Научная статья на тему 'К вопросу о родственных и кровнородственных группах в структуре чеченского тайпа'

К вопросу о родственных и кровнородственных группах в структуре чеченского тайпа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1942
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧНЯ / ТАЙП / ГАРА / НЕКЪЕ / ЦХЬАНА ЦIИЙНА НАХ / РОД / РОДСТВО / ТЕРМИНЫ РОДСТВА / ГЕНЕАЛОГИЯ / КЛАН / БРАТСТВО / CHECHNYA / TAIP / ГАРА (A BRANCH OF TAIP) / НЕКЪЕ (GENEALOGY) / ЦХЬАНА ЦIИЙНА НАХ (CLAN) / KIN / KINSHIP / KINSHIP TERMS / GENEALOGY / CLAN / BROTHERHOOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Натаев Сайпуди Альвиевич

В статье рассматривается проблема родственных и кровнородственных групп в структуре чеченского тайпа в период чеченского традиционного общества. Сделан анализ разных интерпретаций по исследуемому вопросу в отечественных историко-этнографических исследованиях. Предпринята попытка определения структурных параметров и социальных функций групп и выделения отличительных признаков между родственными и кровнородственными группами у чеченцев в структуре чеченского тайпа. Представлено авторское ви́дение исторической семантики терминов «гара» ветвь тайпа, «некъе» генеалогия, «цхьана цIийна нах» клан. Автор приходит к выводу, что тайп и его структурные подразделения на разных этапах исторического развития чеченского народа имели разные социальные функции, которые утрачивались или трансформировались в процессе социально-экономических преобразований общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning kin and kinship groups in the structure of Chechen taip

The study reviews kin and kinship groups in the structure of Chechen taip in the period of the Chechen traditional society. The paper analyzes the different interpretations on the subject matter in the national historical and ethnographic studies. The research attempts to define the structural criteria and social functions of groups and identify the distinctive features of kin and kinship groups in the structure of Chechen taip. The author presents the original historical semantics of such Chechen terms as ‘гара’ (a branch of taip), ‘некъе’ (genealogy), and ‘цхьана цIийна нах’ (clan). It is concluded that a taip and its structural units performed different social functions at the different stages of historical development of the Chechen people. These functions were lost or transformed under the social and economic changes in society.

Текст научной работы на тему «К вопросу о родственных и кровнородственных группах в структуре чеченского тайпа»

УДК 392.317:316.356.2(=1.470.661) Натаев Сайпуди Альвиевич

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории народов Чечни

Чеченского государственного университета

К ВОПРОСУ О РОДСТВЕННЫХ И КРОВНОРОДСТВЕННЫХ ГРУППАХ В СТРУКТУРЕ ЧЕЧЕНСКОГО ТАЙПА

https://doi.org/10.24158/fik.2017.11.8 Nataev Saipudi Alvievich

PhD in History, Assistant Professor, Department for History of Chechnya Peoples, Chechen State University

CONCERNING KIN AND KINSHIP GROUPS IN THE STRUCTURE OF CHECHEN TAIP

Аннотация:

В статье рассматривается проблема родственных и кровнородственных групп в структуре чеченского тайпа в период чеченского традиционного общества. Сделан анализ разных интерпретаций по исследуемому вопросу в отечественных историко-этнографических исследованиях. Предпринята по-пытка определения структурных параметров и социальных функций групп и выделения отличительных признаков между родственными и кровнородственными группами у чеченцев в структуре чеченского тайпа. Представлено авторское видение исторической семантики терминов «гара» - ветвь тайпа, «некъе» - генеалогия, «цхьана ц/ийна нах» -клан. Автор приходит к выводу, что тайп и его структурные подразделения на разных этапах исторического развития чеченского народа имели разные социальные функции, которые утрачивались или трансформировались в процессе социально-экономических преобразований общества.

Ключевые слова:

Чечня, тайп, гара, некъе, цхьана ц/ийна нах, род, родство, термины родства, генеалогия, клан, братство.

Summary:

The study reviews kin and kinship groups in the structure of Chechen taip in the period of the Chechen traditional society. The paper analyzes the different interpretations on the subject matter in the national historical and ethnographic studies. The research attempts to define the structural criteria and social functions of groups and identify the distinctive features of kin and kinship groups in the structure of Chechen taip. The author presents the original historical semantics of such Chechen terms as ^apa' (a branch of taip), HeKbe' (genealogy), and 'yxbaHa u,IuuHa Hax' (clan). It is concluded that a taip and its structural units performed different social functions at the different stages of historical development of the Chechen people. These functions were lost or transformed under the social and economic changes in society.

Keywords:

Chechnya, taip, гapa (a branch of taip), HeKbe (genealogy), yxbaHa yluuHa Hax (clan), kin, kinship, kinship terms, genealogy, clan, brotherhood.

Социальная структура чеченского традиционного общества, и в частности система родства чеченцев, - сложная проблема, слабо представленная в исторической литературе по Чечне. Особенно это касается проблемы классификации родственных и кровнородственных групп у чеченцев. По этому вопросу существуют разные, часто противоположные точки зрения. К данной проблеме обращались М.А. Мамакаев [1], Р.Л. Харадзе [2], Ю.И. Алироев [3], С.А. Хасиев [4], Л. Ильясов [5], С.А. Дауев [6], А.Д. Вагапов [7].

Как представляется, в перечисленных работах не полностью решена проблема определения параметров, признаков родственных и кровнородственных групп у чеченцев. На наш взгляд, устарели точки зрения, рассматривающие все родственные группы как кровнородственные, включающие под это определение также «чеченский тайп» как род; «гара» - ветвь рода; «ц!а» -союз родовых общин, «некъе» - родовая община, «некъе-» - большая патриархальная кровнородственная семья; «ваьр/варис» - синоним некъе.

Нами предпринята попытка определения структурных параметров и социальных функций групп и выделения отличительных признаков между родственными и кровнородственными группами у чеченцев в структуре чеченского тайпа.

Цхьана цЫйна нах (фамилия, клан). Рассмотрим термин, обозначающий кровнородственную группу «цхьана ц!ийна нах» (люди одной крови), или, как иногда интерпретируют, «люди одного дома». В чеченском языке слова «ц!а» (дом), «ц!е» (огонь), а также «ц!е» (имя), «ц!ий» (кровь) имеют одинаковый корень «ц!». Основной ячейкой социальной структуры чеченцев со времени переселения чеченцев на равнину в XVI-XVII вв. является «доьзал» (семья), состоящая из 2-3 поколений. «Ц1а» служил для обозначения группы кровнородственных семей из 3-5 поколений. В чеченской традиции для обозначения и локализации большой семьи (отцовской семьи) использовался термин «ц!а». Для локализации малой семьи в чеченском языке используется термин «х!усам», образовавшийся из «х!у» (семя) и «са» (угол), - пространство или отдельное жилье. Поскольку с женитьбой сын выделялся из семьи, для него строилось отдельное жилье в пределах семейной усадьбы, по возможности дом на отдельном участке. Институт выделения

доли из семейной собственности сыну при его женитьбе обозначается термином «бев ваккхар» т. е. «отделение» или «отделиться». Группа родственных семей «цхьана ц1ийна нах» объединяет 4-5 поколений родственников. Кровное родство, по нашему мнению, заканчивается в пятом поколении, родственник этой степени в чеченской терминологии родства имеет обозначение «юкъкъасториг» (разделяющий середину). Эта кровнородственная группа экзогамна. Брак между родственниками по отцовской линии разрешался лишь в восьмом поколении, а с родственниками по материнской линии - в пятом поколении.

Некъе. Термин «некъе» в этнографической литературе трактуется как 'линия', 'путь', 'сопутствующий'. По мнению М.А. Мамакаева, название группы «некъе» производно от чеченского слова «некъ» - 'путь'. Наше видение исторической семантики термина «некъе» - 'потомство' (чеч. т1аьхьие). Термин «некъе», как нам видится, состоит из двух корней: «на/не», обозначающего древненахское божество На - Великая Мать, и «къо» - 'сын', 'потомство'. Фактом, аргументирующим наше предположение, является наличие в шумерской мифологии понятия «анунаки». У шумеров, как известно, богом неба был Ану, его сыновья - люди, полубоги, обозначаются словом «анунаки», где «наки» - сыновья, потомство Ану. В чеченском языческом пантеоне богов есть бог неба Ана. У чеченцев есть личные имена: Нанаки - сын На (праматери), Санаки - сын страны (Са - древненах. 'страна'), Кханаки - сын Земли (кха - 'земля', 'пашня').

У чеченцев существовала семидица «Ворх да» - 'Семь отцов'. Согласно народным обычаям, каждый чеченец должен был знать имена семи своих предков. В нашем представлении термин «некъе» служил для дефинирования восьмипоколенной родственной группы, восходящей к имени эпонима, например Тулта некъе, т. е. «потомство Тулта». Наша версия семантики термина «некъе» более близка к истине, чем «путь, сопутствующие», как это было принято в кавказоведческой литературе, и в силу того, что традиционно родственная группа некъе получала свое название по имени седьмого предка. В народной традиции группа некъе состояла из восьми поколений родственников по отцовской линии, наряду с мужчинами в это объединение входили и женщины. В чеченской номенклатуре терминов родства есть 8 терминов для обозначения степени родства по коллатеральной линии: ваша/йиша - брат/сестра, шича - двоюродный брат/сестра, маьхча - троюродный брат/сестра, вовхтар/йовхтар - четвероюродный брат/сестра, юкъкъасторг - разделяющий середину, ц1ейоцург - безымянный, гергарниг - родственный, кхочушверг/кхочушерг - приходящийся родственником/родственницей. Родственная группа некъе по своей социальной сущности - это генеалогия, институт родственной солидарности и регулятор семейно-брачных отношений у чеченцев. Некъе как кровнородственная группа экзогамна. Внутри чеченского тайпа брак между мужчиной и женщиной одного тайпа допускался лишь в девятом поколении родства по отцу, а с родственниками по материнской линии - лишь с пятого поколения.

Гара. В народной традиции «гара» - это 'ветвь тайпа'. Термин производен от чеченского слова «га» - 'ветка', 'ветвь'. Интерпретации лингвистов по семантике термина «гара» также близки. У М.Г. Мациева «гара» - 'род', 'поколение' [8, с. 99]. По мнению И.Ю. Алироева, «гар» -'род', 'ветвь тайпа' [9, с. 99]. В словаре чеченского языка А.Д. Вагапова приводятся два значения слова «гара»: 1) 'плаха', 'полено'; 2) 'род', 'поколение' [10, с. 22].

Представляет интерес и лексическое сближение слова «гара» в ностратических языках: gara - «ветка, хвойное дерево» в алтайских и уральских языках [11, с. 29].

Кавазовед Р.Л. Харадзе писала: «...Термином "некъе" обозначалось родство "цхьа да ви-тина", т. е. через одного отца. В процессе естественного развития и размножения родственной организации гара перерастала в тайп, некъе - в гара, а доьзал (семья) в некъе» [12, с. 176].

По мнению С.А. Хасиева, термин «касп» в прошлом мог быть синонимом слов «тайп» и «гара» [13, с. 76].

М.А. Мамакаев указывает, что некогда чеченцы определяли род словом «ваьр» [14, с. 10]. Исследователь Ф.В. Тотоев отмечал: «Но и оно не было единственным. Более распространенным определением рода являлось слово "гар"/"гаар", которое горная часть населения и сегодня употребляет в значении "тайпа". Гары имеют в основе патронимическое происхождение, древнейшие из них предания производят от ближайших потомков основателя тайпа. Так, основателем "чантийской тайпы" предание считает некоего Итума Люнгиева, от сына его Джали пошли Барз гар, Багомат гар, Эжи гар, Хамати гар и Муртаз гар, которые расселились по разным местам бассейна р. Чанты-ахк. Процесс сегментации тайпа на гары и некъе был дополнен сегментацией большой семьи. Эти исторически сменившие друг друга виды сегментации сопровождались разрушением старых и возникновением новых форм родственных отношений» [15, с. 276]. Традиционно у чеченцев гара объединяет родственников начиная с девятого поколения родства. Этот круг людей обозначается понятием «генара гегара нах» - буквально 'люди дальнего родства' и объединен формой родства чеченцев «генара гергарло» - 'дальнее родство'.

Важнейшей функцией института гары было регулирование семейно-брачных отношений.

Исследователь общественного строя Чечни Ф.В. Тотоев считал, что ослабление значения родства вызвало к жизни новое внутрифратриальное соотношение между экзогамией и эндогамией. «Есть достаточно оснований утверждать, что исходный тайп, расчленившийся на вторичные звенья гары - софраторы, распространил на эти последние правила экзогамии. Строгая внутрифратриальная экзогамность была возможна до тех пор, пока тайпы-софраторы были объединены территориально.

Нарушение экзогамии в этих условиях было затруднительно, хотя отдельные случаи внутри-фратриального брака могли иметь место. С распадом патриархальной организации, с делокализа-цией тайпы и возникновением на этой основе сельской общины традиция фратриальной экзогамии пала и на ее место заступила экзогамия гаров и некъе, входящих в фратрию, т. е. одновременно вошла в практику ограниченная внутрифратриальная эндогамия. Можно предположить, что разрастание тайпов и усиление частнособственнических отношений сделали установившуюся экзогамию неудовлетворительной. Разрушение запретов вызвало к жизни новую экзогамную традицию -"поколенную". Практикой общественных отношений было установлено ограничить табуацию браков во фратрии семью поколениями, происходящими от одного предка. Вводится понятие семи отцов - "ворхда", где "ворх" - 'семь', "да" - 'отец' с чеченского. И тот, кто не знал своей родословной до семи поколений, объявлялся в общественном мнении рабом - лаем» [16, с. 276-277].

Анализ системы родства чеченцев и социальных функций структурных подразделений чеченского тайпа позволяет прийти к следующим выводам.

1. Цхьана ц1ийна нах является кровнородственной группой, которую можно соотнести с кланом у индоевропейских народов. Эта группа включает 4-5 поколений родственников по отцу, пятая степень родства чеченцев имеет название юкъкъасторг - «разделяющий середину», это промежуточная степень родства между группами цхьана ц1ийна нах и некъе.

Круг родственников, входящих в группу цхьана ц1ийна нах, определяется формой родства чуьра гергалло - «внутренное родство», а круг людей, выходящих за пределы этой группы, обозначается термином арара гергалло - «внешнее родство». Этим термином объединяются родственники с пятой по восьмую степени родства, которые входят в родственную группу некъе.

2. Некъе - это кровнородственная группа, генеалогия, объединяющая родственников восьми поколений и получающая свое название по имени седьмого предка, например Султан некъе - потомство Султана. Некъе экзогамен, т. е. запрещен брак между представителями, входящими в эту группу.

3. Гара - это структурное подразделение тайпа, которое начинается в девятом поколении родства по отцу по системе родства у чеченцев. Эта группа эндогамна и включает в себя родственников, относящихся к кругу генара гергарло - «дальнее родство».

Социальные функции структурных подразделений чеченского тайпа эволюционировали и трансформировались в ходе исторических процессов, происходивших в чеченском обществе. В современный период социальные функции тайпа и гары, некъе как общественных институтов номинальные. Роль кровнородственной группы цхьана ц1ийна нах в роли клана актуальна в общественном быту чеченцев и в новейшее время.

Ссылки:

1. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Грозный, 1973.

2. Харадзе Р.Л. Некоторые стороны сельско-общинного быта горных ингушей // Кавказский этнографический сборник. Т. II. Очерки этнографии горных ингушей. Тбилиси, 1968.

3. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994.

4. Хасиев С.А. О социальном содержании института «тайп» чеченцев (XIX - начало XX в.) // Вопросы политического и экономического развития Чечено-Ингушетии (XVIII - нач. XX в.). Грозный, 1986. С. 70-75.

5. Ильясов Л. Чеченский тейп // Чеченская Республика и чеченцы. История и современность : материалы Всерос. науч. конф. М., 2006. С. 176-185.

6. Дауев С.А. Чечня: коварные таинства истории. М., 1999.

7. Вагапов А.Д. Этимологический словарь чеченского языка. Грозный, 2004.

8. Мациев А.Г. Чеченско-русский словарь. М., 1961.

9. Алироев И.Ю. Указ. соч. С. 99.

10. Вагапов А.Д. Указ. соч. С. 22.

11. Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения ностратических языков. Сравнительный словарь (Ь-К) / под ред. и с вступ. ст. В.А. Дыбо. М., 1971.

12. Харадзе Р.Л. Указ. соч. С. 176.

13. Хасиев С.А. Указ. соч. С. 76.

14. Мамакаев М.А. Указ. соч. С. 10.

15. Тотоев Ф.В. Общественно-экономический строй Чечни (вторая половина XVII - 40-е гг. XIX в.) : дис. ... канд. ист. наук. М., 1966.

16. Там же. С. 276-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.