Научная статья на тему 'Противодействие идеологии терроризма в образовательной организации высшего образования: концептуальное видение'

Противодействие идеологии терроризма в образовательной организации высшего образования: концептуальное видение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чурилов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие идеологии терроризма в образовательной организации высшего образования: концептуальное видение»

Противодействие идеологии терроризма в образовательной организации высшего образования: концептуальное видение

Чурилов Сергей Анатольевич - директор Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону.

Образовательные организации высшего образования, подведомственные Минобрнауки России, стали неотъемлемой частью выстроенной государственной системы профилакти-

ки негативных проявлений в молодежной среде, в том числе распространения идеологии терроризма. Реализация ряда основополагающих документов, регулирующих сферу противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации, продемонстрировала, что потенциал университетов не раскрыт в полной мере и может быть раскрыт с учетом общего концептуального видения данного направления деятельности.

Ключевыми документами являются Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, ряд других нормативных и правовых актов Российской Федерации. Кроме того, в работе с молодежной аудиторией могут

применяться методические рекомендации, подготовленные по поручению федеральных и региональных органов исполнительной власти. Остановимся отдельно на первых двух документах.

Кроме того, существует ряд вспомогательных документов, например, Постановления Правительства Российской Федерации № 333 от 4.09.2019, которые направляют федеральные органы власти и подведомственные организации в русло общей канвы формирования антитеррористического сознания у молодежи.

Концепция противодействия терроризму охватывает все аспекты данной деятельности, в том числе и противодействия идеологии. Мероприятия по данному направлению условно можно разделить на информационные и культурно-образовательные. Информационные мероприятия представляют собой разъяснения и формирование собственной позиции относительно проблемного вопроса, в том числе и с привлечением наиболее активных представителей молодежи и не только к процессу информационного противодействия радикальным идеологиям. Второе же направление сводится к процессу по созиданию позитивного фона, ознакомления с общепринятыми в обществе культурными ценностями и социальными нормами поведения.

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы является доку-

ментом, направленным на реализацию положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации.

В данном документе указаны конкретные шаги по противодействию идеологии терроризма, представленные в форме дорожной карты с ответственными министерствами и ведомствами и сроками по исполнению поручений.

В части, касающейся Ми-нобрнауки России (а соответственно и подведомственных образовательных организаций высшего образования, как основных исполнителей, масштабирующих решения министерства) представлены следующие направления:

- проведение профилактических мероприятий (форумы, конференции, семинары, индивидуальные и групповые беседы, фестивали и другие) с молодежью, в том числе и иностранными студентами, обучающимися в российских образовательных организациях;

- разработка информационных материалов, направленных на противодействие идеологии терроризма, и посредством Ми-нобрнауки России направление их в аппарат Национального антитеррористического комитета с целью последующего тиражирования и распространения посредством официального портала НАК;

- развитие и информационное наполнение разделов официальных сайтов, посвященных

противодействию радикальным идеологиям;

- повышение квалификации специалистов в сфере противодействия идеологии терроризма;

- выполнение научно-исследовательских работ в данной сфере деятельности и разработка информационно-методических материалов, направленных на повышение результативности и эффективности деятельности образовательной среды по противодействию идеологии терроризма.

Реализовывая весь спектр работ по профилактике идеологии терроризма, университеты становятся важным звеном в реализации государственной молодежной политики. Именно на них возложены функции обучения, методической работы и проведение информационно-просветительских мероприятий непосредственно с целевой аудиторией.

На региональном уровне в своей работе образовательные организации взаимодействуют с антитеррористическими комиссиями регионов в решении задач, связанных с образовательной средой и молодежной политикой конкретного субъекта Российской Федерации.

Проведение профилактической работы в образовательной организации высшего образования требует вовлечения сотрудников всех уровней от ректора до преподавательского состава, психологов и социальных педагогов. При этом преподавательский состав больше вовлекается в привлечение нейтральной аудитории, формированию активной позиции у студентов, вовлечению в мероприятия, а социальные педагоги, специалисты-психологи больше акцентируют внимание на группах риска. Однако совместное воздействие, создание общего благоприятного фона, своевре-

Социальное

воздействие

профилактики

Коэффициент медиа-

эффективности мероприятия

Кол-во вовлеченных представителей ЦЛ

Общее количество ЦЛ

Под социальным воздействием понимаются изменения, произошедшие в сознании людей под воздействием определенных установок, прививаемых через информационное воздействие и непосредственное участие в мероприятии.

менное выявление негативных тенденций позволяет эффективно проводить профилактическую работу и вовлекать, учитывать особенности всех групп целевой аудитории воздействия.

Воспитательная работа в образовательной организации высшего образования осуществляется по большому спектру направлений от ГТО, развития и поддержания здорового образа жизни, формирования духовных ценностей и саморазвития до психологической поддержки и личностного роста обучающихся. Все эти направления деятельности применяются в комплексе и не могут существовать по отдельности. Они направлены на становление личности в профессиональной сфере и полноценность ее развития.

Согласно должностным инструкциям в воспитательной работе задействованы прак-

тически все уровни должностной иерархии образовательной организации. Ректор образовательной организации действует на стратегическом уровне, как собственно, и в остальных сферах своей деятельности. Проректор по воспитательной работе координирует воспитательную и культурно-массовую работу, формирует планы мероприятий и согласовывает их с ректором.

Преподаватели и кураторы содействуют развитию личности, формированию культуры. Психологи и социальные педагоги выявляют интересы и потребности, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывают социальную помощь и поддержку, способствуют решению личных и социальных проблем. Именно комплексная вовлеченность на всех уровнях иерархии дает стабильный высокий результат.

Для максимального охвата как направлений работы в профилактической работе, вовлеченности целевой аудитории и повышения эффективности работы на всех уровнях образовательные организации формируют основной план работы по противодействию идеологии терроризма, учитывая рекомендации Комплексного плана при формировании работы и включая различные формы воздействия на целевую аудиторию. Поскольку социальные связи и коммуникации позволяют расширять влияние результатов профилактической работы за рамки непосредственной целевой аудитории образовательной организации, но и влияет, как минимум, на весь регион.

Социальное воздействие подразумевает решение ключевых проблем направления деятельности, влияние на сознание через информационное воздействие, вовлечение в общественную деятельность, повышение социальной значимости определенных проблем. Измерение социального воздействия можно рассчитать коэффициентом медиа эффективности мероприятий, как одного из важных аспектов профилактики. Если о мероприятии никто не знает, то в лучшем случае мы получим в качестве слушателей тех, кто и так ходит на подобные мероприятия. Коэффициент определяется как отношение вовлеченной аудитории к потенциальной и всегда меньше 100%. Но наблюдение этого показателя в динамике позволяет корректировать план

работы и учитывать форматы и способы работы, позволяющие повышать уровень профилактической работы.

Интерактивная карта антитеррористической деятельности, созданная по поручению Минобразования России, выступает агрегатором и площадкой по обмену опытом в проведении профилактических мероприятий по противодействию идеологии терроризма и экстремизма.

В качестве примеров информационных мероприятий в 2019 году приведем:

лекцию по разъяснению норм законодательства за экстремистскую и террористическую деятельность в Липецком государственном техническом университете;

мероприятие по формированию неприятия идеологии насилия с демонстрацией художественного фильма «Решение о ликвидации» в Камчатском государственном университете имени Беринга;

беседу с представителем Духовного управления о проблемах экстремизма, терроризма и нравственности в жизни мусульман в Дагестанском государственном университете;

всероссийский форум «Формула согласия», организованный Росмолодежью в Карачаево-Черкесская Республика;

митинг памяти ко дню солидарности в борьбе с терроризмом во Владимирском государственном университете.

Безусловно измерение социального воздействия только в количественных показа-

телях не дает полной картины и уровня влияния на социальную сферу. В связи с этим по поручению Минобрнауки России специалисты НЦПТИ в 2019 году провели исследование восприятия экстремизма и идеологии терроризма среди студентов образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, с привлечением 15 университетов регионов с общим охватом - более 4000 респондентов. Наравне с положительной динамикой изменений восприятия целевой аудиторией радикальных идей, социологические показатели позволили выделить проблемные вопросы.

Так на вопрос «В течение последних 12 месяцев приходилось ли Вам лично сталкиваться с материалами экстремистского или террористического содержания?» 68,7% опрошенных из университетов ЮФО и СКФО ответили, что никогда не сталкивались с подобной информацией. При этом 11,8% опрошенных отметили, что встречают такой контент часто, а 13% видит подобный контент. Значит, усиливать направление работы по вытеснению противоправного контента необходимо в том числе и образовательным организациям.

При этом материалов, осуждающих терроризм в интернете либо мало, либо каналы его распространения не являются источниками актуальной ин-

формации для целевой аудитории таких сообщений, потому что всего 14 % студентов обучающихся в университетах ЮФО и 15,4 % студентов СКФО часто встречались с ним в течении последнего года и около 30 % сталкивались с ним время от времени.

Практика подобных исследований позволяет измерять социальное воздействие не только количественно, но и качественно. Выделять особенности восприятия среди различных групп в рамках целевой аудитории, наблюдать тенденции и динамику, эффективность работы.

Реализация профилактических мероприятий, в том числе согласно пунктам Комплексного плана, подразумевает итоговую отчетность по итогам их проведения в Минобрнауки России. Однако повышение эффективности работы на всех ступенях предполагает не только предоставления отчетности о проведенных мероприятиях, но и измерение социального воздействия, оценки форматов и способов работы с учетом региональных особенностей и аудитории. Понимание всех этих вопросов и близость к ним в порядке исполнения позволяет формировать предложения по корректировке государственной молодежной политики, которые можно направлять в Минобрнауки России для их рассмотрения в рамках Координационного совета совместно со всеми ключевыми участниками процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.