкивались с экстремистскими или пропагандирующими терроризм материалами. Здесь можно сде-

лать вывод, что это, вероятно, заслуга всего комплекса мер: и блокировки противоправного контента, и вовлечения молодежи в проекты профилактики, и в целом занятости студентов.

Неизменным остается тот факт, что молодые люди: студенты и школьники по-прежнему остаются наиболее подверженной возможной пропаганде и вербовке социальной группой. Причем сами молодые люди так считают: на первом месте — студенты и молодежь (31,1 %), на втором месте — неработающее население (24,8 %), на третьем — школьники (20,6 %).

Интересны не только результаты исследований, но и темы, которым они посвящены: про-тестные движения, участие в общественно-политической жизни общества, отношение к экологическим проблемам, взаимоотношения с другими странами. Все это свидетельствует о тенденциях и проблемах, на которых нам нужно заострять внимание, и задает векторы реализации государственной молодежной политики.

Минобрнауки России обращает внимание на проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди в образовательном процессе и за его пределами, чтобы в дальнейшем вместе с заинтересованными госструктурами, образовательными организациями и общественными объединениями предотвращать возникновение подобных ситуаций или предлагать эффективные пути решения уже существующих проблем. Главным партнером здесь является именно студенческое сообщество, активность которого последние годы растет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.