Научная статья на тему 'ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ МОДЕЛИ В ИССЛЕДОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ВО ВКЛЮЧАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ АСПЕКТ'

ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ МОДЕЛИ В ИССЛЕДОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ВО ВКЛЮЧАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / ПОВСЕДНЕВНАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАТИВНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ МОДЕЛИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Скрипниченко Андрей Александрович

Показывается, что особенностью исследования становления повседневного бытия человека с ОВ в коммуникационной сфере включающего общества является комплексное сочетание конструктивистского подхода с социально-феноменологическим подходом. Демонстрируется, что представление повседневно-коммуникационной интерсубъективности как приоритетной сферы сознания человека в контексте его индивидуального времени позволяет в границах внутреннего опыта и ментальных образов сформировать и синтезировать свои мнения, ценности, взгляды, актуальные в повседневно-коммуникационном пространстве включающего социума. Анализируются ситуации, в которых индивид с ограниченными возможностями может рассматриваться в качестве такого субъекта, который имеет конструктивные позиции относительно изменения социальной реальности и позитивного воздействия на имеющиеся социальные процессы. Показывается, что процесс социализации индивидов с ограниченными возможностями в инклюзивном бытии реализуется весьма эффективно, если индивиды правильно интерпретируют и понимают локально-базисные схемы и алгоритмы коммуникационного взаимодействия в особой социальной группе. Постулируется, что интерпретативно-конструктивные модели отражают специфику целерациональной человеческой деятельности в инклюзивном пространстве особой социальной группы, формируя контент системы знаний и навыков, приоритетно влияющих на индивидуальное время и локальную интенциональность жизнедеятельности индивида с ОВ. Выявляется, что индивидуально-инклюзивное бытие предполагает весьма оригинальные значения и уникальные смыслы, приписываемые индивидом с ОВ собственной целерациональной деятельности в пространстве инклюзивного бытия с выходом на стереотипные взаимодействия в социальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Скрипниченко Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATIVE MODELS IN STUDYING INDIVIDUAL TIME IN AN INCLUSIVE SOCIETY: A SOCIO-CONSTRUCTIONIST ASPECT

It is shown that a feature of the study of the formation of everyday life of a person with disabilities in the communication sphere of an inclusive society is a complex combination of a constructivist approach with a socio-phenomenological approach. It is demonstrated that the presentation of everyday communication intersubjectivity as a priority sphere of human consciousness in the context of his individual time allows, within the boundaries of internal experience and mental images, to form and synthesize one’s opinions, values, views that are relevant in the everyday communication space of an inclusive society. Situations are analyzed in which an individual with disabilities can be considered as such a subject who has constructive positions regarding changes in social reality and a positive impact on existing social processes. It is shown that the process of socialization of individuals with disabilities in an inclusive life is implemented very effectively if individuals correctly interpret and understand the local-basic schemes and algorithms of communication interaction in a particular social group. It is postulated that interpretative-constructive models reflect the specifics of goal-oriented human activity in the inclusive space of a special social group, forming the content of a system of knowledge and skills that primarily affect individual time and local intentionality of the life of an individual with disabilities. It is revealed that individually-inclusive being implies very original meanings and unique meanings attributed by an individual with OB to their own purposeful rational activity in the space of inclusive being with access to stereotypical interactions in a social group.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ МОДЕЛИ В ИССЛЕДОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ВО ВКЛЮЧАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ АСПЕКТ»

Интерпретативные модели в исследовании индивидуального времени во включающем обществе: социально-конструктивистский аспект

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и философии права Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: vitl_2002@list.ru

Скрипниченко Андрей Александрович,

студент факультета экономики и права Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). E-mail: Askripka1551@gmail.com

Показывается, что особенностью исследования становления повседневного бытия человека с ОВ в коммуникационной сфере включающего общества является комплексное сочетание конструктивистского подхода с социально-феноменологическим подходом. Демонстрируется, что представление повседневно-коммуникационной интерсубъективности как приоритетной сферы сознания человека в контексте его индивидуального времени позволяет в границах внутреннего опыта и ментальных образов сформировать и синтезировать свои мнения, ценности, взгляды, актуальные в повседневно-коммуникационном пространстве включающего социума. Анализируются ситуации, в которых индивид с ограниченными возможностями может рассматриваться в качестве такого субъекта, который имеет конструктивные позиции относительно изменения социальной реальности и позитивного воздействия на имеющиеся социальные процессы. Показывается, что процесс социализации индивидов с ограниченными возможностями в инклюзивном бытии реализуется весьма эффективно, если индивиды правильно интерпретируют и понимают локально-базисные схемы и алгоритмы коммуникационного взаимодействия в особой социальной группе. Постулируется, что интерпретативно-конструктивные модели отражают специфику целерациональ-ной человеческой деятельности в инклюзивном пространстве особой социальной группы, формируя контент системы знаний и навыков, приоритетно влияющих на индивидуальное время и локальную интенциональность жизнедеятельности индивида с ОВ. Выявляется, что индивидуально-инклюзивное бытие предполагает весьма оригинальные значения и уникальные смыслы, приписываемые индивидом с ОВ собственной целе-рациональной деятельности в пространстве инклюзивного бытия с выходом на стереотипные взаимодействия в социальной группе.

Ключевые слова: включающее общество, повседневная инклюзивная реальность, социальный конструктивизм, социальная координация, интерпретативно-конструктивные модели, ограниченные возможности (ОВ).

в

CJ

см см

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/ в Ростовском государственном экономическом университете в рамках научно-исследовательского проекта «Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

Введение

В современных социально-философских источниках проблема применения концептуального аппарата конструктивистской философии в рамках реализации концепции инклюзии имеет определенное развитие с интерпретационной позиции. Известный интерес связан с использованием философского конструктивизма в контексте анализа жизнедеятельности особых групп людей с ограниченными возможностями (ОВ) с учетом специфики их индивидуального времени. При этом в недостаточной мере исследованы вопросы, отражающие особенности целерациональной деятельности индивидов с ОВ, предполагающей различные формы жизнедеятельности индивидов с ограниченными возможностями по осуществлению локально-конкретных задач и проектов, направленных на эффективное функционирование общества включающего.

Основная часть

Особенностью исследования становления повседневного бытия человека с ОВ в коммуникационной сфере общества включающего является комплексное сочетание конструктивистского подхода с социально-феноменологическим подходом и использованием понятия коммуникационной интерсубъективности. Именно представление повседневно-коммуникационной интерсубъективности как приоритетной сферы сознания человека в контексте его индивидуального времени позволяет в границах внутреннего опыта и ментальных образов сформировать и синтезировать мнения, ценности, взгляды, актуальные в повседневно-коммуникационном пространстве включающего социума.

Социально-конструктивная деятельность индивида c ограниченными возможностями по созданию и преобразованию ценностного пространства повседневного бытия особой социальной группы (людей с ОВ) может касаться некоторых моментов, имеющих неоднозначное толкование с точки зрения социальных изменений в трансформирующемся обществе. То есть, имеем случаи, когда индивид с ОВ может правомерно рассматриваться в качестве такого субъекта, который имеет конструктивные позиции относительно изменения социальной реальности и позитивного воздействия на имеющиеся социальные процессы. Но возможен и обратный вариант, когда подобный индивид будет рассматриваться как некоторая функция самих социальных трансформаций, которые будут являться отраже-

нием множества объективных процессов, которые, способных влиять на вектор позитивного развития ценностных аспектов повседневного бытия социальной группы. В этой связи, следует затронуть достаточно интересную проблему, связанную с тем, что в социальной реальности необходимо учитывать, в какой ситуации происходит определённая активность человека с ОВ в русле его индивидуального времени, детерминирующая развитие социальных институтов, социальных процессов или событий в трансформирующемся включающем социуме. То есть, каждый индивид с ОВ должен быть заинтересован в достижении какого-то локального фрагмента социальной программы группы людей с ограниченными возможностями, чтобы он не просто чувствовал удовлетворение той или иной своей потребности, а непосредственно ценил достигаемый результат и мог толерантно относиться к результатам деятельности других членов особой социальной группы. Именно в этом направлении следует рассматривать реализацию собственно локального проекта в сфере социального конструирования ценностной сферы повседневного бытия включающего общества.

Также, возможно, вести дискурс как о культуре отдельной социально-локальной конструктивной деятельности человека с ограниченными возможностями в рамках его индивидуального времени, так и вести рассуждение об изменении принципиальных оснований культурной деятельности его как социального субъекта, с учетом всех иных принципов социально-рациональной деятельности, которые характерны для современного этапа развития социальной структуры общества. Отметим, что индивидуальная социально-конструктивная деятельность индивида с ОВ с позиции ее культурных особенностей, в определенной степени,проецируется на общую сферу культурной деятельности социальной группы или общества в целом, находящемся на определенном этапе своего развития.

Социальный конструктивизм утверждает, что повседневно-инклюзивная реальность особой социальной группы реконструируется в сочетании с интерпретацией повседневно-индивидуального инклюзивного бытия. Процесс воссоздания повседневной инклюзивной действительности осуществляется в рамках синтеза когнитивной и индивидуальной перцептивности в контексте индивидуального времени. Совокупность знаний об инклюзивной действительности транслируется через систему концептуальных конструктов, отражающих особенности событий, явлений и процессов инклюзивной реальности. Повседневное пространство особой социальной группы людей с ОВ определяется и представляется как своеобразная аккумуляция интерпретационных возможностей и способностей индивидов с ограниченными возможностями в повседневно-деятельностной сфере включающего социума.

Индивид с ОВ, в процессе переживания собственного индивидуального времени, «входит» в пространство инклюзивной реальности особой

социальной группы, которое характеризуется наполненностью весьма разнообразными значениями и смыслами, отражающими локальные результаты рациональной и ценностной деятельности индивидов с ОВ, конструирующих и интерпретирующих собственное повседневное бытие в сегменте повседневного бытия социальной группы. Таким образом, осуществляется социализация индивида в инклюзивном пространстве, инициирующая внесение в содержание его целерациональ-ной деятельности общих и универсальных концептов и смыслов, дающих возможность индивиду с ОВ приобщиться к реалиям повседневного бытия инклюзивной реальности. Поэтому концепт «интерпретация» становится базисным в понятийном аппарате социального конструктивизма. Подобное представление об особой значимости интерпретации в конструктивистских концепциях основывается на принятии определенных концептуальных конструктов, выступающих в качестве основополагающих и смыслообразующих концептов социально-конструктивистского подхода. В частности, к таким универсальным концептам относится интерпретативно-конструктивная модель, отражающая процессы понимания и осмысления эмпирических результатов индивидуального опыта.

Конструктивистская теория показывает, что процесс социализации индивидов с ограниченными возможностями в инклюзивном бытии реализуется весьма эффективно, если индивиды правильно интерпретируют и понимают локально-базисные схемы и алгоритмы коммуникационного взаимодействия в особой социальной группе. В рамках интерпретации и осмысления повседневного бытия индивида с ОВ в особой социальной группе формируются локально-уникальные значения и смыслы, определяющие характер и содержание не только его индивидуального времени, но и целерацио-нальной деятельности внутри инклюзивного бытия. В итоге, индивиды с ОВ вырабатывают и используют интерпретативно-конструктивные модели, способные приобщить их к комплексу установок, универсальных смыслов и ценностей повседневного инклюзивного бытия.

Интерпретативно-конструктивные модели отражают специфику целе- рациональной человеческой деятельности в инклюзивном пространстве особой социальной группы, формируя контент системы знаний и навыков, приоритетно влияющих на индивидуальное время и локальную интенциональ-ность жизнедеятельности индивида с ОВ. Использование интерпретативно-конструктивных моделей определяет возможности правильной интерпретации и адекватного понимания событий и явлений инклюзивной реальности, что позволяет вести эффективное социальное конструирование повседневного пространства человека с ОВ в рамках поиска спектра сценариев индивидуальной адаптации к инклюзивному бытию. В этом случае индивид, основываясь на внутренних социально-значимых установках и предпочтениях, имеет возможность выбора из множества сценариев такого, который

сз о

о Л о

о сз о в

сформирует его индивидуально-локальную траекторию вовлечения в инклюзивное пространство особой социальной группы. Конечно, подобные сценарии не всегда дают отчетливое представление о реальной инклюзивной бытийности социальной группы и поэтому конструктивно-проективные установки и предпочтения индивида с ОВ, касающиеся особенностей и перспектив его вхождения в повседневное инклюзивное бытие, будут зависеть от индивидуального опыта, основанного на применении интерпретативно-конструктивных моделей.

Отметим, что для индивидов с ограниченными возможностями в пространстве инклюзивной реальности необходимо понять, осмыслить и принять основные стереотипы и схемы взаимодействия и взаимосвязи с другими индивидами особой социальной группы. Само индивидуально-инклюзивное бытие предполагает весьма оригинальные значения и уникальные смыслы, приписываемые индивидом с ОВ собственной целерациональной деятельности в пространстве инклюзивного бытия с выходом на стереотипные взаимодействия в социальной группе. В этой связи индивиды с ОВ определяют действенность интерпретативно-конструктивных моделей с позиции их использования в процессе приобщения к набору социальных норм и ценностей повседневной инклюзивной реальности.

Конструктивистская теория значительное внимание уделяет применению базисных параметров социально-ориентированной координации, в рамках которой индивиды с ограниченными возможностями осуществляют координацию своих целе-рациональных поступков и действий на основе универсально-конструктивных моделей, определяющих интерпретационную специфику принципов социальной координации в повседневном пространстве особой социальной группы. Поэтому социальная координация выступает необходимым моментом в транзите от инклюзивно-индивидуальной реальности к инклюзивному бытию социальной группы, причем индивиды с ОВ реализуют корреляцию и синхронизацию своих локальных действий с правилами поведения и стереотипами действий во включающем обществе. Комплексная интерпретация таких правил и действий позволяет преобразовать их в повседневно-деятельностное инклюзивное пространство социальной группы. Механизмы социальной координации дают возможность индивиду с ОВ освоить и принять общезначимые установки и ценности инклюзивной реальности и выбрать относительно комфортный вариант вхождения в эту реальность. При этом социально-ориентированная координация инициирует использование и сочетание универсально-конструктивных и интерпретативно-конструктивных моделей. Интерпретативно-конструктивные модели представляют координацию взаимодействий е индивидов в социальной группе, определяющую е целерациональную и ценностно-рациональную де-Я ятельность человека с ОВ на уровне его индивиду° ального бытия. Универсально-конструктивные мозг дели подразумевают наличие тесных взаимосвязей

в социальной группе, в которой социальная координация реально выступает как социальное партнерство индивидов с ограниченными возможностями.

Заключение

Комплексность исследования индивидуального времени индивидов с ограниченными возможностями вызывает реальный исследовательский интерес относительно рассмотрения конструктивных особенностей индивидуального человеческого сознания с выделением уровней осмысления и осознания основных перспектив по реализации возможностей ведения целерациональной и конструктивно-рациональной деятельности. Механизмы социально-ориентированной координации в инклюзивном пространстве социальной группы связаны с особенностями и сущностными характеристиками индивидов, определяемыми различиями в их уровне образования и развития.

Литература

1. Аверина Н.В., Лойтаренко М.В., Попов В.В., Щеглов Б.С. Особенности альтернативности в социальных трансформациях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-9. С. 21152119.

2. Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колобкова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Липич В.В., Мифтахова Г.М., Никитина В.В., Парахонский А.П., Попрядухи-на Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

3. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика тем-поральности правового сознания социального субъекта // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5730-5733.

4. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке // Философия права. 2012. № 5 (54). С. 86-90.

5. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011. № 7-8 (15-16). С. 39-45.

6. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н. Случайность в системе динамических категорий // Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.

7. Попов В.В., Щеглов Б.С., Грановская М.В Специфика концепта «интервал» в исследовании социальных процессов // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-4. С. 872-875.

8. Попов В.В., Лойтаренко М.В., Таранова В.А Социальные противоречия и переходные перио-

ды: философско-методологические аспекты // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8-2. С. 42-46.

9. Попов В.В., Музыка О.А. Фактор темпорально-сти в контексте бытия социального субьекта // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 40-43.

10. Попов В.В., Музыка О.А. Специфика интервальной концепции времени: опыт концептуализации // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 3639.

11. Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение. Емельянов С.Г., Голик Н.И., Новикова И.В., Чиркова М.Б., Федосов П.Е., Золоторев В.Н., Попов В.В., Овчинникова Т.И., Клойзнер В.Д., Девяткин Г.Т., Вавулин Д.А., Тимошенко О.А., Варламова Т.П., Лахнова Т.В., Могилев-ская Г.И., Лаврентьева И.В., Великая Е.Г., Литвинова А.В., Семенов В.А., Исупова О.А. и др. Воронеж, 2003. Книга 3. 244 с.

12. Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. М.: МГППУ, 2013. С. 2538.

13. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. № 2 (1). Р. 6-19.

14. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. № 13 (3). Р.144-152.

INTERPRETATIVE MODELS IN STUDYING INDIVIDUAL TIME IN AN INCLUSIVE SOCIETY: A SOCIO-CONSTRUCTIONIST ASPECT

Popov V.V., Skripnichenko A.A.

Taganrog Institute A.P. Chekhov (branch) of the Rostov State Economic University (RINH)

It is shown that a feature of the study of the formation of everyday life of a person with disabilities in the communication sphere of an inclusive society is a complex combination of a constructiv-ist approach with a socio-phenomenological approach. It is demonstrated that the presentation of everyday communication intersub-jectivity as a priority sphere of human consciousness in the context of his individual time allows, within the boundaries of internal experience and mental images, to form and synthesize one's opinions, values, views that are relevant in the everyday communication space of an inclusive society. Situations are analyzed in which an individual with disabilities can be considered as such a subject who has constructive positions regarding changes in social reality and a positive impact on existing social processes. It is shown that the process of socialization of individuals with disabilities in an inclusive life is implemented very effectively if individuals correctly interpret and understand the local-basic schemes and algorithms of communication interaction in a particular social group. It is postulated that

interpretative-constructive models reflect the specifics of goal-oriented human activity in the inclusive space of a special social group, forming the content of a system of knowledge and skills that primarily affect individual time and local intentionality of the life of an individual with disabilities. It is revealed that individually-inclusive being implies very original meanings and unique meanings attributed by an individual with OB to their own purposeful rational activity in the space of inclusive being with access to stereotypical interactions in a social group.

Keywords: inclusive society, everyday inclusive reality, social constructivism, social coordination, interpretative-constructive models, limited opportunities (OS).

References

1. Averina N.V., Loitarenko M.V., Popov V.V., Shcheglov B.S. Features of alternativeness in social transformations // Fundamental research. 2014. No. 9-9. pp. 2115-2119.

2. Scientific research: information, analysis, forecast. Lip-skaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrakova T.S., Vo-ronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Donskikh T.P., Drozdo-va N. .V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kameneva I. Yu., Kolob-kova N.N., Kondratieva M.V., Kopytina M. Yu., Lipich V.V., Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popry-adukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009. Volume 25. 244 p.

3. Popov V.V., Agafonova T.P. Specifics of the temporality of the legal consciousness of a social subject // Fundamental Research. 2015. No. 2-25. pp. 5730-5733.

4. Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in science // Philosophy of Law. 2012. No. 5 (54). pp. 86-90.

5. Popov V.V., Chalenko M.V. Specificity of transitional states of modern Russian society // Social and humanitarian bulletin of the South of Russia. 2011. No. 7-8 (15-16). pp. 39-45.

6. Popov V.V., Shcheglov B.S., Usatova Yu.N. Randomness in the system of dynamic categories // Philosophy of Law. 2015. No. 1 (68). pp. 25-29.

7. Popov V.V., Shcheglov B.S., Granovskaya M.V. Specificity of the concept "interval" in the study of social processes // Fundamental Research. 2015. No. 2-4. pp. 872-875.

8. Popov V.V., Loitarenko M.V., Taranova V.A. Social contradictions and transitional periods: philosophical and methodological aspects // International Journal of Experimental Education. 2014. No. 8-2. pp. 42-46.

9. Popov V.V., Muzyka O.A. The factor of temporality in the context of being a social subject // International Journal of Experimental Education. 2015. No. 3-2. pp. 40-43.

10. Popov V.V., Muzyka O.A. The specificity of the interval concept of time: the experience of conceptualization // International Journal of Experimental Education. 2015. No. 3-2. pp. 36-39.

11. Modern entrepreneurship: socio-economic dimension. Emely-anov S.G., Golik N.I., Novikova I.V., Chirkova M.B., Fed-osov P.E., Zolotorev V.N., Popov V.V., Ovchinnikova T.I., Kloizner V.D., Devyatkin G.T., Vavulin D.A., Timoshenko O.A., Varlamova T.P., Lakhnova T.V., Mogilevskaya G.I., Lavrentie-va I.V., Velikaya E.G. ., Litvinova A.V., Semenov V.A., Isupo-va O.A. and others. Voronezh, 2003. Book 3. 244 p.

12. Shemanov A. Yu. Inclusion in the context of modern discussions: philosophical and cultural problems / Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: a collective monograph. M.: MGPPU, 2013. S.25-38.

13. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. No. 2 (1). R. 6-19.

14. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. No. 13 (3). R.144-152.

сз о

о Л о

о сз о в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.