Научная статья на тему 'Интерпретации структуры чеченского тайпа в кавказоведческих исследованиях'

Интерпретации структуры чеченского тайпа в кавказоведческих исследованиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1160
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙП / ГАРА / GARA / БРАТСТВО / BROTHERHOOD / СТРУКТУРА ТАЙПА / STRUCTURE OF TAIP / ТУКХУМ / TUKHUM / TAIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Натаев Сайпуди Альвиевич

Рассматривается историография вопроса о структуре чеченского тайпа в отечественных историко-этнографических исследованиях. Анализируются разные интерпретации структуры чеченского тайпа в исторической литературе. Дается авторская модель его структуры. Показано, что тайп и его структурные подразделения на разных этапах исторического развития чеченского народа имели разные социальные функции, которые утрачивались или трансформировались в процессе социально-экономических изменений в обществе. Раскрывается социальное содержание и семантика термина «тукхум» в социальной структуре чеченского традиционного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpretation of the Chechen Taip Structure in Caucasian Studies

The article discusses the historiography of the structure of the Chechen Taip in the national historical and ethnographic research on the Chechen Taip. Analysis of different interpretations about the structure of the Chechen Taip in the historical literature. The paper presents the author''s model of the structure of the Chechen Taip. It is concluded that the type and its structural subdivisions at different stages of the historical development of the Chechen people had different social functions that were lost or transformed with the socio-economic changes insociety. Examines the social content and the semantics of the term "tukhum" in the social structure of traditional Chechen society.

Текст научной работы на тему «Интерпретации структуры чеченского тайпа в кавказоведческих исследованиях»

УДК 902.7С(чеч) Н-33

ИНТЕРПРЕТАЦИИ СТРУКТУРЫ ЧЕЧЕНСКОГО ТАЙПА В КАВКАЗОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

© 2015 г. С.А. Натаев

Натаев Сайпуди Альвиевич -кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории народов Чечни, Чеченский государственный университет, пр. Кирова, 47, г. Грозный, 364049. E-mail: [email protected]

Nataev Saipudi Al'vievich -

Ph.D., Associate Professor

of History of Chechnya Nation,

Chechen State University,

Kirova Ave., 47, Grozny, 364049, Russia.

E-mail: [email protected]

Рассматривается историография вопроса о структуре чеченского тайпа в отечественных историко-этнографических исследованиях. Анализируются разные интерпретации структуры чеченского тайпа в исторической литературе. Дается авторская модель его структуры. Показано, что тайп и его структурные подразделения на разных этапах исторического развития чеченского народа имели разные социальные функции, которые утрачивались или трансформировались в процессе социально-экономических изменений в обществе. Раскрывается социальное содержание и семантика термина «тукхум» в социальной структуре чеченского традиционного общества.

Ключевые слова: тайп, гара, братство, структура тайпа, тукхум.

The article discusses the historiography of the structure of the Chechen Taip in the national historical and ethnographic research on the Chechen Taip. Analysis of different interpretations about the structure of the Chechen Taip in the historical literature. The paper presents the author's model of the structure of the Chechen Taip. It is concluded that the type and its structural subdivisions at different stages of the historical development of the Chechen people had different social functions that were lost or transformed with the socio-economic changes insociety. Examines the social content and the semantics of the term "tukhum" in the social structure of traditional Chechen society.

Keywords: Taip, Gara, brotherhood, structure of Taip, tukhum.

Структура чеченского тайпа впервые была рассмотрена У. Лаудаевым: «В отношении фамильного родства все члены называются братьями - "ве-жерей" или "воша", а целая связь братством -"вошалла ", с умножением фамильных членов они, нося общее название, разделяются еще на "гары" или "некъи", т. е. "ветви" или "линии"» [1, с. 15]. Родственные группы гара - ветвь, некъи - потомство, а также вежарий, воша - братья по тайпу, вошалла - тайповое братство - это и есть структурные звенья тайповой системы.

Данной проблемы касался и М. Мамакаев (естественно, в избранном им теоретическом ключе, в соответствии с которым тайп - это род): «Известны четыре термина, служившие для обозначения боковых ветвей, сегментировавшихся от тайпа, и употребляющиеся у чеченцев с незапамятных времен для обозначения крупных родственных групп, которые представляют собой определенное, общественное, территориальное и, прежде всего, кровнородственное единство: "ваьр", "гар", "некъий" и "ц1а". Только первый из них - ваьр - многозначен и наряду с остальными терминами обозначает кровнородственную группу людей, причем более точно определяет понятие род - тайп» [2, с. 22].

Однако система родства чеченцев изучена слабо и нет ясности в определениях различных групп родственников [3, с. 123].

Круг родственников, входящих в цхьанац1ийнанах, определяется степенью родства чуьрагергалло - внутренное родство, а круг людей, выходящих за пределы этой группы, обозначается термином арарагергалло - внешнее родство. Этим термином объединяются родственники с 5-й по 8-ю степени родства, которые входят в родственную группу некъи [4, с. 30].

М. Мамакаев писал: «Поскольку каждая семья, входившая в состав тайпа, могла дать начало новому тайпу, в процессе сегментации семей возникла сложная структура с множеством различных радиусов, но с единым центром. Следовательно, чеченский тайп в XVII в. состоял из нескольких сыновних групп, которые в свою очередь делились на более мелкие группы. Другими словами, тайп представлял собой уже совокупность родственных групп, происшедших от общего предка и соподчиненных между собой, в соответствии с делением на прямую и боковые линии родства» [2, с. 23].

Такой принцип первородства в наследовании статуса внутри тайпа делал эту организацию похожей на дерево, ствол которого, разрастаясь, непрерывно ветвится. И этот процесс разрастания кровнородственных связей дает в чеченском тайпе линии наследования на протяжении 30 и более поколений. При этом только за старшим сыном сохранялось право наследования. Младшие сыновья, давая каждый свое ответвление, вскоре теряли следы в этом генеалогическом процессе. В противном случае непрерывное ответвление боковых линий должно было бы привести к возникновению все новых и новых групп кровнородственных семей со своими наименованиями [2, с. 24]. Представители прямой линии родства наследуют место своего родоначальника, тогда как младшие сыновья, отделившись, основывают свои собственные линии, вскоре выпадающие из поля зрения. В случае смерти старшего (несемейного сына) эту линию наследует следующий сын по возрасту. Но имя некъий не меняется. В отличие от тайпа, имя предка которого окутано легендами, представители конкретных некъий или гара всегда могут назвать имя своего реального предка. Само слово гара - ветвь, начало, плод - вызывает вопрос: от кого, из какого? И в абсолютном большинстве случаев люди называют имя своего отдаленного предка, которое могли бы взять себе в качестве наследственного наименования представители того или иного гара. Например, Акх-Темаркъин гара, Акх-Темаркъа был отцом Астемира, а Асте-мир - 17-й предок Мутуша Сулейманова из селения Алхазурово Урус-Мартановского района [2, с. 25].

М. Мамакаев пишет: «Кровнородственные группы некъий и гара ничем, как возрастом, не отличаются от тайпа как по структуре, так и в функциональном отношении, и представляют собой организацию патронимического типа» [2, с. 26].

Как известно, для патронимии характерны коллективная собственность и коллективное потребление, этих признаков не было ни в гаре, ни в некъи; гара не был экзогамен, тогда как некъи - экзогамен. Некъи - это родственная группа, состоящая из 7-8 поколений по отцовской линии. Она насчитывает 8 степеней родства, которые имеют свои термины обозначения кровного родства, а 9-я степень уже не имеет. С нее в чеченском традиционном обществе по восходящей линии начинается гара.

М. Мамакаев писал: «Только в гаре и некъи, как мы уже отмечали, линия отсчета ведется не от мифического предка, как в тайпе, а от реального -отца этой большой патронимической семьи. Чеченский гара, так же как и некъий, - группа семей, больших или малых, образовавшихся в результате разрастания и сегментации патриархально-тайповой общины, сохраняющая в той или иной форме хозяйственное, общественное и идеологическое единство и носящее общее наименование, образованное от собственного имени главы разделившейся семьи» [2, с. 26].

Тайп перестает быть патриархальной общиной с увеличением численности его членов и с разделением его на гары и некъи. С началом переселения чеченцев на равнину в XVI в., когда нарушается территориальное единство, разрываются хозяйственные связи тайпа и наблюдается переход и реальная значимость сравнительно небольших кровнородственных групп ц1ийнанах и малых семей доьзал.

М. Мамакаев отмечал, что по мере усиления данного процесса тайп распадался на две или более части - гары, и каждый гар с течением времени составлял самостоятельный тайп [2, с. 26]. Но это не было общим правилом, в частности тайп Цонтарой разделился на 3 гара - Тези гара, Эжи гара, 1аьлбиг гара - и его представители живут компактными группами в 69 селах Чечни.

Чтобы подтвердить свою принадлежность к аборигенам Чечни, каждый человек должен был помнить имена не менее двенадцати лиц из числа своих прямых предков. Но, назвав мифическое имя своего первого предка (родоначальника тайпа) Ч1инхо или Т1ерло, он невольно пропускал неизвестное множество имен следующих за ним лиц и называл своего ближайшего, реального предка, который в лучшем случае являлся главой некъи. Это обстоятельство свидетельствует еще и о том, что чеченский тайп, возникший первоначально как кровнородственная организация, в процессе своей эволюции прошел несколько различных этапов. И все же многое в понимании исторической эволюции чеченского тайпа и его соотношения с другими формами социальной организации продолжает оставаться спорным [2, с. 25].

В научной литературе имеются разные мнения о структуре тайпа, роли его структурных подразделений, об их соотношении друг с другом. У

У. Лаудаева структура тайпа представлена в следующем виде: тайп - гара - некъи [1, с. 15]. У М. Мамакаева: тукхум (фратрия) делится на тай-пы, тайпы - на гары, гары - на некъий, некъий -на ц!а, ц1а - на доьзал. Это деление представляет из себя примерно такую нисходящую лестницу: Къам - нация Тукхум - фратрия Тайп - род Гар - ветвь рода Некъий - ветвь гара Ц1а - фамилия Доьзал - семья [2, с. 25]. По мнению С.-М.А. Хасиева, сегодня мы имеем весьма искаженные и расплывчатые представления о сущности, функциях структурных подразделений тайпа, правах и обязанностях их членов. Он считает, что в чеченском традиционном обществе активную роль в обыденной жизни играли не тайп, не гар, не некъи, а кровнородственная группа «цхьана ц1ийна нах» (люди одного дома, люди одной крови): «Знаменательно, что патронимия обязывалась наказывать всех и вся, противоречащее общественному благу, и только тогда защищать интересы своего члена, когда его права ущемляются в интересах другой личности» [5]. Патронимия (ц1ийнанах), связывающая личность через семью - доьзал, основополагающего звена тайпа, который, в свою очередь, был опорой и фундаментом общества во всех его (социальных, хозяйственных, политических и пр.) проявлениях. Подобная налаженная вполне демократическая система взаимоотношений индивида и общества в свое время ломалась не только царизмом, большевиками, но и имамом Шамилем, как полярное противостояние узурпации [5].

С.-М.А. Хасиев считает, что экзогамность патронимии налицо. Что касается остальных подразделений тайпа, то вопрос этот остается открытым, так как только мелкие тайпы придерживаются этого правила, что представляется весьма поздним нововведением и демонстрируется при внимательном изучении фамильных связей этих тайпов. По сути дела тайпо-вая экзогамность - нонсенс, так как весьма деструктивна в своей основе, когда рассматривается народ в целом [5]. Э.А. Борчашвили предлагает следующую структуру тайпа: ц1а (семья) - доьзал (жена и дети главы семьи) - некъи (потомки разделившихся после смерти главы семьи детей) - гара (объединение не-

скольких некъи) - тайп [6, с. 81-82]. По мнению этого исследователя, термин «ц1а» обозначает семью -основу патронимии, а в прошлом он служил и для обозначения большой семьи. Термин «доьзал» соответствует грузинскому цолшвили (жена и дети), но употребление этого термина для обозначения семьи у чеченцев считаем неправомерным. Входившие в ц1а (семью) доьзал (жена и дети) после разрастания и раздела имущества, следовавшего после смерти главы семьи, становятся некъи. Через десять-одиннадцать поколений некъи перерастает в гару. Тот делится на несколько ц1а, которые М. Мамакаев называет фамилиями; ц1а объединяло несколько семейств - доьзал [6, с. 113-114].

В литературе есть точка зрения, что родственные группы некъи и гара ничем от тайпа кроме возраста не отличаются. На наш взгляд, гара уже не является кровнородственной группой, его можно отнести к родственной группе, как и тайп. В горных районах Чечни гара не был экзогамным, тогда как в горах и на равнине некъий - экзогамны.

По мнению Л.Ю. Маргошвили, в структуре родства панкисских(грузинских) чеченцев вообще нет звена тукхум [7].

Как считает С. Дауев, «чеченское общество имеет свою специфическую социальную структуру». Ее исследователи представляют в следующем виде:

Къам (нация) - тукхум (племя) - тайп (род) -ц1а (союз родовых общин) - некъи (родовая община) - доьзал (моногамная семья) [8, с. 204].

Мы не можем согласиться с таким изложением социальной структуры современного чеченского общества. Вызывают сомнение семантика дефиниций ц1а (союз родовых общин), некъи (родовая община). Ими не пользовались даже сторонники общинно-родового строя у чеченцев. Согласно терминологии родства чеченцев, ц1а (цхьана ц1ийна нах) -это кровнородственная группа, состоящая из 4-5 поколений, а некъи - родственная группа, объединяющая родственников 8 поколений по отцовской линии и состоящая из нескольких ц1а.

По мнению С. Дауева, тайп у чеченцев имел такую структуру: «Тайп (род), ц1а (союз кровнородственных семей), некъи (большая патриархальная кровнородственная семья) и, наконец, доьзал (моногамная семья) - вот перечень кровнородственных общностей...» [8, с. 205].

Нами подчеркивалось, что по системе родства чеченцев ни тайп, ни гара, ни некъи не являются

кровнородственными группами, а группами родственников иного порядка.

С. Дауев пишет: «В данном случае настораживает тот факт, что в этой структуре, в общем, правильно отражающей специфику чеченского общества, появилось звено "тукхум" (племя). Дело в том, что практически у всех народов Дагестана: кумыков, аварцев, даргинцев, горских евреев, андийцев и т. д. понятие "тукхум" (тюрк. "семя") соответствует чеченскому кровнородственному союзу "ц1а", куда входят большие патриархальные семьи, включающие "доьзал" (моногамную семью)» [8, с. 215].

Мы солидарны с точкой зрения С. Дауева о необоснованности использования термина «тукхум» как синоним «племени» для обозначения структурного звена чеченского общества.

У многих авторов тукхум/тукхам используется для обозначения территориальных объединений в Чечне и определяется как племя, хотя ни в фольклоре чеченцев, ни в терминах родства, ни в социальной терминологии чеченцев нет упоминания племени. Этнограф С.-М.А. Хасиев считает, что слово «тукхам» имело огласовку как «тукъам», «ту/сту» - женщина, супруга, а «къам» имел семантику родни и служил для обозначения родственников жены или материнского рода в архаичные времена [5].

В литературе принято считать, что тукхум - это племя (союзы тайпов). В Чечне было 9 тукхумов: Нохчмахкхой, Аьккхий, Т1ерлой, Ч1ебарлой, Шарой, Маьлхий, Шуотой, Ч1антий и Эрштхой. На наш взгляд, тукхум - это не союз тайпов по признаку родства, а территориальные объединения по ландшафтно-географическому признаку, которые имели общие военно-политические, хозяйственные интересы. Объединения такого рода были и у горцев Восточной Грузии и назывались «хеви». У чеченцев для обозначения регионов Чечни использовался термин «мохк» - земля; например, Нохч-мохк - Чеченская земля.

По мнению Л. Ильясова, социальную структуру чеченского общества периода тайпово-тукхумной организации можно представить следующим образом: мохк - страна (ассоциация тукхумов), тукхум -союз тайпов, тайп - территориальная община, гар -группа некъи, объединенная идеей легендарного родства, некъи - объединение родственных групп (цшйн нах), ведущих свою линию от общего предка,

цшйннах - группа близкородственных семей (до семи поколений), доьзал— семья [9].

В варианте структуры тайпа Л. Ильясова неубедительно определение мохк - страна как ассоциация тукхумов. В чеченском языке «мохк» - это «земля». Для обозначения Родины используется термин «Даймохк» - «Земля отцов». Синонимом чеченского этнического географического пространства - страны - является «Нохчийчоь» (Чеченское пространство). А термин «мохк» (земля) служил для обозначения территорий чеченских горных обществ и тайпов, например: Дишни-мохк (дишнийская земля) - этнотерриторальное объединение, включавшее семь тайпов; Пешхой-мохк (пешхойская земля): пешхой - это тайп на западе Горной Чечни.

Чечня не могла быть ассоциацией тукхумов даже в виде, до сих пор понимаемом под тукхумом. На наш взгляд, Чечня до середины XIX в. это конфедерация чеченских земель - Нохчийчоь. Вызывает вопрос определение «тайп» - территориальная община, поселение чеченцев с ХУ1-ХУП вв. С миграцией значительной части горцев на плоскость и образованием аулов, населенных представителями разных тайпов и обществ, территориальное единство и целостность первого разрушается. В условиях Горной Чечни тайп был территориально разъединен, например, представители тайпа Пхьаьмтой населяли 5 аулов: Пхьаьмта, Ваьрда, Гушкорта, Бекум-кхаьлла, Гуьлса.

На наш взгляд, определение ц1ийннах - как группа близкородственных семей (до 7 поколений) - не соответствует чеченским реалиям, нами эта кровнородственная группа дефинируется как цхьанац1ийнанах (люди одного дома, люди одной крови) и объединяет не до 7, а 4-5 поколений.

Четвертая степень родства чеченцев обозначается терминами вовхтар (мужчина) и йовхтар (женщина), в основе семантики терминов «вовх» и «йовх» - «тепло», подчеркивающих, что сохраняется тепло родства. Пятая - юкъекъарг и юкъкъасто-рог (букв. разделяющий середину) является границей между «внутренним родством» 4-5 поколений и «внешним родством» 6-8 поколений.

В период чеченского кризиса 90-х гг. XX в. была предпринята попытка реанимировать социальные институты традиционного общества. Х. Нухаев предлагал следующую общественную иерархию: «доьзал», «варис», «тэйп», «тукхам», «къам». Пер-

вая степень самоопределения (семья), основанная на узах брачного родства, структурируется в рамках трех-четырех поколений патриархальной семьи; на такой семейной почве каждый нохчи самоопределяется как сын своего отца, внук своего деда.

Вторая степень самоопределения «вар», основанная на узах кровного родства, структурируется в рамках семиколенного круга ближайших родственников, по обычаю равноценного возмездия (кровь за кровь) несущих друг за друга общинную ответственность; на такой кровнородственной почве каждый нохчи самоопределяется как потомок в седьмом колене по отцовской линии своего седьмого отца (вар-ха-да).

Три поколения - отец-сын-внук - это патриархальное триединство, один доьзал, один дом; это ядро кровнородственной общинности, три неразрывно взаимосвязанных вара, формирующих один варисс. Каждый вар в рамках варисса по родственной вертикали восходит к своему седьмому общему предку, а по горизонтали ближнего родства объединяет кровных братьев от родного до семи-юродного [10, с. 139]. Третья степень самоопределения «тайп» основана на единстве крови всех вариссов, которые составляют один тайп (род) и восходят к единому предку.

Четвертая степень самоопределения «тукхам» основана на единстве диалекта, который объединяет соседние тайпы, составляющие один тукхам (племя).

Пятая ступень самоопределения «къам» (народ) -на единстве языка, который объединяет девять тук-хумов, вместе составляющих нохчи къам [10, с. 140].

Х. Нухаевым была смоделирована социальная структура чеченского общества, уже давно потерявшая под собой социальную, экономическую базу, его вариант структуры тайпа игнорирует такие звенья тайпа, как гара, некъи, цхьана ц1ийна нах, вместо них вводилось структурное звено вар -варисс, термин «фантом».

Ф.В. Тотоев писал: «Прослеживается и значительное расхождение в понимании авторами как тайпы, так и ее производных родственных групп» [11, с. 254]. По его мнению, если отбросить неверную терминологию, то структуру тайпов чеченцев XVIII в. можно представить в следующем виде: наименьшая общественно-экономическая единица -малая семья, наряду с ней - большая семья. Далее простая патронимия (первого порядка) - некъи, затем патронимия второго порядка - гара, совокуп-

ность последних по их происхождению дает нам фратрию - тайпу; союзы последних - тукхумы -следует оценить как племена, наконец, объединение всех племен и фратрий образует чеченскую конфедерацию [11, с. 254].

Надо отметить, что структура тайпа Ф.В. То-тоева - наиболее объективная, несмотря на то, что он должен был придерживаться взглядов на тайп как на род и на тукхум как на племя - общепринятых определений в советской этнографической науке. Ф.В. Тотоев первым в советской науке подчеркнул, что еще в XVIII в. основой, ячейкой социальной организации чеченцев являлась малая семья наряду с большой семьей (цхьана ц[ийна нах). Им тайп сравнивается с фратрией, в переводе с латинского языка означающей братство. Как братства характеризовал родственные группы черкесов «тлеухи» В.К. Гарданов [12, с. 26].

С.-М.А. Хасиев также считает, что чеченские тайпы имели характер братства [13, с. 75]. М. Ма-макаев тукхум сравнивает с фратрией [2, с. 42 ].

Ф.В. Тотоевым первым высказана мысль о союзе тайпов как чеченской конфедерации [11, с. 316].

Нам представляется следующая структура чеченского тайпа; тайп (братство - вошалла) - родственная группа гара (ветвь тайпа) - родственная группа некъи (генеалогия (потомство эпонима 7 поколений), ветвь от гара) - кровнородственная группа цхьанац1ийнанах (люди одной крови, люди одного дома) - доьзал (семья).

Относительно термина «вар/ваьр» можно сказать, что это слово архаизм в чеченском языке, не применяется как термин обозначения родственной группы кроме как в научной литературе. В то же время у ингушей он бытует как термин родства.

На наш взгляд, дефиниция тукхам не имеет под собой научной почвы. В вариантах описания структуры тайпа М. Мамакаева, Ф.В. Тотоева, С. Дауева, Л. Ильясова присутствует дефиниция «тукхум» как племя, союз тайпов. У грузинских авторов Э.А. Борчашвили, Л.Ю. Маргошвили вообще нет звена тукхум. Нет его и у У. Лаудаева.

Как мы подчеркивали, в чеченском языке нет термина «тукхум» для обозначения социальной группы или территориальной единицы. Он был введен в научную литературу в 20-30-е гг. XX в. наряду с тайпизмом, псевдотайпизмом, тукхумизмом, когда на Северном Кавказе началась кампания борьбы с институтами родственной («родовой»)

солидарности как пережитками прошлого. У дагестанских народов для обозначения кровнородственной группы, равнозначной чеченской «цхьана цийна нах», есть термин «тохум/тухум», введенный в этнографическую литературу Константиновым [14].

Сам тайп и его структурные подразделения на разных этапах истории чеченского этноса выполняли разные социальные функции. С началом переселения чеченцев на плоскость с XVI в. менялся характер поселений; в горах люди жили в моноген-тильных аулах, а на равнине переселенцы создавали хутора, которые со временем объединялись в поли-гентильные (много тайповые) поселения; роль тай-па как социально-экономической единицы, регулировавшей жизнь однотайповых поселений, падала.

Многие функции тайпа социального, хозяйственного характера берет на себя семья (отцовская семья) и кровнородственная группа цхьана цНийна нах, а родственные группы гара и некъи выполняли роль институтов родственной солидарности в случае чрезвычайных, конфликтных ситуаций; были генеалогиями, регулировавшими семейно-брачные отношения у чеченцев.

Литература

1. Лаудаев У. Чеченское племя. ССКГ. Тифлис, 1872. С. 3-61.

2. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Грозный, 1973.

3. Алироев И.Ю. Сравнительно-сопоставительный словарь отраслевой лексики чеченского и ингушского языков и диалектов. Грозный, 1975.

4. Натаев С.А. Термины родства чеченцев // Нана. 2008. № 1. С. 30-41.

5. Хасиев С.-М.А. О ценностной шкале чеченцев // Латта : информ.-аналит. бюл. 2002. № 5.

С. 38-42.

6. Борчашвили Э.А. Социально-экономические отношения в Чечено-Ингушетии в XVШ-XIX веках. Тбилиси, 1988.

7. Маргошвили Л.Ю. Культурно-этнические взаимоотношения между Грузией и Чечено-Ингушетией в XIX-XX вв. (Кисты Панкиси). Тбилиси, 1990.

8. Дауев С. Чечня: коварные таинства истории. М., 1999.

9. Ильясов Л. Чеченский тейп // Чеченская Республика и чеченцы. История и современность. М., 2006.

10. Нухаев Х. Чеченцы должны самоопределиться как нохчи // Адат. Традиции и современность. Тбилиси; Москва, 2003.

11. Тотоев Ф.В. Общественно-экономический строй Чечни (вторая половина XVIII - 40-е гг.

XIX в.) : дис. ... канд. ист. наук. М., 1966.

12. Гарданов В.К. Адыгские «братства» в XVIII и впервой половине XIX в. // Советская этнография. 1964. № 2. С. 20-26.

13. Хасиев С.-M.А. О социальном содержании института «тайп» чеченцев (XIX - начало XX вв.) // Вопросы политического и экономического развития Чечено-Ингушетии (XVIII - нач. XX в.). Грозный, 1986. С. 70-75.

14. См.: Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957. 241 с.

Поступила в редакцию 8 декабря 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.